Решение Арбитражного Суда РБ по делу № А07-4698/2008 - А-СИВ/СРН в отношении Военного комиссариата РБ

Дата публикации: 31 июля 2008, 02:00

Решение Арбитражного Суда РБ по делу № А07-4698/2008 - А-СИВ/СРН в отношении Военного комиссариата РБ

31.07.2008

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Республика Башкортостан, г. Уфа, ул.Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, e-mail:sud@ufanet.ru, сайт www.ufa.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Уфа Дело № А07-4698/2008 - А-СИВ/СРН
31 июля 2008 года

Резолютивная часть решения объявлена 25 июля 2008 года
Полный текст решения изготовлен 31 июля 2008 года

Арбитражный суд Республики Башкортостан в лице судьи Сафиуллиной Р.Н. при ведении протокола судебного заседания Сафиуллиной Р.Н. рассмотрел дело по заявлению Военного комиссариата РБ к Управлению федеральной антимонопольной службы по РБ 3 лица на стороне ответчика, не заявляющих самостоятельных требований МУП « Комбинат спецобслуживания населения» ГО город Стерлитамак ЗАО «Военно-мемориальная компания»РБ Военный комиссариат г.Стерлитамак и Стерлитамакского района РБ о признании недействительным решения при участии в судебном заседании: от заявителя – Исламова Р.К.- по дов. №1 от 11.1.2008 года, Галимова Ф.Х.- по дов. №15 от 24.07.2008 года от заинтересованного лица – Камалетдинова Ф.А.- по дов.№7 п от 09.01.2008 года от МУП КСОН- Соколова И.Л.- по дов.№120 от 09.07.2008 года, Федоров А.В.- зам. руководителя по дов.

ЗАО «Военно-мемориальная компания» РБ- извещен , не явился, просит рассмотреть дело без его участия Военный комиссариат г.Стерлитамак и Стерлитамакского района РБ- не
явился, надлежащим образом извещен Судебное заседание открыто 23 июля 2008 года, был объявлен перерыв в судебном заседании 25 июля 2008 года до 10 час.10 мин.
25 июля судебное разбирательство продолжено.

Автоматизированная 1 копия А07 – 4698/2008 1172_98197 Военный комиссариат ( далее заявитель) свои требования поддержал и пояснил, что оспариваемое решение УФАС РБ не соответствует требованиям действующего законодательства. В соответствии с п.1 ст.11 Федерального закона РФ от 12 января 1996 года №8-ФЗ « О погребении и похоронном деле
оплата расходов на изготовление и установку надгробий умершим (погибшим) военнослужащим, участникам войны производится за счет средств министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. В которых умершие ( погибшие) проходили военную службу (военные сборы).

Оплата указанных расходов является государственной социальной гарантией,
и ее реализация в отношении умерших (погибших) военнослужащих возлагается в соответствии с п. 10 ст.14 Федерального закона от 31 мая 1996 года №61-ФЗ «Об обороне» на Министерство обороны Российской Федерации. В вышеуказанном законе, а также в постановлении.

Правительства РФ от 6 мая 1994 года № 460, определяющем нормы расходов денежных средств на погребение погибших ( умерших) военнослужащих не содержится правовой нормы об оплате расходов организациям, либо иным юридическим лицам, взявшим на себя расходы по изготовлению и установке надгробных памятников и возможности выплаты компенсации взамен надгробного памятника. Исполнителями волеизъявления погибшего (умершего) военнослужащего являются родственники, супруги, иные лица (физические), которым предоставляется вышеуказанная гарантия. ФАП по РБ в своем решении не указал ни одного нормативного правового акта, который бы гарантировал возмещение расходов по
увековечению памяти (умерших) погибших военнослужащих.

Ни военный комиссариат РБ, ни военный комиссариат г. Стерлитамак и Стерлитамакского района каких-либо нормативных актов или действий(бездействий) в отношении МУП «Комбинат спецобслуживания» не принимал, каких-либо интересов не ущемлял.

МУП КСОН не согласовывая с военным комиссариатом РБ, не заключая договора, принял на себя обязательства по изготовлению надгробных памятников для населения, тем самым нарушил нормы материального права, так как возмещение расходов, возмещаются только
исполнителям волеизъявления, которыми являются супруги(супруг) и т.д., то есть физические лица, а не юридические.
По мнению заявителя организации , не заключившие договора с ВМК , не имеют законных оснований на заключение договоров с родственниками погибших(умерших), так как не являются законными заказчиками.

Просит отменить оспариваемое решение.

Управление ФАС по РБ( далее ответчик) заявленные требования не признал и пояснил, что в данном случае заявителем нарушена часть 1 ст.15 ФЗ от 26.07.2006 №135-ФЗ « О защите конкуренции» путем необоснованного вытеснения МП КСОН из рынка ритуальных услуг по
изготовлению и установкой надгробия погибшим (умершим) 2А07 – 4698/2008 1172_98197
военнослужащим и приравненных к ним лиц, выраженных в виде действий путем необоснованного отказа в принятии от него документов, на получение возмещения компенсации ( расходов). Просит отказать в удовлетворении заявленных требований. МУП «Комбинат спецобслуживания» считает требования заявителя подлежащими отклонению в полном объеме. Поскольку по его мнению в нарушение ст.198 АПК РФ заявитель не представил надлежащих доказательств на не соответствие решения Управления ФАС по РБ закону, а также доказательств подтверждающих законных и прав интересов заявителя. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований. Военно-промышленная компания в отзыве сообщила, что оплата им производится по факту изготовления памятников (с приложением установленного перечня документов, в т.ч. акта по установке и фотографии
установленного памятника), задержек по оплате нет. На сегодняшний день родственники, законные представители и иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего) вправе обращаться в любые организации , оказывающие услуги по изготовлению и установке надгробных памятников. Оплата данных расходов производится Военными комиссариатами в соответствии с представленным исполнителями пакетом документов( приказ МО РФ от 13 января 2008 года №5). Военный комиссариат г.Стерлиамак на рассмотрение не явился, надлежащим образом извещен, отзыва не представил.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Как следует из материалов дела, Управлением ФАС по РБ принято решение от 28 декабря 2007 года и вынесено предписание № А-61-91/16-07 от 28 декабря 2007 07 о нарушении заявителем ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ « О защите конкуренции».

