Решение по делу № А-246/15-12 в отношении Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: А-246/15-12
Дата публикации: 8 октября 2012, 18:37

 

РЕШЕНИЕ

                                                                    

                                                                                                           г. Уфа, ул. Пушкина, 95

 

Резолютивная часть объявлена 25.09.2012.

В полном объеме решение изготовлено 08.10.2012.

 

Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее также – Управление, антимонопольный орган) по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

<…>;

<…>,

рассмотрела дело  № А-246/15-12 по признакам нарушения Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан (453700, Республика Башкортостан, г. Учалы, ул. Карла Маркса, 20) части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе заседания Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан предпринимателями и общественными организациями Республики Башкортостан, были затронуты вопросы отсутствия в свободном доступе, в том числе на официальных сайтах администраций муниципальных образований в сети Интернет утвержденных административных регламентов и сведений об оказании муниципальных услуг, что ведет к нарушению прав хозяйствующих субъектов, нуждающихся в получении муниципальных услуг, к ограничению их предпринимательской деятельности при предоставлении муниципальных услуг.

По результатам проведенного заседания Общественно-консультативного совета Управлением в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» осуществлен мониторинг официального сайта администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан (далее – Администрация) в сети Интернет и Единого портала государственных и муниципальных услуг на предмет соответствия действий Администрации антимонопольному законодательству и установлено следующее.

В силу статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон №210-ФЗ) одним из основных принципов предоставления муниципальных услуг является открытость деятельности органов, предоставляющих муниципальные услуги.

В соответствии с ч. 1. ст. 11 Закона №210-ФЗ муниципальные услуги подлежат включению в реестры муниципальных услуг.

Согласно ч. 6, 7 ст. 11 Закона №210-ФЗ реестр муниципальных услуг содержит сведения: о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании; об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления; об услугах, оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета; иные сведения, состав которых устанавливается местной администрацией. Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией.

Таким образом, реестр муниципальных услуг органа местного самоуправления должен содержать три вышеуказанных Перечня услуг.  

Как следует из ч. 3 ст. 29 Закона №210-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о муниципальных услугах должны быть включены в муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее 01.07.2011.

Согласно ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 12, ч. 1 ст. 13 Закона №210-ФЗ органы местного самоуправления обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, которые должны быть разработаны органом, предоставляющим муниципальную услугу.

Согласно п.4 ст. 2 Закона №210-ФЗ под административным регламентом понимается нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги. То есть такой порядок предполагает содержание таких основных требований, как: срок оказания муниципальной услуги, перечень документов, необходимых для оказания муниципальной услуги заявителю; условия отказа предоставления муниципальной услуги, а также, при устранении причин, послуживших для отказа предоставления такой услуги, повторный срок рассмотрения заявления и другие предусмотренные документы.

Кроме того, нормы ч. 4 ст. 9, ч. 7 ст. 11, ст. 29 Закона №210-ФЗ возлагают на орган местного самоуправления размещение Перечней услуг, предусмотренных ч. 1 ст. 11 настоящего федерального закона на официальном сайте органа местного самоуправления, а также на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в том числе сведения об оказываемых муниципальных услугах и утвержденный перечень услуг, необходимых и обязательных для оказания Администрацией муниципального района (городского округа) муниципальных услуг.

Таким образом, предоставление органом местного самоуправления муниципальных услуг в соответствии с административными регламентами направлено на повышение прозрачности оказания муниципальных услуг, развитие экономических процессов муниципального района (городского округа), способствует созданию благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, в том числе создание благоприятной конкурентной среды.

Вместе с тем, оказание муниципальной услуги, нерегулируемой административным регламентом, является нарушением требований Закона №210-ФЗ, приводит к отсутствию прозрачности предоставления муниципальной услуги и создает предпосылки для создания коррупционных факторов, способствующих затягиванию процесса оказания муниципальной услуги, предъявлению требований о предоставлении документов и информации или осуществления действий непредусмотренных административным регламентом. Результатом таких действий (бездействия) является ущемление интересов неопределенного круга лиц, в том числе хозяйствующих субъектов и приводит недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В силу ч. 1 ст. 29 Закона №210-ФЗ административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг до 30.07.2012.

Как следует из статьи 3 Закона №210-ФЗ нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон №135-ФЗ) целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В силу части 1 статьи 15 Закона №135-ФЗ органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Согласно ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты.

В соответствии с п. 4 ст. 7 Закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

При этом под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

Таким образом, любая муниципальная услуга должна оказываться Администрацией в соответствии с утвержденными административными регламентами, информация о которых должна размещаться на официальном сайте Администрации и на Едином портале государственных и муниципальных услуг - http://www.gosuslugi.ru.

Приказом Башкортостанского УФАС России от 08.08.2012 №348 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан возбуждено дело по части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в бездействии, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в части отсутствия на официальных сайтах в сети Интернет утвержденных административных регламентов и информации о них; в реестре муниципальных услуг информации об административных регламентах.

