РЕШЕНИЕ и Предписание по делу №А-142/15-12 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Администрации Муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: №А-142/15-12
Дата публикации: 27 августа 2012, 18:09

 

РЕШЕНИЕ
                                                                    
                                                                                                           г. Уфа, ул. Пушкина, 95
 
Резолютивная часть объявлена 13.08.2012. 
В полном объеме решение изготовлено 27.08.2012.
 
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее также – Управление, антимонопольный орган) по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: 
<...>
<...>
<...>, 
при участии: от Администрации муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан: <...>, главный юрисконсульт, по доверенности от 21.12.2011 б/н; <...>, главный специалист отдела экономики, без доверенности,
рассмотрев дело №А-142/15-12 по признакам нарушения Администрацией муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан (452710, Республика Башкортостан, Буздякский район, с.Буздяк, ул.Ленина, 4)  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
УСТАНОВИЛА:
 
В ходе заседания Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан предпринимателями и общественными организациями Республики Башкортостан, были затронуты вопросы отсутствия в свободном доступе, в том числе на официальных сайтах администраций муниципальных образований в сети Интернет утвержденных административных регламентов и сведений об оказании муниципальных услуг, что ведет к нарушению прав хозяйствующих субъектов, нуждающихся в получении муниципальных услуг, к ограничению их предпринимательской деятельности при предоставлении муниципальных услуг. 
По результатам проведенного заседания Общественно-консультативного совета Управлением в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» осуществлен мониторинг официального сайта Администрации муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан (далее – Администрация) в сети Интернет и Единого портала государственных и муниципальных услуг на предмет соответствия действий Администрации антимонопольному законодательству и установлено следующее.
В силу статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон №210-ФЗ) одним из основных принципов предоставления муниципальных услуг является открытость деятельности органов, предоставляющих муниципальные услуги. 
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона №210-ФЗ муниципальные услуги подлежат включению в реестры муниципальных услуг.
Согласно частям 6, 7 статьи 11 Закона №210-ФЗ реестр муниципальных услуг содержит сведения: о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании; об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления; об услугах, оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета; иные сведения, состав которых устанавливается местной администрацией. Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией.
Таким образом, реестр муниципальных услуг органа местного самоуправления должен содержать три вышеуказанных Перечня услуг.  
Как следует из части 3 статьи 29 Закона №210-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о муниципальных услугах должны быть включены в муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее 01.07.2011.
Согласно части 1 статьи 6, части 1 статьи 12, части 1 статьи 13 Закона №210-ФЗ органы местного самоуправления обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, которые должны быть разработаны органом, предоставляющим муниципальную услугу.
Согласно пунктом 4 статьи 2 Закона №210-ФЗ под административным регламентом понимается нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги. То есть такой порядок предполагает содержание таких основных требований, как: срок оказания муниципальной услуги, перечень документов, необходимых для оказания муниципальной услуги заявителю; условия отказа предоставления муниципальной услуги, а также, при устранении причин, послуживших для отказа предоставления такой услуги, повторный срок рассмотрения заявления и другие предусмотренные документы.
Кроме того, нормы части 4 статьи 9, части 7 статьи 11, статьи 29 Закона №210-ФЗ возлагают на орган местного самоуправления размещение Перечней услуг, предусмотренных частью 1 статьи 11 настоящего федерального закона на официальном сайте органа местного самоуправления, а также на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в том числе сведения об оказываемых муниципальных услугах и утвержденный перечень услуг, необходимых и обязательных для оказания Администрацией муниципального района (городского округа) муниципальных услуг.
Таким образом, предоставление органом местного самоуправления муниципальных услуг в соответствии с административными регламентами направлено на повышение прозрачности  оказания муниципальных услуг, развитие экономических процессов муниципального района (городского округа), способствует созданию благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, в том числе создание благоприятной конкурентной среды. 
Вместе с тем, оказание муниципальной услуги, нерегулируемой административным регламентом, является нарушением требований Закона №210-ФЗ, приводит к отсутствию прозрачности предоставления муниципальной услуги и создает предпосылки для создания коррупционных факторов, способствующих затягиванию процесса оказания муниципальной услуги, предъявлению требований о предоставлении документов и информации или осуществления действий непредусмотренных административным регламентом. Результатом таких действий (бездействия) является ущемление интересов неопределенного круга лиц, в том числе хозяйствующих субъектов и приводит недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В силу части 1 статьи 29 Закона №210-ФЗ административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг до 30.07.2012.
Как следует из статьи 3 Закона №210-ФЗ нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон №135-ФЗ) целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно статье 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-ФЗ) органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона №131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
При этом под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Таким образом, любая муниципальная услуга должна оказываться Администрацией в соответствии с утвержденными административными регламентами, информация о которых должна размещаться на официальном сайте Администрации и на Едином портале государственных и муниципальных услуг - http://www.gosuslugi.ru.
Приказом Башкортостанского УФАС России от 25.07.2012 №283 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении Администрации муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан возбуждено дело по части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в бездействии, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в части отсутствия на официальных сайтах в сети Интернет утвержденных административных регламентов и информации о них; в реестре муниципальных услуг информации об административных регламентах. Приказом Управления от 10.08.2012 №362 в приказ от 25.07.2012 №283 внесены изменения: председателем Комиссии по рассмотрению дела №А-142-15/12 о нарушении антимонопольного законодательства назначена заместитель руководителя Башкортостанского УФАС России Р.Ф. Саляхутдинова.
