Решение по делу №А-192/15-12 в отношении Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: А-192/15-12
Дата публикации: 6 ноября 2012, 17:03


РЕШЕНИЕ
по делу №А-192/15-12


г. Уфа, ул. Пушкина, д. 95


Резолютивная часть решения оглашена: 24.10.2012 г.
В полном объеме решение изготовлено: 06.11.2012 г.                                                              

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председателя комиссии:
<…>
<…>
<…>
в присутствии представителей:
от заявителя: <…>;
от ответчика Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан: <…>;
от ответчика Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан: <…>;
от заинтересованного лица ЗАО «Цветы Башкортостана»: <…>;
от заинтересованного лица Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан: <…>,
рассмотрев дело №А-192/15-12 по признакам нарушения Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450098, Республика Башкортостан,    г. Уфа, пр. Октября, д. 120) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:


В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступило обращение от ИП <…> на действия Администрации городского округа города Уфа Республики Башкортостан (далее – Администрация) в части предоставления отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности.
На основании части 3 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»  Башкортостанским УФАС России было принято решение о возбуждении дела №А-192/15-12 и создании комиссии по рассмотрению дела в отношении Администрации городского округа города Уфа Республики Башкортостан по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). Изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее – Комиссия) установила следующее.
В соответствии с постановлением главы Администрации №4588 от 23.07.2008 года ИП <…> предоставлен земельный участок c кадастровым номером 02:55:020106:228, находящийся рядом с домом №23 по проспекту Октября в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, а также заключен договор аренды №1618-08 от 09.09.2008 года на неопределенный срок, но не более чем на срок резервирования данного земельного участка для муниципальных нужд.
Как следует из обращения, в связи с расширением проезжей части и проводимых работ по благоустройству, администрацией города предложено переместить остановочный павильон за границы проезжей части. Согласно постановлению главы Администрации №6466 от 09.11.2010 года ИП <…> предоставлен земельный участок с кадастровым номером 02:55:020106:236, находящийся рядом с домом №23 по проспекту Октября в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан на неопределенный срок, но не более чем на срок резервирования данного земельного участка для муниципальных нужд. 06.12.2010 года с ИП <…> заключен договор аренды земельного участка №2016-10. В соответствии с пунктами 6.6, 6.8 данного договора в случае намерения одной из сторон досрочно расторгнуть договор, она направляет другой стороне, не менее чем за три месяца, письменное уведомление об этом; что по первому требованию Администрации земельный участок подлежит возврату в пригодном для дальнейшего использования состоянии с демонтажем объекта в установленном законом порядке.
Управление по земельным ресурсам Администрации письмом от 11 марта 2012 года (исх. №2586) уведомило ИП <…> об отказе от договора аренды №2016-10 от 06.12.2010 года в соответствии с условиями договора (пп. 5.1.5, 6.7) и предложило освободить данный земельный участок общей площадью 60 кв. м. в течение трех месяцев с момента получения уведомления.
Так же было установлено, что 15.10.2010 года главой Администрации вынесено постановление №6011 «О предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке, расположенном по проспекту Октября в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан и утверждении акта выбора земельного участка», согласно которому ЗАО «Цветы Башкортостана» утвержден акт выбора земельного участка №А-297/с от 28.08.2007 года для строительства пристроя к встроено-пристроенной части здания №23 по проспекту Октября в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, включающий проект границ земельного участка. Согласно данному постановлению утверждено предварительное согласование места размещения пристроя к встроено-пристроенной части здания на земельном участке, обозначенном в проекте границ земельного участка.
Таким образом, Администрацией ИП <…> предоставлен земельный участок, сформированный из части земельного участка с обременением в виде предварительного согласования места размещения объекта.
ИП <…> в своем обращении указал, что исходя из вышеизложенных обстоятельств Администрация городского округа город Уфа нарушает часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем издания актов и совершения действий, направленных на ограничение конкуренции злоупотребила своим положением.
При рассмотрении настоящего дела ИП <…>  поддержал доводы, изложенные в своем обращении.
Вместе с тем, как следует из письменных пояснений Администрации (вх. №10938 от 13.08.2012 года) ИП <…> предоставлен земельный участок возле жилого дома №23 по проспекту Октября в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан в аренду на неопределенный срок на условиях временного занятия земельного участка (учитывая временный статус объекта, находящегося на участке) и его возможного изъятия по первому требованию Администрации.
Пунктом 4.2 постановления главы Администрации №6466 от 09.11.2010 года также, как и ранее в 2008 году, предусмотрена возможность изъятия земельного участка по первому требованию Администрации.
Таким образом, по мнению Администрации, учитывая временный статус объекта, расположенного на вышеуказанном земельном участке, и регламентированного договором аренды земельного участка возможности изъятия земельного участка у <…> по первому требованию Администрации, предоставление земельного участка ЗАО «Цветы Башкортостана» по акту выбора №А-297/с от 28.08.2007 года для строительства пристроя к встроено-пристроенной части здания №23 по проспекту Октября в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан возможно после обращения данного заявителя и осуществления необходимой процедуры подготовки соответствующего акта Администрации.
Комиссия, заслушав доводы сторон, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле доказательства, их взаимную связь, достаточность для принятия решения,  приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1 Закона о защите конкуренции целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в РФ, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2), для обеспечения достижения которых Федеральным законом «О защите конкуренции» определяются организационные и правовые основы предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами государственной власти (пункт 2 часть 1).
Согласно пункту 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»  конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Частью 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
С позиции законодательства Российской Федерации о защите конкуренции все хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на товарном рынке, должны быть поставлены в равные условия с тем, чтобы каждый из них за счет самостоятельных действий был способен повлиять на условия обращения товара на рынке, что одновременно исключает возможность одностороннего влияния на условия обращения товара какого-либо одного субъекта (какой-либо одной группы субъектов).
Часть 2 статьи 610 ГК РФ предусматривает,  что если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок. В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства Комиссия установила,  что Администрация при направлении письма (исх. №2586 от 11.03.2012 года) в адрес ИП <…> о прекращении договора №2016-10 от 06.12.2010 года руководствовалась действующим законодательством, а именно положениями статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), а также пунктом 6.8 договора №2016-10 от 06.12.2010 – «По первому требованию Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан земельный участок подлежит возврату в пригодном для дальнейшего использования состояния с демонтажем объекта в установленном законом порядке.
Согласно пункту 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Исходя из изложенных обстоятельств, подписав договор аренды земельного участка №2016-10 от 06.12.2010 года ИП <…> знал о возможности наступления событий, предусмотренных условиями договора.
Учитывая нормы части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, положениями которой установлено исключение предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). В данном случае исключением являются нормы Земельного кодекса РФ (статья 22)  и Гражданского кодекса РФ (статья 610).
Таким образом, в силу сложившихся между ИП <…> и Администрацией договорных отношений, которыми предусмотрено расторжение договора аренды земельного участка в одностороннем порядке, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях Администрации нарушения антимонопольного законодательства.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
Исходя из указанной нормы Закона о защите конкуренции, Комиссия приходит к выводу о необходимости прекращения производства по делу №А-192/15-12, возбужденному в отношении Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41,  частью 1 статьи  49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  Комиссия,