Как было установлено Комиссией в ходе рассмотрения настоящего дела, по состоянию на 07.08.2012 на официальном сайте Администрации в сети Интернет – www.uchaly-rb.ru в нарушение частей 1, 3 статьи 29 Закона №210-ФЗ отсутствует и не размещен на официальном сайте Администрации утвержденный Перечень муниципальных услуг (функций), предоставляемых Администрацией, муниципальными учреждениями и иными организациями муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан (далее – Перечень муниципальных услуг). Информация об административных регламентах по ряду муниципальных услуг отсутствует и не доступна через Единый портал государственных и муниципальных услуг (http://www.gosuslugi.ru), а именно: по предоставлению в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, аренду земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, юридическим лицам и гражданам; по оформлению безвозмездной передачи в муниципальную собственность муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан имущества, находящегося в собственности юридических и (или) физических лиц и т.д.

На сайте Администрации в сети Интернет большая часть административных регламентов предоставления муниципальных услуг являются проектами и не прошли соответствующую экспертизу в уполномоченном органе - Министерстве экономического развития РБ. Из них административные регламенты по предоставлению таких муниципальных услуг, как: «выдача разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства», «выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию», «выдача разрешения на установку рекламной конструкции», «продление срока действия разрешения на строительство» и других услуг.

 

Кроме того, на официальном сайте Администрации в сети Интернет отсутствует информация об административных регламентах предоставления следующих муниципальных услуг: предоставление в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, аренду земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, юридическим лицам и гражданам; оформление безвозмездной передачи в муниципальную собственность муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан имущества, находящегося в собственности юридических и (или) физических лиц и другие муниципальные услуги, касающиеся земельно-имущественных отношений, предоставляемые Администрацией.

Просмотр сайта http://www.gosuslugi.ru на предмет размещения сведений об административных регламентах предоставления муниципальных услуг, сведений о муниципальных услугах, оказываемых Администрацией, показал, что по состоянию на 08.08.2012 на Едином портале государственных и муниципальных услуг (http://www.gosuslugi.ru) размещены сведения только по двум муниципальным услугам: «Получение услуги библиотечного, информационного, справочно-библиографического обслуживания» и «Получение дополнительного образования в сфере культуры».

Таким образом, по состоянию на 08.08.2012 Администрацией в нарушение требований Закона №210-ФЗ не разработаны, не утверждены и не размещены на официальных сайтах в сети Интернет ряд административных регламентов предоставления муниципальных услуг, сведения о предоставлении муниципальных услуг. Кроме того, информация о получении муниципальных услуг заявителями не доступна через Единый портал государственных и муниципальных услуг (http://www.gosuslugi.ru).

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006             № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, в бездействии Администрации содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Определением от 10.08.2012 рассмотрение дела №А-246/15-12 о нарушении антимонопольного законодательства назначено к рассмотрению на 06.09.2012. Письмом от 05.09.2012 №01-19/1401 Администрация ходатайствовала об отложении рассмотрения настоящего дела в связи с болезнью ответственного представителя. Ходатайство Комиссией рассмотрено и удовлетворено. Рассмотрение дела №А-246/15-12 отложено на 25.09.2012. В рамках рассмотрения дела Администрация письмом от 29.08.2012 №01-19/364 представила документы и материалы по существу данного дела.

На заседании Комиссии представители Администрации пояснили, что на официальном сайте Администрации в сети Интернет размещены не все административные регламенты, ввиду их не утверждения в полном объеме. Часть административных регламентов находится на согласовании в Министерстве экономического развития РБ.

Комиссия, рассмотрев представленные документы и материалы, заслушав представителя лица, участвующего в рассмотрении дела, пришла к следующим выводам.

Как следует из ч. 1 ст. 29 Закона №210-ФЗ административные регламенты предоставления муниципальных услуг должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг до 30.07.2012.

Просмотр официального сайта Администрации в сети Интернет показал, что административные регламенты предоставления муниципальных услуг размещены в разделе «Муниципальные услуги», подраздел «Нормативно-правовые акты муниципального района». При этом утверждено только 16 административных регламентов.

Постановлением Администрации от 23.04.2012 №4-755УД утвержден Реестр муниципальных услуг, предоставляемых структурными подразделениями, отделами Администрации. Указанный Реестр содержит Перечень муниципальных услуг, предоставляемых структурными подразделениями, отделами Администрации, в который, в свою очередь, включены 33 муниципальные услуги.

Таким образом, в нарушение ч. 1 ст. 29 Закона №210-ФЗ Администрацией в установленный федеральным законодательством срок не утвержден ряд  административных регламентов предоставления муниципальных услуг. При этом административные регламенты по предоставлению таких услуг, как: «предоставление в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, аренду земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, юридическим лицам и гражданам», «предоставление в аренду муниципального имущества» и других муниципальных услуг, касающихся вопросов земельно-имущественных отношений в Перечне муниципальных услуг отсутствует. Между тем, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 15 Закона №131-ФЗ владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, относится к вопросам местного значения муниципального района.

Также Комиссия обращает внимание, что в Реестре муниципальных услуг муниципального района отсутствует информация об административных регламентах предоставления муниципальных услуг.

 В соответствии с ч.3 ст. 1, ч. 6 ст. 11 Закона №210-ФЗ Реестр муниципальных услуг содержит сведения: о муниципальных услугах, предоставляемых Администрацией; об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в соответствующий перечень услуг; об услугах, оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета.

Вместе с тем, как следует из представленной информации, в нарушение вышеуказанных норм Закона №210-ФЗ сведения об услугах, оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета на сайте Администрации в Реестре муниципальных услуг отсутствуют.