В соответствии с пунктом 12 раздела 1, пунктом 12 раздела 3 Порядка разработки административных регламентов предоставления муниципальных услуг отделами Администрации муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Администрации муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан от 04.06.2012 №495 (далее - Порядок разработки административных регламентов), административные регламенты подлежат опубликованию в соответствии с действующим законодательством, а также размещаются в сети Интернет, на официальном сайте Администрации муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан; тексты административных регламентов размещаются также в местах предоставления муниципальной услуги.
Между тем, согласно протоколу осмотра сайта Администрации 25.07.2012, в нарушение частей 1, 3 статьи 29 Закона №210-ФЗ, в Перечне муниципальных услуг (функций), предоставляемых органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями и иными организациями, утвержденном постановлением Администрации №327 от 10.04.2012 и размещенном на официальном сайте Администрации - www.buzdyak-mr.ru  (далее – Перечень муниципальных услуг), отсутствует информация об административных регламентах по ряду муниципальных услуг и не доступна через единый портал государственных и муниципальных услуг (http://www.gosuslugi.ru), а именно: по предоставлению в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, аренду земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, юридическим лицам и гражданам; по оформлению безвозмездной передачи в муниципальную собственность муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан имущества, находящегося в собственности юридических и (или) физических лиц; по подготовке и выдаче разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию; по продлению срока действия разрешения на строительство и.т.д. Утвержденные административные регламенты по вышеуказанным муниципальным услугам не размещены на официальном сайте Администрации (www.buzdyak-mr.ru) и на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) (http://www.gosuslugi.ru) в нарушение части 3 статьи 29 Закона №210-ФЗ и пунктов 12 раздела 1, пунктов 12 раздела 3 Порядка разработки административных регламентов.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006             №135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, в бездействии Администрации содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. 
Определением от 27.07.2012 о назначении дела №А-142/15-12 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению у Администрации запрошены документы и материалы, касающиеся рассматриваемого дела. Из представленной информации следует следующее.
Перечень муниципальных услуг (функций), предоставляемых органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями и иными организациями утвержден постановлением главы Администрации муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан от 10.04.2012 №327, размещен на официальном сайте Администрации муниципального района 17.04.2012.
Информация о 5 административных регламентах опубликована в реестре муниципальных услуг Республики Башкортостан, находятся на стадии согласования для публикации в Реестре муниципальных услуг Российской Федерации с 12.07.2012. 26 административных регламентов находятся на этапе согласования и доработки в связи с длительным процессом согласования информации о муниципальной услуге и невозможностью публикации информации об организации ее предоставляющей: на время публикации информации об организации редактирование запрещено и привязать муниципальную услугу к организации невозможно, что затягивает процесс согласования. Кроме того программа имеет высокие технические требования и на обычных ЭВМ работает медленно.
Согласно Порядку разработки административных регламентов разработку административных регламентов осуществляют отделы Администрации и муниципальные учреждения, предоставляющие муниципальные услуги. Ответственным за координацию работ в рамках Закона №210-ФЗ, в том числе согласование административных регламентов предоставления муниципальных услуг определен отдел экономического развития, инвестиций, развития территорий, предпринимательства и потребительского рынка.
По состоянию на 08.08.2012 разработаны и прошли общественную экспертизу 31 административных регламента предоставления муниципальных услуг из 38. Все регламенты были выставлены на общественную экспертизу  путем публикации на официальном сайте Администрации. Из них 17 административных регламентов прошли экспертизу в Министерстве экономического развития Республики Башкортостан, о чем имеется заключение от 25.07.2012 №13-1-4565 и после устранения замечаний утверждены постановлением Администрации от 06.08.2012 №742-746. 14 административных регламентов находятся на экспертизе в Министерстве экономического развития Республики Башкортостан, 3 административных регламента находятся в стадии общественной экспертизы, 4 – на стадии обработки.
Изучив все представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.
Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан, утвержденный нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления, на рассмотрение дела не представлен, на официальном сайте в сети Интернет не размещен.
 Административные регламенты не размещены на официальном сайте Администрации www.buzdyak-mr.ru и на официальном сайте Российской Федерации «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» http://www.gosuslugi.ru. 
Исходя из вышеизложенного, в бездействии Администрации муниципального района Буздякский  район Республики Башкортостан, выразившегося в отсутствии на официальных сайтах в сети Интернет ряда административных регламентов усматривается нарушение части 1 статьи 15 Закона №135-ФЗ, т.к. это может привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции. Оснований для прекращения рассмотрения настоящего дела не имеется.
Статья 15 Закона №135-ФЗ представляет собой формальный состав правонарушения, который не требует обязательного наступления негативных последствий. Для определения в действиях субъектов квалифицирующих признаков состава данного нарушения достаточно выявить факт наличия действий или бездействия органа местного самоуправления, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что и было сделано Комиссией при рассмотрении дела.
Руководствуясь статьей 23, части 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России 
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать Администрацию муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан (452710, Республика Башкортостан, Буздякский район, с.Буздяк, ул.Ленина, 4) нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части бездействия, выразившегося в не утверждении в установленный федеральным законодательством срок и в не размещении на официальных сайтах в сети Интернет административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг, сведений о предоставлении муниципальных услуг; в отсутствии доступа к информации о муниципальных услугах, оказываемых Администрацией муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан, через Единый портал государственных и муниципальных услуг, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и ущемлению интересов неопределенного круга лиц. 
2. Выдать Администрации муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства. 
 
