РЕШЕНИЕ
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»,
рассмотрев дело № Т-001/13-11 по признакам нарушения ИП <…> части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»,
УСТАНОВИЛА:
На основании Приказа Башкортостанского УФ АС России от 08.02.2011 №24 была проведена внеплановая выездная проверка в отношении 5 хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети (ИП <…>, ИП <…>ИП <…>., ИП <…>ИП <…>и 1 хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров в торговые сети (Архангельское районное потребительское общество), осуществляющих деятельность на территории муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан.
В ходе внеплановой выездной проверки был осуществлен анализ условий договоров поставки хлеба, заключенных вышеуказанными проверяемыми лицами, на соответствие Федеральному закону от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Так, анализ условий договора поставки хлеба от 15.02.2011, заключенный между ИП <…>., осуществляющим торговую деятельность посредством организации торговой сети, и ИП <…>., осуществляющим поставку хлеба, показал следующее:
Пункт 4.1 указанного договора от 15.02.2011, устанавливающий, что расчеты по поставляемой продукции производятся наличным или безналичным расчетом не позднее 1 месяца со дня поставки, противоречит требованиям пункта 1 части 7 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», поскольку хлеб является продуктом с коротким сроком годности, не превышающим 10 дней, и оплата данной продукции должна производиться в срок не позднее чем десять рабочих дней со дня приемки таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность.
Следовательно, в действиях ИП <…>содержатся признаки нарушения пункта 1 части 7 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», выразившегося в предоставлении формы договора поставки при заключении договора поставки хлеба от 15.02.2011 с торговой сетью ИП <…>, содержащей условие об оплате за поставляемую продукцию в течение одного месяца со дня поставки в торговую сеть в нарушение установленных действующим законодательством правил определения срока оплаты.
Башкортостанским УФАС России было возбуждено дело № Т-001/13-11 по признакам нарушения ИП <…> по признакам нарушения части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Изучив материалы дела, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» пришла к следующим выводам.
Частью 3 статьи 1 Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» определено, что названный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.
Между <…> осуществляющей торговую деятельность посредством организации торговой сети, и <…>, осуществляющим поставку хлеба, заключен договор поставки хлеба от 15.02.2011 б/№.
Согласно п. 4.1 указанного договора от 15.02.2011, расчеты по поставляемой продукции производятся наличным или безналичным путем не позднее 1 месяца со дня поставки.
В соответствии с п.1 ч.7 ст.9 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в случае, если между хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, и хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, заключается договор поставки продовольственных товаров с условием оплаты таких товаров через определенное время после их передачи хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, срок оплаты таких товаров для установления данным договором определяется по следующему правилу:
продовольственные товары, на которые срок годности установлен менее чем десять дней, подлежат оплате в срок не позднее чем десять рабочих дней со дня приемки таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность.
Поскольку хлеб является продуктом с коротким сроком годности, не превышающим 10 дней, и оплата данной продукции должна производиться в срок не позднее чем десять рабочих дней со дня приемки таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, то данное условие п. 4.1 вышеуказанного договора от 15.02.2011 противоречит требованиям пункта 1 части 7 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 1 части 7 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в случае, если между хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, и хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, заключается договор поставки продовольственных товаров с условием оплаты таких товаров через определенное время после их передачи хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, срок оплаты таких товаров для установления данным договором определяется по следующему правилу: продовольственные товары, на которые срок годности установлен менее чем десять дней, подлежат оплате в срок не позднее чем десять рабочих дней со дня приемки таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность.
Следовательно, в действиях ИП <…> содержатся признаки нарушения пункта 1 части 7 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», выразившегося в предоставлении формы договора поставки при заключении договора поставки хлеба от 15.02.2011 с торговой сетью ИП <…>., содержащей условие об оплате за поставляемую продукцию в течение одного месяца со дня поставки в торговую сеть в нарушение установленных действующим законодательством правил определения срока оплаты.
