Решение по делу №А-81/10 в отношении ОАО «Башкирэнерго»

Дата публикации: 15 августа 2008, 06:00

РЕШЕНИЕ

15 августа 2008г. г.Уфа, ул.Пушкина, 95

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - УФАС по РБ) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в составе: <...>, <...>, <...>, <...> рассмотрев дело №А-81/10 по признакам нарушения ОАО «Башкирэнерго» (450077, Россия, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Карла Маркса, 30) пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия,

УСТАНОВИЛА:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан получено заявление от 17.07.2008г. №191 (вх. от 17.07.2008г. №5572) <...> (далее также – Заявитель), на действия ОАО «Уфаагроснаб» по отключению электроэнергии.
По мнению заявителя, ОАО «Уфаагроснаб» необоснованно отключил электроэнергию. Также в заявлении указано, что в результате названных действий без электроэнергии остались 5 (пять) субабонентов, подключенных к электроснабжению через сети Заявителя.

ОАО «Башкирэнерго» доминирует в Республике Башкортостан на рынке производства электроэнергии, теплоэнергии (более 65% и 35% соответственно).

Определением от 25.07.2008г. о назначении дела №А-81/10 о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации рассмотрение дела назначено на 07.08.2008г. в 14 часов 30 минут. Однако в связи с поступившим письмом от 05.08.2008г. №007-1262 (за подписью представителя ОАО «Башкирэнерго» по доверенности №007/2 от 09.01.2008г.) об отложении рассмотрения дела было принято соответствующее положительное решение и вынесено Определение об отложении рассмотрения дела №А-81/10 на 11.08.2008г. на 15 часов 00 минут.

В процессе рассмотрения доводов, изложенных в заявлении ОАО "Башкомснаб» и прилагающихся к нему документов Комиссией УФАС по РБ, а также мнений и доводов представителей ОАО «Башкирэнерго» и ОАО «Уфаагроснаб» установлено следующее.
ОАО «Уфаагроснаб» 16.07.2008г. в 18.00 часов обесточил (отключил электроснабжение) предприятия ОАО «Башкомснаб». В обоснование своих доводов Заявителем представлены документы, свидетельствующие о факте отключения электроэнергии (переписка с ОАО «Уфаагроснаб», акт об отключении в 18.00 часов 16.07.2008г. электроэнергии). Причиной отключения электроэнергии ОАО «Уфаагроснаб» Заявителю послужило неоплата задолженности за услуги по передаче электрической энергии в сумме 172738 рублей (по данным бухгалтерского учета ОАО «Уфаагроснаб», письмо исх. №24 от 14.07.2008г.).
  Письмом №183 от 15.07.2008г., <...> информирует <...> (структурное подразделение КЖД филиала ОАО «РЖД») о прекращении подачи электроэнергии.
Как далее установлено Комиссией УФАС по РБ ОАО «Уфаагроснаб» получил письмо ОАО «Трест «УфаГражданСтрой» №Ш-562 от 10.07.2008г., которым уведомлялся о том, «что необходимо срочно оплатить имеющуюся задолженность в сумме 148000.00 рублей (по данным бухгалтерского учета ОАО «Трест «УфаГражданСтрой»), в противном случае «16.07.2008г. ограничиваем отпуск энергоресурсов, путем отключения и опломбирования Вашего предприятия. Примите срочные меры по погашению задолженности. Подготовьте электрооборудование к отключению» (Комиссией УФАС по РБ установлено, что работник предприятия ОАО «Трест «УфаГражданСтрой» и произвел отключение электроэнергии, соответствующее оборудование находится на территории ОАО «Уфаагроснаб»).

Для более детального и всестороннего рассмотрения дела №А-81/10 Комиссией УФАС по РБ было принято решение о привлечении к участию в рассмотрении дела ОАО «Трест «УфаГражданСтрой» и ОАО «Уфаагроснаб» о чем было вынесено Определение об отложении рассмотрения дела №А-81/10 от 11.08.2008г.