Председатель Комиссии <...>       
 
Члены Комиссии: 
<...>
<...>    
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
 
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
 
ПРЕДПИСАНИЕ №75-А-142/15-12
27.08.2012                                                                                                                                                                                           г. Уфа, ул. Пушкина, 95
<...>
<...>
<...>, 
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего Решения от 13.08.2012 (в полном объеме решение изготовлено 27.08.2012) по делу №А-142/15-11 о нарушении Администрацией муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан (452710, Республика Башкортостан, Буздякский район, с.Буздяк, ул.Ленина, 4) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,  
 
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
 
1. Администрации муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в бездействии, в части не утверждения в установленный федеральным законодательством срок и не размещения на официальных сайтах в сети Интернет административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг, сведений о предоставлении муниципальных услуг; отсутствия доступа к информации о муниципальных услугах, предоставляемых Администрацией муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан, через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
2. Администрации муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан в срок до 01.10.2012 совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно: утвердить административные регламенты по предоставлению муниципальных услуг, разместить на официальных сайтах в сети Интернет административные регламенты по оказанию муниципальных услуг, сведения о муниципальных услугах и обеспечить доступ к информации о муниципальных услугах муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
 
О выполнении настоящего Предписания сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республики Башкортостан не позднее пяти дней со дня его выполнения.
 
 
Председатель комиссии <...>
 
Члены комиссии:
<...>
 
<...>
 
 
 
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
 
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ №75-А-142/15-12
27.08.2012                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   г. Уфа, ул. Пушкина, 95
<...>
<...>
<...>, 
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего Решения от 13.08.2012 (в полном объеме решение изготовлено 27.08.2012) по делу №А-142/15-11 о нарушении Администрации муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан (452710, Республика Башкортостан, Буздякский район, с.Буздяк, ул.Ленина, 4) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,  
 
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
 
1. Администрации муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в бездействии, в части не утверждения в установленный федеральным законодательством срок и не размещения на официальных сайтах в сети Интернет административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг, сведений о предоставлении муниципальных услуг; отсутствия доступа к информации о муниципальных услугах, предоставляемых Администрацией муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан, через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
2. Администрации муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан в срок до 01.10.2012 совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно: утвердить административные регламенты по предоставлению муниципальных услуг, разместить на официальных сайтах в сети Интернет административные регламенты по оказанию муниципальных услуг, сведения о муниципальных услугах и обеспечить доступ к информации о муниципальных услугах муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
 
О выполнении настоящего Предписания сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республики Башкортостан не позднее пяти дней со дня его выполнения.
 
 
Председатель комиссии  <...>
 
Члены комиссии: 
<...>
 
<...>
 
 
 
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
 
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
 
stdClass Object ( [vid] => 9063 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ и Предписание по делу №А-142/15-12 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Администрации Муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9063 [type] => solution [language] => ru [created] => 1358511562 [changed] => 1370522184 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370522184 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ
                                                                    
                                                                                                           г. Уфа, ул. Пушкина, 95
 
Резолютивная часть объявлена 13.08.2012. 
В полном объеме решение изготовлено 27.08.2012.
 
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее также – Управление, антимонопольный орган) по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: 
<...>
<...>
<...>, 
при участии: от Администрации муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан: <...>, главный юрисконсульт, по доверенности от 21.12.2011 б/н; <...>, главный специалист отдела экономики, без доверенности,
рассмотрев дело №А-142/15-12 по признакам нарушения Администрацией муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан (452710, Республика Башкортостан, Буздякский район, с.Буздяк, ул.Ленина, 4)  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
УСТАНОВИЛА:
 
