16 декабря в информационном агентстве "Башинформ" состоялась пресс-конференция руководителя Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан З.Х. Акбашевой, посвященная "третьему антимонопольному пакету"

Зульфира Хабибулловна Акбашева рассказала о поправках внесенных "третьим антимонопольным пакетом" законов в Федеральный закон "О защите конкуренции", Уголовный кодекс, Кодекс Российской федерации об административных правонарушениях. Ответила на многочисленные вопросы журналистов.

6 декабря 2011 года Президент России Дмитрий Медведев подписал "третий антимонопольный пакет" законов, предложенный Федеральной антимонопольной службой.

Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 401-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разработан в целях совершенствования антимонопольного регулирования и развития конкуренции.

Основные изменения, предлагаемые "третьим антимонопольным пакетом" направлены на уточнение требований к антиконкурентным соглашениям и согласованным действиям, уточнение критериев монопольно высокой цены и закреплением права Правительства Российской Федерации определять правила недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры товарных рынков в сферах естественных монополий.

Закон уточняет определение таких понятий как "координация экономической деятельности", "признаки ограничения конкуренции", "вертикальное" соглашение", "государственные или муниципальные преференции".

В частности, к числу государственных и муниципальных преференций отнесено предоставление органами государственной власти или местного самоуправления государственных или муниципальных гарантий.

Закон уточняет критерии определения монопольно высокой цены товара. В частности, для повышения объективности оценки антимонопольным органом цены товара, установленной хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, предусматривается положение, в соответствии с которым цена товара не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась на товарной бирже, торги на которой организованы с учетом антимонопольных правил.

Кроме того, закон предусматривает, что при определении монопольно высокой цены товара могут учитываться биржевые и внебиржевые индикаторы цен, установленные на мировых рынках аналогичного товара.

Закон предусматривает, что федеральным законом или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации устанавливаются правила недискриминационного доступа на товарные рынки и (или) к товарам, производимым или реализуемым субъектами естественных монополий. Указанные правила будут способствовать исключению злоупотреблений со стороны хозяйствующих субъектов, владеющих такими объектами инфраструктуры.

Закон уточняет требования к антиконкурентным соглашениям и согласованным действиям.

Закон предусматривает, что запреты "per se" устанавливаются только в отношении соглашений между конкурирующими на товарном рынке хозяйствующими субъектами. При этом сокращается количество таких запретов. В частности, запрет на соглашения, приводящие к навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него, запрет на соглашения, приводящие к необоснованному установлению различных цен на один и тот же товар, запрет на соглашения, приводящие к созданию препятствий доступу на товарный рынок или к установлению условий членства в профессиональных и иных объединениях, действует лишь в случае, если в результате таких соглашений происходит ограничение конкуренции.

Кроме того, новая редакция статьи 11 Закона о защите конкуренции предусматривает, что запреты, на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов не распространяются на соглашения хозяйствующих субъектов, входящих в одну группу лиц, если между такими хозяйствующими субъектами прямо или косвенно установлен контроль, либо такие хозяйствующие субъекты находятся под прямым или косвенным контролем одного лица.

Запреты на согласованные действия законом устанавливаются путем введения новой статьи 111, что подчеркивает различие в осуществлении указанных действий. При этом запрещенные согласованные действия конкурирующих на рынке хозяйствующих субъектов разделяются на две части, в зависимости от того, требуется ли установления факта ограничения конкуренции в результате таких действий или нет.

В целях реализации указанных изменений в статье 11 Закона о защите конкуренции законом вносятся изменения в статью 13 Закона о защите конкуренции, определяющую допустимость действий (бездействия) соглашений, согласованных действий, сделок и иных действий.

Закон ужесточает требования к действиям органов власти путем введения запрета на создание дискриминационных условий хозяйствующим субъектам (статья 15 Закона о защите конкуренции). Кроме того, нарушением законодательства закон признает и установление органами власти и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных (муниципальных) услуг, а также дачу органами власти хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара, за исключением случаев предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Изменения, внесенные в статью 17 Закона о защите конкуренции, устанавливают антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары.

