Аналитический отчет по анализу состояния конкуренции на рынке оказания услуг автовокзалов предприятиям автомобильного транспорта общего пользования (перевозчикам) в границах отдельных муниципальных образований Республики Башкортостан в 2018-2019 гг.

Аналитический отчет по анализу состояния конкуренции на рынке оказания услуг автовокзалов предприятиям автомобильного транспорта общего пользования (перевозчикам) в границах отдельных муниципальных образований Республики Башкортостан в 2018-2019 гг.

 

Общие положения

 

Основанием для изучения состояния конкуренции розничного рынка услуг автовокзалов (автостанций) предприятиям автомобильного транспорта общего пользования (перевозчикам) в границах отдельных муниципальных образований Республики Башкортостан явилось поступление в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - УФАС России по РБ) обращение ООО «Трансспецсервис».

Настоящий анализ проведен в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 (зарегистрирован в Минюсте РФ 02.08.2010 г. №18026) (далее Порядок №220).

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, а также доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов, применительно к которому выполняются в совокупности условия, указанные в части 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции.

Задачей настоящего анализа является оценка состояния конкуренции на рынке оказания услуг автовокзалов в границах муниципальных образований Республики Башкортостан и установление долей хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

При исследовании настоящего рынка были проведены следующие этапы анализа и оценки состояния конкурентной среды:

  • определен временной интервал исследования товарного рынка;
  • определены продуктовые границы товарного рынка;
  • определены географические границы товарного рынка;
  • определен состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке;
  • рассчитан объем товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;
  • определен уровень концентрации товарного рынка;
  • определены барьеры входа на товарный рынок;
  • дана оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.

В качестве источника информации были использованы сведения, полученные от хозяйствующих субъектов, действующих на рынке оказания услуг автовокзалов (автостанций) могут использоваться:

- данные официальной статистической информации;

- сведения, органов местного самоуправления;

- сведения, полученные от физических и юридических лиц, в том числе сведения, представляемые покупателем (покупателями) данного товара, в том числе в результате их выборочного опроса, а также сведения, представляемые продавцами данного товара;

- данные собственных исследований антимонопольного органа и данные антимонопольных органов других регионов;

- данные ранее проведенных антимонопольными органами исследований состояния конкуренции на соответствующем товарном рынке;

- данные иных источников, предусмотренных приказом ФАС России от 28.04.2010 №220.

В качестве нормативной правовой базы использованы следующие документы: Федеральный закон от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (Закон о защите конкуренции); Федеральный закон от 08.11.2007 №259-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее - Устав автомобильного транспорта); Федеральный закон от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об организации регулярных перевозок); Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским      наземным электрическим транспортом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 №112 (ред. от 28.04.2015) (далее Правила перевозок пассажиров №112); Приказ Минтранса России от 29.12.2015 №387 «Об утверждении минимальных требований к оборудованию автовокзалов и автостанций» (Зарегистрировано в Минюсте России 10.03.2016 №41368) (далее Требования к оборудованию автовокзалов). ГОСТ Р 51825-2001 «Услуги пассажирского автомобильного транспорта. Общие требования», (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 14.11.2001 №461-ст) (далее ГОСТ Р 51825-2001); Приказ Минтранса РФ от 01.11.2010 №234 «Об утверждении Требований к оборудованию автовокзалов» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.12.2010 №19512) (далее Требования к оборудованию автовокзалов).

Приложение 23 «Типовое положение об автобусном вокзале (автостанции) Приказа Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981 №200 «Об утверждении Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте», действующее в части не противоречащей Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 №112 (далее Типовое положение об автовокзале (автостанции); «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» ОК 029- 2007 (КДЕС Ред. 1.1) (утв. Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 №329-ст) (ред. от 14.12.2011) (введен в действие 01.01.2008 на период до 01.01.2013 без отмены ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1)) (далее ОКВЭД).

 

1. Определение временного интервала исследования товарного рынка

В соответствии с частью 9 статьи 5 Закона о защите конкуренции временной интервал анализа состояния конкуренции определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

В связи с вышеизложенным, временной интервал определен периодом: 2018-2019.

 

2. Продуктовые границы товарного рынка.

В соответствии с пунктом 3.1 Порядка №220 определение продуктовых границ товарного рынка - это процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке. Указанная процедура включает в себя:

предварительное определение товара;

выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара; определение взаимозаменяемых товаров.

