Решение по делу №А-147/15-13 в отношении Администрации муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: А-147/15-13
Дата публикации: 1 октября 2013, 11:56

РЕШЕНИЕ

по делу №А-147/15-13

 

Резолютивная часть решения оглашена: 23.09.2013.

В полном объеме решение изготовлено: 01.10.2013.                                        

   г. Уфа, ул. Пушкина, д. 95

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя комиссии:

<…> – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;

членов комиссии:

<…> – начальник отдела контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;

<…>–специалист- эксперт отдела контроля органов власти  Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;

в присутствии представителей:

от ответчика – <…> (по доверенности №1102 от 20.09.2013), <…> (по доверенности №1103 от 20.09.2013).

рассмотрев дело №А-147/17-13 в отношении Администрации муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан (452630, Республика Башкортостан, Бураевский район, с.Бураево, ул. Ленина, 66) по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» при предоставлении муниципальной услуги по выдаче градостроительных планов земельных участков,

руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан при проведении в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 23, статей 25.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» плановой проверки  соблюдения Администрацией муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан (далее  также Администрация) требований антимонопольного законодательства выявлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части установления требований о предоставлении заявителем вместе с заявлением о предоставлении муниципальной услуги, документов, предоставление которых в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса РФ не требуется.

Приказом Башкортостанского УФАС России от 02.09.2013 №339 возбуждено дело №А-147/15-13 по признакам нарушения Администрацией муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

По существу рассматриваемого дела Администрация муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан в письме от 17.09.2013 года (вх.№13201) сообщила, что при обращении граждан и юридических лиц для оказания муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана от заявителя документы, указанные в пункте 1.9. Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков», не предусмотренные пунктом 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не запрашивались.

Также, Администрация пояснила, что при утверждении вышеназванного Административного регламента не были учтены требования Закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и статьи 46 Градостроительного кодекса РФ, однако фактически требования Закона и кодекса исполнялись.

Изучив представленные материалы, выслушав доводы ответчика, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее – Комиссия) установила следующее.

В соответствии с ч. 3, ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон №210-ФЗ) одним из основных принципов предоставления муниципальных услуг является открытость деятельности органов, предоставляющих муниципальные услуги.

Согласно ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 12, ч. 1 ст. 13 Закона №210-ФЗ органы местного самоуправления обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, которые должны быть разработаны органом, предоставляющим муниципальную услугу.

Как следует из п.4 ст. 2 Закона №210-ФЗ под административным регламентом понимается нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги. То есть такой порядок предполагает содержание таких основных требований, как: срок оказания муниципальной услуги, перечень документов, необходимых для оказания муниципальной услуги заявителю; условия отказа предоставления муниципальной услуги, а также, при устранении причин, послуживших для отказа предоставления такой услуги, повторный срок рассмотрения заявления и другие предусмотренные документы.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается  необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка (далее также ГПЗУ) является необходимым документом для получения разрешения на строительство, а значит его непредставление может привести к истечению срока действия договора аренды земли для строительства, нарушению сроков начала строительства, само по себе установление   требований о предоставлении заявителем для получения ГПЗУ документов, не предусмотренных законодательством, может препятствовать осуществлению предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов и нарушить их права и законные интересы.  Аналогичной позиции придерживаются арбитражные суды (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 декабря 2012 г. N 18АП-12288/12). Препятствование осуществлению предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов и нарушение их прав и законных интересов, может привести к ограничению, устранению и (или) недопущению конкуренции, что запрещено частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно положениям статей 41, 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план является одним из видов документов по планировке территории, наряду с проектом межевания и проектом планировки территории. Его отличительной особенностью является то, что градостроительный план выдаётся применительно к конкретному сформированному и поставленному на кадастровый учёт земельному участку, предназначенному для строительства или реконструкции, а не применительно к территории в целом.

Порядок подготовки ГПЗУ регламентирован в части 17 статьи 46 Градостроительным кодексом Российской Федерации: «В случае если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 – 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы».

Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению физического или юридического лица и является обязанностью органа местного самоуправления, не обусловленной требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.

