Решение по делу №А-157/15-13 в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения науки Уфимского научного центра Российской академии наук

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: №А-157/15-13
Дата публикации: 20 января 2014, 12:14

РЕШЕНИЕ

по делу №А-157/15-13

 

Резолютивная часть решения оглашена: 10.01.2014.

В полном объеме решение изготовлено: 20.01.2014.                                                

г. Уфа, ул. Пушкина, д. 95

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя комиссии:

<…> – заместителя  руководителя Управления Федеральной  антимонопольной службы по Республике Башкортостан,

членов комиссии:

<…> – начальник отдела контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;

<…> -  ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;

в присутствии представителей:

от ответчика: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Уфимский научный центр Российской академии наук – <..> (по доверенности от 22.10.2013), <…> (по доверенности от 22.10.2013)

от заинтересованного лица: Общество с ограниченной ответственностью «СОЖ» - не явились, извещены надлежаще;

рассмотрев дело №А-157/15-13 в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения науки Российской академии наук Уфимского научного центра РАН (450054, г. Уфа, пр.Октября, д.71) по признакам нарушения части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении земельного участка без проведения торгов и без согласования с антимонопольным органом,

руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее – Управление) поступило обращение (вх. №11397 от 12.08.2013) о письменном разъяснении по вопросу перезаключения договора аренды недвижимого имущества, находящего в федеральной собственности, между Федеральным государственным бюджетным учреждением науки Российской академии наук Уфимского научного центра РАН (далее также УНЦ РАН)   и ООО «СОЖ» на определенный срок с соблюдением оценки рыночной стоимости объекта в соответствии с требованиями ч.9 ст.17.1 Федерального закона «О защите конкуренции»

По результатам рассмотрения обращения Приказом Управления от 07.10.2013 №436 возбуждено дело №А-157/15-13 в отношении УНЦ РАН по признакам нарушения части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссия, изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, установила следующее.

Согласно представленной УНЦ РАН информации, установлено, что договор аренды №5 от 19.06.2009 нежилого помещения общей площадью 186,8кв.м., расположенное по адресу: 450054, г.Уфа, Проспект Октября, 71(№ помещений: 3-5, 6,7,8, 10, 10а) реестровый номер объекта 002Н0143-39  (далее – объект недвижимости), заключен между УНЦ РАН и ООО «СОЖ» в соответствии с результатами аукциона от 09.06.2009. сроком действия с 20.06.2009 по 18.06.2010г.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции,  Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия),

Согласно части 4 статьи 53 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ в редакции, действующей на момент подписания Акта приема-передачи от 19.06.2010, «О защите конкуренции» до 1 июля 2015 г. разрешается  договора заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, находящегося в государственной или муниципальной собственности заключенных до 1 июля 2008 г. с субъектами малого или среднего предпринимательства.

Согласно пункту 3 части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции (диапазон действия  редакции  с 18.04.2010 по 31.12.2010) в порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным учреждениям.

Согласно пункту 1 статьи 17.1 данной редакции Закона о защите конкуренции,  заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров за исключением случаев, прямо названных в данной статье.

Упомянутые положения Закона о защите конкуренции введены законодателем в целях защиты интересов неопределенного круга лиц. Поэтому применительно к срочным договорам, срок действия которых на момент вступления в силу названного Закона истек, положения статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не могут быть истолкованы как создающие возможность обхода правил об обязательности торгов в установленных законом случаях. Иное выводило бы определенный круг хозяйствующих субъектов из сферы действия антимонопольного законодательства, создавая неравные условия хозяйствования, что не отвечало бы целям Закона о защите конкуренции.

В соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса РФ не допускается ограничение гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В силу того, что законных оснований для применения положений статьи 17.1 и части 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции, дающих исключительную возможность заключения на новый срок договоров аренды без проведения конкурсов и аукционов, в данном случае не имелось, продление указанного договора на неопределенный срок должно было совершаться только по результатам проведения конкурса или аукциона либо при условии согласия антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции в форме передачи в безвозмездное пользование имущества без проведения торгов.

 

В настоящем случае при продлении договора аренды недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности торги проведены не были.

