Протокол заседания Экспертного Совета по развитию конкуренции в сфере розничной торговли при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан

07 июня 2016 года в 15 часов 00 минут состоялось заседание Экспертного совета по развитию конкуренции в сфере розничной торговли при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан на тему: «Проблемы входа на рынок местных сельхозтоваропроизводителей овощной продукции».

Заседание Экспертного совета вела Руководитель  Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан <…>.

На заседании Совета присутствовали:

 

<…>

Руководитель  Управления Федеральной антимонопольной службы  по Республике Башкортостан

 

<…>

Генеральный директор Фонда развития и поддержки малого предпринимательства Республики Башкортостан

 

<…>

Председатель Совета старейшин Общественной Палаты Республики Башкортостан

 

<…>

Член Совета старейшин Общественной Палаты Республики Башкортостан

 

<…>

 

 

 

<…>

 

 

<…>

И. о. председателя Государственного комитета Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей

 

Заместитель министра сельского хозяйства Республики Башкортостан

 

Председатель Башкирской торговой ассоциации, эксперт Общероссийского Народного фронта по Республике Башкортостан

 

<…>

 

 

 

<…>

 

<…>

Начальник отдела контроля товарных рынков Управления Федеральной антимонопольной службы  по Республике Башкортостан

 

Исполнительный директор БРО «Опора России»

 

Исполнительный директор Башкортостанского отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»

 

<…>

Эксперт Башкирской Республиканской общественной организации защиты прав потребителей

<…>

Заместитель начальника Управления торговли и координации услуг Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан

 

I.                  Открытие заседания Экспертного Совета по развитию конкуренции в сфере розничной торговли при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан. Вступительное слово Руководителю Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан <…>.

II.               Обсуждение вопросов и предложений участников Экспертного совета и приглашенных лиц

III.            Прения и дебаты

IV.           Подведение итогов заседания Экспертного Совета по развитию конкуренции в сфере розничной торговли при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан.

Руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан <…> было отмечено, что в последнее время очень много обращений поступают о том, что производители не могут войти на рынок. Не могут войти не только в крупные сети, но и на обычные рынки, которые были созданы как раз для того, чтобы люди продавали свою продукцию. Все регионы работают по направлению импортозамещения. Если нет переработки, то нельзя говорить об импортозамещении. Много говорится о том, что наше сельское хозяйство собрало много картофеля, овощей, зерна, но мы не выносим это на потребительский рынок. Очень большое количество белорусской продукции. Свою продукцию регионы не чувствуют, если и чувствуют то она очень дорогая. Необходимо, чтобы были предприняты меры для того, чтобы выправить те или иные положения.

В республику завозится большая часть всей овощной продукции и мало вывозится за пределы республики. Переработка падает, небольшим крестьянским хозяйствам некуда сдавать продукцию. Рынок нестабильный, особенно по овощным продуктам.

Начальник отдела антимонопольного контроля товарных рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан <…> обратил внимание, что по данным Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан по производству овощей в республике наметилась положительная тенденция. Так, в 2015 году в республике было произведено более 1 млн. 130 тыс. тонн картофеля и 366 тыс. тонн овощей, что на 4,8% больше, чем в 2014 году. В России по овощам РБ занимает 11-ое место (5-ое - по картофелю) и 3-е место среди регионов ПФО (2-ое по картофелю).

Вместе с тем, согласно данным Башкортостанстата об уровне средних потребительских цен, по состоянию на 30 мая 2016 года по стоимости картофеля республика находилась на 3 месте по дороговизне среди регионов ПФО (19,03 руб. за 1 кг); капуста – 6-е место (26,61 руб.), лук и морковь – 7-е место по дороговизне (26,9 и 32,6 руб. за кг соответственно).

При этом самая низкая цена на картофель зафиксирована в Пензенской области – 11,97 руб., что на 37% ниже, чем в республике.

Однако по состоянию на 30.05.2016 цены на овощную продукцию и картофель ниже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года: картофель на 31,4%, морковь на 26,6%, лук репчатый на 25,2%, капуста на 33,6%, огурцы на 3,8%. Между тем, цены на помидоры выросли на 29,2%.

Отметил, что самостоятельная сбытовая деятельность сельскохозяйственных предприятий - производителей продукции отвлекает последних от выполнения производственных функций. В сельхозпредприятиях отсутствует инфраструктура, обеспечивающая хранение овощей, что ведет к огромным потерям продукции. Подавляющее большинство хранилищ сельхозпредприятий изношены на 75-80%, не в состоянии принять всю поступающую массу овощей, особенно в период массового сбора. Или же, из-за того, что хранилища сильно перегружены, допускается смешанное складирование продукции, требующей различных режимов хранения. В результате сокращаются сроки хранения продукции, снижается ее качество, возникают существенные потери, требуются дополнительные затраты на сортировку продукции и вывоз отходов.

