Отчет Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по итогам работы за 2020 год

Категория отчета:

Отчет Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по итогам работы за 2020 год

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан является территориальным органом Федеральной антимонопольной службы, в соответствии с возложенными полномочиями осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, об электроэнергетике, о торговле, о рекламе, контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Башкортостанским УФАС России в 2020 году проведен анализ состояния конкурентной среды на 9 товарных рынках, рассмотрено 1046 обращений граждан, управление участвовало в более чем 1150 заседаниях судов различных инстанций.

В 2020 году выдано 129 предупреждений, возбуждено и рассмотрено 81 дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Большинство дел возбуждено в результате рассмотрения поступивших заявлений.

Злоупотребление доминирующим положением остается одним из распространенных нарушений антимонопольного законодательства – в 2020 году выдано 43 предупреждения, возбуждено и рассмотрено 13 дел по фактам злоупотребления доминирующим положением.

Среди выявленных фактов злоупотребления доминирующим положением наиболее характерные нарушения: навязывание невыгодных условий договора (48% выявленных нарушений статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции"), необоснованный отказ от заключения договора (28%).

Наибольшее количество нарушений выявлено в сферах жилищно-коммунального хозяйства (36% выявленных нарушений статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции"), электроснабжения (24%), сфере водоснабжения и водоотведения (12%).

В соответствии с антимонопольным законодательством запрещаются ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Результаты работы свидетельствуют о том, что нарушение антимонопольного законодательства со стороны органов исполнительной власти и местного самоуправления остается распространенным видом нарушения – выдано 70 предупреждений, возбуждено и рассмотрено 2 дела. Выявленные нарушения со стороны органов местного самоуправления составили 81,8% общего количества выявленных нарушений статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции", со стороны органов исполнительной власти - 18,2%.

В 2020 году наибольшее количество нарушений антимонопольного законодательства органами власти, органами местного самоуправления зафиксировано на следующих товарных рынках: рынок ритуальных услуг, рынок оборота земельных участков, недвижимости, рынок содержания автомобильных дорог, рынок управления многоквартирными домами.

Выявление и пресечение ограничивающих конкуренцию соглашений или согласованных действий государственных органов и хозяйствующих субъектов – одно из приоритетных направлений деятельности антимонопольного органа.

В 2020 году возбуждено и рассмотрено 18 дел по выявленным фактам запрещенных ограничивающих конкуренцию соглашений или согласованных действий хозяйствующих субъектов. Виды нарушений по выявленным фактам запрещенных соглашений или согласованных действий хозяйствующих субъектов: создание препятствий доступу на рынок, выходу с рынка и повышение, снижение или поддержание цен на торгах. Наибольшее количество нарушений выявлено в сфере строительного комплекса - 77,8% выявленных нарушений статьи 11 Федерального закона "О защите конкуренции").

В 2020 году рассмотрено 15 дел по выявленным фактам согласованных действий государственных органов по фактам ограничения доступа на рынок, выхода с рынка. Выявленные нарушения со стороны органов исполнительной власти и органов местного самоуправления составили по 43% общего количества выявленных нарушений статьи 16 Федерального закона "О защите конкуренции", со стороны территориальных органов федеральной исполнительной власти - 14%.

Наибольшее количество нарушений выявлено в строительном комплексе (42,9% выявленных нарушений статьи 16 Федерального закона "О защите конкуренции") и в сфере операций с недвижимым имуществом, включая землю (21,4%).

В рамках осуществления полномочий по контролю за соблюдением антимонопольных требований к торгам в 2020 году возбуждено и рассмотрено 19 дел. Основные виды нарушений – необоснованное ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок (33,3% выявленных нарушений по фактам несоблюдения антимонопольных требований к торгам), координация деятельности участников торгов, запроса котировок (27,8%), нарушение порядка определения победителя торгов, запроса котировок (22,2%). Наибольшее количество нарушений выявлено в сферах автомобильного транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, строительного комплекса, торговли и бытового обслуживания, автодорожного комплекса.

