Решение и предписание по делу №А-210/15-12 в отношении Администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: А-210/15-12
Дата публикации: 19 сентября 2012, 00:27

 

 
 
Резолютивная часть объявлена 04.09.2012. 
В полном объеме решение изготовлено 18.09.2012.
 
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее также – Управление, антимонопольный орган) по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: 
<…>
<…>
<…>, при участии: от Администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан: <…>,
рассмотрела дело № А-210/15-12 по признакам нарушения Администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан (452630, РБ, Шаранский район, с. Шаран, ул. Пролетарская, 1) части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
УСТАНОВИЛА:
 
В ходе заседания Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан предпринимателями и общественными организациями Республики Башкортостан, были затронуты вопросы отсутствия в свободном доступе, в том числе на официальных сайтах администраций муниципальных образований в сети Интернет утвержденных административных регламентов и сведений об оказании муниципальных услуг, что ведет к нарушению прав хозяйствующих субъектов, нуждающихся в получении муниципальных услуг, к ограничению их предпринимательской деятельности при предоставлении муниципальных услуг. 
По результатам проведенного заседания Общественно-консультативного совета Управлением в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» осуществлен мониторинг официального сайта администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан (далее – Администрация) в сети Интернет и Единого портала государственных и муниципальных услуг на предмет соответствия действий Администрации антимонопольному законодательству и установлено следующее.
В силу статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон №210-ФЗ) одним из основных принципов предоставления муниципальных услуг является открытость деятельности органов, предоставляющих муниципальные услуги. 
В соответствии с ч. 1. ст. 11 Закона №210-ФЗ муниципальные услуги подлежат включению в реестры муниципальных услуг.
Согласно ч. 6, 7 ст. 11 Закона №210-ФЗ реестр муниципальных услуг содержит сведения: о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании; об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления; об услугах, оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета; иные сведения, состав которых устанавливается местной администрацией. Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией.
Таким образом, реестр муниципальных услуг органа местного самоуправления должен содержать три вышеуказанных Перечня услуг.  
Как следует из ч. 3 ст. 29 Закона №210-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о муниципальных услугах должны быть включены в муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее 01.07.2011.
Согласно ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 12, ч. 1 ст. 13 Закона №210-ФЗ органы местного самоуправления обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, которые должны быть разработаны органом, предоставляющим муниципальную услугу.
Согласно п.4 ст. 2 Закона №210-ФЗ под административным регламентом понимается нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги. То есть такой порядок предполагает содержание таких основных требований, как: срок оказания муниципальной услуги, перечень документов, необходимых для оказания муниципальной услуги заявителю; условия отказа предоставления муниципальной услуги, а также, при устранении причин, послуживших для отказа предоставления такой услуги, повторный срок рассмотрения заявления и другие предусмотренные документы.
Кроме того, нормы ч. 4 ст. 9, ч. 7 ст. 11, ст. 29 Закона №210-ФЗ возлагают на орган местного самоуправления размещение Перечней услуг, предусмотренных ч. 1 ст. 11 настоящего федерального закона на официальном сайте органа местного самоуправления, а также на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в том числе сведения об оказываемых муниципальных услугах и утвержденный перечень услуг, необходимых и обязательных для оказания Администрацией муниципального района (городского округа) муниципальных услуг.
Таким образом, предоставление органом местного самоуправления муниципальных услуг в соответствии с административными регламентами направлено на повышение прозрачности оказания муниципальных услуг, развитие экономических процессов муниципального района (городского округа), способствует созданию благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, в том числе создание благоприятной конкурентной среды. 
Вместе с тем, оказание муниципальной услуги, нерегулируемой административным регламентом, является нарушением требований Закона №210-ФЗ, приводит к отсутствию прозрачности предоставления муниципальной услуги и создает предпосылки для создания коррупционных факторов, способствующих затягиванию процесса оказания муниципальной услуги, предъявлению требований о предоставлении документов и информации или осуществления действий непредусмотренных административным регламентом. Результатом таких действий (бездействия) является ущемление интересов неопределенного круга лиц, в том числе хозяйствующих субъектов и приводит недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В силу ч. 1 ст. 29 Закона №210-ФЗ административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг до 30.07.2012.
Как следует из статьи 3 Закона №210-ФЗ нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон №135-ФЗ) целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В силу части 1 статьи 15 Закона №135-ФЗ органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
При этом под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Таким образом, любая муниципальная услуга должна оказываться Администрацией в соответствии с утвержденными административными регламентами, информация о которых должна размещаться на официальном сайте Администрации и на Едином портале государственных и муниципальных услуг - http://www.gosuslugi.ru.
Приказом Башкортостанского УФАС России от 08.08.2012 №340 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении Администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан возбуждено дело по части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в бездействии, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в части отсутствия на официальных сайтах в сети Интернет утвержденных административных регламентов и информации о них; в реестре муниципальных услуг информации об административных регламентах. 
Согласно протоколу осмотра официального сайта Администрации - http://www.sharanrb.ru от 08.08.2012, в разделе «Услуги населения» в подразделе «Регламенты муниципальных услуг» размещены административные регламенты по 15 муниципальным услугам без реквизитов их утверждения. Перечень муниципальных услуг (функций), предоставляемых Администрацией муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан, на официальном сайте Администрации не размещен.
Кроме того, на сайте Администрации отсутствуют сведения о получении таких муниципальных услуг, как: предоставление в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, аренду земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, юридическим лицам и гражданам; выдача градостроительных планов земельных участков и других муниципальных услуг, касающихся земельных отношений. То есть административные регламенты по данным муниципальным услугам Администрацией не разработаны и не утверждены.
Вместе с тем, на сайте Администрации - http://www.sharanrb.ru размещен Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг, утвержденный решением Совета муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан от 17.02.2012 №708. В данном перечне услуг содержится 53 услуги. 
Исходя из Закона №210-ФЗ, в такой перечень услуг включаются услуги, не которые предоставляет Администрация, а те услуги, которые предоставляются организациями, участвующими в предоставлении муниципальных услуг, и без которых невозможно оказание Администрацией муниципальных услуг в рамках полномочий, установленных статьей 15 Закона №131-ФЗ. Однако в данный перечень услуг включены такие муниципальные услуги, как:  
прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады); предоставление информации об организации начального, среднего и дополнительного профессионального образования; зачисление в образовательное учреждение; стационарное и полустационарное социальное обслуживание граждан; санаторно-курортное лечение; социальная поддержка и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов; предоставление информации, прием документов органами опеки и попечительства от лиц, желающих установить опеку (попечительство) или патронаж над определенной категорией граждан (малолетние, несовершеннолетние, лица, признанные в установленном законом порядке недееспособными); социальная поддержка и социальное обслуживание детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей; выдача копий архивных документов, подтверждающих право на владение землей; предоставление  информации об очередности предоставления жилых помещений на условиях социального найма; выдача разрешений на предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства; подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также на ввод объектов эксплуатацию; приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности для создания фермерского  хозяйства и осуществления его деятельности и другие муниципальные услуги.