Комиссией УФАС по РБ при рассмотрении данной сложившейся ситуации установлено, что она произошла из-за ненадлежащих действий (бездействия) ОАО «Башкирэнерго» при урегулировании обязательств, взятых на себя Гарантирующим поставщиком, предусмотренных условиями договора электроснабжения №170 от 23.08.2007г.

В рассматриваемом случае, между Заявителем (ОАО «Башкомснаб») и ОАО «Башкирэнерго» (гарантирующий поставщик) был заключен договор электроснабжения №170 от 23.08.2007г.

В соответствии с разделом 1 договора «Предмет договора» Гарантирующий поставщик:
-осуществляет продажу (поставку) электрической энергии и мощности в точки поставки, определенные настоящим договором;
-обеспечивает оказание услуг по передаче электрической энергии и мощности и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией Потребителя, путем привлечения третьих лиц.

Потребитель принимает и своевременно оплачивает приобретаемую электрическую энергию, мощность и оказанные услуги на условиях, предусмотренных настоящим договором и действующим законодательством».

В соответствии с положениями п.6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утв. постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N861) (с изменениями от 31 августа 2006 г., 21 марта, 26 июля 2007 г.) (далее также – Правила №861)
«Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций».

Комиссии УФАС по РБ, в соответствии с вынесенными определениями представлена информация о том, что предприятиями ОАО «Башкомснаб», ОАО «Уфаагроснаб», ОАО «Трест «УфаГражданСтрой» утверждены тарифы на услуги по передаче электрической энергии:
-Постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 22 апреля 2008г. №25;
-Постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 23 августа 2007г. №27;
-Постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 28 декабря 2007г. №338 соответственно.

В соответствии с положениями раздела 1 договора №170 от 23.08.2007г. и нижеприведенным абз.1 п.117 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006г. №530 «Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» (далее – Правила №530) ОАО «Башкирэнерго» обязано заключать договора оказания услуг по передаче электрической энергии.

«Услуги по передаче электрической энергии предоставляются на основании договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, заключаемых потребителями самостоятельно или в их интересах обслуживающими их гарантирующими поставщиками или энергосбытовыми организациями. Гарантирующие поставщики и энергосбытовые организации заключают с сетевыми организациями договоры оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении точек поставки на розничном рынке обслуживаемых ими потребителей, если условиями договоров, заключенных ими с потребителями, предусмотрено обеспечение оказания услуг по передаче электрической энергии в интересах и за счет потребителя».

Однако ОАО «Башкирэнерго» данная обязанность, предусмотренная как договором №170 от 23.08.2007г., так Правилами №530 не исполнена. Не урегулирование отношений по оказанию услуг по передаче электрической энергии могло привести и привело к тому, что ООО «Башкомснаб» было отключено от электроэнергии (соответственно ОАО «Башкирэнерго» не исполнило своих договорных отношений). Отключение электроэнергии ОАО «Башкомснаб» было инициировано именно теми организациями с которыми ОАО «Башкирэнерго» не отрегулировал отношения по оказанию услуг по передаче электрической энергии.

Представителями ОАО «Башкирэнерго» представлены письма №132/01-3882 от 27.08.2008г. (адресовано ОАО «Уфаагроснаб»), №132/01-3881 от 27.08.2007г. (адресовано ОАО «Трест «УфаГражданСтрой»), №132/01-4246 от 19.09.2007г. (адресовано ОАО Уфимский «ЖБЗ-2» которых в частности изложено, что необходимо в установленном порядке утвердить тариф на услуги по передаче электрической энергии. Информация о том, что после утверждения тарифа должен быть заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии отсутствует.

Кроме того, представитель ОАО «Трест «УфаГражданСтрой» представил Комиссии УФАС по РБ письмо исх. №Ш-338 от 21.04.2008г. с просьбой заключить договор с ОАО «Башкирэнерго» «на возмещение услуг по передаче электрической энергии» однако договор на оказание услуг по передаче электрической энергии заключен не был (на день рассмотрения дела №А-81/10 Комиссией УФАС по РБ).