Статьей 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" установлены особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества - заключение договоров только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров. В 2020 году по статье 17.1. Федерального закона "О защите конкуренции" возбуждено и рассмотрено 2 дела. Выявленные нарушения со стороны органов исполнительной власти и органов местного самоуправления составили по 50% общего количества выявленных нарушений статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции".

Результаты работы по предупреждению и пресечению недобросовестной конкуренции показывают, что основные формы недобросовестной конкуренции – недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение. В 2020 году выдано 16 предупреждений, возбуждено и рассмотрено 12 дел по фактам недобросовестной конкуренции. Наибольшее количество нарушений выявлено в сферах торговли и иных финансовых услуг.

Статья 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" устанавливает административную процедуру рассмотрения жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В 2020 году рассмотрено 412 жалоб в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, признаны обоснованными 38% жалоб, выдано 112 предписаний, исполнено 106 предписаний, 6 предписаний находятся в стадии исполнения.

Большинство жалоб, касались нарушений процедуры Федерального Закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Кроме этого, в 2020 году обжаловались торги по аренде и продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности; по пользованию участками недр; по размещению рекламных конструкций; по привлечению специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Обжаловались торги по реализации имущества должников в порядке, установленном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", Федеральным законом "Об ипотеке (залоге недвижимости)", торги в рамках соблюдения требований Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

В 2020 году рассмотрено 32 заявления заказчиков о включении в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Земельным кодексом Российской Федерации. Принято 8 решений о включении организаций в реестр недобросовестных поставщиков и реестр недобросовестных участников.

В 2020 году направлено 3 предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства в соответствии со статьей 25.7 Федерального закона "О защите конкуренции".

При осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства о рекламе в 2020 году возбуждено и рассмотрено 86 дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, выдано 50 предписаний, исполнено 52 предписания (50 предписаний, выданных в отчетном периоде, и 2 предписания, выданные в предыдущие периоды).

Деятельность антимонопольного органа направлена на защиту от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение. Дела возбуждались по фактам распространения ненадлежащей рекламы медицинских услуг; ненадлежащей рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации, что вводит потребителей рекламы в заблуждение; несоблюдения общих требований к рекламе и общих требований при рекламе финансовых услуг.

Экспертный Совет по применению законодательства о рекламе при Башкортостанском УФАС России действует более 10 лет. Состав Экспертного Совета сформирован из представителей государственных органов, научных и учебных организаций, конфессий, специалистов в отдельных областях знаний. В 2020 году состоялось 2 заседания Экспертного совета (17 июля и 20 ноября 2020 года). На заседаниях Совета обсуждены, в частности, вопросы использования непристойных и оскорбительных образов в рекламе различных товаров; рассмотрение рекламы различных товаров на предмет введения потребителей в заблуждение относительно объекта рекламирования.

В соответствии с возложенными полномочиями по осуществлению контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Башкортостанским УФАС России в 2020 году рассмотрена 1151 жалоба на действия (бездействия) заказчика, конкурсной комиссии, специализированной организации. Структурный состав поданных жалоб: закупки для федеральных нужд – 123 жалобы или 11% от общего количества, закупки для нужд субъекта Российской Федерации – 622 или 54%, закупки для муниципальных нужд – 406 или 35%.

Из принятых к рассмотрению жалоб 40% признаны обоснованными, частично обоснованными, либо при проведении внеплановых проверок в данных закупках выявлены нарушения. По результатам рассмотрения жалоб выдано 240 предписаний об аннулировании определения поставщика (подрядчика, исполнителя); отмене протоколов, составляемых в процессе определения поставщика (подрядчика, исполнителя); продлении срока заключения контрактов, а также о внесении изменений в конкурсные, аукционные документации и информационные извещения о закупках.