Вышеуказанные услуги являются муниципальными услугами и могут предоставляться только Администраций и ее структурными подразделениями, которым переданы соответствующие полномочия местного значения. Включение таких муниципальных услуг в Перечень услуг, необходимых и обязательных для оказания муниципальных услуг, является нарушением требований ч. 2 ст. 1, п. 1 ст. 4, ст. 9, ст. 11 Закона №210-ФЗ.
Из вышеизложенного следует, что, как таковой, Перечень услуг, необходимых и обязательных для оказания муниципальных услуг, в муниципальном районе Шаранский район Республики Башкортостан отсутствует. Это приводит к отсутствию прозрачности предоставления муниципальной услуги и создает предпосылки для создания коррупционных факторов, способствующих затягиванию процесса оказания муниципальной услуги, предъявлению требований о предоставлении документов и информации или осуществления действий непредусмотренных административным регламентом. Результатом таких действий (бездействия) является ущемление интересов неопределенного круга лиц, в том числе хозяйствующих субъектов и может привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции.
Кроме того,  сведения по большинству муниципальных услуг в нарушение ч. 3 ст. 29 Закона №210-ФЗ не доступны через единый портал государственных и муниципальных услуг (http://www.gosuslugi.ru) в разделе муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан, а именно: выдача ордеров на проведение земляных работ; выдача разрешений на установку рекламных конструкций; выдача разрешений на ввод в эксплуатацию; выдача разрешений на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт и другие муниципальные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006             № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, в бездействии Администрации содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. 
Определением от 10.08.2012 о назначении дела №А-210/15-12 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению у Администрации запрошены документы и материалы, касающиеся рассматриваемого дела. Запрошенная информация представлена Администрацией письмом вх. №11762 от 29.08.2012.
Исходя из представленных пояснений представителя Администрации Мавликаевой С.Т., информация об административных регламентах размещена в Реестре муниципальных услуг. Все регламенты утверждены и имеют ссылку на прикрепленные нормативные правовые акты, номер и дату. Постановление «Об утверждении регламентов муниципальных услуг, оказываемых Администрацией» от 03.02.2012 №П-191/2 размещено на сайте Администрации в сети Интернет.
Разработанный и утвержденный перечень административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг размещен на сайте Администрации. 
Комиссия, рассмотрев представленные документы и материалы, просмотрев  официальный сайт Администрации в сети Интернет, а также сайт – www.gosuslugi.ru на предмет размещения сведений о предоставлении Администраций муниципальных услуг, сведений об административных регламентах предоставления муниципальных услуг, заслушав представителя лица, участвующего в рассмотрении дела, установила следующее. 
По состоянию на 04.09.2012 на сайте Администрации - http://www.sharanrb.ru размещен Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг в муниципальном районе Шаранский район Республики Башкортостан. Однако в данный перечень услуг неправомерно включены муниципальные услуги. В связи с чем, Комиссия приходит к выводу, что Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг в муниципальном районе Шаранский район Республики Башкортостан, соответствующий нормам Закона №210-ФЗ в муниципальном районе Шаранский район Республики Башкортостан, не разработан, не утвержден и не размещен на официальных сайтах в сети Интернет. 
На заседание Комиссии представитель Администрации представила в материалы дела Перечень муниципальных услуг, оказываемых в муниципальном районе Шаранский район РБ (далее - Перечень муниципальных услуг), который включает 53 муниципальные услуги. В правом верхнем углу титульного листа данного перечня услуг указаны реквизиты его утверждения, а именно: решение Совета муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан от 17.02.2012. Однако данным решением Совета  Перечень муниципальных услуг, оказываемых в муниципальном районе Шаранский район РБ, не утверждался. Это также подтверждается пояснениями представителя Администрации, что Перечень муниципальных услуг сформирован ею и не утвержден.
Вместе с тем, в материалы дела были представлены копии постановлений Администрации об утверждении 40 административных регламентов предоставления муниципальных услуг. Однако на сайте Администрации в подразделе «Регламенты муниципальных услуг» по состоянию на 04.09.2012 размещено только 18 административных регламентов предоставления муниципальных услуг. В разделе «Документы» подраздел «Постановления, Распоряжения» размещено постановление Администрации от 03.02.2012 № П-191/2 об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» и административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление информации о порядке предоставления жилищно-коммунальных услуг населению».
Таким образом, любое заинтересованное в получении муниципальных услуг лицо лишено возможности получить сведения о предоставляемых муниципальных услугах, об административных регламентах предоставления муниципальных услуг через официальный сайт Администрации в сети Интернет, ввиду отсутствия утвержденного Перечня муниципальных услуг и большинства административных регламентов на официальном сайте Администрации.
Согласно ч. 6, 7 ст. 11 Закона №210-ФЗ реестр муниципальных услуг содержит сведения: о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании; об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления; об услугах, оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета; иные сведения, состав которых устанавливается местной администрацией. 
В нарушение вышеуказанных требований реестр муниципальных услуг Администрацией не разработан, сведения по муниципальным услугам, формирующим указанный реестр, у Администрации отсутствуют и на официальном сайте в сети Интернет не размещены.
На заседании Комиссии был также просмотрен сайт http://www.gosuslugi.ru, в части размещения Администрацией сведений о предоставляемых муниципальных услугах, административных регламентах предоставления муниципальных услуг на Едином портале государственных и муниципальных услуг и установлено, что по состоянию на 04.09.2012 на указанном сайте по Шаранскому району Республики Башкортостан размещены сведения лишь по 13 муниципальным услугам.
Таким образом, информация о муниципальных услугах, предоставляемых Администрацией муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан, не доступна через Единый портал государственных и муниципальных услуг по большинству муниципальных услуг.
Исходя из вышеизложенного, в бездействии Администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан, выразившегося в не  размещении на официальных сайтах в сети Интернет сведений о предоставлении муниципальных услуг, сведений об административных регламентах муниципальных услуг; в отсутствии доступа к информации по ряду муниципальных услуг, оказываемых Администрацией муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан, через Единый портал государственных и муниципальных услуг усматривается нарушение части 1 статьи 15 Закона №135-ФЗ, т.к. это может привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции. Оснований для прекращения рассмотрения настоящего дела не имеется.
Статья 15 Закона №135-ФЗ представляет собой формальный состав правонарушения, который не требует обязательного наступления негативных последствий. Для определения в действиях субъектов квалифицирующих признаков состава данного нарушения достаточно выявить факт наличия действий или бездействия органа местного самоуправления, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что и было сделано Комиссией при рассмотрении дела.
Руководствуясь ст. 23, ч.1 ст. 39, чч. 1 - 4 ст. 41, ч. 1 ст. 48, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России 
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать Администрацию муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан (452630, РБ, Шаранский район, с. Шаран, ул. Пролетарская, 1), нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части бездействия, выразившегося в не размещении административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг, сведений о предоставлении муниципальных услуг на официальных сайтах в сети Интернет; в отсутствии доступа к информации по ряду муниципальных услуг, оказываемых Администрацией муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан, через Единый портал государственных и муниципальных услуг, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и ущемлению интересов неопределенного круга лиц. 
2. Выдать Администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
 