Вместе с тем, УНЦ РАН фактически заключил договор аренды на новый срок. Однако сделал это без проведения аукциона, что содержит признаки нарушения части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В рассматриваемом случае УНЦ РАН своими действиями по предоставлению нежилого помещения без проведения аукциона ООО «СОЖ» ограничила или могла ограничить конкуренцию, лишив возможности других хозяйствующих субъектов реализовать свое право на получение нежилого помещения.

Таким образом, УНЦ РАН в нарушение ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции передал ООО «СОЖ» государственное имущество в аренду на основании договора аренды без согласования с антимонопольным органом и без проведения публичных торгов.

На заседании комиссии представитель УНЦ РАН представили редакцию Устава УНЦ РАН, утвержденную постановлением Президиума Российской академии наук от 25.11.2008 №607 (далее  - Устав), действующую на момент заключения договора аренды №5 на объект недвижимости от 19 июня 2009г и подписания акта о продлении данного договора от 19 июня 2010г. Изменение и дополнения в Устав, утвержденные постановлением Президиума Российской академии наук от 20.12.2011 №292 (далее – изменения в Устав)

Изучив все представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства, возражения и пояснения лица, участвующего в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства установила.

Согласно пункту 1.2. Устава, центр является подведомственной Российской академии наук некоммерческой научной организацией – учреждением Российской академии наук.

УНЦ РАН преобразован в федеральное государственное бюджетное учреждение лишь в 2011 году (пункт 2 Изменений в Устав УНЦ РАН), то есть после подписания акта о продлении аренды №5 на объект недвижимости.

На момент подписания договора аренды №5 на объект недвижимости от 19 июня 2009г и подписания акта о продлении данного договора от 19 июня 2010г. УНЦ РАН имел статус Учреждения Российской академии наук Уфимского научного центра РАН.

Таким образом,  положения статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» не распространялись на УНЦ РАН на момент  заключения договора аренды №5 на объект недвижимости от 19 июня 2009г и акта о продлении данного договора от 19 июня 2010г.

Также Комиссией установлено, что УНЦ РАН не является Федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъектов Российской Федерации, органом местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организацией, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондом, Центральным банком Российской Федерации, то есть положения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции также  не распространяется на  УНЦ РАН.

Таким образом, в действиях УНЦ РАН при продлении договора аренды нежилого помещения общей площадью 186,8кв.м., расположенное по адресу: 450054, г.Уфа, Проспект Октября, 71(№ помещений: 3-5, 6,7,8, 10, 10а) реестровый номер объекта 002Н0143-39   находящегося в федеральной собственности отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает дело о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Согласно статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания. Если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, а также учитывая, что нормы Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» носят упреждающий нарушение антимонопольного законодательства характер, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями. 1 – 4 статьи 41, статьей 48, части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России

РЕШИЛА:

Производство по делу №А-157/15-13 в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения науки Уфимский научный центр Российской академии наук прекратить в связи с отсутствием состава нарушения антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии:          

<…>

 

<…>

                                                                    

<…>

 

                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

stdClass Object ( [vid] => 10529 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №А-157/15-13 в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения науки Уфимского научного центра Российской академии наук [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10529 [type] => solution [language] => ru [created] => 1394518607 [changed] => 1394518607 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1394518607 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу №А-157/15-13

 

Резолютивная часть решения оглашена: 10.01.2014.

В полном объеме решение изготовлено: 20.01.2014.                                                

г. Уфа, ул. Пушкина, д. 95

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя комиссии:

<…> – заместителя  руководителя Управления Федеральной  антимонопольной службы по Республике Башкортостан,

членов комиссии:

<…> – начальник отдела контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;

<…> -  ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;

в присутствии представителей:

от ответчика: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Уфимский научный центр Российской академии наук – <..> (по доверенности от 22.10.2013), <…> (по доверенности от 22.10.2013)

от заинтересованного лица: Общество с ограниченной ответственностью «СОЖ» - не явились, извещены надлежаще;

рассмотрев дело №А-157/15-13 в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения науки Российской академии наук Уфимского научного центра РАН (450054, г. Уфа, пр.Октября, д.71) по признакам нарушения части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении земельного участка без проведения торгов и без согласования с антимонопольным органом,

руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее – Управление) поступило обращение (вх. №11397 от 12.08.2013) о письменном разъяснении по вопросу перезаключения договора аренды недвижимого имущества, находящего в федеральной собственности, между Федеральным государственным бюджетным учреждением науки Российской академии наук Уфимского научного центра РАН (далее также УНЦ РАН)   и ООО «СОЖ» на определенный срок с соблюдением оценки рыночной стоимости объекта в соответствии с требованиями ч.9 ст.17.1 Федерального закона «О защите конкуренции»

По результатам рассмотрения обращения Приказом Управления от 07.10.2013 №436 возбуждено дело №А-157/15-13 в отношении УНЦ РАН по признакам нарушения части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссия, изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, установила следующее.

