Решение по делу №А-131/15-13 в отношении Администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: А-131/15-13
Дата публикации: 30 сентября 2013, 10:36

РЕШЕНИЕ

по делу №А-131/15-13

 

Резолютивная часть решения оглашена: 17.09.2013.

В полном объеме решение изготовлено: 30.09.2013.                                                 г. Уфа, ул. Пушкина, д. 95

 

         Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя комиссии:

<…> – заместителя  руководителя Управления Федеральной  антимонопольной службы по Республике Башкортостан,

членов комиссии:

<…>. – начальника отдела контроля органов власти,

<…>– специалиста-эксперта отдела контроля органов власти,

в присутствии представителей:

от Администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан – <…>по доверенности №44 от 04.09.2013 года,

рассмотрев дело №А-131/15-13 в отношении Администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан (452630, Республика Башкортостан, Шаранский район, с.Шаран, ул.Пролетарская, 1) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» при предоставлении муниципальной услуги по выдаче градостроительных планов земельных участков,

руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан в соответствии с планом проведения плановых проверок отделом контроля органов власти территориальных органов федеральных органов государственной власти, органов власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований на 2013 год на основании Приказа Башкортостанского УФАС России от 07.05.2013 №145 (с изменениями от 31.05.2013 №176) о проведении плановой проверки была проведена проверка в отношении Администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан.

Основанием для возбуждения дела №А-131/15-13 послужило обнаружение Башкортостанским УФАС России признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в действиях Администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан в части установления требований о предоставлении заявителем вместе с заявлением о предоставлении муниципальной услуги, документов, предоставление которых в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса РФ не требуется.

Приказом Башкортостанского УФАС России от 12.08.2013 №310 возбуждено дело №А-131/15-12 по признакам нарушения Администрацией муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается  необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка (далее также ГПЗУ) является необходимым документом для получения разрешения на строительство, а значит его непредставление может привести к истечению срока действия договора аренды земли для строительства, нарушению сроков начала строительства, само по себе установление   требований о предоставлении заявителем для получения ГПЗУ документов, не предусмотренных законодательством, может препятствовать осуществлению предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов и нарушить их права и законные интересы.  Аналогичной позиции придерживаются арбитражные суды (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 декабря 2012 г. N 18АП-12288/12). Препятствование осуществлению предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов и нарушение их прав и законных интересов, может привести к ограничению, устранению и (или) недопущению конкуренции, что запрещено частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно положениям статей 41, 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план является одним из видов документов по планировке территории, наряду с проектом межевания и проектом планировки территории. Его отличительной особенностью является то, что градостроительный план выдаётся применительно к конкретному сформированному и поставленному на кадастровый учёт земельному участку, предназначенному для строительства или реконструкции, а не применительно к территории в целом.

Порядок подготовки ГПЗУ регламентирован в части 17 статьи 46 Градостроительным кодексом Российской Федерации: «В случае если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы».

Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению физического или юридического лица и является обязанностью органа местного самоуправления, не обусловленной требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением документов, указанных пунктом 6 части 1 статьи 7 Закона о предоставлении государственных и муниципальных услуг, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг.

Кроме того, согласно статье 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статье 57 Градостроительного кодекса ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности осуществляется органами местного самоуправления городских округов, органами местного самоуправления муниципальных районов путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности. В силу части 5 статьи 56 Градостроительного кодекса на каждый земельный участок, который застроен или подлежит застройке, открывается дело, содержащее, в том числе,  градостроительный план земельного участка, результаты инженерных изысканий, сведения о площади, о высоте и количестве этажей объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения и  т. д.

Как следует из материалов дела, пункт 2.6 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков в муниципальном районе Шаранский район Республика Башкортостан», утвержденного Постановлением главы Администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан №П-148/3 от 13.02.2013,  содержит требование о представлении заявителем материалов для подготовки градостроительного плана земельного участка, не соответствующих пункту 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Так, у заявителя испрашиваются технический паспорт, либо техническое описание на объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемом земельном участке; материалы действующей (актуализированной) топографической съемки на территорию земельного участка.

