РЕШЕНИЕ по делу № А-294/16-12

Номер дела: № А-294/16-12
Дата публикации: 15 октября 2012, 13:23

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

<…>;

в присутствии: от Муниципального унитарного предприятия «УчалыАрхиГео» Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан: <…> – директора Муниципального унитарного предприятия «УчалыАрхиГео», от Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан представлено ходатайство о рассмотрении дела №А-294/16-12 без их участия,

рассмотрев дело №А-294/16-12, возбужденное в отношении Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан (453700, Республика Башкортостан, г. Учалы, ул. Карла Маркса, д.20) и Муниципального унитарного предприятия «УчалыАрхиГео» Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан (453700, Республика Башкортостан, г. Учалы, ул. Строительная, д.6) по признакам нарушения пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан из Учалинской межрайонной прокуратуры 27.07.2012 исх. №9д-2012 поступили материалы для оценки на предмет наличия нарушений антимонопольного законодательства при утверждении Постановлением главы администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан от 27.06.2008 №6-1119 УД Порядка подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков. По результатам рассмотрения представленных материалов выявлены признаки нарушения пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан (453700, Республика Башкортостан, г. Учалы, ул. Карла Маркса, д.20) и муниципального унитарного предприятия «УчалыАрхиГео» администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан (453700, Республика Башкортостан, г. Учалы, ул. Строительная, д.6), в части заключения соглашений по передаче работ по подготовке документов градостроительного плана земельных участков на территории муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков).

На основании части 1, 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Управлением возбуждено производство по делу о нарушении антимонопольного законодательства № А-294/16-12.

Изучив все представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства установила следующее:

Градостроительный план земельного участка (далее – ГПЗУ) представляет собой документ, подготовка которого осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельных участкам.

Действующим законодательством, в соответствии со статьей 46 пунктом 17 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

Согласно заявлениям <…>. и <…> при обращении в отдел архитектуры Администрации Муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан для оформления градостроительных планов земельных участков, им представлялись квитанции МУП «УчалыАрхиГео» МР Учалинский район на оплату данных работ. При этом никаких гражданских, договорных правоотношений с данным Предприятием Заявители не имели.

Из представленных материалов Учалинской межрайонной прокуратуры следует, что на основании постановления главы администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан от 27.06.2008 № 6-1119 УД утвержден Порядок подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков на территории муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан (далее - Порядок).

В соответствии с п.2.3.2 данного Порядка обращения физических и юридических лиц, имеющих намерения осуществить градостроительные изменения на ранее предоставленных им для этих целей земельных участках, подаются на имя главы Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан.

Глава администрации МР Учалинский район Республики Башкортостан, рассмотрев данные обращения, направляет их в отдел архитектуры и градостроительства администрации МР Учалинский район Республики Башкортостан.

Пунктом 2.3.3 Порядка установлено, что Главный архитектор муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан передает заявление в муниципальное унитарное предприятие «УчалыАрхиГео» для подготовки документов ГПЗУ.

Таким образом, согласно утвержденному Постановлением главы администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан от 27.06.2008 №6-1119 УД Порядку подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков, услуга по подготовке документов ГПЗУ, а также обращения физических и юридических лиц, имеющие намерения осуществить градостроительные изменения, подданные на имя главы Администрации, передаются хозяйствующему субъекту - МУП «УчалыАрхиГео»,

За оформление документов ГПЗУ предприятием «УчалыАрхиГео» с заявителей взимается плата согласно Перечню платных услуг по МУП «УчалыАрхиГео», утвержденному Директором данного предприятия. Вместе с этим, у МУП «УчалыАрхиГео» отсутствуют какие-либо правовые основания для установления и индексации тарифов на платные услуги.

В соответствии с п.3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта".

Согласно п. 17 ст. 46 Федерального закона от 29.12.2004190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации», орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Таким образом, подготовка в установленном порядке, утверждение и выдача градостроительного плана земельного участка является муниципальной услугой Администрации муниципального района Учалинский район.

