РЕШЕНИЕ по делу №А-128/15-12 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Министерства лесного хозяйства РБ

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: №А-128/15-12
Дата публикации: 31 июля 2012, 20:36

 

РЕШЕНИЕ
по делу №А-128/15-12
 
г. Уфа, ул. Пушкина, 95
Резолютивная часть решения оглашена: 26.07.2012 г.
В полном объеме решение изготовлено: 31.07.2012 г.
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии:
<...>
<...>
<...>
Члены комиссии:
<...>
<...>
В присутствии представителей:
от заявителя – <...>
от ответчика – <...> (по доверенности №08/4364 от 12.07.2012 года);
от заинтересованного лица – <...> (по доверенности б/н от 08.12.2011 года); <...> (по доверенности б/н от 25.07.2012 года).
Рассмотрев дело №А-128/15-12 по признакам нарушения Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан (450006, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Ленина, д. 86) части 1 статьи 15 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
УСТАНОВИЛА:
 
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступило обращение (вх. №7441 от 05.06.2012 года) от КФХ <...> (далее – Заявитель) на действия Министерства лесного хозяйства лесного хозяйства Республики Башкортостан (далее – Минлесхоз РБ, Министерство, Ответчик) в части установления неправомерных требований о возмещении победителем денежных средств за услуги по оформлению документов и отводу выигранных им аукционных единиц.
На основании части 3 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» Башкортостанским УФАС России было принято решение о возбуждении дела №А-128/15-12 и создании комиссии по рассмотрению дела в отношении Министерства лесного хозяйства лесного хозяйства Республики Башкортостан по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в совершении действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее – Комиссия) установила следующее.
Из представленных пояснений и материалов установлено, что 18 апреля 2012 года Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан провело открытые аукционы по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений со следующими местоположениями:
1) Республика Башкортостан, Уфимский район, ГБУ РБ «Уфимское лесничество», Юматовское участковое лесничество, лесной квартал №53, лесотаксационный выдел 3, делянка №1 (площадь 0,9 га);
2) Республика Башкортостан, Уфимский район, ГБУ РБ «Уфимское лесничество», Юматовское участковое лесничество, лесной квартал №53, лесотаксационный выдел 3, делянка №2 (площадь 0,9 га);
3) Республика Башкортостан, Уфимский район, ГБУ РБ «Уфимское лесничество», Юматовское участковое лесничество, лесной квартал №61, лесотаксационный выдел 36, делянка №8 (площадь 0,9 га).
Согласно результатам аукционов по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений по вышеуказанным местонахождениям победителем признан КФХ Саяпов Раян Гильмутдинович.
При этом, при заключении договоров  по результатам данных аукционов взималась плата с победителя данного аукциона путем заключения с последним договора о предоставлении услуг. Так, согласно данному договору о предоставлении услуг (далее – договор о предоставлении услуг) победитель аукциона должен оплатить ГБУ «Уфимское лесничество» по квитанциям на сумму 6962 рубля и на сумму 53241 рубль 60 копеек, назначением платежа которых являются услуги в области лесного хозяйства, а наименованием получателя платежа – Министерство финансов РБ (ГБУ РБ «Уфимское лесничество») КПП 027801001, следующие услуги:
 - по подготовке материалов по выбору участка;
 - отводу лесного участка;
 - оформлению договора купли-продажи лесных насаждений в рубку;
 - расчета платежей;
 -  по делянкам на собственные нужды местному населению.
Кроме того, цена договора о предоставлении услуг значительно превышает цену заготавливаемой древесины по договору купли-продажи лесных насаждений. Так, по договорам купли-продажи лесных насаждений № 49 от 21.05.2012 года, №№73, 74, 75 от 15.05.2012 года цена договоров составляет 1425,32 руб., 5313 руб., 4675 руб., 5164 руб. соответственно, а по договорам о предоставлении услуг №№8 от 21.05.2012 года, №24 от 25.04.2012 года – 53241,60 руб. и 9221,82 руб. соответственно.
Как следует из обращения и устных пояснений КФХ Саяпова Р. Г. заключение ГБУ РБ «Уфимское лесничество» договоров купли-продажи лесных насаждений по итогам аукционов проводилось только после заключения договоров о предоставлении ГБУ РБ «Уфимское лесничество» услуг по отводу лесосек.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Как следует из письменных пояснений Минлесхоза РБ, услуги по отводу лесосек и оформлению договоров купли-продажи по результатам аукциона оказываются от имени лесничества, то есть учреждением не являющимся органам государственной власти, и не являются государственной услугой, так как данные мероприятия связаны с непосредственной деятельностью ГБУ РБ «Уфимское лесничество», уставом которого предусмотрено оказание данного вида услуг на платной основе.
Кроме того, по утверждению ответчика, Минлесхоз РБ, как государственный орган, не совершал самостоятельных действий, оказывающих воздействие на гражданина Саяпова Р. Г., которые могли исключить или ограничить его возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия  обращения товаров на соответствующем товарном рынке, то есть Министерство не понуждало его к заключению дополнительного договора.
Однако, как следует из материалов дела, в приказе Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан №163-ОД от 22.03.2012 года «О проведении аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности и по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений по графику №12» указано о необходимости довести до участников аукционов информацию о дополнительных расходах за оказание услуг ГБУ РБ – лесничеством по отводу лесосек в соответствии с уставом лесничеств.