В ходе заседания Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан предпринимателями и общественными организациями Республики Башкортостан, были затронуты вопросы отсутствия в свободном доступе, в том числе на официальных сайтах администраций муниципальных образований в сети Интернет утвержденных административных регламентов и сведений об оказании муниципальных услуг, что ведет к нарушению прав хозяйствующих субъектов, нуждающихся в получении муниципальных услуг, к ограничению их предпринимательской деятельности при предоставлении муниципальных услуг. 
По результатам проведенного заседания Общественно-консультативного совета Управлением в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» осуществлен мониторинг официального сайта Администрации муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан (далее – Администрация) в сети Интернет и Единого портала государственных и муниципальных услуг на предмет соответствия действий Администрации антимонопольному законодательству и установлено следующее.
В силу статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон №210-ФЗ) одним из основных принципов предоставления муниципальных услуг является открытость деятельности органов, предоставляющих муниципальные услуги. 
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона №210-ФЗ муниципальные услуги подлежат включению в реестры муниципальных услуг.
Согласно частям 6, 7 статьи 11 Закона №210-ФЗ реестр муниципальных услуг содержит сведения: о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании; об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления; об услугах, оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета; иные сведения, состав которых устанавливается местной администрацией. Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией.
Таким образом, реестр муниципальных услуг органа местного самоуправления должен содержать три вышеуказанных Перечня услуг.  
Как следует из части 3 статьи 29 Закона №210-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о муниципальных услугах должны быть включены в муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее 01.07.2011.
Согласно части 1 статьи 6, части 1 статьи 12, части 1 статьи 13 Закона №210-ФЗ органы местного самоуправления обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, которые должны быть разработаны органом, предоставляющим муниципальную услугу.
Согласно пунктом 4 статьи 2 Закона №210-ФЗ под административным регламентом понимается нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги. То есть такой порядок предполагает содержание таких основных требований, как: срок оказания муниципальной услуги, перечень документов, необходимых для оказания муниципальной услуги заявителю; условия отказа предоставления муниципальной услуги, а также, при устранении причин, послуживших для отказа предоставления такой услуги, повторный срок рассмотрения заявления и другие предусмотренные документы.
Кроме того, нормы части 4 статьи 9, части 7 статьи 11, статьи 29 Закона №210-ФЗ возлагают на орган местного самоуправления размещение Перечней услуг, предусмотренных частью 1 статьи 11 настоящего федерального закона на официальном сайте органа местного самоуправления, а также на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в том числе сведения об оказываемых муниципальных услугах и утвержденный перечень услуг, необходимых и обязательных для оказания Администрацией муниципального района (городского округа) муниципальных услуг.
Таким образом, предоставление органом местного самоуправления муниципальных услуг в соответствии с административными регламентами направлено на повышение прозрачности  оказания муниципальных услуг, развитие экономических процессов муниципального района (городского округа), способствует созданию благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, в том числе создание благоприятной конкурентной среды. 
Вместе с тем, оказание муниципальной услуги, нерегулируемой административным регламентом, является нарушением требований Закона №210-ФЗ, приводит к отсутствию прозрачности предоставления муниципальной услуги и создает предпосылки для создания коррупционных факторов, способствующих затягиванию процесса оказания муниципальной услуги, предъявлению требований о предоставлении документов и информации или осуществления действий непредусмотренных административным регламентом. Результатом таких действий (бездействия) является ущемление интересов неопределенного круга лиц, в том числе хозяйствующих субъектов и приводит недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В силу части 1 статьи 29 Закона №210-ФЗ административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг до 30.07.2012.
Как следует из статьи 3 Закона №210-ФЗ нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон №135-ФЗ) целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно статье 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-ФЗ) органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона №131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
При этом под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Таким образом, любая муниципальная услуга должна оказываться Администрацией в соответствии с утвержденными административными регламентами, информация о которых должна размещаться на официальном сайте Администрации и на Едином портале государственных и муниципальных услуг - http://www.gosuslugi.ru.
Приказом Башкортостанского УФАС России от 25.07.2012 №283 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении Администрации муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан возбуждено дело по части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в бездействии, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в части отсутствия на официальных сайтах в сети Интернет утвержденных административных регламентов и информации о них; в реестре муниципальных услуг информации об административных регламентах. Приказом Управления от 10.08.2012 №362 в приказ от 25.07.2012 №283 внесены изменения: председателем Комиссии по рассмотрению дела №А-142-15/12 о нарушении антимонопольного законодательства назначена заместитель руководителя Башкортостанского УФАС России Р.Ф. Саляхутдинова.
В соответствии с пунктом 12 раздела 1, пунктом 12 раздела 3 Порядка разработки административных регламентов предоставления муниципальных услуг отделами Администрации муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Администрации муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан от 04.06.2012 №495 (далее - Порядок разработки административных регламентов), административные регламенты подлежат опубликованию в соответствии с действующим законодательством, а также размещаются в сети Интернет, на официальном сайте Администрации муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан; тексты административных регламентов размещаются также в местах предоставления муниципальной услуги.
Между тем, согласно протоколу осмотра сайта Администрации 25.07.2012, в нарушение частей 1, 3 статьи 29 Закона №210-ФЗ, в Перечне муниципальных услуг (функций), предоставляемых органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями и иными организациями, утвержденном постановлением Администрации №327 от 10.04.2012 и размещенном на официальном сайте Администрации - www.buzdyak-mr.ru  (далее – Перечень муниципальных услуг), отсутствует информация об административных регламентах по ряду муниципальных услуг и не доступна через единый портал государственных и муниципальных услуг (http://www.gosuslugi.ru), а именно: по предоставлению в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, аренду земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, юридическим лицам и гражданам; по оформлению безвозмездной передачи в муниципальную собственность муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан имущества, находящегося в собственности юридических и (или) физических лиц; по подготовке и выдаче разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию; по продлению срока действия разрешения на строительство и.т.д. Утвержденные административные регламенты по вышеуказанным муниципальным услугам не размещены на официальном сайте Администрации (www.buzdyak-mr.ru) и на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) (http://www.gosuslugi.ru) в нарушение части 3 статьи 29 Закона №210-ФЗ и пунктов 12 раздела 1, пунктов 12 раздела 3 Порядка разработки административных регламентов.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006             №135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, в бездействии Администрации содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. 
Определением от 27.07.2012 о назначении дела №А-142/15-12 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению у Администрации запрошены документы и материалы, касающиеся рассматриваемого дела. Из представленной информации следует следующее.
Перечень муниципальных услуг (функций), предоставляемых органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями и иными организациями утвержден постановлением главы Администрации муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан от 10.04.2012 №327, размещен на официальном сайте Администрации муниципального района 17.04.2012.
Информация о 5 административных регламентах опубликована в реестре муниципальных услуг Республики Башкортостан, находятся на стадии согласования для публикации в Реестре муниципальных услуг Российской Федерации с 12.07.2012. 26 административных регламентов находятся на этапе согласования и доработки в связи с длительным процессом согласования информации о муниципальной услуге и невозможностью публикации информации об организации ее предоставляющей: на время публикации информации об организации редактирование запрещено и привязать муниципальную услугу к организации невозможно, что затягивает процесс согласования. Кроме того программа имеет высокие технические требования и на обычных ЭВМ работает медленно.
Согласно Порядку разработки административных регламентов разработку административных регламентов осуществляют отделы Администрации и муниципальные учреждения, предоставляющие муниципальные услуги. Ответственным за координацию работ в рамках Закона №210-ФЗ, в том числе согласование административных регламентов предоставления муниципальных услуг определен отдел экономического развития, инвестиций, развития территорий, предпринимательства и потребительского рынка.
По состоянию на 08.08.2012 разработаны и прошли общественную экспертизу 31 административных регламента предоставления муниципальных услуг из 38. Все регламенты были выставлены на общественную экспертизу  путем публикации на официальном сайте Администрации. Из них 17 административных регламентов прошли экспертизу в Министерстве экономического развития Республики Башкортостан, о чем имеется заключение от 25.07.2012 №13-1-4565 и после устранения замечаний утверждены постановлением Администрации от 06.08.2012 №742-746. 14 административных регламентов находятся на экспертизе в Министерстве экономического развития Республики Башкортостан, 3 административных регламента находятся в стадии общественной экспертизы, 4 – на стадии обработки.
Изучив все представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.
Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан, утвержденный нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления, на рассмотрение дела не представлен, на официальном сайте в сети Интернет не размещен.
 Административные регламенты не размещены на официальном сайте Администрации www.buzdyak-mr.ru и на официальном сайте Российской Федерации «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» http://www.gosuslugi.ru. 
Исходя из вышеизложенного, в бездействии Администрации муниципального района Буздякский  район Республики Башкортостан, выразившегося в отсутствии на официальных сайтах в сети Интернет ряда административных регламентов усматривается нарушение части 1 статьи 15 Закона №135-ФЗ, т.к. это может привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции. Оснований для прекращения рассмотрения настоящего дела не имеется.
Статья 15 Закона №135-ФЗ представляет собой формальный состав правонарушения, который не требует обязательного наступления негативных последствий. Для определения в действиях субъектов квалифицирующих признаков состава данного нарушения достаточно выявить факт наличия действий или бездействия органа местного самоуправления, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что и было сделано Комиссией при рассмотрении дела.
Руководствуясь статьей 23, части 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России 
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать Администрацию муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан (452710, Республика Башкортостан, Буздякский район, с.Буздяк, ул.Ленина, 4) нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части бездействия, выразившегося в не утверждении в установленный федеральным законодательством срок и в не размещении на официальных сайтах в сети Интернет административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг, сведений о предоставлении муниципальных услуг; в отсутствии доступа к информации о муниципальных услугах, оказываемых Администрацией муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан, через Единый портал государственных и муниципальных услуг, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и ущемлению интересов неопределенного круга лиц. 
2. Выдать Администрации муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства. 
 
