Отчет Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по итогам работы за 2020 год
Отчет Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по итогам работы за 2020 год
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан является территориальным органом Федеральной антимонопольной службы, в соответствии с возложенными полномочиями осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, об электроэнергетике, о торговле, о рекламе, контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Башкортостанским УФАС России в 2020 году проведен анализ состояния конкурентной среды на 9 товарных рынках, рассмотрено 1046 обращений граждан, управление участвовало в более чем 1150 заседаниях судов различных инстанций.
В 2020 году выдано 129 предупреждений, возбуждено и рассмотрено 81 дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Большинство дел возбуждено в результате рассмотрения поступивших заявлений.
Злоупотребление доминирующим положением остается одним из распространенных нарушений антимонопольного законодательства – в 2020 году выдано 43 предупреждения, возбуждено и рассмотрено 13 дел по фактам злоупотребления доминирующим положением.
Среди выявленных фактов злоупотребления доминирующим положением наиболее характерные нарушения: навязывание невыгодных условий договора (48% выявленных нарушений статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции"), необоснованный отказ от заключения договора (28%).
Наибольшее количество нарушений выявлено в сферах жилищно-коммунального хозяйства (36% выявленных нарушений статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции"), электроснабжения (24%), сфере водоснабжения и водоотведения (12%).
В соответствии с антимонопольным законодательством запрещаются ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Результаты работы свидетельствуют о том, что нарушение антимонопольного законодательства со стороны органов исполнительной власти и местного самоуправления остается распространенным видом нарушения – выдано 70 предупреждений, возбуждено и рассмотрено 2 дела. Выявленные нарушения со стороны органов местного самоуправления составили 81,8% общего количества выявленных нарушений статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции", со стороны органов исполнительной власти - 18,2%.
В 2020 году наибольшее количество нарушений антимонопольного законодательства органами власти, органами местного самоуправления зафиксировано на следующих товарных рынках: рынок ритуальных услуг, рынок оборота земельных участков, недвижимости, рынок содержания автомобильных дорог, рынок управления многоквартирными домами.
Выявление и пресечение ограничивающих конкуренцию соглашений или согласованных действий государственных органов и хозяйствующих субъектов – одно из приоритетных направлений деятельности антимонопольного органа.
В 2020 году возбуждено и рассмотрено 18 дел по выявленным фактам запрещенных ограничивающих конкуренцию соглашений или согласованных действий хозяйствующих субъектов. Виды нарушений по выявленным фактам запрещенных соглашений или согласованных действий хозяйствующих субъектов: создание препятствий доступу на рынок, выходу с рынка и повышение, снижение или поддержание цен на торгах. Наибольшее количество нарушений выявлено в сфере строительного комплекса - 77,8% выявленных нарушений статьи 11 Федерального закона "О защите конкуренции").
В 2020 году рассмотрено 15 дел по выявленным фактам согласованных действий государственных органов по фактам ограничения доступа на рынок, выхода с рынка. Выявленные нарушения со стороны органов исполнительной власти и органов местного самоуправления составили по 43% общего количества выявленных нарушений статьи 16 Федерального закона "О защите конкуренции", со стороны территориальных органов федеральной исполнительной власти - 14%.
Наибольшее количество нарушений выявлено в строительном комплексе (42,9% выявленных нарушений статьи 16 Федерального закона "О защите конкуренции") и в сфере операций с недвижимым имуществом, включая землю (21,4%).
В рамках осуществления полномочий по контролю за соблюдением антимонопольных требований к торгам в 2020 году возбуждено и рассмотрено 19 дел. Основные виды нарушений – необоснованное ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок (33,3% выявленных нарушений по фактам несоблюдения антимонопольных требований к торгам), координация деятельности участников торгов, запроса котировок (27,8%), нарушение порядка определения победителя торгов, запроса котировок (22,2%). Наибольшее количество нарушений выявлено в сферах автомобильного транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, строительного комплекса, торговли и бытового обслуживания, автодорожного комплекса.
