РЕШЕНИЕ и Предписание по делу №А-176/15-12 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Администрации Муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: №А-176/15-12
Дата публикации: 3 сентября 2012, 13:39

 

РЕШЕНИЕ
                                                                    
                                                                                                           г. Уфа, ул. Пушкина, 95
 
Резолютивная часть объявлена 21.08.2012. 
В полном объеме решение изготовлено 03.09.2012.
 
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее также – Управление, антимонопольный орган) по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: 
<...>
<...>
<...>,
 при участии: от Администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан: <...> – начальник отдела информационно-правового обеспечения Администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан,
рассмотрела дело № А-176/15-12 по признакам нарушения Администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан (453480, Республика Башкортостан, Аургазинский район, с. Толбазы, ул. Ленина, 84) части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
УСТАНОВИЛА:
 
В ходе заседания Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан предпринимателями и общественными организациями Республики Башкортостан, были затронуты вопросы отсутствия в свободном доступе, в том числе на официальных сайтах администраций муниципальных образований в сети Интернет утвержденных административных регламентов и сведений об оказании муниципальных услуг, что ведет к нарушению прав хозяйствующих субъектов, нуждающихся в получении муниципальных услуг, к ограничению их предпринимательской деятельности при предоставлении муниципальных услуг. 
По результатам проведенного заседания Общественно-консультативного совета Управлением в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» осуществлен мониторинг официального сайта администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан (далее – Администрация) в сети Интернет и Единого портала государственных и муниципальных услуг на предмет соответствия действий Администрации антимонопольному законодательству и установлено следующее.
В силу статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон №210-ФЗ) одним из основных принципов предоставления муниципальных услуг является открытость деятельности органов, предоставляющих муниципальные услуги. 
В соответствии с ч. 1. ст. 11 Закона №210-ФЗ муниципальные услуги подлежат включению в реестры муниципальных услуг.
Согласно ч. 6, 7 ст. 11 Закона №210-ФЗ реестр муниципальных услуг содержит сведения: о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании; об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления; об услугах, оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета; иные сведения, состав которых устанавливается местной администрацией. Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией.
Таким образом, реестр муниципальных услуг органа местного самоуправления должен содержать три вышеуказанных Перечня услуг.  
Как следует из ч. 3 ст. 29 Закона №210-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о муниципальных услугах должны быть включены в муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее 01.07.2011.
Согласно ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 12, ч. 1 ст. 13 Закона №210-ФЗ органы местного самоуправления обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, которые должны быть разработаны органом, предоставляющим муниципальную услугу.
Согласно п.4 ст. 2 Закона №210-ФЗ под административным регламентом понимается нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги. То есть такой порядок предполагает содержание таких основных требований, как: срок оказания муниципальной услуги, перечень документов, необходимых для оказания муниципальной услуги заявителю; условия отказа предоставления муниципальной услуги, а также, при устранении причин, послуживших для отказа предоставления такой услуги, повторный срок рассмотрения заявления и другие предусмотренные документы.
Кроме того, нормы ч. 4 ст. 9, ч. 7 ст. 11, ст. 29 Закона №210-ФЗ возлагают на орган местного самоуправления размещение Перечней услуг, предусмотренных ч. 1 ст. 11 настоящего федерального закона на официальном сайте органа местного самоуправления, а также на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в том числе сведения об оказываемых муниципальных услугах и утвержденный перечень услуг, необходимых и обязательных для оказания Администрацией муниципального района (городского округа) муниципальных услуг.
Таким образом, предоставление органом местного самоуправления муниципальных услуг в соответствии с административными регламентами направлено на повышение прозрачности оказания муниципальных услуг, развитие экономических процессов муниципального района (городского округа), способствует созданию благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, в том числе создание благоприятной конкурентной среды. 
Вместе с тем, оказание муниципальной услуги, нерегулируемой административным регламентом, является нарушением требований Закона №210-ФЗ, приводит к отсутствию прозрачности предоставления муниципальной услуги и создает предпосылки для создания коррупционных факторов, способствующих затягиванию процесса оказания муниципальной услуги, предъявлению требований о предоставлении документов и информации или осуществления действий непредусмотренных административным регламентом. Результатом таких действий (бездействия) является ущемление интересов неопределенного круга лиц, в том числе хозяйствующих субъектов и приводит недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В силу ч. 1 ст. 29 Закона №210-ФЗ административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг до 30.07.2012.
Как следует из статьи 3 Закона №210-ФЗ нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон №135-ФЗ) целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В силу части 1 статьи 15 Закона №135-ФЗ органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
При этом под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Таким образом, любая муниципальная услуга должна оказываться Администрацией в соответствии с утвержденными административными регламентами, информация о которых должна размещаться на официальном сайте Администрации и на Едином портале государственных и муниципальных услуг - http://www.gosuslugi.ru.
Приказом Башкортостанского УФАС России от 27.07.2012 №311 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении Администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан возбуждено дело по части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в бездействии, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в части отсутствия на официальных сайтах в сети Интернет утвержденных административных регламентов и информации о них; в реестре муниципальных услуг информации об административных регламентах. Приказом Управления от 17.08.2012 №423 в приказ от 27.07.2012 №311 внесены изменения: председателем Комиссии по рассмотрению дела №А-176/15-12 о нарушении антимонопольного законодательства назначена заместитель руководителя Башкортостанского УФАС России Р.Ф. Саляхутдинова.