Кроме того, как следует из письменных пояснений ГБУ РБ «Уфимское лесничество» и представленных документов (заявки КФХ Саяпова Р. Г. на участие в Аукционах) в  формах заявок на участие в Аукционах предусмотрено, что, в случае победы в аукционе победитель обязуется в течение 10 рабочих дней по истечении срока, указанного в пункте 6 статьи 80 Лесного кодекса РФ, подписать договор купли-продажи лесных насаждений, оплатить расходы за оказание услуг ГБУ РБ «Уфимское лесничество» по отводу лесосек в соответствии с уставом лесничества.  
В качестве подтверждения указанных доводов, ответчик ссылается на устав ГБУ РБ «Уфимское лесничество», согласно пункта 2.6 которого учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность для достижения целей его создания и в соответствии с этими целями при условии указания такой деятельности в настоящем Уставе. На основании пункта 1.4 вышеуказанного устава ГБУ РБ «Уфимское лесничество» является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан в сфере лесных отношений. По мнению представителя Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан, лесничествам правомерно возмещаются победителями торгов денежные средства за оформление договоров купли-продажи лесных насаждений и отвод лесосек. Данные договоры ГБУ РБ «Уфимское лесничество» заключает от имени Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан, выдавшего доверенности на осуществление этих полномочий.
Вместе с тем, Лесным кодексом не предусмотрена обязанность победителя торгов до заключения договора оплатить чьи-либо услуги, оказанные в пользу третьих лиц.
Более того, согласно положений Лесного кодекса, у органа исполнительной власти существует безусловная обязанность заключить с победителем торгов договор купли-продажи лесных насаждений. Так, в соответствии с частью 1 статьи 77 Лесного кодекса РФ договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора.
В результате установления требования об оплате услуг лесничества, соблюдение  требования Лесного кодекса РФ о безусловной обязанности заключить с победителем торгов договор купли-продажи лесных насаждений зависит от наличия или отсутствия соответствующей оплаты со стороны победителя торгов.
Таким образом, установление Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан требования о том, что победитель аукциона обязан в возместить лесничеству услуги по договору о предоставлении услуг, в том числе услуги по отводу лесосек и оформлению договоров купли-продажи лесных насаждений в рубку, могло привести к уменьшению количества участников аукциона ввиду того, что его установление могло повлиять на принятие хозяйствующими субъектами решения об участии (об отказе в участии) в торгах, и как следствие, к ограничению, устранению конкуренции при проведении торгов.
В данном случае установление Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан неправомерных требований о возмещении победителями соответствующему лесничеству услуг по оформлению документов и отводу выигранных им аукционных единиц и заключению с лесничеством договоров купли-продажи лесных насаждений может необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами по приобретению лесных насаждений, поскольку может привести к отказу от заключения договора со стороны ГБУ РБ «Уфимское лесничество». 
Изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан приходит к выводу, что действия Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан нарушают требования части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в осуществлении действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, а именно: требования о возмещении победителем соответствующему лесничеству услуг по оформлению документов и отводу выигранных им аукционных единиц.
За нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, Комиссией установлено следующее.
Имеются признаки навязывания ГБУ РБ «Уфимское лесничество» услуг победителям аукционов. Так, плата с победителя Аукционов при заключении договоров купли-продажи лесных насаждений  взималась ГБУ РБ «Уфимское лесничество». Данная плата устанавливалась договором о предоставлении услуг, заключаемым ГБУ РБ «Уфимское лесничество» с победителем Аукционов – КФХ Саяповым Р. Г. При этом, в случае отказа победителя аукциона от заключения договора о предоставлении услуг (далее – договор о предоставлении услуг) ГБУ РБ «Уфимское лесничество» договор купли-продажи лесных насаждений не заключался. Необходимо также отметить, что согласно государственному заданию ГБУ РБ «Уфимское лесничество» деятельность данного лесничества по подготовке документации о количественных и качественных характеристиках лесных участков, о местоположении, площади, границах лесного участка, об объеме подлежащих заготовке лесных ресурсов проведения аукциона по продаже права на заключение договора  аренды и договора купли-продажи лесных насаждений финансируется из бюджета Республики Башкортостан. При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного  законодательства №А-128/15-12 установлено, что аналогичная ситуация по заключению договоров о предоставлении услуг при заключении договоров купли-продажи лесных насаждений с победителями торгов сложилась в Республике Башкортостан также при заключении договоров аренды лесных участков с победителями таких торгов. Таким образом, в целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения данных фактов, возникла необходимость в выделении в отдельное производство дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ГБУ РБ «Уфимское лесничество».
Согласно статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания. Если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1–4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
РЕШИЛА:
 