Основанием для вынесения оспариваемого решения послужил факт обращения МУП «Комбинат спецобслуживания» г. Стерлитамак - хозяйствующего субъекта, занимающегося оказанием ритуальных услуг, на действия Военного комиссариата, выразившееся в отказе в принятии документов в возмещении затрат по изготовлению и установку надгробных
сооружений для увековечения памяти умерших (погибших) граждан военной категории(л.д. 19, 3 том дела). Оспариваемым решением заявитель признан как было указано выше,
нарушившим часть 1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ « О защите конкуренции», а именно признаны незаконными действия заявителя по отказу в принятии документов от МУП «Комбинат спецобслуживания» ГО г.Стерлитамак на получение возмещения расходов понесенных расходов 3 А07 – 4698/2008 1172_98197 по изготовлению и установку надгробных сооружений для увековечения памяти умерших (погибших) граждан военной категории.

Основания отказа заявителя выражены как в письмах от 12 июля 2007 года за №ЦСО/517, (л.д.21-22, 3 том дела) , из которых заявителем сделан вывод о том, что юридические лица и предприниматели , осуществляющие деятельность на рынке ритуальных услуг, заказчиками изготовлении и установки памятников не являются, следовательно не входят в круг лиц, имеющих право на компенсацию, а также в фактических в действиях по отказу в приеме документов от МУП КСОН. По пояснению представителя МУП КСОН документы заявителем не принимались по мотиву того, что ритуальные услуги по изготовлению и установке надгробий для участников ВОВ может оказать только ЗАО «ВМК».

Данные выводы заявителем также отражены при подаче заявления в арбитражный суд(л.д.8, 1 том дела), по мнению заявителя Директива Министра обороны РФ от 29 июля 2006 года №Д-52 запрещает допускать заключения военными комиссариатами договоров на оказание услуг по изготовлению и установке надгробных памятников с коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями, а также указывает на то, чтобы оплата производилась организациям, с которыми Министерством обороны РФ заключены соответствующие договора.

Оспариваемым решением Управлением ФАС по РБ сделан вывод о том, что необоснованный отказ Военного Комиссариата в принятии ( возвращение без исполнения) от МУП « Комбинат спецобслуживания» осуществляющего деятельность на рынке услуг по изготовлению и установке надгробных памятников погибшим(умершим) военнослужащим и имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение возмещения(компенсации) расходов, понесенных ими в связи с изготовлением и установкой надгробия умершему ( погибшему) военнослужащему, документов на получения названного возмещения(компенсации), имеет результатом ограничение конкуренции и
ущемление интересов отдельных хозяйствующих субъектов на указанном рынке.

В соответствии с ч.1 ст. 15 Закона о конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействий), в частности запрещается: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.4 А07 – 4698/2008 1172_98197 В соответствии с пунктом с пунктом 5 ст. 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом
волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.

Аналогичное положение содержится в ст. 24 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".

Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 N 460 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 N 51) на Минобороны РФ возложена обязанность определять качественные параметры и требования к ритуально-похоронной продукции и надгробным памятникам, заказываемым для увековечения памяти погибших (умерших) граждан, порядок погребения и оплаты
ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников.
Во исполнение указанного постановления Минобороны РФ приказом от 05.11.2000 N 500 утверждена Инструкция о порядке погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, изготовления и установки надгробных памятников (в редакции приказа от 22.12.2002 N 490).

Пунктом 4.1 названной Инструкции предусмотрено, что оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников, заказываемых для увековечения памяти граждан, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей Инструкции, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета за счет средств, выделяемых на пенсионное обеспечение.Перечень необходимых для производства оплаты документов, в том числе счета (квитанции, квитанции к приходному ордеру) или другие
документы, подтверждающие оплату выполненных работ, либо договор (заказ), заключенный с предприятием либо организацией на изготовление и установку надгробного памятника, устанавливается этой же нормой.

После оплаты изготовления и установки надгробных памятников подлинные экземпляры документов возвращаются родственникам.
5. А07 – 4698/2008 1172_98197
Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" обязанность по возмещению расходов на изготовление и установку надгробных памятников возложена на Министерство обороны Российской Федерации. Возмещение названных расходов является государственной гарантией родственникам умерших и лицам, взявшим на себя обязанность по увековечиванию памяти умерших. Из указанных Законов следует, что погребение умершего в Российской Федерации осуществляется в соответствии с волеизъявлением умершего лицами, указанными в волеизъявлении, а если в волеизъявлении отсутствует указание на таких лиц, то родственниками умершего. В случае отсутствия родственников или их мотивированного отказа от осуществления погребения
умершего оно может быть осуществлено лицом, добровольно взявшим на себя такую обязанность (в том числе Министерством обороны России), либо специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Применительно к рассматриваемой ситуации возмещение (оплата) расходов по изготовлению памятников военнослужащим, а также ветеранам Великой Отечественной войны осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых Министерству обороны, в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации, при условии документального подтверждения расходов, т.е. лица, полагающие увековечить память умерших (погибших) военнослужащих посредством установления надгробия, вправе выступить заказчиком работ (услуг) по его изготовлению и установке, оплатить свой заказ и затем получить соответствующую компенсацию.

В данном случае вывод антимонопольного органа о том, что вышеуказанное законодательство не содержит каких-либо ограничений для лиц, выступающих в качестве заказчиков в выборе конкретного лица, привлекаемого для выполнения работ по изготовлению надгробий и условий заключаемых с ними договоров является правомерным.

В данном случае довод заявителя о том, что ни одно из нормативных документов Минобороны не содержит указания на возможность предоставления вышеуказанной услуги сторонними организациями является неправомерным.