 
 
 
ПРЕДПИСАНИЕ №129-А-250/15-12
18.09.2012
 
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:
<…>
<…>
<…>
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего Решения от 04.09.2012 (в полном объеме решение изготовлено 18.09.2012) по делу №А-250/15-12 о нарушении Администрацией муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан (452630, РБ, Шаранский район, с. Шаран, ул. Пролетарская, 1) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,  
 
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
 
1. Администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в бездействии, в части не размещения административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг, сведений о предоставлении муниципальных услуг на официальных сайтах в сети Интернет; отсутствия доступа к информации по ряду муниципальных услуг, оказываемых Администрацией муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан, через Единый портал государственных и муниципальных услуг
2. Администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан в срок до 15.10.2012 совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно: разместить на официальных сайтах в сети Интернет административные регламенты по оказанию муниципальных услуг, сведения о муниципальных услугах и обеспечить доступ к информации о муниципальных услугах муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
 
 
 
stdClass Object ( [vid] => 8850 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу №А-210/15-12 в отношении Администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8850 [type] => solution [language] => ru [created] => 1358274543 [changed] => 1370522184 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370522184 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

 
 
Резолютивная часть объявлена 04.09.2012. 
В полном объеме решение изготовлено 18.09.2012.
 
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее также – Управление, антимонопольный орган) по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: 
<…>
<…>
<…>, при участии: от Администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан: <…>,
рассмотрела дело № А-210/15-12 по признакам нарушения Администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан (452630, РБ, Шаранский район, с. Шаран, ул. Пролетарская, 1) части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
УСТАНОВИЛА:
 