1. Выделить в отдельное производство дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан «Уфимское лесничество».
2. Признать действия Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан, выразившиеся в установлении неправомерных требований о возмещении победителем ГБУ РБ «Уфимское лесничество» денежных средств за услуги по оформлению документов и отводу выигранных им аукционных единиц, нарушающими положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».
3. Предписание Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан не выдавать в связи с невозможностью восстановления первоначального положения.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу для принятия мер административного реагирования.
 
 
Председатель комиссии <...>
 
Члены комиссии 
<...>
 
<...>
 
 
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа. 
 
stdClass Object ( [vid] => 8936 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ по делу №А-128/15-12 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Министерства лесного хозяйства РБ [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8936 [type] => solution [language] => ru [created] => 1358416115 [changed] => 1370522184 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370522184 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ
по делу №А-128/15-12
 
г. Уфа, ул. Пушкина, 95
Резолютивная часть решения оглашена: 26.07.2012 г.
В полном объеме решение изготовлено: 31.07.2012 г.
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии:
<...>
<...>
<...>
Члены комиссии:
<...>
<...>
В присутствии представителей:
от заявителя – <...>
от ответчика – <...> (по доверенности №08/4364 от 12.07.2012 года);
от заинтересованного лица – <...> (по доверенности б/н от 08.12.2011 года); <...> (по доверенности б/н от 25.07.2012 года).
Рассмотрев дело №А-128/15-12 по признакам нарушения Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан (450006, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Ленина, д. 86) части 1 статьи 15 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
УСТАНОВИЛА:
 
