Протокол заседания Экспертного Совета по развитию конкуренции в сфере розничной торговли при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан

 

 

31 марта 2017 года в 11 часов 00 минут состоялось заседание Экспертного совета по развитию конкуренции в сфере розничной торговли при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан на тему: Практика применения Федерального закона от 03.07.2016 № 273-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Заседание Экспертного совета вела Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан <…>.

 

На заседании Совета присутствовали:

 

<…>

Руководитель  Управления Федеральной антимонопольной службы  по Республике Башкортостан

 

<…>

Председатель Башкортостанского регионального общественного фонда поддержки Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», депутат Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, член ЭС

 

<…>

Заместитель председателя  Государственного комитета Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей, член ЭС

 

<…>

Заместитель Министра сельского хозяйства Республики Башкортостан

 

<…>

 

 

 

 

<…>

 

Начальник отдела развития продовольственных рынков Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан, член ЭС

 

Исполнительный директор НО «Молочный Союз Башкортостана»

<…>

 

 

<…>

 

 

<…>

Председатель Башкирской торговой Ассоциации, член ЭС

 

Исполнительный директор БРО «Деловая Россия»

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы  по Республике Башкортостан, член ЭС

 

<…>

 

 

 

 

<…>

 

 

<…>

 

 

 

<…>

 

 

<…>

 

 

<…>

 

 

<…>

 

 

<…>

 

<…>

 

Начальник отдела контроля товарных рынков Управления Федеральной антимонопольной службы  по Республике Башкортостан, член ЭС

 

Прокурор отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей

 

Председатель Союза пекарей Республики Башкортостан

 

Директор по продажам Уфимского хлебообъединения «Восход»

 

Коммерческий директор АО «Уфимский мясоконсервный комбинат» 

 

Директор  Уфимского хлебзавода №7

 

Заместитель директора Приволжского филиала «Х5 Ретейл групп»

 

Руководитель отдела продаж ООО «Красный ключ»

 

Директор ООО «Босфор»

<…>

 

Заместитель генерального директора сеть магазинов «Байрам»

  1. Открытие заседания Экспертного Совета по развитию конкуренции в сфере розничной торговли при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан. Вступительное слово Руководителю Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан <…>.

 

  1. Обсуждение вопросов и предложений участников Экспертного совета и приглашенных лиц

 

  1. Прения и дебаты

 

  1. Подведение итогов заседания Экспертного Совета по развитию конкуренции в сфере розничной торговли при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан.

 

Руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан <…> было отмечено, что принятые изменения в Закон о торговле направлены на соблюдение балансов интересов поставщиков (производителей) и торговых сетей. В декабре 2016 года УФАС по РБ изучены сайты торговых сетей на предмет соблюдения требований Закона о размещении информации об условиях поставки продовольственных товаров. Сегодня в рамках задания Правительства Российской Федерации Управлением проводятся проверки торговых сетей. На первом этапе проверок Управлением проанализированы договоры торговых сетей с поставщиками, какие тенденции происходят на рынке, имеется ли ориентация на местных производителей. В настоящее время устанавливается, какие имеются проблемы, и определить пути их решения вместе с участниками рынка.

 

Заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан <…> озвучены итоги первого этапа проверок,  нарушения Закона о торговле, выявленные на данном этапе антимонопольным органом. Так, в настоящее время проводятся 64 проверки в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность посредством организации торговых сетей федерального, регионального (межрегионального), муниципального уровней. Из более чем 1300 проанализированных договоров поставки было выявлено порядка 150 нарушений. К наиболее распространённым нарушениям можно отнести:  установление в договорах поставки условий отсрочки оплаты поставленных продовольственных товаров с нарушением действующего законодательства о торговле; превышение установленного законом 5% совокупного размера вознаграждения; установление дискриминационных условий в виде различных сумм штрафных санкций, премий.

Отмечено, что наличие таких условий договора как:  оплата товара осуществляется в срок при условии исполнения поставщиком обязанности по передаче документов относящихся к поставке таких товаров, нарушает норму закона, устанавливающая срок оплаты с момента фактического получения товара.

По поводу размещения торговыми сетями информации об условиях поставки на официальном сайте в сети Интернет.

Ранее в 2016 году Управлением были возбуждены дела по признакам нарушения статьи 13 Закона о торговле в отношении ряда торговых сетей, находящихся на территории РБ. Таким образом, достигнута цель  - обеспечить прозрачные конкурентные условия работы.

У торговых сетей имеются в настоящее время сайты в сети Интернет.

На сайте не размещена информация об условиях поставки только  у ряда поставщиков.

Кроме того, что в ходе проведения проверочных мероприятий проводились опросы, направлялись запросы информации в адрес поставщиков продовольственных товаров, имеющих действующие договоры с торговыми сетями.

В общей сложности на территории республики было опрошено порядка 40 поставщиков.

По результатам анализа опросов поставщиков было установлено, что большинство торговых сетей федерального, регионального, муниципального уровней в установленный законодательством срок провели договорную кампанию и перезаключили договоры поставки, либо внесли изменения в действующие договоры, с учетом требований Закона № 273-Ф3.

Однако, оценить на соответствие требованиям Закона о торговле (в редакции Закона № 273-Ф3) реализацию (исполнение) тех либо иных условий договоров и в целом взаимоотношений между поставщиками и торговыми сетями не представляется возможным в столь короткий срок (например, ряд положений договоров в частности касающихся оказания услуг на момент проведения проверок не применялся, либо услуги еще не были оказаны, в связи с чем не могла быть дана оценка размеру взимаемого совокупного вознаграждения).