В ходе заседания Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан предпринимателями и общественными организациями Республики Башкортостан, были затронуты вопросы отсутствия в свободном доступе, в том числе на официальных сайтах администраций муниципальных образований в сети Интернет утвержденных административных регламентов и сведений об оказании муниципальных услуг, что ведет к нарушению прав хозяйствующих субъектов, нуждающихся в получении муниципальных услуг, к ограничению их предпринимательской деятельности при предоставлении муниципальных услуг. 
По результатам проведенного заседания Общественно-консультативного совета Управлением в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» осуществлен мониторинг официального сайта администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан (далее – Администрация) в сети Интернет и Единого портала государственных и муниципальных услуг на предмет соответствия действий Администрации антимонопольному законодательству и установлено следующее.
В силу статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон №210-ФЗ) одним из основных принципов предоставления муниципальных услуг является открытость деятельности органов, предоставляющих муниципальные услуги. 
В соответствии с ч. 1. ст. 11 Закона №210-ФЗ муниципальные услуги подлежат включению в реестры муниципальных услуг.
Согласно ч. 6, 7 ст. 11 Закона №210-ФЗ реестр муниципальных услуг содержит сведения: о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании; об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления; об услугах, оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета; иные сведения, состав которых устанавливается местной администрацией. Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией.
Таким образом, реестр муниципальных услуг органа местного самоуправления должен содержать три вышеуказанных Перечня услуг.  
Как следует из ч. 3 ст. 29 Закона №210-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о муниципальных услугах должны быть включены в муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее 01.07.2011.
Согласно ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 12, ч. 1 ст. 13 Закона №210-ФЗ органы местного самоуправления обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, которые должны быть разработаны органом, предоставляющим муниципальную услугу.
Согласно п.4 ст. 2 Закона №210-ФЗ под административным регламентом понимается нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги. То есть такой порядок предполагает содержание таких основных требований, как: срок оказания муниципальной услуги, перечень документов, необходимых для оказания муниципальной услуги заявителю; условия отказа предоставления муниципальной услуги, а также, при устранении причин, послуживших для отказа предоставления такой услуги, повторный срок рассмотрения заявления и другие предусмотренные документы.
Кроме того, нормы ч. 4 ст. 9, ч. 7 ст. 11, ст. 29 Закона №210-ФЗ возлагают на орган местного самоуправления размещение Перечней услуг, предусмотренных ч. 1 ст. 11 настоящего федерального закона на официальном сайте органа местного самоуправления, а также на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в том числе сведения об оказываемых муниципальных услугах и утвержденный перечень услуг, необходимых и обязательных для оказания Администрацией муниципального района (городского округа) муниципальных услуг.
Таким образом, предоставление органом местного самоуправления муниципальных услуг в соответствии с административными регламентами направлено на повышение прозрачности оказания муниципальных услуг, развитие экономических процессов муниципального района (городского округа), способствует созданию благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, в том числе создание благоприятной конкурентной среды. 
Вместе с тем, оказание муниципальной услуги, нерегулируемой административным регламентом, является нарушением требований Закона №210-ФЗ, приводит к отсутствию прозрачности предоставления муниципальной услуги и создает предпосылки для создания коррупционных факторов, способствующих затягиванию процесса оказания муниципальной услуги, предъявлению требований о предоставлении документов и информации или осуществления действий непредусмотренных административным регламентом. Результатом таких действий (бездействия) является ущемление интересов неопределенного круга лиц, в том числе хозяйствующих субъектов и приводит недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В силу ч. 1 ст. 29 Закона №210-ФЗ административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг до 30.07.2012.
Как следует из статьи 3 Закона №210-ФЗ нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон №135-ФЗ) целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В силу части 1 статьи 15 Закона №135-ФЗ органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
При этом под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Таким образом, любая муниципальная услуга должна оказываться Администрацией в соответствии с утвержденными административными регламентами, информация о которых должна размещаться на официальном сайте Администрации и на Едином портале государственных и муниципальных услуг - http://www.gosuslugi.ru.
Приказом Башкортостанского УФАС России от 08.08.2012 №340 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении Администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан возбуждено дело по части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в бездействии, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в части отсутствия на официальных сайтах в сети Интернет утвержденных административных регламентов и информации о них; в реестре муниципальных услуг информации об административных регламентах. 
Согласно протоколу осмотра официального сайта Администрации - http://www.sharanrb.ru от 08.08.2012, в разделе «Услуги населения» в подразделе «Регламенты муниципальных услуг» размещены административные регламенты по 15 муниципальным услугам без реквизитов их утверждения. Перечень муниципальных услуг (функций), предоставляемых Администрацией муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан, на официальном сайте Администрации не размещен.
Кроме того, на сайте Администрации отсутствуют сведения о получении таких муниципальных услуг, как: предоставление в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, аренду земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, юридическим лицам и гражданам; выдача градостроительных планов земельных участков и других муниципальных услуг, касающихся земельных отношений. То есть административные регламенты по данным муниципальным услугам Администрацией не разработаны и не утверждены.
Вместе с тем, на сайте Администрации - http://www.sharanrb.ru размещен Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг, утвержденный решением Совета муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан от 17.02.2012 №708. В данном перечне услуг содержится 53 услуги. 
Исходя из Закона №210-ФЗ, в такой перечень услуг включаются услуги, не которые предоставляет Администрация, а те услуги, которые предоставляются организациями, участвующими в предоставлении муниципальных услуг, и без которых невозможно оказание Администрацией муниципальных услуг в рамках полномочий, установленных статьей 15 Закона №131-ФЗ. Однако в данный перечень услуг включены такие муниципальные услуги, как:  
прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады); предоставление информации об организации начального, среднего и дополнительного профессионального образования; зачисление в образовательное учреждение; стационарное и полустационарное социальное обслуживание граждан; санаторно-курортное лечение; социальная поддержка и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов; предоставление информации, прием документов органами опеки и попечительства от лиц, желающих установить опеку (попечительство) или патронаж над определенной категорией граждан (малолетние, несовершеннолетние, лица, признанные в установленном законом порядке недееспособными); социальная поддержка и социальное обслуживание детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей; выдача копий архивных документов, подтверждающих право на владение землей; предоставление  информации об очередности предоставления жилых помещений на условиях социального найма; выдача разрешений на предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства; подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также на ввод объектов эксплуатацию; приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности для создания фермерского  хозяйства и осуществления его деятельности и другие муниципальные услуги.
