Отчет Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по итогам работы за 2008 год

Категория отчета:

Отчет

Управления Федеральной  антимонопольной службы

по Республике Башкортостан

по итогам работы за 2008 год

Раздел I. Антимонопольный контроль

1.1. Работа территориального органа по рассмотрению заявлений по статьям Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»)

Указать общее количество заявлений, поступивших в территориальный орган в отчетном периоде, в скобках – за прошлый год.

В 2008 году в Башкортостанское УФАС России поступило 174 заявления (в 2007 году – 81 заявление) по статьям Закона "О защите конкуренции" всего, из них:

по статье 10 – 42 заявления (в 2007 году – 35 заявлений);

по статье 11 – 7 заявлений (в 2007 году – заявлений не поступало);

по статье 14 – 11 заявлений (в 2007 году – 8 заявлений);

по статье 15 – 31 заявление (в 2007 году – 33 заявления);

по статье 16 – 80 заявлений (в 2007 году – заявлений не поступало);

по статье 17 – 2 заявления (в 2007 году – 3 заявления);

по статье 18 – заявлений не поступало (в 2007 году – 1 заявление);

по статье 19-21 – заявлений не поступало (в 2007 году – 1 заявление);

по статье 35 – 1 заявление (в 2007 году – заявлений не поступало).

 

1.2. Практика выявления и пресечения нарушений

Закона «О защите конкуренции»

1.2.1. Практика выявления и пресечения нарушений Закона «О защите конкуренции» в виде злоупотребления хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке (статья 10 Закона «О защите конкуренции»)

В 2008 году выявлено 34 нарушения статьи 10 Закона "О защите конкуренции" (в 2007 году – 26 нарушений).

Распределение выявленных нарушений статьи 10 Закона "О защите конкуренции" по видам рынков:

электро-теплоэнергия – 19 нарушений (в 2007 году – 17 нарушений);

газ – 3 нарушения (в 2007 году не выявлено нарушений);

нефть и нефтепродукты – 1 нарушение (в 2007 году не выявлено нарушений);

железнодорожный транспорт – 2 нарушения (в 2007 году – 1 нарушение);

автомобильный транспорт – 3 нарушения (в 2007 году не выявлено нарушений);

воздушный транспорт, деятельность аэропортов – 1 нарушение (в 2007 году не выявлено нарушений);

жилищно-коммунальное хозяйство – 4 нарушения (в 2007 году - 3 нарушения);

машиностроительный комплекс – 1 нарушение (в 2007 году не выявлено нарушений);

рынок иных финансовых услуг – не выявлено нарушений (в 2007 году – 3 нарушения);

прочие сферы деятельности на товарных рынках – не выявлено нарушений (в 2007 году – 2 нарушения).

Виды нарушений:

установление, поддержание монопольно высокой цены товара – 2 нарушения;

навязывание невыгодных условий договора – 15 нарушений;

необоснованное сокращение или прекращение производства товара – 5 нарушений;

необоснованный отказ от заключения договора – 3 нарушения;

необоснованное установление различных цен (тарифов) на один товар – 2 нарушения;

создание дискриминационных условий – 3 нарушения;

нарушение порядка ценообразования – 4 нарушения.

Наиболее характерное нарушение - навязывание невыгодных условий договора (44,1 % выявленных нарушений статьи 10 Закона "О защите конкуренции").

В 2008 году возбуждено 33 дела по признакам нарушения статьи 10 Закона "О защите конкуренции" (в 2007 году – 17 дел).

На рост количества возбужденны дел повлияли 2 фактора: увеличение количества обращений хозяйствующих субъектов и увеличение количества дел, возбужденных по инициативе управления.

 

1.2.2. Практика пресечения соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 11 Закона «О защите конкуренции»)

В 2008 году выявлено 6 нарушений статьи 11 Закона "О защите конкуренции" (в 2007 году не выявлено нарушений).

В 2008 году возбуждено 6 дел по признакам нарушения статьи 11 Закона "О защите конкуренции" (в 2007 году дела не возбуждались).

Распределение выявленных нарушений и возбужденных дел по признакам нарушений статьи 11 Закона "О защите конкуренции" по видам нарушений:

раздел товарного рынка – 4 нарушения и 4 дела;

создание препятствий доступу на рынок, выходу с рынка – 2 нарушения и 2 дела.

 

1.2.3. Пресечение недобросовестной конкуренции (статья 14 Закона «О защите конкуренции»)

В 2008 году выявлено 10 нарушений статьи 14 Закона "О защите конкуренции" (в 2007 году – 3 нарушения).

Рост количества выявленных нарушений за 2008 год по сравнению с 2007 годом связан с ростом количества поступивших заявлений и выявленных нарушений по инициативе управления (в 2008 году по инициативе управления возбуждено 27 % дел), часть нарушений статьи 14 была выявлена управлением при рассмотрении материалов о нарушении других статей Закона "О защите конкуренции".

