Обзор состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в городахОбзор состояния конкурентной среды на рынке услуг 20.12.2010 Обзор состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в город

Сфера деятельности: ЖКХ и строительство

Обзор состояния конкурентной среды на рынке услуг

20.12.2010

Обзор состояния конкурентной среды на рынке услуг
по управлению многоквартирными домами в городах

1. Введение

Настоящий анализ выполнен Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республики Башкортостан.
Методическую основу исследования составил Порядок проведения анализа и оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 25.04.2006 № 108.
Цель отчета состоит в оценке состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг по управлению многоквартирными домами в городах.
В качестве источников информации использовались материалы Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа, Администрации городского округа город Стерлитамак, Администрация городского округа город Салават, Администрации городского округ город Октябрьский, Администрации городского округа город Нефтекамск, хозяйствующих субъектов.
Временной интервал обзора состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в городах задан периодом с 01.01.2009 по 31.12.2009. Временной интервал установлен Планом работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2009-2010 годы, утвержденным Приказом ФАС России от 06.02.2008 № 28.

2. Продуктовые границы товарного рынка

Продуктовые границы товарного рынка определяются, исходя из вида деятельности, возможности взаимозаменяемости услуг и товаров.
Товаром на исследуемом рынке является комплекс услуг по управлению многоквартирными домами. Состав указанных услуг регламентирован статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс):
- выполнение работ и услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества;
- предоставление коммунальных услуг собственникам помещений многоквартирного дома и пользующимся помещениями в этом доме лицам;
- осуществление иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности на основе заключаемого договора управления многоквартирным домом.
Под услугами имеются в виду услуги, оказываемые управляющей организацией работы и услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставление на основании заключенных договоров коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимися помещениями в этом доме лицам, а также осуществление иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.
В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) продуктовыми границами рынка являются: 70321 - услуги по управлению эксплуатацией жилого фонда.
Таким образом, продуктовые границы анализируемого рынка определены как деятельность оказания услуг управления многоквартирным домом.

3. Географические границы товарного рынка

Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатель имеет экономическую и технологическую возможность приобрести, а продавец реализовать рассматриваемый товар.
Определяя географические границы товарного рынка - территория муниципального образования, Башкортостанское УФАС России исходит из того, что указанная услуга может оказываться только по месту нахождения многоквартирного дома, а также с численностью с населением более 100 тысяч жителей.
На территории Республики Башкортостан в 5 городах численность населения более 100 тысяч жителей: г. Уфа, г. Стерлитамак, г. Салават, г. Октябрьский, г. Нефтекамск.
В соответствии с установленным порядком определение географических границ товарного рынка основывается на экономической возможности покупателя приобрести товар на территории Российской Федерации или ее части и отсутствии этой возможности за ее пределами.
В этой связи, а также в связи с отсутствием возможности приобретения потребителями услуг за пределами географических границ г. Уфа, г. Стерлитамак, г. Салават, г. Октябрьский, г. Нефтекамск, за географические границы данного рынка принимаются географические границы административные границы городского округа город Уфа, Стерлитамак, Салават, Октябрьский, Нефтекамск.