РЕШИЛА:


Рассмотрение дела в отношении Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.
 

stdClass Object ( [vid] => 8858 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №А-192/15-12 в отношении Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8858 [type] => solution [language] => ru [created] => 1358334586 [changed] => 1370522184 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370522184 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>


РЕШЕНИЕ
по делу №А-192/15-12


г. Уфа, ул. Пушкина, д. 95


Резолютивная часть решения оглашена: 24.10.2012 г.
В полном объеме решение изготовлено: 06.11.2012 г.                                                              

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председателя комиссии:
<…>
<…>
<…>
в присутствии представителей:
от заявителя: <…>;
от ответчика Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан: <…>;
от ответчика Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан: <…>;
от заинтересованного лица ЗАО «Цветы Башкортостана»: <…>;
от заинтересованного лица Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан: <…>,
рассмотрев дело №А-192/15-12 по признакам нарушения Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450098, Республика Башкортостан,    г. Уфа, пр. Октября, д. 120) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:


В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступило обращение от ИП <…> на действия Администрации городского округа города Уфа Республики Башкортостан (далее – Администрация) в части предоставления отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности.
На основании части 3 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»  Башкортостанским УФАС России было принято решение о возбуждении дела №А-192/15-12 и создании комиссии по рассмотрению дела в отношении Администрации городского округа города Уфа Республики Башкортостан по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). Изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее – Комиссия) установила следующее.
В соответствии с постановлением главы Администрации №4588 от 23.07.2008 года ИП <…> предоставлен земельный участок c кадастровым номером 02:55:020106:228, находящийся рядом с домом №23 по проспекту Октября в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, а также заключен договор аренды №1618-08 от 09.09.2008 года на неопределенный срок, но не более чем на срок резервирования данного земельного участка для муниципальных нужд.
Как следует из обращения, в связи с расширением проезжей части и проводимых работ по благоустройству, администрацией города предложено переместить остановочный павильон за границы проезжей части. Согласно постановлению главы Администрации №6466 от 09.11.2010 года ИП <…> предоставлен земельный участок с кадастровым номером 02:55:020106:236, находящийся рядом с домом №23 по проспекту Октября в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан на неопределенный срок, но не более чем на срок резервирования данного земельного участка для муниципальных нужд. 06.12.2010 года с ИП <…> заключен договор аренды земельного участка №2016-10. В соответствии с пунктами 6.6, 6.8 данного договора в случае намерения одной из сторон досрочно расторгнуть договор, она направляет другой стороне, не менее чем за три месяца, письменное уведомление об этом; что по первому требованию Администрации земельный участок подлежит возврату в пригодном для дальнейшего использования состоянии с демонтажем объекта в установленном законом порядке.
Управление по земельным ресурсам Администрации письмом от 11 марта 2012 года (исх. №2586) уведомило ИП <…> об отказе от договора аренды №2016-10 от 06.12.2010 года в соответствии с условиями договора (пп. 5.1.5, 6.7) и предложило освободить данный земельный участок общей площадью 60 кв. м. в течение трех месяцев с момента получения уведомления.
Так же было установлено, что 15.10.2010 года главой Администрации вынесено постановление №6011 «О предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке, расположенном по проспекту Октября в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан и утверждении акта выбора земельного участка», согласно которому ЗАО «Цветы Башкортостана» утвержден акт выбора земельного участка №А-297/с от 28.08.2007 года для строительства пристроя к встроено-пристроенной части здания №23 по проспекту Октября в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, включающий проект границ земельного участка. Согласно данному постановлению утверждено предварительное согласование места размещения пристроя к встроено-пристроенной части здания на земельном участке, обозначенном в проекте границ земельного участка.
Таким образом, Администрацией ИП <…> предоставлен земельный участок, сформированный из части земельного участка с обременением в виде предварительного согласования места размещения объекта.