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступило обращение (вх. №7441 от 05.06.2012 года) от КФХ <...> (далее – Заявитель) на действия Министерства лесного хозяйства лесного хозяйства Республики Башкортостан (далее – Минлесхоз РБ, Министерство, Ответчик) в части установления неправомерных требований о возмещении победителем денежных средств за услуги по оформлению документов и отводу выигранных им аукционных единиц.
На основании части 3 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» Башкортостанским УФАС России было принято решение о возбуждении дела №А-128/15-12 и создании комиссии по рассмотрению дела в отношении Министерства лесного хозяйства лесного хозяйства Республики Башкортостан по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в совершении действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее – Комиссия) установила следующее.
Из представленных пояснений и материалов установлено, что 18 апреля 2012 года Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан провело открытые аукционы по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений со следующими местоположениями:
1) Республика Башкортостан, Уфимский район, ГБУ РБ «Уфимское лесничество», Юматовское участковое лесничество, лесной квартал №53, лесотаксационный выдел 3, делянка №1 (площадь 0,9 га);
2) Республика Башкортостан, Уфимский район, ГБУ РБ «Уфимское лесничество», Юматовское участковое лесничество, лесной квартал №53, лесотаксационный выдел 3, делянка №2 (площадь 0,9 га);
3) Республика Башкортостан, Уфимский район, ГБУ РБ «Уфимское лесничество», Юматовское участковое лесничество, лесной квартал №61, лесотаксационный выдел 36, делянка №8 (площадь 0,9 га).
Согласно результатам аукционов по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений по вышеуказанным местонахождениям победителем признан КФХ Саяпов Раян Гильмутдинович.
При этом, при заключении договоров  по результатам данных аукционов взималась плата с победителя данного аукциона путем заключения с последним договора о предоставлении услуг. Так, согласно данному договору о предоставлении услуг (далее – договор о предоставлении услуг) победитель аукциона должен оплатить ГБУ «Уфимское лесничество» по квитанциям на сумму 6962 рубля и на сумму 53241 рубль 60 копеек, назначением платежа которых являются услуги в области лесного хозяйства, а наименованием получателя платежа – Министерство финансов РБ (ГБУ РБ «Уфимское лесничество») КПП 027801001, следующие услуги:
 - по подготовке материалов по выбору участка;
 - отводу лесного участка;
 - оформлению договора купли-продажи лесных насаждений в рубку;
 - расчета платежей;
 -  по делянкам на собственные нужды местному населению.
Кроме того, цена договора о предоставлении услуг значительно превышает цену заготавливаемой древесины по договору купли-продажи лесных насаждений. Так, по договорам купли-продажи лесных насаждений № 49 от 21.05.2012 года, №№73, 74, 75 от 15.05.2012 года цена договоров составляет 1425,32 руб., 5313 руб., 4675 руб., 5164 руб. соответственно, а по договорам о предоставлении услуг №№8 от 21.05.2012 года, №24 от 25.04.2012 года – 53241,60 руб. и 9221,82 руб. соответственно.
Как следует из обращения и устных пояснений КФХ Саяпова Р. Г. заключение ГБУ РБ «Уфимское лесничество» договоров купли-продажи лесных насаждений по итогам аукционов проводилось только после заключения договоров о предоставлении ГБУ РБ «Уфимское лесничество» услуг по отводу лесосек.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Как следует из письменных пояснений Минлесхоза РБ, услуги по отводу лесосек и оформлению договоров купли-продажи по результатам аукциона оказываются от имени лесничества, то есть учреждением не являющимся органам государственной власти, и не являются государственной услугой, так как данные мероприятия связаны с непосредственной деятельностью ГБУ РБ «Уфимское лесничество», уставом которого предусмотрено оказание данного вида услуг на платной основе.
Кроме того, по утверждению ответчика, Минлесхоз РБ, как государственный орган, не совершал самостоятельных действий, оказывающих воздействие на гражданина Саяпова Р. Г., которые могли исключить или ограничить его возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия  обращения товаров на соответствующем товарном рынке, то есть Министерство не понуждало его к заключению дополнительного договора.
Однако, как следует из материалов дела, в приказе Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан №163-ОД от 22.03.2012 года «О проведении аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности и по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений по графику №12» указано о необходимости довести до участников аукционов информацию о дополнительных расходах за оказание услуг ГБУ РБ – лесничеством по отводу лесосек в соответствии с уставом лесничеств.
Кроме того, как следует из письменных пояснений ГБУ РБ «Уфимское лесничество» и представленных документов (заявки КФХ Саяпова Р. Г. на участие в Аукционах) в  формах заявок на участие в Аукционах предусмотрено, что, в случае победы в аукционе победитель обязуется в течение 10 рабочих дней по истечении срока, указанного в пункте 6 статьи 80 Лесного кодекса РФ, подписать договор купли-продажи лесных насаждений, оплатить расходы за оказание услуг ГБУ РБ «Уфимское лесничество» по отводу лесосек в соответствии с уставом лесничества.  