Статьей 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" установлены особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества - заключение договоров только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров. В 2020 году по статье 17.1. Федерального закона "О защите конкуренции" возбуждено и рассмотрено 2 дела. Выявленные нарушения со стороны органов исполнительной власти и органов местного самоуправления составили по 50% общего количества выявленных нарушений статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции".
Результаты работы по предупреждению и пресечению недобросовестной конкуренции показывают, что основные формы недобросовестной конкуренции – недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение. В 2020 году выдано 16 предупреждений, возбуждено и рассмотрено 12 дел по фактам недобросовестной конкуренции. Наибольшее количество нарушений выявлено в сферах торговли и иных финансовых услуг.
Статья 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" устанавливает административную процедуру рассмотрения жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В 2020 году рассмотрено 412 жалоб в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, признаны обоснованными 38% жалоб, выдано 112 предписаний, исполнено 106 предписаний, 6 предписаний находятся в стадии исполнения.
Большинство жалоб, касались нарушений процедуры Федерального Закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Кроме этого, в 2020 году обжаловались торги по аренде и продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности; по пользованию участками недр; по размещению рекламных конструкций; по привлечению специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Обжаловались торги по реализации имущества должников в порядке, установленном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", Федеральным законом "Об ипотеке (залоге недвижимости)", торги в рамках соблюдения требований Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
В 2020 году рассмотрено 32 заявления заказчиков о включении в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Земельным кодексом Российской Федерации. Принято 8 решений о включении организаций в реестр недобросовестных поставщиков и реестр недобросовестных участников.
В 2020 году направлено 3 предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства в соответствии со статьей 25.7 Федерального закона "О защите конкуренции".
При осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства о рекламе в 2020 году возбуждено и рассмотрено 86 дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, выдано 50 предписаний, исполнено 52 предписания (50 предписаний, выданных в отчетном периоде, и 2 предписания, выданные в предыдущие периоды).
Деятельность антимонопольного органа направлена на защиту от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение. Дела возбуждались по фактам распространения ненадлежащей рекламы медицинских услуг; ненадлежащей рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации, что вводит потребителей рекламы в заблуждение; несоблюдения общих требований к рекламе и общих требований при рекламе финансовых услуг.
Экспертный Совет по применению законодательства о рекламе при Башкортостанском УФАС России действует более 10 лет. Состав Экспертного Совета сформирован из представителей государственных органов, научных и учебных организаций, конфессий, специалистов в отдельных областях знаний. В 2020 году состоялось 2 заседания Экспертного совета (17 июля и 20 ноября 2020 года). На заседаниях Совета обсуждены, в частности, вопросы использования непристойных и оскорбительных образов в рекламе различных товаров; рассмотрение рекламы различных товаров на предмет введения потребителей в заблуждение относительно объекта рекламирования.
В соответствии с возложенными полномочиями по осуществлению контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Башкортостанским УФАС России в 2020 году рассмотрена 1151 жалоба на действия (бездействия) заказчика, конкурсной комиссии, специализированной организации. Структурный состав поданных жалоб: закупки для федеральных нужд – 123 жалобы или 11% от общего количества, закупки для нужд субъекта Российской Федерации – 622 или 54%, закупки для муниципальных нужд – 406 или 35%.
Из принятых к рассмотрению жалоб 40% признаны обоснованными, частично обоснованными, либо при проведении внеплановых проверок в данных закупках выявлены нарушения. По результатам рассмотрения жалоб выдано 240 предписаний об аннулировании определения поставщика (подрядчика, исполнителя); отмене протоколов, составляемых в процессе определения поставщика (подрядчика, исполнителя); продлении срока заключения контрактов, а также о внесении изменений в конкурсные, аукционные документации и информационные извещения о закупках.
