РЕШЕНИЕ по делу №А-144/15-12 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: №А-144/15-12
Дата публикации: 4 октября 2012, 16:37

 

РЕШЕНИЕ
                                                                    
                                                                                                           г. Уфа, ул. Пушкина, 95
 
Резолютивная часть объявлена 21.09.2012. 
В полном объеме решение изготовлено 04.10.2012.
 
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее также – Управление, антимонопольный орган) по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: 
<...>
<...>
<...>
при участии: от Администрации городского округа город Уфа - <...> по доверенности от 02.08.2012 №1/2675-13; ООО «Башкирская выставочная компания» – <...> по доверенности от 31.08.2012 №30; от ООО Компания права «Респект» - <...> по доверенности от 20.09.2011 №127; от Союза предпринимателей г. Уфы – <...> – директор (приказ, паспорт); от Уфимского городского фонда развития и поддержки малого предпринимательства: <...> – генеральный директор, распоряжение главы администрации ГО г. Уфа от 20.10.2011 №336рк, приказ Уфимского городского фонда развития и поддержки малого предпринимательства от 20.10.2011 №35-к; <...> по доверенности от 17.08.2012 №37, рассмотрела дело №А-144/15-12 в отношении Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450098, г. Уфа, проспект Октября, 120) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции»,
 
УСТАНОВИЛА:
 