ИП <…> в своем обращении указал, что исходя из вышеизложенных обстоятельств Администрация городского округа город Уфа нарушает часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем издания актов и совершения действий, направленных на ограничение конкуренции злоупотребила своим положением.
При рассмотрении настоящего дела ИП <…>  поддержал доводы, изложенные в своем обращении.
Вместе с тем, как следует из письменных пояснений Администрации (вх. №10938 от 13.08.2012 года) ИП <…> предоставлен земельный участок возле жилого дома №23 по проспекту Октября в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан в аренду на неопределенный срок на условиях временного занятия земельного участка (учитывая временный статус объекта, находящегося на участке) и его возможного изъятия по первому требованию Администрации.
Пунктом 4.2 постановления главы Администрации №6466 от 09.11.2010 года также, как и ранее в 2008 году, предусмотрена возможность изъятия земельного участка по первому требованию Администрации.
Таким образом, по мнению Администрации, учитывая временный статус объекта, расположенного на вышеуказанном земельном участке, и регламентированного договором аренды земельного участка возможности изъятия земельного участка у <…> по первому требованию Администрации, предоставление земельного участка ЗАО «Цветы Башкортостана» по акту выбора №А-297/с от 28.08.2007 года для строительства пристроя к встроено-пристроенной части здания №23 по проспекту Октября в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан возможно после обращения данного заявителя и осуществления необходимой процедуры подготовки соответствующего акта Администрации.
Комиссия, заслушав доводы сторон, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле доказательства, их взаимную связь, достаточность для принятия решения,  приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1 Закона о защите конкуренции целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в РФ, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2), для обеспечения достижения которых Федеральным законом «О защите конкуренции» определяются организационные и правовые основы предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами государственной власти (пункт 2 часть 1).
Согласно пункту 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»  конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Частью 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
С позиции законодательства Российской Федерации о защите конкуренции все хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на товарном рынке, должны быть поставлены в равные условия с тем, чтобы каждый из них за счет самостоятельных действий был способен повлиять на условия обращения товара на рынке, что одновременно исключает возможность одностороннего влияния на условия обращения товара какого-либо одного субъекта (какой-либо одной группы субъектов).
Часть 2 статьи 610 ГК РФ предусматривает,  что если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок. В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства Комиссия установила,  что Администрация при направлении письма (исх. №2586 от 11.03.2012 года) в адрес ИП <…> о прекращении договора №2016-10 от 06.12.2010 года руководствовалась действующим законодательством, а именно положениями статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), а также пунктом 6.8 договора №2016-10 от 06.12.2010 – «По первому требованию Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан земельный участок подлежит возврату в пригодном для дальнейшего использования состояния с демонтажем объекта в установленном законом порядке.
Согласно пункту 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Исходя из изложенных обстоятельств, подписав договор аренды земельного участка №2016-10 от 06.12.2010 года ИП <…> знал о возможности наступления событий, предусмотренных условиями договора.
Учитывая нормы части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, положениями которой установлено исключение предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). В данном случае исключением являются нормы Земельного кодекса РФ (статья 22)  и Гражданского кодекса РФ (статья 610).
Таким образом, в силу сложившихся между ИП <…> и Администрацией договорных отношений, которыми предусмотрено расторжение договора аренды земельного участка в одностороннем порядке, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях Администрации нарушения антимонопольного законодательства.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
Исходя из указанной нормы Закона о защите конкуренции, Комиссия приходит к выводу о необходимости прекращения производства по делу №А-192/15-12, возбужденному в отношении Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41,  частью 1 статьи  49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  Комиссия,