В соответствии с п.1.5. Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг на территории муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Администрации от 23.12.2011 №1181, административные регламенты подлежат опубликованию в средствах массовой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации о доступе к информации о деятельности органов местного самоуправления, а также размещаются в Реестре государственных и муниципальных услуг Республики Башкортостан, сети Интернет на официальных сайтах Администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан, организаций и учреждений, участвующих в предоставлении муниципальной услуги.
Согласно протоколам осмотра официального сайта Администрации -www.aurgazinsky.ru от 26.07.2012 и от 30.07.202 на указанном сайте в разделе «Муниципальные услуги и функции», «Административные регламенты и стандарты муниципальных услуг и функций» размещены административные регламенты по предоставлению следующих муниципальных услуг: предоставление поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках реализации муниципальных программ на территории муниципального района Аургазинский район РБ; согласование размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности; предоставление поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках реализации муниципальных программ. При открытии данных административных регламентов отсутствуют реквизиты их утверждения. Также в данном разделе на сайте Администрации имеется ссылка на раздел «Административные регламенты». Однако при нажатии на данную ссылку открывшийся формат является нечитаемым. 
Кроме того, на официальном сайте Администрации не размещены Перечень муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления муниципальном районе Аургазинский район Республики Башкортостан и Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг.
Согласно протоколу осмотра сайта http://www.gosuslugi.ru от 26.07.2012 на Едином портале государственных и муниципальных услуг в разделе «Аургазинский район Республики Башкортостан» размещена только одна муниципальная услуга, оказываемая Администрацией – получение совета на официальное обращение. Информация об административных регламентах предоставления муниципальных услуг, сведения об остальных муниципальных услугах, оказываемых Администрацией, на Едином портале государственных и муниципальных услуг отсутствуют. 
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006             № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, в бездействии Администрации содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. 
Определением от 30.07.2012 о назначении дела №А-176/15-12 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению у Администрации запрошены документы и материалы, касающиеся рассматриваемого дела. Запрошенная информация представлена Администрацией письмом от 14.08.2012 №2368. 
Комиссия, рассмотрев представленные пояснения, выслушав доводы участников рассмотрения дела, пришла к следующим выводам. 
Исходя из письменных пояснений Администрации, во исполнение требований Закона №210-ФЗ постановлением Администрацией от 06.06.2012 утвержден Перечень муниципальных услуг (работ, функций), оказываемых органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями муниципального района Аургазинский район РБ. Решением Совета муниципального района Аургазинский район РБ от 13.06.2012 №47/4 утвержден Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг в муниципальном районе. Однако как следует из материалов дела, по состоянию на 30.07.2012 вышеуказанные Перечни услуг Администрацией не были размещены на официальном сайте Администрации. 
На заседании Комиссии от 21.08.2012 был проведен осмотр официального сайта Администрации в сети Интернет и установлено, что Перечень муниципальных услуг (работ, функций), оказываемых органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями муниципального района Аургазинский район РБ, и Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг в муниципальном районе размещены. Однако в Перечне муниципальных услуг отсутствуют сведения об административных регламентах предоставления муниципальных услуг.
Как следует из пояснений Администрации, в настоящее время Администрацией разработаны проекты административных регламентов по 47 муниципальным услугам, из них: 25 – требующих межведомственного взаимодействия, 12 – предоставляемых в электронном виде. Административные регламенты прошли публичное обсуждение на официальном сайте муниципального района. В настоящее время они находятся на согласовании в Министерстве экономического развития Республики Башкортостан. Получены логин-пароль в ГУП «Центр информационно-коммуникативных технологий Республики Башкортостан» для ввода информации об административных регламентах в Реестр муниципальных услуг Республики Башкортостан.
Таким образом, по состоянию на 21.08.2012 административные регламенты по предоставлению муниципальных услуг Администрацией не утверждены и не размещены на официальном сайте Администрации в сети Интернет. Сведения об административных регламентах и муниципальных услугах, оказываемых Администрацией, не доступны через Единый портал государственных и муниципальных услуг на сайте http://www.gosuslugi.ru. 
Исходя из вышеизложенного, в бездействии Администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан, выразившегося в не  утверждении в установленный федеральным законодательством срок и не размещении на официальных сайтах в сети Интернет административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг, сведений о предоставлении муниципальных услуг; в отсутствии доступа к информации о муниципальных услугах, оказываемых Администрацией муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан, через Единый портал государственных и муниципальных услуг усматривается нарушение части 1 статьи 15 Закона №135-ФЗ, т.к. это может привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции. Оснований для прекращения рассмотрения настоящего дела не имеется.
Статья 15 Закона №135-ФЗ представляет собой формальный состав правонарушения, который не требует обязательного наступления негативных последствий. Для определения в действиях субъектов квалифицирующих признаков состава данного нарушения достаточно выявить факт наличия действий или бездействия органа местного самоуправления, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что и было сделано Комиссией при рассмотрении дела.
Руководствуясь ст. 23, ч.1 ст. 39, чч. 1 - 4 ст. 41, ч. 1 ст. 48, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России 
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать Администрацию муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан (453480, Республика Башкортостан, Аургазинский район, с. Толбазы, ул. Ленина, 84) нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части бездействия, выразившегося в не утверждении в установленный федеральным законодательством срок и в не размещении на официальных сайтах в сети Интернет административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг, сведений о предоставлении муниципальных услуг; в отсутствии доступа к информации о муниципальных услугах, оказываемых Администрацией муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан, через Единый портал государственных и муниципальных услуг, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и ущемлению интересов неопределенного круга лиц. 
2. Выдать Администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
 
