ПРОТОКОЛ № 2 Заседания Общественно-консультативного Совета при Управлении Федеральной антмионопольной службы по Республике Башкортостан г.Уфа 16.09.2009

ПРОТОКОЛ № 2

Заседания Общественно-консультативного Совета при Управлении
Федеральной антмионопольной службы по Республике Башкортостан
г.Уфа 16.09.2009

16 сентября 2009 года в 15 часов 00 минут в информационном агентстве «Башинформ» состоялось заседание Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан.
На заседании Совета присутствовали:
1.<...> - руководитель Башкортостанского УФАС России – сопредседатель ОКС
2.<...>– председатель Совета Башкирского регионального отделения «ОПОРА РОССИИ» - сопредседатель ОКС
3.<...> – председатель Союза предпринимателей Салаватского района
4.<...> – председатель Союза предпринимателей Калтасинского района
5.<...> – председатель Башкирской Торговой Ассоциации (представитель по доверенности Ягафарова С.Р.)
6.<...> – председатель комитета по предпринимательству Торгово-промышленной палаты РБ, директор Башкирского регионального отделения «ОПОРА РОССИИ»
7.<...> – заместитель председателя Союза предпринимателей г.Белебей и Белебеевского района ( по доверенности от Козорезова Александра Васильевича – председателя Союза предпринимателей г.Белебей и Белебеевского района).
8.<...> – председатель Правления Союза работодателей Республики Башкортостан
9.<...> – руководитель регионального общественного объединения по защите прав потребителей
10.<...>– ведущий специалист-эксперт контроля органов власти Башкортостанского УФАС России – ответственный секретарь ОКС.
Приглашенные:
1.<...> – Председатель Ассоциации
распространителей печатной продукции Республики Башкортостан, главный редактор газеты «Работа для Вас»;
2.<...> – и.о.заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан.
3.<...> – ведущий юрисконсульт управления потребительского рынка Администрации городского округа город Уфа РБ.

Повестка дня :
1.Барьеры в осуществлении торговли периодической печатью малым бизнесом.
2.Торговые сети . Проблемы в осуществлении деятельности.
3.Разное.По первому вопросу выступил:
Нуриджанов Арсен Эдвинович – Председатель Ассоциации распространителей печатной продукции Республики Башкортостан, главный редактор газеты «Работа для Вас».
«На рынке печатной продукции сложилась острая ситуация. В этой сфере развернулась настоящая административная война за передел рынка, жертвами которой стали частные распространители печатной продукции, а вместе с ними – практически и все читающее население города.
Немного предыстории. До последнего времени рынок распространения газет и журналов в столице республики был поделен между муниципальным унитарным предприятием «Уфа-печать» и незначительным числом частных компаний. Относительно либеральное постановление главы администрации г.Уфы от 17 мая 2005 года за № 2245 «Об очередных мерах по упорядочению работы по размещению объектов мелкорозничной торговли и оказания услуг на территории города Уфы» худо-бедно, да позволяло частникам устанавливать новые газетно-журнальные киоски и расширять свою сеть.

Однако, 15 января 2008 года глава администрации г.Уфы П.Р Качкаев издал новое постановление за № 15 под названием «О временных мерах по ограничению размещения объектов мелкорозничной торговли и оказания услуг на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан». Этим актом запрещалась установка новых объектов мелкорозничной торговли, кроме остановочных павильонов, банкоматов и сезонных предприятий питания. Аргументация такого запрета была весьма незатейлива – мол, «обеспеченность микрорайонов города торговыми площадями из расчета на 1000 жителей более чем в 2 раза превышает установленные нормы». Что это за нормы, каким законом они установлены, кто, наконец, производил эти расчеты – на эти вопросы ни мы, ни население так и не получили внятных объяснений.

Это постановление было обжаловано частными предпринимателями в прокуратуру и антимонопольную службу и, как явно противоречащее антимонопольному законодательству, было, в конце концов, отменено самой же городской администрацией в мае 2008 года. Однако, 26 июня 2008 года депутаты Совета городского округа г. Уфы на своей сессии принимают решение № 5/10 «О Регламенте размещения и функционирования нестационарных объектов мелкорозничной торговли и бытового обслуживания на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан». Данное решение, на наш взгляд, еще более ограничило возможности частных предпринимателей по развитию своей сети киосков.

Так, приложением №5 к вышеупомянутому Регламенту был утвержден перечень улиц г.Уфы, на которых установка нестационарных объектов розничной торговли, в том числе газетных киосков была жестко ограничена некими «повышенными требованиями к их оформлению», причем в перечень вошли все крупные улицы города. Формулировки решения были составлены столь нарочито расплывчато, что давали чиновникам возможность абсолютно произвольно отказать или разрешить любому предпринимателю.

