Решение по делу А-87/10-13 в отношении ОАО «УЖХ Октябрьского района г.Уфы РБ»

Номер дела: А-87/10-13
Дата публикации: 16 августа 2013, 18:22

РЕШЕНИЕ

 по  делу   № А-87/10-13  о нарушении 

антимонопольного  законодательства

                                                                                                                г. Уфа, ул. Пушкина, 95

 

Резолютивная часть  решения оглашена    «12»  августа  2013г. 

   Решение  в полном объеме  изготовлено   «16»  августа   2013г.  

 

   Комиссия     Башкортостанского   УФАС   России    по  рассмотрению дела о нарушении  антимонопольного законодательства (далее – Комиссия)  в составе: Председателя Комиссии: <...>;  в присутствии представителей: от Открытого акционерного общества Управление жилищного хозяйства Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан - <...> по доверенности от 09.01.2013г. и <...> по доверенности от 09.01.2013г.;  от Общества с ограниченной ответственностью «Энергетическая сбытовая компания Башкортостан» РусГидро  - <...> по доверенности от 29.11.2012г. (исх.№007/449); без участия  - <...> (далее-заявитель), надлежащим образом уведомленного,

         рассмотрев дело №А-87/10-13 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом Управление жилищного хозяйства Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450098, Россия, РБ, г.Уфа, ул.Комсомольская, 165/1) (далее - ОАО «УЖХ Октябрьского района ГО г.Уфа РБ») и  Общества с ограниченной ответственностью «Энергетическая сбытовая компания Башкортостан» РусГидро  (450080, Россия, РБ, г.Уфа, ул.Степана Злобина, 31/4) (далее-ООО «ЭСКБ»)    пункта  4 части 1 статьи 10   Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"  (далее - Закона о защите конкуренции), 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан  поступила жалоба   <...> по вопросу прекращения электроснабжения нежилого помещения, расположенного по адресу: 50 лет Октября,45/1, г.Уфа.

Исходя из обращения заявителя, 03.04.2013г. ОАО «УЖХ Октябрьского района г.Уфы РБ» в одностороннем порядке прекратило электроснабжение нежилого  помещения, расположенного по адресу: 50 лет Октября,45/1, г.Уфа. К своей жалобе заявитель приложил Акт  об отключении от питания электроэнергии в связи с не заключением договорного соглашения на потребление электричеством,  составленный главным инженером ООО ЖЭУ «Квартал» <...>, электриком ООО ЖЭУ «Квартал» <...> и  <...> (ИП).

Заявителем также  приложена  квитанция об оплате  за коммунальные услуги от 28.03.2013г. в сумме  2 881,88 руб. (две тысячи восемьсот восемьдесят один) руб. 88 коп.

Заявитель просил антимонопольный орган принять соответствующие меры, а также обязать ОАО «УЖХ Октябрьского района г.Уфы РБ» заключить договор электроснабжения, а также возобновить электроснабжения нежилого помещения, расположенного по адресу: 50 лет Октября,45/1, г.Уфа, РБ, Россия.

        Управлением  в соответствии со статьей 39.1 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в адрес ОАО «УЖХ Октябрьского района г.Уфы РБ» направлено Предупреждение  №21 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (исх.№5/7889 от 19.07.2013г.) , а именно: прекратить нарушение п. 5. ч. 1 ст. 10  Закона  о  защите конкуренции, путем заключения договора на электроснабжение  нежилого помещения по адресу: Россия, РБ, г.Уфа, ул.50 лет СССР,д.45/1, либо представить мотивированный отказ, на  которое  Управлением получен ответ.

В своем ответе ОАО «УЖХ Октябрьского района г.Уфы  РБ» в частности, подтвердил следующее: «12.04.2013г. ИП <...> действительно обратился в ОАО «УЖХ Октябрьского района г.Уфы  РБ». Однако на данное обращение 22.04.2013г. был направлен ответ  (исх.1670ж от 22.04.2013г.), что ОАО «УЖХ Октябрьского района г.Уфы  РБ» не является гарантирующим поставщиком электроэнергии (не занимается передачей или производством электрической энергии) следовательно, не вправе самостоятельно заключать договоры электроснабжения нежилого помещения. Для заключения договора  с  ОАО «УЖХ Октябрьского района  г.Уфы  РБ» на технологическое присоединение необходимо, в соответствии с пунктом 3.1 части 2 статьи 44 Жилищного Кодекса РФ получить согласие не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном  жилом доме №45/1 по ул.50 лет СССР, разработать проект электроснабжения нежилого помещения, согласовать проект с сетевой организацией и заключить договор с энергосбытовой компанией».

Исследовав  документы, приложенные  к обращению; документы и информацию представленную на  запрос антимонопольного органа, и в связи с не исполнением Предупреждения №21 Управлением возбуждено дело №А-87/10-13 в отношении  ОАО «УЖХ Октябрьского района г.Уфы  РБ»  по признакам нарушения пункта  4  части  1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 В соответствии с пунктом 4 части 1 ст.10 Закона о защите конкуренции: запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара…

Определением о назначении дела №А-87/10-13 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению  (исх.№5/6445 от 18.06.2013)  у сторон запрошены  необходимые документы.

Рассмотрев имеющиеся в деле информацию и документы, представленные лицами, участвующими в деле – заявителем и  ОАО «УЖХ Октябрьского района г.Уфы РБ» на запрос Управления от 26.04.2013 №5/4526,в соответствии с Определением о назначении дела №А-87/10-13 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению  (исх.№5/6445 от 18.06.2013), а также Определениями об отложении рассмотрения данного дела от 02.07.2013г. и 18.07.2013г.,  Комиссия установила  следующее.

Комитетом по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Арендодатель) и Индивидуальным предпринимателем <...> (далее-Арендатор)  заключен Договор №25829 аренды объекта муниципального нежилого фонда- помещения муниципального нежилого фонда (далее-объекты) подвал 116,5 кв.м: №1,2,2а,3,3а,4-7,69, расположенные по адресу: Октябрьский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ул.50 лет СССР, д.45,корпус 1 Литера А, общей площадью 116,5 кв.м., для использования под административную деятельность, спорт, бытовые услуги, прочие виды использования. Договор заключен  на срок  с 27.07.2012г. по 27.07.2017г.