Вышеуказанные услуги являются муниципальными услугами и могут предоставляться только Администраций и ее структурными подразделениями, которым переданы соответствующие полномочия местного значения. Включение таких муниципальных услуг в Перечень услуг, необходимых и обязательных для оказания муниципальных услуг, является нарушением требований ч. 2 ст. 1, п. 1 ст. 4, ст. 9, ст. 11 Закона №210-ФЗ.
Из вышеизложенного следует, что, как таковой, Перечень услуг, необходимых и обязательных для оказания муниципальных услуг, в муниципальном районе Шаранский район Республики Башкортостан отсутствует. Это приводит к отсутствию прозрачности предоставления муниципальной услуги и создает предпосылки для создания коррупционных факторов, способствующих затягиванию процесса оказания муниципальной услуги, предъявлению требований о предоставлении документов и информации или осуществления действий непредусмотренных административным регламентом. Результатом таких действий (бездействия) является ущемление интересов неопределенного круга лиц, в том числе хозяйствующих субъектов и может привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции.
Кроме того,  сведения по большинству муниципальных услуг в нарушение ч. 3 ст. 29 Закона №210-ФЗ не доступны через единый портал государственных и муниципальных услуг (http://www.gosuslugi.ru) в разделе муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан, а именно: выдача ордеров на проведение земляных работ; выдача разрешений на установку рекламных конструкций; выдача разрешений на ввод в эксплуатацию; выдача разрешений на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт и другие муниципальные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006             № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, в бездействии Администрации содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. 
Определением от 10.08.2012 о назначении дела №А-210/15-12 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению у Администрации запрошены документы и материалы, касающиеся рассматриваемого дела. Запрошенная информация представлена Администрацией письмом вх. №11762 от 29.08.2012.
Исходя из представленных пояснений представителя Администрации Мавликаевой С.Т., информация об административных регламентах размещена в Реестре муниципальных услуг. Все регламенты утверждены и имеют ссылку на прикрепленные нормативные правовые акты, номер и дату. Постановление «Об утверждении регламентов муниципальных услуг, оказываемых Администрацией» от 03.02.2012 №П-191/2 размещено на сайте Администрации в сети Интернет.
Разработанный и утвержденный перечень административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг размещен на сайте Администрации. 
Комиссия, рассмотрев представленные документы и материалы, просмотрев  официальный сайт Администрации в сети Интернет, а также сайт – www.gosuslugi.ru на предмет размещения сведений о предоставлении Администраций муниципальных услуг, сведений об административных регламентах предоставления муниципальных услуг, заслушав представителя лица, участвующего в рассмотрении дела, установила следующее. 
По состоянию на 04.09.2012 на сайте Администрации - http://www.sharanrb.ru размещен Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг в муниципальном районе Шаранский район Республики Башкортостан. Однако в данный перечень услуг неправомерно включены муниципальные услуги. В связи с чем, Комиссия приходит к выводу, что Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг в муниципальном районе Шаранский район Республики Башкортостан, соответствующий нормам Закона №210-ФЗ в муниципальном районе Шаранский район Республики Башкортостан, не разработан, не утвержден и не размещен на официальных сайтах в сети Интернет. 
На заседание Комиссии представитель Администрации представила в материалы дела Перечень муниципальных услуг, оказываемых в муниципальном районе Шаранский район РБ (далее - Перечень муниципальных услуг), который включает 53 муниципальные услуги. В правом верхнем углу титульного листа данного перечня услуг указаны реквизиты его утверждения, а именно: решение Совета муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан от 17.02.2012. Однако данным решением Совета  Перечень муниципальных услуг, оказываемых в муниципальном районе Шаранский район РБ, не утверждался. Это также подтверждается пояснениями представителя Администрации, что Перечень муниципальных услуг сформирован ею и не утвержден.
Вместе с тем, в материалы дела были представлены копии постановлений Администрации об утверждении 40 административных регламентов предоставления муниципальных услуг. Однако на сайте Администрации в подразделе «Регламенты муниципальных услуг» по состоянию на 04.09.2012 размещено только 18 административных регламентов предоставления муниципальных услуг. В разделе «Документы» подраздел «Постановления, Распоряжения» размещено постановление Администрации от 03.02.2012 № П-191/2 об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» и административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление информации о порядке предоставления жилищно-коммунальных услуг населению».
Таким образом, любое заинтересованное в получении муниципальных услуг лицо лишено возможности получить сведения о предоставляемых муниципальных услугах, об административных регламентах предоставления муниципальных услуг через официальный сайт Администрации в сети Интернет, ввиду отсутствия утвержденного Перечня муниципальных услуг и большинства административных регламентов на официальном сайте Администрации.
Согласно ч. 6, 7 ст. 11 Закона №210-ФЗ реестр муниципальных услуг содержит сведения: о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании; об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления; об услугах, оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета; иные сведения, состав которых устанавливается местной администрацией. 
В нарушение вышеуказанных требований реестр муниципальных услуг Администрацией не разработан, сведения по муниципальным услугам, формирующим указанный реестр, у Администрации отсутствуют и на официальном сайте в сети Интернет не размещены.
На заседании Комиссии был также просмотрен сайт http://www.gosuslugi.ru, в части размещения Администрацией сведений о предоставляемых муниципальных услугах, административных регламентах предоставления муниципальных услуг на Едином портале государственных и муниципальных услуг и установлено, что по состоянию на 04.09.2012 на указанном сайте по Шаранскому району Республики Башкортостан размещены сведения лишь по 13 муниципальным услугам.
Таким образом, информация о муниципальных услугах, предоставляемых Администрацией муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан, не доступна через Единый портал государственных и муниципальных услуг по большинству муниципальных услуг.
Исходя из вышеизложенного, в бездействии Администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан, выразившегося в не  размещении на официальных сайтах в сети Интернет сведений о предоставлении муниципальных услуг, сведений об административных регламентах муниципальных услуг; в отсутствии доступа к информации по ряду муниципальных услуг, оказываемых Администрацией муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан, через Единый портал государственных и муниципальных услуг усматривается нарушение части 1 статьи 15 Закона №135-ФЗ, т.к. это может привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции. Оснований для прекращения рассмотрения настоящего дела не имеется.
Статья 15 Закона №135-ФЗ представляет собой формальный состав правонарушения, который не требует обязательного наступления негативных последствий. Для определения в действиях субъектов квалифицирующих признаков состава данного нарушения достаточно выявить факт наличия действий или бездействия органа местного самоуправления, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что и было сделано Комиссией при рассмотрении дела.
Руководствуясь ст. 23, ч.1 ст. 39, чч. 1 - 4 ст. 41, ч. 1 ст. 48, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России 
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать Администрацию муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан (452630, РБ, Шаранский район, с. Шаран, ул. Пролетарская, 1), нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части бездействия, выразившегося в не размещении административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг, сведений о предоставлении муниципальных услуг на официальных сайтах в сети Интернет; в отсутствии доступа к информации по ряду муниципальных услуг, оказываемых Администрацией муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан, через Единый портал государственных и муниципальных услуг, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и ущемлению интересов неопределенного круга лиц. 
2. Выдать Администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
 