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан при проведении в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» контроля за соблюдением Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – Администрация) антимонопольного законодательства при принятии (утверждении) и реализации программы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городском округе город Уфа Республики Башкортостан на 2012-2014 годы  установлено следующее.
Постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 30.12.2011 №7743 утверждена Программа поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городском округе город Уфа Республики Башкортостан на 2012-2014 годы (далее – Программа).
Основными целями Программы являются: обеспечение устойчивого социально-экономического развития городского округа город Уфа; обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП); увеличение количества субъектов МСП; увеличение объема выпускаемой продукции МСП; увеличение доли малого и среднего бизнеса в экономике городского округа; повышение социальной ответственности бизнеса.
Основным координатором реализации Программы является Управление экономики Администрации, которое также осуществляет текущий контроль за ходом ее реализации.
Как следует из паспорта Программы, разделов 5, 8 Программы механизм реализации Программы включает привлечение к выполнению мероприятий программы следующих организаций: Уфимский городской фонд развития и поддержки малого предпринимательства (далее – Фонд), Союз предпринимателей города Уфы, структурные подразделения Администрации, администрации районов городского округа, Центров занятости населения, а также ООО Компания права «Респект».
Так, Союз предпринимателей города Уфы исполняет следующие мероприятия Программы: подготовка научно-методических, информационно-справочных материалов по вопросам организации и  повышения эффективности деятельности субъектов малого  и среднего предпринимательства; информационная  поддержка  аналитических Интернет-порталов.
 Уфимский  городской  фонд  развития  и  поддержки малого  и среднего предпринимательства и «Союз  предпринимателей  города Уфы» осуществляют проведение Недель правового  благоустройства по  поддержке малого  и среднего предпринимательства в муниципальных библиотеках города Уфы; проведение курсов «Базовые навыки создания и управления собственным бизнесом»; выпуск специализированного периодического издания, посвященного предпринимательству и т.д.
ООО Компания права «Респект» - проводит открытые конкурсы «Бухгалтер-профессионал»; «Юрист-профессионал»; проведение Недель правового  благоустройства по  поддержке малого  и среднего предпринимательства в муниципальных библиотеках города Уфы. 
Другие хозяйствующие субъектов к реализации направлений данной Программы не привлечены. При этом проведение мероприятий Программы финансируется за счет бюджета и внебюджетных источников.
Тем самым, Администрация, утвердив Программу и включив в нее в качестве исполнителей Программы такие организации как: Уфимский городской фонд развития и поддержки малого предпринимательства, Союз предпринимателей города Уфы, ООО Компания права «Респект», предоставила преимущество данным хозяйствующим субъектам при реализации мероприятий Программы, финансируемых полностью или частично из бюджета. Данные действия Администрация ГО г.Уфа приводят или могут привести к ограничению, устранению и недопущению конкуренции хозяйствующих субъектов для участия на выполнение мероприятий Программы, что является нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
Кроме того, В Программе содержатся нормы, которые ведут к отсутствию прозрачности процедуры проведения конкурса на финансирование инвестиционных проектов субъектов, что приводит или может привести к возникновению коррупционных факторов, а также к ограничению, недопущению и устранению конкуренции хозяйствующих субъектов, претендующих на участие в конкурсе на финансирование инвестиционных проектов субъектов и, как следствие, к нарушению части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Как следует из письма Администрации (исх.№01-02-21832/13 от 20.06.2012), представленном в адрес Башкортостанского УФАС России, условия и порядок предоставления финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства (далее - СМП) определены в разделе 7 Программы.
В подпункте 7.2.3 Программы указаны причины отказа заявителю в регистрации заявления, при этом, решение об отказе в такой регистрации оформляется в виде письменного уведомления и вручается заявителю. Однако, в Программе не указаны порядок рассмотрения документов заявителя и порядок принятия решения о регистрации (или об отказе регистрации) документов заявителя, а именно: коллегиально или единолично принимается такое решение; наименование органа (должностного лица) или состав комиссии, принимающие такое решение; максимальный срок рассмотрения исполнителем (Уфимский городской фонд развития и поддержки малого предпринимательства) документов заявителя и принятия решения об отказе в регистрации; максимальный срок направления заявителю письменного уведомления об отказе. Кроме того, требования о публичном и открытом рассмотрении документов заявителя (в том числе, о возможности присутствия заявителей (СМП) при рассмотрении заявлений, об уведомлении СМП о времени и месте рассмотрения заявлений, в том числе, путем размещения соответствующих сообщений средствах массовой информации и в сети Интернет и т.п.) в Программе отсутствуют.
В соответствии с данным пунктом, СМП вправе повторно представить документы, устранив причины отказа. Вместе с тем, В Программе не указан срок, в течение которого СМП вправе представить документы повторно и последствия нарушения СМП такого срока.
Согласно пп. 7.3.1.2 Программы решение о предоставлении финансовой поддержки СМП принимается на заседании  конкурсной комиссии. При этом, члены конкурсной комиссии назначаются из числа штатных работников Уфимского городского фонда развития и поддержки малого предпринимательства, порядок работы конкурсной комиссии при принятии решения о предоставлении финансовой поддержки, обеспечивающий гласность при принятии такого решения, отсутствует (присутствие СМП при рассмотрении представленных ими инвестиционных проектов, уведомлении СМП о времени и месте рассмотрения данных проектов, в том числе, путем размещения соответствующих сообщений в средствах массовой информации и в сети Интернет и т.п.).
Более того, требования о размещении, в том числе о порядке и сроках такого размещения, сообщений (извещений) о проведении конкурса инвестиционных проектов СМП в средствах массовой информации и в сети Интернет в Программе отсутствуют.
Таким образом, в действиях Администрации содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в предоставлении преимуществ конкретным хозяйствующим субъектам при реализации мероприятий Программы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городском округе город Уфа Республики Башкортостан на 2012-2014 годы, а также в отсутствии прозрачности при проведении конкурсов при реализации инвестиционных проектов Программы.
Приказом Башкортостанского УФАС России от 17.07.2012 №265 в отношении Администрации городского округа город Уфа возбуждено дело №А-144/15-12 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
При рассмотрении настоящего дела Комиссией было принято решение о привлечении в качестве заинтересованных лиц по делу следующих хозяйствующих субъектов: Уфимский городской фонд развития и поддержки малого предпринимательства (г. Уфа, ул. бульвар Ибрагимова, 19), Союз предпринимателей г. Уфы (450071, г. Уфа, ул. 50 лет СССР, 48/1), Компания права «Респект» (450071, г. Уфа, ул. 50 лет СССР, 48/1) , ООО «Башкирская выставочная компания» (450080, г. Уфа, ул. Менделеева, 158, 3 павильон), Ремесленная палата Республики Башкортостан (г.Уфа. ул. Проспект Октября, 4, офис 27). Данные хозяйствующие субъекты являются исполнителями (участниками) Программы и решение Комиссии Башкортостанского УФАС России по настоящему делу может повлиять на их права при осуществлении предпринимательской деятельности.
Определениями от 10.08.2012 и 31.08.2012 рассмотрение дела откладывалось в связи с необходимостью получения дополнительной информации по существу рассматриваемого дела.
Письмом от 17.09.2012 №01-02-34826/13 Администрация сообщила следующее.
При формировании Программы использовались предложения администраций районов городского округа город Уфа, структурных подразделений Администрации, а также объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства: Уфимского городского фонда развития и поддержки малого предпринимательства и Союза предпринимателей г. Уфы. Так, со стороны Союза предпринимателей поступили предложения сохранить в программе мероприятия, реализуемые в предыдущие годы, и дополнительно включить в Программу мероприятие: открытый конкурс «Кадровик-профессионал», с привлечением в качестве соисполнителя Компании права «Респект». При этом КП «Респект» выступает инициатором и организатором проведения мероприятий (конкурсов), а также несет дополнительные затраты за счет собственных средств. Приглашение о внесении предложений в формирование Программы было размещено на сайте Союза предпринимателей г. Уфы, а в дальнейшем проект Программы рассмотрен на заседании Координационного совета в области развития малого и среднего предпринимательства при Администрации, которое состоялось 29.12.2011.
Также в план мероприятий Программы включено проведение мероприятия «Фестиваль праздничных агентств». В состав исполнителей мероприятия включены  отдел координации и регулирования услуг Администрации, УГФРПМП и Союз предпринимателей г. Уфы. ООО «Башкирская выставочная компания» в качестве соисполнителя данного мероприятия не определена. 
В рамках выполнения мероприятий Программы и в соответствии с договором на выполнение мероприятий, заключенного Администрацией с Фондом лимит финансирования Администрации мероприятий Программы по настоящему договору составил 2870 тыс. руб. 
Как сообщила на заседании Комиссии представитель Администрации прямых договоров с исполнителями программы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городском округе город Уфа на 2012-2014 годы Администрация не имела. Также было отмечено, что одним из критериев отбора хозяйствующих субъектов в качестве исполнителей Программы является их нахождение в реестре организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. По вопросу прозрачности проведения конкурсных процедур было заявлено, что в случае отказа в предоставлении займов для реализации инвестиционных проектов, инвестиционный проект автоматически может быть представлен на следующий конкурс, согласно положению об инвестиционном проекте. 
В материалы дела представлены информационные бюллетени Союза предпринимателей г. Уфы и Уфимского городского фонда развития и поддержки малого предпринимательства, в которых размещаются информационные сообщения о проведении в рамках Программы ежеквартально конкурса инвестиционных проектов. Участники конкурса получают возможность реализовать свои инвестиционные проекты посредством финансовой помощи Уфимского городского фонда развития и поддержки малого предпринимательства в форме прямого финансирования (по договору займа). Финансовая поддержка предоставляется субъектам малого и среднего предпринимательства на развитие определенных приоритетных видов экономической деятельности. 
По информации ООО «Башкирская выставочная компания», указанной в письме от 17.09.2012 №399-01, 06.02.2012 и 02.04.2012 между Администрацией и Обществом были заключены договор по предоставлению афиш и пригласительных по Молодежному форуму моды «Евро-Уфа-Азия» 2012 года на сумму 10 тыс. руб. и договор по исполнению услуги по организации демонстраций и выставок в период с 3 по 5 апреля 2012 года на сумму 99 тыс. руб. Иные договора в рамках Программы с Администрацией не заключались. ООО «Башкирская выставочная компания» как исполнитель нигде не указано и не определено.
ООО Компания права «Респект» в письме от 12.09.2012 №718 сообщает, что Компания с 2002 года реализует социальные программы информационной правовой поддержки науки, культуры, образования и предпринимательства в Республике Башкортостан. С 2009 года Компания организовывает и проводит республиканские профессиональные конкурсы при активной поддержке органов государственной власти и управления.
Начиная с 2010 года, Компания ходатайствовала перед Союзом предпринимателей г. Уфы о включении проводимых конкурсов, таких как: «Юрист-профессионал», «Бухгалтер-профессионал», «Кадровик-профессионал» в установленном порядке в «Программу поддержки малого и среднего предпринимательства в городском округе город Уфа». 
 
Комиссия, рассмотрев представленные документы и материалы, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, пришла к следующим выводам.
 