Исходя из дополнительных материалов, представленных заявителем (вх.6803 от 14.05.2013), Договор на энергоснабжение между заявителем и ООО «ЭСКБ» не заключен. Электроснабжение нежилого помещения многоквартирного жилого дома по адресу:50 лет Октября,45/1, г.Уфа, в период  с 27.07.2012г. по 31.03.2013г. осуществлялось ОАО УЖХ Октябрьского района ГО г.Уфа РБ  в соответствии с Договором №F00000247/Квартал от 01.01.2013г., заключенным между ОАО «УЖХ Октябрьского района г.Уфы РБ»  и ИП <...> на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, предоставление коммунальных и иных услуг.

Заявителем представлена копия заявления  в адрес ОАО «УЖХ Октябрьского района г.Уфы РБ» с приложением Акта о неиспользовании нежилых помещений по договору №25829 от 27.07.2012, где в частности говорится о том, что   нежилые помещения по ул.50 лет СССР 45/1 Литера А под номером 3,4,5,6,7 в период с 27.07.2012 по 19.12.2012 занимались под строительные материалы при проведении капитального ремонта дома. Данный Акт подписан главным инженером ЖЭУ Квартал.

Между ОАО «УЖХ Октябрьского района г.Уфы РБ» и ИП <...> заключен Договор  №F00000247/Квартал от 01.01.2013г. на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, предоставление коммунальных и иных услуг.

Зоной ответственности обслуживания Управляющей организации, согласно Акту разграничения зон  ответственности обслуживания инженерного оборудования многоквартирного дома между управляющей организацией и собственником, нанимателем, арендатором или иным законным пользователем помещением собственника (приложение №3 к договору) относится также внутридомовая система электроснабжения.

ОАО «УЖХ Октябрьского района г.Уфы РБ» предъявил  ИП <...> счет-фактуру  №2938 от 31.03.2013г. за электроэнергию за период с 27.07.2012г. по 31.03.2013г. на общую сумму 2 881,88 руб. с учетом НДС 18%).

Согласно информации и документов, представленных ОАО УЖХ Октябрьского района г.Уфы (вх.6730 от 13.05.2013) ИП <...> подключился к сетям электропотребления жилого дома самостоятельно без согласования с ОАО «УЖХ Октябрьского района ГО г.Уфа» или собственниками помещений многоквартирного дома №45/1 по ул.50 лет СССР.

Счет-фактура №2938 от 31.03.2013г. была выставлена на основании письма ООО «Башкирэнерго» вне зависимости от наличия или отсутствия согласования технологического присоединения, ввиду пользования электрическими сетями ИП <...> и на основании неоднократных обращений собственников помещений многоквартирного дома №45/1 по ул.50 лет СССР. Тариф за 1 кВт электроэнергии составляет 2,02 руб., так же, как и у всех собственников многоквартирного жилого дома.

Отключение электропотребления помещения ИП <...> было произведено из-за отсутствия подписанного договора на долевое участие, а также неуплаты за коммунальные услуги при неоднократных телефонных звонках.

ООО «Башкирэнерго» письмом от 18.03.2013 №1626, в связи с поступившим обращением  ИП <...> на технологическое присоединение к электрическим сетям нежилого помещения (7 кВтх220В), расположенного по адресу: РБ,г.Уфа,Октябрьский район,ул.50 лет СССР,д.45,корпус1,Литера А, просил ОАО «УЖХ Октябрьского района ГО г.Уфа» согласовать опосредованное технологическое присоединение от ВРУ-0,4 кв жилого дома, находящейся на балансе ОАО «УЖХ Октябрьского района ГО г.Уфа», либо предоставить мотивированный отказ.

ОАО «УЖХ Октябрьского района ГО г.Уфа» письмом от 26.03.2013 №1765 ответил ВРЭС ПО «УГЭС» о том, что не возражает при  выполнении следующих  условий:

Разработать проект электроснабжения нежилого помещения и согласовать проект с сетевой организацией и заключить договор электроснабжения с энергосбытовой компанией.

На запрос Управления ОАО «УЖХ Октябрьского района ГО г.Уфа» представлено письмо председателя Домкома МКД <...>, адресованного в МБУ УЖХ г.Уфы, в котором также говорится, что   в связи с отсутствием  договора между ОАО «УЖХ Октябрьского района ГО г.Уфа»  и арендатором- ИП <...>, владельцы парикмахерской не оплачивают коммунальные услуги ( п.4  письма).

При рассмотрении дела  Комиссия  установила, что ОАО «УЖХ Октябрьского района ГО г.Уфа РБ» письмом  от 22.04.2013г. №1670ж  сообщил ИП <...> о том, что ОАО «УЖХ Октябрьского района ГО г.Уфа РБ» не является гарантирующим поставщиком электроэнергии и рекомендовал ему обратиться  по данному вопросу в ООО «ЭСКБ».

ОАО «УЖХ Октябрьского района ГО г.Уфа» письмом №1022 от 21.03.2013г. также сообщил ИП <...> о том, что Справки с ООО «Квартал» об отсутствии мусора и о нецелевом использовании помещений считаются недействительными на основании прилагаемого письма, подписанного руководителем предприятия ООО «Квартал»  и  предложил ИП <...> срочно подписать договор на долевое участие в содержании жилого дома и оплатить все расходы согласно договору.

В материалах дела имеется Уведомление, направленное Руководителю парикмахерской, расположенной по адресу: г.Уфа, ул.50 лет СССР, д.45/1, в котором  изложено  следующее: «… Вами не заключен договор «На долевое участие в содержании общего имущества многоквартирного дома». В связи с этим у Вас образовалась задолженность».

В ходе  рассмотрения данного дела представитель ООО «ЭСКБ» подтвердила, что Договор электроснабжения с ОАО «УЖХ Октябрьского района г.Уфы РБ» заключен в 2009 году, а Договор электроснабжения с ИП <...> не заключен.

