Протокол заседания Общественно-консультативного Совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан

17 сентября 2014г. 11 часов 00 минут

г. Уфа, ул. Цюрупы, 100

Общественная приемная при Президенте Российской Федерации

 

1. В заседании присутствовали следующие члены Экспертного совета:

Акбашева Зульфира Хабибулловна – руководитель Башкортостанского УФАС России

<…> - заместитель руководителя Башкортостанского УФАС России

<…> - начальник отдела естественных монополий и финансовых рынков Башкортостанского УФАС России

<…> - заместитель председателя Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам

<…> - ведущий юрисконсульт управления торгово–промышленной палаты РБ

<…> - советник председателя Ассоциации организаций предпринимательства по РБ

<…> - заместитель председателя Союза работодателей по Республике Башкортостан

<…> - первый заместитель главы Администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан

<…> - начальник отдела по взаимодействию с инвесторами и спонсорами Администрации ГО город Уфа РБ

<…> - заведующий отделом строительства и жилищно-коммунального хозяйства департамент инфраструктурного развития Аппарат правительства РБ

<…> - главный специалист эксперт управления предпринимательства и конкуренции Министерства экономического развития РБ

<…> - главный специалист Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан

<…> - ведущий советник отдела магистрального трубопроводного транспорта и энергетической эффективности Министерства промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан

<…> - государственный инспектор Западно-Уральского Управления Федеральной службы по экологическому и атомному надзору

<…> - начальник отдела защиты прав потребителей Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ

<…> - начальник юридического управления ОАО «Газпром газораспределение Уфа»

<…> - начальник технической группы ОАО «Газпром газораспределение Уфа»

<…> - начальник технического отдела ОАО «Газпром трансгаз Уфа»

<…> - инженер Производственно-диспетчерской службы ОАО «Газпром трансгаз Уфа»

<…> - инженер производственного отдела по эксплуатации газораспределительных станций

<…> - заместитель генерального директора по работе с социально значимой категорией потребителей ООО «Газпром межрегионгаз Уфа»

<…> - юрист ООО «ГазТехСервис»

<…> - директор ООО «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана»

<…> - начальник ПТО ОАО «Башкоммунэнерго»

<…> - заместитель начальника юридического управления ОАО «Уфимское Моторостроительное Производственное Объединение»

<…> - проректор по развитию и инженерно-техническому обеспечению имущественного комплекса Уфимский государственный нефтяной технический университет

<…> - помощник президента Академия Наук Республики Башкортостан

 

2. Повестка заседания Экспертного совета:

Проблемные вопросы связанные с реализацией Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 №1314

 

3. Список докладчиков:

Акбашева Зульфира Хабибулловна – руководитель Башкортостанского УФАС России;

<…> – начальник отдела естественных монополий и финансовых рынков Башкортостанского Управления ФАС России.

<…> - начальник технического отдела ОАО «Газпром трансгаз Уфа»

<…> - заместитель генерального директора по работе с социально значимой категорией потребителей ООО «Газпром межрегионгаз Уфа»

 

Основной темой обсуждения стали проблемы, возникающие при реализации положений Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 (вступили в силу 01.03.2014).

Руководителем Башкортостанского УФАС России было отмечено, что данный Совет проводится по поручению ФАС России. Практика по исполнению Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения показала о значительном увеличении сроков и стоимости работ, усложнения их оформления по сравнению с существовавшим порядком.

Так в частности, по причине отнесения газопроводов к линейным объектам и введённая возникла необходимость в оформлении для предприятий газораспределения в собственность отрезки труб от основного газопровода до границ домовладений, или иных объектов. Для такого оформление в собственность теперь необходимо большое количество времени, составление кадастрового плана, необходимые публикации. В СМИ и прочие длительные процедуры - обременительные и убыточные для предприятий газораспределения, накладные для заказчиков.

Членами ОКСа также было отмечно, что в Правилах детально прописано, как получить технические условия, а так же сама процедура технологического присоединения. Также Правилами установлено, что при предоставлении заявителем сведений и документов, указанных настоящими Правилами, исполнитель обязан определить и предоставить заявителю технические условия либо мотивированный отказ в выдаче технических условий. В целях проверки обоснованности отказа в выдаче технических условий, заявитель вправе обратиться в Федеральную антимонопольную службу.