Как установлено Комиссией, Реестр организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Башкортостан (далее – Реестр) представляет собой базу данных, включающую в себя информацию об указанных организациях. В Реестр включаются организации инфраструктуры, имеющие намерение на систематической основе оказывать содействие в реализации ежегодно утверждаемой Правительством Республики Башкортостан Республиканской программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан.
Однако нахождение той или иной организации в указанном Реестре не дает основания для предоставления такой организации преимущественного положения по сравнению с другими хозяйствующими субъектами и определения такой организации в качестве исполнителя Программы развития малого и среднего предпринимательства.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, Администрация определила Компанию права «Респект» как соисполнителя Программы. Так, в пункте 8.5.2. Программы при проведении Недель правого благоустройства по поддержке малого и среднего предпринимательства в муниципальных библиотеках г. Уфы; дни малого предпринимательства; дин молодежного предпринимательства в качестве соисполнителя указана Компания права «Респект». При этом на данные мероприятия предусмотрено финансирование из средств бюджета в размере 140 тыс. руб.
Таким образом, при реализации мероприятий Программы задействованы бюджетные и внебюджетные источники. В то же время, в соответствии с нормами Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, должно осуществляться эффективно в целях расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции.
Часть 1 статьи 1 Закона о конкуренции устанавливает, что настоящий федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона о конкуренции целями настоящего федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Согласно п. 20 ст. 4 Закона о защите конкуренции предоставление органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот или муниципальных гарантий является муниципальной преференцией. 
Фактически Администрация предоставила преимущество ООО Компании права «Респект», которое обеспечивает данному хозяйствующему субъекту более выгодные условия деятельности по сравнению с иными хозяйствующими субъектами и препятствует доступу к муниципальному ресурсу широкого круга лиц. 
Администрация в письме от 17.09.2012 №01-02-34826/13 и Союз предпринимателей г. Уфы в письме от 13.09.2012 №39 указали, что на сайте Союза предпринимателей г. Уфы была размещена информация следующего характера: «Предприниматели могут внести свои предложения в программу поддержки малого предпринимательства». Это свидетельствует о том, что информация о возможности внесения предложений в проекты Программы была опубликована в открытом доступе, и любые предприятия и организации могли направить свои предложения в проекты Программы, в том числе и предложить свои услуги как соисполнители Программы. Комиссия не может согласиться с указанными доводами, т.к. отмечает данные действия Администрации, не направлены на привлечение к мероприятиям Программы в качестве соисполнителей каких-либо хозяйствующих субъектов, а лишь предлагает внести предпринимателям свои предложения в Программу.
Также Комиссия отмечает, что в соответствии с разделом 5 Программы привлечение к выполнению мероприятий Программы финансовых институтов, научно-исследовательских организаций, субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется на конкурсной основе.
Таким образом, привлечение ООО Компании права «Респект» к реализации мероприятий Программы, в условиях ее финансирования из бюджетных и внебюджетных источников должно осуществляться Администрацией в соответствии с нормами Закона №94-ФЗ на конкурсной основе с соблюдение принципов открытости и прозрачности, в целях привлечения субъектов малого и среднего бизнеса и развития конкуренции.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона.
Исходя из вышеизложенного, в действиях Администрации, выразившихся в предоставлении преимущества ООО «Компании права «Респект» по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, а именно необоснованном определении данной компании в качестве соисполнителя мероприятий по Программе, осуществляемой за счет бюджетных и внебюджетных источников, Комиссия усматривает нарушение пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в части необоснованного предоставления муниципальной преференции хозяйствующему субъекту.
Оснований для прекращения рассмотрения настоящего дела не имеется. 
Статья 15 Закона №135-ФЗ представляет собой формальный состав правонарушения, который не требует обязательного наступления негативных последствий. Для определения в действиях субъектов квалифицирующих признаков состава данного нарушения достаточно выявить факт наличия действий или бездействия органа местного самоуправления, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что и было сделано Комиссией при рассмотрении дела.
Руководствуясь ст. 23, ч.1 ст. 39, чч. 1 - 4 ст. 41, ч. 1 ст. 48, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России 
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450098, г. Уфа, проспект Октября, 120) нарушавшей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении преимущества ООО Компании права «Респект» по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, в части необоснованного определения данной компании в качестве соисполнителя мероприятий по Программе поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городском округе город Уфа Республики Башкортостан на 2012-2014 годы, выполняемой за счет бюджетных и внебюджетных источников.
2. Выдать Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу для применения мер административного реагирования по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ.
 
 
Председатель Комиссии <...>     
 
Члены Комиссии:                      
<...>
    
<...>  
 
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
 
stdClass Object ( [vid] => 8945 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ по делу №А-144/15-12 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8945 [type] => solution [language] => ru [created] => 1358419533 [changed] => 1370522184 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370522184 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ
                                                                    
                                                                                                           г. Уфа, ул. Пушкина, 95
 
Резолютивная часть объявлена 21.09.2012. 
В полном объеме решение изготовлено 04.10.2012.
 
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее также – Управление, антимонопольный орган) по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: 
<...>
<...>
<...>
при участии: от Администрации городского округа город Уфа - <...> по доверенности от 02.08.2012 №1/2675-13; ООО «Башкирская выставочная компания» – <...> по доверенности от 31.08.2012 №30; от ООО Компания права «Респект» - <...> по доверенности от 20.09.2011 №127; от Союза предпринимателей г. Уфы – <...> – директор (приказ, паспорт); от Уфимского городского фонда развития и поддержки малого предпринимательства: <...> – генеральный директор, распоряжение главы администрации ГО г. Уфа от 20.10.2011 №336рк, приказ Уфимского городского фонда развития и поддержки малого предпринимательства от 20.10.2011 №35-к; <...> по доверенности от 17.08.2012 №37, рассмотрела дело №А-144/15-12 в отношении Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450098, г. Уфа, проспект Октября, 120) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции»,
 
УСТАНОВИЛА:
 