МУП «УчалыАрхиГео» осуществляет деятельность на основании Порядка, утвержденного Постановлением Администрации. В соответствии с п.2.2 Порядка подготовка документов ГПЗУ на территории МР Учалинский район Республики Башкортостан осуществляет МУП «УчалыАрхиГео».

Таким образом, Администрация муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан Постановлением от 27.06.2008 №6-1119 УД наделила функциями по подготовке градостроительного плана земельного участка хозяйствующий субъект – МУП «УчалыАрхиГео», не допустимые в соответствии с п.3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Также Комиссия установила, что Администрация муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан, являясь органом местного самоуправления, в соответствии с градостроительным законодательством оказывающий услуги по подготовке градостроительного плана земельного участка и утверждения его, предоставляет заявления физических и юридических лиц на подготовку документов ГПЗУ, поданные на имя главы Администрации, хозяйствующему субъекту - МУП «УчалыАрхиГео», т.е. специализированному предприятию в соответствии с утвержденным Постановлением от 27.06.2008 №6-1119 УД, ставя тем самым его в преимущественное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, на рынке услуг подготовки документов ГПЗУ.

В соответствии с п. 18 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В соответствии с п. 17 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Таким образом, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к выводу, что в действиях Администрации Муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан и МУП «УчалыАрхиГео» содержится состав нарушения, предусмотренного  пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Нарушение выразилось в заключении антиконкурентного соглашения, в виде утвержденного Постановлением от 27.06.2008 №6-1119 УД Администрации МР Учалинский район РБ Порядка подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков, создающие преимущественное положение МУП «УчалыАрхиГео» на товарном рынке и возможность для данного хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на данном рынке.

Руководствуясь ст. 23, ч.1 ст. 39, чч. 1 - 4 ст. 41, ч. 1 ст. 48, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России

 

РЕШИЛА:

1. Признать Администрацию муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан (453700, Республика Башкортостан, г. Учалы, ул. Карла Маркса, д.20) нарушившим п.3 ст. 15, п.4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Признать Муниципальное унитарное предприятие «УчалыАрхиГео» Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан (453700, Республика Башкортостан, г. Учалы, ул. Строительная, д.6) нарушившим п.4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Выдать Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан (453700, Республика Башкортостан, г. Учалы, ул. Карла Маркса, д.20) Предписание об устранении нарушений п.3 ст. 15, п.4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

4. Выдать Муниципальному унитарному предприятию «УчалыАрхиГео» Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан (453700, Республика Башкортостан, г. Учалы, ул. Строительная, д.6)  Предписание об устранении нарушения п.4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

<…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.      

stdClass Object ( [vid] => 8924 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ по делу № А-294/16-12 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8924 [type] => solution [language] => ru [created] => 1358407536 [changed] => 1370522184 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370522184 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

<…>;

в присутствии: от Муниципального унитарного предприятия «УчалыАрхиГео» Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан: <…> – директора Муниципального унитарного предприятия «УчалыАрхиГео», от Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан представлено ходатайство о рассмотрении дела №А-294/16-12 без их участия,

рассмотрев дело №А-294/16-12, возбужденное в отношении Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан (453700, Республика Башкортостан, г. Учалы, ул. Карла Маркса, д.20) и Муниципального унитарного предприятия «УчалыАрхиГео» Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан (453700, Республика Башкортостан, г. Учалы, ул. Строительная, д.6) по признакам нарушения пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан из Учалинской межрайонной прокуратуры 27.07.2012 исх. №9д-2012 поступили материалы для оценки на предмет наличия нарушений антимонопольного законодательства при утверждении Постановлением главы администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан от 27.06.2008 №6-1119 УД Порядка подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков. По результатам рассмотрения представленных материалов выявлены признаки нарушения пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан (453700, Республика Башкортостан, г. Учалы, ул. Карла Маркса, д.20) и муниципального унитарного предприятия «УчалыАрхиГео» администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан (453700, Республика Башкортостан, г. Учалы, ул. Строительная, д.6), в части заключения соглашений по передаче работ по подготовке документов градостроительного плана земельных участков на территории муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков).