Продуктовые границы товарного рынка предварительно определены на основании нормативных актов и общероссийских классификаторов.

Общие условия перевозок пассажиров и багажа автобусами, а также общие условия предоставления услуг пассажирам, перевозчикам на объектах транспортных инфраструктур устанавливаются Уставом автомобильного транспорта.

Услуги автовокзалов (автостанций) в соответствии с ОКВЭД относятся к подклассу: Прочая вспомогательная транспортная деятельность - код 63.2 и виду: Деятельность терминалов (автостанций и т.п.) - код 63.21.21.

В связи с изложенным предварительно продуктовые границы рынка определены как услуги автовокзалов (автостанций).

В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Устава автомобильного транспорта объекты транспортной инфраструктуры - сооружения, производственно-технологические комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров, фрахтователей, грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков и фрахтовщиков, а также для обеспечения работы транспортных средств.

Согласно пункту 3.1 ГОСТ Р 51825-2001 услуги пассажирского автомобильного транспорта подразделяют на две группы:

услуги по непосредственному перемещению пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств (услуги по перевозке);

услуги, не связанные с перемещением пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств, но имеющие непосредственное отношение к перевозке.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 3 Закона об организации регулярных перевозок автовокзал, автостанция - объекты транспортной инфраструктуры, включающие в себя комплексы зданий, сооружений, которые размещены на специально отведенных территориях, предназначены для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок и оборудование которых соответствует установленным требованиям.

В соответствии с пунктом 2 Правил перевозок пассажиров №112,

автовокзал - объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, обеспечивающий возможность отправления более 1000 человек в сутки;

автостанция - объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, обеспечивающий возможность отправления от 250 до 1000 человек в сутки.

В соответствии с пунктом 20 Правил перевозок пассажиров №112 оборудование автовокзалов должно соответствовать требованиям, установленным Министерством транспорта Российской Федерации.

В соответствии с возложенными задачами автовокзал (автостанция) организует (пункты 9.1 - 9.9 Типового положения об автобусном вокзале (автостанции), утвержденном Приказом Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981 №200 «Об утверждении Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте.», действующее в части не противоречащей Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 №112 (далее Типовое положение об автовокзале)):

продажу билетов на проезд и провоз подлежащего оплате багажа на все предусмотренные расписанием отправления автобусов;

информацию населения (наглядную, радио, радиотелефонную и личную, через справочное бюро) о маршрутах работы автобусов, стоимости и наличии билетов по направлениям в кассах предварительной и текущей продажи, времени и местах посадки пассажиров, прибытия и отправления автобусов, правилах пользования автобусами и т.д.;

контроль за подачей автотранспортными предприятиями автобусов в надлежащем санитарном состоянии и в установленное расписанием время;

посадку пассажиров в автобусы в соответствии с приобретенными билетами на специально оборудованных перронах и посадочных площадках;

руководство и регулирование движения пассажирского автотранспорта, обслуживаемого автовокзалом (пассажирской автостанцией);

учет прибытия и отправления автобусов, а также всех изменений в движении

автобусов;

обеспечение отметки путевых документов;

обеспечение безопасной посадки и высадки пассажиров из автобусов на специально отведенных посадочных площадках и перронах.

В соответствии с пунктами 7, 8 Требований к оборудованию автовокзалов, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 01.11.2010 №234 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.12.2010 №19512; далее Требования к оборудованию автовокзалов) на территории автовокзала, автостанции размещаются:

  1. перроны (площадки) для посадки пассажиров в автобусы;
  2. перроны (площадки) для высадки пассажиров из автобусов;
  3. площадка для стоянки автобусов, посты для уборки и осмотра автобусов (для автовокзалов, на территории которых расположены остановочные пункты маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа в международном сообщении).

Перроны (площадки) для посадки пассажиров в автобусы, перроны (площадки) для высадки пассажиров из автобусов и посты для уборки и осмотра автобусов должны иметь асфальтобетонное или бетонное покрытие.

Таким образом, полный комплекс услуг автовокзалов (автостанций) возможно оказывать только на автовокзалах, автостанциях.