4. Состав продавцов и покупателей

Хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами являются специализированные организации, которые обеспечивают благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам.
Потребители услуг. Собственники помещений в многоквартирных домах.
Поставщики услуг. Управляющие организации - юридические лица независимо от организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по управлению многоквартирными домами.
На территории городского округа город Уфа представляют свои услуги по управлению многоквартирным домом следующие хозяйствующие субъекты:
1. Открытое акционерное общество "УЖХ Демского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан";
2. Открытое акционерное общество "УЖХ Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан";
3. Открытое акционерное общество "УЖХ Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан";
4. Открытое акционерное общество "УЖХ Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан";
5. Открытое акционерное общество "УЖХ Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан";
6. Открытое акционерное общество "УЖХ Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан";
7. Открытое акционерное общество "УЖХ Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан";
8. Общество с ограниченной ответственностью "Сипайловский";
9. Общество с ограниченной ответственностью "СервисСтрой-Инвест";
10. Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дом";
11. Общество с ограниченной ответственностью "Регионпрестиж";
12. Общество с ограниченной ответственностью "СтройТехноКомп";
13. Общество с ограниченной ответственностью ЖЭК "Капиталстрой";
14. Общество с ограниченной ответственностью Домоуправление "Южный" Киров;
15. Общество с ограниченной ответственностью "ЖЭУ";
16. Общество с ограниченной ответственностью "Эксплуатационная компания "УправДом";
17. Общество с ограниченной ответственностью "Интегралжилфондсервис";
18. Общество с ограниченной ответственностью "Йорт";
19. Общество с ограниченной ответственностью "Теплосервис";
20. Общество с ограниченной ответственностью "Жилстройсервис";
21. Общество с ограниченной ответственностью "Дружба";
22. Общество с ограниченной ответственностью "Жилищный комплекс 21";
23. Общество с ограниченной ответственностью "ВертикальИнвест";
24. Общество с ограниченной ответственностью "БашЖилСервис";

На территории городского округа город Стерлитамак представляют свои услуги по управлению многоквартирным домом следующие хозяйствующие субъекты:

1. Муниципальное унитарное предприятие "Управляющая компания "Жилкомсервис";
2. Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Трест жилищного хозяйства"
3. Общество с ограниченной ответственностью "Башжилиндустрия"
4. Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок №11";
5. Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-эксплуатационный участок №16";
6. Общество с ограниченной ответственностью "Универсалстройсервис" ;
7. Общество с ограниченной ответственностью "Партнер";
8. Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания"Росдомсервис";
9. Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Стройжилсервис";
10. Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания"Стрион";
11. Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Молодежное";
12. *Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания"Уют";
13. Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Луч".

На территории городского округа город Салават представляют свои услуги по управлению многоквартирным домом следующие хозяйствующие субъекты:

1. Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомзаказчик";
2. Общество с ограниченной ответственностью Домоуправление № 9
3. Общество с ограниченной ответственностью "Жилуправление 8";
4. Общество с ограниченной ответственностью "СалаватЖил-Сервис";
5. Общество с ограниченной ответственностью Наш Дом
6. Общество с ограниченной ответственностью Дом Сервис
7. Общество с ограниченной ответственностью Ремонт Монтаж Отопительных Систем
8. Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания Дом Монтаж Сервис";
9. Общество с ограниченной ответственностью Дом Монтаж Сервис Плюс

На территории городского округа город Октябрьский представляют свои услуги по управлению многоквартирным домом следующие хозяйствующие субъекты:

1. ОАО "Жилуправление".

На территории городского округа город Нефтекамск представляют свои услуги по управлению многоквартирным домом следующие хозяйствующие субъекты:

1. Общество с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства";
2. Общество с ограниченной ответственностью "Интеграл-Рем-Сервис";
3. Жилищный кооператив им.50 лет БАССР;
4. Общество с ограниченной ответственностью "Благоустройство ";
5. Общество с ограниченной ответственностью "Скиф";
6. Общество с ограниченной ответственностью ЖК "Строитель";
7. Общество с ограниченной ответственностью "Ремжилстрой".
В основу классификации поставщиков услуг положен критерий формы собственности.
Информация о распределении жилищного фонда (многоквартирных домов) по способам управления, представлена в таблице 1.
По состоянию на 31 декабря 2009 года управление многоквартирными домами осуществляли 53 частных и 1 муниципальная управляющих организаций на территории 5 городов Республики Башкортостан.

5. Объем рынка управления многоквартирным домом

Количество многоквартирных домов и объем жилищного фонда представленных администрациями (таб. № 1).

Таблица 1. Количество многоквартирных домов и объем жилищного фонда.