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан при проведении в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» контроля за соблюдением Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – Администрация) антимонопольного законодательства при принятии (утверждении) и реализации программы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городском округе город Уфа Республики Башкортостан на 2012-2014 годы  установлено следующее.
Постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 30.12.2011 №7743 утверждена Программа поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городском округе город Уфа Республики Башкортостан на 2012-2014 годы (далее – Программа).
Основными целями Программы являются: обеспечение устойчивого социально-экономического развития городского округа город Уфа; обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП); увеличение количества субъектов МСП; увеличение объема выпускаемой продукции МСП; увеличение доли малого и среднего бизнеса в экономике городского округа; повышение социальной ответственности бизнеса.
Основным координатором реализации Программы является Управление экономики Администрации, которое также осуществляет текущий контроль за ходом ее реализации.
Как следует из паспорта Программы, разделов 5, 8 Программы механизм реализации Программы включает привлечение к выполнению мероприятий программы следующих организаций: Уфимский городской фонд развития и поддержки малого предпринимательства (далее – Фонд), Союз предпринимателей города Уфы, структурные подразделения Администрации, администрации районов городского округа, Центров занятости населения, а также ООО Компания права «Респект».
Так, Союз предпринимателей города Уфы исполняет следующие мероприятия Программы: подготовка научно-методических, информационно-справочных материалов по вопросам организации и  повышения эффективности деятельности субъектов малого  и среднего предпринимательства; информационная  поддержка  аналитических Интернет-порталов.
 Уфимский  городской  фонд  развития  и  поддержки малого  и среднего предпринимательства и «Союз  предпринимателей  города Уфы» осуществляют проведение Недель правового  благоустройства по  поддержке малого  и среднего предпринимательства в муниципальных библиотеках города Уфы; проведение курсов «Базовые навыки создания и управления собственным бизнесом»; выпуск специализированного периодического издания, посвященного предпринимательству и т.д.
ООО Компания права «Респект» - проводит открытые конкурсы «Бухгалтер-профессионал»; «Юрист-профессионал»; проведение Недель правового  благоустройства по  поддержке малого  и среднего предпринимательства в муниципальных библиотеках города Уфы. 
Другие хозяйствующие субъектов к реализации направлений данной Программы не привлечены. При этом проведение мероприятий Программы финансируется за счет бюджета и внебюджетных источников.
Тем самым, Администрация, утвердив Программу и включив в нее в качестве исполнителей Программы такие организации как: Уфимский городской фонд развития и поддержки малого предпринимательства, Союз предпринимателей города Уфы, ООО Компания права «Респект», предоставила преимущество данным хозяйствующим субъектам при реализации мероприятий Программы, финансируемых полностью или частично из бюджета. Данные действия Администрация ГО г.Уфа приводят или могут привести к ограничению, устранению и недопущению конкуренции хозяйствующих субъектов для участия на выполнение мероприятий Программы, что является нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
Кроме того, В Программе содержатся нормы, которые ведут к отсутствию прозрачности процедуры проведения конкурса на финансирование инвестиционных проектов субъектов, что приводит или может привести к возникновению коррупционных факторов, а также к ограничению, недопущению и устранению конкуренции хозяйствующих субъектов, претендующих на участие в конкурсе на финансирование инвестиционных проектов субъектов и, как следствие, к нарушению части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Как следует из письма Администрации (исх.№01-02-21832/13 от 20.06.2012), представленном в адрес Башкортостанского УФАС России, условия и порядок предоставления финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства (далее - СМП) определены в разделе 7 Программы.
В подпункте 7.2.3 Программы указаны причины отказа заявителю в регистрации заявления, при этом, решение об отказе в такой регистрации оформляется в виде письменного уведомления и вручается заявителю. Однако, в Программе не указаны порядок рассмотрения документов заявителя и порядок принятия решения о регистрации (или об отказе регистрации) документов заявителя, а именно: коллегиально или единолично принимается такое решение; наименование органа (должностного лица) или состав комиссии, принимающие такое решение; максимальный срок рассмотрения исполнителем (Уфимский городской фонд развития и поддержки малого предпринимательства) документов заявителя и принятия решения об отказе в регистрации; максимальный срок направления заявителю письменного уведомления об отказе. Кроме того, требования о публичном и открытом рассмотрении документов заявителя (в том числе, о возможности присутствия заявителей (СМП) при рассмотрении заявлений, об уведомлении СМП о времени и месте рассмотрения заявлений, в том числе, путем размещения соответствующих сообщений средствах массовой информации и в сети Интернет и т.п.) в Программе отсутствуют.
В соответствии с данным пунктом, СМП вправе повторно представить документы, устранив причины отказа. Вместе с тем, В Программе не указан срок, в течение которого СМП вправе представить документы повторно и последствия нарушения СМП такого срока.
Согласно пп. 7.3.1.2 Программы решение о предоставлении финансовой поддержки СМП принимается на заседании  конкурсной комиссии. При этом, члены конкурсной комиссии назначаются из числа штатных работников Уфимского городского фонда развития и поддержки малого предпринимательства, порядок работы конкурсной комиссии при принятии решения о предоставлении финансовой поддержки, обеспечивающий гласность при принятии такого решения, отсутствует (присутствие СМП при рассмотрении представленных ими инвестиционных проектов, уведомлении СМП о времени и месте рассмотрения данных проектов, в том числе, путем размещения соответствующих сообщений в средствах массовой информации и в сети Интернет и т.п.).
Более того, требования о размещении, в том числе о порядке и сроках такого размещения, сообщений (извещений) о проведении конкурса инвестиционных проектов СМП в средствах массовой информации и в сети Интернет в Программе отсутствуют.
Таким образом, в действиях Администрации содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в предоставлении преимуществ конкретным хозяйствующим субъектам при реализации мероприятий Программы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городском округе город Уфа Республики Башкортостан на 2012-2014 годы, а также в отсутствии прозрачности при проведении конкурсов при реализации инвестиционных проектов Программы.
Приказом Башкортостанского УФАС России от 17.07.2012 №265 в отношении Администрации городского округа город Уфа возбуждено дело №А-144/15-12 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
При рассмотрении настоящего дела Комиссией было принято решение о привлечении в качестве заинтересованных лиц по делу следующих хозяйствующих субъектов: Уфимский городской фонд развития и поддержки малого предпринимательства (г. Уфа, ул. бульвар Ибрагимова, 19), Союз предпринимателей г. Уфы (450071, г. Уфа, ул. 50 лет СССР, 48/1), Компания права «Респект» (450071, г. Уфа, ул. 50 лет СССР, 48/1) , ООО «Башкирская выставочная компания» (450080, г. Уфа, ул. Менделеева, 158, 3 павильон), Ремесленная палата Республики Башкортостан (г.Уфа. ул. Проспект Октября, 4, офис 27). Данные хозяйствующие субъекты являются исполнителями (участниками) Программы и решение Комиссии Башкортостанского УФАС России по настоящему делу может повлиять на их права при осуществлении предпринимательской деятельности.
Определениями от 10.08.2012 и 31.08.2012 рассмотрение дела откладывалось в связи с необходимостью получения дополнительной информации по существу рассматриваемого дела.
Письмом от 17.09.2012 №01-02-34826/13 Администрация сообщила следующее.
При формировании Программы использовались предложения администраций районов городского округа город Уфа, структурных подразделений Администрации, а также объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства: Уфимского городского фонда развития и поддержки малого предпринимательства и Союза предпринимателей г. Уфы. Так, со стороны Союза предпринимателей поступили предложения сохранить в программе мероприятия, реализуемые в предыдущие годы, и дополнительно включить в Программу мероприятие: открытый конкурс «Кадровик-профессионал», с привлечением в качестве соисполнителя Компании права «Респект». При этом КП «Респект» выступает инициатором и организатором проведения мероприятий (конкурсов), а также несет дополнительные затраты за счет собственных средств. Приглашение о внесении предложений в формирование Программы было размещено на сайте Союза предпринимателей г. Уфы, а в дальнейшем проект Программы рассмотрен на заседании Координационного совета в области развития малого и среднего предпринимательства при Администрации, которое состоялось 29.12.2011.
Также в план мероприятий Программы включено проведение мероприятия «Фестиваль праздничных агентств». В состав исполнителей мероприятия включены  отдел координации и регулирования услуг Администрации, УГФРПМП и Союз предпринимателей г. Уфы. ООО «Башкирская выставочная компания» в качестве соисполнителя данного мероприятия не определена. 
В рамках выполнения мероприятий Программы и в соответствии с договором на выполнение мероприятий, заключенного Администрацией с Фондом лимит финансирования Администрации мероприятий Программы по настоящему договору составил 2870 тыс. руб. 
Как сообщила на заседании Комиссии представитель Администрации прямых договоров с исполнителями программы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городском округе город Уфа на 2012-2014 годы Администрация не имела. Также было отмечено, что одним из критериев отбора хозяйствующих субъектов в качестве исполнителей Программы является их нахождение в реестре организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. По вопросу прозрачности проведения конкурсных процедур было заявлено, что в случае отказа в предоставлении займов для реализации инвестиционных проектов, инвестиционный проект автоматически может быть представлен на следующий конкурс, согласно положению об инвестиционном проекте. 
В материалы дела представлены информационные бюллетени Союза предпринимателей г. Уфы и Уфимского городского фонда развития и поддержки малого предпринимательства, в которых размещаются информационные сообщения о проведении в рамках Программы ежеквартально конкурса инвестиционных проектов. Участники конкурса получают возможность реализовать свои инвестиционные проекты посредством финансовой помощи Уфимского городского фонда развития и поддержки малого предпринимательства в форме прямого финансирования (по договору займа). Финансовая поддержка предоставляется субъектам малого и среднего предпринимательства на развитие определенных приоритетных видов экономической деятельности. 
По информации ООО «Башкирская выставочная компания», указанной в письме от 17.09.2012 №399-01, 06.02.2012 и 02.04.2012 между Администрацией и Обществом были заключены договор по предоставлению афиш и пригласительных по Молодежному форуму моды «Евро-Уфа-Азия» 2012 года на сумму 10 тыс. руб. и договор по исполнению услуги по организации демонстраций и выставок в период с 3 по 5 апреля 2012 года на сумму 99 тыс. руб. Иные договора в рамках Программы с Администрацией не заключались. ООО «Башкирская выставочная компания» как исполнитель нигде не указано и не определено.
ООО Компания права «Респект» в письме от 12.09.2012 №718 сообщает, что Компания с 2002 года реализует социальные программы информационной правовой поддержки науки, культуры, образования и предпринимательства в Республике Башкортостан. С 2009 года Компания организовывает и проводит республиканские профессиональные конкурсы при активной поддержке органов государственной власти и управления.
Начиная с 2010 года, Компания ходатайствовала перед Союзом предпринимателей г. Уфы о включении проводимых конкурсов, таких как: «Юрист-профессионал», «Бухгалтер-профессионал», «Кадровик-профессионал» в установленном порядке в «Программу поддержки малого и среднего предпринимательства в городском округе город Уфа». 
 