Председатель Комиссии <...>       
 
Члены Комиссии: 
<...>
<...>    
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
 
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
 
ПРЕДПИСАНИЕ №75-А-142/15-12
27.08.2012                                                                                                                                                                                           г. Уфа, ул. Пушкина, 95
<...>
<...>
<...>, 
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего Решения от 13.08.2012 (в полном объеме решение изготовлено 27.08.2012) по делу №А-142/15-11 о нарушении Администрацией муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан (452710, Республика Башкортостан, Буздякский район, с.Буздяк, ул.Ленина, 4) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,  
 
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
 
1. Администрации муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в бездействии, в части не утверждения в установленный федеральным законодательством срок и не размещения на официальных сайтах в сети Интернет административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг, сведений о предоставлении муниципальных услуг; отсутствия доступа к информации о муниципальных услугах, предоставляемых Администрацией муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан, через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
2. Администрации муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан в срок до 01.10.2012 совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно: утвердить административные регламенты по предоставлению муниципальных услуг, разместить на официальных сайтах в сети Интернет административные регламенты по оказанию муниципальных услуг, сведения о муниципальных услугах и обеспечить доступ к информации о муниципальных услугах муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
 
О выполнении настоящего Предписания сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республики Башкортостан не позднее пяти дней со дня его выполнения.
 