Городской округКоличество многоквартирных домов, штобъем жилищного фонда, тыс. м2
городской округ город Уфа11082,0021698,40
городской округ город Стерлитамак1671,004524,30
городской округ город Салават1130,002991,40
городской округ город Нефтекамск1085,002117,20
городской округ город Октябрьский783,001615,61

Объем рынка услуг по управлению многоквартирными домами определяется как общая площадь жилищного фонда в многоквартирных домах в географических границах рынка и измеряется в натуральном выражении – в тысячах квадратных метров.
По состоянию на 31.12.2009 года общий объем жилищного фонда в многоквартирных домах в исследуемых городах Республики Башкортостан – 32946,91 тысяч квадратных метров в 15751 многоквартирных домах, из них способ управления управляющей организацией является преобладающим. Он используется в 8053 многоквартирных домах (72,40% от общего количества многоквартирных домов) в городе Уфа, 1084 многоквартирных дома (64,87% от общего количества многоквартирных домов) в городе Стерлитамак, 808 многоквартирных домах (71,55% от общего количества многоквартирных домов) города Салават, 771 многоквартирном доме (71,06% от общего количества многоквартирных домов) города Нефтекамск и 637 многоквартирных домах (81,35% от общего количества многоквартирных домов) город Октябрьский. При этом доля данного способа управления значительно варьируется от 64,87% до 81,35% по городам Республики Башкортостан.
Количество многоквартирных домов и объем жилищного фонда находящийся в управлении хозяйствующих субъектов на территории городского округа город Уфа (таб. 2).

Таблица 2. Количество многоквартирных домов и объем жилого фонда в городе Уфа.

№ пп Наименование хозяйствующего субъекта с указанием его организационно-правовой формы Объем (доля) жилищного фонда, находящегося в управлении хозяйствующими субъектами
тыс.м2 количество многоквартирных домов, находящихся в управлении, шт.
1. Открытое акционерное общество "УЖХ Демского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан"; * *
2. Открытое акционерное общество "УЖХ Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан"; * *
3. Открытое акционерное общество "УЖХ Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан"; * *
4. Открытое акционерное общество "УЖХ Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан"; * *
5. Открытое акционерное общество "УЖХ Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан"; * *
6. Открытое акционерное общество "УЖХ Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан"; * *
7. Открытое акционерное общество "УЖХ Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан"; * *
8. Общество с ограниченной ответственностью "Сипайловский"; * *
9. Общество с ограниченной ответственностью "СервисСтрой-Инвест"; * *
10. Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дом"; * *
11. Общество с ограниченной ответственностью "Регионпрестиж"; * *
12. Общество с ограниченной ответственностью "СтройТехноКомп"; * *
13. Общество с ограниченной ответственностью ЖЭК "Капиталстрой"; * *
14. Общество с ограниченной ответственностью Домоуправление "Южный" Киров; * *
15. Общество с ограниченной ответственностью "ЖЭУ"; * *
16. Общество с ограниченной ответственностью "Эксплуатационная компания "УправДом"; * *
17. Общество с ограниченной ответственностью "Интегралжилфондсервис"; * *
18. Общество с ограниченной ответственностью "Йорт"; * *
19. Общество с ограниченной ответственностью "Теплосервис"; * *
20. Общество с ограниченной ответственностью "Жилстройсервис"; * *
21. Общество с ограниченной ответственностью "Дружба"; * *
22. Общество с ограниченной ответственностью "Жилищный комплекс 21"; * *
23. Общество с ограниченной ответственностью "ВертикальИнвест"; * *
24. Общество с ограниченной ответственностью "БашЖилСервис"; * *
* коммерческая тайна
Доля хозяйствующих субъектов на рынке управления многоквартирным домом на территории городского округа город Уфа (таб. 3).

Таблица 3. Доли хозяйствующих субъектов на рынке управления многоквартирным домом.