Комиссия, рассмотрев представленные документы и материалы, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, пришла к следующим выводам.
 
Как установлено Комиссией, Реестр организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Башкортостан (далее – Реестр) представляет собой базу данных, включающую в себя информацию об указанных организациях. В Реестр включаются организации инфраструктуры, имеющие намерение на систематической основе оказывать содействие в реализации ежегодно утверждаемой Правительством Республики Башкортостан Республиканской программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан.
Однако нахождение той или иной организации в указанном Реестре не дает основания для предоставления такой организации преимущественного положения по сравнению с другими хозяйствующими субъектами и определения такой организации в качестве исполнителя Программы развития малого и среднего предпринимательства.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, Администрация определила Компанию права «Респект» как соисполнителя Программы. Так, в пункте 8.5.2. Программы при проведении Недель правого благоустройства по поддержке малого и среднего предпринимательства в муниципальных библиотеках г. Уфы; дни малого предпринимательства; дин молодежного предпринимательства в качестве соисполнителя указана Компания права «Респект». При этом на данные мероприятия предусмотрено финансирование из средств бюджета в размере 140 тыс. руб.
Таким образом, при реализации мероприятий Программы задействованы бюджетные и внебюджетные источники. В то же время, в соответствии с нормами Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, должно осуществляться эффективно в целях расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции.
Часть 1 статьи 1 Закона о конкуренции устанавливает, что настоящий федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона о конкуренции целями настоящего федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Согласно п. 20 ст. 4 Закона о защите конкуренции предоставление органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот или муниципальных гарантий является муниципальной преференцией. 
Фактически Администрация предоставила преимущество ООО Компании права «Респект», которое обеспечивает данному хозяйствующему субъекту более выгодные условия деятельности по сравнению с иными хозяйствующими субъектами и препятствует доступу к муниципальному ресурсу широкого круга лиц. 
Администрация в письме от 17.09.2012 №01-02-34826/13 и Союз предпринимателей г. Уфы в письме от 13.09.2012 №39 указали, что на сайте Союза предпринимателей г. Уфы была размещена информация следующего характера: «Предприниматели могут внести свои предложения в программу поддержки малого предпринимательства». Это свидетельствует о том, что информация о возможности внесения предложений в проекты Программы была опубликована в открытом доступе, и любые предприятия и организации могли направить свои предложения в проекты Программы, в том числе и предложить свои услуги как соисполнители Программы. Комиссия не может согласиться с указанными доводами, т.к. отмечает данные действия Администрации, не направлены на привлечение к мероприятиям Программы в качестве соисполнителей каких-либо хозяйствующих субъектов, а лишь предлагает внести предпринимателям свои предложения в Программу.
Также Комиссия отмечает, что в соответствии с разделом 5 Программы привлечение к выполнению мероприятий Программы финансовых институтов, научно-исследовательских организаций, субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется на конкурсной основе.
Таким образом, привлечение ООО Компании права «Респект» к реализации мероприятий Программы, в условиях ее финансирования из бюджетных и внебюджетных источников должно осуществляться Администрацией в соответствии с нормами Закона №94-ФЗ на конкурсной основе с соблюдение принципов открытости и прозрачности, в целях привлечения субъектов малого и среднего бизнеса и развития конкуренции.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона.
Исходя из вышеизложенного, в действиях Администрации, выразившихся в предоставлении преимущества ООО «Компании права «Респект» по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, а именно необоснованном определении данной компании в качестве соисполнителя мероприятий по Программе, осуществляемой за счет бюджетных и внебюджетных источников, Комиссия усматривает нарушение пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в части необоснованного предоставления муниципальной преференции хозяйствующему субъекту.
Оснований для прекращения рассмотрения настоящего дела не имеется. 
Статья 15 Закона №135-ФЗ представляет собой формальный состав правонарушения, который не требует обязательного наступления негативных последствий. Для определения в действиях субъектов квалифицирующих признаков состава данного нарушения достаточно выявить факт наличия действий или бездействия органа местного самоуправления, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что и было сделано Комиссией при рассмотрении дела.
Руководствуясь ст. 23, ч.1 ст. 39, чч. 1 - 4 ст. 41, ч. 1 ст. 48, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России 
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450098, г. Уфа, проспект Октября, 120) нарушавшей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении преимущества ООО Компании права «Респект» по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, в части необоснованного определения данной компании в качестве соисполнителя мероприятий по Программе поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городском округе город Уфа Республики Башкортостан на 2012-2014 годы, выполняемой за счет бюджетных и внебюджетных источников.
2. Выдать Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу для применения мер административного реагирования по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ.
 