Согласно подпункту «к» пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается навязывать контрагенту иные условия, если они содержат существенные признаки условий, предусмотренных подпунктами «а» - «и» пункта 2 части 1 статьи 13указанного федерального закона.
Таким образом, в нарушение положений Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», заключив договор поставки, содержащий условие об оплате за поставляемую продукцию (хлеб и хлебобулочные изделия) в течение одного месяца со дня поставки в торговую сеть, хозяйствующий субъект ИП <…> осуществляющий торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, был поставлен в наилучшее положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную экономическую деятельность на данном товарном рынке.
Таким образом, ИП <…>, заключив договор поставки с вышеуказанным Покупателем, поставил его в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами путем предоставления преимущественных условий по срокам оплаты хлеба и хлебобулочных изделий, тем самым ущемив законные интересы других хозяйствующих субъектов, осуществляющими предпринимательскую деятельность на данном товарном рынке.
Кроме того, данными действиями ИП <…>. получил преимущественные условия для осуществления деятельности по поставке хлеба в торговые сети по сравнению с конкурентами - хозяйствующими субъектами, осуществляющего поставки продовольственных товаров, в том числе хлеб и хлебобулочные изделия, в торговые сети, поскольку включение данного условия о рассрочке срока оплаты поставляемой продукции является привлекательным и выгодным предложением для покупателей, осуществляющих торговую деятельность посредством создания торговой сети.
Статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав. Каждому гарантируется право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 Конституции Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Кроме того, в той же норме отдельно указано, что не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.
Согласно пункту 3 статьи 16 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальные органы при выявлении нарушений антимонопольных правил и требований, предусмотренных статьями 13-15 настоящего Федерального закона, принимают меры в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В соответствии с подпунктом «к» пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается навязывать контрагенту условия, если они содержат существенные признаки условий, предусмотренных подпунктами «а» - «и» пункта 2 части 1 статьи 13 указанного федерального закона.
Из вышеизложенного следует, что ИП <…> нарушил подпункт «к» пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Нарушение выразилось в навязывании контрагенту условий договора, нарушающих установленные действующим законодательством правила определения срока оплаты отдельных видов продовольственных товаров и ущемляющих права и законные интересы иных хозяйствующих субъектов путем предоставления формы договора поставки и заключения договора поставки хлеба от 15.02.2011 с ИП <…>., осуществляющим торговую деятельность посредством организации торговой сети, содержащий условие об оплате за поставляемую продукцию в течение одного месяца со дня поставки в торговую.
Согласно пункту 3 статьи 16 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальные органы при выявлении нарушений антимонопольных правил и требований, предусмотренных статьями 13 - 15 настоящего Федерального закона, принимают меры в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», и статьями 9, 13, 16 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ИП <…> нарушившим подпункт к) пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», путем навязывания контрагенту условий по срокам оплаты товаров, определенным в нарушение правил, установленных частью 7 статьи 9 данного закона.
2. Выдать ИП <…> предписание о прекращении нарушения подпункта к) пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
ПРЕДПИСАНИЕ № 001-Т-001/13-11
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении Федерального Закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 30.03.2011, изготовленного в полном объеме 01.04.2011 г., по делу № Т-001/13-10 о нарушении ИП <…> подпункта к) пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Индивидуальному предпринимателю <…> прекратить нарушение подпункта к) пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» путем приведения условий договора поставки хлеба от 15.02.2011 б/№ по срокам оплаты товаров через определенное время после их передачи хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в соответствие с правилами, установленными частью 7 статьи 9 данного закона.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган в срок до 30.044.2011 с приложением надлежаще заверенных доказательств.
stdClass Object
(
[vid] => 7715
[uid] => 5
[title] => РЕШЕНИЕИЕ И ПРЕДПИСАНИЕ по делу № Т-001/13-11 по признакам нарушения ИП <…> части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 7715
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1324534745
[changed] => 1370522184
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1370522184
[revision_uid] => 0
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
РЕШЕНИЕ
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»,
рассмотрев дело № Т-001/13-11 по признакам нарушения ИП <…> части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»,
УСТАНОВИЛА:
На основании Приказа Башкортостанского УФ АС России от 08.02.2011 №24 была проведена внеплановая выездная проверка в отношении 5 хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети (ИП <…>, ИП <…>ИП <…>., ИП <…>ИП <…>и 1 хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров в торговые сети (Архангельское районное потребительское общество), осуществляющих деятельность на территории муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан.