Согласно пункту 3.1 ГОСТ Р 51825-2001 услуги, не связанные с перемещением пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств, но имеющие непосредственное отношение к перевозке, включают в себя:

услуги по продаже проездных документов (продажа, прием сдаваемых проездных документов, резервирование мест, доставка билетов по указанному адресу и т.п.);

информационные услуги (предоставление зрительной и звуковой информации о месте и времени отправления автотранспортных средств, расписании движения, тарифах, правилах перевозок и т.п.);

оказание услуг в медпунктах, комнатах матери и ребенка, помещениях отдыха пассажиров и т.п.;

предоставление санитарно-гигиенических услуг;

услуги по хранению и обработке багажа (упаковка багажа, услуги камер хранения, услуги носильщиков и т.п.).

В силу требований нормативных документов, регулирующих деятельность автовокзалов (автостанций), услуги автовокзалов (автостанций) можно разделить исходя из статуса покупателя этих услуг: услуги автовокзалов (автостанций), оказываемые пассажирам; услуги автовокзалов (автостанций), оказываемые предприятиям автомобильного транспорта общего пользования (Перевозчикам).

При этом услуги автовокзалов, автостанций для пассажиров являются сервисными и вторичными услугами к услуге перевозки и не могут существовать в качестве обособленного товара.

Таким образом, две группы покупателей услуг автовокзалов (автостанций): пассажиры и Перевозчики различаются по способу и формам участия в обороте товара, по предъявляемым к товару требованиям, по особенностям поведения на товарном рынке.

В соответствии с пунктом 3.3 Порядка №220 разные группы приобретателей признаются действующими на разных товарных рынках, если один и тот же продавец на основании признаков, указанных в настоящем пункте, устанавливает (может установить) разные цены на один и тот же товар для разных групп приобретателей.

Рассматриваемый товар - услуга автовокзалов (автостанций), может обращаться на одной и той же территории на разных товарных рынках. Такие товарные рынки согласно пункта 3.3 Порядка №220 следует анализировать обособленно.

В настоящем исследовании анализируются только услуги автовокзалов, автостанций, оказываемые предприятиям автомобильного транспорта общего пользования (далее - Перевозчики).

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона о защите конкуренции взаимозаменяемые товары - товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях) (пункт 3).

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Таким образом, рынок - это система экономических отношений между продавцами и покупателями для осуществления сделки, которая могла бы обеспечить получение прибыли продавцу и удовлетворить нужды покупателя, основными элементами которой являются спрос, предложение и цена.

Основная особенность услуги, как товара, в неразрывности ее производства и потребления. Оказать услугу можно только тогда, когда поступает заказ или появляется клиент. С этой точки зрения производство и потребление услуг тесно взаимосвязаны и не могут быть разорваны во времени.

Технологии работы и услуги в большинстве случаев это сложный продукт, обладающий динамичной процессно-выстроенной системой отношений и процедур, каждая из которых может обладать локализованными процессными качественными характеристиками, но не иметь законченной индивидуальной товарно-потребительской ценности.

Взаимозаменяемых услуг для услуг автовокзала (автостанции) нет в силу их специфики.

Окончательно продуктовые границы настоящего исследования определены как оказание услуг автовокзалов (автостанций) предприятиям автомобильного транспорта общего пользования (Перевозчикам).

 

3. Географические границы товарного рынка.

В соответствии с пунктом 4.1 Порядка №220 процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

предварительное определение географических границ товарного рынка; выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);

определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Определение географических границ товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции основывается на экономической, технической или иной возможности либо целесообразности покупателя приобрести товар на территории Российской Федерации или ее части и отсутствии такой возможности либо целесообразности за ее пределами, а также готовности и возможности продавцов продать рассматриваемый товар в установленных географических границах.

Географические границы рынка оказания услуг автовокзалов определяют территорию, на которой потребители (Перевозчики) имеют возможность приобрести данные услуги.

Окончательно определение географических границ товарного рынка осуществлено в соответствии с методом установления фактических районов продаж (местоположения продавца) в предварительно определенных географических границах.

В силу определения продуктовых границ настоящего исследования как оказание услуг автовокзалов, автостанций предприятиям автомобильного транспорта общего пользования (Перевозчикам) географические границы рынка не могут быть расширены территорией иного населенного пункта, так как услуги автовокзала оказываются на определенных объектах, указанных в приложении к договору и зависят от маршрута перевозки пассажиров.