Из представленных документов и приведенных норм законодательства Российской Федерации, мнений и доводов представителей ОАО «Башкирэнерго», ОАО «Башкомснаб», ОАО «Уфаагроснаб», ОАО «Трест «УфаГражданСтрой» усматриваются следующие нарушения в действиях (бездействии) ОАО «Башкирэнерго»:
в нарушение условий договора электроснабжения №170 от 23.08.2007г. и Правил №530 не обеспечило урегулирование отношений об оплате за услуги по передаче электрической энергии, что могло привести и привело к невыполнению обязательств перед ОАО «Башкомснаб» по поставке электрической энергии.

Действия (бездействие) ОАО «Башкирэнерго» подтверждаются и заявлением (вх. №5599 от 18.07.2008г.) полученным УФАС по РБ за подписью <...>, в котором заявитель обжалует действия (бездействие) ОАО «Башкирэнерго» по не урегулированию отношений связанных с передачей электрической энергии и просит возбудить дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

Таким образом, на основании вышеизложенного Комиссия УФАС по РБ сделан следующий вывод:
своими действиями (бездействием) ОАО «Башкирэнерго» нарушил п.4 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26 июля 2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»:
«экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами».

С учетом вышеизложенного, Комиссией УФАС по РБ установлено, что оснований для прекращения рассмотрения дела не имеется.

Комиссия УФАС по РБ, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции",

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО «Башкирэнерго» (450000, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул.К. Маркса, 30) нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать ОАО «Башкирэнерго» Предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства Российской Федерации.

ОАО «Башкирэнерго» в сроки указанные в Предписании, устранить нарушения требований п.4 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» совершив следующие действия:
-обеспечить поставку электроэнергии ОАО «Башкомснаб» на условиях предусмотренных договором электроснабжения №170 от 23.08.2007г.
-в установленном законами и иными нормативно-правовыми актами порядке урегулировать отношения по передаче электрической энергии с ОАО «УфаГражданСтрой», ОАО «Уфаагроснаб», ОАО «Башкомснаб» до объектов Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» включительно (данным объектам электроэнергия поставляется по договору от 21.11.2001г.) в целях бесперебойной поставки электроэнергии Потребителям.

3. Направить материалы дела должностному лицу УФАС по РБ для привлечения ОАО «Башкирэнерго» к административной ответственности в соответствии со статьей 14.31 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

stdClass Object ( [vid] => 4671 [uid] => 1 [title] => Решение по делу №А-81/10 в отношении ОАО «Башкирэнерго» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 4671 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320771821 [changed] => 1370522184 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370522184 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

15 августа 2008г. г.Уфа, ул.Пушкина, 95

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - УФАС по РБ) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в составе: <...>, <...>, <...>, <...> рассмотрев дело №А-81/10 по признакам нарушения ОАО «Башкирэнерго» (450077, Россия, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Карла Маркса, 30) пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия,

УСТАНОВИЛА:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан получено заявление от 17.07.2008г. №191 (вх. от 17.07.2008г. №5572) <...> (далее также – Заявитель), на действия ОАО «Уфаагроснаб» по отключению электроэнергии.
По мнению заявителя, ОАО «Уфаагроснаб» необоснованно отключил электроэнергию. Также в заявлении указано, что в результате названных действий без электроэнергии остались 5 (пять) субабонентов, подключенных к электроснабжению через сети Заявителя.

ОАО «Башкирэнерго» доминирует в Республике Башкортостан на рынке производства электроэнергии, теплоэнергии (более 65% и 35% соответственно).