На основании части 1, 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Управлением возбуждено производство по делу о нарушении антимонопольного законодательства № А-294/16-12.

Изучив все представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства установила следующее:

Градостроительный план земельного участка (далее – ГПЗУ) представляет собой документ, подготовка которого осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельных участкам.

Действующим законодательством, в соответствии со статьей 46 пунктом 17 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

Согласно заявлениям <…>. и <…> при обращении в отдел архитектуры Администрации Муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан для оформления градостроительных планов земельных участков, им представлялись квитанции МУП «УчалыАрхиГео» МР Учалинский район на оплату данных работ. При этом никаких гражданских, договорных правоотношений с данным Предприятием Заявители не имели.

Из представленных материалов Учалинской межрайонной прокуратуры следует, что на основании постановления главы администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан от 27.06.2008 № 6-1119 УД утвержден Порядок подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков на территории муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан (далее - Порядок).

В соответствии с п.2.3.2 данного Порядка обращения физических и юридических лиц, имеющих намерения осуществить градостроительные изменения на ранее предоставленных им для этих целей земельных участках, подаются на имя главы Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан.

Глава администрации МР Учалинский район Республики Башкортостан, рассмотрев данные обращения, направляет их в отдел архитектуры и градостроительства администрации МР Учалинский район Республики Башкортостан.

Пунктом 2.3.3 Порядка установлено, что Главный архитектор муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан передает заявление в муниципальное унитарное предприятие «УчалыАрхиГео» для подготовки документов ГПЗУ.

Таким образом, согласно утвержденному Постановлением главы администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан от 27.06.2008 №6-1119 УД Порядку подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков, услуга по подготовке документов ГПЗУ, а также обращения физических и юридических лиц, имеющие намерения осуществить градостроительные изменения, подданные на имя главы Администрации, передаются хозяйствующему субъекту - МУП «УчалыАрхиГео»,

За оформление документов ГПЗУ предприятием «УчалыАрхиГео» с заявителей взимается плата согласно Перечню платных услуг по МУП «УчалыАрхиГео», утвержденному Директором данного предприятия. Вместе с этим, у МУП «УчалыАрхиГео» отсутствуют какие-либо правовые основания для установления и индексации тарифов на платные услуги.

В соответствии с п.3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта".

Согласно п. 17 ст. 46 Федерального закона от 29.12.2004190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации», орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Таким образом, подготовка в установленном порядке, утверждение и выдача градостроительного плана земельного участка является муниципальной услугой Администрации муниципального района Учалинский район.

МУП «УчалыАрхиГео» осуществляет деятельность на основании Порядка, утвержденного Постановлением Администрации. В соответствии с п.2.2 Порядка подготовка документов ГПЗУ на территории МР Учалинский район Республики Башкортостан осуществляет МУП «УчалыАрхиГео».

Таким образом, Администрация муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан Постановлением от 27.06.2008 №6-1119 УД наделила функциями по подготовке градостроительного плана земельного участка хозяйствующий субъект – МУП «УчалыАрхиГео», не допустимые в соответствии с п.3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Также Комиссия установила, что Администрация муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан, являясь органом местного самоуправления, в соответствии с градостроительным законодательством оказывающий услуги по подготовке градостроительного плана земельного участка и утверждения его, предоставляет заявления физических и юридических лиц на подготовку документов ГПЗУ, поданные на имя главы Администрации, хозяйствующему субъекту - МУП «УчалыАрхиГео», т.е. специализированному предприятию в соответствии с утвержденным Постановлением от 27.06.2008 №6-1119 УД, ставя тем самым его в преимущественное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, на рынке услуг подготовки документов ГПЗУ.