В 2008 году возбуждено 11 дел по признакам нарушения статьи 14 Закона "О защите конкуренции" (в 2007 году – 4 дела).

Распределение возбужденных дел по видам нарушений:

распространение ложных сведений – 3 дела;

введение потребителей в заблуждение – 6 дел;

продажа товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности – 2 дела.

 

1.2.4. Выявление и пресечение актов и действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 15 Закона «О защите конкуренции»)

 

В 2008 году затронуты антиконкурентными актами и действиями органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, следующие сферы:

банковская сфера;

электро-тепоэнергия;

автомобильный транспорт;

жилищно-коммунальное хозяйство;

операции с недвижимым имуществом, включая землю;

сельское и лесное хозяйство;

строительный комплекс;

торговля, общественное питание, бытовое обслуживание.

Затронутые сферы, в основном, аналогичны сферам в 2007 году.

В 2008 году выявлено 210 нарушений статьи 15 Закона "О защите конкуренции" (в 2007 году – 71 нарушение).

Структура выявленных нарушений статьи 15 Закона "О защите конкуренции" по видам нарушений:

ограничение на создание новых х/с, установление запретов на отдельные виды деятельности – 1 нарушение;

необоснованное препятствование осуществлению деятельности х/с – 8 нарушений;

установление запретов на перемещение, продажу (обмен, покупку) товаров – 2 нарушения;

указание о приоритетной поставке товаров, заключении договоров – 2 нарушения;

установление ограничений в выборе продавцов – 1 нарушение;

прочие нарушения – 196 нарушений.

В 2008 году возбуждено 209 дел по признакам нарушения статьи 15 Закона "О защите конкуренции" (в 2007 году – 64 дела).

 

1.2.5. Выявление и пресечение соглашений и согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 16 Закона «О защите конкуренции»)

В 2008 году выявлено 80 нарушений статьи 16 Закона "О защите конкуренции" (в 2007 году – 3 нарушения).

Рост количества выявленных нарушений за 2008 год по сравнению с 2007 годом связан с ростом количества поступивших заявлений. На увеличение количества выявленных нарушений повлияло увеличение количества уведомлений рассмотренных управлением, которые поступили во исполнение требований части 9 статьи 35 Закона "О защите конкуренции".

Структура выявленных нарушений статьи 16 Закона "О защите конкуренции" по видам нарушений:

раздел товарного рынка – 45 нарушений (в 2007 году – не выявлено нарушений);

ограничение доступа на рынок, выхода с рынка – 35 нарушений (в 2007 году – 3 нарушения).

В 2008 году возбуждено 80 дел по признакам нарушения статьи 16 Закона "О защите конкуренции" (в 2007 году – 3 дела).

Структура возбужденных дел по признакам нарушения статьи 16 Закона "О защите конкуренции" по видам нарушений:

раздел товарного рынка – 45 дел (в 2007 году – 0 дел);

ограничение доступа на рынок, выхода с рынка – 35 дел (в 2007 году – 3 дела).

 

1.2.6. Соблюдение антимонопольных требований к торгам (статья 17 Закона "О защите конкуренции")

В 2008 году выявлено 15 нарушений статьи 17 Закона "О защите конкуренции" (в 2007 году – 9 нарушений).

В 2008 году выявлено 15 нарушений статьи 17 Закона "О защите конкуренции", в том числе со стороны органов власти – 14 нарушений.

Структура выявленных нарушений статьи 17 Закона "О защите конкуренции" по видам нарушений:

необоснованное ограничение доступа к участию в торгах – 15 нарушений, в том числе со стороны органов власти – 14 нарушений..

В 2008 году возбуждено 15 дел по признакам нарушения статьи 17 Закона "О защите конкуренции" (в 2007 году – 8 дел).

Структура возбужденных дел по признакам нарушения статьи 17 Закона "О защите конкуренции" по видам нарушений:

нарушение порядка определения победителя торгов – 1 дело;

необоснованное ограничение доступа к участию в торгах – 14 дел, в том числе со стороны органов власти – 14 дел.

 

1.2.7. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (статья 17.1 Закона «О защите конкуренции»)

В 2008 году выявлено 13 нарушений и возбуждено 13 дел по признакам нарушения статьи 17.1 Закона "О защите конкуренции".

 

1.2.8. Особенности отбора финансовых организаций (статья 18 Закона «О защите конкуренции»)

В 2008 году выявлено 41 нарушение (в 2007 году – 1 нарушение) и возбуждено 41 дело (в 2007 году – 1 дело) по признакам нарушения статьи 18 Закона "О защите конкуренции", в том числе со стороны органов власти - 39 нарушений (в 2007 году – 1 нарушение) и 39 дел (в 2007 году – 1 дело).