Судом установлено, что МУП «Комбинат спецобслуживания» г.Стерлитамак является специализированной службой по вопросам похоронного дела. Из материалов дела следует, что между МУП « Комбинат спецобслуживания» и родственниками погибших (умерших) заключены договора по изготовлению и установке надгробных памятников для умерших лиц. При этом из условий договора следует, что содержит элементы переуступки права требования, в соответствии с которым «Заказчик» в лице физического доверяет «Исполнителю» получение от его имени денежных средств в размере установленном Постановлением Правительства РФ для возмещения расходов, связанных с изготовлением, доставкой и установкой памятника на месте погребения умершего. На основании данного условия 6.А07 – 4698/2008 1172_98197 договора физическим лицом выдана доверенность МУП «Комбинат спецобслуживания» на право представления его интересов в изготовлении и установке памятника для участника ВОВ.

Из материалов дела следует, что МУП КСОН заключено и исполнено ряд договоров на изготовление и установку надгробий погибшим (умершим) участникам ВОВ. При этом в ходе рассмотрения дела в суде было установлено, что документы МУП КСОН предоставлялись в полном объеме в соответствии с предусмотренный Инструкцией о порядке погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на
военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, изготовления и установки надгробных памятников (в редакции приказа от 22.12.2002 N 490).

Из письма №1061 от 27 декабря 2007 года Военного комиссариата адресованного в адрес Военного комиссариата г. Стерлитамак (л.д.54,том 3) следует, что военным комиссариатом произведен также отказ в приеме документов на изготовление и оплаченные родственниками памятники участникам ВОВ.

В соответствии с представленной справки МУП КСОН №124 от 24 июля 2008 года следует, что заявитель имеет задолженность перед МУП КСОН по состоянию на 1 января 2008 года в сумме 428132 руб.

Из письменного отзыва ЗАО ВМК им оплата производится со стороны заявителя в полном объеме, задержек нет. А из письменных объяснений представителей МУП КСОН Федорова А.В. и Выжимовой С.Ф. представленных суду, следует, что документы от ЗАО ВМК военным комиссариатом принимались без каких-либо оговорок, а аналогично представленные документы со стороны КСОН были возвращены по разным причинам (л.д.37,38 , 3 том дела).

В данном случае действия заявителя выраженные в отказе МУП КСОН в принятии документов в возмещении затрат по изготовлению и установку надгробных сооружений для увековечения памяти умерших(погибших) граждан военной категории являются неправомерными. Кроме того по мнению суда данный отказ является неправомерным в силу того, что ограничивает право граждан, имеющих право в силу закона на компенсацию
расходов на изготовление и установку надгробных памятников в выборе хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность на рынке ритуальных услуг.

Более того на момент рассмотрения настоящего дела в соответствии с Приказом МО РФ №5 от 13 января 2008 года родственники, законные представители или иные лица. взявшие на себя обязанности по увековечению памяти погибшего(умершего) вправе обращаться в любые организации, оказывающие услуги по изготовлению и установке надгробных памятников.
Судом отклоняется довод заявителя о том, что в данном случае МУП КСОН был грубо нарушен процессуальный порядок представления документов для оплаты компенсационных расходов, поскольку данный довод 7 А07 – 4698/2008 1172_98197 заявителем в нарушение ст.65 АПК РФ не подтвержден документально, кроме того данный мотив отказа ни в одном письме заявителе не отражен.

Таким образом исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что действия Военного комиссариата РБ выразившиеся в отказе МУП КСОН в принятии документов в возмещении затрат по изготовлению и установку надгробных сооружений для увековечения памяти умерших(погибших) граждан военной категории - не соответствует нормативным правовым актам и нарушают права и законные интересы муниципального предприятия а сфере его деятельности, создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Руководствуясь статьями 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований Военного комиссариата РБ о признании незаконным решения Управления ФАС по РБ от 28 декабря 2007 года по делу №А-91/16007 – отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www .18 aac . arbitr . ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru .

stdClass Object ( [vid] => 7542 [uid] => 5 [title] => Решение Арбитражного Суда РБ по делу № А07-4698/2008 - А-СИВ/СРН в отношении Военного комиссариата РБ [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7542 [type] => solution [language] => ru [created] => 1322121065 [changed] => 1370522184 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370522184 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Решение Арбитражного Суда РБ по делу № А07-4698/2008 - А-СИВ/СРН в отношении Военного комиссариата РБ

31.07.2008

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Республика Башкортостан, г. Уфа, ул.Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, e-mail:sud@ufanet.ru, сайт www.ufa.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Уфа Дело № А07-4698/2008 - А-СИВ/СРН
31 июля 2008 года

Резолютивная часть решения объявлена 25 июля 2008 года
Полный текст решения изготовлен 31 июля 2008 года

Арбитражный суд Республики Башкортостан в лице судьи Сафиуллиной Р.Н. при ведении протокола судебного заседания Сафиуллиной Р.Н. рассмотрел дело по заявлению Военного комиссариата РБ к Управлению федеральной антимонопольной службы по РБ 3 лица на стороне ответчика, не заявляющих самостоятельных требований МУП « Комбинат спецобслуживания населения» ГО город Стерлитамак ЗАО «Военно-мемориальная компания»РБ Военный комиссариат г.Стерлитамак и Стерлитамакского района РБ о признании недействительным решения при участии в судебном заседании: от заявителя – Исламова Р.К.- по дов. №1 от 11.1.2008 года, Галимова Ф.Х.- по дов. №15 от 24.07.2008 года от заинтересованного лица – Камалетдинова Ф.А.- по дов.№7 п от 09.01.2008 года от МУП КСОН- Соколова И.Л.- по дов.№120 от 09.07.2008 года, Федоров А.В.- зам. руководителя по дов.

