Отчет Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по итогам работы за 2021 год

Категория отчета:

Отчет Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по итогам работы за 2021 год

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан является территориальным органом Федеральной антимонопольной службы, в соответствии с возложенными полномочиями осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, об электроэнергетике, о торговле, о рекламе, контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Башкортостанским УФАС России в 2021 году рассмотрено 1245 обращений граждан, управление участвовало в более чем 1490 заседаниях судов различных инстанций.

В 2021 году выдано 89 предупреждений, возбуждено и рассмотрено 50 дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Большинство дел возбуждено в результате рассмотрения поступивших заявлений.

Злоупотребление доминирующим положением остается одним из распространенных нарушений антимонопольного законодательства – в 2021 году выдано 20 предупреждений, возбуждено и рассмотрено 8 дел по фактам злоупотребления доминирующим положением.

Среди выявленных фактов злоупотребления доминирующим положением наиболее характерные нарушения: навязывание невыгодных условий договора (50% выявленных нарушений статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции"), необоснованный отказ от заключения договора (25%).

Наибольшее количество нарушений выявлено в сферах электроснабжения (46,4% выявленных нарушений статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции"), жилищно-коммунального хозяйства (39,2%). Нарушения также выявлены в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, железнодорожного транспорта и связи.

В соответствии с антимонопольным законодательством запрещаются ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Результаты работы свидетельствуют о том, что нарушение антимонопольного законодательства со стороны органов исполнительной власти и местного самоуправления остается распространенным видом нарушения – выдано 51 предупреждение, возбуждено и рассмотрено 12 дел. Выявленные нарушения со стороны органов местного самоуправления составили 69% общего количества выявленных нарушений статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции", со стороны органов исполнительной власти - 31%.

В 2021 году наибольшее количество нарушений антимонопольного законодательства органами власти, органами местного самоуправления зафиксировано на следующих товарных рынках: рынок ритуальных услуг, рынок оборота земельных участков, нестационарных торговых объектов, рынок перевозки пассажиров автомобильным транспортом по маршрутам, рынок установки и эксплуатации рекламных конструкций.

Выявление и пресечение ограничивающих конкуренцию соглашений или согласованных действий государственных органов и хозяйствующих субъектов – одно из приоритетных направлений деятельности антимонопольного органа.

В 2021 году возбуждено и рассмотрено 5 дел по выявленным фактам запрещенных ограничивающих конкуренцию соглашений или согласованных действий хозяйствующих субъектов. Виды нарушений по выявленным фактам запрещенных соглашений или согласованных действий хозяйствующих субъектов: повышение, повышение, снижение или поддержание цен на торгах (75% выявленных нарушений статьи 11 Федерального закона "О защите конкуренции") и создание препятствий доступу на рынок, выходу с рынка (25%). Выявленные нарушения в сфере лекарственных препаратов и медицинских изделий составили 50% общего количества выявленных нарушений статьи 11 Федерального закона "О защите конкуренции".

В 2021 году рассмотрено 8 дел по выявленным фактам согласованных действий государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе по фактам ограничения доступа на рынок, выхода с рынка. Нарушения выявлены со стороны органов местного самоуправления. Количество выявленных нарушений в сфере операций с недвижимым имуществом, включая землю, составило 62,5% выявленных нарушений статьи 16 Федерального закона "О защите конкуренции", в строительном комплексе - 25% и в сфере общественного питания - 12,5%.

В рамках осуществления полномочий по контролю за соблюдением антимонопольных требований к торгам в 2021 году возбуждено и рассмотрено 12 дел. Основные виды нарушений – необоснованное ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок (50% выявленных нарушений по фактам несоблюдения антимонопольных требований к торгам), координация деятельности участников торгов, запроса котировок (16,7%). Нарушения выявлены, в том числе в сферах жилищно-коммунального хозяйства, речного транспорта и деятельности речных портов, лекарственных препаратов и медицинских изделий, автодорожного комплекса.

Статьей 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" установлены особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества - заключение договоров только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров. В 2021 году по статье 17.1. Федерального закона "О защите конкуренции" возбуждено и рассмотрено 1 дело.

Результаты работы по предупреждению и пресечению недобросовестной конкуренции показывают, что основные формы недобросовестной конкуренции – недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение. В 2021 году выдано 18 предупреждений, возбуждено и рассмотрено 2 дела по фактам недобросовестной конкуренции. Наибольшее количество нарушений выявлено в сферах иных финансовых услуг (23,5% выявленных нарушений по фактам недобросовестной конкуренции) и торговли (17,6%).

Статья 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" устанавливает административную процедуру рассмотрения жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В 2021 году рассмотрено 409 жалоб в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, признаны обоснованными 35,2% жалоб, выдано 105 предписаний, исполнено 106 предписаний (100 предписаний. выданных в отчетном периоде и 6 предписаний, выданных в предыдущие периоды), 5 предписаний находятся в стадии исполнения.