С учетом вышеизложенного, Комиссия установила, что ИП <...> не заключал  Договор электроснабжения  ни с ОАО «УЖХ Октябрьского района г.Уфы  РБ»,  ни с ООО «ЭСКБ» и других договоров, кроме Договора с ОАО «УЖХ Октябрьского района г.Уфы РБ»  на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, предоставление коммунальных и иных услуг №F00000247/Квартал от 01.01.2013г. не имеет.

Согласно ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Для квалификации действий общества ОАО «УЖХ Октябрьского района г.Уфы РБ» по названной статье должны быть доказаны как совершение хозяйствующим субъектом запрещенных действий, влекущих негативные последствия для конкуренции либо ущемление прав иных лиц, так и доминирующее положение указанного субъекта на соответствующем рынке.

В соответствии с пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) услуги по передаче электрической энергии относятся к деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями; территориальная сетевая организация является коммерческой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети.

Общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг определяют Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила недискриминационного доступа).

В пункте 6 указанных Правил установлено, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя.

Вместе с тем переток электроэнергии представляет собой ее перемещение по линиям электропередач и другим объектам электросетевого хозяйства. Соблюдение запрета на препятствование перетоку становится обязанностью лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства при определенных условиях, установленных Правилами недискриминационного доступа. При этом осуществление перетока на безвозмездной основе как соблюдение названного запрета не является услугой передачи электроэнергии в смысле стаьи 3 Закона об электроэнергетике и статьи 4 Закона о естественных монополиях.

 

Пунктом 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг, договор оказания этих услуг является публичным.

В силу ст. 4 Закона о защите конкуренции под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно определению услуги передачи электроэнергии при безвозмездном характере деятельности лиц, обеспечивающих беспрепятственный переток электроэнергии, товарного рынка в целях применения статьи 10 Закона о защите конкуренции не существует.

Невыполнение запрета на воспрепятствование перетоку электроэнергии, предусмотренного нормами Правил недискриминационного доступа, без доказательств доминирующего положения на товарном рынке и злоупотребления рыночной властью не может повлечь квалификацию действий по статье 10 Закона о защите конкуренции.

Пунктом 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике установлено, что обязательным условием оказания услуг по передаче электрической энергии покупателю является его участие в оптовом рынке или наличие у такого покупателя заключенного с производителем или иным поставщиком электрической энергии договора купли-продажи электрической энергии, исполнение обязательств по которому осуществляется надлежащим образом, в связи с чем для осуществления законного потребления электрической энергии предприниматель как потребитель должен заключить договор электроснабжения с энергоснабжающей организацией. Данные обстоятельства подтверждаются и судебной практикой (Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 20.11.2012 г. №2513/12).

В ходе рассмотрения дела о нарушении ОАО «УЖХ Октябрьского района г.Уфы РБ» антимонопольного законодательства установлено, что у предпринимателя <...> отсутствует договор поставки электрической энергии, заключенный с какой-либо энергоснабжающей организацией.

В соответствии с п. 2 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

ИП <...> не представил документы о надлежащем технологическом присоединении электрооборудования к объектам электросетевого хозяйства общества ОАО «УЖХ Октябрьского района г.Уфы РБ» или к иным сетям.

В данном случае ОАО «УЖХ Октябрьского района г. Уфы РБ» не является ни энергоснабжающей, ни энергосбытовой, ни сетевой организацией, оно оказывало коммунальные услуги по договорам, являясь потребителем электроэнергии.

После всестороннего анализа всех представленных сторонами документов Комиссия Башкортостанского УФАС России пришла к выводу об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства со стороны ОАО «УЖХ Октябрьского района г.Уфы РБ».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия Башкортостанского УФАС России 

 

Р Е Ш И Л А:

 

           1.Признать, что в действиях   ОАО «УЖХ Октябрьского района г.Уфы  РБ» отсутствует нарушение  антимонопольного законодательства.

          2. В соответствии с пунктом  2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с  отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в  действиях ОАО «УЖХ Октябрьского района г.Уфы  РБ».

 

 

Председатель  Комиссии <...>

Члены Комиссии:<...><...><...>

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в  Арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

             Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

stdClass Object ( [vid] => 10051 [uid] => 5 [title] => Решение по делу А-87/10-13 в отношении ОАО «УЖХ Октябрьского района г.Уфы РБ» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10051 [type] => solution [language] => ru [created] => 1385977179 [changed] => 1390369327 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1390369327 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

 по  делу   № А-87/10-13  о нарушении 

антимонопольного  законодательства

                                                                                                                г. Уфа, ул. Пушкина, 95

 

Резолютивная часть  решения оглашена    «12»  августа  2013г. 

   Решение  в полном объеме  изготовлено   «16»  августа   2013г.  

 

   Комиссия     Башкортостанского   УФАС   России    по  рассмотрению дела о нарушении  антимонопольного законодательства (далее – Комиссия)  в составе: Председателя Комиссии: <...>;  в присутствии представителей: от Открытого акционерного общества Управление жилищного хозяйства Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан - <...> по доверенности от 09.01.2013г. и <...> по доверенности от 09.01.2013г.;  от Общества с ограниченной ответственностью «Энергетическая сбытовая компания Башкортостан» РусГидро  - <...> по доверенности от 29.11.2012г. (исх.№007/449); без участия  - <...> (далее-заявитель), надлежащим образом уведомленного,

         рассмотрев дело №А-87/10-13 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом Управление жилищного хозяйства Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450098, Россия, РБ, г.Уфа, ул.Комсомольская, 165/1) (далее - ОАО «УЖХ Октябрьского района ГО г.Уфа РБ») и  Общества с ограниченной ответственностью «Энергетическая сбытовая компания Башкортостан» РусГидро  (450080, Россия, РБ, г.Уфа, ул.Степана Злобина, 31/4) (далее-ООО «ЭСКБ»)    пункта  4 части 1 статьи 10   Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"  (далее - Закона о защите конкуренции), 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан  поступила жалоба   <...> по вопросу прекращения электроснабжения нежилого помещения, расположенного по адресу: 50 лет Октября,45/1, г.Уфа.