В ходе внеплановой выездной проверки был осуществлен анализ условий договоров поставки хлеба, заключенных вышеуказанными проверяемыми лицами, на соответствие Федеральному закону от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Так, анализ условий договора поставки хлеба от 15.02.2011, заключенный между ИП <…>., осуществляющим торговую деятельность посредством организации торговой сети, и ИП <…>., осуществляющим поставку хлеба, показал следующее:
Пункт 4.1 указанного договора от 15.02.2011, устанавливающий, что расчеты по поставляемой продукции производятся наличным или безналичным расчетом не позднее 1 месяца со дня поставки, противоречит требованиям пункта 1 части 7 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», поскольку хлеб является продуктом с коротким сроком годности, не превышающим 10 дней, и оплата данной продукции должна производиться в срок не позднее чем десять рабочих дней со дня приемки таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность.
Следовательно, в действиях ИП <…>содержатся признаки нарушения пункта 1 части 7 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», выразившегося в предоставлении формы договора поставки при заключении договора поставки хлеба от 15.02.2011 с торговой сетью ИП <…>, содержащей условие об оплате за поставляемую продукцию в течение одного месяца со дня поставки в торговую сеть в нарушение установленных действующим законодательством правил определения срока оплаты.
Башкортостанским УФАС России было возбуждено дело № Т-001/13-11 по признакам нарушения ИП <…> по признакам нарушения части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Изучив материалы дела, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» пришла к следующим выводам.
Частью 3 статьи 1 Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» определено, что названный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.
Между <…> осуществляющей торговую деятельность посредством организации торговой сети, и <…>, осуществляющим поставку хлеба, заключен договор поставки хлеба от 15.02.2011 б/№.
Согласно п. 4.1 указанного договора от 15.02.2011, расчеты по поставляемой продукции производятся наличным или безналичным путем не позднее 1 месяца со дня поставки.
В соответствии с п.1 ч.7 ст.9 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в случае, если между хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, и хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, заключается договор поставки продовольственных товаров с условием оплаты таких товаров через определенное время после их передачи хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, срок оплаты таких товаров для установления данным договором определяется по следующему правилу:
продовольственные товары, на которые срок годности установлен менее чем десять дней, подлежат оплате в срок не позднее чем десять рабочих дней со дня приемки таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность.
Поскольку хлеб является продуктом с коротким сроком годности, не превышающим 10 дней, и оплата данной продукции должна производиться в срок не позднее чем десять рабочих дней со дня приемки таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, то данное условие п. 4.1 вышеуказанного договора от 15.02.2011 противоречит требованиям пункта 1 части 7 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 1 части 7 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в случае, если между хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, и хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, заключается договор поставки продовольственных товаров с условием оплаты таких товаров через определенное время после их передачи хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, срок оплаты таких товаров для установления данным договором определяется по следующему правилу: продовольственные товары, на которые срок годности установлен менее чем десять дней, подлежат оплате в срок не позднее чем десять рабочих дней со дня приемки таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность.
Следовательно, в действиях ИП <…> содержатся признаки нарушения пункта 1 части 7 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», выразившегося в предоставлении формы договора поставки при заключении договора поставки хлеба от 15.02.2011 с торговой сетью ИП <…>., содержащей условие об оплате за поставляемую продукцию в течение одного месяца со дня поставки в торговую сеть в нарушение установленных действующим законодательством правил определения срока оплаты.