ЗАО «Военно-мемориальная компания» РБ- извещен , не явился, просит рассмотреть дело без его участия Военный комиссариат г.Стерлитамак и Стерлитамакского района РБ- не
явился, надлежащим образом извещен Судебное заседание открыто 23 июля 2008 года, был объявлен перерыв в судебном заседании 25 июля 2008 года до 10 час.10 мин.
25 июля судебное разбирательство продолжено.

Автоматизированная 1 копия А07 – 4698/2008 1172_98197 Военный комиссариат ( далее заявитель) свои требования поддержал и пояснил, что оспариваемое решение УФАС РБ не соответствует требованиям действующего законодательства. В соответствии с п.1 ст.11 Федерального закона РФ от 12 января 1996 года №8-ФЗ « О погребении и похоронном деле
оплата расходов на изготовление и установку надгробий умершим (погибшим) военнослужащим, участникам войны производится за счет средств министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. В которых умершие ( погибшие) проходили военную службу (военные сборы).

Оплата указанных расходов является государственной социальной гарантией,
и ее реализация в отношении умерших (погибших) военнослужащих возлагается в соответствии с п. 10 ст.14 Федерального закона от 31 мая 1996 года №61-ФЗ «Об обороне» на Министерство обороны Российской Федерации. В вышеуказанном законе, а также в постановлении.

Правительства РФ от 6 мая 1994 года № 460, определяющем нормы расходов денежных средств на погребение погибших ( умерших) военнослужащих не содержится правовой нормы об оплате расходов организациям, либо иным юридическим лицам, взявшим на себя расходы по изготовлению и установке надгробных памятников и возможности выплаты компенсации взамен надгробного памятника. Исполнителями волеизъявления погибшего (умершего) военнослужащего являются родственники, супруги, иные лица (физические), которым предоставляется вышеуказанная гарантия. ФАП по РБ в своем решении не указал ни одного нормативного правового акта, который бы гарантировал возмещение расходов по
увековечению памяти (умерших) погибших военнослужащих.

Ни военный комиссариат РБ, ни военный комиссариат г. Стерлитамак и Стерлитамакского района каких-либо нормативных актов или действий(бездействий) в отношении МУП «Комбинат спецобслуживания» не принимал, каких-либо интересов не ущемлял.

МУП КСОН не согласовывая с военным комиссариатом РБ, не заключая договора, принял на себя обязательства по изготовлению надгробных памятников для населения, тем самым нарушил нормы материального права, так как возмещение расходов, возмещаются только
исполнителям волеизъявления, которыми являются супруги(супруг) и т.д., то есть физические лица, а не юридические.
По мнению заявителя организации , не заключившие договора с ВМК , не имеют законных оснований на заключение договоров с родственниками погибших(умерших), так как не являются законными заказчиками.

Просит отменить оспариваемое решение.

Управление ФАС по РБ( далее ответчик) заявленные требования не признал и пояснил, что в данном случае заявителем нарушена часть 1 ст.15 ФЗ от 26.07.2006 №135-ФЗ « О защите конкуренции» путем необоснованного вытеснения МП КСОН из рынка ритуальных услуг по
изготовлению и установкой надгробия погибшим (умершим) 2А07 – 4698/2008 1172_98197
военнослужащим и приравненных к ним лиц, выраженных в виде действий путем необоснованного отказа в принятии от него документов, на получение возмещения компенсации ( расходов). Просит отказать в удовлетворении заявленных требований. МУП «Комбинат спецобслуживания» считает требования заявителя подлежащими отклонению в полном объеме. Поскольку по его мнению в нарушение ст.198 АПК РФ заявитель не представил надлежащих доказательств на не соответствие решения Управления ФАС по РБ закону, а также доказательств подтверждающих законных и прав интересов заявителя. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований. Военно-промышленная компания в отзыве сообщила, что оплата им производится по факту изготовления памятников (с приложением установленного перечня документов, в т.ч. акта по установке и фотографии
установленного памятника), задержек по оплате нет. На сегодняшний день родственники, законные представители и иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего) вправе обращаться в любые организации , оказывающие услуги по изготовлению и установке надгробных памятников. Оплата данных расходов производится Военными комиссариатами в соответствии с представленным исполнителями пакетом документов( приказ МО РФ от 13 января 2008 года №5). Военный комиссариат г.Стерлиамак на рассмотрение не явился, надлежащим образом извещен, отзыва не представил.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Как следует из материалов дела, Управлением ФАС по РБ принято решение от 28 декабря 2007 года и вынесено предписание № А-61-91/16-07 от 28 декабря 2007 07 о нарушении заявителем ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ « О защите конкуренции».

Основанием для вынесения оспариваемого решения послужил факт обращения МУП «Комбинат спецобслуживания» г. Стерлитамак - хозяйствующего субъекта, занимающегося оказанием ритуальных услуг, на действия Военного комиссариата, выразившееся в отказе в принятии документов в возмещении затрат по изготовлению и установку надгробных
сооружений для увековечения памяти умерших (погибших) граждан военной категории(л.д. 19, 3 том дела). Оспариваемым решением заявитель признан как было указано выше,
нарушившим часть 1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ « О защите конкуренции», а именно признаны незаконными действия заявителя по отказу в принятии документов от МУП «Комбинат спецобслуживания» ГО г.Стерлитамак на получение возмещения расходов понесенных расходов 3 А07 – 4698/2008 1172_98197 по изготовлению и установку надгробных сооружений для увековечения памяти умерших (погибших) граждан военной категории.

Основания отказа заявителя выражены как в письмах от 12 июля 2007 года за №ЦСО/517, (л.д.21-22, 3 том дела) , из которых заявителем сделан вывод о том, что юридические лица и предприниматели , осуществляющие деятельность на рынке ритуальных услуг, заказчиками изготовлении и установки памятников не являются, следовательно не входят в круг лиц, имеющих право на компенсацию, а также в фактических в действиях по отказу в приеме документов от МУП КСОН. По пояснению представителя МУП КСОН документы заявителем не принимались по мотиву того, что ритуальные услуги по изготовлению и установке надгробий для участников ВОВ может оказать только ЗАО «ВМК».