Причины роста количества выявленных нарушений и возбужденных дел по признакам нарушения статьи 18 Закона "О защите конкуренции" связаны с ростом выявленных нарушений по инициативе управления. Анализ дел, возбужденных по признакам нарушения требований статье 18 Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26 июля 2006 года №135-ФЗ, позволяет сделать вывод, что 60 % из них связаны с несоблюдением конкурсного отбора страховых компаний для страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

 

1.2.9. Выявление и пресечение нарушений порядка предоставления государственной или муниципальной помощи

Башкортостанским УФАС России в 2008 году возбуждено 11 дел по признакам нарушения ст.ст. 19-21 Федерального закона "О защите конкуренции". Выявлено 1 нарушение статей 19-21 Закона «О защите конкуренции». В 2007 году выявлено 2 нарушения, возбуждено 2 дела.

Выявленное нарушение – нарушения при предоставлении органами местного самоуправления земельных участков в аренду сроком на 11 месяцев с целью производства сельскохозяйственной продукции.

Башкортостанским УФАС России в 2008 году рассмотрено 344 ходатайства о предоставлении государственной или муниципальной помощи, в результате рассмотрения ходатайств принято решение об удовлетворении 222 ходатайств, 3 – с введение ограничений, отказано в удовлетворении 103 ходатайств, в 16 случаях выдано уведомление заявителю, что согласие не требуется.

 

1.2.10. Повторность нарушения антимонопольного законодательства

В 2008 году количество повторных нарушений по статьям 10, 11 Закона "О конкуренции" незначительно увеличилось по сравнению с 2007 годом (с 23,07 % в 2007 году к общему количеству нарушений по указанным статьям до 27,5 % к общему количеству нарушений по указанным статьям в 2008 году);

Наибольшая доля повторных нарушений антимонопольного законодательства допущена хозяйствующими субъектами на рынках сопутствующих рынкам газоснабжения и энергоснабжения и вызвана  отсутствием четкого регламентированного нормативными правовыми актами порядка взаимодействия субъектов рынка.

Фактором существенно влияющим на повторные нарушения, является также желание субъектов естественных монополий в сфере транспортировки электроэнергии повлиять на контрагента посредством угрозы или самим отключением электроэнергии. Следует учесть, что для таких монополистов оборотные штрафы не являются существенными и составляют от 10 до 30-40 тысяч рублей.

В 2008 году (как и в 2007 году) отсутствуют хозяйствующие субъекты, допустившие повторное нарушение по статье 14 Закона "О защите конкуренции" в отчетном и наблюдаемом периодах.

В 2008 году количество повторных нарушений по статьям 15, 16, 17, 18, 19-21 Закона "О конкуренции" снизилось по сравнению с 2007 годом (с 30,2 % в 2007 году к общему количеству нарушений по указанным статьям до 22,9 % к общему количеству нарушений по указанным статьям в 2008 году).

Разъяснительная деятельность по применению принципов антимонопольного законодательства среди органов исполнительной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, осуществление функции контроля по реформированию электроэнергегтики, деятельность по адвокатированию Башкортостанского УФАС России способствовала снижению показателя "Повторность нарушения антимонопольного законодательства".

 

1.2.11. Практика изъятия незаконно полученного дохода хозяйствующими субъектами в федеральный бюджет

В 2008 году по результатам рассмотрения дел не принимались решения, в которых включены требования изъятия в федеральный бюджет незаконно полученного дохода хозяйствующими субъектами.

 

1.2.12. Анализ судебной практики по вопросу рассмотрения судами решений территориального органа в случае их обжалования

В 2008 году в результате рассмотрения 421 дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства принято 389 решений о наличии нарушений антимонопольного законодательства и выдано 389 предписаний о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

В 2008 году всего обжаловано 49 решений, из них: признаны судом законными в полном объеме 6 решений; признано судом полностью недействительным 1 обжалованное решение; в стадии судебного обжалования находится 42 обжалованных решений.

В 2008 году Башкортостанское УФАС России в качестве третьих лиц участвовало в 5-ти судебных процессах.   

 

1.3. Отдельные виды государственного антимонопольного контроля

1.3.1. Характеристика работы антимонопольного органа по государственному контролю экономической концентрации

(статьи 27, 28, 29, 30, 31 Закона «О защите конкуренции»)

В 2008 году рассмотрено 27 ходатайств и 44 уведомления,  направляемых участниками хозяйственного оборота в соответствии с требованиями ст.ст. 27-30 Закона "О защите конкуренции", тогда как в 2007 году было рассмотрено на товарном рынке 11 ходатайств и 50 уведомлений.  В 2008 году возросло количество рассмотренных ходатайств и уведомлений и составило 116% к уровню 2007 года. При этом ходатайств о даче предварительного согласия на совершение сделок, подлежащих антимонопольному контролю, рассмотрено больше чем в два раза. 