Определением от 25.07.2008г. о назначении дела №А-81/10 о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации рассмотрение дела назначено на 07.08.2008г. в 14 часов 30 минут. Однако в связи с поступившим письмом от 05.08.2008г. №007-1262 (за подписью представителя ОАО «Башкирэнерго» по доверенности №007/2 от 09.01.2008г.) об отложении рассмотрения дела было принято соответствующее положительное решение и вынесено Определение об отложении рассмотрения дела №А-81/10 на 11.08.2008г. на 15 часов 00 минут.

В процессе рассмотрения доводов, изложенных в заявлении ОАО "Башкомснаб» и прилагающихся к нему документов Комиссией УФАС по РБ, а также мнений и доводов представителей ОАО «Башкирэнерго» и ОАО «Уфаагроснаб» установлено следующее.
ОАО «Уфаагроснаб» 16.07.2008г. в 18.00 часов обесточил (отключил электроснабжение) предприятия ОАО «Башкомснаб». В обоснование своих доводов Заявителем представлены документы, свидетельствующие о факте отключения электроэнергии (переписка с ОАО «Уфаагроснаб», акт об отключении в 18.00 часов 16.07.2008г. электроэнергии). Причиной отключения электроэнергии ОАО «Уфаагроснаб» Заявителю послужило неоплата задолженности за услуги по передаче электрической энергии в сумме 172738 рублей (по данным бухгалтерского учета ОАО «Уфаагроснаб», письмо исх. №24 от 14.07.2008г.).
  Письмом №183 от 15.07.2008г., <...> информирует <...> (структурное подразделение КЖД филиала ОАО «РЖД») о прекращении подачи электроэнергии.
Как далее установлено Комиссией УФАС по РБ ОАО «Уфаагроснаб» получил письмо ОАО «Трест «УфаГражданСтрой» №Ш-562 от 10.07.2008г., которым уведомлялся о том, «что необходимо срочно оплатить имеющуюся задолженность в сумме 148000.00 рублей (по данным бухгалтерского учета ОАО «Трест «УфаГражданСтрой»), в противном случае «16.07.2008г. ограничиваем отпуск энергоресурсов, путем отключения и опломбирования Вашего предприятия. Примите срочные меры по погашению задолженности. Подготовьте электрооборудование к отключению» (Комиссией УФАС по РБ установлено, что работник предприятия ОАО «Трест «УфаГражданСтрой» и произвел отключение электроэнергии, соответствующее оборудование находится на территории ОАО «Уфаагроснаб»).

Для более детального и всестороннего рассмотрения дела №А-81/10 Комиссией УФАС по РБ было принято решение о привлечении к участию в рассмотрении дела ОАО «Трест «УфаГражданСтрой» и ОАО «Уфаагроснаб» о чем было вынесено Определение об отложении рассмотрения дела №А-81/10 от 11.08.2008г.

Комиссией УФАС по РБ при рассмотрении данной сложившейся ситуации установлено, что она произошла из-за ненадлежащих действий (бездействия) ОАО «Башкирэнерго» при урегулировании обязательств, взятых на себя Гарантирующим поставщиком, предусмотренных условиями договора электроснабжения №170 от 23.08.2007г.

В рассматриваемом случае, между Заявителем (ОАО «Башкомснаб») и ОАО «Башкирэнерго» (гарантирующий поставщик) был заключен договор электроснабжения №170 от 23.08.2007г.

В соответствии с разделом 1 договора «Предмет договора» Гарантирующий поставщик:
-осуществляет продажу (поставку) электрической энергии и мощности в точки поставки, определенные настоящим договором;
-обеспечивает оказание услуг по передаче электрической энергии и мощности и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией Потребителя, путем привлечения третьих лиц.

Потребитель принимает и своевременно оплачивает приобретаемую электрическую энергию, мощность и оказанные услуги на условиях, предусмотренных настоящим договором и действующим законодательством».

В соответствии с положениями п.6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утв. постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N861) (с изменениями от 31 августа 2006 г., 21 марта, 26 июля 2007 г.) (далее также – Правила №861)
«Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций».