 
Председатель комиссии <...>
 
Члены комиссии:
<...>
 
<...>
 
 
 
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
 
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ №75-А-142/15-12
27.08.2012                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   г. Уфа, ул. Пушкина, 95
<...>
<...>
<...>, 
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего Решения от 13.08.2012 (в полном объеме решение изготовлено 27.08.2012) по делу №А-142/15-11 о нарушении Администрации муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан (452710, Республика Башкортостан, Буздякский район, с.Буздяк, ул.Ленина, 4) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,  
 
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
 
1. Администрации муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в бездействии, в части не утверждения в установленный федеральным законодательством срок и не размещения на официальных сайтах в сети Интернет административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг, сведений о предоставлении муниципальных услуг; отсутствия доступа к информации о муниципальных услугах, предоставляемых Администрацией муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан, через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
2. Администрации муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан в срок до 01.10.2012 совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно: утвердить административные регламенты по предоставлению муниципальных услуг, разместить на официальных сайтах в сети Интернет административные регламенты по оказанию муниципальных услуг, сведения о муниципальных услугах и обеспечить доступ к информации о муниципальных услугах муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
 
О выполнении настоящего Предписания сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республики Башкортостан не позднее пяти дней со дня его выполнения.
 
 
Председатель комиссии  <...>
 
Члены комиссии: 
<...>
 
<...>
 
 
 
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
 
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
 
[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ
                                                                    
                                                                                                           г. Уфа, ул. Пушкина, 95
 
Резолютивная часть объявлена 13.08.2012. 
В полном объеме решение изготовлено 27.08.2012.
 
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее также – Управление, антимонопольный орган) по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: 
<...>
<...>
<...>, 
при участии: от Администрации муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан: <...>, главный юрисконсульт, по доверенности от 21.12.2011 б/н; <...>, главный специалист отдела экономики, без доверенности,
рассмотрев дело №А-142/15-12 по признакам нарушения Администрацией муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан (452710, Республика Башкортостан, Буздякский район, с.Буздяк, ул.Ленина, 4)  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
УСТАНОВИЛА:
 