№ ппНаименование хозяйствующего субъекта с указанием его организационно-правовой формыДоля хозяйствующего субъекта от общего жилищного фонда, %
1Открытое акционерное общество "УЖХ Демского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан";2,69
2Открытое акционерное общество "УЖХ Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан";3,25
3Открытое акционерное общество "УЖХ Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан";7,47
4Открытое акционерное общество "УЖХ Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан";12,67
5Открытое акционерное общество "УЖХ Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан";9,27
6Открытое акционерное общество "УЖХ Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан";12,66
7Открытое акционерное общество "УЖХ Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан";9,18
8Общество с ограниченной ответственностью "Сипайловский";9,05
9Общество с ограниченной ответственностью "СервисСтрой-Инвест";0,11
10Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дом";0,02
11Общество с ограниченной ответственностью "Регионпрестиж";0,06
12Общество с ограниченной ответственностью "СтройТехноКомп";0,02
13Общество с ограниченной ответственностью ЖЭК "Капиталстрой";0,07
14Общество с ограниченной ответственностью Домоуправление "Южный" Киров;0,74
15Общество с ограниченной ответственностью "ЖЭУ";0,62
16Общество с ограниченной ответственностью "Эксплуатационная компания "УправДом";1,16
17Общество с ограниченной ответственностью "Интегралжилфондсервис";0,83
18Общество с ограниченной ответственностью "Йорт";0,23
19Общество с ограниченной ответственностью "Теплосервис";0,11
20Общество с ограниченной ответственностью "Жилстройсервис";0,38
21Общество с ограниченной ответственностью "Дружба";0,07
22Общество с ограниченной ответственностью "Жилищный комплекс 21";0,02
23Общество с ограниченной ответственностью "ВертикальИнвест";0,12
24Общество с ограниченной ответственностью "БашЖилСервис";0,13

 В настоящее время на территории города Уфа действуют 24 хозяйствующих субъектов с частной формой собственностью, предоставляющие свои услуги по управлению многоквартирным домом из них наиболее крупными хозяйствующими субъектами являются:
Открытое акционерное общество "УЖХ Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" доля, которого составляет 12,67%;
Открытое акционерное общество "УЖХ Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" доля, которого составляет 12,66%;
Открытое акционерное общество "УЖХ Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" доля, которого составляет 9,27%.

Количество многоквартирных домов и объем жилищного фонда находящийся в управлении хозяйствующих субъектов на территории городского округа город Стерлитамак (таб. 4).

Таблица 4. Количество многоквартирных домов и объем жилого фонда в городе Стерлитамак.
№ пп Наименование хозяйствующего субъекта с указанием его организационно-правовой формы Объем (доля) жилищного фонда, находящегося в управлении хозяйствующими субъектами
тыс.м2 количество многоквартирных домов, находящихся в управлении шт.
1 Муниципальное унитарное предприятие "Управляющая компания "Жилкомсервис" * *
2 Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Трест жилищного хозяйства" * *
3 Общество с ограниченной ответственностью "Башжилиндустрия" * *
4 Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок №11" * *
5 Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-эксплуатационный участок №16" * *
6 Общество с ограниченной
ответственностью
"Универсалстройсервис" * *
7 Общество с ограниченной ответственностью "Партнер" * *
8 Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Росдомсервис" * *
9 Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Стройжилсервис" * *
10 Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Стрион" * *
11 Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Молодежное" * *
12 Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания"Уют" * *
13 Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Луч" * *
*коммерческая тайна
Доля хозяйствующих субъектов на рынке управления многоквартирным домом на территории городского округа город Стерлитамак (таб. 5)

Таблица 5. Доли хозяйствующих субъектов на рынке управления многоквартирным домом.