Отметил о необходимости более жесткого контроля качества продаваемых на республиканском рынке овощей. Так как, овощи, завозимые в Республику Башкортостан из стран СНГ (Узбекистана, Таджикистана и других), часто не соответствуют санитарным нормам, а также большое количество продукции, завозимой из этих стран, не учитывается в рыночном обороте.

Практически во всех экономически развитых странах овощная продукция реализуется через оптовое звено, которое оказывает комплексные услуги по оптимизации, концентрации и ускорению процесса товарообмена всех субъектов оптового рынка (производителей, оптовиков и покупателей). Взаимодействие с оптовыми структурами выгодно как товаропроизводителю, так и розничным торговым предприятиям. У производителя снижаются затраты на реализацию, происходит концентрация ресурсов на техническом оснащении и совершенствовании технологических процессов. При этом обеспечивается планомерность и надежность рынка сбыта. У розничного торговца отпадает необходимость отвлечения капитала на создание товарных запасов и обеспечение соответствующих условий хранения.

Цивилизованные оптовые продовольственные рынки облегчают работу служб санэпидемнадзора, торгинспекций, решают проблемы продовольственной безопасности населения, предотвращают поступление недоброкачественной продукции в торговую сеть, что особенно существенно когда на оптовом рынке реализуется скоропортящаяся продукция (овощи, фрукты). Значительно упрощаются взаиморасчеты между участниками рынка. По сути, работа товаропроизводителя в новой системе создает предпосылки для снижения цены и получения прибыли за счет увеличения товарооборота.

Заместитель министра сельского хозяйства Республики Башкортостан <…> отметил, что дефицит овощной продукции по Республике Башкортостан составляет 138 тыс. т., т.е. 27% от тех потребностей человека, которые предусмотрены по нормам потребления. Дефицит восполняется за счет завозной продукции.

Ставки делаются на сельскохозяйственные предприятия, фермерские хозяйства, которые способны строить и модернизировать теплицы и хранилища, готовые предоставить товарную упаковку. Тем более что нам сегодня предоставлен хороший шанс возродить овощеводство в республике в свете продленных санкций. Санкции когда-то закончатся, и мы должны набрать за  это время тот потенциал конкурентоспособности, чтобы могли бороться за полки магазинов и потребителя.

Сегодня овощи закрытого грунта производятся на площади 429 га. Закрытый грунт – это производство высомарженальное, высокодоходное, рентабельность может достигать до 40% по огурцам и томатам, т.е. себестоимость позволяет достичь такой высокой рентабельности, тем более, что есть высокая потребность в овощах в межсезонный период, где цена складывается достаточно хорошо.

Второе направление на овощном рынке – это развитие производства овощей открытого грунта. В РБ под открытым грунтом занято 16 тыс. га, объем производства в 2015 году составил 290 тыс. т., рост около 4%.

Сегодня наши овощеводы имеют максимальные возможности, чтобы нарастить производство тепличных комплексов и сделать мощный рывок как на республиканском, так и на внешнем рынке.

Открыты рыночные ниши, которые занимали импортные овощи, это порядка 100 тыс. т., из них в республиканские торговые сети необходимо ежегодно около 10 тыс. т., ниша ресторанного бизнеса – около 30 тыс. т, в общепит и социальные сферы на переработку около 2 тыс. т  овощей.  Поэтому Минсельхоз стимулирует производство овощей, оказывает государственную поддержку. Во-первых, это возмещение части капитальных затрат на строительство и реконструкцию тепличных комплексов; во-вторых, субсидирование элитных семян; в-третьих, продолжаем финансировать овощеводов по нессвязанной поддержке в области растениеводства; четвертое направление - это несвязанная поддержка производителей семян картофеля и овощей открытого грунта; в-пятых, это субсидии по краткосрочным и инвестиционным кредитам.

Проводится полномасштабная работа по строительству овощехранилищ. Нам сегодня нужны современные овощехранилища общим объемом хранения 90 тыс. т. Сегодня современные овощехранилища имеются только у крупных производителей овощей. Все овощехранилища предусматривают цеха по доработке и упаковке продукции. В 2015 году введены 4  овощехранилища.

Одним из каналов сбыта являются сельскохозяйственные ярмарки, которые ежегодно проводятся в Башкирии в осенний и зимний периоды, позволяют обеспечить население региона качественной сельскохозяйственной продукцией по приемлемым ценам. Эти мероприятия позволяют удержать на рынке социально-ориентированные цены.