По результатам опроса поставщиков ряд поставщиков указывают на требование торговых сетей периодических скидок уменьшающих цену товара.

По мнению антимонопольного органа, предоставление скидки или скидок в отношении товара, ранее поставленного хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допустимы, за исключением случаев, если стороны договорились о предоставлении такой скидки или скидок в договоре поставки.

При этом при предоставлении скидок должны соблюдаться положения части 1 статьи 13 Закона о торговле, которые могут быть нарушены в том числе путем злоупотребления предоставлением скидок на товар, поставленный либо приобретенный в предыдущие периоды.

При всех обстоятельствах устойчивость договора обладает самостоятельной ценностью в экономических отношениях и нуждается в защите.

Также установлено торговыми сетями требований, связанных с ним вопросов обмена электронными документами.

Учитывая сроки реализации поручения Правительства Российской Федерации представленные в настоящем докладе данные носят предварительный характер.

В связи с чем, окончательные выводы о практике применения положений Закона о торговле и дать объективную оценку правоотношениям между поставщиками продовольственных товаров и торговыми сетями возможно будет после завершения соответствующих проверок торговых сетей и анализа необходимых документов и сведений.

 

Заместитель директора Приволжского филиала «Х5 Ретейл групп» <…> отметил, что с 1 января 2017 года Общество перешло к договорной компании с применением так называемой «чистой цены», т.е. цены без дополнительных выплат, что позволило заключить договоры с 900 местными поставщиками по всей России. Переход к «чистой цене» предполагает, что торговая сеть сама занимается продвижением товара. В свою очередь, на поставщиков ложится определенная логистическая нагрузка, включая работу с распределительными центрами. Но как показала договорная компания, чем дальше география поставки товара, расположение распределительного центра от поставщика, тем в менее выгодных условиях находится сам поставщик. В существующем виде изменение торгового законодательства по ограничению маркетинговых, логистических вознаграждений, премий от объемов поставки до 5% ограничивает не столько вознаграждение, получаемое торговой сетью, сколько возможность производителя осуществлять поставки товара вне регионов своего производства. Причинами снижения уровня конкуренции служит отсутствие возможности среднего производителя использовать в полной мере возможности распределительных центров торговых сетей. В таких случаях только логистические услуги могут превышать установленный 5% порог. В подобной ситуации у производителя не остается инструментов для стимулирования торговой сети на выполнение увеличения объемов продаж.

Также было отмечено о прекращении использования торговой сетью практики возврата непроданного хлеба, хлебобулочной продукции.

 

Заместитель Министра сельского хозяйства РБ  <…> отметил,  что Министерство сельского хозяйства также проводит мониторинг исполнения Закона о торговле. Одним из ключевых моментов является то, что десятипроцентный максимальный размер ретро-бонусов, который законом прописан к снижению до 5%, некоторыми торговыми сетями отменен. Также, в некоторых торговых сетях имеются договоры с третьими лицами, предусматривающие оказание услуг по продвижению товара.

 

Заместитель председателя  Государственного комитета Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей, член ЭС <…>  затронул проблемы, с которыми приходится сталкиваться производителям при вхождении в торговые сети, о положениях федерального законодательства, которые влияют как на общее состояние потребительского рынка, так и на каждого игрока в отдельности (внедрение ЕГАИС, онлайн кассы и т. д). Также отмечает, что для представителей малого бизнеса существуют такие проблемы как отсутствие официальных сайтов, покрытие логистических услуг.

 

Заместитель генерального директора сеть магазинов «Байрам» <…> отметил, если говорить о масштабах работ по приведению договоров в соответствие с Законом о торговле, то в среднем это от 100 до 1000 договоров на торговую точку. В целом, на территории республики наблюдается увеличение федеральных сетей, что создает трудности для региональных торговых сетей.

 

Председатель Союза пекарей РБ <…>, выступая, указал, что проблема возврата хлебобулочной продукции в полной мере не решена. В это связи хлебопеки несут вынужденные убытки, в том числе из-за высоких логистических услуг.

 

Исполнительный директор НО «Молочный Союз Башкортостана» <…> указал, что существует две точки зрения относительно изменений в законодательстве о торговле. Сторонники одной точки зрения считают, что  наблюдаются позитивные изменения -  увеличилась прозрачность, убрали маркетинговые услуги. Другие  не наблюдают каких-либо позитивных или негативных изменений. В целом, говорить об эффективности ФЗ Закона № 273-Ф3  еще рано.

 

Было отмечено, что некоторые торговые сети уже после заключения требуют сохранения скидки, если производитель на скидки не соглашается, его продукция на законных основаниях выводится из торговой сети. Это будет проверяться антимонопольным органом, как и беспредельное увеличение штрафных санкций.

Также было отмечено, что идет тенденция со стороны торговли не покупать, как раньше, товары, которые долго продаются, т.е. идет сокращение ассортимента продовольственных товаров, в том числе это связано и сокращением покупательской способности населения.

Участники рынка выразили мнение, что установленный в законе 5% размер вознаграждения является промежуточным и впоследствии законодателем может быть снижен до нуля. 

В заключение руководитель Управления указала на необходимость соблюдения баланса интересов на рынке, сохранение собственного производства, чтобы производитель перестал бояться. Все предложения, а также высказанные проблемы будут зафиксированы и направлены в ФАС России, а Управление будет продолжать работу по этой проблеме.

 

После заседания Экспертного совета состоялся брифинг с представителями СМИ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата проведения Совета: 

31 марта 2017 года

Дата проведения Совета: 
31 марта 2017, 14:17