РЕШИЛА:


Рассмотрение дела в отношении Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.
 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ
по делу №А-192/15-12


г. Уфа, ул. Пушкина, д. 95

Резолютивная часть решения оглашена: 24.10.2012 г.
В полном объеме решение изготовлено: 06.11.2012 г.                                                              

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председателя комиссии:
<…>
<…>
<…>
в присутствии представителей:
от заявителя: <…>;
от ответчика Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан: <…>;
от ответчика Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан: <…>;
от заинтересованного лица ЗАО «Цветы Башкортостана»: <…>;
от заинтересованного лица Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан: <…>,
рассмотрев дело №А-192/15-12 по признакам нарушения Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450098, Республика Башкортостан,    г. Уфа, пр. Октября, д. 120) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступило обращение от ИП <…> на действия Администрации городского округа города Уфа Республики Башкортостан (далее – Администрация) в части предоставления отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности.
На основании части 3 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»  Башкортостанским УФАС России было принято решение о возбуждении дела №А-192/15-12 и создании комиссии по рассмотрению дела в отношении Администрации городского округа города Уфа Республики Башкортостан по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). Изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее – Комиссия) установила следующее.
В соответствии с постановлением главы Администрации №4588 от 23.07.2008 года ИП <…> предоставлен земельный участок c кадастровым номером 02:55:020106:228, находящийся рядом с домом №23 по проспекту Октября в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, а также заключен договор аренды №1618-08 от 09.09.2008 года на неопределенный срок, но не более чем на срок резервирования данного земельного участка для муниципальных нужд.
Как следует из обращения, в связи с расширением проезжей части и проводимых работ по благоустройству, администрацией города предложено переместить остановочный павильон за границы проезжей части. Согласно постановлению главы Администрации №6466 от 09.11.2010 года ИП <…> предоставлен земельный участок с кадастровым номером 02:55:020106:236, находящийся рядом с домом №23 по проспекту Октября в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан на неопределенный срок, но не более чем на срок резервирования данного земельного участка для муниципальных нужд. 06.12.2010 года с ИП <…> заключен договор аренды земельного участка №2016-10. В соответствии с пунктами 6.6, 6.8 данного договора в случае намерения одной из сторон досрочно расторгнуть договор, она направляет другой стороне, не менее чем за три месяца, письменное уведомление об этом; что по первому требованию Администрации земельный участок подлежит возврату в пригодном для дальнейшего использования состоянии с демонтажем объекта в установленном законом порядке.
Управление по земельным ресурсам Администрации письмом от 11 марта 2012 года (исх. №2586) уведомило ИП <…> об отказе от договора аренды №2016-10 от 06.12.2010 года в соответствии с условиями договора (пп. 5.1.5, 6.7) и предложило освободить данный земельный участок общей площадью 60 кв. м. в течение трех месяцев с момента получения уведомления.
Так же было установлено, что 15.10.2010 года главой Администрации вынесено постановление №6011 «О предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке, расположенном по проспекту Октября в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан и утверждении акта выбора земельного участка», согласно которому ЗАО «Цветы Башкортостана» утвержден акт выбора земельного участка №А-297/с от 28.08.2007 года для строительства пристроя к встроено-пристроенной части здания №23 по проспекту Октября в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, включающий проект границ земельного участка. Согласно данному постановлению утверждено предварительное согласование места размещения пристроя к встроено-пристроенной части здания на земельном участке, обозначенном в проекте границ земельного участка.
Таким образом, Администрацией ИП <…> предоставлен земельный участок, сформированный из части земельного участка с обременением в виде предварительного согласования места размещения объекта.
ИП <…> в своем обращении указал, что исходя из вышеизложенных обстоятельств Администрация городского округа город Уфа нарушает часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем издания актов и совершения действий, направленных на ограничение конкуренции злоупотребила своим положением.
При рассмотрении настоящего дела ИП <…>  поддержал доводы, изложенные в своем обращении.
