Протокол №42 заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Башкортостанском УФАС России от 26 июня 2018 года

Протокол №42 заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Башкортостанском УФАС России от 26 июня 2018 года

 

26.06.2018г.                                                                       Республика Башкортостан город Уфа

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОВАЛ:
Председатель Экспертного совета, руководитель Управления  Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан  - <…>

ПРИСУТСТВОВАЛИ:

Члены Экспертного совета: <…>, <…>, <…>, <…>., <…>., <…>, <…> (<…>.),<…>,<…>,<…>.,<…> (<…>).<…>,<…> (<…>),<…>,<…>,<…> (<…>),<…>,<…> (<…>.),<…>.

Приглашенные лица: представитель ООО МКК «Финрегион» - <…>., представитель ООО «Абсолютный мир» - <…>., представитель ИП <…>– <…>., представитель ОРК «Райский берег» - <…>., ИП <…>

Присутствовали представители СМИ: – корреспондент филиала ФГУП ВГТРК ГТРК «Башкортостан».

I. Результаты  рассмотрения вопросов, вынесенных на заседание Экспертного Совета по применению законодательства о рекламе 14.03.2018г.

(<…>)

II. Информация об изменениях, внесенных в законодательство РФ о рекламе.

(<…>)

Члены Экспертного совета проинформированы о внесении изменений в статью 5 ФЗ «О рекламе», а именно дополнение статьи частью 10.3 (введена Федеральным законом от 03.04.2018 N 61-ФЗ).

III. Обсуждение вопроса специализации Башкортостанского УФАС России: «Проблемные вопросы применения законодательства Российской Федерации о рекламе (в том числе проблемы доказывания и определение восприятия потребителями существенной информации, указанной в рекламе)».

(<…>,<…>)

IV. Обсуждение рекламы: «Займы для своих! Легко занимать. Удобно отдавать. 0,22, 8 800 500 0081 звонок бесплатный, кубышка 1 ЭТАЖ Звездный», размещенной на рекламном щите в г. Уфа на предмет введения потребителя рекламы в заблуждение.

(<…>,<…>.,<…>.,<…>.,<…>.,<…>.,<…>.,<…>.).

Членами Экспертного совета проанализирована данная реклама по доводам, изложенным представителем рекламодателя, представленному изображению.

Отмечено, что указанная реклама размещалась в наружной рекламе г. Уфы, на рекламном щите.

Андерра́йтинг (англ. underwriting — «подписка») — услуги, предоставляемые финансовыми учреждениями, такими как банки, страховые компании, которые гарантируют получение выплат в случае финансовых убытков.

Андеррайтинг в банковском деле — это процедура оценки банком вероятности погашения или непогашения запрашиваемого кредита.

Процедура предполагает изучение платёжеспособности и кредитоспособности потенциального заёмщика по методике, принятой в конкретном банке. Результатом такой процедуры является либо принятие положительного решения по кредитной заявке претендента, либо отказ в кредитовании.

Согласно пояснениям представителя рекламодателя, «…в данном случае, используемые в рекламе цифры 0,22* означают андеррайтинговый коэффициент, о чем в тексте рекламы имеется ссылка. Термин «андеррайтинг» обозначает уровень платежеспособности потенциальных клиентов финансового учреждения, которые желают воспользоваться возможностью взять займ. Андеррайтинг помогает оценить кредитный риск, прежде всего на основе данных о кредитном поведении заемщика в прошлом. В приведенной выше рекламе рядом с цифрами 0,22 стоит знак * и ниже даны пояснения, что эти цифры означают «андеррайтиногвый коэффициент».

Членами Совета отмечено, что андеррайтинговый коэффициент используется для определения уровня платежеспособности потенциальных клиентов, для обычного потребителя указанная информация не является общеизвестной, так как оценка данных потенциального заемщика, проводится именно финансовой организацией с целью определения возможности возврата/невозврата запрашиваемого кредита. Для обычного потребителя указанная информация не является необходимой. Цифра 0,22 в рекламе воспринимается как процентная ставка, а информация, размещенная под знаком «*», указана более мелким шрифтом, чем основной текст и плохо воспринимается потребителем.