 
Председатель Комиссии <...>       
 
Члены Комиссии: 
<...>
    
<...> 
 
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
 
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
 
 
ПРЕДПИСАНИЕ №97-А-176/15-12
03.09.2012                                                                                                                                                                                           г. Уфа, ул. Пушкина, 95
 
 
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:
<...>
<...>
<...>, 
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего Решения от 21.08.2012 (в полном объеме решение изготовлено 03.09.2012) по делу №А-176/15-12 о нарушении Администрацией муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан (453480, Республика Башкортостан, Аургазинский район, с. Толбазы, ул. Ленина, 84) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,  
 
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
 
1. Администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в бездействии, в части не утверждения в установленный федеральным законодательством срок и не размещения на официальных сайтах в сети Интернет административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг, сведений о предоставлении муниципальных услуг; отсутствия доступа к информации о муниципальных услугах, предоставляемых Администрацией муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан, через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
2. Администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан в срок до 15.10.2012 совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно: утвердить административные регламенты по предоставлению муниципальных услуг, разместить на официальных сайтах в сети Интернет административные регламенты по оказанию муниципальных услуг, сведения о муниципальных услугах и обеспечить доступ к информации о муниципальных услугах муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
 
О выполнении настоящего Предписания сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республики Башкортостан не позднее пяти дней со дня его выполнения.
 
 
Председатель комиссии <...>
 
Члены комиссии: 
<...>
<...>
 
 
 
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
 
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
 

 

stdClass Object ( [vid] => 9062 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ и Предписание по делу №А-176/15-12 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Администрации Муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9062 [type] => solution [language] => ru [created] => 1358495427 [changed] => 1370522184 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370522184 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ
                                                                    
                                                                                                           г. Уфа, ул. Пушкина, 95
 
Резолютивная часть объявлена 21.08.2012. 
В полном объеме решение изготовлено 03.09.2012.
 
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее также – Управление, антимонопольный орган) по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: 
<...>
<...>
<...>,
 при участии: от Администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан: <...> – начальник отдела информационно-правового обеспечения Администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан,
рассмотрела дело № А-176/15-12 по признакам нарушения Администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан (453480, Республика Башкортостан, Аургазинский район, с. Толбазы, ул. Ленина, 84) части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
УСТАНОВИЛА:
 