На заседании Комиссии просмотрен сайт http://www.gosuslugi.ru, в части размещения Администрацией сведений о муниципальных услугах, предоставляемых Администрацией и ее структурными подразделениями, на Едином портале государственных и муниципальных услуг и установлено, что по состоянию на 25.09.2012 на указанном сайте размещены сведения по предоставлению 15 муниципальных услуг.

Таким образом, в нарушение норм ч. 3 ст. 29 Закона №210-ФЗ Администрация не разместила сведения по ряду муниципальных услуг на Едином портале государственных и муниципальных услуг в установленный федеральным законодательством срок. Тем самым, у заявителей отсутствует возможность подачи заявления на получение муниципальной услуги посредством заполнения интерактивной формы на портале государственных и муниципальных услуг.

Кроме того, это может привести к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, а также установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг.

Исходя из вышеизложенного, в бездействии Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан, выразившегося в не  утверждении административных регламентов предоставления муниципальных услуг в установленный федеральным законодательством срок, в том числе; сведений об услугах, оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета; в отсутствии доступа к информации о муниципальных услугах, оказываемых Администрацией, через Единый портал государственных и муниципальных услуг усматривается нарушение части 1 статьи 15 Закона №135-ФЗ, т.к. это может привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции. Оснований для прекращения рассмотрения настоящего дела не имеется.

Статья 15 Закона №135-ФЗ представляет собой формальный состав правонарушения, который не требует обязательного наступления негативных последствий. Для определения в действиях субъектов квалифицирующих признаков состава данного нарушения достаточно выявить факт наличия действий или бездействия органа местного самоуправления, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что и было сделано Комиссией при рассмотрении дела.

Руководствуясь ст. 23, ч.1 ст. 39, чч. 1 - 4 ст. 41, ч. 1 ст. 48, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Администрацию муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан (453700, Республика Башкортостан, г. Учалы, ул. Карла Маркса, 20), нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части бездействия, выразившегося в не утверждении административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг в установленный федеральным законодательством срок и в не размещении на официальных сайтах в сети Интернет административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг, сведений о предоставлении муниципальных услуг, в том числе услуг, оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета в Реестре муниципальных услуг; в отсутствии доступа к информации о муниципальных услугах, оказываемых Администрацией муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан, через Единый портал государственных и муниципальных услуг, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и ущемлению интересов неопределенного круга лиц.

2. Выдать Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ №136-А-246/15-12

08.10.2012                                                                              г. Уфа, ул. Пушкина, 95

 

 

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:

<…>

,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего Решения от 25.09.2012 (в полном объеме решение изготовлено 08.10.2012) по делу №А-246/15-12 о нарушении Администрацией муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан (453700, Республика Башкортостан, г. Учалы, ул. Карла Маркса, 20) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», , в части бездействия, выразившегося в не утверждении в установленный федеральным законодательством срок и в не размещении на официальных сайтах в сети Интернет административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг, сведений о предоставлении муниципальных услуг, в том числе оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета; в отсутствии доступа к информации о муниципальных услугах, оказываемых Администрацией муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан, через Единый портал государственных и муниципальных услуг.

2. Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан в срок до 01.11.2012 совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно: утвердить административные регламенты по предоставлению муниципальных услуг, разместить на официальных сайтах в сети Интернет административные регламенты по оказанию муниципальных услуг, сведения о муниципальных услугах и обеспечить доступ к информации о муниципальных услугах муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан через Единый портал государственных и муниципальных услуг.

        

         О выполнении настоящего Предписания сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республики Башкортостан не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

stdClass Object ( [vid] => 8990 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № А-246/15-12 в отношении Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8990 [type] => solution [language] => ru [created] => 1358426375 [changed] => 1370522184 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370522184 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

                                                                    

                                                                                                           г. Уфа, ул. Пушкина, 95

 

Резолютивная часть объявлена 25.09.2012.

В полном объеме решение изготовлено 08.10.2012.

 

Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее также – Управление, антимонопольный орган) по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

<…>;

<…>,

рассмотрела дело  № А-246/15-12 по признакам нарушения Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан (453700, Республика Башкортостан, г. Учалы, ул. Карла Маркса, 20) части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе заседания Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан предпринимателями и общественными организациями Республики Башкортостан, были затронуты вопросы отсутствия в свободном доступе, в том числе на официальных сайтах администраций муниципальных образований в сети Интернет утвержденных административных регламентов и сведений об оказании муниципальных услуг, что ведет к нарушению прав хозяйствующих субъектов, нуждающихся в получении муниципальных услуг, к ограничению их предпринимательской деятельности при предоставлении муниципальных услуг.

По результатам проведенного заседания Общественно-консультативного совета Управлением в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» осуществлен мониторинг официального сайта администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан (далее – Администрация) в сети Интернет и Единого портала государственных и муниципальных услуг на предмет соответствия действий Администрации антимонопольному законодательству и установлено следующее.

В силу статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон №210-ФЗ) одним из основных принципов предоставления муниципальных услуг является открытость деятельности органов, предоставляющих муниципальные услуги.

В соответствии с ч. 1. ст. 11 Закона №210-ФЗ муниципальные услуги подлежат включению в реестры муниципальных услуг.

Согласно ч. 6, 7 ст. 11 Закона №210-ФЗ реестр муниципальных услуг содержит сведения: о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании; об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления; об услугах, оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета; иные сведения, состав которых устанавливается местной администрацией. Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией.