Наиболее часто встречающиеся нарушения при рассмотрении жалоб: требования к составу заявок без учета внесенных изменений в законодательство о контрактной системе; установление излишних требований к составу второй части заявки.

Проведено 256 проверок соблюдения требований Закона о контрактной системе, в том числе 1 плановая проверка. По результатам проведенных проверок Башкортостанским УФАС России выдано 78 предписаний, возбуждены и рассмотрены дела об административных правонарушениях.

Поступил 1 материал на согласование о размещении заказов у единственного поставщика.

В 2020 году поступило 531 обращение (заявление) заказчиков о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). По итогам рассмотрения Управлением включено в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) 215 поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Большая часть обращений (заявлений) поступает в связи с односторонним расторжением контракта заказчиками в связи с ненадлежащим исполнением (неисполнением) контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В 2020 году возбуждено и рассмотрено 884 дела об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях: 498 дел – за нарушение законодательства в сфере закупок; 9 дел – за злоупотребление доминирующим положением на товарных рынках; 67 дел – за заключение ограничивающих конкуренцию соглашений; 8 дел – за недобросовестную конкуренцию; 4 дела – за ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления; 95 дел – за нарушение законодательства о рекламе; 14 дел – за нарушение правил технологического присоединения к электрическим сетям, правил подключения к системам теплоснабжения либо правил подключения к системам водоснабжения и водоотведения; 163 дела – за нарушение порядка закупок отдельными видами юридических лиц; 3 дела – за невыполнение в установленный срок решения, предписания; 17 дел – за непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в антимонопольный орган. За неуплату штрафа в установленные сроки материалы по 6 делам переданы на рассмотрение мировых судей. Общая сумма уплаченного штрафа – 15,3 млн. рублей.

В 2020 году не поступали обращения и не возбуждались дела по признакам нарушения Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

Башкортостанским УФАС России в 2020 году проводилась значительная работа по адвокатированию конкуренции: проведены пресс-конференции, "круглые столы", рабочие совещания по вопросам практики применения антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; вышли материалы о деятельности управления в печатных СМИ и Интернет, сделаны выступления на радио и телевидении.

Проведено 4 публичных мероприятия по публичному обсуждению результатов правоприменительной практики Башкортостанского УФАС России в сфере контроля антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и законодательства в сфере закупок (18 марта, 19 мая, 20 августа и 20 ноября 2020 года). 19 мая мероприятие впервые прошло в онлайн-формате на официальной странице Башкортостанского УФАС России в социальной сети «Вконтакте».

В публичных мероприятиях приняли участие более ста человек: представители государственных и муниципальных бюджетных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, участники рынка, уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Башкортостан, органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) на уровне субъекта в сфере закупок, общественные организации.

В целях профилактики нарушений законодательства о рекламе, информирования населения о рисках мошенничества на финансовом рынке. в том числе защиты от лиц, оказывающих нелегальные финансовые услуги проведен семинар для представителей СМИ (18 марта 2020 года), в работе семинара приняли участие представители Национального банка по Республике Башкортостан и Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Башкортостан. Управление участвовало в проведении круглого стола "За текстом рекламы: как предотвратить риски" (30 октября 2020 года), с участием представителей ФАС России, Ассоциации антимонопольных экспертов, Высшей школы экономики, Минэнерго, юридических, сбытовых, теплоснабжающих и телекоммуникационных компаний.

При Башкортостанском УФАС России создан Общественный совет. Совет создан по новым принципам, аналогичным Общественному совету при ФАС России, состав совета сформирован путем конкурсных процедур. Состоялось 2 заседания совета (21 января и 4 июня 2020 года). На заседании совета 21 января 2020 года сформированы стратегические и оперативные цели Совета на 2020 год, обсудили план мероприятий на 2020 год, вопросы, подлежащие рассмотрению на заседаниях Совета. На заседании Совета 4 июня 2020 года в заочной форме обсуждены, в частности, публичная декларация целей и задач ФАС России; ведомственный план по реализации Концепции открытости