 
Председатель Комиссии <...>     
 
Члены Комиссии:                      
<...>
    
<...>  
 
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
 
[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ
                                                                    
                                                                                                           г. Уфа, ул. Пушкина, 95
 
Резолютивная часть объявлена 21.09.2012. 
В полном объеме решение изготовлено 04.10.2012.
 
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее также – Управление, антимонопольный орган) по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: 
<...>
<...>
<...>
при участии: от Администрации городского округа город Уфа - <...> по доверенности от 02.08.2012 №1/2675-13; ООО «Башкирская выставочная компания» – <...> по доверенности от 31.08.2012 №30; от ООО Компания права «Респект» - <...> по доверенности от 20.09.2011 №127; от Союза предпринимателей г. Уфы – <...> – директор (приказ, паспорт); от Уфимского городского фонда развития и поддержки малого предпринимательства: <...> – генеральный директор, распоряжение главы администрации ГО г. Уфа от 20.10.2011 №336рк, приказ Уфимского городского фонда развития и поддержки малого предпринимательства от 20.10.2011 №35-к; <...> по доверенности от 17.08.2012 №37, рассмотрела дело №А-144/15-12 в отношении Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450098, г. Уфа, проспект Октября, 120) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции»,
 
УСТАНОВИЛА:
 
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан при проведении в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» контроля за соблюдением Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – Администрация) антимонопольного законодательства при принятии (утверждении) и реализации программы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городском округе город Уфа Республики Башкортостан на 2012-2014 годы  установлено следующее.
Постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 30.12.2011 №7743 утверждена Программа поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городском округе город Уфа Республики Башкортостан на 2012-2014 годы (далее – Программа).
Основными целями Программы являются: обеспечение устойчивого социально-экономического развития городского округа город Уфа; обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП); увеличение количества субъектов МСП; увеличение объема выпускаемой продукции МСП; увеличение доли малого и среднего бизнеса в экономике городского округа; повышение социальной ответственности бизнеса.
Основным координатором реализации Программы является Управление экономики Администрации, которое также осуществляет текущий контроль за ходом ее реализации.
Как следует из паспорта Программы, разделов 5, 8 Программы механизм реализации Программы включает привлечение к выполнению мероприятий программы следующих организаций: Уфимский городской фонд развития и поддержки малого предпринимательства (далее – Фонд), Союз предпринимателей города Уфы, структурные подразделения Администрации, администрации районов городского округа, Центров занятости населения, а также ООО Компания права «Респект».
Так, Союз предпринимателей города Уфы исполняет следующие мероприятия Программы: подготовка научно-методических, информационно-справочных материалов по вопросам организации и  повышения эффективности деятельности субъектов малого  и среднего предпринимательства; информационная  поддержка  аналитических Интернет-порталов.
 Уфимский  городской  фонд  развития  и  поддержки малого  и среднего предпринимательства и «Союз  предпринимателей  города Уфы» осуществляют проведение Недель правового  благоустройства по  поддержке малого  и среднего предпринимательства в муниципальных библиотеках города Уфы; проведение курсов «Базовые навыки создания и управления собственным бизнесом»; выпуск специализированного периодического издания, посвященного предпринимательству и т.д.
ООО Компания права «Респект» - проводит открытые конкурсы «Бухгалтер-профессионал»; «Юрист-профессионал»; проведение Недель правового  благоустройства по  поддержке малого  и среднего предпринимательства в муниципальных библиотеках города Уфы. 
Другие хозяйствующие субъектов к реализации направлений данной Программы не привлечены. При этом проведение мероприятий Программы финансируется за счет бюджета и внебюджетных источников.
Тем самым, Администрация, утвердив Программу и включив в нее в качестве исполнителей Программы такие организации как: Уфимский городской фонд развития и поддержки малого предпринимательства, Союз предпринимателей города Уфы, ООО Компания права «Респект», предоставила преимущество данным хозяйствующим субъектам при реализации мероприятий Программы, финансируемых полностью или частично из бюджета. Данные действия Администрация ГО г.Уфа приводят или могут привести к ограничению, устранению и недопущению конкуренции хозяйствующих субъектов для участия на выполнение мероприятий Программы, что является нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
Кроме того, В Программе содержатся нормы, которые ведут к отсутствию прозрачности процедуры проведения конкурса на финансирование инвестиционных проектов субъектов, что приводит или может привести к возникновению коррупционных факторов, а также к ограничению, недопущению и устранению конкуренции хозяйствующих субъектов, претендующих на участие в конкурсе на финансирование инвестиционных проектов субъектов и, как следствие, к нарушению части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Как следует из письма Администрации (исх.№01-02-21832/13 от 20.06.2012), представленном в адрес Башкортостанского УФАС России, условия и порядок предоставления финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства (далее - СМП) определены в разделе 7 Программы.
В подпункте 7.2.3 Программы указаны причины отказа заявителю в регистрации заявления, при этом, решение об отказе в такой регистрации оформляется в виде письменного уведомления и вручается заявителю. Однако, в Программе не указаны порядок рассмотрения документов заявителя и порядок принятия решения о регистрации (или об отказе регистрации) документов заявителя, а именно: коллегиально или единолично принимается такое решение; наименование органа (должностного лица) или состав комиссии, принимающие такое решение; максимальный срок рассмотрения исполнителем (Уфимский городской фонд развития и поддержки малого предпринимательства) документов заявителя и принятия решения об отказе в регистрации; максимальный срок направления заявителю письменного уведомления об отказе. Кроме того, требования о публичном и открытом рассмотрении документов заявителя (в том числе, о возможности присутствия заявителей (СМП) при рассмотрении заявлений, об уведомлении СМП о времени и месте рассмотрения заявлений, в том числе, путем размещения соответствующих сообщений средствах массовой информации и в сети Интернет и т.п.) в Программе отсутствуют.