Таким образом, реестр муниципальных услуг органа местного самоуправления должен содержать три вышеуказанных Перечня услуг.  

Как следует из ч. 3 ст. 29 Закона №210-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о муниципальных услугах должны быть включены в муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее 01.07.2011.

Согласно ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 12, ч. 1 ст. 13 Закона №210-ФЗ органы местного самоуправления обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, которые должны быть разработаны органом, предоставляющим муниципальную услугу.

Согласно п.4 ст. 2 Закона №210-ФЗ под административным регламентом понимается нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги. То есть такой порядок предполагает содержание таких основных требований, как: срок оказания муниципальной услуги, перечень документов, необходимых для оказания муниципальной услуги заявителю; условия отказа предоставления муниципальной услуги, а также, при устранении причин, послуживших для отказа предоставления такой услуги, повторный срок рассмотрения заявления и другие предусмотренные документы.

Кроме того, нормы ч. 4 ст. 9, ч. 7 ст. 11, ст. 29 Закона №210-ФЗ возлагают на орган местного самоуправления размещение Перечней услуг, предусмотренных ч. 1 ст. 11 настоящего федерального закона на официальном сайте органа местного самоуправления, а также на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в том числе сведения об оказываемых муниципальных услугах и утвержденный перечень услуг, необходимых и обязательных для оказания Администрацией муниципального района (городского округа) муниципальных услуг.

Таким образом, предоставление органом местного самоуправления муниципальных услуг в соответствии с административными регламентами направлено на повышение прозрачности оказания муниципальных услуг, развитие экономических процессов муниципального района (городского округа), способствует созданию благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, в том числе создание благоприятной конкурентной среды.

Вместе с тем, оказание муниципальной услуги, нерегулируемой административным регламентом, является нарушением требований Закона №210-ФЗ, приводит к отсутствию прозрачности предоставления муниципальной услуги и создает предпосылки для создания коррупционных факторов, способствующих затягиванию процесса оказания муниципальной услуги, предъявлению требований о предоставлении документов и информации или осуществления действий непредусмотренных административным регламентом. Результатом таких действий (бездействия) является ущемление интересов неопределенного круга лиц, в том числе хозяйствующих субъектов и приводит недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В силу ч. 1 ст. 29 Закона №210-ФЗ административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг до 30.07.2012.

Как следует из статьи 3 Закона №210-ФЗ нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон №135-ФЗ) целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В силу части 1 статьи 15 Закона №135-ФЗ органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Согласно ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты.

В соответствии с п. 4 ст. 7 Закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

При этом под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

Таким образом, любая муниципальная услуга должна оказываться Администрацией в соответствии с утвержденными административными регламентами, информация о которых должна размещаться на официальном сайте Администрации и на Едином портале государственных и муниципальных услуг - http://www.gosuslugi.ru.

Приказом Башкортостанского УФАС России от 08.08.2012 №348 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан возбуждено дело по части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в бездействии, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в части отсутствия на официальных сайтах в сети Интернет утвержденных административных регламентов и информации о них; в реестре муниципальных услуг информации об административных регламентах.

Как было установлено Комиссией в ходе рассмотрения настоящего дела, по состоянию на 07.08.2012 на официальном сайте Администрации в сети Интернет – www.uchaly-rb.ru в нарушение частей 1, 3 статьи 29 Закона №210-ФЗ отсутствует и не размещен на официальном сайте Администрации утвержденный Перечень муниципальных услуг (функций), предоставляемых Администрацией, муниципальными учреждениями и иными организациями муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан (далее – Перечень муниципальных услуг). Информация об административных регламентах по ряду муниципальных услуг отсутствует и не доступна через Единый портал государственных и муниципальных услуг (http://www.gosuslugi.ru), а именно: по предоставлению в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, аренду земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, юридическим лицам и гражданам; по оформлению безвозмездной передачи в муниципальную собственность муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан имущества, находящегося в собственности юридических и (или) физических лиц и т.д.

На сайте Администрации в сети Интернет большая часть административных регламентов предоставления муниципальных услуг являются проектами и не прошли соответствующую экспертизу в уполномоченном органе - Министерстве экономического развития РБ. Из них административные регламенты по предоставлению таких муниципальных услуг, как: «выдача разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства», «выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию», «выдача разрешения на установку рекламной конструкции», «продление срока действия разрешения на строительство» и других услуг.

 

Кроме того, на официальном сайте Администрации в сети Интернет отсутствует информация об административных регламентах предоставления следующих муниципальных услуг: предоставление в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, аренду земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, юридическим лицам и гражданам; оформление безвозмездной передачи в муниципальную собственность муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан имущества, находящегося в собственности юридических и (или) физических лиц и другие муниципальные услуги, касающиеся земельно-имущественных отношений, предоставляемые Администрацией.

Просмотр сайта http://www.gosuslugi.ru на предмет размещения сведений об административных регламентах предоставления муниципальных услуг, сведений о муниципальных услугах, оказываемых Администрацией, показал, что по состоянию на 08.08.2012 на Едином портале государственных и муниципальных услуг (http://www.gosuslugi.ru) размещены сведения только по двум муниципальным услугам: «Получение услуги библиотечного, информационного, справочно-библиографического обслуживания» и «Получение дополнительного образования в сфере культуры».