Имущество, предназначенное для оказания услуг автовокзалов (автостанций) предприятиям автомобильного транспорта общего пользования (Перевозчикам), находящееся в государственной собственности, было закреплено на праве хозяйственного ведения за ГУП «Башавтотранс» РБ.

В ходе анализа представленной Государственным комитетом РБ по транспорту и дорожному хозяйству информации Управлением установлено, что ГУП «Башавтотранс» РБ осуществляет свою деятельность на рынке услуг автовокзалов в следующих географических границах: г. Уфа. г. Стерлитамак. с. К. Мияки. с. Кармаекалы. г Салават, с. Стерлибашево, г. Ишимбай, г. Мелеуз, с. Мраково, г. Кумертау, г. Дюрюли. с. Чекмагуш, г. Нефтекамск, с. Калтасы, с. Мишкино, г. Бирск, с. Бураево, с. Старобалтачево, г. Октябрьский, г. Туймазы, г. Белебей, с. Кандры, п. Приютово, с. Бижбуляк, г. Баймак, с. Зилаир, г. Сибай, г. Белорецк, с. Аскарово, г. Учалы, с. Месягутово, с. Малояз, с. В. Киги.

Учредителем ГУП «Башавтотранс» РБ является Государственный комитет по транспорту и дорожному хозяйству РБ и Министерство земельных и имущественных отношений РБ. В уставном капитале ГУП «Башавтотранс» РБ 100 - процентное участие субъекта РФ - Республика Башкортостан.

Окончательно географические границы товарных рынков определяются инфраструктурой каждого автовокзала, автостанции, расположенного в указанных населенных пунктах Республики Башкортостан и обслуживающего маршруты определенных направлений.

4. Определение состава продавцов и покупателей.

В силу определения продуктовых границ настоящего исследования как оказание услуг автовокзалов предприятиям автомобильного транспорта общего пользования (Перевозчикам) потребителями услуг автовокзалов в целях настоящего исследования являются Перевозчики - предприятия, осуществляющие деятельность по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок.

В соответствии с пунктом 5.1 Порядка №220 в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

В установленный настоящим анализом временной интервал исследования, ГУП «Башавтотранс» РБ (450052, РБ, г. Уфа, ул. К. Маркса, 35) (ИНН 0275026324) осуществляет деятельность услуг автовокзалов на территории следующих населенных пунктов Республики Башкортостан: г. Уфа (автовокзал «Южный», автовокзал «Северный» - недействующий), г. Стерлитамак (автовокзал), г Салават (автовокзал), с. Стерлибашево (автовокзал), г. Ишимбай (автовокзал), г. Мелеуз (автовокзал), г. Кумертау (автовокзал), г. Дюртюли (автовокзал), г. Нефтекамск (автовокзал), г. Бирск (автовокзал), г. Октябрьский (автовокзал), г. Туймазы (автовокзал), г. Белебей (автовокзал), г. Баймак (автовокзал), г. Сибай (автовокзал), г. Белорецк (автовокзал), г. Учалы (автовокзал).

В соответствии с пунктом 5.2 Порядка №220 количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, если выполняется любое (хотя бы одно) из следующих условий:

выявленных хозяйствующих субъектов достаточно, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о доминирующем положении любого из них, а также для установления влияния любого из них на состояние конкуренции;

количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

Таким образом, ГУП «Башавтотранс» РБ осуществляет деятельность на рынке оказания услуг автовокзалов, обслуживающие маршруты определенных направлений на территории рассматриваемого муниципального образования, инфраструктура которых расположена в следующих населенных пунктах РБ: г. Уфа, г. Стерлитамак, г. Салават, с. Стерлибашево, г. Ишимбай, г. Мелеуз, г. Кумертау, г. Дюртюли, г. Нефтекамск, г. Бирск, г. Октябрьский, г. Туймазы, г. Белебей, г. Баймак, г. Сибай, г. Белорецк, г. Учалы.

 

5. Определение объема товарных ресурсов рынка и долей хозяйствующих субъектов на данном рынке. Определение уровня концентрации товарного рынка.

В соответствии с пунктом 6.1 Порядка №220 расчет общего объема товарной массы в обороте за определенный период времени в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка (далее - объем товарного рынка) и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществлялся на основании показателей об объемах продаж.