Исходя из обращения заявителя, 03.04.2013г. ОАО «УЖХ Октябрьского района г.Уфы РБ» в одностороннем порядке прекратило электроснабжение нежилого  помещения, расположенного по адресу: 50 лет Октября,45/1, г.Уфа. К своей жалобе заявитель приложил Акт  об отключении от питания электроэнергии в связи с не заключением договорного соглашения на потребление электричеством,  составленный главным инженером ООО ЖЭУ «Квартал» <...>, электриком ООО ЖЭУ «Квартал» <...> и  <...> (ИП).

Заявителем также  приложена  квитанция об оплате  за коммунальные услуги от 28.03.2013г. в сумме  2 881,88 руб. (две тысячи восемьсот восемьдесят один) руб. 88 коп.

Заявитель просил антимонопольный орган принять соответствующие меры, а также обязать ОАО «УЖХ Октябрьского района г.Уфы РБ» заключить договор электроснабжения, а также возобновить электроснабжения нежилого помещения, расположенного по адресу: 50 лет Октября,45/1, г.Уфа, РБ, Россия.

        Управлением  в соответствии со статьей 39.1 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в адрес ОАО «УЖХ Октябрьского района г.Уфы РБ» направлено Предупреждение  №21 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (исх.№5/7889 от 19.07.2013г.) , а именно: прекратить нарушение п. 5. ч. 1 ст. 10  Закона  о  защите конкуренции, путем заключения договора на электроснабжение  нежилого помещения по адресу: Россия, РБ, г.Уфа, ул.50 лет СССР,д.45/1, либо представить мотивированный отказ, на  которое  Управлением получен ответ.

В своем ответе ОАО «УЖХ Октябрьского района г.Уфы  РБ» в частности, подтвердил следующее: «12.04.2013г. ИП <...> действительно обратился в ОАО «УЖХ Октябрьского района г.Уфы  РБ». Однако на данное обращение 22.04.2013г. был направлен ответ  (исх.1670ж от 22.04.2013г.), что ОАО «УЖХ Октябрьского района г.Уфы  РБ» не является гарантирующим поставщиком электроэнергии (не занимается передачей или производством электрической энергии) следовательно, не вправе самостоятельно заключать договоры электроснабжения нежилого помещения. Для заключения договора  с  ОАО «УЖХ Октябрьского района  г.Уфы  РБ» на технологическое присоединение необходимо, в соответствии с пунктом 3.1 части 2 статьи 44 Жилищного Кодекса РФ получить согласие не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном  жилом доме №45/1 по ул.50 лет СССР, разработать проект электроснабжения нежилого помещения, согласовать проект с сетевой организацией и заключить договор с энергосбытовой компанией».

Исследовав  документы, приложенные  к обращению; документы и информацию представленную на  запрос антимонопольного органа, и в связи с не исполнением Предупреждения №21 Управлением возбуждено дело №А-87/10-13 в отношении  ОАО «УЖХ Октябрьского района г.Уфы  РБ»  по признакам нарушения пункта  4  части  1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 В соответствии с пунктом 4 части 1 ст.10 Закона о защите конкуренции: запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара…

Определением о назначении дела №А-87/10-13 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению  (исх.№5/6445 от 18.06.2013)  у сторон запрошены  необходимые документы.

Рассмотрев имеющиеся в деле информацию и документы, представленные лицами, участвующими в деле – заявителем и  ОАО «УЖХ Октябрьского района г.Уфы РБ» на запрос Управления от 26.04.2013 №5/4526,в соответствии с Определением о назначении дела №А-87/10-13 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению  (исх.№5/6445 от 18.06.2013), а также Определениями об отложении рассмотрения данного дела от 02.07.2013г. и 18.07.2013г.,  Комиссия установила  следующее.

Комитетом по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Арендодатель) и Индивидуальным предпринимателем <...> (далее-Арендатор)  заключен Договор №25829 аренды объекта муниципального нежилого фонда- помещения муниципального нежилого фонда (далее-объекты) подвал 116,5 кв.м: №1,2,2а,3,3а,4-7,69, расположенные по адресу: Октябрьский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ул.50 лет СССР, д.45,корпус 1 Литера А, общей площадью 116,5 кв.м., для использования под административную деятельность, спорт, бытовые услуги, прочие виды использования. Договор заключен  на срок  с 27.07.2012г. по 27.07.2017г.

Исходя из дополнительных материалов, представленных заявителем (вх.6803 от 14.05.2013), Договор на энергоснабжение между заявителем и ООО «ЭСКБ» не заключен. Электроснабжение нежилого помещения многоквартирного жилого дома по адресу:50 лет Октября,45/1, г.Уфа, в период  с 27.07.2012г. по 31.03.2013г. осуществлялось ОАО УЖХ Октябрьского района ГО г.Уфа РБ  в соответствии с Договором №F00000247/Квартал от 01.01.2013г., заключенным между ОАО «УЖХ Октябрьского района г.Уфы РБ»  и ИП <...> на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, предоставление коммунальных и иных услуг.

Заявителем представлена копия заявления  в адрес ОАО «УЖХ Октябрьского района г.Уфы РБ» с приложением Акта о неиспользовании нежилых помещений по договору №25829 от 27.07.2012, где в частности говорится о том, что   нежилые помещения по ул.50 лет СССР 45/1 Литера А под номером 3,4,5,6,7 в период с 27.07.2012 по 19.12.2012 занимались под строительные материалы при проведении капитального ремонта дома. Данный Акт подписан главным инженером ЖЭУ Квартал.

Между ОАО «УЖХ Октябрьского района г.Уфы РБ» и ИП <...> заключен Договор  №F00000247/Квартал от 01.01.2013г. на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, предоставление коммунальных и иных услуг.

Зоной ответственности обслуживания Управляющей организации, согласно Акту разграничения зон  ответственности обслуживания инженерного оборудования многоквартирного дома между управляющей организацией и собственником, нанимателем, арендатором или иным законным пользователем помещением собственника (приложение №3 к договору) относится также внутридомовая система электроснабжения.

ОАО «УЖХ Октябрьского района г.Уфы РБ» предъявил  ИП <...> счет-фактуру  №2938 от 31.03.2013г. за электроэнергию за период с 27.07.2012г. по 31.03.2013г. на общую сумму 2 881,88 руб. с учетом НДС 18%).