В ходе заседания Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан предпринимателями и общественными организациями Республики Башкортостан, были затронуты вопросы отсутствия в свободном доступе, в том числе на официальных сайтах администраций муниципальных образований в сети Интернет утвержденных административных регламентов и сведений об оказании муниципальных услуг, что ведет к нарушению прав хозяйствующих субъектов, нуждающихся в получении муниципальных услуг, к ограничению их предпринимательской деятельности при предоставлении муниципальных услуг. 
По результатам проведенного заседания Общественно-консультативного совета Управлением в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» осуществлен мониторинг официального сайта администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан (далее – Администрация) в сети Интернет и Единого портала государственных и муниципальных услуг на предмет соответствия действий Администрации антимонопольному законодательству и установлено следующее.
В силу статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон №210-ФЗ) одним из основных принципов предоставления муниципальных услуг является открытость деятельности органов, предоставляющих муниципальные услуги. 
В соответствии с ч. 1. ст. 11 Закона №210-ФЗ муниципальные услуги подлежат включению в реестры муниципальных услуг.
Согласно ч. 6, 7 ст. 11 Закона №210-ФЗ реестр муниципальных услуг содержит сведения: о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании; об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления; об услугах, оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета; иные сведения, состав которых устанавливается местной администрацией. Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией.
Таким образом, реестр муниципальных услуг органа местного самоуправления должен содержать три вышеуказанных Перечня услуг.  
Как следует из ч. 3 ст. 29 Закона №210-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о муниципальных услугах должны быть включены в муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее 01.07.2011.
Согласно ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 12, ч. 1 ст. 13 Закона №210-ФЗ органы местного самоуправления обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, которые должны быть разработаны органом, предоставляющим муниципальную услугу.
Согласно п.4 ст. 2 Закона №210-ФЗ под административным регламентом понимается нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги. То есть такой порядок предполагает содержание таких основных требований, как: срок оказания муниципальной услуги, перечень документов, необходимых для оказания муниципальной услуги заявителю; условия отказа предоставления муниципальной услуги, а также, при устранении причин, послуживших для отказа предоставления такой услуги, повторный срок рассмотрения заявления и другие предусмотренные документы.
Кроме того, нормы ч. 4 ст. 9, ч. 7 ст. 11, ст. 29 Закона №210-ФЗ возлагают на орган местного самоуправления размещение Перечней услуг, предусмотренных ч. 1 ст. 11 настоящего федерального закона на официальном сайте органа местного самоуправления, а также на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в том числе сведения об оказываемых муниципальных услугах и утвержденный перечень услуг, необходимых и обязательных для оказания Администрацией муниципального района (городского округа) муниципальных услуг.
Таким образом, предоставление органом местного самоуправления муниципальных услуг в соответствии с административными регламентами направлено на повышение прозрачности оказания муниципальных услуг, развитие экономических процессов муниципального района (городского округа), способствует созданию благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, в том числе создание благоприятной конкурентной среды. 
Вместе с тем, оказание муниципальной услуги, нерегулируемой административным регламентом, является нарушением требований Закона №210-ФЗ, приводит к отсутствию прозрачности предоставления муниципальной услуги и создает предпосылки для создания коррупционных факторов, способствующих затягиванию процесса оказания муниципальной услуги, предъявлению требований о предоставлении документов и информации или осуществления действий непредусмотренных административным регламентом. Результатом таких действий (бездействия) является ущемление интересов неопределенного круга лиц, в том числе хозяйствующих субъектов и приводит недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В силу ч. 1 ст. 29 Закона №210-ФЗ административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг до 30.07.2012.
Как следует из статьи 3 Закона №210-ФЗ нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон №135-ФЗ) целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В силу части 1 статьи 15 Закона №135-ФЗ органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
При этом под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Таким образом, любая муниципальная услуга должна оказываться Администрацией в соответствии с утвержденными административными регламентами, информация о которых должна размещаться на официальном сайте Администрации и на Едином портале государственных и муниципальных услуг - http://www.gosuslugi.ru.
Приказом Башкортостанского УФАС России от 27.07.2012 №311 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении Администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан возбуждено дело по части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в бездействии, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в части отсутствия на официальных сайтах в сети Интернет утвержденных административных регламентов и информации о них; в реестре муниципальных услуг информации об административных регламентах. Приказом Управления от 17.08.2012 №423 в приказ от 27.07.2012 №311 внесены изменения: председателем Комиссии по рассмотрению дела №А-176/15-12 о нарушении антимонопольного законодательства назначена заместитель руководителя Башкортостанского УФАС России Р.Ф. Саляхутдинова.
В соответствии с п.1.5. Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг на территории муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Администрации от 23.12.2011 №1181, административные регламенты подлежат опубликованию в средствах массовой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации о доступе к информации о деятельности органов местного самоуправления, а также размещаются в Реестре государственных и муниципальных услуг Республики Башкортостан, сети Интернет на официальных сайтах Администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан, организаций и учреждений, участвующих в предоставлении муниципальной услуги.
Согласно протоколам осмотра официального сайта Администрации -www.aurgazinsky.ru от 26.07.2012 и от 30.07.202 на указанном сайте в разделе «Муниципальные услуги и функции», «Административные регламенты и стандарты муниципальных услуг и функций» размещены административные регламенты по предоставлению следующих муниципальных услуг: предоставление поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках реализации муниципальных программ на территории муниципального района Аургазинский район РБ; согласование размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности; предоставление поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках реализации муниципальных программ. При открытии данных административных регламентов отсутствуют реквизиты их утверждения. Также в данном разделе на сайте Администрации имеется ссылка на раздел «Административные регламенты». Однако при нажатии на данную ссылку открывшийся формат является нечитаемым. 
Кроме того, на официальном сайте Администрации не размещены Перечень муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления муниципальном районе Аургазинский район Республики Башкортостан и Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг.
Согласно протоколу осмотра сайта http://www.gosuslugi.ru от 26.07.2012 на Едином портале государственных и муниципальных услуг в разделе «Аургазинский район Республики Башкортостан» размещена только одна муниципальная услуга, оказываемая Администрацией – получение совета на официальное обращение. Информация об административных регламентах предоставления муниципальных услуг, сведения об остальных муниципальных услугах, оказываемых Администрацией, на Едином портале государственных и муниципальных услуг отсутствуют. 
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006             № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, в бездействии Администрации содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. 
Определением от 30.07.2012 о назначении дела №А-176/15-12 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению у Администрации запрошены документы и материалы, касающиеся рассматриваемого дела. Запрошенная информация представлена Администрацией письмом от 14.08.2012 №2368. 
Комиссия, рассмотрев представленные пояснения, выслушав доводы участников рассмотрения дела, пришла к следующим выводам. 
Исходя из письменных пояснений Администрации, во исполнение требований Закона №210-ФЗ постановлением Администрацией от 06.06.2012 утвержден Перечень муниципальных услуг (работ, функций), оказываемых органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями муниципального района Аургазинский район РБ. Решением Совета муниципального района Аургазинский район РБ от 13.06.2012 №47/4 утвержден Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг в муниципальном районе. Однако как следует из материалов дела, по состоянию на 30.07.2012 вышеуказанные Перечни услуг Администрацией не были размещены на официальном сайте Администрации. 
На заседании Комиссии от 21.08.2012 был проведен осмотр официального сайта Администрации в сети Интернет и установлено, что Перечень муниципальных услуг (работ, функций), оказываемых органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями муниципального района Аургазинский район РБ, и Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг в муниципальном районе размещены. Однако в Перечне муниципальных услуг отсутствуют сведения об административных регламентах предоставления муниципальных услуг.
Как следует из пояснений Администрации, в настоящее время Администрацией разработаны проекты административных регламентов по 47 муниципальным услугам, из них: 25 – требующих межведомственного взаимодействия, 12 – предоставляемых в электронном виде. Административные регламенты прошли публичное обсуждение на официальном сайте муниципального района. В настоящее время они находятся на согласовании в Министерстве экономического развития Республики Башкортостан. Получены логин-пароль в ГУП «Центр информационно-коммуникативных технологий Республики Башкортостан» для ввода информации об административных регламентах в Реестр муниципальных услуг Республики Башкортостан.
Таким образом, по состоянию на 21.08.2012 административные регламенты по предоставлению муниципальных услуг Администрацией не утверждены и не размещены на официальном сайте Администрации в сети Интернет. Сведения об административных регламентах и муниципальных услугах, оказываемых Администрацией, не доступны через Единый портал государственных и муниципальных услуг на сайте http://www.gosuslugi.ru. 
Исходя из вышеизложенного, в бездействии Администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан, выразившегося в не  утверждении в установленный федеральным законодательством срок и не размещении на официальных сайтах в сети Интернет административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг, сведений о предоставлении муниципальных услуг; в отсутствии доступа к информации о муниципальных услугах, оказываемых Администрацией муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан, через Единый портал государственных и муниципальных услуг усматривается нарушение части 1 статьи 15 Закона №135-ФЗ, т.к. это может привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции. Оснований для прекращения рассмотрения настоящего дела не имеется.
Статья 15 Закона №135-ФЗ представляет собой формальный состав правонарушения, который не требует обязательного наступления негативных последствий. Для определения в действиях субъектов квалифицирующих признаков состава данного нарушения достаточно выявить факт наличия действий или бездействия органа местного самоуправления, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что и было сделано Комиссией при рассмотрении дела.
Руководствуясь ст. 23, ч.1 ст. 39, чч. 1 - 4 ст. 41, ч. 1 ст. 48, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России 
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать Администрацию муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан (453480, Республика Башкортостан, Аургазинский район, с. Толбазы, ул. Ленина, 84) нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части бездействия, выразившегося в не утверждении в установленный федеральным законодательством срок и в не размещении на официальных сайтах в сети Интернет административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг, сведений о предоставлении муниципальных услуг; в отсутствии доступа к информации о муниципальных услугах, оказываемых Администрацией муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан, через Единый портал государственных и муниципальных услуг, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и ущемлению интересов неопределенного круга лиц. 
2. Выдать Администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
 