Данные выводы заявителем также отражены при подаче заявления в арбитражный суд(л.д.8, 1 том дела), по мнению заявителя Директива Министра обороны РФ от 29 июля 2006 года №Д-52 запрещает допускать заключения военными комиссариатами договоров на оказание услуг по изготовлению и установке надгробных памятников с коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями, а также указывает на то, чтобы оплата производилась организациям, с которыми Министерством обороны РФ заключены соответствующие договора.

Оспариваемым решением Управлением ФАС по РБ сделан вывод о том, что необоснованный отказ Военного Комиссариата в принятии ( возвращение без исполнения) от МУП « Комбинат спецобслуживания» осуществляющего деятельность на рынке услуг по изготовлению и установке надгробных памятников погибшим(умершим) военнослужащим и имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение возмещения(компенсации) расходов, понесенных ими в связи с изготовлением и установкой надгробия умершему ( погибшему) военнослужащему, документов на получения названного возмещения(компенсации), имеет результатом ограничение конкуренции и
ущемление интересов отдельных хозяйствующих субъектов на указанном рынке.

В соответствии с ч.1 ст. 15 Закона о конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействий), в частности запрещается: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.4 А07 – 4698/2008 1172_98197 В соответствии с пунктом с пунктом 5 ст. 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом
волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.

Аналогичное положение содержится в ст. 24 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".

Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 N 460 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 N 51) на Минобороны РФ возложена обязанность определять качественные параметры и требования к ритуально-похоронной продукции и надгробным памятникам, заказываемым для увековечения памяти погибших (умерших) граждан, порядок погребения и оплаты
ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников.
Во исполнение указанного постановления Минобороны РФ приказом от 05.11.2000 N 500 утверждена Инструкция о порядке погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, изготовления и установки надгробных памятников (в редакции приказа от 22.12.2002 N 490).

Пунктом 4.1 названной Инструкции предусмотрено, что оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников, заказываемых для увековечения памяти граждан, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей Инструкции, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета за счет средств, выделяемых на пенсионное обеспечение.Перечень необходимых для производства оплаты документов, в том числе счета (квитанции, квитанции к приходному ордеру) или другие
документы, подтверждающие оплату выполненных работ, либо договор (заказ), заключенный с предприятием либо организацией на изготовление и установку надгробного памятника, устанавливается этой же нормой.

После оплаты изготовления и установки надгробных памятников подлинные экземпляры документов возвращаются родственникам.
5. А07 – 4698/2008 1172_98197
Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" обязанность по возмещению расходов на изготовление и установку надгробных памятников возложена на Министерство обороны Российской Федерации. Возмещение названных расходов является государственной гарантией родственникам умерших и лицам, взявшим на себя обязанность по увековечиванию памяти умерших. Из указанных Законов следует, что погребение умершего в Российской Федерации осуществляется в соответствии с волеизъявлением умершего лицами, указанными в волеизъявлении, а если в волеизъявлении отсутствует указание на таких лиц, то родственниками умершего. В случае отсутствия родственников или их мотивированного отказа от осуществления погребения
умершего оно может быть осуществлено лицом, добровольно взявшим на себя такую обязанность (в том числе Министерством обороны России), либо специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Применительно к рассматриваемой ситуации возмещение (оплата) расходов по изготовлению памятников военнослужащим, а также ветеранам Великой Отечественной войны осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых Министерству обороны, в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации, при условии документального подтверждения расходов, т.е. лица, полагающие увековечить память умерших (погибших) военнослужащих посредством установления надгробия, вправе выступить заказчиком работ (услуг) по его изготовлению и установке, оплатить свой заказ и затем получить соответствующую компенсацию.

В данном случае вывод антимонопольного органа о том, что вышеуказанное законодательство не содержит каких-либо ограничений для лиц, выступающих в качестве заказчиков в выборе конкретного лица, привлекаемого для выполнения работ по изготовлению надгробий и условий заключаемых с ними договоров является правомерным.

В данном случае довод заявителя о том, что ни одно из нормативных документов Минобороны не содержит указания на возможность предоставления вышеуказанной услуги сторонними организациями является неправомерным.

Судом установлено, что МУП «Комбинат спецобслуживания» г.Стерлитамак является специализированной службой по вопросам похоронного дела. Из материалов дела следует, что между МУП « Комбинат спецобслуживания» и родственниками погибших (умерших) заключены договора по изготовлению и установке надгробных памятников для умерших лиц. При этом из условий договора следует, что содержит элементы переуступки права требования, в соответствии с которым «Заказчик» в лице физического доверяет «Исполнителю» получение от его имени денежных средств в размере установленном Постановлением Правительства РФ для возмещения расходов, связанных с изготовлением, доставкой и установкой памятника на месте погребения умершего. На основании данного условия 6.А07 – 4698/2008 1172_98197 договора физическим лицом выдана доверенность МУП «Комбинат спецобслуживания» на право представления его интересов в изготовлении и установке памятника для участника ВОВ.

Из материалов дела следует, что МУП КСОН заключено и исполнено ряд договоров на изготовление и установку надгробий погибшим (умершим) участникам ВОВ. При этом в ходе рассмотрения дела в суде было установлено, что документы МУП КСОН предоставлялись в полном объеме в соответствии с предусмотренный Инструкцией о порядке погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на
военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, изготовления и установки надгробных памятников (в редакции приказа от 22.12.2002 N 490).

Из письма №1061 от 27 декабря 2007 года Военного комиссариата адресованного в адрес Военного комиссариата г. Стерлитамак (л.д.54,том 3) следует, что военным комиссариатом произведен также отказ в приеме документов на изготовление и оплаченные родственниками памятники участникам ВОВ.

В соответствии с представленной справки МУП КСОН №124 от 24 июля 2008 года следует, что заявитель имеет задолженность перед МУП КСОН по состоянию на 1 января 2008 года в сумме 428132 руб.