 
 
 
ПРЕДПИСАНИЕ №129-А-250/15-12
18.09.2012
 
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:
<…>
<…>
<…>
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего Решения от 04.09.2012 (в полном объеме решение изготовлено 18.09.2012) по делу №А-250/15-12 о нарушении Администрацией муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан (452630, РБ, Шаранский район, с. Шаран, ул. Пролетарская, 1) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,  
 
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
 
1. Администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в бездействии, в части не размещения административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг, сведений о предоставлении муниципальных услуг на официальных сайтах в сети Интернет; отсутствия доступа к информации по ряду муниципальных услуг, оказываемых Администрацией муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан, через Единый портал государственных и муниципальных услуг
2. Администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан в срок до 15.10.2012 совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно: разместить на официальных сайтах в сети Интернет административные регламенты по оказанию муниципальных услуг, сведения о муниципальных услугах и обеспечить доступ к информации о муниципальных услугах муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
 
 
 
[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

 
 
Резолютивная часть объявлена 04.09.2012. 
В полном объеме решение изготовлено 18.09.2012.
 
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее также – Управление, антимонопольный орган) по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: 
<…>
<…>
<…>, при участии: от Администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан: <…>,
рассмотрела дело № А-210/15-12 по признакам нарушения Администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан (452630, РБ, Шаранский район, с. Шаран, ул. Пролетарская, 1) части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
УСТАНОВИЛА:
 