Большинство жалоб, касались нарушений процедуры Федерального Закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Кроме этого, в 2021 году обжаловались торги по аренде и продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности; по пользованию участками недр; по размещению рекламных конструкций; по аренде лесных участков и продаже лесных насаждений; по водопользованию, рыболовству и добыче водных биоресурсов; по привлечению специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Обжаловались торги по реализации имущества должников в порядке, установленном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", Федеральным законом "Об ипотеке (залоге недвижимости)", торги в рамках соблюдения требований Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

В 2021 году рассмотрено 43 заявления заказчиков о включении в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Земельным кодексом Российской Федерации. Принято 19 решений о включении организаций в реестр недобросовестных поставщиков и реестр недобросовестных участников.

В 2021 году направлено 2 предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства в соответствии со статьей 25.7 Федерального закона "О защите конкуренции".

При осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства о рекламе в 2021 году возбуждено и рассмотрено 99 дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, выдано 57 предписаний, исполнено 55 предписаний, 2 предписания находятся в стадии исполнения.

Деятельность антимонопольного органа направлена на защиту от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение. Дела возбуждались по фактам распространения ненадлежащей рекламы медицинских услуг, финансовых услуг; рекламы по сетям электросвязи без предварительного согласия абонента; ненадлежащей рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации, что вводит потребителей рекламы в заблуждение; несоблюдения общих требований к рекламе.

Экспертный Совет по применению законодательства о рекламе при Башкортостанском УФАС России действует более 10 лет. Состав Экспертного Совета сформирован из представителей государственных органов, научных и учебных организаций, конфессий, специалистов в отдельных областях знаний. В 2021 году состоялось 2 заседания Экспертного совета (12 мая и 29 декабря 2021 года). На заседаниях Совета обсуждены, в частности, вопросы использования непристойных и оскорбительных образов в рекламе различных товаров; рассмотрение рекламы на предмет содержания информации, побуждающей к совершению противоправных действий, а также содержания призыва к насилию и жестокости; рассмотрение рекламы различных товаров на предмет введения потребителей в заблуждение относительно объекта рекламирования.

В соответствии с возложенными полномочиями по осуществлению контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Башкортостанским УФАС России в 2021 году рассмотрено 715 жалоб на действия (бездействия) заказчика, конкурсной комиссии, специализированной организации. Структурный состав поданных распределился следующим образом: закупки для федеральных нужд – 56 жалоб или 8% от общего количества, закупки для нужд субъекта Российской Федерации – 440 или 61%, закупки для муниципальных нужд – 219 или 31%.

Участниками закупки, подавшими жалобы, на основании части 15 статьи 105 Закона о контрактной системе отозвано 28 жалоб или 4% от общего количества поступивших жалоб.

Из принятых к рассмотрению жалоб 31% признаны обоснованными, частично обоснованными, либо при проведении внеплановых проверок в данных закупках выявлены нарушения. По результатам рассмотрения жалоб выдано 151 предписание об аннулировании определения поставщика (подрядчика, исполнителя); отмене протоколов, составляемых в процессе определения поставщика (подрядчика, исполнителя); продлении срока заключения контрактов, а также о внесении изменений в конкурсные, аукционные документации и информационные извещения о закупках.

Наиболее часто встречающимися нарушениями при рассмотрении жалоб являются: требования к составу заявок без учета внесенных изменений в законодательство о контрактной системе; установление излишних требований к составу второй части заявки.

Проведена 131 внеплановая проверка соблюдения требований Закона о контрактной системе, по результатам проведенных проверок Башкортостанским УФАС России выдано 71 предписание, возбуждены и рассмотрены дела об административных правонарушениях.

В 2021 году в адрес Башкортостанского УФАС России поступило 516 обращений (заявление) заказчиков о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). По итогам рассмотрения Управлением включено в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) 202 поставщика (подрядчика, исполнителя). Большая часть обращений (заявлений) поступает в связи с односторонним расторжением контракта заказчиками в связи с ненадлежащим исполнением (неисполнением) контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях антимонопольный орган вправе рассматривать дела об административных правонарушениях. В 2021 году возбуждено и рассмотрено 841 дело об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, в том числе: 329 дел – за нарушение законодательства в сфере закупок; 18 дел – за злоупотребление доминирующим положением на товарных рынках; 98 дел – за заключение ограничивающих конкуренцию соглашений; 4 дела – за недобросовестную конкуренцию; 5 дел – за ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления; 116 дел – за нарушение законодательства о рекламе;

28 дел – за нарушение правил технологического присоединения к электрическим сетям, правил подключения к системам теплоснабжения либо правил подключения к системам водоснабжения и водоотведения; 184 дела – за нарушение порядка закупок отдельными видами юридических лиц; 5 дел – за невыполнение в установленный срок решения, предписания; 31 дело – за непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в антимонопольный орган. За неуплату штрафа в установленные сроки материалы по 23 делам переданы на рассмотрение мировых судей. Общая сумма уплаченного штрафа – 21082 тыс. рублей.

