Отчет Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по итогам работы за 2021 год
Отчет Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по итогам работы за 2021 год
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан является территориальным органом Федеральной антимонопольной службы, в соответствии с возложенными полномочиями осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, об электроэнергетике, о торговле, о рекламе, контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Башкортостанским УФАС России в 2021 году рассмотрено 1245 обращений граждан, управление участвовало в более чем 1490 заседаниях судов различных инстанций.
В 2021 году выдано 89 предупреждений, возбуждено и рассмотрено 50 дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Большинство дел возбуждено в результате рассмотрения поступивших заявлений.
Злоупотребление доминирующим положением остается одним из распространенных нарушений антимонопольного законодательства – в 2021 году выдано 20 предупреждений, возбуждено и рассмотрено 8 дел по фактам злоупотребления доминирующим положением.
Среди выявленных фактов злоупотребления доминирующим положением наиболее характерные нарушения: навязывание невыгодных условий договора (50% выявленных нарушений статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции"), необоснованный отказ от заключения договора (25%).
Наибольшее количество нарушений выявлено в сферах электроснабжения (46,4% выявленных нарушений статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции"), жилищно-коммунального хозяйства (39,2%). Нарушения также выявлены в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, железнодорожного транспорта и связи.
В соответствии с антимонопольным законодательством запрещаются ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Результаты работы свидетельствуют о том, что нарушение антимонопольного законодательства со стороны органов исполнительной власти и местного самоуправления остается распространенным видом нарушения – выдано 51 предупреждение, возбуждено и рассмотрено 12 дел. Выявленные нарушения со стороны органов местного самоуправления составили 69% общего количества выявленных нарушений статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции", со стороны органов исполнительной власти - 31%.
В 2021 году наибольшее количество нарушений антимонопольного законодательства органами власти, органами местного самоуправления зафиксировано на следующих товарных рынках: рынок ритуальных услуг, рынок оборота земельных участков, нестационарных торговых объектов, рынок перевозки пассажиров автомобильным транспортом по маршрутам, рынок установки и эксплуатации рекламных конструкций.
Выявление и пресечение ограничивающих конкуренцию соглашений или согласованных действий государственных органов и хозяйствующих субъектов – одно из приоритетных направлений деятельности антимонопольного органа.
В 2021 году возбуждено и рассмотрено 5 дел по выявленным фактам запрещенных ограничивающих конкуренцию соглашений или согласованных действий хозяйствующих субъектов. Виды нарушений по выявленным фактам запрещенных соглашений или согласованных действий хозяйствующих субъектов: повышение, повышение, снижение или поддержание цен на торгах (75% выявленных нарушений статьи 11 Федерального закона "О защите конкуренции") и создание препятствий доступу на рынок, выходу с рынка (25%). Выявленные нарушения в сфере лекарственных препаратов и медицинских изделий составили 50% общего количества выявленных нарушений статьи 11 Федерального закона "О защите конкуренции".
В 2021 году рассмотрено 8 дел по выявленным фактам согласованных действий государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе по фактам ограничения доступа на рынок, выхода с рынка. Нарушения выявлены со стороны органов местного самоуправления. Количество выявленных нарушений в сфере операций с недвижимым имуществом, включая землю, составило 62,5% выявленных нарушений статьи 16 Федерального закона "О защите конкуренции", в строительном комплексе - 25% и в сфере общественного питания - 12,5%.
В рамках осуществления полномочий по контролю за соблюдением антимонопольных требований к торгам в 2021 году возбуждено и рассмотрено 12 дел. Основные виды нарушений – необоснованное ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок (50% выявленных нарушений по фактам несоблюдения антимонопольных требований к торгам), координация деятельности участников торгов, запроса котировок (16,7%). Нарушения выявлены, в том числе в сферах жилищно-коммунального хозяйства, речного транспорта и деятельности речных портов, лекарственных препаратов и медицинских изделий, автодорожного комплекса.
Статьей 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" установлены особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества - заключение договоров только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров. В 2021 году по статье 17.1. Федерального закона "О защите конкуренции" возбуждено и рассмотрено 1 дело.
Результаты работы по предупреждению и пресечению недобросовестной конкуренции показывают, что основные формы недобросовестной конкуренции – недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение. В 2021 году выдано 18 предупреждений, возбуждено и рассмотрено 2 дела по фактам недобросовестной конкуренции. Наибольшее количество нарушений выявлено в сферах иных финансовых услуг (23,5% выявленных нарушений по фактам недобросовестной конкуренции) и торговли (17,6%).
Статья 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" устанавливает административную процедуру рассмотрения жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В 2021 году рассмотрено 409 жалоб в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, признаны обоснованными 35,2% жалоб, выдано 105 предписаний, исполнено 106 предписаний (100 предписаний. выданных в отчетном периоде и 6 предписаний, выданных в предыдущие периоды), 5 предписаний находятся в стадии исполнения.