В качестве подтверждения указанных доводов, ответчик ссылается на устав ГБУ РБ «Уфимское лесничество», согласно пункта 2.6 которого учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность для достижения целей его создания и в соответствии с этими целями при условии указания такой деятельности в настоящем Уставе. На основании пункта 1.4 вышеуказанного устава ГБУ РБ «Уфимское лесничество» является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан в сфере лесных отношений. По мнению представителя Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан, лесничествам правомерно возмещаются победителями торгов денежные средства за оформление договоров купли-продажи лесных насаждений и отвод лесосек. Данные договоры ГБУ РБ «Уфимское лесничество» заключает от имени Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан, выдавшего доверенности на осуществление этих полномочий.
Вместе с тем, Лесным кодексом не предусмотрена обязанность победителя торгов до заключения договора оплатить чьи-либо услуги, оказанные в пользу третьих лиц.
Более того, согласно положений Лесного кодекса, у органа исполнительной власти существует безусловная обязанность заключить с победителем торгов договор купли-продажи лесных насаждений. Так, в соответствии с частью 1 статьи 77 Лесного кодекса РФ договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора.
В результате установления требования об оплате услуг лесничества, соблюдение  требования Лесного кодекса РФ о безусловной обязанности заключить с победителем торгов договор купли-продажи лесных насаждений зависит от наличия или отсутствия соответствующей оплаты со стороны победителя торгов.
Таким образом, установление Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан требования о том, что победитель аукциона обязан в возместить лесничеству услуги по договору о предоставлении услуг, в том числе услуги по отводу лесосек и оформлению договоров купли-продажи лесных насаждений в рубку, могло привести к уменьшению количества участников аукциона ввиду того, что его установление могло повлиять на принятие хозяйствующими субъектами решения об участии (об отказе в участии) в торгах, и как следствие, к ограничению, устранению конкуренции при проведении торгов.
В данном случае установление Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан неправомерных требований о возмещении победителями соответствующему лесничеству услуг по оформлению документов и отводу выигранных им аукционных единиц и заключению с лесничеством договоров купли-продажи лесных насаждений может необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами по приобретению лесных насаждений, поскольку может привести к отказу от заключения договора со стороны ГБУ РБ «Уфимское лесничество». 
Изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан приходит к выводу, что действия Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан нарушают требования части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в осуществлении действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, а именно: требования о возмещении победителем соответствующему лесничеству услуг по оформлению документов и отводу выигранных им аукционных единиц.
За нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, Комиссией установлено следующее.
Имеются признаки навязывания ГБУ РБ «Уфимское лесничество» услуг победителям аукционов. Так, плата с победителя Аукционов при заключении договоров купли-продажи лесных насаждений  взималась ГБУ РБ «Уфимское лесничество». Данная плата устанавливалась договором о предоставлении услуг, заключаемым ГБУ РБ «Уфимское лесничество» с победителем Аукционов – КФХ Саяповым Р. Г. При этом, в случае отказа победителя аукциона от заключения договора о предоставлении услуг (далее – договор о предоставлении услуг) ГБУ РБ «Уфимское лесничество» договор купли-продажи лесных насаждений не заключался. Необходимо также отметить, что согласно государственному заданию ГБУ РБ «Уфимское лесничество» деятельность данного лесничества по подготовке документации о количественных и качественных характеристиках лесных участков, о местоположении, площади, границах лесного участка, об объеме подлежащих заготовке лесных ресурсов проведения аукциона по продаже права на заключение договора  аренды и договора купли-продажи лесных насаждений финансируется из бюджета Республики Башкортостан. При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного  законодательства №А-128/15-12 установлено, что аналогичная ситуация по заключению договоров о предоставлении услуг при заключении договоров купли-продажи лесных насаждений с победителями торгов сложилась в Республике Башкортостан также при заключении договоров аренды лесных участков с победителями таких торгов. Таким образом, в целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения данных фактов, возникла необходимость в выделении в отдельное производство дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ГБУ РБ «Уфимское лесничество».
Согласно статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания. Если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1–4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
РЕШИЛА:
 
