Протокол заседания Экспертного Совета по развитию конкуренции в сфере розничной торговли при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан

09 сентября 2015 года в 16 часов 00 минут состоялось заседание Экспертного совета по развитию конкуренции в сфере розничной торговли при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан.

Заседание Экспертного совета вела временно исполняющий обязанности руководителя Башкортостанского УФАС России.

 

На заседании Совета присутствовали:

 

«…»

Временно исполняющий обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан

 

«…»

 

Начальник отдела антимонопольного контроля товарных рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан

 

«…»

Заместитель председателя Государственного комитета РБ по торговле и защите прав потребителей

 

«…»

Исполнительный директор Башкирской торговой ассоциации

 

«…»

 

 

«…»

 

 

«…»

Директор по развитию ООО «Натуральные продукты» (Торговая сеть «Ярмарка»)

 

Начальник юридического отдела ООО «Натуральные продукты»

 

Исполняющий обязанности коммерческого директора ООО «Натуральные продукты»

 

«…»

 

 

«…»

 

 

 

«…»

Заместитель директора по розничным продажам ООО «О’кей»

 

Заместитель председателя правления по экономическим вопросам  Группы компаний «Батыр»

 

Начальник юридического отдела ЗАО «Тандер»

I.                  Открытие заседания Экспертного Совета по развитию конкуренции в сфере розничной торговли при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан. Вступительное слово («…»)

 

II.               Обсуждение вопросов и предложений участников Экспертного совета и приглашенных лиц

 

III.            Прения и дебаты

 

IV.           Подведение итогов заседания Экспертного Совета по развитию конкуренции в сфере розничной торговли при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан.

Начальник отдела антимонопольного контроля товарных рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан «…» во вступительном слове обратил внимание, что Управление в рамках установленных полномочий проводит советы с участием торговых сетей и торговых организаций с целью координации деятельности и сдерживания роста цен, а также продолжает осуществление еженедельного мониторинга цен на продукты питания.

В 2015 году ФАС России выдало 26 предостережений отдельным участникам рынка за прогнозы о повышении цен. Предостережения выдаются при публичном заявлении участников рынка о повышении цен, так как такие прогнозы усиливают инфляционные ожидания и могут служить призывом для других участников рынка также повысить цены.  В свою очередь это может привести к молчаливому сговору, когда компании не подписывают никакие документы, но поднимают цены до уровня который был озвучен. ФАС России выдало предостережения, связанные с публичными заявлениями о повышении цен на сахар, макаронные изделия, хлеб, чай и кофе. Определенную роль играют и средства массовой информации, которые с появлением возможно непроверенной информацией о повышении цен распространяют ее и влекут ажиотаж среди покупателей, что в итоге приводит к нарушению баланса спроса и предложения и повышению цены. Нередко корреспонденты газет прогнозируют повышение цен на продукты. В 2015 году Управление выдало предостережение одной из  республиканских газет, где была опубликована статья о прогнозируемом повышении цен на продукты питания.

С 15 августа 2014 года в ФАС России и всех территориальных органах действует «горячая» линия, с использованием которой поступают обращения по повышению цен на продукты питания. За прошедший год после введения эмбарго в Управление поступило более  250 обращений по повышению цен на продукты питания, из них около 200 обращений поступило в 2014 году. Пиковый период обращений пришелся на декабрь 2014 года – январь 2015 года. Именно в этот период произошел значительный рост цен на сахар, гречневую крупу, рис, мясо, куры, овощи, чай и сыры. По данным Башкортостанстата с 24 августа 2015 года по 31 августа 2015 года цена на сахар выросла на 0,7 %. По данным выездного мониторинга торговой сети «Альдо» сахарный песок продается по цене значительно выше средней - 67 рублей за 1 кг. По данным на 31.08.2015 Республика Башкортостан занимает 1 место по дороговизне в Приволжском федеральном округе по ценам на говядину, куры, подсолнечное масло, и 2 место - по ценам на свинину. 

Заместитель председателя Государственного комитета РБ по торговле и защите прав потребителей <…> отметил, что уже больше полугода в республике сохраняется самая низкая цена на  стерилизованное молоко, 2 место по дороговизне в Приволжском федеральном округе республика занимает по ценам на хлеб. Цены на сахар и подсолнечное масло продолжают расти. В прошлом году было собрано 86 тысяч тонн гречихи, вместе с тем, гречневая крупа отсутствовала. В мае 2015 года сельскохозяйственные производители информировали о том, что закупщики из г. Оренбург получали информацию о количестве засеянных гектар гречихи, и предложили заключить договор поставки. Таким образом, вывозится весь урожай, а затем местные продавцы закупают товар за пределами республики по совершенно другой цене. Также из г. Петрозаводск закупщики скупают сырье и затем поставляют обратно в республику. Отметил, что торговые сети работают с местными производителями в целях обеспечения объемов поставки и ритмичности, что не все производители имеют возможность обеспечить.

Заместитель директора по розничным продажам ООО «О’кей» <…> пояснила, что, например, поставки сахара весом 5 кг, 10 кг осуществляются с распределительного центра, где осуществляется ценообразование и на местах цены уже не устанавливаются. Розничные цены устанавливаются на основании мониторинга, и зачастую уровень розничных цен может быть ниже, чем уровень закупочных цен. Оптовое звено при установлении цен основывается на сезонности и на курсе валют, увеличение цен мотивируется тем, что запасы прошлого сезона закончились, поступает новое сырье, осуществляются новые вложения, новые затраты.