Согласно представленной УНЦ РАН информации, установлено, что договор аренды №5 от 19.06.2009 нежилого помещения общей площадью 186,8кв.м., расположенное по адресу: 450054, г.Уфа, Проспект Октября, 71(№ помещений: 3-5, 6,7,8, 10, 10а) реестровый номер объекта 002Н0143-39  (далее – объект недвижимости), заключен между УНЦ РАН и ООО «СОЖ» в соответствии с результатами аукциона от 09.06.2009. сроком действия с 20.06.2009 по 18.06.2010г.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции,  Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия),

Согласно части 4 статьи 53 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ в редакции, действующей на момент подписания Акта приема-передачи от 19.06.2010, «О защите конкуренции» до 1 июля 2015 г. разрешается  договора заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, находящегося в государственной или муниципальной собственности заключенных до 1 июля 2008 г. с субъектами малого или среднего предпринимательства.

Согласно пункту 3 части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции (диапазон действия  редакции  с 18.04.2010 по 31.12.2010) в порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным учреждениям.

Согласно пункту 1 статьи 17.1 данной редакции Закона о защите конкуренции,  заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров за исключением случаев, прямо названных в данной статье.

Упомянутые положения Закона о защите конкуренции введены законодателем в целях защиты интересов неопределенного круга лиц. Поэтому применительно к срочным договорам, срок действия которых на момент вступления в силу названного Закона истек, положения статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не могут быть истолкованы как создающие возможность обхода правил об обязательности торгов в установленных законом случаях. Иное выводило бы определенный круг хозяйствующих субъектов из сферы действия антимонопольного законодательства, создавая неравные условия хозяйствования, что не отвечало бы целям Закона о защите конкуренции.

В соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса РФ не допускается ограничение гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В силу того, что законных оснований для применения положений статьи 17.1 и части 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции, дающих исключительную возможность заключения на новый срок договоров аренды без проведения конкурсов и аукционов, в данном случае не имелось, продление указанного договора на неопределенный срок должно было совершаться только по результатам проведения конкурса или аукциона либо при условии согласия антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции в форме передачи в безвозмездное пользование имущества без проведения торгов.

 

В настоящем случае при продлении договора аренды недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности торги проведены не были.

Вместе с тем, УНЦ РАН фактически заключил договор аренды на новый срок. Однако сделал это без проведения аукциона, что содержит признаки нарушения части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В рассматриваемом случае УНЦ РАН своими действиями по предоставлению нежилого помещения без проведения аукциона ООО «СОЖ» ограничила или могла ограничить конкуренцию, лишив возможности других хозяйствующих субъектов реализовать свое право на получение нежилого помещения.

Таким образом, УНЦ РАН в нарушение ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции передал ООО «СОЖ» государственное имущество в аренду на основании договора аренды без согласования с антимонопольным органом и без проведения публичных торгов.

На заседании комиссии представитель УНЦ РАН представили редакцию Устава УНЦ РАН, утвержденную постановлением Президиума Российской академии наук от 25.11.2008 №607 (далее  - Устав), действующую на момент заключения договора аренды №5 на объект недвижимости от 19 июня 2009г и подписания акта о продлении данного договора от 19 июня 2010г. Изменение и дополнения в Устав, утвержденные постановлением Президиума Российской академии наук от 20.12.2011 №292 (далее – изменения в Устав)

Изучив все представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства, возражения и пояснения лица, участвующего в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства установила.

Согласно пункту 1.2. Устава, центр является подведомственной Российской академии наук некоммерческой научной организацией – учреждением Российской академии наук.

УНЦ РАН преобразован в федеральное государственное бюджетное учреждение лишь в 2011 году (пункт 2 Изменений в Устав УНЦ РАН), то есть после подписания акта о продлении аренды №5 на объект недвижимости.