№ ппНаименование хозяйствующего субъекта с указанием его организационно-правовой формыДоля хозяйствующего субъекта от общего жилищного фонда, %
1Муниципальное унитарное предприятие "Управляющая компания "Жилкомсервис"0,79
2Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Трест жилищного хозяйства"55,08
3Общество с ограниченной ответственностью "Башжилиндустрия"22,89
4Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок №11"7,14
5Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-эксплуатационный участок №16"3,96
6Общество с ограниченной
ответственностью
"Универсалстройсервис"
0,16
7Общество с ограниченной ответственностью "Партнер"0,39
8Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Росдомсервис"1,01
9Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Стройжилсервис"0,97
10Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Стрион"0,38
11Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Молодежное"1,02
12Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания"Уют"0,37
13Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Луч"0,12

В настоящее время на территории города Стерлитамак действуют 12 хозяйствующих субъектов частных по форме собственности и 1 муниципальное предприятие, предоставляющие свои услуги по управлению многоквартирным домом из них наиболее крупными хозяйствующими субъектами являются:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Трест жилищного хозяйства" доля, которого составляет 55,08%;
Общество с ограниченной ответственностью "Башжилиндустрия" доля, которого составляет 22,89%;
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-эксплуатационный участок №11" доля, которого составляет 7,14%.

Количество многоквартирных домов и объем жилищного фонда находящийся в управлении хозяйствующих субъектов на территории городского округа город Салават (таб. 6).

Таблица 6. Количество многоквартирных домов и объем жилого фонда в городе Салават.

№ пп Наименование хозяйствующего субъекта с указанием его организационно-правовой формы Объем (доля) жилищного фонда, находящегося в управлении хозяйствующими субъектами
тыс.м2 количество многоквартирных домов, находящихся в управлении, шт.
1 Общество с ограниченной ответственностью Жилкомзаказчик * *
2 Общество с ограниченной ответственностью Домоуправление № 9 * *
3 Общество с ограниченной ответственностью Жилуправление № 8 * *
4 Общество с ограниченной ответственностью Салаватжилсервис * *
5 Общество с ограниченной ответственностью Наш Дом * *
6 Общество с ограниченной ответственностью Дом Сервис * *
7 Общество с ограниченной ответственностью Ремонт Монтаж Отопительных Систем * *
8 Общество с ограниченной ответственностью Дом Монтаж Сервис * *
9 Общество с ограниченной ответственностью Дом Монтаж Сервис Плюс * *
* коммерческая тайна
Доля хозяйствующих субъектов на рынке управления многоквартирным домом на территории городского округа город Салават (таб. 7)

Таблица 7. Доли хозяйствующих субъектов на рынке управления многоквартирным домом.

 № пп Наименование хозяйствующего субъекта с указанием его организационно-правовой формы Доля хозяйствующего субъекта от общего жилищного фонда, %
 1 Общество с ограниченной ответственностью Жилкомзаказчик 50,04
 2 Общество с ограниченной ответственностью Домоуправление № 9 0,35
 3 Общество с ограниченной ответственностью Жилуправление № 8 5,50
 4 Общество с ограниченной ответственностью Салаватжилсервис 7,45
 5 Общество с ограниченной ответственностью Наш Дом 3,09
 6 Общество с ограниченной ответственностью Дом Сервис 1,39
 7 Общество с ограниченной ответственностью Ремонт Монтаж Отопительных Систем 0,28
 8 Общество с ограниченной ответственностью Дом Монтаж Сервис 1,04
 9 Общество с ограниченной ответственностью Дом Монтаж Сервис Плюс 0,71

 В настоящее время на территории города Салават действуют 9 хозяйствующих субъектов с частной формой собственностью, предоставляющие свои услуги по управлению многоквартирным домом из них наиболее крупными хозяйствующими субъектами являются:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомзаказчик" доля, которого составляет 50,04%;
Общество с ограниченной ответственностью "СалаватЖил-Сервис" доля, которого составляет 7,45%;
Общество с ограниченной ответственностью "Жилуправление 8", которого составляет 5,50%.

Количество многоквартирных домов и объем жилищного фонда находящийся в управлении хозяйствующих субъектов на территории городского округа город Октябрьский (таб. 8).