Таким образом, по состоянию на 08.08.2012 Администрацией в нарушение требований Закона №210-ФЗ не разработаны, не утверждены и не размещены на официальных сайтах в сети Интернет ряд административных регламентов предоставления муниципальных услуг, сведения о предоставлении муниципальных услуг. Кроме того, информация о получении муниципальных услуг заявителями не доступна через Единый портал государственных и муниципальных услуг (http://www.gosuslugi.ru).

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006             № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, в бездействии Администрации содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Определением от 10.08.2012 рассмотрение дела №А-246/15-12 о нарушении антимонопольного законодательства назначено к рассмотрению на 06.09.2012. Письмом от 05.09.2012 №01-19/1401 Администрация ходатайствовала об отложении рассмотрения настоящего дела в связи с болезнью ответственного представителя. Ходатайство Комиссией рассмотрено и удовлетворено. Рассмотрение дела №А-246/15-12 отложено на 25.09.2012. В рамках рассмотрения дела Администрация письмом от 29.08.2012 №01-19/364 представила документы и материалы по существу данного дела.

На заседании Комиссии представители Администрации пояснили, что на официальном сайте Администрации в сети Интернет размещены не все административные регламенты, ввиду их не утверждения в полном объеме. Часть административных регламентов находится на согласовании в Министерстве экономического развития РБ.

Комиссия, рассмотрев представленные документы и материалы, заслушав представителя лица, участвующего в рассмотрении дела, пришла к следующим выводам.

Как следует из ч. 1 ст. 29 Закона №210-ФЗ административные регламенты предоставления муниципальных услуг должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг до 30.07.2012.

Просмотр официального сайта Администрации в сети Интернет показал, что административные регламенты предоставления муниципальных услуг размещены в разделе «Муниципальные услуги», подраздел «Нормативно-правовые акты муниципального района». При этом утверждено только 16 административных регламентов.

Постановлением Администрации от 23.04.2012 №4-755УД утвержден Реестр муниципальных услуг, предоставляемых структурными подразделениями, отделами Администрации. Указанный Реестр содержит Перечень муниципальных услуг, предоставляемых структурными подразделениями, отделами Администрации, в который, в свою очередь, включены 33 муниципальные услуги.

Таким образом, в нарушение ч. 1 ст. 29 Закона №210-ФЗ Администрацией в установленный федеральным законодательством срок не утвержден ряд  административных регламентов предоставления муниципальных услуг. При этом административные регламенты по предоставлению таких услуг, как: «предоставление в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, аренду земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, юридическим лицам и гражданам», «предоставление в аренду муниципального имущества» и других муниципальных услуг, касающихся вопросов земельно-имущественных отношений в Перечне муниципальных услуг отсутствует. Между тем, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 15 Закона №131-ФЗ владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, относится к вопросам местного значения муниципального района.

Также Комиссия обращает внимание, что в Реестре муниципальных услуг муниципального района отсутствует информация об административных регламентах предоставления муниципальных услуг.

 В соответствии с ч.3 ст. 1, ч. 6 ст. 11 Закона №210-ФЗ Реестр муниципальных услуг содержит сведения: о муниципальных услугах, предоставляемых Администрацией; об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в соответствующий перечень услуг; об услугах, оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета.

Вместе с тем, как следует из представленной информации, в нарушение вышеуказанных норм Закона №210-ФЗ сведения об услугах, оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета на сайте Администрации в Реестре муниципальных услуг отсутствуют.

На заседании Комиссии просмотрен сайт http://www.gosuslugi.ru, в части размещения Администрацией сведений о муниципальных услугах, предоставляемых Администрацией и ее структурными подразделениями, на Едином портале государственных и муниципальных услуг и установлено, что по состоянию на 25.09.2012 на указанном сайте размещены сведения по предоставлению 15 муниципальных услуг.

Таким образом, в нарушение норм ч. 3 ст. 29 Закона №210-ФЗ Администрация не разместила сведения по ряду муниципальных услуг на Едином портале государственных и муниципальных услуг в установленный федеральным законодательством срок. Тем самым, у заявителей отсутствует возможность подачи заявления на получение муниципальной услуги посредством заполнения интерактивной формы на портале государственных и муниципальных услуг.

Кроме того, это может привести к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, а также установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг.

Исходя из вышеизложенного, в бездействии Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан, выразившегося в не  утверждении административных регламентов предоставления муниципальных услуг в установленный федеральным законодательством срок, в том числе; сведений об услугах, оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета; в отсутствии доступа к информации о муниципальных услугах, оказываемых Администрацией, через Единый портал государственных и муниципальных услуг усматривается нарушение части 1 статьи 15 Закона №135-ФЗ, т.к. это может привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции. Оснований для прекращения рассмотрения настоящего дела не имеется.

Статья 15 Закона №135-ФЗ представляет собой формальный состав правонарушения, который не требует обязательного наступления негативных последствий. Для определения в действиях субъектов квалифицирующих признаков состава данного нарушения достаточно выявить факт наличия действий или бездействия органа местного самоуправления, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что и было сделано Комиссией при рассмотрении дела.