В соответствии с п. 18 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В соответствии с п. 17 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Таким образом, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к выводу, что в действиях Администрации Муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан и МУП «УчалыАрхиГео» содержится состав нарушения, предусмотренного  пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Нарушение выразилось в заключении антиконкурентного соглашения, в виде утвержденного Постановлением от 27.06.2008 №6-1119 УД Администрации МР Учалинский район РБ Порядка подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков, создающие преимущественное положение МУП «УчалыАрхиГео» на товарном рынке и возможность для данного хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на данном рынке.

Руководствуясь ст. 23, ч.1 ст. 39, чч. 1 - 4 ст. 41, ч. 1 ст. 48, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России

 

РЕШИЛА:

1. Признать Администрацию муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан (453700, Республика Башкортостан, г. Учалы, ул. Карла Маркса, д.20) нарушившим п.3 ст. 15, п.4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Признать Муниципальное унитарное предприятие «УчалыАрхиГео» Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан (453700, Республика Башкортостан, г. Учалы, ул. Строительная, д.6) нарушившим п.4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Выдать Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан (453700, Республика Башкортостан, г. Учалы, ул. Карла Маркса, д.20) Предписание об устранении нарушений п.3 ст. 15, п.4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

4. Выдать Муниципальному унитарному предприятию «УчалыАрхиГео» Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан (453700, Республика Башкортостан, г. Учалы, ул. Строительная, д.6)  Предписание об устранении нарушения п.4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

<…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.      

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

<…>;

в присутствии: от Муниципального унитарного предприятия «УчалыАрхиГео» Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан: <…> – директора Муниципального унитарного предприятия «УчалыАрхиГео», от Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан представлено ходатайство о рассмотрении дела №А-294/16-12 без их участия,

рассмотрев дело №А-294/16-12, возбужденное в отношении Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан (453700, Республика Башкортостан, г. Учалы, ул. Карла Маркса, д.20) и Муниципального унитарного предприятия «УчалыАрхиГео» Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан (453700, Республика Башкортостан, г. Учалы, ул. Строительная, д.6) по признакам нарушения пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан из Учалинской межрайонной прокуратуры 27.07.2012 исх. №9д-2012 поступили материалы для оценки на предмет наличия нарушений антимонопольного законодательства при утверждении Постановлением главы администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан от 27.06.2008 №6-1119 УД Порядка подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков. По результатам рассмотрения представленных материалов выявлены признаки нарушения пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан (453700, Республика Башкортостан, г. Учалы, ул. Карла Маркса, д.20) и муниципального унитарного предприятия «УчалыАрхиГео» администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан (453700, Республика Башкортостан, г. Учалы, ул. Строительная, д.6), в части заключения соглашений по передаче работ по подготовке документов градостроительного плана земельных участков на территории муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков).

На основании части 1, 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Управлением возбуждено производство по делу о нарушении антимонопольного законодательства № А-294/16-12.

Изучив все представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства установила следующее:

Градостроительный план земельного участка (далее – ГПЗУ) представляет собой документ, подготовка которого осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельных участкам.

Действующим законодательством, в соответствии со статьей 46 пунктом 17 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

Согласно заявлениям <…>. и <…> при обращении в отдел архитектуры Администрации Муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан для оформления градостроительных планов земельных участков, им представлялись квитанции МУП «УчалыАрхиГео» МР Учалинский район на оплату данных работ. При этом никаких гражданских, договорных правоотношений с данным Предприятием Заявители не имели.

Из представленных материалов Учалинской межрайонной прокуратуры следует, что на основании постановления главы администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан от 27.06.2008 № 6-1119 УД утвержден Порядок подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков на территории муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан (далее - Порядок).

В соответствии с п.2.3.2 данного Порядка обращения физических и юридических лиц, имеющих намерения осуществить градостроительные изменения на ранее предоставленных им для этих целей земельных участках, подаются на имя главы Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан.

Глава администрации МР Учалинский район Республики Башкортостан, рассмотрев данные обращения, направляет их в отдел архитектуры и градостроительства администрации МР Учалинский район Республики Башкортостан.

Пунктом 2.3.3 Порядка установлено, что Главный архитектор муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан передает заявление в муниципальное унитарное предприятие «УчалыАрхиГео» для подготовки документов ГПЗУ.