1. Выделить в отдельное производство дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан «Уфимское лесничество».
2. Признать действия Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан, выразившиеся в установлении неправомерных требований о возмещении победителем ГБУ РБ «Уфимское лесничество» денежных средств за услуги по оформлению документов и отводу выигранных им аукционных единиц, нарушающими положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».
3. Предписание Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан не выдавать в связи с невозможностью восстановления первоначального положения.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу для принятия мер административного реагирования.
 
 
Председатель комиссии <...>
 
Члены комиссии 
<...>
 
<...>
 
 
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа. 
 
[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ
по делу №А-128/15-12
 
г. Уфа, ул. Пушкина, 95
Резолютивная часть решения оглашена: 26.07.2012 г.
В полном объеме решение изготовлено: 31.07.2012 г.
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии:
<...>
<...>
<...>
Члены комиссии:
<...>
<...>
В присутствии представителей:
от заявителя – <...>
от ответчика – <...> (по доверенности №08/4364 от 12.07.2012 года);
от заинтересованного лица – <...> (по доверенности б/н от 08.12.2011 года); <...> (по доверенности б/н от 25.07.2012 года).
Рассмотрев дело №А-128/15-12 по признакам нарушения Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан (450006, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Ленина, д. 86) части 1 статьи 15 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
УСТАНОВИЛА:
 