В ходе заседания Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан предпринимателями и общественными организациями Республики Башкортостан, были затронуты вопросы отсутствия в свободном доступе, в том числе на официальных сайтах администраций муниципальных образований в сети Интернет утвержденных административных регламентов и сведений об оказании муниципальных услуг, что ведет к нарушению прав хозяйствующих субъектов, нуждающихся в получении муниципальных услуг, к ограничению их предпринимательской деятельности при предоставлении муниципальных услуг. 
По результатам проведенного заседания Общественно-консультативного совета Управлением в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» осуществлен мониторинг официального сайта администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан (далее – Администрация) в сети Интернет и Единого портала государственных и муниципальных услуг на предмет соответствия действий Администрации антимонопольному законодательству и установлено следующее.
В силу статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон №210-ФЗ) одним из основных принципов предоставления муниципальных услуг является открытость деятельности органов, предоставляющих муниципальные услуги. 
В соответствии с ч. 1. ст. 11 Закона №210-ФЗ муниципальные услуги подлежат включению в реестры муниципальных услуг.
Согласно ч. 6, 7 ст. 11 Закона №210-ФЗ реестр муниципальных услуг содержит сведения: о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании; об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления; об услугах, оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета; иные сведения, состав которых устанавливается местной администрацией. Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией.
Таким образом, реестр муниципальных услуг органа местного самоуправления должен содержать три вышеуказанных Перечня услуг.  
Как следует из ч. 3 ст. 29 Закона №210-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о муниципальных услугах должны быть включены в муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее 01.07.2011.
Согласно ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 12, ч. 1 ст. 13 Закона №210-ФЗ органы местного самоуправления обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, которые должны быть разработаны органом, предоставляющим муниципальную услугу.
Согласно п.4 ст. 2 Закона №210-ФЗ под административным регламентом понимается нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги. То есть такой порядок предполагает содержание таких основных требований, как: срок оказания муниципальной услуги, перечень документов, необходимых для оказания муниципальной услуги заявителю; условия отказа предоставления муниципальной услуги, а также, при устранении причин, послуживших для отказа предоставления такой услуги, повторный срок рассмотрения заявления и другие предусмотренные документы.
Кроме того, нормы ч. 4 ст. 9, ч. 7 ст. 11, ст. 29 Закона №210-ФЗ возлагают на орган местного самоуправления размещение Перечней услуг, предусмотренных ч. 1 ст. 11 настоящего федерального закона на официальном сайте органа местного самоуправления, а также на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в том числе сведения об оказываемых муниципальных услугах и утвержденный перечень услуг, необходимых и обязательных для оказания Администрацией муниципального района (городского округа) муниципальных услуг.
Таким образом, предоставление органом местного самоуправления муниципальных услуг в соответствии с административными регламентами направлено на повышение прозрачности оказания муниципальных услуг, развитие экономических процессов муниципального района (городского округа), способствует созданию благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, в том числе создание благоприятной конкурентной среды. 
Вместе с тем, оказание муниципальной услуги, нерегулируемой административным регламентом, является нарушением требований Закона №210-ФЗ, приводит к отсутствию прозрачности предоставления муниципальной услуги и создает предпосылки для создания коррупционных факторов, способствующих затягиванию процесса оказания муниципальной услуги, предъявлению требований о предоставлении документов и информации или осуществления действий непредусмотренных административным регламентом. Результатом таких действий (бездействия) является ущемление интересов неопределенного круга лиц, в том числе хозяйствующих субъектов и приводит недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В силу ч. 1 ст. 29 Закона №210-ФЗ административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг до 30.07.2012.
Как следует из статьи 3 Закона №210-ФЗ нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон №135-ФЗ) целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В силу части 1 статьи 15 Закона №135-ФЗ органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
При этом под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Таким образом, любая муниципальная услуга должна оказываться Администрацией в соответствии с утвержденными административными регламентами, информация о которых должна размещаться на официальном сайте Администрации и на Едином портале государственных и муниципальных услуг - http://www.gosuslugi.ru.
Приказом Башкортостанского УФАС России от 08.08.2012 №340 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении Администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан возбуждено дело по части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в бездействии, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в части отсутствия на официальных сайтах в сети Интернет утвержденных административных регламентов и информации о них; в реестре муниципальных услуг информации об административных регламентах. 
Согласно протоколу осмотра официального сайта Администрации - http://www.sharanrb.ru от 08.08.2012, в разделе «Услуги населения» в подразделе «Регламенты муниципальных услуг» размещены административные регламенты по 15 муниципальным услугам без реквизитов их утверждения. Перечень муниципальных услуг (функций), предоставляемых Администрацией муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан, на официальном сайте Администрации не размещен.
Кроме того, на сайте Администрации отсутствуют сведения о получении таких муниципальных услуг, как: предоставление в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, аренду земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, юридическим лицам и гражданам; выдача градостроительных планов земельных участков и других муниципальных услуг, касающихся земельных отношений. То есть административные регламенты по данным муниципальным услугам Администрацией не разработаны и не утверждены.
Вместе с тем, на сайте Администрации - http://www.sharanrb.ru размещен Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг, утвержденный решением Совета муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан от 17.02.2012 №708. В данном перечне услуг содержится 53 услуги. 
Исходя из Закона №210-ФЗ, в такой перечень услуг включаются услуги, не которые предоставляет Администрация, а те услуги, которые предоставляются организациями, участвующими в предоставлении муниципальных услуг, и без которых невозможно оказание Администрацией муниципальных услуг в рамках полномочий, установленных статьей 15 Закона №131-ФЗ. Однако в данный перечень услуг включены такие муниципальные услуги, как:  
прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады); предоставление информации об организации начального, среднего и дополнительного профессионального образования; зачисление в образовательное учреждение; стационарное и полустационарное социальное обслуживание граждан; санаторно-курортное лечение; социальная поддержка и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов; предоставление информации, прием документов органами опеки и попечительства от лиц, желающих установить опеку (попечительство) или патронаж над определенной категорией граждан (малолетние, несовершеннолетние, лица, признанные в установленном законом порядке недееспособными); социальная поддержка и социальное обслуживание детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей; выдача копий архивных документов, подтверждающих право на владение землей; предоставление  информации об очередности предоставления жилых помещений на условиях социального найма; выдача разрешений на предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства; подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также на ввод объектов эксплуатацию; приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности для создания фермерского  хозяйства и осуществления его деятельности и другие муниципальные услуги.
Вышеуказанные услуги являются муниципальными услугами и могут предоставляться только Администраций и ее структурными подразделениями, которым переданы соответствующие полномочия местного значения. Включение таких муниципальных услуг в Перечень услуг, необходимых и обязательных для оказания муниципальных услуг, является нарушением требований ч. 2 ст. 1, п. 1 ст. 4, ст. 9, ст. 11 Закона №210-ФЗ.
Из вышеизложенного следует, что, как таковой, Перечень услуг, необходимых и обязательных для оказания муниципальных услуг, в муниципальном районе Шаранский район Республики Башкортостан отсутствует. Это приводит к отсутствию прозрачности предоставления муниципальной услуги и создает предпосылки для создания коррупционных факторов, способствующих затягиванию процесса оказания муниципальной услуги, предъявлению требований о предоставлении документов и информации или осуществления действий непредусмотренных административным регламентом. Результатом таких действий (бездействия) является ущемление интересов неопределенного круга лиц, в том числе хозяйствующих субъектов и может привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции.