Таким образом, предъявление требований о предоставлении документов и информации или осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной или муниципальной услуги является квалифицирующим признаком, указывающим на наличие нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в части установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Пункт 1.9 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков», утвержденного Постановлением главы Администрации муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан №286  от 15.03.2013,  содержит требование о представлении заявителем следующих документов:

        - технические условия на подключение к инженерным сетям;

        - правоустанавливающие документы на земельный участок (копии);

        - кадастровый паспорт земельного участка (копия);

         - технические паспорта и правоустанавливающие документы существующих объектов капитального строительства (копии);

        - данные о заявителе:

юридическое лицо – копия свидетельства о государственной регистрации, ОГРН, ИНН, почтовые реквизиты, телефон/факс.

          физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя – копия паспорта, копия свидетельства о постановке на учет в качестве индивидуального предпринимателя, номер телефона.

- схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и  проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов.

Исходя из вышеизложенного, действия Администрации муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан по утверждению, в нарушение части 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Постановлением главы Администрации муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан №286  от 15.03.2013 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков»,  могли привести к необоснованному препятствованию осуществлению предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов и нарушению их прав и законных интересов, что, в свою очередь, могло привести к ограничению, устранению и (или) недопущению конкуренции, что запрещено пунктом 2 части 1 статьи 15 закона о защите конкуренции.

Статья 15 Закона о защите конкуренции представляет собой формальный состав правонарушения (а не материальный), для определения которого достаточно выявить факт наличия действий (бездействия) органа местного самоуправления, издания нормативных правовых актов, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Требование о предоставлении для получения ГПЗУ документов, не предусмотренных законодательством, может препятствовать осуществлению предпринимательской деятельности хозяйствующими субъектами и как следствие, может привести к ограничению, устранению и (или) недопущению конкуренции.

Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что действия Администрации муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан по установлению в Административном регламенте по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков» при утверждении данного регламента требований к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации,  нарушают пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Между тем, Постановлением главы Администрации муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан №975 от 21.08.2013г. внесены изменение в Постановление №286 от 15.03.2013г. «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Подготовка, утверждении, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков» оказываемой в муниципальном районе Бураевский район Республики Башкортостан, изложив в следующей редакции:

         « 1.9. Перечень документов, предоставляемых заявителем:

         - заявление об утверждении и выдаче градостроительного плана земельного участка (приложении 1 к административному регламенту);

         - данные о заявителе:

         а) физическое лицо – копия паспорта.».

Таким образом, возможно, сделать вывод,  что Администрацией муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан устранено нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в части установления требований о предоставлении заявителем вместе с заявлением о предоставлении муниципальной услуги, документов, предоставление которых в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса РФ не требуется.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает дело о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

За нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания. Если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, а также учитывая, что нормы Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» носят упреждающий нарушение антимонопольного законодательства характер, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями. 1 – 4 статьи 41, статьей 48, части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1.  Признать Администрацию муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Производство по данному делу в отношении Администрации муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан прекратить в связи с устранением нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Башкортостанского УФАС России для принятия мер административного реагирования.

 

 

Председатель комиссии                                                                           

<…>

Члены комиссии                                                                       

            

 

<…>

<…>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

stdClass Object ( [vid] => 10524 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №А-147/15-13 в отношении Администрации муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10524 [type] => solution [language] => ru [created] => 1394517478 [changed] => 1394517478 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1394517478 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу №А-147/15-13

 

Резолютивная часть решения оглашена: 23.09.2013.

В полном объеме решение изготовлено: 01.10.2013.                                        

   г. Уфа, ул. Пушкина, д. 95

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя комиссии:

<…> – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;

членов комиссии:

<…> – начальник отдела контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;

<…>–специалист- эксперт отдела контроля органов власти  Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;

в присутствии представителей:

от ответчика – <…> (по доверенности №1102 от 20.09.2013), <…> (по доверенности №1103 от 20.09.2013).

рассмотрев дело №А-147/17-13 в отношении Администрации муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан (452630, Республика Башкортостан, Бураевский район, с.Бураево, ул. Ленина, 66) по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» при предоставлении муниципальной услуги по выдаче градостроительных планов земельных участков,

руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан при проведении в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 23, статей 25.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» плановой проверки  соблюдения Администрацией муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан (далее  также Администрация) требований антимонопольного законодательства выявлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части установления требований о предоставлении заявителем вместе с заявлением о предоставлении муниципальной услуги, документов, предоставление которых в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса РФ не требуется.