Далее, пунктом 3.2 Регламента предписывалось разрешать установку нестационарных объектов розничной торговли и бытового обслуживания, а также реализующих однопрофильные услуги не ближе чем в 300 метрах друг от друга. Аргументации в пользу именно этих расстояний опять-таки не было приведено никакой.

Данное решение Совета было также обжаловано предпринимателями в антимонопольную службу и прокуратуру. Последняя вынесла протест, на который Совет даже не обратил внимания. После обращения предпринимателей в Федеральную антимонопольную службу и нескольких месяцев разбирательств Совет городского округа г.Уфы был признан виновным в нарушении антимонопольного законодательства и его представителям было выдано предписание - в срок до 30 апреля с.г. устранить нарушения федерального закона «О защите конкуренции».

Наконец, 23 апреля с.г. Совет городского округа г.Уфы выполнил предписание и решением №15/14 внес в свое прежнее решение некоторые изменения. Но предписания антимонопольной службы были исполнены довольно своеобразно. Так, в новом решении появился пункт 2.4 б) 1.11, который запретил установку киосков «в случаях сужения пешеходных зон улиц и возникновения помех для механизированной уборки, а также свободному подъезду пожарной и аварийно-спасательной техники». Таким образом, возникло еще одно основание для произвольного отказа частным предпринимателям.

Вдобавок, убрав из своего прежнего решения конкретный перечень улиц, на которых установка киосков была жестко ограничена, Совет в п.2.2 своего решения поручил администрации города до 1 июня с.г. составить похожий перечень. Согласно этому поручению все киоски, устанавливаемые на центральных улицах Уфы должны соответствовать некоей «общегородской единой стилистической концепции». Пунктом 2.3 решения разработать до 1 июня с.г. такую концепцию поручено той же администрации г.Уфы.

На вопрос - на какие именно законы, статьи Градостроительного и прочего кодексов опирается пресловутая «концепция», никто толком ответить не может. Однако то, что она содержит очередные препоны для развития предпринимательства, стало уже очевидным. С 01 июня 2009 года предпринимателям отказывают в размещении объектов мелкорозничной торговли со ссылкой на «общегородскую единую стилистическую концепцию». И это при том, что Постановление главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 2670 от 01.06.2009 «Об утверждении общегородской стилистической концепции оформления нестационарных объектов мелкорозничной торговли и бытового обслуживания, установленных и вновь размещаемых на центральных улицах городского округа город Уфа Республики Башкортостан» не было опубликовано. А в силу статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Кроме того, получить текст концепции в самой Администрации не удалось, на обращения предпринимателей об ознакомлении с Постановлением № 2670 от 01.06.2009 там ответили, что выдадут его копию в течение 30 дней с момента обращения.

Таким образом, разрешение проблемы опять оказалось перекинуто от одной ветви власти к другой и предпринимателям, судя по всему, предстоит новый круг хождений по властным и судебным инстанциям.

Ниже мы хотим привести некоторые конкретные примеры «отказной» практики чиновников городской и районных в городе администраций за 2008-2009 гг., которые действовали, опираясь на вышеупомянутые акты Совета городского округа и администрации г.Уфы. На наш взгляд практически все причины отказа были абсолютно произвольными, надуманными и даже смехотворными.
Так, ООО «Пресс-печать» в установке киоска по ул.Х.Давлетшиной, 18 было отказано мэрией в связи с тем, что «данная территория предусмотрена для дворового благоустройства и размещения кратковременной автостоянки» (письмо № 3/288 от 13.08.2008 г.). В установке по ул.Мингажева, 125 было отказано «в связи с реконструкцией установленного рядом остановочного павильона» (письмо № 3/288 от 13.08.2008 г.).

Отказывая в установке киоска на проспекте Октября, 83 чиновники Орджоникидзевской районной администрации сослались на то, что вышеупомянутый Регламент запретил открытие новых киосков на главной городской магистрали (письмо № 01/3296-9 от 01.08.2008 г.). А разместить газетную торговлю на перекрестке ул.Победы-ул.Кольцевая не разрешили потому, что эта зона «находится в микрорайоне с перенасыщенной торговой инфраструктурой» (письмо № 01/3296-9 от 01.08.2008 г.).

Некоторые примеры явно свидетельствуют о простом т.н. «отфутболивании» предпринимателей с районного уровня на городской и обратно. Так, в августе 2008 года тому же ООО «Пресс-печать» сначала Орджоникидзевской администрацией была согласована установка киосков по адресам ул.Ульяновых, 43 и по ул.Кольцевая, 177 (письмо № 01/3296-9 от 01.08.2008 г.). Однако уже через пару месяцев бизнесмены получили письма за подписью заместителя главы администрации города М.М. Галиуллина, в которых сообщалось, что в установке киоска по адресу ул.Ульяновых, 43 отказано «исходя из требований противопожарных норм» (письмо №3/354 от 08.10.2008 г.), а по адресу ул. Кольцевая, 177 – «в связи со стесненностью участка и его перенасыщенностью временными объектами» (письмо №3/377 от 28.10.2008 г.).