В 2015 году на сельскохозяйственных ярмарках реализовано продукции на общую сумму свыше 1,2 млрд руб. Ярмарки проходили в городах Уфа, Кумертау, Благовещенск, Стерлитамак, Октябрьский и в муниципальных районах. Было организовано более 50 тыс. торговых мест. Всего было реализовано 7,1 тыс. т картофеля, 5,4 тыс. т овощей. Следует отметить, что здесь идет совместная работа с Государственным комитетом по торговле и администрациями городов и муниципальных районов республики.

Также имеется договоренность, что с 2015 года работают в Уфе еще 10 постоянно действующих малых фермерский рынков. Каждая подобная площадка представляет собой оборудованные торговые места в количестве от 20 до 50 мест, некоторые даже имеют возможность устанавливать холодильное оборудование. В текущем году реализовано картофеля на этих фермерских рынках более 30 тыс. т., овощей более 60 тыс. т.

В этом году также с городом Уфы составлен график проведения ярмарок на текущий год. В летний период планируется проведение тематических ярмарок. С 20 августа по 30 октября пройдут осенние ярмарки и с 5 ноября по 25 декабря уже традиционные зимние мясные ярмарки.

Также проводится работа по объединению сельскохозяйственных потребительских кооперативов с сельскохозяйственными потребительскими сбытовыми кооперативами, которые предусматривают возможность доработки произведенной продукции до требований торговли.

Для реализации продукции в торговых сетях проводятся торгово-закупочные конференции. Здесь идет совместная работа с Государственным комитетом по торговле, с Башкиирской торговой ассоциацией. Данные конференции тематические, в том числе проводятся и овощные. Приглашаются как производители продукции, так и потребители, предприятия торговли.

Организована электронная площадка «башагро». Этот проект дает возможность производителям продукции зарегистрироваться на электронной торговой площадки и продавать свою продукцию по средствам сети интернет. Данная торговая площадка интегрируется в российскую торговую сеть «росельторга». Такие торговые площадки уже успешно функционируют во многих регионах (порядка 15 регионов), Т.е. провели обучение и открываем для сельскохозяйственных товаропроизводителей страницы и покупатели могут эту продукцию приобретать.

Таким образом, в последние годы создаются все экономические условия для  производства и хранения, реализации овощей.

Председатель Союза овощеводов Республики Башкортостан <…> отметил, что объем производства картофеля до сих пор рассчитывается по методике 1950-х годов. Возникает острая необходимость в приведении статистических данных в соответствующий вид.

В действительности картофеля производится около 1,1 млн т, 50% рациона населения республики обеспечивается сектором подсобного хозяйства, но не полностью.

Частный сектор никогда не сможет нас обеспечить, так как не технологичен, то есть нет возможности ни отсортировать, ни упаковать картофель. Поэтому большие надежды возлагаются на фермерские хозяйства.

Считает, что вопрос входа на рынок местных сельхозтоваропроизводителей овощной продукции  является уже наболевшей проблемой для республики, ведь республиканская продукция в 10-12 раз полезней импортной и значительно уступает по цене. А для активного импортозамещения необходимо создать соответствующие условия для хранения овощей, т.е. поддерживать имеющиеся и содействовать в открытии новых овощехранилищ.

Сделаны реальные шаги, которые надо усилить.

Исполняющая обязанности председателя Государственного комитета Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей <…> пояснила, что касается розничной торговли, то ситуация в республике нормальная, т.е. имеются розничные рынки, где ограничения в доступе для сельхозпроизводителей отсутствуют. На сегодняшний день на многих розничных рынках даже пустуют торговые места, предназначенные для реализации овощной продукции.

Однако оптовое звено на сегодняшний день в стране никак не регламентировано. В связи с этим окончательная розничная цена на продукцию становится высокой.

Глава КФХ  <…> выделила в качестве проблем на рынке высокие процентные ставки по кредитам, длительные сроки их согласования, отсутствие региональных банков, которые с целью оценки состояния предприятия и в последующем выдачи кредита, могут выехать на место строительства и производства, несовершенство системы субсидирования крестьянско-фермерских хозяйств, высокая стоимость газа и электроэнергии и их большая доля в структуре себестоимости, в регионах рискованного земледелия без поддержки государства очень сложно.

В завершение заседания <…> отметила, что Управление будет взаимодействовать с Правительством Республики Башкортостан, оптовое звено - самое слабое место нашей торговли, наших производителей, а также предлагать муниципалитету и правительству рассмотреть «мелкие ниши», чтобы малые предприятия, население могли продать свою продукцию.

Экспертный совет по развитию конкуренции в сфере розничной торговли при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан сопровождался активным обсуждением всех вопросов, вынесенных на обсуждение. Участники экспертного совета проявляли инициативу и большой интерес при обсуждении вопросов.

После заседания Экспертного совета состоялся брифинг с представителями СМИ.

 

Дата проведения Совета: 

07 июня 2016 года

Дата проведения Совета: 
7 июня 2016, 17:22