Большинство жалоб, касались нарушений процедуры Федерального Закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Кроме этого, в 2021 году обжаловались торги по аренде и продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности; по пользованию участками недр; по размещению рекламных конструкций; по аренде лесных участков и продаже лесных насаждений; по водопользованию, рыболовству и добыче водных биоресурсов; по привлечению специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Обжаловались торги по реализации имущества должников в порядке, установленном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", Федеральным законом "Об ипотеке (залоге недвижимости)", торги в рамках соблюдения требований Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
В 2021 году рассмотрено 43 заявления заказчиков о включении в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Земельным кодексом Российской Федерации. Принято 19 решений о включении организаций в реестр недобросовестных поставщиков и реестр недобросовестных участников.
В 2021 году направлено 2 предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства в соответствии со статьей 25.7 Федерального закона "О защите конкуренции".
При осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства о рекламе в 2021 году возбуждено и рассмотрено 99 дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, выдано 57 предписаний, исполнено 55 предписаний, 2 предписания находятся в стадии исполнения.
Деятельность антимонопольного органа направлена на защиту от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение. Дела возбуждались по фактам распространения ненадлежащей рекламы медицинских услуг, финансовых услуг; рекламы по сетям электросвязи без предварительного согласия абонента; ненадлежащей рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации, что вводит потребителей рекламы в заблуждение; несоблюдения общих требований к рекламе.
Экспертный Совет по применению законодательства о рекламе при Башкортостанском УФАС России действует более 10 лет. Состав Экспертного Совета сформирован из представителей государственных органов, научных и учебных организаций, конфессий, специалистов в отдельных областях знаний. В 2021 году состоялось 2 заседания Экспертного совета (12 мая и 29 декабря 2021 года). На заседаниях Совета обсуждены, в частности, вопросы использования непристойных и оскорбительных образов в рекламе различных товаров; рассмотрение рекламы на предмет содержания информации, побуждающей к совершению противоправных действий, а также содержания призыва к насилию и жестокости; рассмотрение рекламы различных товаров на предмет введения потребителей в заблуждение относительно объекта рекламирования.
В соответствии с возложенными полномочиями по осуществлению контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Башкортостанским УФАС России в 2021 году рассмотрено 715 жалоб на действия (бездействия) заказчика, конкурсной комиссии, специализированной организации. Структурный состав поданных распределился следующим образом: закупки для федеральных нужд – 56 жалоб или 8% от общего количества, закупки для нужд субъекта Российской Федерации – 440 или 61%, закупки для муниципальных нужд – 219 или 31%.
Участниками закупки, подавшими жалобы, на основании части 15 статьи 105 Закона о контрактной системе отозвано 28 жалоб или 4% от общего количества поступивших жалоб.
Из принятых к рассмотрению жалоб 31% признаны обоснованными, частично обоснованными, либо при проведении внеплановых проверок в данных закупках выявлены нарушения. По результатам рассмотрения жалоб выдано 151 предписание об аннулировании определения поставщика (подрядчика, исполнителя); отмене протоколов, составляемых в процессе определения поставщика (подрядчика, исполнителя); продлении срока заключения контрактов, а также о внесении изменений в конкурсные, аукционные документации и информационные извещения о закупках.
Наиболее часто встречающимися нарушениями при рассмотрении жалоб являются: требования к составу заявок без учета внесенных изменений в законодательство о контрактной системе; установление излишних требований к составу второй части заявки.
Проведена 131 внеплановая проверка соблюдения требований Закона о контрактной системе, по результатам проведенных проверок Башкортостанским УФАС России выдано 71 предписание, возбуждены и рассмотрены дела об административных правонарушениях.
В 2021 году в адрес Башкортостанского УФАС России поступило 516 обращений (заявление) заказчиков о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). По итогам рассмотрения Управлением включено в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) 202 поставщика (подрядчика, исполнителя). Большая часть обращений (заявлений) поступает в связи с односторонним расторжением контракта заказчиками в связи с ненадлежащим исполнением (неисполнением) контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях антимонопольный орган вправе рассматривать дела об административных правонарушениях. В 2021 году возбуждено и рассмотрено 841 дело об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, в том числе: 329 дел – за нарушение законодательства в сфере закупок; 18 дел – за злоупотребление доминирующим положением на товарных рынках; 98 дел – за заключение ограничивающих конкуренцию соглашений; 4 дела – за недобросовестную конкуренцию; 5 дел – за ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления; 116 дел – за нарушение законодательства о рекламе;
28 дел – за нарушение правил технологического присоединения к электрическим сетям, правил подключения к системам теплоснабжения либо правил подключения к системам водоснабжения и водоотведения; 184 дела – за нарушение порядка закупок отдельными видами юридических лиц; 5 дел – за невыполнение в установленный срок решения, предписания; 31 дело – за непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в антимонопольный орган. За неуплату штрафа в установленные сроки материалы по 23 делам переданы на рассмотрение мировых судей. Общая сумма уплаченного штрафа – 21082 тыс. рублей.