Следует отметить, что в 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличилось количество ходатайств и уведомлений по приобретению лицом (группой лиц) голосующих акций акционерного общества, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем двадцатью пятью процентами указанных акций; также увеличилось количество ходатайств и уведомлений по приобретению лицом (группой лиц) долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем одной третью долей в уставном капитале данного общества.  

В 2008 году рассмотрено 2169 уведомлений о соглашениях финансовых организаций, достигнутых в любой форме, направление которых  предусмотрено статьей 35 Закона "О защите конкуренции", в 2007 году подобных уведомлений было рассмотрено 283. Рост количества рассмотренных уведомлений финансовых организаций в отчетном периоде по сравнению с предыдущим годом составил более чем в 7 раз.

Активность по приобретению крупных пакетов акций в 2008 году по сравнению с 2007 годом возросла и наблюдалась, в основном, в следующих отраслях: химия и нефтехимия, строительный комплекс, перерабатывающая отрасль (производство молочной продукции), торговля и общественное питание, легкая промышленность, а также инвестиционная и консультационная сферы деятельности.

Рост экономической концентрации в Республике Башкортостан происходил  по  нескольким направлениям:

приобретение заинтересованными компаниями крупных пакетов предприятий и установление контроля над предприятием (в основном, через посредничество инвестиционных компаний);

создание холдинговых компаний, в которых материнская компания становится 100% собственником акций (долей) дочерних компаний.

Экономическая концентрация посредством получения права распоряжаться более 10% основных производственных средств хозяйствующих субъектов в основном связана со следующими причинами:

приобретение производителями производственной базы;

закрепление прав собственности;

изъятие собственности из-под неэффективного управления.

 

В 2008 году всего был проведен анализ 20 товарных рынков, из них:

7 – рынков с целью направления рекомендаций по развитию конкуренции;

13 – рынков в результате рассмотрения ходатайств и уведомлений, представляемых в Башкортостанское УФАС России в соответствии с требованиями статей 27-30 Закона "О защите конкуренции", и в ходе подготовки материалов для рассмотрения дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

 

1.3.2. Государственный контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов (статья 35 Закона «О защите конкуренции»)

В 2008 году хозяйствующими субъектами не подавались заявления в соответствии с частью 1 статьи 35 Закона "О защите конкуренции".

В 2008 году рассмотрено 2169 уведомлений о соглашениях финансовых организаций, достигнутых в любой форме, направление которых  предусмотрено статьей 35 Закона "О защите конкуренции".

В рамках рассмотрения уведомлений, представляемых финансовыми организациями в соответствии с частью 9 статьи 35 Закона "О защите конкуренции" Башкортостанским УФАС России в случаях наличия в данных соглашениях условий, ограничивающих конкуренцию, выставлялись предписания, направленные на устранение нарушения антимонопольного законодательства. Всего выдано 61 предписание.

 

1.3.3. Принудительное разделение или выделение хозяйствующих субъектов (статья 38 Закона «О защите конкуренции»)

Заявления о принудительном разделении или выделении хозяйствующих субъектов в соответствии с названной статьей Закона в 2008 году Башкортостанское УФАС России не рассматривало.

Решение о принудительной реорганизации в форме разделении или выделении в 2008 году принимались лишь применительно к хозяйствующим субъектам в сфере энергетики. Особенности работы Башкортостанского УФАС России по контролю исполнения требований статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 №36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" отражены в разделе 7 настоящей пояснительной записки.

 

1.3.4. Государственный контроль в сферах естественной монополии

(статья 7 Федерального закона «О естественных монополиях»)

В соответствии с пунктом 4 статьи 7  Федерального закона “О естественных монополиях” Башкортостанское УФАС России рассмотрело уведомление открытого акционерного общества, основным видом деятельности которого является осуществление деятельности по эксплуатации наружных систем электроснабжения и наружного освещения: трансформаторных подстанций, распределительных пунктов, воздушных и кабельных линий электропередачи, системы диспетчерского управления, опор и светильников) о приобретении 75,1% обыкновенных акций электросетевой компании, и приняло данное уведомление к сведению.

 

1.4. Организация и проведение выездных проверок

(не подлежит отнесению к конфиденциальной информации)

Башкортостанским УФАС России в 2008 году было проведено 40 выездных проверок по соблюдению Закона "О защите конкуренции".

В 2008 году Башкортостанским УФАС России было проведено 2 выездные проверки по соблюдению требований Закона "О защите конкуренции" совместно с органами прокуратуры:

Проведены плановые выездные проверки - 20, все запланированные проверки проведены.