В ходе заседания Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан предпринимателями и общественными организациями Республики Башкортостан, были затронуты вопросы отсутствия в свободном доступе, в том числе на официальных сайтах администраций муниципальных образований в сети Интернет утвержденных административных регламентов и сведений об оказании муниципальных услуг, что ведет к нарушению прав хозяйствующих субъектов, нуждающихся в получении муниципальных услуг, к ограничению их предпринимательской деятельности при предоставлении муниципальных услуг. 
По результатам проведенного заседания Общественно-консультативного совета Управлением в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» осуществлен мониторинг официального сайта Администрации муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан (далее – Администрация) в сети Интернет и Единого портала государственных и муниципальных услуг на предмет соответствия действий Администрации антимонопольному законодательству и установлено следующее.
В силу статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон №210-ФЗ) одним из основных принципов предоставления муниципальных услуг является открытость деятельности органов, предоставляющих муниципальные услуги. 
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона №210-ФЗ муниципальные услуги подлежат включению в реестры муниципальных услуг.
Согласно частям 6, 7 статьи 11 Закона №210-ФЗ реестр муниципальных услуг содержит сведения: о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании; об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления; об услугах, оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета; иные сведения, состав которых устанавливается местной администрацией. Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией.
Таким образом, реестр муниципальных услуг органа местного самоуправления должен содержать три вышеуказанных Перечня услуг.  
Как следует из части 3 статьи 29 Закона №210-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о муниципальных услугах должны быть включены в муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее 01.07.2011.
Согласно части 1 статьи 6, части 1 статьи 12, части 1 статьи 13 Закона №210-ФЗ органы местного самоуправления обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, которые должны быть разработаны органом, предоставляющим муниципальную услугу.
Согласно пунктом 4 статьи 2 Закона №210-ФЗ под административным регламентом понимается нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги. То есть такой порядок предполагает содержание таких основных требований, как: срок оказания муниципальной услуги, перечень документов, необходимых для оказания муниципальной услуги заявителю; условия отказа предоставления муниципальной услуги, а также, при устранении причин, послуживших для отказа предоставления такой услуги, повторный срок рассмотрения заявления и другие предусмотренные документы.
Кроме того, нормы части 4 статьи 9, части 7 статьи 11, статьи 29 Закона №210-ФЗ возлагают на орган местного самоуправления размещение Перечней услуг, предусмотренных частью 1 статьи 11 настоящего федерального закона на официальном сайте органа местного самоуправления, а также на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в том числе сведения об оказываемых муниципальных услугах и утвержденный перечень услуг, необходимых и обязательных для оказания Администрацией муниципального района (городского округа) муниципальных услуг.
Таким образом, предоставление органом местного самоуправления муниципальных услуг в соответствии с административными регламентами направлено на повышение прозрачности  оказания муниципальных услуг, развитие экономических процессов муниципального района (городского округа), способствует созданию благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, в том числе создание благоприятной конкурентной среды. 
Вместе с тем, оказание муниципальной услуги, нерегулируемой административным регламентом, является нарушением требований Закона №210-ФЗ, приводит к отсутствию прозрачности предоставления муниципальной услуги и создает предпосылки для создания коррупционных факторов, способствующих затягиванию процесса оказания муниципальной услуги, предъявлению требований о предоставлении документов и информации или осуществления действий непредусмотренных административным регламентом. Результатом таких действий (бездействия) является ущемление интересов неопределенного круга лиц, в том числе хозяйствующих субъектов и приводит недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В силу части 1 статьи 29 Закона №210-ФЗ административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг до 30.07.2012.
Как следует из статьи 3 Закона №210-ФЗ нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон №135-ФЗ) целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно статье 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-ФЗ) органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона №131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
При этом под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Таким образом, любая муниципальная услуга должна оказываться Администрацией в соответствии с утвержденными административными регламентами, информация о которых должна размещаться на официальном сайте Администрации и на Едином портале государственных и муниципальных услуг - http://www.gosuslugi.ru.
Приказом Башкортостанского УФАС России от 25.07.2012 №283 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении Администрации муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан возбуждено дело по части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в бездействии, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в части отсутствия на официальных сайтах в сети Интернет утвержденных административных регламентов и информации о них; в реестре муниципальных услуг информации об административных регламентах. Приказом Управления от 10.08.2012 №362 в приказ от 25.07.2012 №283 внесены изменения: председателем Комиссии по рассмотрению дела №А-142-15/12 о нарушении антимонопольного законодательства назначена заместитель руководителя Башкортостанского УФАС России Р.Ф. Саляхутдинова.
В соответствии с пунктом 12 раздела 1, пунктом 12 раздела 3 Порядка разработки административных регламентов предоставления муниципальных услуг отделами Администрации муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Администрации муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан от 04.06.2012 №495 (далее - Порядок разработки административных регламентов), административные регламенты подлежат опубликованию в соответствии с действующим законодательством, а также размещаются в сети Интернет, на официальном сайте Администрации муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан; тексты административных регламентов размещаются также в местах предоставления муниципальной услуги.
Между тем, согласно протоколу осмотра сайта Администрации 25.07.2012, в нарушение частей 1, 3 статьи 29 Закона №210-ФЗ, в Перечне муниципальных услуг (функций), предоставляемых органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями и иными организациями, утвержденном постановлением Администрации №327 от 10.04.2012 и размещенном на официальном сайте Администрации - www.buzdyak-mr.ru  (далее – Перечень муниципальных услуг), отсутствует информация об административных регламентах по ряду муниципальных услуг и не доступна через единый портал государственных и муниципальных услуг (http://www.gosuslugi.ru), а именно: по предоставлению в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, аренду земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, юридическим лицам и гражданам; по оформлению безвозмездной передачи в муниципальную собственность муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан имущества, находящегося в собственности юридических и (или) физических лиц; по подготовке и выдаче разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию; по продлению срока действия разрешения на строительство и.т.д. Утвержденные административные регламенты по вышеуказанным муниципальным услугам не размещены на официальном сайте Администрации (www.buzdyak-mr.ru) и на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) (http://www.gosuslugi.ru) в нарушение части 3 статьи 29 Закона №210-ФЗ и пунктов 12 раздела 1, пунктов 12 раздела 3 Порядка разработки административных регламентов.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006             №135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, в бездействии Администрации содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. 
Определением от 27.07.2012 о назначении дела №А-142/15-12 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению у Администрации запрошены документы и материалы, касающиеся рассматриваемого дела. Из представленной информации следует следующее.
Перечень муниципальных услуг (функций), предоставляемых органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями и иными организациями утвержден постановлением главы Администрации муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан от 10.04.2012 №327, размещен на официальном сайте Администрации муниципального района 17.04.2012.
Информация о 5 административных регламентах опубликована в реестре муниципальных услуг Республики Башкортостан, находятся на стадии согласования для публикации в Реестре муниципальных услуг Российской Федерации с 12.07.2012. 26 административных регламентов находятся на этапе согласования и доработки в связи с длительным процессом согласования информации о муниципальной услуге и невозможностью публикации информации об организации ее предоставляющей: на время публикации информации об организации редактирование запрещено и привязать муниципальную услугу к организации невозможно, что затягивает процесс согласования. Кроме того программа имеет высокие технические требования и на обычных ЭВМ работает медленно.
Согласно Порядку разработки административных регламентов разработку административных регламентов осуществляют отделы Администрации и муниципальные учреждения, предоставляющие муниципальные услуги. Ответственным за координацию работ в рамках Закона №210-ФЗ, в том числе согласование административных регламентов предоставления муниципальных услуг определен отдел экономического развития, инвестиций, развития территорий, предпринимательства и потребительского рынка.
По состоянию на 08.08.2012 разработаны и прошли общественную экспертизу 31 административных регламента предоставления муниципальных услуг из 38. Все регламенты были выставлены на общественную экспертизу  путем публикации на официальном сайте Администрации. Из них 17 административных регламентов прошли экспертизу в Министерстве экономического развития Республики Башкортостан, о чем имеется заключение от 25.07.2012 №13-1-4565 и после устранения замечаний утверждены постановлением Администрации от 06.08.2012 №742-746. 14 административных регламентов находятся на экспертизе в Министерстве экономического развития Республики Башкортостан, 3 административных регламента находятся в стадии общественной экспертизы, 4 – на стадии обработки.
Изучив все представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.
Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан, утвержденный нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления, на рассмотрение дела не представлен, на официальном сайте в сети Интернет не размещен.
 Административные регламенты не размещены на официальном сайте Администрации www.buzdyak-mr.ru и на официальном сайте Российской Федерации «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» http://www.gosuslugi.ru. 
Исходя из вышеизложенного, в бездействии Администрации муниципального района Буздякский  район Республики Башкортостан, выразившегося в отсутствии на официальных сайтах в сети Интернет ряда административных регламентов усматривается нарушение части 1 статьи 15 Закона №135-ФЗ, т.к. это может привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции. Оснований для прекращения рассмотрения настоящего дела не имеется.
Статья 15 Закона №135-ФЗ представляет собой формальный состав правонарушения, который не требует обязательного наступления негативных последствий. Для определения в действиях субъектов квалифицирующих признаков состава данного нарушения достаточно выявить факт наличия действий или бездействия органа местного самоуправления, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что и было сделано Комиссией при рассмотрении дела.
Руководствуясь статьей 23, части 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России 
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать Администрацию муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан (452710, Республика Башкортостан, Буздякский район, с.Буздяк, ул.Ленина, 4) нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части бездействия, выразившегося в не утверждении в установленный федеральным законодательством срок и в не размещении на официальных сайтах в сети Интернет административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг, сведений о предоставлении муниципальных услуг; в отсутствии доступа к информации о муниципальных услугах, оказываемых Администрацией муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан, через Единый портал государственных и муниципальных услуг, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и ущемлению интересов неопределенного круга лиц. 
2. Выдать Администрации муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства. 
 