В 2021 году не поступали обращения и не возбуждались дела по признакам нарушения Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Башкортостанским УФАС России в 2020 году проводилась значительная работа по адвокатированию конкуренции: проведены пресс-конференции, "круглые столы", рабочие совещания по вопросам практики применения антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; вышли материалы о деятельности управления в печатных СМИ и Интернет, сделаны выступления на радио и телевидении.
Проведено мероприятие по публичному обсуждению результатов правоприменительной практики Башкортостанского УФАС России в сфере контроля антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и законодательства в сфере закупок (7 сентября 2021 года в онлайн-формате на официальной странице Башкортостанского УФАС России в социальной сети "Вконтакте"). В Публичных обсуждениях приняли участие члены Ассоциации антимонопольных экспертов и эксперты Института конкурентной политики и регулирования рынков НИУ ВШЭ.
Башкортостанское УФАС России приняло участие в проведении "Единого дня отчетности" контрольно-надзорных органов (19 февраля, 20 мая, 20 августа и 19 ноября 2021 года). Представители управления рассказали о правоприменительной практике; сложившейся ситуации на различных рынках, в том числе в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами; об основных нарушениях антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и законодательства о закупках.
Башкортостанское УФАС России прияло участие в проведении:
встречи со студентами-выпускниками Института права Башкирского государственного университета;
Недели предпринимательства в Республике Башкортостан – в формате «Открытой приемной» и «Дня предпринимательского права», на дискуссионной площадке «Интеллектуальные права в сфере бизнеса»;
семинара для государственных и муниципальных заказчиков при поддержке и участии АО "ЕЭТП" и ФАС России на тему «Госзакупки-2021. Эффективность. Прозрачность. Доступность»;
практического вебинара Ассоциации СРО «Строители Башкирии» на тему «Актуальные изменения закупочных процедур по Федеральным законам 44-ФЗ и 223-ФЗ в сфере проектирования, реконструкции, строительства, капитального и текущего ремонта».
семинара для руководителей и сотрудников местных и муниципальных телекомпаний Башкортостана по вопросам рекламы финансовых услуг;
практического семинара по вопросам рекламы в Башкирском государственном университете для студентов первого, второго и третьего курсов кафедры этики, культурологии и связей с общественностью по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью»;
практического вебинара Ассоциации СРО «Строители Башкирии» по вопросам удорожания стоимости заключенных контрактов в связи с ростом цен на строительные материалы (по вопросам, связанным с закупками строительных работ по Федеральным законам 44-ФЗ и 223-ФЗ и 615-ПП);
конференции "Феномен финансовых пирамид" по вопросам практики по контролю за рекламой в сфере финансовых услуг с участием представителей Центра финансовой грамотности НИФИ Министерства финансов России, Центрального банка России, Национально банка по РБ, МВД по РБ, Прокуратуры Республики Башкортостан;
круглого стола "Тарифное регулирование и дерегулирование отрасли" в рамках Российского энергетического форума;
юридического брейн-ринга с участием Прокуратуры Республики Башкортостан, Следственного комитета по Республике Башкортостан, Уфимского юридического института МВД России, МВД по Республике Башкортостан и преподавателей БашГУ.
Состоялся образовательный проект для студентов Института права Башкирского государственного университета «Цикл лекций и вебинаров по актуальным вопросам применения антимонопольного и смежного законодательства». Проект организован Ассоциацией антимонопольных экспертов и Башкирским государственным университетом при поддержке и участии Башкортостанского УФАС России и Института конкурентной политики и регулирования рынков НИУ ВШЭ.
Со 2 апреля 2021 года на протяжении двух месяцев, по пятницам проводились бесплатные онлайн лекции-вебинары для студентов по профильной тематике в рамках образовательного курса «Антимонопольное регулирование в России».
Специалисты управления провели онлайн-лекции для студентов Института права Башкирского государственного университета по направлениям:
контроль за соблюдением антимонопольного законодательства в части предупреждения и пресечения недобросовестной конкуренции;
контроль за соблюдением законодательства о рекламе;
контроль в сфере закупок.
При Башкортостанском УФАС России создан Общественный совет. Совет создан по новым принципам, аналогичным Общественному совету при ФАС России, состав совета сформирован путем конкурсных процедур.
В 2021 году на заседаниях совета обсуждены программа общественного совета на 2021 год; вопросы антимонопольного комплаенса; вопросы повышения цен на овощи и фрукты и ситуация на рынке строительства; вопросы реализации Национального плана ("дорожной карты") развития конкуренции в Российской Федерации на 2021-2025 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.09.2021 № 2424-р.