Приказом Башкортостанского УФАС России от 02.09.2013 №339 возбуждено дело №А-147/15-13 по признакам нарушения Администрацией муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

По существу рассматриваемого дела Администрация муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан в письме от 17.09.2013 года (вх.№13201) сообщила, что при обращении граждан и юридических лиц для оказания муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана от заявителя документы, указанные в пункте 1.9. Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков», не предусмотренные пунктом 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не запрашивались.

Также, Администрация пояснила, что при утверждении вышеназванного Административного регламента не были учтены требования Закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и статьи 46 Градостроительного кодекса РФ, однако фактически требования Закона и кодекса исполнялись.

Изучив представленные материалы, выслушав доводы ответчика, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее – Комиссия) установила следующее.

В соответствии с ч. 3, ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон №210-ФЗ) одним из основных принципов предоставления муниципальных услуг является открытость деятельности органов, предоставляющих муниципальные услуги.

Согласно ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 12, ч. 1 ст. 13 Закона №210-ФЗ органы местного самоуправления обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, которые должны быть разработаны органом, предоставляющим муниципальную услугу.

Как следует из п.4 ст. 2 Закона №210-ФЗ под административным регламентом понимается нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги. То есть такой порядок предполагает содержание таких основных требований, как: срок оказания муниципальной услуги, перечень документов, необходимых для оказания муниципальной услуги заявителю; условия отказа предоставления муниципальной услуги, а также, при устранении причин, послуживших для отказа предоставления такой услуги, повторный срок рассмотрения заявления и другие предусмотренные документы.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается  необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка (далее также ГПЗУ) является необходимым документом для получения разрешения на строительство, а значит его непредставление может привести к истечению срока действия договора аренды земли для строительства, нарушению сроков начала строительства, само по себе установление   требований о предоставлении заявителем для получения ГПЗУ документов, не предусмотренных законодательством, может препятствовать осуществлению предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов и нарушить их права и законные интересы.  Аналогичной позиции придерживаются арбитражные суды (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 декабря 2012 г. N 18АП-12288/12). Препятствование осуществлению предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов и нарушение их прав и законных интересов, может привести к ограничению, устранению и (или) недопущению конкуренции, что запрещено частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно положениям статей 41, 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план является одним из видов документов по планировке территории, наряду с проектом межевания и проектом планировки территории. Его отличительной особенностью является то, что градостроительный план выдаётся применительно к конкретному сформированному и поставленному на кадастровый учёт земельному участку, предназначенному для строительства или реконструкции, а не применительно к территории в целом.

Порядок подготовки ГПЗУ регламентирован в части 17 статьи 46 Градостроительным кодексом Российской Федерации: «В случае если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 – 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы».

Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению физического или юридического лица и является обязанностью органа местного самоуправления, не обусловленной требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.

Таким образом, предъявление требований о предоставлении документов и информации или осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной или муниципальной услуги является квалифицирующим признаком, указывающим на наличие нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в части установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Пункт 1.9 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков», утвержденного Постановлением главы Администрации муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан №286  от 15.03.2013,  содержит требование о представлении заявителем следующих документов:

        - технические условия на подключение к инженерным сетям;

        - правоустанавливающие документы на земельный участок (копии);

        - кадастровый паспорт земельного участка (копия);

         - технические паспорта и правоустанавливающие документы существующих объектов капитального строительства (копии);

        - данные о заявителе:

юридическое лицо – копия свидетельства о государственной регистрации, ОГРН, ИНН, почтовые реквизиты, телефон/факс.

          физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя – копия паспорта, копия свидетельства о постановке на учет в качестве индивидуального предпринимателя, номер телефона.

- схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и  проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов.

Исходя из вышеизложенного, действия Администрации муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан по утверждению, в нарушение части 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Постановлением главы Администрации муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан №286  от 15.03.2013 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков»,  могли привести к необоснованному препятствованию осуществлению предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов и нарушению их прав и законных интересов, что, в свою очередь, могло привести к ограничению, устранению и (или) недопущению конкуренции, что запрещено пунктом 2 части 1 статьи 15 закона о защите конкуренции.

Статья 15 Закона о защите конкуренции представляет собой формальный состав правонарушения (а не материальный), для определения которого достаточно выявить факт наличия действий (бездействия) органа местного самоуправления, издания нормативных правовых актов, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Требование о предоставлении для получения ГПЗУ документов, не предусмотренных законодательством, может препятствовать осуществлению предпринимательской деятельности хозяйствующими субъектами и как следствие, может привести к ограничению, устранению и (или) недопущению конкуренции.

Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что действия Администрации муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан по установлению в Административном регламенте по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков» при утверждении данного регламента требований к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации,  нарушают пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Между тем, Постановлением главы Администрации муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан №975 от 21.08.2013г. внесены изменение в Постановление №286 от 15.03.2013г. «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Подготовка, утверждении, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков» оказываемой в муниципальном районе Бураевский район Республики Башкортостан, изложив в следующей редакции:

         « 1.9. Перечень документов, предоставляемых заявителем:

         - заявление об утверждении и выдаче градостроительного плана земельного участка (приложении 1 к административному регламенту);

         - данные о заявителе:

         а) физическое лицо – копия паспорта.».

Таким образом, возможно, сделать вывод,  что Администрацией муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан устранено нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в части установления требований о предоставлении заявителем вместе с заявлением о предоставлении муниципальной услуги, документов, предоставление которых в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса РФ не требуется.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает дело о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

За нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания. Если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, а также учитывая, что нормы Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» носят упреждающий нарушение антимонопольного законодательства характер, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями. 1 – 4 статьи 41, статьей 48, части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1.  Признать Администрацию муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Производство по данному делу в отношении Администрации муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан прекратить в связи с устранением нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Башкортостанского УФАС России для принятия мер административного реагирования.

 

 

Председатель комиссии                                                                           

<…>

Члены комиссии                                                                       

            

 

<…>

<…>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу №А-147/15-13

 

Резолютивная часть решения оглашена: 23.09.2013.

В полном объеме решение изготовлено: 01.10.2013.                                        

   г. Уфа, ул. Пушкина, д. 95

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя комиссии:

<…> – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;

членов комиссии:

<…> – начальник отдела контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;

<…>–специалист- эксперт отдела контроля органов власти  Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;

в присутствии представителей:

от ответчика – <…> (по доверенности №1102 от 20.09.2013), <…> (по доверенности №1103 от 20.09.2013).

рассмотрев дело №А-147/17-13 в отношении Администрации муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан (452630, Республика Башкортостан, Бураевский район, с.Бураево, ул. Ленина, 66) по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» при предоставлении муниципальной услуги по выдаче градостроительных планов земельных участков,

руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан при проведении в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 23, статей 25.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» плановой проверки  соблюдения Администрацией муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан (далее  также Администрация) требований антимонопольного законодательства выявлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части установления требований о предоставлении заявителем вместе с заявлением о предоставлении муниципальной услуги, документов, предоставление которых в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса РФ не требуется.

Приказом Башкортостанского УФАС России от 02.09.2013 №339 возбуждено дело №А-147/15-13 по признакам нарушения Администрацией муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

По существу рассматриваемого дела Администрация муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан в письме от 17.09.2013 года (вх.№13201) сообщила, что при обращении граждан и юридических лиц для оказания муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана от заявителя документы, указанные в пункте 1.9. Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков», не предусмотренные пунктом 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не запрашивались.

Также, Администрация пояснила, что при утверждении вышеназванного Административного регламента не были учтены требования Закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и статьи 46 Градостроительного кодекса РФ, однако фактически требования Закона и кодекса исполнялись.

Изучив представленные материалы, выслушав доводы ответчика, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее – Комиссия) установила следующее.

В соответствии с ч. 3, ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон №210-ФЗ) одним из основных принципов предоставления муниципальных услуг является открытость деятельности органов, предоставляющих муниципальные услуги.

Согласно ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 12, ч. 1 ст. 13 Закона №210-ФЗ органы местного самоуправления обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, которые должны быть разработаны органом, предоставляющим муниципальную услугу.

Как следует из п.4 ст. 2 Закона №210-ФЗ под административным регламентом понимается нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги. То есть такой порядок предполагает содержание таких основных требований, как: срок оказания муниципальной услуги, перечень документов, необходимых для оказания муниципальной услуги заявителю; условия отказа предоставления муниципальной услуги, а также, при устранении причин, послуживших для отказа предоставления такой услуги, повторный срок рассмотрения заявления и другие предусмотренные документы.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается  необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка (далее также ГПЗУ) является необходимым документом для получения разрешения на строительство, а значит его непредставление может привести к истечению срока действия договора аренды земли для строительства, нарушению сроков начала строительства, само по себе установление   требований о предоставлении заявителем для получения ГПЗУ документов, не предусмотренных законодательством, может препятствовать осуществлению предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов и нарушить их права и законные интересы.  Аналогичной позиции придерживаются арбитражные суды (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 декабря 2012 г. N 18АП-12288/12). Препятствование осуществлению предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов и нарушение их прав и законных интересов, может привести к ограничению, устранению и (или) недопущению конкуренции, что запрещено частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно положениям статей 41, 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план является одним из видов документов по планировке территории, наряду с проектом межевания и проектом планировки территории. Его отличительной особенностью является то, что градостроительный план выдаётся применительно к конкретному сформированному и поставленному на кадастровый учёт земельному участку, предназначенному для строительства или реконструкции, а не применительно к территории в целом.