Комиссии УФАС по РБ, в соответствии с вынесенными определениями представлена информация о том, что предприятиями ОАО «Башкомснаб», ОАО «Уфаагроснаб», ОАО «Трест «УфаГражданСтрой» утверждены тарифы на услуги по передаче электрической энергии:
-Постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 22 апреля 2008г. №25;
-Постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 23 августа 2007г. №27;
-Постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 28 декабря 2007г. №338 соответственно.

В соответствии с положениями раздела 1 договора №170 от 23.08.2007г. и нижеприведенным абз.1 п.117 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006г. №530 «Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» (далее – Правила №530) ОАО «Башкирэнерго» обязано заключать договора оказания услуг по передаче электрической энергии.

«Услуги по передаче электрической энергии предоставляются на основании договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, заключаемых потребителями самостоятельно или в их интересах обслуживающими их гарантирующими поставщиками или энергосбытовыми организациями. Гарантирующие поставщики и энергосбытовые организации заключают с сетевыми организациями договоры оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении точек поставки на розничном рынке обслуживаемых ими потребителей, если условиями договоров, заключенных ими с потребителями, предусмотрено обеспечение оказания услуг по передаче электрической энергии в интересах и за счет потребителя».

Однако ОАО «Башкирэнерго» данная обязанность, предусмотренная как договором №170 от 23.08.2007г., так Правилами №530 не исполнена. Не урегулирование отношений по оказанию услуг по передаче электрической энергии могло привести и привело к тому, что ООО «Башкомснаб» было отключено от электроэнергии (соответственно ОАО «Башкирэнерго» не исполнило своих договорных отношений). Отключение электроэнергии ОАО «Башкомснаб» было инициировано именно теми организациями с которыми ОАО «Башкирэнерго» не отрегулировал отношения по оказанию услуг по передаче электрической энергии.

Представителями ОАО «Башкирэнерго» представлены письма №132/01-3882 от 27.08.2008г. (адресовано ОАО «Уфаагроснаб»), №132/01-3881 от 27.08.2007г. (адресовано ОАО «Трест «УфаГражданСтрой»), №132/01-4246 от 19.09.2007г. (адресовано ОАО Уфимский «ЖБЗ-2» которых в частности изложено, что необходимо в установленном порядке утвердить тариф на услуги по передаче электрической энергии. Информация о том, что после утверждения тарифа должен быть заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии отсутствует.

Кроме того, представитель ОАО «Трест «УфаГражданСтрой» представил Комиссии УФАС по РБ письмо исх. №Ш-338 от 21.04.2008г. с просьбой заключить договор с ОАО «Башкирэнерго» «на возмещение услуг по передаче электрической энергии» однако договор на оказание услуг по передаче электрической энергии заключен не был (на день рассмотрения дела №А-81/10 Комиссией УФАС по РБ).

Из представленных документов и приведенных норм законодательства Российской Федерации, мнений и доводов представителей ОАО «Башкирэнерго», ОАО «Башкомснаб», ОАО «Уфаагроснаб», ОАО «Трест «УфаГражданСтрой» усматриваются следующие нарушения в действиях (бездействии) ОАО «Башкирэнерго»:
в нарушение условий договора электроснабжения №170 от 23.08.2007г. и Правил №530 не обеспечило урегулирование отношений об оплате за услуги по передаче электрической энергии, что могло привести и привело к невыполнению обязательств перед ОАО «Башкомснаб» по поставке электрической энергии.

Действия (бездействие) ОАО «Башкирэнерго» подтверждаются и заявлением (вх. №5599 от 18.07.2008г.) полученным УФАС по РБ за подписью <...>, в котором заявитель обжалует действия (бездействие) ОАО «Башкирэнерго» по не урегулированию отношений связанных с передачей электрической энергии и просит возбудить дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

Таким образом, на основании вышеизложенного Комиссия УФАС по РБ сделан следующий вывод:
своими действиями (бездействием) ОАО «Башкирэнерго» нарушил п.4 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26 июля 2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»:
«экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами».

