Отчет Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по итогам работы за 2019 год

Категория отчета:

Отчет Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по итогам работы за 2019 год

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан является территориальным органом Федеральной антимонопольной службы, в соответствии с возложенными полномочиями осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, об электроэнергетике, о торговле, о рекламе, контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Башкортостанским УФАС России в 2019 году выдано предупреждений и предостережений, проведено проверок, возбуждено и рассмотрено дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, об электроэнергетике, о рекламе, о торговле, законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, дел об административных правонарушениях, рассмотрено жалоб в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции – 3897.

Проводится анализ состояния конкурентной среды на 16 товарных рынках, рассмотрено 971 обращение граждан, управление участвовало в более чем 1050 заседаниях судов различных инстанций.

В 2019 году выдано 99 предупреждений, возбуждено и рассмотрено 63 дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Большинство дел возбуждено в результате рассмотрения поступивших заявлений (92% возбужденных дел).

Злоупотребление доминирующим положением остается одним из распространенных нарушений антимонопольного законодательства – в 2019 году выдано 31 предупреждение, возбуждено и рассмотрено 9 дел по фактам злоупотребления доминирующим положением.

Среди выявленных фактов злоупотребления доминирующим положением наиболее характерные нарушения: навязывание невыгодных условий договора (57,1% выявленных нарушений статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции"), необоснованный отказ от заключения договора (31.4%).

Сохраняется высокая доля нарушений в электроэнергетике в объеме всех выявленных нарушений по фактам злоупотребления доминирующим положением: в 2019 году доля нарушений в сфере электроснабжения составила 51,4%.

В 2019 году доля нарушений в сфере водоснабжения и водоотведения – 25,7%, в сфере жилищно-коммунального хозяйства – 14,3%, в сфере теплоснабжения – 5,7%.

В соответствии с антимонопольным законодательством запрещаются ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Результаты работы свидетельствуют о том, что нарушение антимонопольного законодательства со стороны органов исполнительной власти и местного самоуправления остается распространенным видом нарушения – выдано 47 предупреждений, возбуждено и рассмотрено 3 дела.

Наибольшее количество выявленных нарушений статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" было совершено в форме незаконного предоставления государственной или муниципальной преференции (66,7% выявленных нарушений статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции"), создания дискриминационных условий (33,3%).

В 2019 году наибольшее количество нарушений антимонопольного законодательства органами власти, органами местного самоуправления зафиксировано на следующих товарных рынках: рынок недвижимого имущества и земельных участков; рынок ЖКХ; рынок ритуальных услуг; рынок пассажирских перевозок.

Выявление и пресечение ограничивающих конкуренцию соглашений или согласованных действий государственных органов и хозяйствующих субъектов – одно из приоритетных направлений деятельности антимонопольного органа.

В 2019 году возбуждено и рассмотрено 14 дел по выявленным фактам запрещенных ограничивающих конкуренцию соглашений или согласованных действий хозяйствующих субъектов. Виды нарушений по выявленным фактам запрещенных соглашений или согласованных действий хозяйствующих субъектов: создание препятствий доступу на рынок, выходу с рынка и повышение, снижение или поддержание цен на торгах. Наибольшее количество нарушений выявлено в сферах агропромышленного комплекса, строительного комплекса, торговли и на рынке лекарственных препаратов и медицинских изделий.

В 2019 году рассмотрено 12 дел по выявленным фактам согласованных действий государственных органов по фактам ограничения доступа на рынок, выхода с рынка. Нарушения выявлены в сфере операций с недвижимым имуществом и в строительном комплексе.

В рамках осуществления полномочий по контролю за соблюдением антимонопольных требований к торгам в 2019 году возбуждено и рассмотрено 10 дел по фактам нарушения порядка определения победителя торгов, запроса котировок.

Статьей 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" установлены особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества - заключение договоров только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров. В 2019 году по статье 17.1. Федерального закона "О защите конкуренции" возбуждено и рассмотрено 3 дела.

Результаты работы по предупреждению и пресечению недобросовестной конкуренции показывают, что основные формы недобросовестной конкуренции – недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение и недобросовестная конкуренция, связанная с созданием смешения. В 2019 году выдано 21 предупреждение, возбуждено и рассмотрено 12 дел по фактам недобросовестной конкуренции. Наибольшее количество нарушений выявлено в сфере торговли и жилищно-коммунального хозяйства.

Статья 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" устанавливает административную процедуру рассмотрения жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В 2019 году рассмотрено 293 жалобы в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, признаны обоснованными 44% жалоб, выдано 92 предписания, исполнено 93 предписания (89 предписаний, выданных в отчетном периоде, и 4 предписания, выданные в предыдущем периоде), 3 предписания находятся в стадии исполнения.

Большинство жалоб, касались нарушений процедуры Федерального Закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Кроме этого, в 2019 году обжаловались торги по аренде и продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности; по размещению рекламных конструкций; по отбору управляющей организации; по аренде, безвозмездном пользовании, доверительному управлению имуществом, иным договорам, предусматривающим передачу права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Обжаловались торги по реализации имущества должников в порядке, установленном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", Федеральным законом "Об ипотеке (залоге недвижимости)", торги в рамках соблюдения требований Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

В 2019 году рассмотрено 31 заявление заказчиков о включении в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Земельным кодексом Российской Федерации. Принято 16 решений о включении организаций в реестр недобросовестных поставщиков и реестр недобросовестных участников.

В 2019 году направлено 4 предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства в соответствии со статьей 25.7 Федерального закона "О защите конкуренции".

При осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства о рекламе в 2019 году возбуждено и рассмотрено 110 дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, выдано 89 предписаний, исполнено 91 предписание (87 предписаний, выданных в отчетном периоде, и 4 предписания, выданные в предыдущие периоды), 2 предписания находятся в стадии исполнения.

Деятельность антимонопольного органа направлена на защиту от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение. Дела возбуждались по фактам распространения ненадлежащей рекламы медицинских услуг; ненадлежащей рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации, что вводит потребителей рекламы в заблуждение; несоблюдения общих требований к рекламе и общих требований при рекламе финансовых услуг.

Экспертный Совет по применению законодательства о рекламе при Башкортостанском УФАС России действует более 10 лет. Состав Экспертного Совета сформирован из представителей государственных органов, научных и учебных организаций, конфессий, специалистов в отдельных областях знаний. В 2019 году состоялось 4 заседания Экспертного совета (12 апреля, 25 июня, 9 октября и 24 декабря 2019 года). На заседаниях Совета обсуждены, в частности, вопросы использования непристойных и оскорбительных образов в рекламе различных товаров; рассмотрение рекламы различных товаров на предмет введения потребителей в заблуждение относительно объекта рекламирования.

В соответствии с возложенными полномочиями по осуществлению контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Башкортостанским УФАС России в 2019 году рассмотрено 1275 жалоб на действия (бездействия) заказчика, конкурсной комиссии, специализированной организации, проведено 293 проверки. Поступило 4 материала на согласование о размещении заказов у единственного поставщика. Рассмотрено 686 обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, в реестр недобросовестных поставщиков включено 289 хозяйствующих субъектов.

При Башкортостанском УФАС России с 2014 года действует Экспертный Совет по применению законодательства в сфере закупок, в 2019 году заседание совета проведено 23 октября. На заседании совета обсуждены актуальные вопросы, возникающие при осуществлении закупок в сфере строительства в рамках Закона о контрактной системе.

В 2019 году возбуждено и рассмотрено 1031 дело об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, в том числе: 544 дела – за нарушение законодательства в сфере закупок; 10 дел – за злоупотребление доминирующим положением на товарных рынках; 43 дела – за заключение ограничивающих конкуренцию соглашений; 6 дел – за недобросовестную конкуренцию; 7 дел – за ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления; 143 дела – за нарушение законодательства о рекламе; 24 дела – за нарушение правил технологического присоединения к электрическим сетям, правил подключения к системам теплоснабжения либо правил подключения к системам водоснабжения и водоотведения; 234 дела – за нарушение порядка закупок отдельными видами юридических лиц; 7 дел – за невыполнение в установленный срок решения, предписания; 2 дела – за непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в антимонопольный орган. За неуплату штрафа в установленные сроки материалы по 11 делам переданы на рассмотрение мировых судей. Общая сумма уплаченного штрафа – 15,7 млн. рублей.

В 2019 году не поступали обращения и не возбуждались дела по признакам нарушения Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской  Федерации".

При Башкортостанском УФАС России с 2008 года действует Экспертный Совет по естественным монополиям. Основной целью Совета является обеспечение эффективного взаимодействия антимонопольного органа с иными федеральными органами исполнительной власти, республиканскими органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами по вопросам равного доступа к товарам и услугам, производимым субъектами естественных монополий. На обсуждение Экспертного совета 11 сентября 2019 года были вынесены проблемные вопросы технологического присоединения потребителей к электрическим сетям в СНТ.

Башкортостанским УФАС России в 2019 году проводилась значительная работа по адвокатированию конкуренции: проведены пресс-конференции, "круглые столы", рабочие совещания по вопросам практики применения антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; вышли материалы о деятельности управления в печатных СМИ и Интернет, сделаны выступления на радио и телевидении.

Проведено 4 публичных мероприятия по публичному обсуждению результатов правоприменительной практики Башкортостанского УФАС России в сфере контроля антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и законодательства в сфере закупок (20 марта, 22 мая. 26 сентября и 4 декабря 2019 года).

В публичных мероприятиях приняли участие более ста человек: представители государственных и муниципальных бюджетных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, участники рынка, уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Башкортостан, органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) на уровне субъекта в сфере закупок, общественные организации.

Проведены "дни открытых дверей" для студентов различных высших учебных заведений республики; "классный час" по рекламе и Школьный Экспертный совет по рекламе с учениками 10Г класса МБОУ "Лицей № 153" ГО г. Уфа РБ; практическое занятие для студентов 1 и 2 курсов по направлению подготовки "Реклама и связи с общественностью" Башкирского государственного университета; "Студенческий Экспертный совет по рекламе" со студентами 1 и 4 курсов по направлению подготовки "Реклама и связи с общественностью" Башкирского государственного университета. В апреле 2019 года состоялся третий выпуск Школы конкурентного права, организованной в ноябре 2014 года совместно с Башкирским государственным университетом (кафедра государственного права Института права БашГУ),

Проведен семинар по актуальным вопросам применения антимонопольного законодательства и развития конкуренции с участием представителя ФАС России и члена Общественного совета при ФАС России (4 апреля 2019 года).

При Башкортостанском УФАС России создан Общественный совет. Совет создан по новым принципам, аналогичным Общественному совету при ФАС России, состав совета сформирован путем конкурсных процедур. Состоялось 3 заседания совета (10, 29 апреля и 27 июня 2019 года). 10 апреля 2019 года состоялось первое заседание Общественного совета при Башкортостанском УФАС России, созданного по новым принципам, аналогичным Общественному совету при ФАС России. На заседании Совета обсудили основные задачи на ближайший период. На заседании совета 27 июня 2019 года состоялось обсуждение вопросов нестационарной торговли и Доклада о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2018 год.