В соответствии с данным пунктом, СМП вправе повторно представить документы, устранив причины отказа. Вместе с тем, В Программе не указан срок, в течение которого СМП вправе представить документы повторно и последствия нарушения СМП такого срока.
Согласно пп. 7.3.1.2 Программы решение о предоставлении финансовой поддержки СМП принимается на заседании  конкурсной комиссии. При этом, члены конкурсной комиссии назначаются из числа штатных работников Уфимского городского фонда развития и поддержки малого предпринимательства, порядок работы конкурсной комиссии при принятии решения о предоставлении финансовой поддержки, обеспечивающий гласность при принятии такого решения, отсутствует (присутствие СМП при рассмотрении представленных ими инвестиционных проектов, уведомлении СМП о времени и месте рассмотрения данных проектов, в том числе, путем размещения соответствующих сообщений в средствах массовой информации и в сети Интернет и т.п.).
Более того, требования о размещении, в том числе о порядке и сроках такого размещения, сообщений (извещений) о проведении конкурса инвестиционных проектов СМП в средствах массовой информации и в сети Интернет в Программе отсутствуют.
Таким образом, в действиях Администрации содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в предоставлении преимуществ конкретным хозяйствующим субъектам при реализации мероприятий Программы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городском округе город Уфа Республики Башкортостан на 2012-2014 годы, а также в отсутствии прозрачности при проведении конкурсов при реализации инвестиционных проектов Программы.
Приказом Башкортостанского УФАС России от 17.07.2012 №265 в отношении Администрации городского округа город Уфа возбуждено дело №А-144/15-12 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
При рассмотрении настоящего дела Комиссией было принято решение о привлечении в качестве заинтересованных лиц по делу следующих хозяйствующих субъектов: Уфимский городской фонд развития и поддержки малого предпринимательства (г. Уфа, ул. бульвар Ибрагимова, 19), Союз предпринимателей г. Уфы (450071, г. Уфа, ул. 50 лет СССР, 48/1), Компания права «Респект» (450071, г. Уфа, ул. 50 лет СССР, 48/1) , ООО «Башкирская выставочная компания» (450080, г. Уфа, ул. Менделеева, 158, 3 павильон), Ремесленная палата Республики Башкортостан (г.Уфа. ул. Проспект Октября, 4, офис 27). Данные хозяйствующие субъекты являются исполнителями (участниками) Программы и решение Комиссии Башкортостанского УФАС России по настоящему делу может повлиять на их права при осуществлении предпринимательской деятельности.
Определениями от 10.08.2012 и 31.08.2012 рассмотрение дела откладывалось в связи с необходимостью получения дополнительной информации по существу рассматриваемого дела.
Письмом от 17.09.2012 №01-02-34826/13 Администрация сообщила следующее.
При формировании Программы использовались предложения администраций районов городского округа город Уфа, структурных подразделений Администрации, а также объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства: Уфимского городского фонда развития и поддержки малого предпринимательства и Союза предпринимателей г. Уфы. Так, со стороны Союза предпринимателей поступили предложения сохранить в программе мероприятия, реализуемые в предыдущие годы, и дополнительно включить в Программу мероприятие: открытый конкурс «Кадровик-профессионал», с привлечением в качестве соисполнителя Компании права «Респект». При этом КП «Респект» выступает инициатором и организатором проведения мероприятий (конкурсов), а также несет дополнительные затраты за счет собственных средств. Приглашение о внесении предложений в формирование Программы было размещено на сайте Союза предпринимателей г. Уфы, а в дальнейшем проект Программы рассмотрен на заседании Координационного совета в области развития малого и среднего предпринимательства при Администрации, которое состоялось 29.12.2011.
Также в план мероприятий Программы включено проведение мероприятия «Фестиваль праздничных агентств». В состав исполнителей мероприятия включены  отдел координации и регулирования услуг Администрации, УГФРПМП и Союз предпринимателей г. Уфы. ООО «Башкирская выставочная компания» в качестве соисполнителя данного мероприятия не определена. 
В рамках выполнения мероприятий Программы и в соответствии с договором на выполнение мероприятий, заключенного Администрацией с Фондом лимит финансирования Администрации мероприятий Программы по настоящему договору составил 2870 тыс. руб. 
Как сообщила на заседании Комиссии представитель Администрации прямых договоров с исполнителями программы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городском округе город Уфа на 2012-2014 годы Администрация не имела. Также было отмечено, что одним из критериев отбора хозяйствующих субъектов в качестве исполнителей Программы является их нахождение в реестре организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. По вопросу прозрачности проведения конкурсных процедур было заявлено, что в случае отказа в предоставлении займов для реализации инвестиционных проектов, инвестиционный проект автоматически может быть представлен на следующий конкурс, согласно положению об инвестиционном проекте. 
В материалы дела представлены информационные бюллетени Союза предпринимателей г. Уфы и Уфимского городского фонда развития и поддержки малого предпринимательства, в которых размещаются информационные сообщения о проведении в рамках Программы ежеквартально конкурса инвестиционных проектов. Участники конкурса получают возможность реализовать свои инвестиционные проекты посредством финансовой помощи Уфимского городского фонда развития и поддержки малого предпринимательства в форме прямого финансирования (по договору займа). Финансовая поддержка предоставляется субъектам малого и среднего предпринимательства на развитие определенных приоритетных видов экономической деятельности. 
По информации ООО «Башкирская выставочная компания», указанной в письме от 17.09.2012 №399-01, 06.02.2012 и 02.04.2012 между Администрацией и Обществом были заключены договор по предоставлению афиш и пригласительных по Молодежному форуму моды «Евро-Уфа-Азия» 2012 года на сумму 10 тыс. руб. и договор по исполнению услуги по организации демонстраций и выставок в период с 3 по 5 апреля 2012 года на сумму 99 тыс. руб. Иные договора в рамках Программы с Администрацией не заключались. ООО «Башкирская выставочная компания» как исполнитель нигде не указано и не определено.
ООО Компания права «Респект» в письме от 12.09.2012 №718 сообщает, что Компания с 2002 года реализует социальные программы информационной правовой поддержки науки, культуры, образования и предпринимательства в Республике Башкортостан. С 2009 года Компания организовывает и проводит республиканские профессиональные конкурсы при активной поддержке органов государственной власти и управления.
Начиная с 2010 года, Компания ходатайствовала перед Союзом предпринимателей г. Уфы о включении проводимых конкурсов, таких как: «Юрист-профессионал», «Бухгалтер-профессионал», «Кадровик-профессионал» в установленном порядке в «Программу поддержки малого и среднего предпринимательства в городском округе город Уфа». 
 