 

Раздел 2. Контроль рекламной деятельности

Башкортостанским УФАС России в 2008 году всего рассмотрено 229 фактов, указывающих на нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. В результате рассмотрения по 5-ти фактам не установлено нарушений законодательства о рекламе, возбуждены дела по 224 фактам.

Рассмотрено 31 поступившее заявление о нарушении законодательства о рекламе, по результатам рассмотрения возбуждено 26 дел.

Всего в 2008 году возбуждено и рассмотрено 225 дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (224 дела – по фактам нарушения, 1 дело – о противоречии нормативного акта).

По инициативе Башкортостанского УФАС России возбуждено 199 дел (88,4 % всех возбужденных и рассмотренных дел).

В результате рассмотрения 225 дел принято 209 решений о наличии нарушений (92,9% рассмотренных дел), выдано 97 предписаний о прекращении нарушения законодательства о рекламе, предписания исполнены.

В 2008 году всего исполнено 100 предписаний: из них 3 предписания, выданных в предыдущие периоды.

В 2008 году обжаловано в суд 4 принятых решения (1,9 % принятых решений о признании нарушений законодательства о рекламе), в результате рассмотрения все обжалованные решения признаны законными и обоснованными.

Проведено 9 выездных проверок соблюдения требований Федерального закона "О рекламе" (в том числе с выездом в города Стерлитамак, Салават, Ишимбай, Бирск, Благовещенск, Сибай, Баймак).

Распределение возбужденных дел (225 дел) по признакам нарушения законодательства о рекламе по видам нарушений:

о противоречии нормативного акта – 1 дело (0,4 % от общего количества возбужденных и рассмотренных дел);

нарушение общих требований к рекламе (статья 5 Федерального закона "О рекламе") – 19 дел (8,5 % от общего количества возбужденных и рассмотренных дел);

нарушение в рекламе о проведении стимулирующих мероприятий (статья 9 Федерального закона "О рекламе" - 6 дел (2,7 % от общего количества возбужденных и рассмотренных дел);

нарушение сроков хранения рекламных материалов (статья 12 Федерального закона "О рекламе) – 1 дело (0,4 % от общего количества возбужденных и рассмотренных дел);

нарушение требований, установленных  к рекламе в периодических печатных изданиях (статья 16 Федерального закона "О рекламе) – 14 дел (6,2 % от общего количества возбужденных и рассмотренных дел);

нарушение требований, установленных к рекламе алкогольной продукции (статья 21 Федерального закона "О рекламе) – 10 дел (4,4 % от общего количества возбужденных и рассмотренных дел);

нарушение требований, установленных к рекламе пива и напитков, изготавливаемых на его основе (статья 22 Федерального закона "О рекламе) – 87 дел (38,7 % от общего количества возбужденных и рассмотренных дел);

нарушение требований, установленных к рекламе табака, табачных изделий и курительных принадлежностей (статья 23 Федерального закона "О рекламе) – 6 дел (2,7 % от общего количества возбужденных и рассмотренных дел);

нарушение требований, установленных к рекламе лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг (статья 24 Федерального закона "О рекламе) – 22 дела (9,8 % от общего количества возбужденных и рассмотренных дел);

нарушение требований, установленных к рекламе биологически активных добавок и пищевых добавок (статья 25 Федерального закона "О рекламе) – 1 дело (0,4 % от общего количества возбужденных и рассмотренных дел);

нарушение требований, установленных к рекламе финансовых услуг (статья 28 Федерального закона "О рекламе) – 58 дел (25,8 % от общего количества возбужденных и рассмотренных дел).

Башкортостанским УФАС России в 2008 году возбуждено и рассмотрено 181 дело об административных правонарушениях по статье 14.3 КоАП РФ (нарушение законодательства о рекламе.

По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях выдано 164 постановления о наложении штрафов на общую сумму 4217,5 тыс. рублей.

Обжаловано в суде и вышестоящему должностному лицу 21 постановление о наложении штрафов.

Результате рассмотрения жалоб:

1 постановление о наложении штрафа отменено полностью;

1 постановление отменено с объявлением устного замечания;

4 постановления изменены (размер штрафов снижен судом до минимального – 40 тыс.рублей).

Одно постановление о наложении штрафа не исполнено в связи со смертью лица.

 

Раздел 3. Контроль размещения заказов (Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд)

3.1. Работа территориального органа по рассмотрению жалоб участников размещения заказов

Комиссией по контролю за размещением заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан в 2008 году была рассмотрена 301 жалоба хозяйствующих субъектов и индивидуальных предпринимателей участников размещения заказа, что в 2,1 раза больше, чем в 2007 году.