Вместе с этим, Правилами не установлен порядок в соответствии с которым, антимонопольная служба будет проверять обоснованность или необоснованность технологического присоединения, давать заключение об обоснованности (необоснованности) отказа в выдаче технических условий, что является существенной недоработкой Постановления №1314.

Члены ОКСа приняли активное участие в обсуждении  вышеуказанных вопросов и высказали свои замечания и предложения по данным Правилам.

Представитель ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» сообщил, что в данных Правилах не урегулированы вопросы, связанные с порядком поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. №549.

В частности в Правилах отсутствуют отсылочные нормы, регулирующие участие поставщика в процессе пуска газа, несмотря на то, что пунктом 2 Правил установлено, что "подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения" - совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа. Таким образом, ущемляются права поставщика газа, вплоть до возможности бездоговорного отбора газа заказчиком при выполнении в соответствии с Постановлением №1314 подключения объектов капитального строительства к сетям газораспределения.

Начальник технического отдела ООО «Газпром трансгаз Уфа» в своем докладе выразил озабоченность некоторыми существенными недоработками Постановления №1314.

Так пунктами 56,57 Правил установлено, что заявитель направляет обращение об определении технической возможности подключения (технологического присоединения) в газотранспортную организацию в случае максимального расхода газа свыше 300 м3/час.

Однако потребление газа более 50 м3/час является весьма ощутимым для объектов газотранспортной системы, и в случае значений близких к 300 м3/час может достигать 10 % от проектной производительности многих газораспределительных станций.

Кроме того, такая ситуация порождает возможность юридического разделения крупных хозяйств с расходом газа свыше 300 кубов в час на более мелкие.

В итоге, отсутствие необходимых согласований с газотранспортной организацией приводит к возникновению потенциальных рисков подключения собственников к объектам газораспределительной системы, не имеющим соответствующего резерва пропускной способности, что может привести к срыву поставок газа существующим потребителям. Особенно остро эти обстоятельства могут проявиться в местах, где широко развиты тепличные хозяйства и другие направления среднего бизнеса с большими сезонными объемами газопотребления, снабжающиеся от ГРС с высокой степенью загрузки.

Другой, не менее важной проблемой является неэффективное использование существующих резервов энергетических ресурсов, так как в последнее время потребителями природного газа не выбираются значительные объемы лимитов, заявленные и утвержденные в ранее установленном порядке. Сложившаяся ситуация приводит не только к нерациональному использованию мощностей действующих газораспределительных станций, но и создает условия для ограничения подключения новых потребителей. В связи с этим возникает необходимость разработки нормативной базы, предусматривающей порядок прекращения срока действия неиспользуемых лимитов на природный газ, выделенных в соответствии с ранее действовавшими законодательными актами.

Особое внимание члены ОКСа уделили проблемам на рынке выполнения проектных и строительных работ по газификации.

В соответствии с данными Правилами работы по проектированию и строительству включены в перечень организационно-технических мероприятий по технологическому присоединению к сети газораспределения. Таким образом, оказанием данных услуг будут заниматься только газораспределительные организации.

Так, по мнению членов ОКСа, данные положения устраняют конкуренцию, а также приводят, в случае выбора подрядчиков газораспределительной организацией, к непрозрачным процедурам отбора. Организации с необходимыми допусками СРО, с аттестованными специалистами и сварщиками, с аттестованными проектировщиками, создающий отдельный рынок, больше не имеют права заключать договор с заказчиком и производить работы, к которым у них есть все необходимые допуски.

По итогам заседания члены Общественно-консультативного совета высказали однозначное солидарное мнение о том, что исполнение в полном объёме на территории Республики Башкортостан Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 №1314, приведёт к массе негативных последствий, как для потребителей услуг газоснабжения — граждан и юридических лиц, так и для поставщиков газа и исполнителей работ по проектированию, монтажу газопроводов.

В завершении заседания руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поблагодарила всех участников общественного консультативного совета за активное участие в обсуждении актуальных вопросов и предложила представить в ФАС России все свои замечания и предложения по реализации данных Правил.

 

4. Решение, принятое по вопросу обсуждения

Решили обратиться в ФАС России с предложением об инициации изменении положений Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения.

Дата проведения Совета: 
17 сентября 2014, 13:00