Из письменного отзыва ЗАО ВМК им оплата производится со стороны заявителя в полном объеме, задержек нет. А из письменных объяснений представителей МУП КСОН Федорова А.В. и Выжимовой С.Ф. представленных суду, следует, что документы от ЗАО ВМК военным комиссариатом принимались без каких-либо оговорок, а аналогично представленные документы со стороны КСОН были возвращены по разным причинам (л.д.37,38 , 3 том дела).

В данном случае действия заявителя выраженные в отказе МУП КСОН в принятии документов в возмещении затрат по изготовлению и установку надгробных сооружений для увековечения памяти умерших(погибших) граждан военной категории являются неправомерными. Кроме того по мнению суда данный отказ является неправомерным в силу того, что ограничивает право граждан, имеющих право в силу закона на компенсацию
расходов на изготовление и установку надгробных памятников в выборе хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность на рынке ритуальных услуг.

Более того на момент рассмотрения настоящего дела в соответствии с Приказом МО РФ №5 от 13 января 2008 года родственники, законные представители или иные лица. взявшие на себя обязанности по увековечению памяти погибшего(умершего) вправе обращаться в любые организации, оказывающие услуги по изготовлению и установке надгробных памятников.
Судом отклоняется довод заявителя о том, что в данном случае МУП КСОН был грубо нарушен процессуальный порядок представления документов для оплаты компенсационных расходов, поскольку данный довод 7 А07 – 4698/2008 1172_98197 заявителем в нарушение ст.65 АПК РФ не подтвержден документально, кроме того данный мотив отказа ни в одном письме заявителе не отражен.

Таким образом исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что действия Военного комиссариата РБ выразившиеся в отказе МУП КСОН в принятии документов в возмещении затрат по изготовлению и установку надгробных сооружений для увековечения памяти умерших(погибших) граждан военной категории - не соответствует нормативным правовым актам и нарушают права и законные интересы муниципального предприятия а сфере его деятельности, создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Руководствуясь статьями 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований Военного комиссариата РБ о признании незаконным решения Управления ФАС по РБ от 28 декабря 2007 года по делу №А-91/16007 – отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www .18 aac . arbitr . ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru .

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Решение Арбитражного Суда РБ по делу № А07-4698/2008 - А-СИВ/СРН в отношении Военного комиссариата РБ

31.07.2008

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Республика Башкортостан, г. Уфа, ул.Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, e-mail:sud@ufanet.ru, сайт www.ufa.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Уфа Дело № А07-4698/2008 - А-СИВ/СРН
31 июля 2008 года

Резолютивная часть решения объявлена 25 июля 2008 года
Полный текст решения изготовлен 31 июля 2008 года

Арбитражный суд Республики Башкортостан в лице судьи Сафиуллиной Р.Н. при ведении протокола судебного заседания Сафиуллиной Р.Н. рассмотрел дело по заявлению Военного комиссариата РБ к Управлению федеральной антимонопольной службы по РБ 3 лица на стороне ответчика, не заявляющих самостоятельных требований МУП « Комбинат спецобслуживания населения» ГО город Стерлитамак ЗАО «Военно-мемориальная компания»РБ Военный комиссариат г.Стерлитамак и Стерлитамакского района РБ о признании недействительным решения при участии в судебном заседании: от заявителя – Исламова Р.К.- по дов. №1 от 11.1.2008 года, Галимова Ф.Х.- по дов. №15 от 24.07.2008 года от заинтересованного лица – Камалетдинова Ф.А.- по дов.№7 п от 09.01.2008 года от МУП КСОН- Соколова И.Л.- по дов.№120 от 09.07.2008 года, Федоров А.В.- зам. руководителя по дов.

ЗАО «Военно-мемориальная компания» РБ- извещен , не явился, просит рассмотреть дело без его участия Военный комиссариат г.Стерлитамак и Стерлитамакского района РБ- не
явился, надлежащим образом извещен Судебное заседание открыто 23 июля 2008 года, был объявлен перерыв в судебном заседании 25 июля 2008 года до 10 час.10 мин.
25 июля судебное разбирательство продолжено.

Автоматизированная 1 копия А07 – 4698/2008 1172_98197 Военный комиссариат ( далее заявитель) свои требования поддержал и пояснил, что оспариваемое решение УФАС РБ не соответствует требованиям действующего законодательства. В соответствии с п.1 ст.11 Федерального закона РФ от 12 января 1996 года №8-ФЗ « О погребении и похоронном деле
оплата расходов на изготовление и установку надгробий умершим (погибшим) военнослужащим, участникам войны производится за счет средств министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. В которых умершие ( погибшие) проходили военную службу (военные сборы).

Оплата указанных расходов является государственной социальной гарантией,
и ее реализация в отношении умерших (погибших) военнослужащих возлагается в соответствии с п. 10 ст.14 Федерального закона от 31 мая 1996 года №61-ФЗ «Об обороне» на Министерство обороны Российской Федерации. В вышеуказанном законе, а также в постановлении.

Правительства РФ от 6 мая 1994 года № 460, определяющем нормы расходов денежных средств на погребение погибших ( умерших) военнослужащих не содержится правовой нормы об оплате расходов организациям, либо иным юридическим лицам, взявшим на себя расходы по изготовлению и установке надгробных памятников и возможности выплаты компенсации взамен надгробного памятника. Исполнителями волеизъявления погибшего (умершего) военнослужащего являются родственники, супруги, иные лица (физические), которым предоставляется вышеуказанная гарантия. ФАП по РБ в своем решении не указал ни одного нормативного правового акта, который бы гарантировал возмещение расходов по
увековечению памяти (умерших) погибших военнослужащих.

Ни военный комиссариат РБ, ни военный комиссариат г. Стерлитамак и Стерлитамакского района каких-либо нормативных актов или действий(бездействий) в отношении МУП «Комбинат спецобслуживания» не принимал, каких-либо интересов не ущемлял.