Руководствуясь ст. 23, ч.1 ст. 39, чч. 1 - 4 ст. 41, ч. 1 ст. 48, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Администрацию муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан (453700, Республика Башкортостан, г. Учалы, ул. Карла Маркса, 20), нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части бездействия, выразившегося в не утверждении административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг в установленный федеральным законодательством срок и в не размещении на официальных сайтах в сети Интернет административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг, сведений о предоставлении муниципальных услуг, в том числе услуг, оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета в Реестре муниципальных услуг; в отсутствии доступа к информации о муниципальных услугах, оказываемых Администрацией муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан, через Единый портал государственных и муниципальных услуг, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и ущемлению интересов неопределенного круга лиц.

2. Выдать Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ №136-А-246/15-12

08.10.2012                                                                              г. Уфа, ул. Пушкина, 95

 

 

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:

<…>

,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего Решения от 25.09.2012 (в полном объеме решение изготовлено 08.10.2012) по делу №А-246/15-12 о нарушении Администрацией муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан (453700, Республика Башкортостан, г. Учалы, ул. Карла Маркса, 20) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», , в части бездействия, выразившегося в не утверждении в установленный федеральным законодательством срок и в не размещении на официальных сайтах в сети Интернет административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг, сведений о предоставлении муниципальных услуг, в том числе оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета; в отсутствии доступа к информации о муниципальных услугах, оказываемых Администрацией муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан, через Единый портал государственных и муниципальных услуг.

2. Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан в срок до 01.11.2012 совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно: утвердить административные регламенты по предоставлению муниципальных услуг, разместить на официальных сайтах в сети Интернет административные регламенты по оказанию муниципальных услуг, сведения о муниципальных услугах и обеспечить доступ к информации о муниципальных услугах муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан через Единый портал государственных и муниципальных услуг.

        

         О выполнении настоящего Предписания сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республики Башкортостан не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

                                                                    

                                                                                                           г. Уфа, ул. Пушкина, 95

 

Резолютивная часть объявлена 25.09.2012.

В полном объеме решение изготовлено 08.10.2012.

 

Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее также – Управление, антимонопольный орган) по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

<…>;

<…>,

рассмотрела дело  № А-246/15-12 по признакам нарушения Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан (453700, Республика Башкортостан, г. Учалы, ул. Карла Маркса, 20) части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе заседания Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан предпринимателями и общественными организациями Республики Башкортостан, были затронуты вопросы отсутствия в свободном доступе, в том числе на официальных сайтах администраций муниципальных образований в сети Интернет утвержденных административных регламентов и сведений об оказании муниципальных услуг, что ведет к нарушению прав хозяйствующих субъектов, нуждающихся в получении муниципальных услуг, к ограничению их предпринимательской деятельности при предоставлении муниципальных услуг.

По результатам проведенного заседания Общественно-консультативного совета Управлением в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» осуществлен мониторинг официального сайта администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан (далее – Администрация) в сети Интернет и Единого портала государственных и муниципальных услуг на предмет соответствия действий Администрации антимонопольному законодательству и установлено следующее.

В силу статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон №210-ФЗ) одним из основных принципов предоставления муниципальных услуг является открытость деятельности органов, предоставляющих муниципальные услуги.

В соответствии с ч. 1. ст. 11 Закона №210-ФЗ муниципальные услуги подлежат включению в реестры муниципальных услуг.

Согласно ч. 6, 7 ст. 11 Закона №210-ФЗ реестр муниципальных услуг содержит сведения: о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании; об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления; об услугах, оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета; иные сведения, состав которых устанавливается местной администрацией. Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией.

Таким образом, реестр муниципальных услуг органа местного самоуправления должен содержать три вышеуказанных Перечня услуг.  

Как следует из ч. 3 ст. 29 Закона №210-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о муниципальных услугах должны быть включены в муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее 01.07.2011.

Согласно ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 12, ч. 1 ст. 13 Закона №210-ФЗ органы местного самоуправления обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, которые должны быть разработаны органом, предоставляющим муниципальную услугу.

Согласно п.4 ст. 2 Закона №210-ФЗ под административным регламентом понимается нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги. То есть такой порядок предполагает содержание таких основных требований, как: срок оказания муниципальной услуги, перечень документов, необходимых для оказания муниципальной услуги заявителю; условия отказа предоставления муниципальной услуги, а также, при устранении причин, послуживших для отказа предоставления такой услуги, повторный срок рассмотрения заявления и другие предусмотренные документы.

Кроме того, нормы ч. 4 ст. 9, ч. 7 ст. 11, ст. 29 Закона №210-ФЗ возлагают на орган местного самоуправления размещение Перечней услуг, предусмотренных ч. 1 ст. 11 настоящего федерального закона на официальном сайте органа местного самоуправления, а также на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в том числе сведения об оказываемых муниципальных услугах и утвержденный перечень услуг, необходимых и обязательных для оказания Администрацией муниципального района (городского округа) муниципальных услуг.

Таким образом, предоставление органом местного самоуправления муниципальных услуг в соответствии с административными регламентами направлено на повышение прозрачности оказания муниципальных услуг, развитие экономических процессов муниципального района (городского округа), способствует созданию благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, в том числе создание благоприятной конкурентной среды.