Комиссия, рассмотрев представленные документы и материалы, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, пришла к следующим выводам.
 
Как установлено Комиссией, Реестр организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Башкортостан (далее – Реестр) представляет собой базу данных, включающую в себя информацию об указанных организациях. В Реестр включаются организации инфраструктуры, имеющие намерение на систематической основе оказывать содействие в реализации ежегодно утверждаемой Правительством Республики Башкортостан Республиканской программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан.
Однако нахождение той или иной организации в указанном Реестре не дает основания для предоставления такой организации преимущественного положения по сравнению с другими хозяйствующими субъектами и определения такой организации в качестве исполнителя Программы развития малого и среднего предпринимательства.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, Администрация определила Компанию права «Респект» как соисполнителя Программы. Так, в пункте 8.5.2. Программы при проведении Недель правого благоустройства по поддержке малого и среднего предпринимательства в муниципальных библиотеках г. Уфы; дни малого предпринимательства; дин молодежного предпринимательства в качестве соисполнителя указана Компания права «Респект». При этом на данные мероприятия предусмотрено финансирование из средств бюджета в размере 140 тыс. руб.
Таким образом, при реализации мероприятий Программы задействованы бюджетные и внебюджетные источники. В то же время, в соответствии с нормами Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, должно осуществляться эффективно в целях расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции.
Часть 1 статьи 1 Закона о конкуренции устанавливает, что настоящий федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона о конкуренции целями настоящего федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Согласно п. 20 ст. 4 Закона о защите конкуренции предоставление органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот или муниципальных гарантий является муниципальной преференцией. 
Фактически Администрация предоставила преимущество ООО Компании права «Респект», которое обеспечивает данному хозяйствующему субъекту более выгодные условия деятельности по сравнению с иными хозяйствующими субъектами и препятствует доступу к муниципальному ресурсу широкого круга лиц. 
Администрация в письме от 17.09.2012 №01-02-34826/13 и Союз предпринимателей г. Уфы в письме от 13.09.2012 №39 указали, что на сайте Союза предпринимателей г. Уфы была размещена информация следующего характера: «Предприниматели могут внести свои предложения в программу поддержки малого предпринимательства». Это свидетельствует о том, что информация о возможности внесения предложений в проекты Программы была опубликована в открытом доступе, и любые предприятия и организации могли направить свои предложения в проекты Программы, в том числе и предложить свои услуги как соисполнители Программы. Комиссия не может согласиться с указанными доводами, т.к. отмечает данные действия Администрации, не направлены на привлечение к мероприятиям Программы в качестве соисполнителей каких-либо хозяйствующих субъектов, а лишь предлагает внести предпринимателям свои предложения в Программу.
Также Комиссия отмечает, что в соответствии с разделом 5 Программы привлечение к выполнению мероприятий Программы финансовых институтов, научно-исследовательских организаций, субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется на конкурсной основе.
Таким образом, привлечение ООО Компании права «Респект» к реализации мероприятий Программы, в условиях ее финансирования из бюджетных и внебюджетных источников должно осуществляться Администрацией в соответствии с нормами Закона №94-ФЗ на конкурсной основе с соблюдение принципов открытости и прозрачности, в целях привлечения субъектов малого и среднего бизнеса и развития конкуренции.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона.
Исходя из вышеизложенного, в действиях Администрации, выразившихся в предоставлении преимущества ООО «Компании права «Респект» по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, а именно необоснованном определении данной компании в качестве соисполнителя мероприятий по Программе, осуществляемой за счет бюджетных и внебюджетных источников, Комиссия усматривает нарушение пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в части необоснованного предоставления муниципальной преференции хозяйствующему субъекту.
Оснований для прекращения рассмотрения настоящего дела не имеется. 
Статья 15 Закона №135-ФЗ представляет собой формальный состав правонарушения, который не требует обязательного наступления негативных последствий. Для определения в действиях субъектов квалифицирующих признаков состава данного нарушения достаточно выявить факт наличия действий или бездействия органа местного самоуправления, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что и было сделано Комиссией при рассмотрении дела.
Руководствуясь ст. 23, ч.1 ст. 39, чч. 1 - 4 ст. 41, ч. 1 ст. 48, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России 
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450098, г. Уфа, проспект Октября, 120) нарушавшей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении преимущества ООО Компании права «Респект» по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, в части необоснованного определения данной компании в качестве соисполнителя мероприятий по Программе поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городском округе город Уфа Республики Башкортостан на 2012-2014 годы, выполняемой за счет бюджетных и внебюджетных источников.
2. Выдать Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу для применения мер административного реагирования по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ.
 
 
Председатель Комиссии <...>     
 
Члены Комиссии:                      
<...>
    
<...>  
 
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
 
[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №А-144/15-12 [format] => [safe_value] => №А-144/15-12 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 58 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 58 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => filtered_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-10-04 10:37:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-10-04 06:30:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1358419533 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Башкортостанское УФАС России )