Также отмечено, что цифры 0,22 воспринимаются потребителем именно как процентная ставка, так как при размещении рекламы предоставления финансовых услуг, финансовыми организациями, как правило, указывается процентная ставка.

Вопросы, вынесенные на голосование: «Отсутствует ли в указанной рекламе часть существенной информации и вводится ли тем самым потребитель рекламы в заблуждение? ».

Членами Совета отмечено, что в данном случае потребитель рекламы вводится в заблуждение, так как указанный термин используется в ограниченной сфере употребления и не понятен широкому кругу потребителей.

Члены Экспертного совета признали отсутствие в указанной рекламе части существенной информации, тем самым потребитель рекламы вводится в заблуждение?

V. Обсуждение рекламы ООО «Абсолютный мир», размещенной на фасаде здания в г. Уфа по вопросу того является ли указанная информация, распространяемой любым способом, адресованной неопределенному кругу лиц и направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования?

(<…>.,<…>.,<…>.,<…>.,<…>.)

Членами Экспертного совета проанализирована данная реклама по доводам, изложенным представителем рекламодателя, представленному изображению, обращению заявителя.

По итогам голосования мнение членов Экспертного Совета разделилось пополам, 5 голосовавших воздержались.

Вопрос, вынесенный на голосование: «Является ли информация, размещенная на окнах ООО «Абсолютный мир» распространяемой любым способом, адресованной неопределенному кругу лиц и направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования?

VI. Обсуждение рекламы сети магазинов «Центр отопления Engineering Solutions У нас цены зае…сь приходи и убедись!» с изображением отопительной системы, девушки на предмет наличия в рекламе бранных слов.

(<…>.,<…>.,<…>.,<…>.,<…>.)

Членами Экспертного совета проанализирована данная реклама по представленному изображению, доводам рекламодателя, обращению заявителя.

Члены совета отметили, что реклама неэтична и построена на языковой игре. В указанной рекламе, исходя из общей рифмы, ритмики слогана, а также изображения девушки используется бранное слово.        

В рассматриваемой рекламе используется слово «зае..сь», которое в данном случае воспринимается как нецензурное, учитывая общий смысл фразы, ее ритмичность, изображение девушки с поднятыми большими пальцами рук вверх. В рекламе имеет место использование недоговоренного бранного слова, легко считываемого потребителем. Постановка вместо одной или нескольких букв точек является одним из способов маскировки нецензурного слова. 

В данной рекламе слово «зае..сь» может быть оценено как неприличное (матерное) на основании непристойных подтекстовых значений (ассоциаций).

При распространении данной рекламы использован прием амфиболии (амфиболия (гр. amphibolia - двусмысленность, двойственность) – логическая ошибка, заключающаяся в том, что грамматическое выражение допускает его двоякое толкование) с использованием завуалированной формы бранного слова.

Учитывая, что амфиболия, это риторический прием двусмысленности, конструктивным принципом которого является нарушение тождества семантики слова посредством постановки его в такой контекст, в котором это слово (или словосочетание) одновременно реализуется в двух разных значениях, использование амфиболии в данной рекламе направлено не на использование буквального значения использованных слов и словосочетаний, а на придание тексту иного, в данном случае непристойного образа, в первую очередь вытекающего из ассоциативного созвучия использованного слова.

Вопрос, вынесенный на голосование: «Присутствуют ли в указанной рекламе бранные слова?»

Члены Экспертного совета единогласно признали наличие в рекламе бранных слов.

VII. Обсуждение рекламы торгового дома «Королева», размещенной на фасаде здания в г. Уфа на предмет введения потребителя рекламы в заблуждение, а также наличия непристойных и оскорбительных образов.

Членами Экспертного совета проанализирована данная реклама по представленному изображению, обращению заявителя.

Отмечено, что данный рекламный продукт распространяется по средствам наружной рекламы. 

В данном случае изображена девушка, лежащая на спине и стилизованное изображение ног в различных колготках, под данным изображением размещена надпись – «носки, колготки». В целом, надпись и графическая часть рекламы отображают продаваемый товар и не содержат непристойные или оскорбительные образы.

Изображение девушки в нижнем белье также не содержит непристойные или оскорбительные образы, так как поза девушки является закрытой, изображена только часть тела, девушка рукой закрывает верхнюю часть тела.