С учетом вышеизложенного, Комиссией УФАС по РБ установлено, что оснований для прекращения рассмотрения дела не имеется.

Комиссия УФАС по РБ, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции",

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО «Башкирэнерго» (450000, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул.К. Маркса, 30) нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать ОАО «Башкирэнерго» Предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства Российской Федерации.

ОАО «Башкирэнерго» в сроки указанные в Предписании, устранить нарушения требований п.4 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» совершив следующие действия:
-обеспечить поставку электроэнергии ОАО «Башкомснаб» на условиях предусмотренных договором электроснабжения №170 от 23.08.2007г.
-в установленном законами и иными нормативно-правовыми актами порядке урегулировать отношения по передаче электрической энергии с ОАО «УфаГражданСтрой», ОАО «Уфаагроснаб», ОАО «Башкомснаб» до объектов Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» включительно (данным объектам электроэнергия поставляется по договору от 21.11.2001г.) в целях бесперебойной поставки электроэнергии Потребителям.

3. Направить материалы дела должностному лицу УФАС по РБ для привлечения ОАО «Башкирэнерго» к административной ответственности в соответствии со статьей 14.31 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

15 августа 2008г. г.Уфа, ул.Пушкина, 95

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - УФАС по РБ) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в составе: <...>, <...>, <...>, <...> рассмотрев дело №А-81/10 по признакам нарушения ОАО «Башкирэнерго» (450077, Россия, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Карла Маркса, 30) пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия,

УСТАНОВИЛА:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан получено заявление от 17.07.2008г. №191 (вх. от 17.07.2008г. №5572) <...> (далее также – Заявитель), на действия ОАО «Уфаагроснаб» по отключению электроэнергии.
По мнению заявителя, ОАО «Уфаагроснаб» необоснованно отключил электроэнергию. Также в заявлении указано, что в результате названных действий без электроэнергии остались 5 (пять) субабонентов, подключенных к электроснабжению через сети Заявителя.

ОАО «Башкирэнерго» доминирует в Республике Башкортостан на рынке производства электроэнергии, теплоэнергии (более 65% и 35% соответственно).

Определением от 25.07.2008г. о назначении дела №А-81/10 о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации рассмотрение дела назначено на 07.08.2008г. в 14 часов 30 минут. Однако в связи с поступившим письмом от 05.08.2008г. №007-1262 (за подписью представителя ОАО «Башкирэнерго» по доверенности №007/2 от 09.01.2008г.) об отложении рассмотрения дела было принято соответствующее положительное решение и вынесено Определение об отложении рассмотрения дела №А-81/10 на 11.08.2008г. на 15 часов 00 минут.

В процессе рассмотрения доводов, изложенных в заявлении ОАО "Башкомснаб» и прилагающихся к нему документов Комиссией УФАС по РБ, а также мнений и доводов представителей ОАО «Башкирэнерго» и ОАО «Уфаагроснаб» установлено следующее.
ОАО «Уфаагроснаб» 16.07.2008г. в 18.00 часов обесточил (отключил электроснабжение) предприятия ОАО «Башкомснаб». В обоснование своих доводов Заявителем представлены документы, свидетельствующие о факте отключения электроэнергии (переписка с ОАО «Уфаагроснаб», акт об отключении в 18.00 часов 16.07.2008г. электроэнергии). Причиной отключения электроэнергии ОАО «Уфаагроснаб» Заявителю послужило неоплата задолженности за услуги по передаче электрической энергии в сумме 172738 рублей (по данным бухгалтерского учета ОАО «Уфаагроснаб», письмо исх. №24 от 14.07.2008г.).
  Письмом №183 от 15.07.2008г., <...> информирует <...> (структурное подразделение КЖД филиала ОАО «РЖД») о прекращении подачи электроэнергии.
Как далее установлено Комиссией УФАС по РБ ОАО «Уфаагроснаб» получил письмо ОАО «Трест «УфаГражданСтрой» №Ш-562 от 10.07.2008г., которым уведомлялся о том, «что необходимо срочно оплатить имеющуюся задолженность в сумме 148000.00 рублей (по данным бухгалтерского учета ОАО «Трест «УфаГражданСтрой»), в противном случае «16.07.2008г. ограничиваем отпуск энергоресурсов, путем отключения и опломбирования Вашего предприятия. Примите срочные меры по погашению задолженности. Подготовьте электрооборудование к отключению» (Комиссией УФАС по РБ установлено, что работник предприятия ОАО «Трест «УфаГражданСтрой» и произвел отключение электроэнергии, соответствующее оборудование находится на территории ОАО «Уфаагроснаб»).