Согласно подпункту «к» пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается навязывать контрагенту иные условия, если они содержат существенные признаки условий, предусмотренных подпунктами «а» - «и» пункта 2 части 1 статьи 13указанного федерального закона.
Таким образом, в нарушение положений Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», заключив договор поставки, содержащий условие об оплате за поставляемую продукцию (хлеб и хлебобулочные изделия) в течение одного месяца со дня поставки в торговую сеть, хозяйствующий субъект ИП <…> осуществляющий торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, был поставлен в наилучшее положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную экономическую деятельность на данном товарном рынке.
Таким образом, ИП <…>, заключив договор поставки с вышеуказанным Покупателем, поставил его в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами путем предоставления преимущественных условий по срокам оплаты хлеба и хлебобулочных изделий, тем самым ущемив законные интересы других хозяйствующих субъектов, осуществляющими предпринимательскую деятельность на данном товарном рынке.
Кроме того, данными действиями ИП <…>. получил преимущественные условия для осуществления деятельности по поставке хлеба в торговые сети по сравнению с конкурентами - хозяйствующими субъектами, осуществляющего поставки продовольственных товаров, в том числе хлеб и хлебобулочные изделия, в торговые сети, поскольку включение данного условия о рассрочке срока оплаты поставляемой продукции является привлекательным и выгодным предложением для покупателей, осуществляющих торговую деятельность посредством создания торговой сети.
Статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав. Каждому гарантируется право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 Конституции Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Кроме того, в той же норме отдельно указано, что не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.
Согласно пункту 3 статьи 16 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальные органы при выявлении нарушений антимонопольных правил и требований, предусмотренных статьями 13-15 настоящего Федерального закона, принимают меры в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В соответствии с подпунктом «к» пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается навязывать контрагенту условия, если они содержат существенные признаки условий, предусмотренных подпунктами «а» - «и» пункта 2 части 1 статьи 13 указанного федерального закона.
Из вышеизложенного следует, что ИП <…> нарушил подпункт «к» пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Нарушение выразилось в навязывании контрагенту условий договора, нарушающих установленные действующим законодательством правила определения срока оплаты отдельных видов продовольственных товаров и ущемляющих права и законные интересы иных хозяйствующих субъектов путем предоставления формы договора поставки и заключения договора поставки хлеба от 15.02.2011 с ИП <…>., осуществляющим торговую деятельность посредством организации торговой сети, содержащий условие об оплате за поставляемую продукцию в течение одного месяца со дня поставки в торговую.
Согласно пункту 3 статьи 16 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальные органы при выявлении нарушений антимонопольных правил и требований, предусмотренных статьями 13 - 15 настоящего Федерального закона, принимают меры в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», и статьями 9, 13, 16 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ИП <…> нарушившим подпункт к) пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», путем навязывания контрагенту условий по срокам оплаты товаров, определенным в нарушение правил, установленных частью 7 статьи 9 данного закона.
2. Выдать ИП <…> предписание о прекращении нарушения подпункта к) пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
ПРЕДПИСАНИЕ № 001-Т-001/13-11
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении Федерального Закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 30.03.2011, изготовленного в полном объеме 01.04.2011 г., по делу № Т-001/13-10 о нарушении ИП <…> подпункта к) пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Индивидуальному предпринимателю <…> прекратить нарушение подпункта к) пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» путем приведения условий договора поставки хлеба от 15.02.2011 б/№ по срокам оплаты товаров через определенное время после их передачи хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в соответствие с правилами, установленными частью 7 статьи 9 данного закона.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган в срок до 30.044.2011 с приложением надлежаще заверенных доказательств.