Председатель Комиссии <...>       
 
Члены Комиссии: 
<...>
<...>    
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
 
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
 
ПРЕДПИСАНИЕ №75-А-142/15-12
27.08.2012                                                                                                                                                                                           г. Уфа, ул. Пушкина, 95
<...>
<...>
<...>, 
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего Решения от 13.08.2012 (в полном объеме решение изготовлено 27.08.2012) по делу №А-142/15-11 о нарушении Администрацией муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан (452710, Республика Башкортостан, Буздякский район, с.Буздяк, ул.Ленина, 4) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,  
 
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
 
1. Администрации муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в бездействии, в части не утверждения в установленный федеральным законодательством срок и не размещения на официальных сайтах в сети Интернет административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг, сведений о предоставлении муниципальных услуг; отсутствия доступа к информации о муниципальных услугах, предоставляемых Администрацией муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан, через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
2. Администрации муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан в срок до 01.10.2012 совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно: утвердить административные регламенты по предоставлению муниципальных услуг, разместить на официальных сайтах в сети Интернет административные регламенты по оказанию муниципальных услуг, сведения о муниципальных услугах и обеспечить доступ к информации о муниципальных услугах муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
 
О выполнении настоящего Предписания сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республики Башкортостан не позднее пяти дней со дня его выполнения.
 
 
Председатель комиссии <...>
 
Члены комиссии:
<...>
 
<...>
 
 
 
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
 
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ №75-А-142/15-12
27.08.2012                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   г. Уфа, ул. Пушкина, 95
<...>
<...>
<...>, 
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего Решения от 13.08.2012 (в полном объеме решение изготовлено 27.08.2012) по делу №А-142/15-11 о нарушении Администрации муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан (452710, Республика Башкортостан, Буздякский район, с.Буздяк, ул.Ленина, 4) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,  
 
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
 
1. Администрации муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в бездействии, в части не утверждения в установленный федеральным законодательством срок и не размещения на официальных сайтах в сети Интернет административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг, сведений о предоставлении муниципальных услуг; отсутствия доступа к информации о муниципальных услугах, предоставляемых Администрацией муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан, через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
2. Администрации муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан в срок до 01.10.2012 совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно: утвердить административные регламенты по предоставлению муниципальных услуг, разместить на официальных сайтах в сети Интернет административные регламенты по оказанию муниципальных услуг, сведения о муниципальных услугах и обеспечить доступ к информации о муниципальных услугах муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
 
О выполнении настоящего Предписания сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республики Башкортостан не позднее пяти дней со дня его выполнения.
 
 
Председатель комиссии  <...>
 
Члены комиссии: 
<...>
 
<...>
 
 
 
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
 
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
 
[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №А-142/15-12 [format] => [safe_value] => №А-142/15-12 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 58 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 58 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => filtered_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-08-27 12:09:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-08-27 07:30:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1358511562 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Башкортостанское УФАС России )