Структурный состав поданных жалоб как на действия заказчиков, так и на действия конкурсных, аукционных и котировочных комиссий, специализированной организации распределился следующим образом: при размещении заказа для федеральных нужд – 63 поданных жалоб или 21,0% от общего количества, при размещении заказа для нужд субъекта Российской Федерации – 80 или 27,0 %, для муниципальных нужд - 158 или 52,0%. Следует отметить, что итоги деятельности Башкортостанского УФАС России по контролю за размещением заказа за 2008 год показывают о снижении поступления жалоб от участников размещения заказов для нужд субъекта Российской Федерации и федеральных нужд. Таким образом, вступившие в силу с 1 октября 2007 года изменения в Федеральном  законе от 21.07.2005г. №94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) отразились на изменении структуры поданных жалоб, при удельном весе жалоб, поданных на действия муниципальных заказчиков, за 2008 год 52,0%, рост данного показателя по сравнению с 2007 годом составил 20 процентных пункта.

На основании части 1 статьи 59 Закона о размещении заказов Башкортостанским УФАС России возвращено 55 жалоб. Участниками размещения, подавшими жалобы, на основании части 1 статьи 61 Закона о размещении заказов отозвано 18 жалоб.

В результате рассмотрения по существу обоснованными признаны 139 или 63% жалоб и необоснованными 81 или 37% жалоб. Таким образом, можно сделать вывод как о повышении правового сознания участников размещения заказов, положительном эффекте применения Закона о размещении заказов в части информированности и прозрачности действий государственных и муниципальных заказчиков, так и об отсутствии должного уровня знаний Закона о размещении заказов заказчиками.   

Башкортостанским УФАС России по результатам рассмотрения жалоб по размещению заказов было выдано 150 предложений и предписаний об отмене протоколов, составляемых в процессе размещения заказов, а также о внесении изменений в конкурсные документации и информационные извещения о размещении заказов, 1 решение и предписание обжаловано, процент исполнения - 94%.

В результате рассмотрения жалоб Комиссией Башкортостанского УФАС России были установлены следующие нарушения:

неправильный выбор способа размещения заказа, в т.ч. проведение конкурса, в случае если должен проводиться аукцион;

установление требований к участникам либо к заявке, противоречащих действующему законодательству;

преждевременное вскрытие конвертов;

необоснованный допуск участника;

необоснованный отказ в допуске участника, в т.ч. необоснованный отказ в допуске участника, предложившего наименьшую либо следующую за наименьшей цену при проведении конкурса, аукциона либо запроса котировок;

установление критериев оценки победителя, противоречащих действующему законодательству;

установление критериев, значимость критериев или порядок оценки, по которым выбран победитель, не указаны в конкурсной документации либо отличаются от указанных критериев в конкурсной документации;

сокращен срок подачи заявок;

несвоевременное размещение (опубликование) протоколов или их не размещение (не опубликование).

Наиболее часто встречающиеся нарушения, которые явились основанием для выдачи предложений и предписаний об устранении нарушений, в процентном соотношении от общего объема выявленных нарушений – это необоснованный отказ в допуске участника 36%, установление требований к участникам либо к заявке, противоречащих действующему законодательству – 15%, установление критериев оценки победителя, противоречащих действующему законодательству – 7,3%, установление критериев, значимость критериев или порядок оценки, по которым выбран победитель, не указаны в конкурсной документации либо отличаются от указанных критериев в конкурсной документации – 4,7%. Кроме того, Башкортостанским УФАС России установлены и иные нарушения законодательства о государственных закупках, такие как, несоответствие информации о размещении заказа в конкурсной, аукционной документации и в извещении о размещении заказа, нарушение порядка вскрытия конвертов, не рассмотрение членами конкурсной аукционной, котировочных комиссий зарегистрированных заказчиком конкурсных, аукционных и котировочных заявок, составления протоколов в ходе размещения заказа не в соответствии с Законом о размещении заказов и т.д.

Следует отметить, что большое количество жалоб поступает от участников размещения заказа на проведение открытых аукционов в сфере строительства зданий и сооружений, капитального и текущего ремонта зданий и сооружений.

При этом, по итогам рассмотрения данных жалоб установлено, что зачастую, в нарушение части 2 статьи 34 Закона о размещении заказов, заказчиком в документации об аукционе не устанавливается полностью объем работ, подлежащих выполнению.

Башкортостанским УФАС России в 2008 году рассмотрено 34 обращения о согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), из них в 9 случаях было принято решение об отказе в согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), что составляет 26,5% от поданных на согласование материалов. Основной причиной отказа является не соответствие конкурсной, аукционной документации требованиям Закона о размещении заказов, в тоже время, имелись случаи отказа по причине наличия в конкурсной, аукционной документации фактов ущемления, ограничения конкуренции на конкретных товарных рынках.