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
РЕШЕНИЕ
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»,
рассмотрев дело № Т-001/13-11 по признакам нарушения ИП <…> части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»,
УСТАНОВИЛА:
На основании Приказа Башкортостанского УФ АС России от 08.02.2011 №24 была проведена внеплановая выездная проверка в отношении 5 хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети (ИП <…>, ИП <…>ИП <…>., ИП <…>ИП <…>и 1 хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров в торговые сети (Архангельское районное потребительское общество), осуществляющих деятельность на территории муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан.
В ходе внеплановой выездной проверки был осуществлен анализ условий договоров поставки хлеба, заключенных вышеуказанными проверяемыми лицами, на соответствие Федеральному закону от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Так, анализ условий договора поставки хлеба от 15.02.2011, заключенный между ИП <…>., осуществляющим торговую деятельность посредством организации торговой сети, и ИП <…>., осуществляющим поставку хлеба, показал следующее:
Пункт 4.1 указанного договора от 15.02.2011, устанавливающий, что расчеты по поставляемой продукции производятся наличным или безналичным расчетом не позднее 1 месяца со дня поставки, противоречит требованиям пункта 1 части 7 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», поскольку хлеб является продуктом с коротким сроком годности, не превышающим 10 дней, и оплата данной продукции должна производиться в срок не позднее чем десять рабочих дней со дня приемки таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность.
Следовательно, в действиях ИП <…>содержатся признаки нарушения пункта 1 части 7 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», выразившегося в предоставлении формы договора поставки при заключении договора поставки хлеба от 15.02.2011 с торговой сетью ИП <…>, содержащей условие об оплате за поставляемую продукцию в течение одного месяца со дня поставки в торговую сеть в нарушение установленных действующим законодательством правил определения срока оплаты.
Башкортостанским УФАС России было возбуждено дело № Т-001/13-11 по признакам нарушения ИП <…> по признакам нарушения части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Изучив материалы дела, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» пришла к следующим выводам.
Частью 3 статьи 1 Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» определено, что названный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.
Между <…> осуществляющей торговую деятельность посредством организации торговой сети, и <…>, осуществляющим поставку хлеба, заключен договор поставки хлеба от 15.02.2011 б/№.
Согласно п. 4.1 указанного договора от 15.02.2011, расчеты по поставляемой продукции производятся наличным или безналичным путем не позднее 1 месяца со дня поставки.
В соответствии с п.1 ч.7 ст.9 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в случае, если между хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, и хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, заключается договор поставки продовольственных товаров с условием оплаты таких товаров через определенное время после их передачи хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, срок оплаты таких товаров для установления данным договором определяется по следующему правилу:
продовольственные товары, на которые срок годности установлен менее чем десять дней, подлежат оплате в срок не позднее чем десять рабочих дней со дня приемки таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность.
Поскольку хлеб является продуктом с коротким сроком годности, не превышающим 10 дней, и оплата данной продукции должна производиться в срок не позднее чем десять рабочих дней со дня приемки таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, то данное условие п. 4.1 вышеуказанного договора от 15.02.2011 противоречит требованиям пункта 1 части 7 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 1 части 7 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в случае, если между хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, и хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, заключается договор поставки продовольственных товаров с условием оплаты таких товаров через определенное время после их передачи хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, срок оплаты таких товаров для установления данным договором определяется по следующему правилу: продовольственные товары, на которые срок годности установлен менее чем десять дней, подлежат оплате в срок не позднее чем десять рабочих дней со дня приемки таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность.
Следовательно, в действиях ИП <…> содержатся признаки нарушения пункта 1 части 7 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», выразившегося в предоставлении формы договора поставки при заключении договора поставки хлеба от 15.02.2011 с торговой сетью ИП <…>., содержащей условие об оплате за поставляемую продукцию в течение одного месяца со дня поставки в торговую сеть в нарушение установленных действующим законодательством правил определения срока оплаты.
Согласно подпункту «к» пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается навязывать контрагенту иные условия, если они содержат существенные признаки условий, предусмотренных подпунктами «а» - «и» пункта 2 части 1 статьи 13указанного федерального закона.