МУП КСОН не согласовывая с военным комиссариатом РБ, не заключая договора, принял на себя обязательства по изготовлению надгробных памятников для населения, тем самым нарушил нормы материального права, так как возмещение расходов, возмещаются только
исполнителям волеизъявления, которыми являются супруги(супруг) и т.д., то есть физические лица, а не юридические.
По мнению заявителя организации , не заключившие договора с ВМК , не имеют законных оснований на заключение договоров с родственниками погибших(умерших), так как не являются законными заказчиками.

Просит отменить оспариваемое решение.

Управление ФАС по РБ( далее ответчик) заявленные требования не признал и пояснил, что в данном случае заявителем нарушена часть 1 ст.15 ФЗ от 26.07.2006 №135-ФЗ « О защите конкуренции» путем необоснованного вытеснения МП КСОН из рынка ритуальных услуг по
изготовлению и установкой надгробия погибшим (умершим) 2А07 – 4698/2008 1172_98197
военнослужащим и приравненных к ним лиц, выраженных в виде действий путем необоснованного отказа в принятии от него документов, на получение возмещения компенсации ( расходов). Просит отказать в удовлетворении заявленных требований. МУП «Комбинат спецобслуживания» считает требования заявителя подлежащими отклонению в полном объеме. Поскольку по его мнению в нарушение ст.198 АПК РФ заявитель не представил надлежащих доказательств на не соответствие решения Управления ФАС по РБ закону, а также доказательств подтверждающих законных и прав интересов заявителя. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований. Военно-промышленная компания в отзыве сообщила, что оплата им производится по факту изготовления памятников (с приложением установленного перечня документов, в т.ч. акта по установке и фотографии
установленного памятника), задержек по оплате нет. На сегодняшний день родственники, законные представители и иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего) вправе обращаться в любые организации , оказывающие услуги по изготовлению и установке надгробных памятников. Оплата данных расходов производится Военными комиссариатами в соответствии с представленным исполнителями пакетом документов( приказ МО РФ от 13 января 2008 года №5). Военный комиссариат г.Стерлиамак на рассмотрение не явился, надлежащим образом извещен, отзыва не представил.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Как следует из материалов дела, Управлением ФАС по РБ принято решение от 28 декабря 2007 года и вынесено предписание № А-61-91/16-07 от 28 декабря 2007 07 о нарушении заявителем ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ « О защите конкуренции».

Основанием для вынесения оспариваемого решения послужил факт обращения МУП «Комбинат спецобслуживания» г. Стерлитамак - хозяйствующего субъекта, занимающегося оказанием ритуальных услуг, на действия Военного комиссариата, выразившееся в отказе в принятии документов в возмещении затрат по изготовлению и установку надгробных
сооружений для увековечения памяти умерших (погибших) граждан военной категории(л.д. 19, 3 том дела). Оспариваемым решением заявитель признан как было указано выше,
нарушившим часть 1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ « О защите конкуренции», а именно признаны незаконными действия заявителя по отказу в принятии документов от МУП «Комбинат спецобслуживания» ГО г.Стерлитамак на получение возмещения расходов понесенных расходов 3 А07 – 4698/2008 1172_98197 по изготовлению и установку надгробных сооружений для увековечения памяти умерших (погибших) граждан военной категории.

Основания отказа заявителя выражены как в письмах от 12 июля 2007 года за №ЦСО/517, (л.д.21-22, 3 том дела) , из которых заявителем сделан вывод о том, что юридические лица и предприниматели , осуществляющие деятельность на рынке ритуальных услуг, заказчиками изготовлении и установки памятников не являются, следовательно не входят в круг лиц, имеющих право на компенсацию, а также в фактических в действиях по отказу в приеме документов от МУП КСОН. По пояснению представителя МУП КСОН документы заявителем не принимались по мотиву того, что ритуальные услуги по изготовлению и установке надгробий для участников ВОВ может оказать только ЗАО «ВМК».

Данные выводы заявителем также отражены при подаче заявления в арбитражный суд(л.д.8, 1 том дела), по мнению заявителя Директива Министра обороны РФ от 29 июля 2006 года №Д-52 запрещает допускать заключения военными комиссариатами договоров на оказание услуг по изготовлению и установке надгробных памятников с коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями, а также указывает на то, чтобы оплата производилась организациям, с которыми Министерством обороны РФ заключены соответствующие договора.

Оспариваемым решением Управлением ФАС по РБ сделан вывод о том, что необоснованный отказ Военного Комиссариата в принятии ( возвращение без исполнения) от МУП « Комбинат спецобслуживания» осуществляющего деятельность на рынке услуг по изготовлению и установке надгробных памятников погибшим(умершим) военнослужащим и имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение возмещения(компенсации) расходов, понесенных ими в связи с изготовлением и установкой надгробия умершему ( погибшему) военнослужащему, документов на получения названного возмещения(компенсации), имеет результатом ограничение конкуренции и
ущемление интересов отдельных хозяйствующих субъектов на указанном рынке.

В соответствии с ч.1 ст. 15 Закона о конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействий), в частности запрещается: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.4 А07 – 4698/2008 1172_98197 В соответствии с пунктом с пунктом 5 ст. 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом
волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.

Аналогичное положение содержится в ст. 24 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".

Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 N 460 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 N 51) на Минобороны РФ возложена обязанность определять качественные параметры и требования к ритуально-похоронной продукции и надгробным памятникам, заказываемым для увековечения памяти погибших (умерших) граждан, порядок погребения и оплаты
ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников.
Во исполнение указанного постановления Минобороны РФ приказом от 05.11.2000 N 500 утверждена Инструкция о порядке погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, изготовления и установки надгробных памятников (в редакции приказа от 22.12.2002 N 490).

Пунктом 4.1 названной Инструкции предусмотрено, что оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников, заказываемых для увековечения памяти граждан, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей Инструкции, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета за счет средств, выделяемых на пенсионное обеспечение.Перечень необходимых для производства оплаты документов, в том числе счета (квитанции, квитанции к приходному ордеру) или другие
документы, подтверждающие оплату выполненных работ, либо договор (заказ), заключенный с предприятием либо организацией на изготовление и установку надгробного памятника, устанавливается этой же нормой.