Очередным письмом чиновники той же Орджоникидзевской райадминистрации умудрились оказать ООО «Пресс-печать» аж в шести запрашивавшихся местах на проспекте Октября. Опираясь на пресловутый, уже обжалованный и опротестованный Регламент чиновники во всех случаях сослались на то, что расстояние до ближайшего киоска «Уфа-печати» составляет менее 300 метров, тем самым с головой выдав свою исключительную заботу о монополисте (письмо № 76-04-971/20 от 23.04.2009 г.).

«Свежие» отказы Администраций не отличаются разнообразием. Так, Администрация Кировского района отказала ООО «Пресс-Печать» во всех тринадцати испрашиваемых местах, при этом в восьми случаях комиссия ссылается на «единую стилистическую концепцию», речь о которой шла выше, а именно на положение, которое якобы запрещает размещение нестационарных объектов мелкорозничной торговли на газонах и тротуарах, а также в случаях, если объект загораживает витрины торговых предприятий. Понятно, что данное основание для отказа можно использовать при любом удобном случае, тем более, если учесть, что предприниматели испрашивают не конкретно определенное место, а только указывают в заявлении о размещении объекта мелкорозничной торговли предполагаемый адрес его размещения.

Нельзя не упомянуть и случаи явного злоупотребления со стороны городских властей предоставленными им полномочиями, ставшими предметом рассмотрения органами городской прокуратуры. Так, чиновники, особо не раздумывая, отказывают в установке объектов мелкорозничной торговли одним предпринимателям, а через небольшое время на испрашиваемом ранее месте появляется киоск какого-либо из владельцев сети объектов мелкорозничной торговли. Так, Администрация Кировского района отказала ООО «ЦЕНТР-ПЕЧАТЬ» в размещении специализированного киоска по продаже печатной продукции около остановочного павильона остановки УГАТУ, а через некоторое время там появился павильон по продаже цветов. В Ленинском районе на двух испрашиваемых ранее ООО «ЦЕНТР-ПЕЧАТЬ» местах: перед домом № 26 на ул. Революционной и на той же улице перед входом в подземный переход через ул. Цюрупы появились новые объекты мелкорозничной торговли – павильон по продаже обуви и киоск по продаже пирожков. При этом ООО «ЦЕНТР-ПЕЧАТЬ» было отказано в связи с тем, что установка объектов мелкорозничной торговли по улицам Ленина, К.Маркса, Цюрупы, Революционная ограничена, и установка объектов в зоне пересечения указанных улиц не допускается.

Администрация Советского района отказала ООО «ЦЕНТР-ПЕЧАТЬ» в размещении киоска на остановке транспорта «Универмаг Уфа» на том основании, что поблизости имеются киоски или точки по реализации печатной продукции, теперь же на испрашиваемом месте установлен киоск МУП «Уфа-печать». Установка киосков действующего монополиста, видимо, общим нормативным актам не подчиняется.

Необходимо также отметить, что в последние годы в деятельности органов местного самоуправления в г.Уфе, в частности администрации города явно прослеживается желание убрать всю уличную газетную (и прочую) торговлю – за исключением киосков МУП «Уфа-печать» - в дорогие супермаркеты и прочие объекты «стационарной торговли».

Между тем, поддерживая курс на приоритетное развитие стационарных объектов торговли, органы местного самоуправления не учитывают специфики печатной продукции. Распространение последней должно осуществляться в доступных, удобных для всех категорий потребителей местах, обеспечивая возможность приобретать свежую прессу без значительных временных затрат ежедневно. Как известно, в супермаркетах и специализированных магазинах продаются, в основном, глянцевые журналы и т.н. «желтая пресса», что, собственно, отвечает направленности их работы. Жители же города нуждаются в приобретении свежих газет, в том числе официальных изданий, без очередей и без необходимости посещения дорогих магазинов. Объекты мелкорозничной торговли являются наиболее эффективной формой распространения газет и журналов, так как доступны по месту нахождения и по ценам для всех горожан. Таким образом, по нашему мнению, запрет размещения на улицах города киосков по продаже печатной продукции ограничивает свободный доступ жителей к прессе, нарушает свободу массовой информации.

Подводя итоги, мы вынуждены отметить, что в результате политики, проводимой органами МСУ г.Уфы на рынке распространения печатной продукции, столица республики существенно отстает от многих российских и тем более европейских показателей. Так, в Москве сейчас один газетно-журнальный киоск приходится на 2000 жителей. Совместными усилиями Мэрии г.Москвы и предпринимателей планируется в ближайшее же время довести этот показатель до среднеевропейского уровня – 1 киоск на 1000 жителей.