На момент подписания договора аренды №5 на объект недвижимости от 19 июня 2009г и подписания акта о продлении данного договора от 19 июня 2010г. УНЦ РАН имел статус Учреждения Российской академии наук Уфимского научного центра РАН.

Таким образом,  положения статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» не распространялись на УНЦ РАН на момент  заключения договора аренды №5 на объект недвижимости от 19 июня 2009г и акта о продлении данного договора от 19 июня 2010г.

Также Комиссией установлено, что УНЦ РАН не является Федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъектов Российской Федерации, органом местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организацией, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондом, Центральным банком Российской Федерации, то есть положения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции также  не распространяется на  УНЦ РАН.

Таким образом, в действиях УНЦ РАН при продлении договора аренды нежилого помещения общей площадью 186,8кв.м., расположенное по адресу: 450054, г.Уфа, Проспект Октября, 71(№ помещений: 3-5, 6,7,8, 10, 10а) реестровый номер объекта 002Н0143-39   находящегося в федеральной собственности отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает дело о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Согласно статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания. Если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, а также учитывая, что нормы Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» носят упреждающий нарушение антимонопольного законодательства характер, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями. 1 – 4 статьи 41, статьей 48, части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России

РЕШИЛА:

Производство по делу №А-157/15-13 в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения науки Уфимский научный центр Российской академии наук прекратить в связи с отсутствием состава нарушения антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии:          

<…>

 

<…>

                                                                    

<…>

 

                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу №А-157/15-13

 

Резолютивная часть решения оглашена: 10.01.2014.

В полном объеме решение изготовлено: 20.01.2014.                                                

г. Уфа, ул. Пушкина, д. 95

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя комиссии:

<…> – заместителя  руководителя Управления Федеральной  антимонопольной службы по Республике Башкортостан,

членов комиссии:

<…> – начальник отдела контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;

<…> -  ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;

в присутствии представителей:

от ответчика: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Уфимский научный центр Российской академии наук – <..> (по доверенности от 22.10.2013), <…> (по доверенности от 22.10.2013)

от заинтересованного лица: Общество с ограниченной ответственностью «СОЖ» - не явились, извещены надлежаще;

рассмотрев дело №А-157/15-13 в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения науки Российской академии наук Уфимского научного центра РАН (450054, г. Уфа, пр.Октября, д.71) по признакам нарушения части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении земельного участка без проведения торгов и без согласования с антимонопольным органом,

руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее – Управление) поступило обращение (вх. №11397 от 12.08.2013) о письменном разъяснении по вопросу перезаключения договора аренды недвижимого имущества, находящего в федеральной собственности, между Федеральным государственным бюджетным учреждением науки Российской академии наук Уфимского научного центра РАН (далее также УНЦ РАН)   и ООО «СОЖ» на определенный срок с соблюдением оценки рыночной стоимости объекта в соответствии с требованиями ч.9 ст.17.1 Федерального закона «О защите конкуренции»

По результатам рассмотрения обращения Приказом Управления от 07.10.2013 №436 возбуждено дело №А-157/15-13 в отношении УНЦ РАН по признакам нарушения части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссия, изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, установила следующее.

Согласно представленной УНЦ РАН информации, установлено, что договор аренды №5 от 19.06.2009 нежилого помещения общей площадью 186,8кв.м., расположенное по адресу: 450054, г.Уфа, Проспект Октября, 71(№ помещений: 3-5, 6,7,8, 10, 10а) реестровый номер объекта 002Н0143-39  (далее – объект недвижимости), заключен между УНЦ РАН и ООО «СОЖ» в соответствии с результатами аукциона от 09.06.2009. сроком действия с 20.06.2009 по 18.06.2010г.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции,  Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия),

Согласно части 4 статьи 53 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ в редакции, действующей на момент подписания Акта приема-передачи от 19.06.2010, «О защите конкуренции» до 1 июля 2015 г. разрешается  договора заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, находящегося в государственной или муниципальной собственности заключенных до 1 июля 2008 г. с субъектами малого или среднего предпринимательства.

Согласно пункту 3 части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции (диапазон действия  редакции  с 18.04.2010 по 31.12.2010) в порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным учреждениям.

Согласно пункту 1 статьи 17.1 данной редакции Закона о защите конкуренции,  заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров за исключением случаев, прямо названных в данной статье.