В 2021 году не поступали обращения и не возбуждались дела по признакам нарушения Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской  Федерации".

Башкортостанским УФАС России в 2020 году проводилась значительная работа по адвокатированию конкуренции: проведены пресс-конференции, "круглые столы", рабочие совещания по вопросам практики применения антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; вышли материалы о деятельности управления в печатных СМИ и Интернет, сделаны выступления на радио и телевидении.

Проведено мероприятие по публичному обсуждению результатов правоприменительной практики Башкортостанского УФАС России в сфере контроля антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и законодательства в сфере закупок (7 сентября 2021 года в онлайн-формате на официальной странице Башкортостанского УФАС России в социальной сети "Вконтакте"). В Публичных обсуждениях приняли участие члены Ассоциации антимонопольных экспертов и эксперты Института конкурентной политики и регулирования рынков НИУ ВШЭ.

Башкортостанское УФАС России приняло участие в проведении "Единого дня отчетности" контрольно-надзорных органов (19 февраля, 20 мая, 20 августа и 19 ноября 2021 года). Представители управления рассказали о правоприменительной практике; сложившейся ситуации на различных рынках, в том числе в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами; об основных нарушениях антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и законодательства о закупках.

Башкортостанское УФАС России прияло участие в проведении:

встречи со студентами-выпускниками Института права Башкирского государственного университета;

Недели предпринимательства в Республике Башкортостан – в формате «Открытой приемной» и «Дня предпринимательского права», на дискуссионной площадке «Интеллектуальные права в сфере бизнеса»;

семинара для государственных и муниципальных заказчиков при поддержке и участии АО "ЕЭТП" и ФАС России на тему «Госзакупки-2021. Эффективность. Прозрачность. Доступность»;

практического вебинара Ассоциации СРО «Строители Башкирии» на тему «Актуальные изменения закупочных процедур по Федеральным законам 44-ФЗ и 223-ФЗ в сфере проектирования, реконструкции, строительства, капитального и текущего ремонта».

семинара для руководителей и сотрудников местных и муниципальных телекомпаний Башкортостана по вопросам рекламы финансовых услуг;

практического семинара по вопросам рекламы в Башкирском государственном университете для студентов первого, второго и третьего курсов кафедры этики, культурологии и связей с общественностью по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью»;

практического вебинара Ассоциации СРО «Строители Башкирии» по вопросам удорожания стоимости заключенных контрактов в связи с ростом цен на строительные материалы (по вопросам, связанным с закупками строительных работ по Федеральным законам 44-ФЗ и 223-ФЗ  и 615-ПП);

конференции "Феномен финансовых пирамид" по вопросам практики по контролю за рекламой в сфере финансовых услуг с участием представителей Центра финансовой грамотности НИФИ Министерства финансов России, Центрального банка России, Национально банка по РБ, МВД по РБ, Прокуратуры Республики Башкортостан;

круглого стола "Тарифное регулирование и дерегулирование отрасли" в рамках Российского энергетического форума;

юридического брейн-ринга с участием Прокуратуры Республики Башкортостан, Следственного комитета по Республике Башкортостан, Уфимского юридического института МВД России, МВД по Республике Башкортостан и преподавателей БашГУ.

Состоялся образовательный проект для студентов Института права Башкирского государственного университета «Цикл лекций и вебинаров по актуальным вопросам применения антимонопольного и смежного законодательства». Проект организован Ассоциацией антимонопольных экспертов и Башкирским государственным университетом при поддержке и участии Башкортостанского УФАС России и Института конкурентной политики и регулирования рынков НИУ ВШЭ.

Со 2 апреля 2021 года на протяжении двух месяцев, по пятницам проводились бесплатные онлайн лекции-вебинары для студентов по профильной тематике в рамках образовательного курса «Антимонопольное регулирование в России».

Специалисты управления провели онлайн-лекции для студентов Института права Башкирского государственного университета по направлениям:

контроль за соблюдением антимонопольного законодательства в части предупреждения и пресечения недобросовестной конкуренции;

контроль за соблюдением законодательства о рекламе;

контроль в сфере закупок.

 

При Башкортостанском УФАС России создан Общественный совет. Совет создан по новым принципам, аналогичным Общественному совету при ФАС России, состав совета сформирован путем конкурсных процедур.

В 2021 году на заседаниях совета обсуждены программа общественного совета на 2021 год; вопросы антимонопольного комплаенса; вопросы повышения цен на овощи и фрукты и ситуация на рынке строительства; вопросы реализации Национального плана ("дорожной карты") развития конкуренции в Российской Федерации на 2021-2025 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.09.2021 № 2424-р.