В соответствии с пунктом 2.7 указанного Административного регламента в случае несоответствия комплектности представленных документов материалы возвращаются заявителю.

Исходя из сказанного выше, действия Администрации МР Шаранский район РБ по разработке и утверждению в нарушение части 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 1 и 6 Закона о предоставлении государственных и муниципальных услуг Административого регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков в муниципальном районе Шаранский район Республика Башкортостан» на территории муниципального района,  могли привести к необоснованному препятствованию осуществлению предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов и нарушению их прав и законных интересов, что, в свою очередь, могло привести к ограничению, устранению и (или) недопущению конкуренции, что запрещено пунктом 2 части 1 статьи 15 закона о защите конкуренции.

 Статья 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» представляет собой формальный состав правонарушения, который не требует обязательного наступления негативных последствий. Для определения в действиях субъектов квалифицирующих признаки состава данного нарушения, достаточно выявить факт наличия действий органа местного самоуправления, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что и было сделано Комиссией при рассмотрении дела.

Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что действия Администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан при установлении в Административном регламенте по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков в муниципальном районе Шаранский район Республика Башкортостан» требований к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации,  нарушают пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Вместе с тем, 17.09.2013 при рассмотрении дела №А-131/15-13 Администрацией представлено постановление главы Администрации МР Шаранский район РБ от 16.09.2013 №П-1211/3, согласно которому в Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков в муниципальном районе Шаранский район Республика Башкортостан», утвержденный пунктом 1 постановления Администрации МР Шаранский район РБ от 13.02.2013 №148/3 признан утратившим силу. Также материалы дела представлен проект Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков в муниципальном районе Шаранский район Республика Башкортостан» с внесенными изменениями, в соответствии пунктом 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает дело о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

С учетом изложенного, Комиссией принято решение о прекращении производства в отношении Администрации муниципального района Шаранский район РБ, в связи с добровольным устранением нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

За нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания. Если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 15 Закона о защите конкуренции  представляет собой формальный состав правонарушения, который не требует обязательного наступления негативных последствий. Для определения в действиях субъектов квалифицирующих признаков состава данного нарушения достаточно выявить факт наличия действий или бездействия органа местного самоуправления, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что и было сделано Комиссией при рассмотрении дела.

На основании изложенного, а также учитывая, что нормы Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» носят упреждающий нарушение антимонопольного законодательства характер, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями. 1 – 4 статьи 41, статьей 48, части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать Администрацию муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан, нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Производство по делу №А-131/15-13 в отношении Администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Башкортостанского УФАС России для принятия мер административного реагирования.

 

Председатель комиссии                                                                                   

<…>

Члены комиссии                                                                       

            

 

           <…>

 

        <…>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

stdClass Object ( [vid] => 10522 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №А-131/15-13 в отношении Администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10522 [type] => solution [language] => ru [created] => 1394512929 [changed] => 1394512929 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1394512929 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу №А-131/15-13

 

Резолютивная часть решения оглашена: 17.09.2013.

В полном объеме решение изготовлено: 30.09.2013.                                                 г. Уфа, ул. Пушкина, д. 95

 

         Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя комиссии:

<…> – заместителя  руководителя Управления Федеральной  антимонопольной службы по Республике Башкортостан,

членов комиссии:

<…>. – начальника отдела контроля органов власти,

<…>– специалиста-эксперта отдела контроля органов власти,

в присутствии представителей:

от Администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан – <…>по доверенности №44 от 04.09.2013 года,

рассмотрев дело №А-131/15-13 в отношении Администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан (452630, Республика Башкортостан, Шаранский район, с.Шаран, ул.Пролетарская, 1) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» при предоставлении муниципальной услуги по выдаче градостроительных планов земельных участков,

руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан в соответствии с планом проведения плановых проверок отделом контроля органов власти территориальных органов федеральных органов государственной власти, органов власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований на 2013 год на основании Приказа Башкортостанского УФАС России от 07.05.2013 №145 (с изменениями от 31.05.2013 №176) о проведении плановой проверки была проведена проверка в отношении Администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан.