 

3.2. Работа по осуществлению проверочных мероприятий

В 2008 году Башкортостанским УФАС России проведено 32 проверки соблюдения требований Закона о размещении заказов, из них количество плановых проверок составило 11 или  34,4%, внеплановых – 21 или 65,6%.

При осуществлении проверочных мероприятий проверено 862 размещений заказов, что в 5,4 раза больше, чем в 2007г., из них для федеральных нужд 821, для нужд субъекта Российской Федерации – 7, для муниципальных нужд – 34. Выявлено заказов с нарушениями 194, что составляет к общему объему проверенных размещений заказов 22,5%.

По результатам проведенных проверок Башкортостанское УФАС России выдано 28 предписаний, возбуждены и рассмотрены административные дела.

Основными нарушениями законодательства о размещении заказов, выявленными в результате контрольной проверочной деятельности в сфере размещения заказов являются:

иные нарушения, такие как несоответствие информации о размещении заказа в конкурсной, аукционной документации и в извещении о размещении заказа, нарушение порядка вскрытия конвертов, не рассмотрение членами конкурсной аукционной, котировочных комиссий зарегистрированных заказчиком конкурсных, аукционных и котировочных заявок, не соответствие требованиям законодательства о закупках оформления протоколов, составляемых и размещаемых во время процедуры закупок,  не соответствие причины отклонения участника размещения заказа, изложенной в протоколе рассмотрения и сопоставления заявок на участие, уведомлению и т.д.;

установление не предусмотренные Законом о размещении заказов требований к участникам размещения заказа, например, наличие опыта выполнения работ (оказание услуг), наличие квалифицированного персонала, наличие производственных мощностей и материально-технических ресурсов, предоставления различных сведений и т.д.;

несвоевременное размещение (опубликование) протоколов или их не размещение.

 

3.3. Работа по ведению реестра недобросовестных поставщиков

В 2008 году в адрес Башкортостанского УФАС России поступило 32 обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, что в 1.6 раз больше, чем в 2007году.

В связи с отсутствием в документах, представленных заказчиком уведомления победителя конкурса, победителя в проведении запроса котировок, единственного участникам  размещения заказа об отказе от заключения контракта  проведено 7 проверок по выявлению  факта уклонения участников размещения заказов от заключения государственных и муниципальных контрактов.

В ходе проведенных проверок Комиссия  Башкортостанского УФАС России в 6 случаях не установила  фактов  уклонения от подписания  муниципальных  и государственных контрактов  участников размещения заказа.

Наиболее распространенными причинами отказа от заключения контракта являются причины, указывающие на наступление у участника размещения заказа обстоятельств, влекущих невозможность заключения контракта в связи с повышением рыночной цены товара, на поставку которого должен быть заключен контракт, а также невозможность поставить товары в срок, указанный в конкурсной /аукционной документации, проекте контракта и в заявке на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок участника размещения заказа. На основании вышеизложенного в 2008 году включено в реестр недобросовестных поставщиков 9 поставщиков:

 

3.4. Практика по выявлению административных правонарушений и привлечению к ответственности

В 2008 году Башкортостанским УФАС России возбуждено 143 дела об административном правонарушении. Из них 34 дела  при размещении заказов для федеральных нужд, 27- при размещении заказов для нужд субъектов Российской Федерации и 82 дела - при размещении заказов для муниципальных нужд.

По итогам рассмотрения дел об административных правонарушениях выдано 114 постановлений о наложении административного штрафа на общую сумму 3 333 000 рублей.

Сумма уплаченного штрафа по постановлениям, не обжалованным и не отмененным судом, составляет 957 000 рублей или 79,6 % от суммы штрафов, подлежащих к взысканию.

Наибольшее количество постановлений о наложении штрафа выдано по части 2 статьи 7.30 КоАП (всего 86 постановлений). Чаще всего члены аукционных и конкурсных комиссий нарушали порядок вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и порядок отбора участников конкурса или участников аукциона на право заключить государственный или муниципальный контракт, а заказчики нарушали порядок размещения заказов, а именно: требования, установленные Законом о размещении заказов к срокам опубликования в официальном печатном издании или размещения на официальном сайте извещения о проведении торгов, протоколов заседаний комиссии, конкурсной документации, документации об аукционе, требования к порядку предоставления конкурсной документации, документации об аукционе, порядку вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, порядку отбора участников конкурса (аукциона).

 

3.5. Анализ судебной практики по вопросу рассмотрения судами ненормативных правовых актов ФАС России в сфере размещения государственного заказ

По итогам рассмотрения дел об административных правонарушениях выдано 114 постановлений.

При этом, 70 постановлений о наложении административных штрафов обжаловано в суд, 59 из которых отменены судом, а производство по данным административным делам прекращено.