Таким образом, в нарушение положений Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», заключив договор поставки, содержащий условие об оплате за поставляемую продукцию (хлеб и хлебобулочные изделия) в течение одного месяца со дня поставки в торговую сеть, хозяйствующий субъект ИП <…> осуществляющий торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, был поставлен в наилучшее положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную экономическую деятельность на данном товарном рынке.
Таким образом, ИП <…>, заключив договор поставки с вышеуказанным Покупателем, поставил его в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами путем предоставления преимущественных условий по срокам оплаты хлеба и хлебобулочных изделий, тем самым ущемив законные интересы других хозяйствующих субъектов, осуществляющими предпринимательскую деятельность на данном товарном рынке.
Кроме того, данными действиями ИП <…>. получил преимущественные условия для осуществления деятельности по поставке хлеба в торговые сети по сравнению с конкурентами - хозяйствующими субъектами, осуществляющего поставки продовольственных товаров, в том числе хлеб и хлебобулочные изделия, в торговые сети, поскольку включение данного условия о рассрочке срока оплаты поставляемой продукции является привлекательным и выгодным предложением для покупателей, осуществляющих торговую деятельность посредством создания торговой сети.
Статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав. Каждому гарантируется право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 Конституции Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Кроме того, в той же норме отдельно указано, что не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.
Согласно пункту 3 статьи 16 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальные органы при выявлении нарушений антимонопольных правил и требований, предусмотренных статьями 13-15 настоящего Федерального закона, принимают меры в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В соответствии с подпунктом «к» пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается навязывать контрагенту условия, если они содержат существенные признаки условий, предусмотренных подпунктами «а» - «и» пункта 2 части 1 статьи 13 указанного федерального закона.
Из вышеизложенного следует, что ИП <…> нарушил подпункт «к» пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Нарушение выразилось в навязывании контрагенту условий договора, нарушающих установленные действующим законодательством правила определения срока оплаты отдельных видов продовольственных товаров и ущемляющих права и законные интересы иных хозяйствующих субъектов путем предоставления формы договора поставки и заключения договора поставки хлеба от 15.02.2011 с ИП <…>., осуществляющим торговую деятельность посредством организации торговой сети, содержащий условие об оплате за поставляемую продукцию в течение одного месяца со дня поставки в торговую.
Согласно пункту 3 статьи 16 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальные органы при выявлении нарушений антимонопольных правил и требований, предусмотренных статьями 13 - 15 настоящего Федерального закона, принимают меры в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», и статьями 9, 13, 16 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ИП <…> нарушившим подпункт к) пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», путем навязывания контрагенту условий по срокам оплаты товаров, определенным в нарушение правил, установленных частью 7 статьи 9 данного закона.
2. Выдать ИП <…> предписание о прекращении нарушения подпункта к) пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
ПРЕДПИСАНИЕ № 001-Т-001/13-11
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении Федерального Закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 30.03.2011, изготовленного в полном объеме 01.04.2011 г., по делу № Т-001/13-10 о нарушении ИП <…> подпункта к) пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Индивидуальному предпринимателю <…> прекратить нарушение подпункта к) пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» путем приведения условий договора поставки хлеба от 15.02.2011 б/№ по срокам оплаты товаров через определенное время после их передачи хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в соответствие с правилами, установленными частью 7 статьи 9 данного закона.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган в срок до 30.044.2011 с приложением надлежаще заверенных доказательств.
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => Т-001-13-11
[format] =>
[safe_value] => Т-001-13-11
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 11
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 11
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 54
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 54
[vid] => 6
[name] => Антимонопольный контроль товарных рынков
[description] =>
[format] =>
[weight] => 6
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2011-03-31 20:00:00
[timezone] => Asia/Yekaterinburg
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2011-03-29 20:00:00
[timezone] => Asia/Yekaterinburg
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1324534745
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Башкортостанское УФАС России
)