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступило обращение (вх. №7441 от 05.06.2012 года) от КФХ <...> (далее – Заявитель) на действия Министерства лесного хозяйства лесного хозяйства Республики Башкортостан (далее – Минлесхоз РБ, Министерство, Ответчик) в части установления неправомерных требований о возмещении победителем денежных средств за услуги по оформлению документов и отводу выигранных им аукционных единиц.
На основании части 3 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» Башкортостанским УФАС России было принято решение о возбуждении дела №А-128/15-12 и создании комиссии по рассмотрению дела в отношении Министерства лесного хозяйства лесного хозяйства Республики Башкортостан по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в совершении действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее – Комиссия) установила следующее.
Из представленных пояснений и материалов установлено, что 18 апреля 2012 года Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан провело открытые аукционы по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений со следующими местоположениями:
1) Республика Башкортостан, Уфимский район, ГБУ РБ «Уфимское лесничество», Юматовское участковое лесничество, лесной квартал №53, лесотаксационный выдел 3, делянка №1 (площадь 0,9 га);
2) Республика Башкортостан, Уфимский район, ГБУ РБ «Уфимское лесничество», Юматовское участковое лесничество, лесной квартал №53, лесотаксационный выдел 3, делянка №2 (площадь 0,9 га);
3) Республика Башкортостан, Уфимский район, ГБУ РБ «Уфимское лесничество», Юматовское участковое лесничество, лесной квартал №61, лесотаксационный выдел 36, делянка №8 (площадь 0,9 га).
Согласно результатам аукционов по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений по вышеуказанным местонахождениям победителем признан КФХ Саяпов Раян Гильмутдинович.
При этом, при заключении договоров  по результатам данных аукционов взималась плата с победителя данного аукциона путем заключения с последним договора о предоставлении услуг. Так, согласно данному договору о предоставлении услуг (далее – договор о предоставлении услуг) победитель аукциона должен оплатить ГБУ «Уфимское лесничество» по квитанциям на сумму 6962 рубля и на сумму 53241 рубль 60 копеек, назначением платежа которых являются услуги в области лесного хозяйства, а наименованием получателя платежа – Министерство финансов РБ (ГБУ РБ «Уфимское лесничество») КПП 027801001, следующие услуги:
 - по подготовке материалов по выбору участка;
 - отводу лесного участка;
 - оформлению договора купли-продажи лесных насаждений в рубку;
 - расчета платежей;
 -  по делянкам на собственные нужды местному населению.
Кроме того, цена договора о предоставлении услуг значительно превышает цену заготавливаемой древесины по договору купли-продажи лесных насаждений. Так, по договорам купли-продажи лесных насаждений № 49 от 21.05.2012 года, №№73, 74, 75 от 15.05.2012 года цена договоров составляет 1425,32 руб., 5313 руб., 4675 руб., 5164 руб. соответственно, а по договорам о предоставлении услуг №№8 от 21.05.2012 года, №24 от 25.04.2012 года – 53241,60 руб. и 9221,82 руб. соответственно.
Как следует из обращения и устных пояснений КФХ Саяпова Р. Г. заключение ГБУ РБ «Уфимское лесничество» договоров купли-продажи лесных насаждений по итогам аукционов проводилось только после заключения договоров о предоставлении ГБУ РБ «Уфимское лесничество» услуг по отводу лесосек.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Как следует из письменных пояснений Минлесхоза РБ, услуги по отводу лесосек и оформлению договоров купли-продажи по результатам аукциона оказываются от имени лесничества, то есть учреждением не являющимся органам государственной власти, и не являются государственной услугой, так как данные мероприятия связаны с непосредственной деятельностью ГБУ РБ «Уфимское лесничество», уставом которого предусмотрено оказание данного вида услуг на платной основе.
Кроме того, по утверждению ответчика, Минлесхоз РБ, как государственный орган, не совершал самостоятельных действий, оказывающих воздействие на гражданина Саяпова Р. Г., которые могли исключить или ограничить его возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия  обращения товаров на соответствующем товарном рынке, то есть Министерство не понуждало его к заключению дополнительного договора.
Однако, как следует из материалов дела, в приказе Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан №163-ОД от 22.03.2012 года «О проведении аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности и по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений по графику №12» указано о необходимости довести до участников аукционов информацию о дополнительных расходах за оказание услуг ГБУ РБ – лесничеством по отводу лесосек в соответствии с уставом лесничеств.
Кроме того, как следует из письменных пояснений ГБУ РБ «Уфимское лесничество» и представленных документов (заявки КФХ Саяпова Р. Г. на участие в Аукционах) в  формах заявок на участие в Аукционах предусмотрено, что, в случае победы в аукционе победитель обязуется в течение 10 рабочих дней по истечении срока, указанного в пункте 6 статьи 80 Лесного кодекса РФ, подписать договор купли-продажи лесных насаждений, оплатить расходы за оказание услуг ГБУ РБ «Уфимское лесничество» по отводу лесосек в соответствии с уставом лесничества.  
В качестве подтверждения указанных доводов, ответчик ссылается на устав ГБУ РБ «Уфимское лесничество», согласно пункта 2.6 которого учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность для достижения целей его создания и в соответствии с этими целями при условии указания такой деятельности в настоящем Уставе. На основании пункта 1.4 вышеуказанного устава ГБУ РБ «Уфимское лесничество» является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан в сфере лесных отношений. По мнению представителя Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан, лесничествам правомерно возмещаются победителями торгов денежные средства за оформление договоров купли-продажи лесных насаждений и отвод лесосек. Данные договоры ГБУ РБ «Уфимское лесничество» заключает от имени Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан, выдавшего доверенности на осуществление этих полномочий.