Таким образом, согласно утвержденному Постановлением главы администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан от 27.06.2008 №6-1119 УД Порядку подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков, услуга по подготовке документов ГПЗУ, а также обращения физических и юридических лиц, имеющие намерения осуществить градостроительные изменения, подданные на имя главы Администрации, передаются хозяйствующему субъекту - МУП «УчалыАрхиГео»,

За оформление документов ГПЗУ предприятием «УчалыАрхиГео» с заявителей взимается плата согласно Перечню платных услуг по МУП «УчалыАрхиГео», утвержденному Директором данного предприятия. Вместе с этим, у МУП «УчалыАрхиГео» отсутствуют какие-либо правовые основания для установления и индексации тарифов на платные услуги.

В соответствии с п.3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта".

Согласно п. 17 ст. 46 Федерального закона от 29.12.2004190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации», орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Таким образом, подготовка в установленном порядке, утверждение и выдача градостроительного плана земельного участка является муниципальной услугой Администрации муниципального района Учалинский район.

МУП «УчалыАрхиГео» осуществляет деятельность на основании Порядка, утвержденного Постановлением Администрации. В соответствии с п.2.2 Порядка подготовка документов ГПЗУ на территории МР Учалинский район Республики Башкортостан осуществляет МУП «УчалыАрхиГео».

Таким образом, Администрация муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан Постановлением от 27.06.2008 №6-1119 УД наделила функциями по подготовке градостроительного плана земельного участка хозяйствующий субъект – МУП «УчалыАрхиГео», не допустимые в соответствии с п.3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Также Комиссия установила, что Администрация муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан, являясь органом местного самоуправления, в соответствии с градостроительным законодательством оказывающий услуги по подготовке градостроительного плана земельного участка и утверждения его, предоставляет заявления физических и юридических лиц на подготовку документов ГПЗУ, поданные на имя главы Администрации, хозяйствующему субъекту - МУП «УчалыАрхиГео», т.е. специализированному предприятию в соответствии с утвержденным Постановлением от 27.06.2008 №6-1119 УД, ставя тем самым его в преимущественное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, на рынке услуг подготовки документов ГПЗУ.

В соответствии с п. 18 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В соответствии с п. 17 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Таким образом, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к выводу, что в действиях Администрации Муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан и МУП «УчалыАрхиГео» содержится состав нарушения, предусмотренного  пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Нарушение выразилось в заключении антиконкурентного соглашения, в виде утвержденного Постановлением от 27.06.2008 №6-1119 УД Администрации МР Учалинский район РБ Порядка подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков, создающие преимущественное положение МУП «УчалыАрхиГео» на товарном рынке и возможность для данного хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на данном рынке.

Руководствуясь ст. 23, ч.1 ст. 39, чч. 1 - 4 ст. 41, ч. 1 ст. 48, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России

 

РЕШИЛА:

1. Признать Администрацию муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан (453700, Республика Башкортостан, г. Учалы, ул. Карла Маркса, д.20) нарушившим п.3 ст. 15, п.4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Признать Муниципальное унитарное предприятие «УчалыАрхиГео» Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан (453700, Республика Башкортостан, г. Учалы, ул. Строительная, д.6) нарушившим п.4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Выдать Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан (453700, Республика Башкортостан, г. Учалы, ул. Карла Маркса, д.20) Предписание об устранении нарушений п.3 ст. 15, п.4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

4. Выдать Муниципальному унитарному предприятию «УчалыАрхиГео» Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан (453700, Республика Башкортостан, г. Учалы, ул. Строительная, д.6)  Предписание об устранении нарушения п.4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

<…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.      

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № А-294/16-12 [format] => [safe_value] => № А-294/16-12 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 40 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 40 [vid] => 3 [name] => Контроль экономической концентрации [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 54 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 54 [vid] => 6 [name] => Антимонопольный контроль товарных рынков [description] => [format] => [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-10-15 07:23:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-10-15 07:23:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1358407536 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Башкортостанское УФАС России )