 
Председатель Комиссии <...>       
 
Члены Комиссии: 
<...>
    
<...> 
 
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
 
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
 
 
ПРЕДПИСАНИЕ №97-А-176/15-12
03.09.2012                                                                                                                                                                                           г. Уфа, ул. Пушкина, 95
 
 
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:
<...>
<...>
<...>, 
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего Решения от 21.08.2012 (в полном объеме решение изготовлено 03.09.2012) по делу №А-176/15-12 о нарушении Администрацией муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан (453480, Республика Башкортостан, Аургазинский район, с. Толбазы, ул. Ленина, 84) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,  
 
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
 
1. Администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в бездействии, в части не утверждения в установленный федеральным законодательством срок и не размещения на официальных сайтах в сети Интернет административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг, сведений о предоставлении муниципальных услуг; отсутствия доступа к информации о муниципальных услугах, предоставляемых Администрацией муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан, через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
2. Администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан в срок до 15.10.2012 совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно: утвердить административные регламенты по предоставлению муниципальных услуг, разместить на официальных сайтах в сети Интернет административные регламенты по оказанию муниципальных услуг, сведения о муниципальных услугах и обеспечить доступ к информации о муниципальных услугах муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
 
О выполнении настоящего Предписания сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республики Башкортостан не позднее пяти дней со дня его выполнения.
 
 
Председатель комиссии <...>
 
Члены комиссии: 
<...>
<...>
 
 
 
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
 
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ
                                                                    
                                                                                                           г. Уфа, ул. Пушкина, 95
 
Резолютивная часть объявлена 21.08.2012. 
В полном объеме решение изготовлено 03.09.2012.
 
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее также – Управление, антимонопольный орган) по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: 
<...>
<...>
<...>,
 при участии: от Администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан: <...> – начальник отдела информационно-правового обеспечения Администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан,
рассмотрела дело № А-176/15-12 по признакам нарушения Администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан (453480, Республика Башкортостан, Аургазинский район, с. Толбазы, ул. Ленина, 84) части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
УСТАНОВИЛА:
 