Вместе с тем, Лесным кодексом не предусмотрена обязанность победителя торгов до заключения договора оплатить чьи-либо услуги, оказанные в пользу третьих лиц.
Более того, согласно положений Лесного кодекса, у органа исполнительной власти существует безусловная обязанность заключить с победителем торгов договор купли-продажи лесных насаждений. Так, в соответствии с частью 1 статьи 77 Лесного кодекса РФ договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора.
В результате установления требования об оплате услуг лесничества, соблюдение  требования Лесного кодекса РФ о безусловной обязанности заключить с победителем торгов договор купли-продажи лесных насаждений зависит от наличия или отсутствия соответствующей оплаты со стороны победителя торгов.
Таким образом, установление Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан требования о том, что победитель аукциона обязан в возместить лесничеству услуги по договору о предоставлении услуг, в том числе услуги по отводу лесосек и оформлению договоров купли-продажи лесных насаждений в рубку, могло привести к уменьшению количества участников аукциона ввиду того, что его установление могло повлиять на принятие хозяйствующими субъектами решения об участии (об отказе в участии) в торгах, и как следствие, к ограничению, устранению конкуренции при проведении торгов.
В данном случае установление Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан неправомерных требований о возмещении победителями соответствующему лесничеству услуг по оформлению документов и отводу выигранных им аукционных единиц и заключению с лесничеством договоров купли-продажи лесных насаждений может необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами по приобретению лесных насаждений, поскольку может привести к отказу от заключения договора со стороны ГБУ РБ «Уфимское лесничество». 
Изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан приходит к выводу, что действия Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан нарушают требования части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в осуществлении действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, а именно: требования о возмещении победителем соответствующему лесничеству услуг по оформлению документов и отводу выигранных им аукционных единиц.
За нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, Комиссией установлено следующее.
Имеются признаки навязывания ГБУ РБ «Уфимское лесничество» услуг победителям аукционов. Так, плата с победителя Аукционов при заключении договоров купли-продажи лесных насаждений  взималась ГБУ РБ «Уфимское лесничество». Данная плата устанавливалась договором о предоставлении услуг, заключаемым ГБУ РБ «Уфимское лесничество» с победителем Аукционов – КФХ Саяповым Р. Г. При этом, в случае отказа победителя аукциона от заключения договора о предоставлении услуг (далее – договор о предоставлении услуг) ГБУ РБ «Уфимское лесничество» договор купли-продажи лесных насаждений не заключался. Необходимо также отметить, что согласно государственному заданию ГБУ РБ «Уфимское лесничество» деятельность данного лесничества по подготовке документации о количественных и качественных характеристиках лесных участков, о местоположении, площади, границах лесного участка, об объеме подлежащих заготовке лесных ресурсов проведения аукциона по продаже права на заключение договора  аренды и договора купли-продажи лесных насаждений финансируется из бюджета Республики Башкортостан. При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного  законодательства №А-128/15-12 установлено, что аналогичная ситуация по заключению договоров о предоставлении услуг при заключении договоров купли-продажи лесных насаждений с победителями торгов сложилась в Республике Башкортостан также при заключении договоров аренды лесных участков с победителями таких торгов. Таким образом, в целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения данных фактов, возникла необходимость в выделении в отдельное производство дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ГБУ РБ «Уфимское лесничество».
Согласно статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания. Если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1–4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
РЕШИЛА:
 
1. Выделить в отдельное производство дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан «Уфимское лесничество».
2. Признать действия Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан, выразившиеся в установлении неправомерных требований о возмещении победителем ГБУ РБ «Уфимское лесничество» денежных средств за услуги по оформлению документов и отводу выигранных им аукционных единиц, нарушающими положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».
3. Предписание Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан не выдавать в связи с невозможностью восстановления первоначального положения.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу для принятия мер административного реагирования.
 
 
Председатель комиссии <...>
 
Члены комиссии 
<...>
 
<...>
 
 
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа. 
 
[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №А-128/15-12 [format] => [safe_value] => №А-128/15-12 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 58 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 58 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => filtered_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-07-31 14:36:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-07-31 06:30:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1358416115 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Башкортостанское УФАС России )