Вместе с тем, оказание муниципальной услуги, нерегулируемой административным регламентом, является нарушением требований Закона №210-ФЗ, приводит к отсутствию прозрачности предоставления муниципальной услуги и создает предпосылки для создания коррупционных факторов, способствующих затягиванию процесса оказания муниципальной услуги, предъявлению требований о предоставлении документов и информации или осуществления действий непредусмотренных административным регламентом. Результатом таких действий (бездействия) является ущемление интересов неопределенного круга лиц, в том числе хозяйствующих субъектов и приводит недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В силу ч. 1 ст. 29 Закона №210-ФЗ административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг до 30.07.2012.

Как следует из статьи 3 Закона №210-ФЗ нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон №135-ФЗ) целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В силу части 1 статьи 15 Закона №135-ФЗ органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Согласно ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты.

В соответствии с п. 4 ст. 7 Закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

При этом под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

Таким образом, любая муниципальная услуга должна оказываться Администрацией в соответствии с утвержденными административными регламентами, информация о которых должна размещаться на официальном сайте Администрации и на Едином портале государственных и муниципальных услуг - http://www.gosuslugi.ru.

Приказом Башкортостанского УФАС России от 08.08.2012 №348 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан возбуждено дело по части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в бездействии, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в части отсутствия на официальных сайтах в сети Интернет утвержденных административных регламентов и информации о них; в реестре муниципальных услуг информации об административных регламентах.

Как было установлено Комиссией в ходе рассмотрения настоящего дела, по состоянию на 07.08.2012 на официальном сайте Администрации в сети Интернет – www.uchaly-rb.ru в нарушение частей 1, 3 статьи 29 Закона №210-ФЗ отсутствует и не размещен на официальном сайте Администрации утвержденный Перечень муниципальных услуг (функций), предоставляемых Администрацией, муниципальными учреждениями и иными организациями муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан (далее – Перечень муниципальных услуг). Информация об административных регламентах по ряду муниципальных услуг отсутствует и не доступна через Единый портал государственных и муниципальных услуг (http://www.gosuslugi.ru), а именно: по предоставлению в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, аренду земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, юридическим лицам и гражданам; по оформлению безвозмездной передачи в муниципальную собственность муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан имущества, находящегося в собственности юридических и (или) физических лиц и т.д.

На сайте Администрации в сети Интернет большая часть административных регламентов предоставления муниципальных услуг являются проектами и не прошли соответствующую экспертизу в уполномоченном органе - Министерстве экономического развития РБ. Из них административные регламенты по предоставлению таких муниципальных услуг, как: «выдача разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства», «выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию», «выдача разрешения на установку рекламной конструкции», «продление срока действия разрешения на строительство» и других услуг.

 

Кроме того, на официальном сайте Администрации в сети Интернет отсутствует информация об административных регламентах предоставления следующих муниципальных услуг: предоставление в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, аренду земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, юридическим лицам и гражданам; оформление безвозмездной передачи в муниципальную собственность муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан имущества, находящегося в собственности юридических и (или) физических лиц и другие муниципальные услуги, касающиеся земельно-имущественных отношений, предоставляемые Администрацией.

Просмотр сайта http://www.gosuslugi.ru на предмет размещения сведений об административных регламентах предоставления муниципальных услуг, сведений о муниципальных услугах, оказываемых Администрацией, показал, что по состоянию на 08.08.2012 на Едином портале государственных и муниципальных услуг (http://www.gosuslugi.ru) размещены сведения только по двум муниципальным услугам: «Получение услуги библиотечного, информационного, справочно-библиографического обслуживания» и «Получение дополнительного образования в сфере культуры».

Таким образом, по состоянию на 08.08.2012 Администрацией в нарушение требований Закона №210-ФЗ не разработаны, не утверждены и не размещены на официальных сайтах в сети Интернет ряд административных регламентов предоставления муниципальных услуг, сведения о предоставлении муниципальных услуг. Кроме того, информация о получении муниципальных услуг заявителями не доступна через Единый портал государственных и муниципальных услуг (http://www.gosuslugi.ru).

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006             № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, в бездействии Администрации содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Определением от 10.08.2012 рассмотрение дела №А-246/15-12 о нарушении антимонопольного законодательства назначено к рассмотрению на 06.09.2012. Письмом от 05.09.2012 №01-19/1401 Администрация ходатайствовала об отложении рассмотрения настоящего дела в связи с болезнью ответственного представителя. Ходатайство Комиссией рассмотрено и удовлетворено. Рассмотрение дела №А-246/15-12 отложено на 25.09.2012. В рамках рассмотрения дела Администрация письмом от 29.08.2012 №01-19/364 представила документы и материалы по существу данного дела.

На заседании Комиссии представители Администрации пояснили, что на официальном сайте Администрации в сети Интернет размещены не все административные регламенты, ввиду их не утверждения в полном объеме. Часть административных регламентов находится на согласовании в Министерстве экономического развития РБ.

Комиссия, рассмотрев представленные документы и материалы, заслушав представителя лица, участвующего в рассмотрении дела, пришла к следующим выводам.

Как следует из ч. 1 ст. 29 Закона №210-ФЗ административные регламенты предоставления муниципальных услуг должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг до 30.07.2012.

Просмотр официального сайта Администрации в сети Интернет показал, что административные регламенты предоставления муниципальных услуг размещены в разделе «Муниципальные услуги», подраздел «Нормативно-правовые акты муниципального района». При этом утверждено только 16 административных регламентов.