Таблица 8. Количество многоквартирных домов и объем жилого фонда в городе Октябрьский.
№ пп Наименование хозяйствующего субъекта с указанием его организационно-правовой формы Объем (доля) жилищного фонда, находящегося в управлении хозяйствующими субъектами
тыс.м2 количество многоквартирных домов, находящихся в управлении, шт.
1 ОАО "Жилуправление" * *
*коммерческая тайна
Доля хозяйствующих субъектов на рынке управления многоквартирным домом на территории городского округа город Октябрьский (таб. 9)

Таблица 9. Доли хозяйствующих субъектов на рынке управления многоквартирным домом.

 № пп Наименование хозяйствующего субъекта с указанием его организационно-правовой формы Доля хозяйствующего субъекта от общего жилищного фонда, %
 1ОАО "Жилуправление"  86,63

В настоящее время на территории города Октябрьский действует 1 хозяйствующих субъектов с частной формой собственностью предоставляющей свои услуги по управлению многоквартирным домом:
ОАО "Жилуправление" доля, которого составляет 86,63%;

Количество многоквартирных домов и объем жилищного фонда находящийся в управлении хозяйствующих субъектов на территории городского округа город Нефтекамск (таб. 10).

Таблица 10. Количество многоквартирных домов и объем жилого фонда в городе Нефтекамск.

№ пп Наименование хозяйствующего субъекта с указанием его организационно-правовой формы Объем (доля) жилищного фонда, находящегося в управлении хозяйствующими субъектами
тыс.м2 количество многоквартирных домов, находящихся в управлении шт.
1 Общество с ограниченной ответственностью "УЖКХ" * *
2 Общество с ограниченной ответственностью "Интеграл-РемСервис" * *
3 ЖК 50лет БАССР * *
4 Общество с ограниченной ответственностью "Благоустройство " * *
5 Общество с ограниченной ответственностью "Скиф" * *
6 Общество с ограниченной ответственностью ЖК "Строитель" * *
7 Общество с ограниченной ответственностью "Ремжилстрой" * *
*коммерческая тайна
Доля хозяйствующих субъектов на рынке управления многоквартирным домом на территории городского округа город Нефтекамск (таб. 11)

Таблица 11. Доли хозяйствующих субъектов на рынке управления многоквартирным домом.

 № ппНаименование хозяйствующего субъекта с указанием его организационно-правовой формы  Доля хозяйствующего субъекта от общего жилищного фонда, %
 1 Общество с ограниченной ответственностью "УЖКХ" 82,95
 2 Общество с ограниченной ответственностью "Интеграл-РемСервис" 4,52
 3 ЖК 50лет БАССР 2,74
 4 Общество с ограниченной ответственностью "Благоустройство " 1,02
 5 Общество с ограниченной ответственностью "Скиф" 0,35
 6 Общество с ограниченной ответственностью ЖК "Строитель" 1,68
 7 Общество с ограниченной ответственностью "Ремжилстрой" 0,65

В настоящее время на территории города Нефтекамск действуют 7 хозяйствующих субъектов с частной формой собственностью, предоставляющие свои услуги по управлению многоквартирным домом из них наиболее крупными хозяйствующими субъектами являются:
Общество с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства" доля, которого составляет 82,95%;
Общество с ограниченной ответственностью "Интеграл-Рем-Сервис" доля, которого составляет 4,52%;
Жилищный кооператив им.50 лет БАССР доля, которого составляет 2,74%.

6.. Количественные показатели структуры рынка
6.1 Низкоконцентрированный тип рынка

На территории городских округа город Уфа наиболее крупными, являются 3 хозяйствующих субъекта (Открытое акционерное общество "УЖХ Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан", Открытое акционерное общество "УЖХ Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан", Открытое акционерное общество "УЖХ Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан"), доли которых на рынке услуг управления многоквартирным домом по итогам 2009 года находятся в пределах от 9,27% до 12,67%. При этом коэффициент рыночной концентрации (CR3) в 2009 году составил 34,60%, а НН1= 649,58. Показатели рыночной концентрации позволяют сделать вывод о том, что рынок услуги управления многоквартирным домом в географических границах городского округа город Уфа относится к III типу рынка и является низкоконцентрироавнным.