Согласно пункту 6.2 Порядка №220 объем рынка определяется как сумма объемов продаж услуг автовокзалов предприятиям автомобильного транспорта общего пользования (перевозчикам) в границах муниципального образования Республики Башкортостан хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке.

В соответствии с пунктом 6.3 Порядка №220 доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

В исследуемый период на рынке оказания услуг автовокзалов предприятиям автомобильного транспорта общего пользования (Перевозчикам) исходя из особенностей указанного товарного рынка установлено, что ГУП «Башавтотранс» РБ является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке услуг автовокзалов в границах муниципальных образований.

Таким образом, установлено, что в городских округах, муниципальных районов, городских и сельских населенных пунктах, имеющих один объект транспортной инфраструктуры доля хозяйствующего субъекта, оказывающего услуги автовокзала (автостанций) равна 100%. Рынок на указанных территориях является высококонцентрированным, тип - чистая монополия.

 

6. Определение барьеров входа на рынок.

В силу пункта 8.1 Порядка №220 определение барьеров входа на товарный рынок - это процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке.

Основными барьерами входа на рынок оказания услуг автовокзалов (предприятиям автомобильного транспорта общего пользования (перевозчикам) для потенциальных продавцов, желающих организовать на территории Республики Башкортостан являются:

1. экономические ограничения:

более высокие издержки получения доступа к необходимым ресурсам для потенциальных участников по сравнению с хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке. Потенциальным продавцам для выхода на рынок необходимо усиленное продвижение своих услуг на рынок — усиленная рекламная компания.

преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на рынке перед потенциальными участниками товарного рынка. Наличие долгосрочных действующих договоров на оказание услуг автовокзалов. Потенциальным продавцам для выхода на рынок необходимо с целью привлечения контрагентов уже действующих на рынке и имеющих договоры с действующими продавцами услуг автовокзалов (автостанций, кассовых пунктов) снижать стоимость услуг по сравнению со стоимостью, действующей на рынке.

2. административные ограничения:

препятствия в получении помещений для организации кассового пункта, например, недвижимое имущество (здания, сооружения, земельные участки), являющееся государственной или муниципальной собственностью согласно положениям действующего законодательства, предоставляется в аренду, собственность или во владение и пользование на иных законных основаниях для осуществления предпринимательской деятельности коммерческим организациям на длительный период на конкурсной основе.

3. иные ограничения:

услуга автовокзала предприятиям автомобильного транспорта общего пользования (перевозчикам) не может быть заменена другой услугой при потреблении, спрос на услуги автовокзала неэластичный - рост цены услуги не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на эту услугу.

расширение объема продаж услуг автовокзалов возможно только в случае прихода новых хозяйствующих субъектов на рынок услуг пассажирских автобусных перевозок (Перевозчиков).

Указанные барьеры входа на товарный рынок являются труднопреодолимыми, что подтверждается тем фактом, что на рынке оказания услуг автовокзалов, предприятиям автомобильного транспорта общего пользования (Перевозчикам) в населенных пунктах РБ (г. Уфа, г. Стерлитамак, г. Салават, с. Стерлибашево, г. Ишимбай, г. Мелеуз, г. Кумертау, г. Дюртюли, г. Нефтекамск, г. Бирск, г. Октябрьский, г. Туймазы, г. Белебей, г. Баймак, г. Сибай, г. Белорецк, г. Учалы) не появилось новых объектов транспортной инфраструктуры.

 

Итоговая оценка состояния конкурентной среды на рассматриваемом рынке.

 

1. Рынок оказания услуг автовокзалов предприятиям автомобильного транспорта общего пользования (перевозчикам) на территории рассматриваемых муниципальных образований высококонцентрированный, монополизированный.

2. Доминирующее положение по оказанию услуг автовокзалов предприятиям автомобильного транспорта общего пользования (перевозчикам) в рассматриваемых муниципальных образований в исследуемый период занимает ГУП «Башавтотранс» РБ.

3. Рынок оказания услуг автовокзалов предприятиям автомобильного транспорта общего пользования (перевозчикам) в границах рассматриваемых муниципальных образований высококонцентрированный, с неразвитой конкуренцией.

 

 

Начальник отдела

естественных монополий

и финансовых рынков