Согласно информации и документов, представленных ОАО УЖХ Октябрьского района г.Уфы (вх.6730 от 13.05.2013) ИП <...> подключился к сетям электропотребления жилого дома самостоятельно без согласования с ОАО «УЖХ Октябрьского района ГО г.Уфа» или собственниками помещений многоквартирного дома №45/1 по ул.50 лет СССР.

Счет-фактура №2938 от 31.03.2013г. была выставлена на основании письма ООО «Башкирэнерго» вне зависимости от наличия или отсутствия согласования технологического присоединения, ввиду пользования электрическими сетями ИП <...> и на основании неоднократных обращений собственников помещений многоквартирного дома №45/1 по ул.50 лет СССР. Тариф за 1 кВт электроэнергии составляет 2,02 руб., так же, как и у всех собственников многоквартирного жилого дома.

Отключение электропотребления помещения ИП <...> было произведено из-за отсутствия подписанного договора на долевое участие, а также неуплаты за коммунальные услуги при неоднократных телефонных звонках.

ООО «Башкирэнерго» письмом от 18.03.2013 №1626, в связи с поступившим обращением  ИП <...> на технологическое присоединение к электрическим сетям нежилого помещения (7 кВтх220В), расположенного по адресу: РБ,г.Уфа,Октябрьский район,ул.50 лет СССР,д.45,корпус1,Литера А, просил ОАО «УЖХ Октябрьского района ГО г.Уфа» согласовать опосредованное технологическое присоединение от ВРУ-0,4 кв жилого дома, находящейся на балансе ОАО «УЖХ Октябрьского района ГО г.Уфа», либо предоставить мотивированный отказ.

ОАО «УЖХ Октябрьского района ГО г.Уфа» письмом от 26.03.2013 №1765 ответил ВРЭС ПО «УГЭС» о том, что не возражает при  выполнении следующих  условий:

Разработать проект электроснабжения нежилого помещения и согласовать проект с сетевой организацией и заключить договор электроснабжения с энергосбытовой компанией.

На запрос Управления ОАО «УЖХ Октябрьского района ГО г.Уфа» представлено письмо председателя Домкома МКД <...>, адресованного в МБУ УЖХ г.Уфы, в котором также говорится, что   в связи с отсутствием  договора между ОАО «УЖХ Октябрьского района ГО г.Уфа»  и арендатором- ИП <...>, владельцы парикмахерской не оплачивают коммунальные услуги ( п.4  письма).

При рассмотрении дела  Комиссия  установила, что ОАО «УЖХ Октябрьского района ГО г.Уфа РБ» письмом  от 22.04.2013г. №1670ж  сообщил ИП <...> о том, что ОАО «УЖХ Октябрьского района ГО г.Уфа РБ» не является гарантирующим поставщиком электроэнергии и рекомендовал ему обратиться  по данному вопросу в ООО «ЭСКБ».

ОАО «УЖХ Октябрьского района ГО г.Уфа» письмом №1022 от 21.03.2013г. также сообщил ИП <...> о том, что Справки с ООО «Квартал» об отсутствии мусора и о нецелевом использовании помещений считаются недействительными на основании прилагаемого письма, подписанного руководителем предприятия ООО «Квартал»  и  предложил ИП <...> срочно подписать договор на долевое участие в содержании жилого дома и оплатить все расходы согласно договору.

В материалах дела имеется Уведомление, направленное Руководителю парикмахерской, расположенной по адресу: г.Уфа, ул.50 лет СССР, д.45/1, в котором  изложено  следующее: «… Вами не заключен договор «На долевое участие в содержании общего имущества многоквартирного дома». В связи с этим у Вас образовалась задолженность».

В ходе  рассмотрения данного дела представитель ООО «ЭСКБ» подтвердила, что Договор электроснабжения с ОАО «УЖХ Октябрьского района г.Уфы РБ» заключен в 2009 году, а Договор электроснабжения с ИП <...> не заключен.

С учетом вышеизложенного, Комиссия установила, что ИП <...> не заключал  Договор электроснабжения  ни с ОАО «УЖХ Октябрьского района г.Уфы  РБ»,  ни с ООО «ЭСКБ» и других договоров, кроме Договора с ОАО «УЖХ Октябрьского района г.Уфы РБ»  на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, предоставление коммунальных и иных услуг №F00000247/Квартал от 01.01.2013г. не имеет.

Согласно ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Для квалификации действий общества ОАО «УЖХ Октябрьского района г.Уфы РБ» по названной статье должны быть доказаны как совершение хозяйствующим субъектом запрещенных действий, влекущих негативные последствия для конкуренции либо ущемление прав иных лиц, так и доминирующее положение указанного субъекта на соответствующем рынке.

В соответствии с пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) услуги по передаче электрической энергии относятся к деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями; территориальная сетевая организация является коммерческой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети.

Общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг определяют Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила недискриминационного доступа).

В пункте 6 указанных Правил установлено, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя.

Вместе с тем переток электроэнергии представляет собой ее перемещение по линиям электропередач и другим объектам электросетевого хозяйства. Соблюдение запрета на препятствование перетоку становится обязанностью лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства при определенных условиях, установленных Правилами недискриминационного доступа. При этом осуществление перетока на безвозмездной основе как соблюдение названного запрета не является услугой передачи электроэнергии в смысле стаьи 3 Закона об электроэнергетике и статьи 4 Закона о естественных монополиях.

 

Пунктом 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг, договор оказания этих услуг является публичным.

В силу ст. 4 Закона о защите конкуренции под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно определению услуги передачи электроэнергии при безвозмездном характере деятельности лиц, обеспечивающих беспрепятственный переток электроэнергии, товарного рынка в целях применения статьи 10 Закона о защите конкуренции не существует.

Невыполнение запрета на воспрепятствование перетоку электроэнергии, предусмотренного нормами Правил недискриминационного доступа, без доказательств доминирующего положения на товарном рынке и злоупотребления рыночной властью не может повлечь квалификацию действий по статье 10 Закона о защите конкуренции.