6.2 Высококонцентрированный тип рынка

На территории городских округа город Стерлитамак, Салават, Октябрьский, Нефтекамск свои услуги по управлению многоквартирным домом представляют специализированные организаций. Наиболее крупными на территории города Стерлитамак, являются 3 хозяйствующих субъекта (Общество с ограниченной ответственностью "Башжилиндустрия", Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Трест жилищного хозяйства", Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок №11"), доли которых на рынке услуг управления многоквартирным домом по итогам 2009 года находятся в пределах от 7,14% до 55,08%. При этом коэффициент рыночной концентрации (CR3) в 2009 году составил 85,11%, а НН1= 3232,17. Показатели рыночной концентрации позволяют сделать вывод о том, что рынок услуги управления многоквартирным домом в географических границах городского округа город Стерлитамак относится к I типу рынка и является высококонцентрированным.
Наиболее крупными на территории города Салават, являются 3 хозяйствующих субъекта (Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомзаказчик", Общество с ограниченной ответственностью "СалаватЖил-Сервис", Общество с ограниченной ответственностью "Жилуправление 8"), доли которых на рынке услуг управления многоквартирным домом по итогам 2009 года находятся в пределах от 5,50% до 50,04%. При этом коэффициент рыночной концентрации (CR3) в 2009 году составил 62,98%, а НН1= 2602,95. Показатели рыночной концентрации позволяют сделать вывод о том, что рынок услуги управления многоквартирным домом в географических границах городского округа город Салават относится к I типу рынка и является высококонцентрированным.
Наиболее крупными на территории города Октябрьский, являются 1 хозяйствующий субъект (ОАО "Жилуправление"), доли которого на рынке услуг управления многоквартирным домом по итогам 2009 года находятся в пределах 86,63%. При этом коэффициент рыночной концентрации (CR3) в 2009 году составил 86,63%, а НН1=7504,76. Показатели рыночной концентрации позволяют сделать вывод о том, что рынок услуги управления многоквартирным домом в географических границах городского округа город Октябрьский относится к I типу рынка и является высококонцентрированным.
Наиболее крупными на территории города Нефтекамск, являются 3 хозяйствующих субъекта (Общество с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства", Общество с ограниченной ответственностью "Интеграл-Рем-Сервис", Жилищный кооператив им.50 лет БАССР), доли которых на рынке услуг управления многоквартирным домом по итогам 2009 года находятся в пределах от 2,74% до 82,95%. При этом коэффициент рыночной концентрации (CR3) в 2009 году составил 90,21%, а НН1= 6912,92. Показатели рыночной концентрации позволяют сделать вывод о том, что рынок услуги управления многоквартирным домом в географических границах городского округа город Октябрьский относится к I типу рынка и является высококонцентрированным.
Низкий уровень концентрации рынка оказания услуг по управлению многоквартирными домами зафиксирован в городе - «миллионнике». В четырех городах с численностью населения от 100 тыс. до 500 тыс. человек зафиксирован высокий уровень концентрации.
Полученные данные могут свидетельствовать о существовании корреляции между численностью населения города и уровнем концентрации рынка оказания услуг по управлению многоквартирными домами: чем больше численность населения, тем ниже уровень концентрации товарного рынка.