В ходе заседания Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан предпринимателями и общественными организациями Республики Башкортостан, были затронуты вопросы отсутствия в свободном доступе, в том числе на официальных сайтах администраций муниципальных образований в сети Интернет утвержденных административных регламентов и сведений об оказании муниципальных услуг, что ведет к нарушению прав хозяйствующих субъектов, нуждающихся в получении муниципальных услуг, к ограничению их предпринимательской деятельности при предоставлении муниципальных услуг. 
По результатам проведенного заседания Общественно-консультативного совета Управлением в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» осуществлен мониторинг официального сайта администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан (далее – Администрация) в сети Интернет и Единого портала государственных и муниципальных услуг на предмет соответствия действий Администрации антимонопольному законодательству и установлено следующее.
В силу статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон №210-ФЗ) одним из основных принципов предоставления муниципальных услуг является открытость деятельности органов, предоставляющих муниципальные услуги. 
В соответствии с ч. 1. ст. 11 Закона №210-ФЗ муниципальные услуги подлежат включению в реестры муниципальных услуг.
Согласно ч. 6, 7 ст. 11 Закона №210-ФЗ реестр муниципальных услуг содержит сведения: о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании; об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления; об услугах, оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета; иные сведения, состав которых устанавливается местной администрацией. Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией.
Таким образом, реестр муниципальных услуг органа местного самоуправления должен содержать три вышеуказанных Перечня услуг.  
Как следует из ч. 3 ст. 29 Закона №210-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о муниципальных услугах должны быть включены в муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее 01.07.2011.
Согласно ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 12, ч. 1 ст. 13 Закона №210-ФЗ органы местного самоуправления обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, которые должны быть разработаны органом, предоставляющим муниципальную услугу.
Согласно п.4 ст. 2 Закона №210-ФЗ под административным регламентом понимается нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги. То есть такой порядок предполагает содержание таких основных требований, как: срок оказания муниципальной услуги, перечень документов, необходимых для оказания муниципальной услуги заявителю; условия отказа предоставления муниципальной услуги, а также, при устранении причин, послуживших для отказа предоставления такой услуги, повторный срок рассмотрения заявления и другие предусмотренные документы.
Кроме того, нормы ч. 4 ст. 9, ч. 7 ст. 11, ст. 29 Закона №210-ФЗ возлагают на орган местного самоуправления размещение Перечней услуг, предусмотренных ч. 1 ст. 11 настоящего федерального закона на официальном сайте органа местного самоуправления, а также на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в том числе сведения об оказываемых муниципальных услугах и утвержденный перечень услуг, необходимых и обязательных для оказания Администрацией муниципального района (городского округа) муниципальных услуг.
Таким образом, предоставление органом местного самоуправления муниципальных услуг в соответствии с административными регламентами направлено на повышение прозрачности оказания муниципальных услуг, развитие экономических процессов муниципального района (городского округа), способствует созданию благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, в том числе создание благоприятной конкурентной среды. 
Вместе с тем, оказание муниципальной услуги, нерегулируемой административным регламентом, является нарушением требований Закона №210-ФЗ, приводит к отсутствию прозрачности предоставления муниципальной услуги и создает предпосылки для создания коррупционных факторов, способствующих затягиванию процесса оказания муниципальной услуги, предъявлению требований о предоставлении документов и информации или осуществления действий непредусмотренных административным регламентом. Результатом таких действий (бездействия) является ущемление интересов неопределенного круга лиц, в том числе хозяйствующих субъектов и приводит недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В силу ч. 1 ст. 29 Закона №210-ФЗ административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг до 30.07.2012.
Как следует из статьи 3 Закона №210-ФЗ нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон №135-ФЗ) целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В силу части 1 статьи 15 Закона №135-ФЗ органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
При этом под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Таким образом, любая муниципальная услуга должна оказываться Администрацией в соответствии с утвержденными административными регламентами, информация о которых должна размещаться на официальном сайте Администрации и на Едином портале государственных и муниципальных услуг - http://www.gosuslugi.ru.
Приказом Башкортостанского УФАС России от 27.07.2012 №311 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении Администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан возбуждено дело по части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в бездействии, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в части отсутствия на официальных сайтах в сети Интернет утвержденных административных регламентов и информации о них; в реестре муниципальных услуг информации об административных регламентах. Приказом Управления от 17.08.2012 №423 в приказ от 27.07.2012 №311 внесены изменения: председателем Комиссии по рассмотрению дела №А-176/15-12 о нарушении антимонопольного законодательства назначена заместитель руководителя Башкортостанского УФАС России Р.Ф. Саляхутдинова.
В соответствии с п.1.5. Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг на территории муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Администрации от 23.12.2011 №1181, административные регламенты подлежат опубликованию в средствах массовой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации о доступе к информации о деятельности органов местного самоуправления, а также размещаются в Реестре государственных и муниципальных услуг Республики Башкортостан, сети Интернет на официальных сайтах Администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан, организаций и учреждений, участвующих в предоставлении муниципальной услуги.