В миллионной же Уфе до сих пор насчитывается чуть более 300 точек распространения печатной продукции (ТРПП). В это число входит, по нашим данным, около 150 киосков, принадлежащих МУП «Уфа-печать», 60 ТРПП в супермаркетах и специализированных магазинах, а также 100 ТРПП, принадлежащих частным предпринимателям. В итоге получается неутешительный показатель - 1 киоск на 3500 жителей.

Резюмируя свое обращение, мы вынуждены констатировать, что деятельность чиновников Уфимской городской и подчиненных ей районных администраций направлено, вместо выполнения директив Президента РФ Д.А.Медведева о развитии и поддержке предпринимательства, наоборот, на сужение конкурентной среды. Усилия по развитию честной конкуренции подменяются сугубо административным переделом рынка в пользу муниципальных монополистов, либо в пользу аффилированных с чиновниками фирм.

На состоявшемся в конце февраля с.г. Съезде предпринимателей Республики Башкортостан Президент РБ М.Г.Рахимов еще раз подчеркнул, что «малое предпринимательство сегодня – это предмет особой заботы местной власти, ее опора, важный источник пополнения местных бюджетов», а также отметил чрезвычайную распространенность нарушений прав бизнеса, связанных с требованием излишних документов, волокитой при их рассмотрении, ограничением конкуренции.

<...> от имени Ассоциации распространителей печатной продукции Республики Башкортостан так же были вынесены предложения по реформированию рынка печатной продукции г.Уфы, которые заключаются в следующем:
-сохранение и упорядочение единого информационного пространства Уфы;
-создание благоприятных условий для развития всех форм и методов распространения печатных изданий;
-увеличение числа торговых объектов и развитие технологий распространения;
-совершенствование системы взаимодействия законодательных и исполнительных органов власти с субъектами рынка печатной продукции;
-содействие расширению реализуемого в торговых точках ассортимента печатных изданий;
-обеспечение благоприятных условий для инвестирования издателями и распространителями собственных средств в развитие технологий распространения, содействие их внедрению;
-оказание поддержки органами местного самоуправления, органами исполнительной власти города предприятиям, участвующим в реализации Концепции;
-принять новый акт, регулирующий порядок размещения киосков по продаже печатной продукции.

<...> задала вопрос представителю Управления потребительского рынка администрации городского округа г.Уфа : «Почему на рынке печатной продукции сложилась такая ситуация, почему Уфа-Печати земельный участки предоставляются без проведения конкурсных процедур, правда ли то, о чем сказал <...>»
Представитель Управления потребительского рынка администрации городского округа город Уфа РБ <...> пояснила, что в настоящее время готовятся изменения в нормативные акты, регулирующие порядок предоставления земельных участков под киоски. При предоставлении Уфа-Печати земельных участков идет продление старых договоров, согласно Земельного кодекса. Так же необходимо учитывать и оборотную сторону: очень много жалоб поступает от жителей города.

По итогам рассмотрения данного вопроса решили: подготовить обращение к главе администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
По второму вопросу : Торговые сети . Проблемы в осуществлении деятельности выступил Кинзикеев Руслан Усманович. Им было предложено вынести данный вопрос на рассмотрение на следующем заседании Общественно- консультативного Совета ,членам ОКСа подготовить к следующему заседанию имеющиеся вопросы, проблемы по торговым сетям. Пригласить на заседание ОКСа товаропроизводителей.

По третьему вопросу выступила
<...> - руководитель Башкортостанского УФАС России – сопредседатель ОКС.
Она сообщила, что <...>, избранный в члены ОКС, как председатель Совета ассоциации организации предпринимательства РБ, в настоящий момент переизбран с этой должности. На должность председателя Совета ассоциации организации предпринимательства РБ избран Щербацкий Алексея Александровича. Поступило предложение исключить из членов ОКС <...> и включить <...>.

Так же поступила информация, что Койков Николай Анатольевич, избранный в члены ОКС, как председатель Правления Союза организаций кредитной кооперации РБ в настоящий момент переизбран с этой должности.

Поступило предложение исключить из членов ОКС <...>.

По данному вопросу решили: рекомендовать кандидатуру Щербацкого Алексея Александровича на включение в члены ОКС и исключение из членов ОКС Шарипова Дениса Байкаловича и Койкова Николая Анатольевича.

Так же <...> было предложено членам ОКСа сформировать список вопросов подлежащих рассмотрению на следующем заседании Совета.
Голосовали единогласно.

Дата проведения Совета: 
16 сентября 2009, 02:00