7. Барьеры входа на рынок услуг по управлению многоквартирным домом в городах

Рынок услуг по управлению многоквартирными домами в городах характеризуется незначительными барьерами входа. Деятельность управляющих организаций не требует значительных первоначальных инвестиций, не является лицензируемой. Действующим законодательством не установлены квалификационные требования к управляющим организациям.
Вместе с тем, в действующем законодательстве содержатся положения, позволяющие хозяйствующим субъектам, органам власти и органам местного самоуправления ограничивать конкуренцию.
1. Административным барьером является установление в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2005 г. № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации» по муниципальным образованиям предельных (максимальных или минимальных) индексов платы граждан за жилье для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений, которые не приняли решения о выборе способа управления многоквартирным домом, что также препятствует развитию договорных отношений на рынке услуг по управлению многоквартирными домами и вхождению на данный рынок иных хозяйствующих субъектов.
2. Муниципальные органы власти продолжают устанавливать размер платы для собственников помещений многоквартирных домов за содержание и ремонт общего имущества, вводить обязательные платежи (например, на проведение капитального ремонта) в границах соответствующего муниципального образования, что препятствует развитию ценообразования на договорной основе и ведет к перекрестному финансированию одних объектов за счет средств, полученных от других объектов. Размер платы за содержание и ремонт должен устанавливаться общим собранием собственников помещений по предложению управляющей организации по каждому дому индивидуально в зависимости от конкретных технических характеристик дома.
Наличие указанных барьеров входа на рынок требует их устранения, в том числе путем внесения соответствующих изменений в нормативные правовые акты.

8. Выводы

Проведенный анализ рынка предоставления услуг по управлению многоквартирным домом, что:
1. Продуктовыми границами исследуемого рынка является деятельность оказания комплекса услуг по управлению многоквартирным домом.
2. Продавцами (поставщиками) на данном рынке являются специализированные организации, предоставляющие услуги по управлению многоквартирным домом, а покупателями – жилой фонд (население), административные здания, коммерческие организации (банки, торгово-развлекательные центры и др.).
3. Географические границы рынка предоставления услуг по управлению многоквартирным домом заключены в административных границах в городах с населением более 100 тыс. жителей, а именно городской округа город Уфа, городской округ город Стерлитамак, городской округ город Салават, городской округ город Октябрьский, городской округ город Нефтекамск.
4. Управление многоквартирным домом – это деятельность по управлению всеми помещениями (квартирами, комнатами), находящимися в собственности одного лица, Также всегда деятельность, процесс, растянутый во времени. Временные рамки управления конкретным многоквартирным домом зависят от жизненного цикла дома – с момента его постройки и до момента сноса.
5. При проведении настоящего обзора, установлено, что в городском округе Уфа действует 24 управляющих организаций, обслуживающая 15338,60 тыс. кв. м. или 70,92% от общего жилищного фонда города. В городском округе город Стерлитамак действует 13 управляющих организаций, обслуживающих 3629,00 тыс. кв. м. или 80,21% от общего жилищного фонда города. В городском округе город Салават действует 9 управляющих организаций, обслуживающих 2089,40 тыс. кв. м. или 69,85% от общего жилищного фонда города. В городском округе город Октябрьский действует 1 управляющая организация, обслуживающая 1399,61 тыс. кв. м. или 86,63% от общего жилищного фонда города. В городском округе город Нефтекамск действует 7 управляющих организации, обслуживающих 1930,10 тыс. кв. м. или 91,16% от общего жилищного фонда города.
7. При достаточно большом количестве действующих на рынке частных управляющих организаций доля жилищного фонда, управляемого этими организациями велика. Меньшая часть жилищного фонда обслуживается муниципальными унитарными предприятиями.
8. Рынок услуг по управлению многоквартирными домами в городском округе Уфа является рынком с развитой конкуренцией.
9. Полученные данные относительно уровня концентрации рынка услуг по управлению многоквартирными домами могут свидетельствовать о существовании корреляции между численностью населения города и уровнем концентрации рынка оказания услуг по управлению многоквартирными домами: чем больше численность населения, тем ниже уровень концентрации.
10. Растет количество многоквартирных домов, в которых собственниками помещений выбран в качестве способа управления ТСЖ, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив. 4.
11. В рассматриваемых географических границах количество многоквартирных домов, в которых способ управления не выбран: отсутствует.
12. Положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», о которых шла речь в разделе VII настоящего обзора, препятствующие развитию конкуренции на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в городах, требуют изменения путем разработки и принятия соответствующих нормативных актов.