Членами Совета отмечено, что слово «Sale» не вводит потребителя рекламы в заблуждение, так как является общеупотребляемым и доступным простому обывателю.

Вопросы, вынесенные на голосование: «Отсутствует ли в указанной рекламе часть существенной информации и вводится ли тем самым потребитель рекламы в заблуждение? », «Присутствуют ли в указанной рекламе непристойные и оскорбительные образы сравнения и выражения в отношении пола?»

Членами Совета отмечено отсутствие непристойных и оскорбительных образов и  введения потребителей рекламы в заблуждение.

Члены Экспертного совета единогласно признали, что в данной рекламе непристойные и оскорбительные образы отсутствуют, потребитель рекламы не вводится в заблуждение из-за части отсутствия существенной информации.

VIII. Обсуждение рекламы «Гриль дома. Стандарт, престиж, V.I.P, Премиум. Отдых по настоящему 8 917 777 2222», размещенной в г. Уфа, с изображением девушки в купальнике на предмет наличия непристойных и оскорбительных образов, а также на предмет введения потребителя рекламы в заблуждение.

(<…>.,<…>.,<…>,<…>.,<…>.)

Членами Экспертного совета проанализирована данная реклама по представленному изображению, доводам рекламодателя, обращению заявителя.

Указано, что данный рекламный продукт распространяется по средствам наружной рекламы, поэтому рассмотрение данных материалов производится с учетом их воздействия в условиях городской среды, массового потребителя, а не конкретно целевой аудитории потребителей данных продуктов.

Членами Совета отмечено, что указанная реклама воспринимается целиком (учитывая графическую часть и текст рекламы).

Рекомендовано не допускать использование  подобной рекламы в условиях городской среды.

Представитель рекламодателя пояснил, что данной рекламой хотели привлечь внимание к услугам, оказываемым в ОРК «Райский берег»: ресторан, банный комплекс, сауна. Фраза «Отдых по-настоящему» является частью логотипа ОРК «Райский берег».

Вопрос, вынесенный на голосование: «Присутствуют ли в указанной рекламе непристойные и оскорбительные образы, а также вводится ли потребитель рекламы в заблуждение из-за отсутствия части существенной информации.

Члены Экспертного совета признали, что в данной рекламе присутствуют непристойные и оскорбительные образы сравнения и выражения в отношении пола, а также отсутствует часть существенной информации, что вводит потребителя рекламы в заблуждение.

IX. Обсуждение рекламы: «Наши стрижки круче, чем секс с твоей бывшей», размещенной на выносном штендере в г. Уфа на предмет наличия в рекламе непристойных сравнений и выражений в отношении пола.

(<…>.,<…>.,<…>.)

Членами Экспертного совета проанализирована данная реклама по представленному изображению, обращению заявителя, доводам рекламодателя.

Согласно обращению заявителя: «…данный салон предназначен не только для взрослых мужчин, но и для маленьких модных мальчиков. Если ребенку известен смысл слова «секс» и теоретически ему освещали ранее что это за процесс, то у него может возникнуть вполне резонный вопрос о том, как данный процесс может быть взаимосвязан со стрижкой».

Рекламодатель пояснил, что цель данной рекламы – это привлечение внимания к барбершопу, считает, что реклама является креативной и приносит позитив.

Отмечено, что в данном случае сравниваются разные понятия «секс», «бывшая».

Указанная реклама размещалась в наружной рекламе г. Уфы.

Членами Экспертного Совета отмечено, что в дальнейшем при размещении подобной наружной рекламы необходимо учитывать общепринятые нормы морали и нравственности,  нормы этики, сформировавшиеся в данном регионе, то есть на территории Республики Башкортостан.

Вопрос, вынесенный на голосование: «Присутствуют ли в указанной рекламе непристойные и оскорбительные образы сравнения и выражения в отношении пола?»

Члены Экспертного совета признали, что в данной рекламе присутствуют непристойные и оскорбительные образы сравнения и выражения в отношении пола.

Председатель
Экспертного совета                                                                                                  <…>

Ответственный секретарь
Экспертного совета                                                                                               <…>

 

Дата проведения Совета: 

26 июня 2018, 14:39

 

Дата проведения Совета: 
29 июня 2018, 10:31