Наиболее часто встречающиеся нарушения при рассмотрении жалоб: требования к составу заявок без учета внесенных изменений в законодательство о контрактной системе; установление излишних требований к составу второй части заявки.
Проведено 256 проверок соблюдения требований Закона о контрактной системе, в том числе 1 плановая проверка. По результатам проведенных проверок Башкортостанским УФАС России выдано 78 предписаний, возбуждены и рассмотрены дела об административных правонарушениях.
Поступил 1 материал на согласование о размещении заказов у единственного поставщика.
В 2020 году поступило 531 обращение (заявление) заказчиков о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). По итогам рассмотрения Управлением включено в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) 215 поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Большая часть обращений (заявлений) поступает в связи с односторонним расторжением контракта заказчиками в связи с ненадлежащим исполнением (неисполнением) контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В 2020 году возбуждено и рассмотрено 884 дела об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях: 498 дел – за нарушение законодательства в сфере закупок; 9 дел – за злоупотребление доминирующим положением на товарных рынках; 67 дел – за заключение ограничивающих конкуренцию соглашений; 8 дел – за недобросовестную конкуренцию; 4 дела – за ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления; 95 дел – за нарушение законодательства о рекламе; 14 дел – за нарушение правил технологического присоединения к электрическим сетям, правил подключения к системам теплоснабжения либо правил подключения к системам водоснабжения и водоотведения; 163 дела – за нарушение порядка закупок отдельными видами юридических лиц; 3 дела – за невыполнение в установленный срок решения, предписания; 17 дел – за непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в антимонопольный орган. За неуплату штрафа в установленные сроки материалы по 6 делам переданы на рассмотрение мировых судей. Общая сумма уплаченного штрафа – 15,3 млн. рублей.
В 2020 году не поступали обращения и не возбуждались дела по признакам нарушения Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Башкортостанским УФАС России в 2020 году проводилась значительная работа по адвокатированию конкуренции: проведены пресс-конференции, "круглые столы", рабочие совещания по вопросам практики применения антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; вышли материалы о деятельности управления в печатных СМИ и Интернет, сделаны выступления на радио и телевидении.
Проведено 4 публичных мероприятия по публичному обсуждению результатов правоприменительной практики Башкортостанского УФАС России в сфере контроля антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и законодательства в сфере закупок (18 марта, 19 мая, 20 августа и 20 ноября 2020 года). 19 мая мероприятие впервые прошло в онлайн-формате на официальной странице Башкортостанского УФАС России в социальной сети «Вконтакте».
В публичных мероприятиях приняли участие более ста человек: представители государственных и муниципальных бюджетных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, участники рынка, уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Башкортостан, органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) на уровне субъекта в сфере закупок, общественные организации.
В целях профилактики нарушений законодательства о рекламе, информирования населения о рисках мошенничества на финансовом рынке. в том числе защиты от лиц, оказывающих нелегальные финансовые услуги проведен семинар для представителей СМИ (18 марта 2020 года), в работе семинара приняли участие представители Национального банка по Республике Башкортостан и Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Башкортостан. Управление участвовало в проведении круглого стола "За текстом рекламы: как предотвратить риски" (30 октября 2020 года), с участием представителей ФАС России, Ассоциации антимонопольных экспертов, Высшей школы экономики, Минэнерго, юридических, сбытовых, теплоснабжающих и телекоммуникационных компаний.
При Башкортостанском УФАС России создан Общественный совет. Совет создан по новым принципам, аналогичным Общественному совету при ФАС России, состав совета сформирован путем конкурсных процедур. Состоялось 2 заседания совета (21 января и 4 июня 2020 года). На заседании совета 21 января 2020 года сформированы стратегические и оперативные цели Совета на 2020 год, обсудили план мероприятий на 2020 год, вопросы, подлежащие рассмотрению на заседаниях Совета. На заседании Совета 4 июня 2020 года в заочной форме обсуждены, в частности, публичная декларация целей и задач ФАС России; ведомственный план по реализации Концепции открытости