Порядок подготовки ГПЗУ регламентирован в части 17 статьи 46 Градостроительным кодексом Российской Федерации: «В случае если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 – 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы».

Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению физического или юридического лица и является обязанностью органа местного самоуправления, не обусловленной требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.

Таким образом, предъявление требований о предоставлении документов и информации или осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной или муниципальной услуги является квалифицирующим признаком, указывающим на наличие нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в части установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Пункт 1.9 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков», утвержденного Постановлением главы Администрации муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан №286  от 15.03.2013,  содержит требование о представлении заявителем следующих документов:

        - технические условия на подключение к инженерным сетям;

        - правоустанавливающие документы на земельный участок (копии);

        - кадастровый паспорт земельного участка (копия);

         - технические паспорта и правоустанавливающие документы существующих объектов капитального строительства (копии);

        - данные о заявителе:

юридическое лицо – копия свидетельства о государственной регистрации, ОГРН, ИНН, почтовые реквизиты, телефон/факс.

          физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя – копия паспорта, копия свидетельства о постановке на учет в качестве индивидуального предпринимателя, номер телефона.

- схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и  проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов.

Исходя из вышеизложенного, действия Администрации муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан по утверждению, в нарушение части 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Постановлением главы Администрации муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан №286  от 15.03.2013 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков»,  могли привести к необоснованному препятствованию осуществлению предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов и нарушению их прав и законных интересов, что, в свою очередь, могло привести к ограничению, устранению и (или) недопущению конкуренции, что запрещено пунктом 2 части 1 статьи 15 закона о защите конкуренции.

Статья 15 Закона о защите конкуренции представляет собой формальный состав правонарушения (а не материальный), для определения которого достаточно выявить факт наличия действий (бездействия) органа местного самоуправления, издания нормативных правовых актов, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Требование о предоставлении для получения ГПЗУ документов, не предусмотренных законодательством, может препятствовать осуществлению предпринимательской деятельности хозяйствующими субъектами и как следствие, может привести к ограничению, устранению и (или) недопущению конкуренции.

Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что действия Администрации муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан по установлению в Административном регламенте по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков» при утверждении данного регламента требований к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации,  нарушают пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Между тем, Постановлением главы Администрации муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан №975 от 21.08.2013г. внесены изменение в Постановление №286 от 15.03.2013г. «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Подготовка, утверждении, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков» оказываемой в муниципальном районе Бураевский район Республики Башкортостан, изложив в следующей редакции:

         « 1.9. Перечень документов, предоставляемых заявителем:

         - заявление об утверждении и выдаче градостроительного плана земельного участка (приложении 1 к административному регламенту);

         - данные о заявителе:

         а) физическое лицо – копия паспорта.».

Таким образом, возможно, сделать вывод,  что Администрацией муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан устранено нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в части установления требований о предоставлении заявителем вместе с заявлением о предоставлении муниципальной услуги, документов, предоставление которых в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса РФ не требуется.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает дело о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

За нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания. Если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, а также учитывая, что нормы Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» носят упреждающий нарушение антимонопольного законодательства характер, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями. 1 – 4 статьи 41, статьей 48, части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1.  Признать Администрацию муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Производство по данному делу в отношении Администрации муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан прекратить в связи с устранением нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Башкортостанского УФАС России для принятия мер административного реагирования.

 

 

Председатель комиссии                                                                           

<…>

Члены комиссии                                                                       

            

 

<…>

<…>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => А-147/15-13 [format] => [safe_value] => А-147/15-13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 58 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 58 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => filtered_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-10-01 05:56:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-10-01 05:56:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1394517478 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Башкортостанское УФАС России )