Пунктом 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике установлено, что обязательным условием оказания услуг по передаче электрической энергии покупателю является его участие в оптовом рынке или наличие у такого покупателя заключенного с производителем или иным поставщиком электрической энергии договора купли-продажи электрической энергии, исполнение обязательств по которому осуществляется надлежащим образом, в связи с чем для осуществления законного потребления электрической энергии предприниматель как потребитель должен заключить договор электроснабжения с энергоснабжающей организацией. Данные обстоятельства подтверждаются и судебной практикой (Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 20.11.2012 г. №2513/12).

В ходе рассмотрения дела о нарушении ОАО «УЖХ Октябрьского района г.Уфы РБ» антимонопольного законодательства установлено, что у предпринимателя <...> отсутствует договор поставки электрической энергии, заключенный с какой-либо энергоснабжающей организацией.

В соответствии с п. 2 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

ИП <...> не представил документы о надлежащем технологическом присоединении электрооборудования к объектам электросетевого хозяйства общества ОАО «УЖХ Октябрьского района г.Уфы РБ» или к иным сетям.

В данном случае ОАО «УЖХ Октябрьского района г. Уфы РБ» не является ни энергоснабжающей, ни энергосбытовой, ни сетевой организацией, оно оказывало коммунальные услуги по договорам, являясь потребителем электроэнергии.

После всестороннего анализа всех представленных сторонами документов Комиссия Башкортостанского УФАС России пришла к выводу об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства со стороны ОАО «УЖХ Октябрьского района г.Уфы РБ».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия Башкортостанского УФАС России 

 

Р Е Ш И Л А:

 

           1.Признать, что в действиях   ОАО «УЖХ Октябрьского района г.Уфы  РБ» отсутствует нарушение  антимонопольного законодательства.

          2. В соответствии с пунктом  2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с  отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в  действиях ОАО «УЖХ Октябрьского района г.Уфы  РБ».

 

 

Председатель  Комиссии <...>

Члены Комиссии:<...><...><...>

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в  Арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

             Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

 по  делу   № А-87/10-13  о нарушении 

антимонопольного  законодательства

                                                                                                                г. Уфа, ул. Пушкина, 95

 

Резолютивная часть  решения оглашена    «12»  августа  2013г. 

   Решение  в полном объеме  изготовлено   «16»  августа   2013г.  

 

   Комиссия     Башкортостанского   УФАС   России    по  рассмотрению дела о нарушении  антимонопольного законодательства (далее – Комиссия)  в составе: Председателя Комиссии: <...>;  в присутствии представителей: от Открытого акционерного общества Управление жилищного хозяйства Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан - <...> по доверенности от 09.01.2013г. и <...> по доверенности от 09.01.2013г.;  от Общества с ограниченной ответственностью «Энергетическая сбытовая компания Башкортостан» РусГидро  - <...> по доверенности от 29.11.2012г. (исх.№007/449); без участия  - <...> (далее-заявитель), надлежащим образом уведомленного,

         рассмотрев дело №А-87/10-13 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом Управление жилищного хозяйства Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450098, Россия, РБ, г.Уфа, ул.Комсомольская, 165/1) (далее - ОАО «УЖХ Октябрьского района ГО г.Уфа РБ») и  Общества с ограниченной ответственностью «Энергетическая сбытовая компания Башкортостан» РусГидро  (450080, Россия, РБ, г.Уфа, ул.Степана Злобина, 31/4) (далее-ООО «ЭСКБ»)    пункта  4 части 1 статьи 10   Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"  (далее - Закона о защите конкуренции), 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан  поступила жалоба   <...> по вопросу прекращения электроснабжения нежилого помещения, расположенного по адресу: 50 лет Октября,45/1, г.Уфа.

Исходя из обращения заявителя, 03.04.2013г. ОАО «УЖХ Октябрьского района г.Уфы РБ» в одностороннем порядке прекратило электроснабжение нежилого  помещения, расположенного по адресу: 50 лет Октября,45/1, г.Уфа. К своей жалобе заявитель приложил Акт  об отключении от питания электроэнергии в связи с не заключением договорного соглашения на потребление электричеством,  составленный главным инженером ООО ЖЭУ «Квартал» <...>, электриком ООО ЖЭУ «Квартал» <...> и  <...> (ИП).

Заявителем также  приложена  квитанция об оплате  за коммунальные услуги от 28.03.2013г. в сумме  2 881,88 руб. (две тысячи восемьсот восемьдесят один) руб. 88 коп.

Заявитель просил антимонопольный орган принять соответствующие меры, а также обязать ОАО «УЖХ Октябрьского района г.Уфы РБ» заключить договор электроснабжения, а также возобновить электроснабжения нежилого помещения, расположенного по адресу: 50 лет Октября,45/1, г.Уфа, РБ, Россия.

        Управлением  в соответствии со статьей 39.1 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в адрес ОАО «УЖХ Октябрьского района г.Уфы РБ» направлено Предупреждение  №21 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (исх.№5/7889 от 19.07.2013г.) , а именно: прекратить нарушение п. 5. ч. 1 ст. 10  Закона  о  защите конкуренции, путем заключения договора на электроснабжение  нежилого помещения по адресу: Россия, РБ, г.Уфа, ул.50 лет СССР,д.45/1, либо представить мотивированный отказ, на  которое  Управлением получен ответ.

В своем ответе ОАО «УЖХ Октябрьского района г.Уфы  РБ» в частности, подтвердил следующее: «12.04.2013г. ИП <...> действительно обратился в ОАО «УЖХ Октябрьского района г.Уфы  РБ». Однако на данное обращение 22.04.2013г. был направлен ответ  (исх.1670ж от 22.04.2013г.), что ОАО «УЖХ Октябрьского района г.Уфы  РБ» не является гарантирующим поставщиком электроэнергии (не занимается передачей или производством электрической энергии) следовательно, не вправе самостоятельно заключать договоры электроснабжения нежилого помещения. Для заключения договора  с  ОАО «УЖХ Октябрьского района  г.Уфы  РБ» на технологическое присоединение необходимо, в соответствии с пунктом 3.1 части 2 статьи 44 Жилищного Кодекса РФ получить согласие не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном  жилом доме №45/1 по ул.50 лет СССР, разработать проект электроснабжения нежилого помещения, согласовать проект с сетевой организацией и заключить договор с энергосбытовой компанией».