Для более детального и всестороннего рассмотрения дела №А-81/10 Комиссией УФАС по РБ было принято решение о привлечении к участию в рассмотрении дела ОАО «Трест «УфаГражданСтрой» и ОАО «Уфаагроснаб» о чем было вынесено Определение об отложении рассмотрения дела №А-81/10 от 11.08.2008г.

Комиссией УФАС по РБ при рассмотрении данной сложившейся ситуации установлено, что она произошла из-за ненадлежащих действий (бездействия) ОАО «Башкирэнерго» при урегулировании обязательств, взятых на себя Гарантирующим поставщиком, предусмотренных условиями договора электроснабжения №170 от 23.08.2007г.

В рассматриваемом случае, между Заявителем (ОАО «Башкомснаб») и ОАО «Башкирэнерго» (гарантирующий поставщик) был заключен договор электроснабжения №170 от 23.08.2007г.

В соответствии с разделом 1 договора «Предмет договора» Гарантирующий поставщик:
-осуществляет продажу (поставку) электрической энергии и мощности в точки поставки, определенные настоящим договором;
-обеспечивает оказание услуг по передаче электрической энергии и мощности и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией Потребителя, путем привлечения третьих лиц.

Потребитель принимает и своевременно оплачивает приобретаемую электрическую энергию, мощность и оказанные услуги на условиях, предусмотренных настоящим договором и действующим законодательством».

В соответствии с положениями п.6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утв. постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N861) (с изменениями от 31 августа 2006 г., 21 марта, 26 июля 2007 г.) (далее также – Правила №861)
«Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций».

Комиссии УФАС по РБ, в соответствии с вынесенными определениями представлена информация о том, что предприятиями ОАО «Башкомснаб», ОАО «Уфаагроснаб», ОАО «Трест «УфаГражданСтрой» утверждены тарифы на услуги по передаче электрической энергии:
-Постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 22 апреля 2008г. №25;
-Постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 23 августа 2007г. №27;
-Постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 28 декабря 2007г. №338 соответственно.

В соответствии с положениями раздела 1 договора №170 от 23.08.2007г. и нижеприведенным абз.1 п.117 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006г. №530 «Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» (далее – Правила №530) ОАО «Башкирэнерго» обязано заключать договора оказания услуг по передаче электрической энергии.

«Услуги по передаче электрической энергии предоставляются на основании договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, заключаемых потребителями самостоятельно или в их интересах обслуживающими их гарантирующими поставщиками или энергосбытовыми организациями. Гарантирующие поставщики и энергосбытовые организации заключают с сетевыми организациями договоры оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении точек поставки на розничном рынке обслуживаемых ими потребителей, если условиями договоров, заключенных ими с потребителями, предусмотрено обеспечение оказания услуг по передаче электрической энергии в интересах и за счет потребителя».

Однако ОАО «Башкирэнерго» данная обязанность, предусмотренная как договором №170 от 23.08.2007г., так Правилами №530 не исполнена. Не урегулирование отношений по оказанию услуг по передаче электрической энергии могло привести и привело к тому, что ООО «Башкомснаб» было отключено от электроэнергии (соответственно ОАО «Башкирэнерго» не исполнило своих договорных отношений). Отключение электроэнергии ОАО «Башкомснаб» было инициировано именно теми организациями с которыми ОАО «Башкирэнерго» не отрегулировал отношения по оказанию услуг по передаче электрической энергии.