Основанием для возбуждения дела №А-131/15-13 послужило обнаружение Башкортостанским УФАС России признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в действиях Администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан в части установления требований о предоставлении заявителем вместе с заявлением о предоставлении муниципальной услуги, документов, предоставление которых в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса РФ не требуется.

Приказом Башкортостанского УФАС России от 12.08.2013 №310 возбуждено дело №А-131/15-12 по признакам нарушения Администрацией муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается  необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка (далее также ГПЗУ) является необходимым документом для получения разрешения на строительство, а значит его непредставление может привести к истечению срока действия договора аренды земли для строительства, нарушению сроков начала строительства, само по себе установление   требований о предоставлении заявителем для получения ГПЗУ документов, не предусмотренных законодательством, может препятствовать осуществлению предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов и нарушить их права и законные интересы.  Аналогичной позиции придерживаются арбитражные суды (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 декабря 2012 г. N 18АП-12288/12). Препятствование осуществлению предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов и нарушение их прав и законных интересов, может привести к ограничению, устранению и (или) недопущению конкуренции, что запрещено частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно положениям статей 41, 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план является одним из видов документов по планировке территории, наряду с проектом межевания и проектом планировки территории. Его отличительной особенностью является то, что градостроительный план выдаётся применительно к конкретному сформированному и поставленному на кадастровый учёт земельному участку, предназначенному для строительства или реконструкции, а не применительно к территории в целом.

Порядок подготовки ГПЗУ регламентирован в части 17 статьи 46 Градостроительным кодексом Российской Федерации: «В случае если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы».

Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению физического или юридического лица и является обязанностью органа местного самоуправления, не обусловленной требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением документов, указанных пунктом 6 части 1 статьи 7 Закона о предоставлении государственных и муниципальных услуг, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг.

Кроме того, согласно статье 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статье 57 Градостроительного кодекса ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности осуществляется органами местного самоуправления городских округов, органами местного самоуправления муниципальных районов путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности. В силу части 5 статьи 56 Градостроительного кодекса на каждый земельный участок, который застроен или подлежит застройке, открывается дело, содержащее, в том числе,  градостроительный план земельного участка, результаты инженерных изысканий, сведения о площади, о высоте и количестве этажей объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения и  т. д.

Как следует из материалов дела, пункт 2.6 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков в муниципальном районе Шаранский район Республика Башкортостан», утвержденного Постановлением главы Администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан №П-148/3 от 13.02.2013,  содержит требование о представлении заявителем материалов для подготовки градостроительного плана земельного участка, не соответствующих пункту 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Так, у заявителя испрашиваются технический паспорт, либо техническое описание на объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемом земельном участке; материалы действующей (актуализированной) топографической съемки на территорию земельного участка.

В соответствии с пунктом 2.7 указанного Административного регламента в случае несоответствия комплектности представленных документов материалы возвращаются заявителю.

Исходя из сказанного выше, действия Администрации МР Шаранский район РБ по разработке и утверждению в нарушение части 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 1 и 6 Закона о предоставлении государственных и муниципальных услуг Административого регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков в муниципальном районе Шаранский район Республика Башкортостан» на территории муниципального района,  могли привести к необоснованному препятствованию осуществлению предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов и нарушению их прав и законных интересов, что, в свою очередь, могло привести к ограничению, устранению и (или) недопущению конкуренции, что запрещено пунктом 2 части 1 статьи 15 закона о защите конкуренции.

 Статья 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» представляет собой формальный состав правонарушения, который не требует обязательного наступления негативных последствий. Для определения в действиях субъектов квалифицирующих признаки состава данного нарушения, достаточно выявить факт наличия действий органа местного самоуправления, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что и было сделано Комиссией при рассмотрении дела.

Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что действия Администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан при установлении в Административном регламенте по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков в муниципальном районе Шаранский район Республика Башкортостан» требований к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации,  нарушают пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Вместе с тем, 17.09.2013 при рассмотрении дела №А-131/15-13 Администрацией представлено постановление главы Администрации МР Шаранский район РБ от 16.09.2013 №П-1211/3, согласно которому в Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков в муниципальном районе Шаранский район Республика Башкортостан», утвержденный пунктом 1 постановления Администрации МР Шаранский район РБ от 13.02.2013 №148/3 признан утратившим силу. Также материалы дела представлен проект Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков в муниципальном районе Шаранский район Республика Башкортостан» с внесенными изменениями, в соответствии пунктом 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает дело о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

С учетом изложенного, Комиссией принято решение о прекращении производства в отношении Администрации муниципального района Шаранский район РБ, в связи с добровольным устранением нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

За нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания. Если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 15 Закона о защите конкуренции  представляет собой формальный состав правонарушения, который не требует обязательного наступления негативных последствий. Для определения в действиях субъектов квалифицирующих признаков состава данного нарушения достаточно выявить факт наличия действий или бездействия органа местного самоуправления, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что и было сделано Комиссией при рассмотрении дела.

На основании изложенного, а также учитывая, что нормы Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» носят упреждающий нарушение антимонопольного законодательства характер, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями. 1 – 4 статьи 41, статьей 48, части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать Администрацию муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан, нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Производство по делу №А-131/15-13 в отношении Администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Башкортостанского УФАС России для принятия мер административного реагирования.

 

Председатель комиссии                                                                                   

<…>

Члены комиссии                                                                       

            

 

           <…>

 

        <…>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу №А-131/15-13

 

Резолютивная часть решения оглашена: 17.09.2013.

В полном объеме решение изготовлено: 30.09.2013.                                                 г. Уфа, ул. Пушкина, д. 95

 

         Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя комиссии:

<…> – заместителя  руководителя Управления Федеральной  антимонопольной службы по Республике Башкортостан,

членов комиссии:

<…>. – начальника отдела контроля органов власти,

<…>– специалиста-эксперта отдела контроля органов власти,

в присутствии представителей:

от Администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан – <…>по доверенности №44 от 04.09.2013 года,

рассмотрев дело №А-131/15-13 в отношении Администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан (452630, Республика Башкортостан, Шаранский район, с.Шаран, ул.Пролетарская, 1) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» при предоставлении муниципальной услуги по выдаче градостроительных планов земельных участков,

руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан в соответствии с планом проведения плановых проверок отделом контроля органов власти территориальных органов федеральных органов государственной власти, органов власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований на 2013 год на основании Приказа Башкортостанского УФАС России от 07.05.2013 №145 (с изменениями от 31.05.2013 №176) о проведении плановой проверки была проведена проверка в отношении Администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан.

Основанием для возбуждения дела №А-131/15-13 послужило обнаружение Башкортостанским УФАС России признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в действиях Администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан в части установления требований о предоставлении заявителем вместе с заявлением о предоставлении муниципальной услуги, документов, предоставление которых в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса РФ не требуется.

Приказом Башкортостанского УФАС России от 12.08.2013 №310 возбуждено дело №А-131/15-12 по признакам нарушения Администрацией муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается  необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка (далее также ГПЗУ) является необходимым документом для получения разрешения на строительство, а значит его непредставление может привести к истечению срока действия договора аренды земли для строительства, нарушению сроков начала строительства, само по себе установление   требований о предоставлении заявителем для получения ГПЗУ документов, не предусмотренных законодательством, может препятствовать осуществлению предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов и нарушить их права и законные интересы.  Аналогичной позиции придерживаются арбитражные суды (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 декабря 2012 г. N 18АП-12288/12). Препятствование осуществлению предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов и нарушение их прав и законных интересов, может привести к ограничению, устранению и (или) недопущению конкуренции, что запрещено частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно положениям статей 41, 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план является одним из видов документов по планировке территории, наряду с проектом межевания и проектом планировки территории. Его отличительной особенностью является то, что градостроительный план выдаётся применительно к конкретному сформированному и поставленному на кадастровый учёт земельному участку, предназначенному для строительства или реконструкции, а не применительно к территории в целом.

Порядок подготовки ГПЗУ регламентирован в части 17 статьи 46 Градостроительным кодексом Российской Федерации: «В случае если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы».

Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению физического или юридического лица и является обязанностью органа местного самоуправления, не обусловленной требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением документов, указанных пунктом 6 части 1 статьи 7 Закона о предоставлении государственных и муниципальных услуг, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг.

Кроме того, согласно статье 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статье 57 Градостроительного кодекса ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности осуществляется органами местного самоуправления городских округов, органами местного самоуправления муниципальных районов путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности. В силу части 5 статьи 56 Градостроительного кодекса на каждый земельный участок, который застроен или подлежит застройке, открывается дело, содержащее, в том числе,  градостроительный план земельного участка, результаты инженерных изысканий, сведения о площади, о высоте и количестве этажей объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения и  т. д.

Как следует из материалов дела, пункт 2.6 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков в муниципальном районе Шаранский район Республика Башкортостан», утвержденного Постановлением главы Администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан №П-148/3 от 13.02.2013,  содержит требование о представлении заявителем материалов для подготовки градостроительного плана земельного участка, не соответствующих пункту 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Так, у заявителя испрашиваются технический паспорт, либо техническое описание на объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемом земельном участке; материалы действующей (актуализированной) топографической съемки на территорию земельного участка.

В соответствии с пунктом 2.7 указанного Административного регламента в случае несоответствия комплектности представленных документов материалы возвращаются заявителю.

Исходя из сказанного выше, действия Администрации МР Шаранский район РБ по разработке и утверждению в нарушение части 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 1 и 6 Закона о предоставлении государственных и муниципальных услуг Административого регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков в муниципальном районе Шаранский район Республика Башкортостан» на территории муниципального района,  могли привести к необоснованному препятствованию осуществлению предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов и нарушению их прав и законных интересов, что, в свою очередь, могло привести к ограничению, устранению и (или) недопущению конкуренции, что запрещено пунктом 2 части 1 статьи 15 закона о защите конкуренции.

 Статья 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» представляет собой формальный состав правонарушения, который не требует обязательного наступления негативных последствий. Для определения в действиях субъектов квалифицирующих признаки состава данного нарушения, достаточно выявить факт наличия действий органа местного самоуправления, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что и было сделано Комиссией при рассмотрении дела.

Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что действия Администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан при установлении в Административном регламенте по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков в муниципальном районе Шаранский район Республика Башкортостан» требований к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации,  нарушают пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Вместе с тем, 17.09.2013 при рассмотрении дела №А-131/15-13 Администрацией представлено постановление главы Администрации МР Шаранский район РБ от 16.09.2013 №П-1211/3, согласно которому в Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков в муниципальном районе Шаранский район Республика Башкортостан», утвержденный пунктом 1 постановления Администрации МР Шаранский район РБ от 13.02.2013 №148/3 признан утратившим силу. Также материалы дела представлен проект Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка, утверждение, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков в муниципальном районе Шаранский район Республика Башкортостан» с внесенными изменениями, в соответствии пунктом 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает дело о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

С учетом изложенного, Комиссией принято решение о прекращении производства в отношении Администрации муниципального района Шаранский район РБ, в связи с добровольным устранением нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

За нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания. Если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 15 Закона о защите конкуренции  представляет собой формальный состав правонарушения, который не требует обязательного наступления негативных последствий. Для определения в действиях субъектов квалифицирующих признаков состава данного нарушения достаточно выявить факт наличия действий или бездействия органа местного самоуправления, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что и было сделано Комиссией при рассмотрении дела.

На основании изложенного, а также учитывая, что нормы Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» носят упреждающий нарушение антимонопольного законодательства характер, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями. 1 – 4 статьи 41, статьей 48, части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать Администрацию муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан, нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Производство по делу №А-131/15-13 в отношении Администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Башкортостанского УФАС России для принятия мер административного реагирования.

 

Председатель комиссии                                                                                   

<…>

Члены комиссии                                                                       

            

 

           <…>

 

        <…>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => А-131/15-13 [format] => [safe_value] => А-131/15-13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 58 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 58 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => filtered_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-09-30 04:36:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-09-30 04:36:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1394512929 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Башкортостанское УФАС России )