Согласно протоколам осмотра официального сайта Администрации -www.aurgazinsky.ru от 26.07.2012 и от 30.07.202 на указанном сайте в разделе «Муниципальные услуги и функции», «Административные регламенты и стандарты муниципальных услуг и функций» размещены административные регламенты по предоставлению следующих муниципальных услуг: предоставление поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках реализации муниципальных программ на территории муниципального района Аургазинский район РБ; согласование размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности; предоставление поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках реализации муниципальных программ. При открытии данных административных регламентов отсутствуют реквизиты их утверждения. Также в данном разделе на сайте Администрации имеется ссылка на раздел «Административные регламенты». Однако при нажатии на данную ссылку открывшийся формат является нечитаемым. 
Кроме того, на официальном сайте Администрации не размещены Перечень муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления муниципальном районе Аургазинский район Республики Башкортостан и Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг.
Согласно протоколу осмотра сайта http://www.gosuslugi.ru от 26.07.2012 на Едином портале государственных и муниципальных услуг в разделе «Аургазинский район Республики Башкортостан» размещена только одна муниципальная услуга, оказываемая Администрацией – получение совета на официальное обращение. Информация об административных регламентах предоставления муниципальных услуг, сведения об остальных муниципальных услугах, оказываемых Администрацией, на Едином портале государственных и муниципальных услуг отсутствуют. 
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006             № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, в бездействии Администрации содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. 
Определением от 30.07.2012 о назначении дела №А-176/15-12 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению у Администрации запрошены документы и материалы, касающиеся рассматриваемого дела. Запрошенная информация представлена Администрацией письмом от 14.08.2012 №2368. 
Комиссия, рассмотрев представленные пояснения, выслушав доводы участников рассмотрения дела, пришла к следующим выводам. 
Исходя из письменных пояснений Администрации, во исполнение требований Закона №210-ФЗ постановлением Администрацией от 06.06.2012 утвержден Перечень муниципальных услуг (работ, функций), оказываемых органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями муниципального района Аургазинский район РБ. Решением Совета муниципального района Аургазинский район РБ от 13.06.2012 №47/4 утвержден Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг в муниципальном районе. Однако как следует из материалов дела, по состоянию на 30.07.2012 вышеуказанные Перечни услуг Администрацией не были размещены на официальном сайте Администрации. 
На заседании Комиссии от 21.08.2012 был проведен осмотр официального сайта Администрации в сети Интернет и установлено, что Перечень муниципальных услуг (работ, функций), оказываемых органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями муниципального района Аургазинский район РБ, и Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг в муниципальном районе размещены. Однако в Перечне муниципальных услуг отсутствуют сведения об административных регламентах предоставления муниципальных услуг.
Как следует из пояснений Администрации, в настоящее время Администрацией разработаны проекты административных регламентов по 47 муниципальным услугам, из них: 25 – требующих межведомственного взаимодействия, 12 – предоставляемых в электронном виде. Административные регламенты прошли публичное обсуждение на официальном сайте муниципального района. В настоящее время они находятся на согласовании в Министерстве экономического развития Республики Башкортостан. Получены логин-пароль в ГУП «Центр информационно-коммуникативных технологий Республики Башкортостан» для ввода информации об административных регламентах в Реестр муниципальных услуг Республики Башкортостан.
Таким образом, по состоянию на 21.08.2012 административные регламенты по предоставлению муниципальных услуг Администрацией не утверждены и не размещены на официальном сайте Администрации в сети Интернет. Сведения об административных регламентах и муниципальных услугах, оказываемых Администрацией, не доступны через Единый портал государственных и муниципальных услуг на сайте http://www.gosuslugi.ru. 
Исходя из вышеизложенного, в бездействии Администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан, выразившегося в не  утверждении в установленный федеральным законодательством срок и не размещении на официальных сайтах в сети Интернет административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг, сведений о предоставлении муниципальных услуг; в отсутствии доступа к информации о муниципальных услугах, оказываемых Администрацией муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан, через Единый портал государственных и муниципальных услуг усматривается нарушение части 1 статьи 15 Закона №135-ФЗ, т.к. это может привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции. Оснований для прекращения рассмотрения настоящего дела не имеется.
Статья 15 Закона №135-ФЗ представляет собой формальный состав правонарушения, который не требует обязательного наступления негативных последствий. Для определения в действиях субъектов квалифицирующих признаков состава данного нарушения достаточно выявить факт наличия действий или бездействия органа местного самоуправления, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что и было сделано Комиссией при рассмотрении дела.
Руководствуясь ст. 23, ч.1 ст. 39, чч. 1 - 4 ст. 41, ч. 1 ст. 48, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России 
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать Администрацию муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан (453480, Республика Башкортостан, Аургазинский район, с. Толбазы, ул. Ленина, 84) нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части бездействия, выразившегося в не утверждении в установленный федеральным законодательством срок и в не размещении на официальных сайтах в сети Интернет административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг, сведений о предоставлении муниципальных услуг; в отсутствии доступа к информации о муниципальных услугах, оказываемых Администрацией муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан, через Единый портал государственных и муниципальных услуг, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и ущемлению интересов неопределенного круга лиц. 
2. Выдать Администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
 