Исследовав  документы, приложенные  к обращению; документы и информацию представленную на  запрос антимонопольного органа, и в связи с не исполнением Предупреждения №21 Управлением возбуждено дело №А-87/10-13 в отношении  ОАО «УЖХ Октябрьского района г.Уфы  РБ»  по признакам нарушения пункта  4  части  1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 В соответствии с пунктом 4 части 1 ст.10 Закона о защите конкуренции: запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара…

Определением о назначении дела №А-87/10-13 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению  (исх.№5/6445 от 18.06.2013)  у сторон запрошены  необходимые документы.

Рассмотрев имеющиеся в деле информацию и документы, представленные лицами, участвующими в деле – заявителем и  ОАО «УЖХ Октябрьского района г.Уфы РБ» на запрос Управления от 26.04.2013 №5/4526,в соответствии с Определением о назначении дела №А-87/10-13 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению  (исх.№5/6445 от 18.06.2013), а также Определениями об отложении рассмотрения данного дела от 02.07.2013г. и 18.07.2013г.,  Комиссия установила  следующее.

Комитетом по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Арендодатель) и Индивидуальным предпринимателем <...> (далее-Арендатор)  заключен Договор №25829 аренды объекта муниципального нежилого фонда- помещения муниципального нежилого фонда (далее-объекты) подвал 116,5 кв.м: №1,2,2а,3,3а,4-7,69, расположенные по адресу: Октябрьский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ул.50 лет СССР, д.45,корпус 1 Литера А, общей площадью 116,5 кв.м., для использования под административную деятельность, спорт, бытовые услуги, прочие виды использования. Договор заключен  на срок  с 27.07.2012г. по 27.07.2017г.

Исходя из дополнительных материалов, представленных заявителем (вх.6803 от 14.05.2013), Договор на энергоснабжение между заявителем и ООО «ЭСКБ» не заключен. Электроснабжение нежилого помещения многоквартирного жилого дома по адресу:50 лет Октября,45/1, г.Уфа, в период  с 27.07.2012г. по 31.03.2013г. осуществлялось ОАО УЖХ Октябрьского района ГО г.Уфа РБ  в соответствии с Договором №F00000247/Квартал от 01.01.2013г., заключенным между ОАО «УЖХ Октябрьского района г.Уфы РБ»  и ИП <...> на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, предоставление коммунальных и иных услуг.

Заявителем представлена копия заявления  в адрес ОАО «УЖХ Октябрьского района г.Уфы РБ» с приложением Акта о неиспользовании нежилых помещений по договору №25829 от 27.07.2012, где в частности говорится о том, что   нежилые помещения по ул.50 лет СССР 45/1 Литера А под номером 3,4,5,6,7 в период с 27.07.2012 по 19.12.2012 занимались под строительные материалы при проведении капитального ремонта дома. Данный Акт подписан главным инженером ЖЭУ Квартал.

Между ОАО «УЖХ Октябрьского района г.Уфы РБ» и ИП <...> заключен Договор  №F00000247/Квартал от 01.01.2013г. на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, предоставление коммунальных и иных услуг.

Зоной ответственности обслуживания Управляющей организации, согласно Акту разграничения зон  ответственности обслуживания инженерного оборудования многоквартирного дома между управляющей организацией и собственником, нанимателем, арендатором или иным законным пользователем помещением собственника (приложение №3 к договору) относится также внутридомовая система электроснабжения.

ОАО «УЖХ Октябрьского района г.Уфы РБ» предъявил  ИП <...> счет-фактуру  №2938 от 31.03.2013г. за электроэнергию за период с 27.07.2012г. по 31.03.2013г. на общую сумму 2 881,88 руб. с учетом НДС 18%).

Согласно информации и документов, представленных ОАО УЖХ Октябрьского района г.Уфы (вх.6730 от 13.05.2013) ИП <...> подключился к сетям электропотребления жилого дома самостоятельно без согласования с ОАО «УЖХ Октябрьского района ГО г.Уфа» или собственниками помещений многоквартирного дома №45/1 по ул.50 лет СССР.

Счет-фактура №2938 от 31.03.2013г. была выставлена на основании письма ООО «Башкирэнерго» вне зависимости от наличия или отсутствия согласования технологического присоединения, ввиду пользования электрическими сетями ИП <...> и на основании неоднократных обращений собственников помещений многоквартирного дома №45/1 по ул.50 лет СССР. Тариф за 1 кВт электроэнергии составляет 2,02 руб., так же, как и у всех собственников многоквартирного жилого дома.

Отключение электропотребления помещения ИП <...> было произведено из-за отсутствия подписанного договора на долевое участие, а также неуплаты за коммунальные услуги при неоднократных телефонных звонках.

ООО «Башкирэнерго» письмом от 18.03.2013 №1626, в связи с поступившим обращением  ИП <...> на технологическое присоединение к электрическим сетям нежилого помещения (7 кВтх220В), расположенного по адресу: РБ,г.Уфа,Октябрьский район,ул.50 лет СССР,д.45,корпус1,Литера А, просил ОАО «УЖХ Октябрьского района ГО г.Уфа» согласовать опосредованное технологическое присоединение от ВРУ-0,4 кв жилого дома, находящейся на балансе ОАО «УЖХ Октябрьского района ГО г.Уфа», либо предоставить мотивированный отказ.

ОАО «УЖХ Октябрьского района ГО г.Уфа» письмом от 26.03.2013 №1765 ответил ВРЭС ПО «УГЭС» о том, что не возражает при  выполнении следующих  условий:

Разработать проект электроснабжения нежилого помещения и согласовать проект с сетевой организацией и заключить договор электроснабжения с энергосбытовой компанией.