Постановлением Администрации от 23.04.2012 №4-755УД утвержден Реестр муниципальных услуг, предоставляемых структурными подразделениями, отделами Администрации. Указанный Реестр содержит Перечень муниципальных услуг, предоставляемых структурными подразделениями, отделами Администрации, в который, в свою очередь, включены 33 муниципальные услуги.

Таким образом, в нарушение ч. 1 ст. 29 Закона №210-ФЗ Администрацией в установленный федеральным законодательством срок не утвержден ряд  административных регламентов предоставления муниципальных услуг. При этом административные регламенты по предоставлению таких услуг, как: «предоставление в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, аренду земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, юридическим лицам и гражданам», «предоставление в аренду муниципального имущества» и других муниципальных услуг, касающихся вопросов земельно-имущественных отношений в Перечне муниципальных услуг отсутствует. Между тем, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 15 Закона №131-ФЗ владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, относится к вопросам местного значения муниципального района.

Также Комиссия обращает внимание, что в Реестре муниципальных услуг муниципального района отсутствует информация об административных регламентах предоставления муниципальных услуг.

 В соответствии с ч.3 ст. 1, ч. 6 ст. 11 Закона №210-ФЗ Реестр муниципальных услуг содержит сведения: о муниципальных услугах, предоставляемых Администрацией; об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в соответствующий перечень услуг; об услугах, оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета.

Вместе с тем, как следует из представленной информации, в нарушение вышеуказанных норм Закона №210-ФЗ сведения об услугах, оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета на сайте Администрации в Реестре муниципальных услуг отсутствуют.

На заседании Комиссии просмотрен сайт http://www.gosuslugi.ru, в части размещения Администрацией сведений о муниципальных услугах, предоставляемых Администрацией и ее структурными подразделениями, на Едином портале государственных и муниципальных услуг и установлено, что по состоянию на 25.09.2012 на указанном сайте размещены сведения по предоставлению 15 муниципальных услуг.

Таким образом, в нарушение норм ч. 3 ст. 29 Закона №210-ФЗ Администрация не разместила сведения по ряду муниципальных услуг на Едином портале государственных и муниципальных услуг в установленный федеральным законодательством срок. Тем самым, у заявителей отсутствует возможность подачи заявления на получение муниципальной услуги посредством заполнения интерактивной формы на портале государственных и муниципальных услуг.

Кроме того, это может привести к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, а также установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг.

Исходя из вышеизложенного, в бездействии Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан, выразившегося в не  утверждении административных регламентов предоставления муниципальных услуг в установленный федеральным законодательством срок, в том числе; сведений об услугах, оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета; в отсутствии доступа к информации о муниципальных услугах, оказываемых Администрацией, через Единый портал государственных и муниципальных услуг усматривается нарушение части 1 статьи 15 Закона №135-ФЗ, т.к. это может привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции. Оснований для прекращения рассмотрения настоящего дела не имеется.

Статья 15 Закона №135-ФЗ представляет собой формальный состав правонарушения, который не требует обязательного наступления негативных последствий. Для определения в действиях субъектов квалифицирующих признаков состава данного нарушения достаточно выявить факт наличия действий или бездействия органа местного самоуправления, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что и было сделано Комиссией при рассмотрении дела.

Руководствуясь ст. 23, ч.1 ст. 39, чч. 1 - 4 ст. 41, ч. 1 ст. 48, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Администрацию муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан (453700, Республика Башкортостан, г. Учалы, ул. Карла Маркса, 20), нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части бездействия, выразившегося в не утверждении административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг в установленный федеральным законодательством срок и в не размещении на официальных сайтах в сети Интернет административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг, сведений о предоставлении муниципальных услуг, в том числе услуг, оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета в Реестре муниципальных услуг; в отсутствии доступа к информации о муниципальных услугах, оказываемых Администрацией муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан, через Единый портал государственных и муниципальных услуг, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и ущемлению интересов неопределенного круга лиц.

2. Выдать Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ №136-А-246/15-12

08.10.2012                                                                              г. Уфа, ул. Пушкина, 95

 

 

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:

<…>

,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего Решения от 25.09.2012 (в полном объеме решение изготовлено 08.10.2012) по делу №А-246/15-12 о нарушении Администрацией муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан (453700, Республика Башкортостан, г. Учалы, ул. Карла Маркса, 20) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», , в части бездействия, выразившегося в не утверждении в установленный федеральным законодательством срок и в не размещении на официальных сайтах в сети Интернет административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг, сведений о предоставлении муниципальных услуг, в том числе оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета; в отсутствии доступа к информации о муниципальных услугах, оказываемых Администрацией муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан, через Единый портал государственных и муниципальных услуг.

2. Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан в срок до 01.11.2012 совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно: утвердить административные регламенты по предоставлению муниципальных услуг, разместить на официальных сайтах в сети Интернет административные регламенты по оказанию муниципальных услуг, сведения о муниципальных услугах и обеспечить доступ к информации о муниципальных услугах муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан через Единый портал государственных и муниципальных услуг.

        

         О выполнении настоящего Предписания сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республики Башкортостан не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => А-246/15-12 [format] => [safe_value] => А-246/15-12 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 58 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 58 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => filtered_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-10-08 12:37:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-10-08 12:37:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1358426375 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Башкортостанское УФАС России )