 
Председатель Комиссии <...>       
 
Члены Комиссии: 
<...>
    
<...> 
 
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
 
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
 
 
ПРЕДПИСАНИЕ №97-А-176/15-12
03.09.2012                                                                                                                                                                                           г. Уфа, ул. Пушкина, 95
 
 
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:
<...>
<...>
<...>, 
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего Решения от 21.08.2012 (в полном объеме решение изготовлено 03.09.2012) по делу №А-176/15-12 о нарушении Администрацией муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан (453480, Республика Башкортостан, Аургазинский район, с. Толбазы, ул. Ленина, 84) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,  
 
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
 
1. Администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в бездействии, в части не утверждения в установленный федеральным законодательством срок и не размещения на официальных сайтах в сети Интернет административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг, сведений о предоставлении муниципальных услуг; отсутствия доступа к информации о муниципальных услугах, предоставляемых Администрацией муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан, через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
2. Администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан в срок до 15.10.2012 совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно: утвердить административные регламенты по предоставлению муниципальных услуг, разместить на официальных сайтах в сети Интернет административные регламенты по оказанию муниципальных услуг, сведения о муниципальных услугах и обеспечить доступ к информации о муниципальных услугах муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
 
О выполнении настоящего Предписания сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республики Башкортостан не позднее пяти дней со дня его выполнения.
 
 
Председатель комиссии <...>
 
Члены комиссии: 
<...>
<...>
 
 
 
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
 
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №А-176/15-12 [format] => [safe_value] => №А-176/15-12 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 58 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 58 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => filtered_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-09-03 07:39:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-09-03 05:30:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1358495427 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Башкортостанское УФАС России )