Упомянутые положения Закона о защите конкуренции введены законодателем в целях защиты интересов неопределенного круга лиц. Поэтому применительно к срочным договорам, срок действия которых на момент вступления в силу названного Закона истек, положения статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не могут быть истолкованы как создающие возможность обхода правил об обязательности торгов в установленных законом случаях. Иное выводило бы определенный круг хозяйствующих субъектов из сферы действия антимонопольного законодательства, создавая неравные условия хозяйствования, что не отвечало бы целям Закона о защите конкуренции.

В соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса РФ не допускается ограничение гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В силу того, что законных оснований для применения положений статьи 17.1 и части 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции, дающих исключительную возможность заключения на новый срок договоров аренды без проведения конкурсов и аукционов, в данном случае не имелось, продление указанного договора на неопределенный срок должно было совершаться только по результатам проведения конкурса или аукциона либо при условии согласия антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции в форме передачи в безвозмездное пользование имущества без проведения торгов.

 

В настоящем случае при продлении договора аренды недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности торги проведены не были.

Вместе с тем, УНЦ РАН фактически заключил договор аренды на новый срок. Однако сделал это без проведения аукциона, что содержит признаки нарушения части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В рассматриваемом случае УНЦ РАН своими действиями по предоставлению нежилого помещения без проведения аукциона ООО «СОЖ» ограничила или могла ограничить конкуренцию, лишив возможности других хозяйствующих субъектов реализовать свое право на получение нежилого помещения.

Таким образом, УНЦ РАН в нарушение ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции передал ООО «СОЖ» государственное имущество в аренду на основании договора аренды без согласования с антимонопольным органом и без проведения публичных торгов.

На заседании комиссии представитель УНЦ РАН представили редакцию Устава УНЦ РАН, утвержденную постановлением Президиума Российской академии наук от 25.11.2008 №607 (далее  - Устав), действующую на момент заключения договора аренды №5 на объект недвижимости от 19 июня 2009г и подписания акта о продлении данного договора от 19 июня 2010г. Изменение и дополнения в Устав, утвержденные постановлением Президиума Российской академии наук от 20.12.2011 №292 (далее – изменения в Устав)

Изучив все представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства, возражения и пояснения лица, участвующего в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства установила.

Согласно пункту 1.2. Устава, центр является подведомственной Российской академии наук некоммерческой научной организацией – учреждением Российской академии наук.

УНЦ РАН преобразован в федеральное государственное бюджетное учреждение лишь в 2011 году (пункт 2 Изменений в Устав УНЦ РАН), то есть после подписания акта о продлении аренды №5 на объект недвижимости.

На момент подписания договора аренды №5 на объект недвижимости от 19 июня 2009г и подписания акта о продлении данного договора от 19 июня 2010г. УНЦ РАН имел статус Учреждения Российской академии наук Уфимского научного центра РАН.

Таким образом,  положения статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» не распространялись на УНЦ РАН на момент  заключения договора аренды №5 на объект недвижимости от 19 июня 2009г и акта о продлении данного договора от 19 июня 2010г.

Также Комиссией установлено, что УНЦ РАН не является Федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъектов Российской Федерации, органом местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организацией, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондом, Центральным банком Российской Федерации, то есть положения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции также  не распространяется на  УНЦ РАН.

Таким образом, в действиях УНЦ РАН при продлении договора аренды нежилого помещения общей площадью 186,8кв.м., расположенное по адресу: 450054, г.Уфа, Проспект Октября, 71(№ помещений: 3-5, 6,7,8, 10, 10а) реестровый номер объекта 002Н0143-39   находящегося в федеральной собственности отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает дело о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Согласно статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания. Если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, а также учитывая, что нормы Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» носят упреждающий нарушение антимонопольного законодательства характер, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями. 1 – 4 статьи 41, статьей 48, части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России

РЕШИЛА:

Производство по делу №А-157/15-13 в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения науки Уфимский научный центр Российской академии наук прекратить в связи с отсутствием состава нарушения антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии:          

<…>

 

<…>

                                                                    

<…>

 

                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №А-157/15-13 [format] => [safe_value] => №А-157/15-13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 58 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 58 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => filtered_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-01-20 06:14:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-01-20 06:14:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1394518607 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Башкортостанское УФАС России )