Представителями ОАО «Башкирэнерго» представлены письма №132/01-3882 от 27.08.2008г. (адресовано ОАО «Уфаагроснаб»), №132/01-3881 от 27.08.2007г. (адресовано ОАО «Трест «УфаГражданСтрой»), №132/01-4246 от 19.09.2007г. (адресовано ОАО Уфимский «ЖБЗ-2» которых в частности изложено, что необходимо в установленном порядке утвердить тариф на услуги по передаче электрической энергии. Информация о том, что после утверждения тарифа должен быть заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии отсутствует.

Кроме того, представитель ОАО «Трест «УфаГражданСтрой» представил Комиссии УФАС по РБ письмо исх. №Ш-338 от 21.04.2008г. с просьбой заключить договор с ОАО «Башкирэнерго» «на возмещение услуг по передаче электрической энергии» однако договор на оказание услуг по передаче электрической энергии заключен не был (на день рассмотрения дела №А-81/10 Комиссией УФАС по РБ).

Из представленных документов и приведенных норм законодательства Российской Федерации, мнений и доводов представителей ОАО «Башкирэнерго», ОАО «Башкомснаб», ОАО «Уфаагроснаб», ОАО «Трест «УфаГражданСтрой» усматриваются следующие нарушения в действиях (бездействии) ОАО «Башкирэнерго»:
в нарушение условий договора электроснабжения №170 от 23.08.2007г. и Правил №530 не обеспечило урегулирование отношений об оплате за услуги по передаче электрической энергии, что могло привести и привело к невыполнению обязательств перед ОАО «Башкомснаб» по поставке электрической энергии.

Действия (бездействие) ОАО «Башкирэнерго» подтверждаются и заявлением (вх. №5599 от 18.07.2008г.) полученным УФАС по РБ за подписью <...>, в котором заявитель обжалует действия (бездействие) ОАО «Башкирэнерго» по не урегулированию отношений связанных с передачей электрической энергии и просит возбудить дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

Таким образом, на основании вышеизложенного Комиссия УФАС по РБ сделан следующий вывод:
своими действиями (бездействием) ОАО «Башкирэнерго» нарушил п.4 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26 июля 2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»:
«экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами».

С учетом вышеизложенного, Комиссией УФАС по РБ установлено, что оснований для прекращения рассмотрения дела не имеется.

Комиссия УФАС по РБ, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции",

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО «Башкирэнерго» (450000, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул.К. Маркса, 30) нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать ОАО «Башкирэнерго» Предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства Российской Федерации.

ОАО «Башкирэнерго» в сроки указанные в Предписании, устранить нарушения требований п.4 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» совершив следующие действия:
-обеспечить поставку электроэнергии ОАО «Башкомснаб» на условиях предусмотренных договором электроснабжения №170 от 23.08.2007г.
-в установленном законами и иными нормативно-правовыми актами порядке урегулировать отношения по передаче электрической энергии с ОАО «УфаГражданСтрой», ОАО «Уфаагроснаб», ОАО «Башкомснаб» до объектов Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» включительно (данным объектам электроэнергия поставляется по договору от 21.11.2001г.) в целях бесперебойной поставки электроэнергии Потребителям.

3. Направить материалы дела должностному лицу УФАС по РБ для привлечения ОАО «Башкирэнерго» к административной ответственности в соответствии со статьей 14.31 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

15.08.2008

Решение по делу №А-81/10 по признакам нарушения ОАО «Башкирэнерго» пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции"

[format] => full_html [safe_value] =>

15.08.2008

Решение по делу №А-81/10 по признакам нарушения ОАО «Башкирэнерго» пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции"

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2008-08-15 00:00:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2008-08-15 00:00:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320771821 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Башкортостанское УФАС России )