После оплаты изготовления и установки надгробных памятников подлинные экземпляры документов возвращаются родственникам.
5. А07 – 4698/2008 1172_98197
Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" обязанность по возмещению расходов на изготовление и установку надгробных памятников возложена на Министерство обороны Российской Федерации. Возмещение названных расходов является государственной гарантией родственникам умерших и лицам, взявшим на себя обязанность по увековечиванию памяти умерших. Из указанных Законов следует, что погребение умершего в Российской Федерации осуществляется в соответствии с волеизъявлением умершего лицами, указанными в волеизъявлении, а если в волеизъявлении отсутствует указание на таких лиц, то родственниками умершего. В случае отсутствия родственников или их мотивированного отказа от осуществления погребения
умершего оно может быть осуществлено лицом, добровольно взявшим на себя такую обязанность (в том числе Министерством обороны России), либо специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Применительно к рассматриваемой ситуации возмещение (оплата) расходов по изготовлению памятников военнослужащим, а также ветеранам Великой Отечественной войны осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых Министерству обороны, в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации, при условии документального подтверждения расходов, т.е. лица, полагающие увековечить память умерших (погибших) военнослужащих посредством установления надгробия, вправе выступить заказчиком работ (услуг) по его изготовлению и установке, оплатить свой заказ и затем получить соответствующую компенсацию.

В данном случае вывод антимонопольного органа о том, что вышеуказанное законодательство не содержит каких-либо ограничений для лиц, выступающих в качестве заказчиков в выборе конкретного лица, привлекаемого для выполнения работ по изготовлению надгробий и условий заключаемых с ними договоров является правомерным.

В данном случае довод заявителя о том, что ни одно из нормативных документов Минобороны не содержит указания на возможность предоставления вышеуказанной услуги сторонними организациями является неправомерным.

Судом установлено, что МУП «Комбинат спецобслуживания» г.Стерлитамак является специализированной службой по вопросам похоронного дела. Из материалов дела следует, что между МУП « Комбинат спецобслуживания» и родственниками погибших (умерших) заключены договора по изготовлению и установке надгробных памятников для умерших лиц. При этом из условий договора следует, что содержит элементы переуступки права требования, в соответствии с которым «Заказчик» в лице физического доверяет «Исполнителю» получение от его имени денежных средств в размере установленном Постановлением Правительства РФ для возмещения расходов, связанных с изготовлением, доставкой и установкой памятника на месте погребения умершего. На основании данного условия 6.А07 – 4698/2008 1172_98197 договора физическим лицом выдана доверенность МУП «Комбинат спецобслуживания» на право представления его интересов в изготовлении и установке памятника для участника ВОВ.

Из материалов дела следует, что МУП КСОН заключено и исполнено ряд договоров на изготовление и установку надгробий погибшим (умершим) участникам ВОВ. При этом в ходе рассмотрения дела в суде было установлено, что документы МУП КСОН предоставлялись в полном объеме в соответствии с предусмотренный Инструкцией о порядке погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на
военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, изготовления и установки надгробных памятников (в редакции приказа от 22.12.2002 N 490).

Из письма №1061 от 27 декабря 2007 года Военного комиссариата адресованного в адрес Военного комиссариата г. Стерлитамак (л.д.54,том 3) следует, что военным комиссариатом произведен также отказ в приеме документов на изготовление и оплаченные родственниками памятники участникам ВОВ.

В соответствии с представленной справки МУП КСОН №124 от 24 июля 2008 года следует, что заявитель имеет задолженность перед МУП КСОН по состоянию на 1 января 2008 года в сумме 428132 руб.

Из письменного отзыва ЗАО ВМК им оплата производится со стороны заявителя в полном объеме, задержек нет. А из письменных объяснений представителей МУП КСОН Федорова А.В. и Выжимовой С.Ф. представленных суду, следует, что документы от ЗАО ВМК военным комиссариатом принимались без каких-либо оговорок, а аналогично представленные документы со стороны КСОН были возвращены по разным причинам (л.д.37,38 , 3 том дела).

В данном случае действия заявителя выраженные в отказе МУП КСОН в принятии документов в возмещении затрат по изготовлению и установку надгробных сооружений для увековечения памяти умерших(погибших) граждан военной категории являются неправомерными. Кроме того по мнению суда данный отказ является неправомерным в силу того, что ограничивает право граждан, имеющих право в силу закона на компенсацию
расходов на изготовление и установку надгробных памятников в выборе хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность на рынке ритуальных услуг.

Более того на момент рассмотрения настоящего дела в соответствии с Приказом МО РФ №5 от 13 января 2008 года родственники, законные представители или иные лица. взявшие на себя обязанности по увековечению памяти погибшего(умершего) вправе обращаться в любые организации, оказывающие услуги по изготовлению и установке надгробных памятников.
Судом отклоняется довод заявителя о том, что в данном случае МУП КСОН был грубо нарушен процессуальный порядок представления документов для оплаты компенсационных расходов, поскольку данный довод 7 А07 – 4698/2008 1172_98197 заявителем в нарушение ст.65 АПК РФ не подтвержден документально, кроме того данный мотив отказа ни в одном письме заявителе не отражен.

Таким образом исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что действия Военного комиссариата РБ выразившиеся в отказе МУП КСОН в принятии документов в возмещении затрат по изготовлению и установку надгробных сооружений для увековечения памяти умерших(погибших) граждан военной категории - не соответствует нормативным правовым актам и нарушают права и законные интересы муниципального предприятия а сфере его деятельности, создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Руководствуясь статьями 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований Военного комиссариата РБ о признании незаконным решения Управления ФАС по РБ от 28 декабря 2007 года по делу №А-91/16007 – отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www .18 aac . arbitr . ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru .

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2008-07-30 20:00:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2008-07-30 20:00:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1322121065 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Башкортостанское УФАС России )