Вместе с тем, как следует из письменных пояснений Администрации (вх. №10938 от 13.08.2012 года) ИП <…> предоставлен земельный участок возле жилого дома №23 по проспекту Октября в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан в аренду на неопределенный срок на условиях временного занятия земельного участка (учитывая временный статус объекта, находящегося на участке) и его возможного изъятия по первому требованию Администрации.
Пунктом 4.2 постановления главы Администрации №6466 от 09.11.2010 года также, как и ранее в 2008 году, предусмотрена возможность изъятия земельного участка по первому требованию Администрации.
Таким образом, по мнению Администрации, учитывая временный статус объекта, расположенного на вышеуказанном земельном участке, и регламентированного договором аренды земельного участка возможности изъятия земельного участка у <…> по первому требованию Администрации, предоставление земельного участка ЗАО «Цветы Башкортостана» по акту выбора №А-297/с от 28.08.2007 года для строительства пристроя к встроено-пристроенной части здания №23 по проспекту Октября в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан возможно после обращения данного заявителя и осуществления необходимой процедуры подготовки соответствующего акта Администрации.
Комиссия, заслушав доводы сторон, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле доказательства, их взаимную связь, достаточность для принятия решения,  приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1 Закона о защите конкуренции целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в РФ, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2), для обеспечения достижения которых Федеральным законом «О защите конкуренции» определяются организационные и правовые основы предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами государственной власти (пункт 2 часть 1).
Согласно пункту 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»  конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Частью 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
С позиции законодательства Российской Федерации о защите конкуренции все хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на товарном рынке, должны быть поставлены в равные условия с тем, чтобы каждый из них за счет самостоятельных действий был способен повлиять на условия обращения товара на рынке, что одновременно исключает возможность одностороннего влияния на условия обращения товара какого-либо одного субъекта (какой-либо одной группы субъектов).
Часть 2 статьи 610 ГК РФ предусматривает,  что если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок. В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства Комиссия установила,  что Администрация при направлении письма (исх. №2586 от 11.03.2012 года) в адрес ИП <…> о прекращении договора №2016-10 от 06.12.2010 года руководствовалась действующим законодательством, а именно положениями статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), а также пунктом 6.8 договора №2016-10 от 06.12.2010 – «По первому требованию Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан земельный участок подлежит возврату в пригодном для дальнейшего использования состояния с демонтажем объекта в установленном законом порядке.
Согласно пункту 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Исходя из изложенных обстоятельств, подписав договор аренды земельного участка №2016-10 от 06.12.2010 года ИП <…> знал о возможности наступления событий, предусмотренных условиями договора.
Учитывая нормы части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, положениями которой установлено исключение предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). В данном случае исключением являются нормы Земельного кодекса РФ (статья 22)  и Гражданского кодекса РФ (статья 610).
Таким образом, в силу сложившихся между ИП <…> и Администрацией договорных отношений, которыми предусмотрено расторжение договора аренды земельного участка в одностороннем порядке, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях Администрации нарушения антимонопольного законодательства.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
Исходя из указанной нормы Закона о защите конкуренции, Комиссия приходит к выводу о необходимости прекращения производства по делу №А-192/15-12, возбужденному в отношении Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41,  частью 1 статьи  49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  Комиссия,

РЕШИЛА:

Рассмотрение дела в отношении Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.
 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => А-192/15-12 [format] => [safe_value] => А-192/15-12 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 58 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 58 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => filtered_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-11-06 11:03:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-11-06 06:33:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1358334586 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Башкортостанское УФАС России )