Кроме того,  сведения по большинству муниципальных услуг в нарушение ч. 3 ст. 29 Закона №210-ФЗ не доступны через единый портал государственных и муниципальных услуг (http://www.gosuslugi.ru) в разделе муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан, а именно: выдача ордеров на проведение земляных работ; выдача разрешений на установку рекламных конструкций; выдача разрешений на ввод в эксплуатацию; выдача разрешений на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт и другие муниципальные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006             № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, в бездействии Администрации содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. 
Определением от 10.08.2012 о назначении дела №А-210/15-12 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению у Администрации запрошены документы и материалы, касающиеся рассматриваемого дела. Запрошенная информация представлена Администрацией письмом вх. №11762 от 29.08.2012.
Исходя из представленных пояснений представителя Администрации Мавликаевой С.Т., информация об административных регламентах размещена в Реестре муниципальных услуг. Все регламенты утверждены и имеют ссылку на прикрепленные нормативные правовые акты, номер и дату. Постановление «Об утверждении регламентов муниципальных услуг, оказываемых Администрацией» от 03.02.2012 №П-191/2 размещено на сайте Администрации в сети Интернет.
Разработанный и утвержденный перечень административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг размещен на сайте Администрации. 
Комиссия, рассмотрев представленные документы и материалы, просмотрев  официальный сайт Администрации в сети Интернет, а также сайт – www.gosuslugi.ru на предмет размещения сведений о предоставлении Администраций муниципальных услуг, сведений об административных регламентах предоставления муниципальных услуг, заслушав представителя лица, участвующего в рассмотрении дела, установила следующее. 
По состоянию на 04.09.2012 на сайте Администрации - http://www.sharanrb.ru размещен Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг в муниципальном районе Шаранский район Республики Башкортостан. Однако в данный перечень услуг неправомерно включены муниципальные услуги. В связи с чем, Комиссия приходит к выводу, что Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг в муниципальном районе Шаранский район Республики Башкортостан, соответствующий нормам Закона №210-ФЗ в муниципальном районе Шаранский район Республики Башкортостан, не разработан, не утвержден и не размещен на официальных сайтах в сети Интернет. 
На заседание Комиссии представитель Администрации представила в материалы дела Перечень муниципальных услуг, оказываемых в муниципальном районе Шаранский район РБ (далее - Перечень муниципальных услуг), который включает 53 муниципальные услуги. В правом верхнем углу титульного листа данного перечня услуг указаны реквизиты его утверждения, а именно: решение Совета муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан от 17.02.2012. Однако данным решением Совета  Перечень муниципальных услуг, оказываемых в муниципальном районе Шаранский район РБ, не утверждался. Это также подтверждается пояснениями представителя Администрации, что Перечень муниципальных услуг сформирован ею и не утвержден.
Вместе с тем, в материалы дела были представлены копии постановлений Администрации об утверждении 40 административных регламентов предоставления муниципальных услуг. Однако на сайте Администрации в подразделе «Регламенты муниципальных услуг» по состоянию на 04.09.2012 размещено только 18 административных регламентов предоставления муниципальных услуг. В разделе «Документы» подраздел «Постановления, Распоряжения» размещено постановление Администрации от 03.02.2012 № П-191/2 об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» и административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление информации о порядке предоставления жилищно-коммунальных услуг населению».
Таким образом, любое заинтересованное в получении муниципальных услуг лицо лишено возможности получить сведения о предоставляемых муниципальных услугах, об административных регламентах предоставления муниципальных услуг через официальный сайт Администрации в сети Интернет, ввиду отсутствия утвержденного Перечня муниципальных услуг и большинства административных регламентов на официальном сайте Администрации.
Согласно ч. 6, 7 ст. 11 Закона №210-ФЗ реестр муниципальных услуг содержит сведения: о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании; об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления; об услугах, оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета; иные сведения, состав которых устанавливается местной администрацией. 
В нарушение вышеуказанных требований реестр муниципальных услуг Администрацией не разработан, сведения по муниципальным услугам, формирующим указанный реестр, у Администрации отсутствуют и на официальном сайте в сети Интернет не размещены.
На заседании Комиссии был также просмотрен сайт http://www.gosuslugi.ru, в части размещения Администрацией сведений о предоставляемых муниципальных услугах, административных регламентах предоставления муниципальных услуг на Едином портале государственных и муниципальных услуг и установлено, что по состоянию на 04.09.2012 на указанном сайте по Шаранскому району Республики Башкортостан размещены сведения лишь по 13 муниципальным услугам.
Таким образом, информация о муниципальных услугах, предоставляемых Администрацией муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан, не доступна через Единый портал государственных и муниципальных услуг по большинству муниципальных услуг.
Исходя из вышеизложенного, в бездействии Администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан, выразившегося в не  размещении на официальных сайтах в сети Интернет сведений о предоставлении муниципальных услуг, сведений об административных регламентах муниципальных услуг; в отсутствии доступа к информации по ряду муниципальных услуг, оказываемых Администрацией муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан, через Единый портал государственных и муниципальных услуг усматривается нарушение части 1 статьи 15 Закона №135-ФЗ, т.к. это может привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции. Оснований для прекращения рассмотрения настоящего дела не имеется.
Статья 15 Закона №135-ФЗ представляет собой формальный состав правонарушения, который не требует обязательного наступления негативных последствий. Для определения в действиях субъектов квалифицирующих признаков состава данного нарушения достаточно выявить факт наличия действий или бездействия органа местного самоуправления, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что и было сделано Комиссией при рассмотрении дела.
Руководствуясь ст. 23, ч.1 ст. 39, чч. 1 - 4 ст. 41, ч. 1 ст. 48, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России 
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать Администрацию муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан (452630, РБ, Шаранский район, с. Шаран, ул. Пролетарская, 1), нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части бездействия, выразившегося в не размещении административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг, сведений о предоставлении муниципальных услуг на официальных сайтах в сети Интернет; в отсутствии доступа к информации по ряду муниципальных услуг, оказываемых Администрацией муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан, через Единый портал государственных и муниципальных услуг, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и ущемлению интересов неопределенного круга лиц. 
2. Выдать Администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
 
 
 
 
ПРЕДПИСАНИЕ №129-А-250/15-12
18.09.2012
 
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:
<…>
<…>
<…>
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего Решения от 04.09.2012 (в полном объеме решение изготовлено 18.09.2012) по делу №А-250/15-12 о нарушении Администрацией муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан (452630, РБ, Шаранский район, с. Шаран, ул. Пролетарская, 1) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,  
 
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
 
1. Администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в бездействии, в части не размещения административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг, сведений о предоставлении муниципальных услуг на официальных сайтах в сети Интернет; отсутствия доступа к информации по ряду муниципальных услуг, оказываемых Администрацией муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан, через Единый портал государственных и муниципальных услуг
2. Администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан в срок до 15.10.2012 совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно: разместить на официальных сайтах в сети Интернет административные регламенты по оказанию муниципальных услуг, сведения о муниципальных услугах и обеспечить доступ к информации о муниципальных услугах муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
 
 
 
[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => А-210/15-12 [format] => [safe_value] => А-210/15-12 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 58 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 58 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => filtered_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-09-18 18:27:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-09-18 11:07:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1358274543 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Башкортостанское УФАС России )