Большая часть постановлений о наложении штрафов, отмененных судом, приходится на постановления, вынесенные в соответствии с частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ – 98 % от общего количества постановлений, отмененных судом.

При этом, структурный состав отмененных постановлений о наложении штрафов распределился следующим образом:

при размещении заказов для федеральных нужд – 16 постановлений, из них 27 % от общего количества;

при размещении заказов для нужд субъекта РФ  - 27 постановлений, из них 46 % от общего количества;

при размещении заказов для муниципальных нужд – 16 постановлений, из них 27 % от общего количества.

 

Раздел 4. Практика применения мер административной ответственности в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП)

В 2008 году возбуждено и рассмотрено 417 дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, из них 181 дело – за нарушение законодательства о рекламе, 14 дел – за злоупотребление доминирующим положением, 53 дела – за заключение ограничивающих конкуренцию соглашений, 13 дел – за недобросовестную конкуренцию, 9 дел – за нарушение порядка ценообразования. Общая сумма наложенного штрафа составила более 121 млн.рублей. 

 

Раздел 5. Работа по адвокатированию конкуренции в части предупреждения нарушений антимонопольного законодательства, а также законодательства о размещении заказов, законодательства о рекламе, законодательства о естественных монополиях

Башкортостанским УФАС России в 2008 году проводилась значительная работа по адвокатированию конкуренции: проведены пресс-конференции,  "круглые столы", семинары по вопросам практики применения антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд; более 183 материалов о деятельности управления вышло в печатных СМИ и Интернет, сделано более 70 выступлений на радио и телевидении.

При Башкортостанском УФАС России создан Общественно-консультативный совет. В состав Общественно-консультативного совета вошли представители: Башкортостанского УФАС России, Башкирского регионального отделения «ОПОРА РОССИИ», Торгово-промышленной палаты Республики Башкортостан, Союзов предпринимателей Салаватского, Калтасинского, г.Белебея и Белебеевского района Республики Башкортостан, Башкирской Торговой Ассоциации, Союза организаций кредитной кооперации Республики Башкортостан, Совета Башкортостанского регионального отделения «ДЕЛОВАЯ РОССИЯ», Ассоциации предпринимателей г.Стерлитамака Республики Башкортостан, Ассоциации  организаций предпринимательства Республики Башкортостан, Союза работодателей Республики Башкортостан.

 

Раздел 7. Особенности (специфика) работы территориального органа в отчетном периоде по сравнению с предыдущим годом

Деятельность по реорганизации хозяйствующих субъектов, совмещающих виды деятельности в сфере электроэнергетики (в соответствии с письмом ФАС России (исх.№ ИА/34974 от 23.12.2008)

В связи с возложением на ФАС России полномочий в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (далее - Закон № 36-ФЗ) по контролю за соблюдением субъектами рынка электроэнергетики запрета на совмещение конкурентных и естественно-монопольных видов деятельности, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2006 № 628 "Об утверждении Правил осуществления контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии и о внесении изменения в Положение о Федеральной антимонопольной службе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 331" Башкортостанское УФАС России продолжило контроль исполнения указанных нормативных актов. Об объеме работ по данному направлению могут свидетельствовать следующие данные. 

Согласно плану мероприятий по контролю за выполнением требований статьи 6 Закона № 36-ФЗ в 2008 году проведены 132 камеральные проверки деятельности хозяйствующих субъектов, совмещающих куплю – продажу электроэнергии с деятельностью по передаче электрической энергии по своим сетям, на предмет принятия решений об их принудительной реорганизации.

В результате проверок было установлено:

73 хозяйствующих субъекта отказались от деятельности по купле-продаже электроэнергии в пользу Гарантирующего поставщика (далее ГП);

54 хозяйствующих субъекта формально соблюдают запрет на совмещение видов деятельности в электроэнергетике - объемы электрической энергии, ежемесячно передаваемые этими хозяйствующими субъектами (далее -поставщикам) по принадлежащим им электрическим сетям другим лицам, не превышают  объемы ежемесячного собственного потребления электрической энергии при этом поставщиками плата за транспортировку электрической энергии не взимается. Таким образом, на эти хозяйствующие субъекты, не распространяются требования статьи 6 Закона №36-ФЗ;

в отношении 5 хозяйствующих субъектов возбуждены дела по статье 6 закона №36-ФЗ. При этом, одному из них выдано решение о принудительной реорганизации (в срок до 15 мая 2009 года). По двум - дело отложено, так как у хозяйствующих субъектов имеется по одному субабоненту, которые сами изъявили желание перейти на прямые расчеты за потребленную электрическую энергию к ГП, три прекратили нарушение статьи 6 закона в ходе рассмотрения дел.