На запрос Управления ОАО «УЖХ Октябрьского района ГО г.Уфа» представлено письмо председателя Домкома МКД <...>, адресованного в МБУ УЖХ г.Уфы, в котором также говорится, что   в связи с отсутствием  договора между ОАО «УЖХ Октябрьского района ГО г.Уфа»  и арендатором- ИП <...>, владельцы парикмахерской не оплачивают коммунальные услуги ( п.4  письма).

При рассмотрении дела  Комиссия  установила, что ОАО «УЖХ Октябрьского района ГО г.Уфа РБ» письмом  от 22.04.2013г. №1670ж  сообщил ИП <...> о том, что ОАО «УЖХ Октябрьского района ГО г.Уфа РБ» не является гарантирующим поставщиком электроэнергии и рекомендовал ему обратиться  по данному вопросу в ООО «ЭСКБ».

ОАО «УЖХ Октябрьского района ГО г.Уфа» письмом №1022 от 21.03.2013г. также сообщил ИП <...> о том, что Справки с ООО «Квартал» об отсутствии мусора и о нецелевом использовании помещений считаются недействительными на основании прилагаемого письма, подписанного руководителем предприятия ООО «Квартал»  и  предложил ИП <...> срочно подписать договор на долевое участие в содержании жилого дома и оплатить все расходы согласно договору.

В материалах дела имеется Уведомление, направленное Руководителю парикмахерской, расположенной по адресу: г.Уфа, ул.50 лет СССР, д.45/1, в котором  изложено  следующее: «… Вами не заключен договор «На долевое участие в содержании общего имущества многоквартирного дома». В связи с этим у Вас образовалась задолженность».

В ходе  рассмотрения данного дела представитель ООО «ЭСКБ» подтвердила, что Договор электроснабжения с ОАО «УЖХ Октябрьского района г.Уфы РБ» заключен в 2009 году, а Договор электроснабжения с ИП <...> не заключен.

С учетом вышеизложенного, Комиссия установила, что ИП <...> не заключал  Договор электроснабжения  ни с ОАО «УЖХ Октябрьского района г.Уфы  РБ»,  ни с ООО «ЭСКБ» и других договоров, кроме Договора с ОАО «УЖХ Октябрьского района г.Уфы РБ»  на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, предоставление коммунальных и иных услуг №F00000247/Квартал от 01.01.2013г. не имеет.

Согласно ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Для квалификации действий общества ОАО «УЖХ Октябрьского района г.Уфы РБ» по названной статье должны быть доказаны как совершение хозяйствующим субъектом запрещенных действий, влекущих негативные последствия для конкуренции либо ущемление прав иных лиц, так и доминирующее положение указанного субъекта на соответствующем рынке.

В соответствии с пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) услуги по передаче электрической энергии относятся к деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями; территориальная сетевая организация является коммерческой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети.

Общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг определяют Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила недискриминационного доступа).

В пункте 6 указанных Правил установлено, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя.

Вместе с тем переток электроэнергии представляет собой ее перемещение по линиям электропередач и другим объектам электросетевого хозяйства. Соблюдение запрета на препятствование перетоку становится обязанностью лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства при определенных условиях, установленных Правилами недискриминационного доступа. При этом осуществление перетока на безвозмездной основе как соблюдение названного запрета не является услугой передачи электроэнергии в смысле стаьи 3 Закона об электроэнергетике и статьи 4 Закона о естественных монополиях.

 

Пунктом 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг, договор оказания этих услуг является публичным.

В силу ст. 4 Закона о защите конкуренции под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно определению услуги передачи электроэнергии при безвозмездном характере деятельности лиц, обеспечивающих беспрепятственный переток электроэнергии, товарного рынка в целях применения статьи 10 Закона о защите конкуренции не существует.

Невыполнение запрета на воспрепятствование перетоку электроэнергии, предусмотренного нормами Правил недискриминационного доступа, без доказательств доминирующего положения на товарном рынке и злоупотребления рыночной властью не может повлечь квалификацию действий по статье 10 Закона о защите конкуренции.

Пунктом 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике установлено, что обязательным условием оказания услуг по передаче электрической энергии покупателю является его участие в оптовом рынке или наличие у такого покупателя заключенного с производителем или иным поставщиком электрической энергии договора купли-продажи электрической энергии, исполнение обязательств по которому осуществляется надлежащим образом, в связи с чем для осуществления законного потребления электрической энергии предприниматель как потребитель должен заключить договор электроснабжения с энергоснабжающей организацией. Данные обстоятельства подтверждаются и судебной практикой (Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 20.11.2012 г. №2513/12).

В ходе рассмотрения дела о нарушении ОАО «УЖХ Октябрьского района г.Уфы РБ» антимонопольного законодательства установлено, что у предпринимателя <...> отсутствует договор поставки электрической энергии, заключенный с какой-либо энергоснабжающей организацией.

В соответствии с п. 2 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

ИП <...> не представил документы о надлежащем технологическом присоединении электрооборудования к объектам электросетевого хозяйства общества ОАО «УЖХ Октябрьского района г.Уфы РБ» или к иным сетям.

В данном случае ОАО «УЖХ Октябрьского района г. Уфы РБ» не является ни энергоснабжающей, ни энергосбытовой, ни сетевой организацией, оно оказывало коммунальные услуги по договорам, являясь потребителем электроэнергии.

После всестороннего анализа всех представленных сторонами документов Комиссия Башкортостанского УФАС России пришла к выводу об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства со стороны ОАО «УЖХ Октябрьского района г.Уфы РБ».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия Башкортостанского УФАС России 

 

Р Е Ш И Л А:

 

           1.Признать, что в действиях   ОАО «УЖХ Октябрьского района г.Уфы  РБ» отсутствует нарушение  антимонопольного законодательства.

          2. В соответствии с пунктом  2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с  отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в  действиях ОАО «УЖХ Октябрьского района г.Уфы  РБ».

 

 

Председатель  Комиссии <...>

Члены Комиссии:<...><...><...>

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в  Арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

             Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => А-87/10-13 [format] => [safe_value] => А-87/10-13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 54 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 54 [vid] => 6 [name] => Антимонопольный контроль товарных рынков [description] => [format] => [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-08-16 12:22:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-08-16 13:34:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1385977179 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Башкортостанское УФАС России )