Представители ООО «Натуральные продукты» (Торговая сеть «Ярмарка»)  <…> обратили внимание, что на настоящий момент отсутствует новый урожай местных производителей, поэтому цены на масло подсолнечное продолжают расти. Отметили проблему, что нет возможности заключить договор на поставку гречневой крупы с местными производителями, так как этот товар раскупает оптовое звено еще до того, как его посеяли. Местные же сети вынуждены закупать гречневую крупу, например, в г. Челябинске. На настоящий момент отсутствует большой объем реализации гречневой крупы, ажиотаж отсутствует. Поднимаются цены на крупы, особенно на рис. Каждые две недели поступают новые предложения от поставщиков с новыми ценами. Цена на яйцо также поднимается. ООО ТД «Авдон» поставляет яйцо, но не охватывает весь рынок, не хватает объема, чтобы обеспечить республику на 100%.

Исполнительный директор Башкирской торговой ассоциации <…> сообщил, что планируется провести торгово-закупочную конференцию с приглашением, в том числе, торговых сетей. Весной 2015 года также была проведена торгово-закупочная конференция и были приглашены торговые сети и производители рыбы: Хабаровский край, Тюменская область, г. Владивосток, г. Астрахань и т.д., те кто производит и непосредственно занимается выловом рыбы. То же самое планируется провести в октябре этого года.  Уже получена информация от производителей рыбы об отсутствии свободных объемов рыбной продукции.

Заместитель председателя правления по экономическим вопросам  Группы компаний «Батыр» <…> отметила, что цена на рыбную продукцию увеличивается. На настоящий момент цена на рыбу высокая и объем продаж рыбной продукции падает. Стоит вопрос насколько данная продукция будет интересна для покупателя.

Временно исполняющий обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан <…> обратила внимание на вопрос скидок в торговых сетях, на подход к скидкам, на объявление акций, срок окончания акций, и как доступны для потребителей акции. Участникам задан вопрос: каким образом формируется цена с учетом акций, ведь если установлена скидка, значит имеется возможность снижения цены, то есть ценовая политика позволяет уменьшать цену.

Заместитель председателя правления по экономическим вопросам  Группы компаний «Батыр» <…> пояснила, что выбирается тот товар, который интересен для акции. Осуществляется договоренность с поставщиком, который должен быть также заинтересован в акции и в том, что больший объем товара будет продаваться. Затем устанавливается цена, происходит снижение цены и поставщика и торговой сети.  Завышенной наценки быть не может, так как есть конкурентная среда, и происходит борьба за покупателя. Если устанавливать заведомо высокую цену «на полке», покупатели не будут покупать товар, а снижение цены осуществляется именно для покупателя. Приобретение скидочной карты влияет на лояльность покупателя к сети, есть постоянные покупатели, которые приобретают данную карту. Эта акция доступна всем, это фактор привлечения покупателя.

Заместитель директора по розничным продажам ООО «О’кей» <…> добавила, что скидочная карта – это бонус, данную карту не обязывают покупать. У всех поставщиков товара имеются свои цены и максимальный минимум до которого они могут снизить цену. Все поставщики приходят с определенным коммерческим предложением и начинаются торги. Поставщик может сделать некоторые уступки и ввиду исключения снизить цену, но не ниже минимума. Проблема состоит в том, что сейчас отсутствует хороший, недорогой и в то же время качественный товар. Товар по низкой цене на настоящее время не лучшего качества. Сейчас все покупатели нацелены либо на акции, либо на низкие цены. Сумма чека очень сильно изменилась, покупатели стали избирательнее.

Представители ООО «Натуральные продукты» (Торговая сеть «Ярмарка»)  пояснили, что скидочные карты доступны для всех покупателей, они распространяются не на весь товар, а на определенные группы. Скидки устанавливаются в основном на товары «премиум» класса, на такие товары как молоко и социальные товары скидки не устанавливаются. Отметили сложность замены поставщиков. Последние 8-9 месяцев сохраняется ситуация, при которой торговая сеть не подписывает договоры на повышение цен в течение месяца-двух месяцев, но в результате товар не поставляется, полки пустуют, отсутствует возможность замены товара и торговая сеть соглашается на повышение цен. На настоящее время слабое насыщение рынка, не хватает рыбной продукции, фруктов, овощей. Все товары в республику поставляет российский рынок. Вернулись к отправной точке, когда происходил рост ассортимента, качества, была возможность приучать покупателя к снижению цены, была возможность выбора поставщиков и товара. Сейчас все товары, которые поставляются, сеть старается покупать. Оптового звена становится меньше, поставщики сильно не меняются, сохраняются все крупные поставщики, поставщики молочной продукции. Цена продукции российского производства  высокая, так как конкуренция снизилась.

Заместитель председателя Государственного комитета РБ по торговле и защите прав потребителей <…> обратил внимание на проблему, которая состоит в том, что если раньше оптовое звено работало с производителями и другими поставщикам на условиях отсрочки платежей, то с прошлого года поставки осуществляются только по предоплате, так как оборотных средств не хватает.  Оптового звена сейчас становится все меньше. По сахару сложилась уникальная ситуация: цены на сахар устанавливает Краснодарский край, где находятся все заводы.

Временно исполняющий обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан <…> отметила, что в настоящее время ФАС России осуществляет контроль в сфере рыбной отрасли. Обратила внимание на проблемы, которые сейчас стоят на рынке.

Экспертный совет по развитию конкуренции в сфере розничной торговли при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан сопровождался активным обсуждением всех вопросов, вынесенных на обсуждение. Участники экспертного совета проявляли инициативу и большой интерес при обсуждении вопросов.

 

Дата проведения Совета: 
9 сентября 2015, 15:30