Внесение изменений в статью 171 Закона о защите конкуренции предусматривает, что требование о проведении торгов на право заключение договоров, предусматривающих переход права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества не распространяется на случаи передачи такого имущества для размещения сетей связи, объектов почтовой связи, а также на случаи передачи части (не превышающем двадцати квадратных метров) помещения, если передаваемая часть не превышает десяти процентов площади соответствующего помещения. Кроме того, исключается обязательность проведения торгов при передаче имущества в субаренду или в безвозмездное пользование в случаях, если такое имущество получено на торгах.

Одновременно Закон о защите конкуренции дополнен новой статьей 18.1, устанавливающей порядок рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

Изменения статьи 18 Закона о защите конкуренции сокращают виды финансовых услуг, договора на оказание которых заключаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами с финансовыми организациями независимо от суммы сделки только по результатам открытого конкурса или открытого аукциона.

Закон уточняются полномочия антимонопольного органа. Внесенные изменения в статью 23 Закона о защите конкуренции предусматривают возможность направления предостережения должностным лицам хозяйствующих субъектов, публично заявляющим о планируемом поведении на рынке, если такое поведение может привести к нарушению антимонопольного законодательства. Также предусматривается возможность выдачи обязательных для исполнения предписаний организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, порядка заключения договоров по результатам проведения торгов или в случае, когда торги признаны не состоявшимися, в том числе об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

Также "третий антимонопольный пакет" дает право выдавать хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В целях реализации статьи 178 Уголовного Кодекса Российской Федерации, а также статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в статье 23 Закона о защите конкуренции установлены дополнительные полномочия антимонопольного органа по ведению реестров лиц, привлеченных к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

Кроме того, в целях повышения эффективности контроля соблюдения требований антимонопольного законодательства, законом вводится  документарная форма проверки.

Внесенные изменения в главу 7 Закона о защите конкуренции "Контроль экономической концентрации" имеют целью снизить административную нагрузку на средний бизнес и сосредоточиться на серьезных нарушениях антимонопольного законодательства. Данные изменения направлены на создание более эффективного механизма контроля экономической концентрации. Указанные изменения также уточняют перечень сведений, представляемых в антимонопольный орган вместе с ходатайством (уведомлением).

В целях повышения эффективности рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства вносятся изменения в главу 9 Закона о защите конкуренции. Так, например, законом предусматривается возможность дачи антимонопольным органом разъяснений решений и (или) предписаний, выданных комиссиями по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, а также возможность исправления описок, опечаток и арифметических ошибок. Закон предусматривает возможность пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Внесенные изменениями также уточняются права и обязанности лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства.

Законом (статья 44 Закона о защите конкуренции) уточняется порядок рассмотрения заявления о нарушении антимонопольного законодательства. Устанавливается перечень информации, необходимой для отражения в заявлении, порядок его рассмотрения, а также порядок принятия антимонопольным органом решений по итогам рассмотрения заявлений. Предусматривается необходимость проведения предварительного анализа состояния конкурентной среды на соответствующих товарных рынках, в случае, если поступившее заявление указывает на признаки нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Законом дополнена статья 48 новыми основаниями прекращения дела о нарушении антимонопольного законодательства, а именно: наличие вступившего в силу решения антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства в отношении рассматриваемых комиссией действий (бездействий), а также истечение срока давности, установленного Законом о защите конкуренции.

В целях единообразного применения положений статьи 18 Закона о защите конкуренции дополнена статья 53 Закона о защите конкуренции новой частью 6, в соответствии с которой с 1 января 2011 года не допускается продление срока договоров и заключение на новый срок без проведения открытых конкурсов или открытых аукционов договоров об оказании финансовых услуг, указанных в части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции.

Законом вносятся изменения и в ряд других статей Закона о защите конкуренции, которые носят уточняющий характер. Необходимость внесения таких изменений выявлена при анализе практики применения Закона о защите конкуренции.

Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 401-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации. Из диспозиции части первой статьи 178 Уголовного кодекса РФ исключено совершение ограничивающих конкуренцию согласованных действий, а также предусмотрено, что уголовная ответственность наступает только в случае заключения хозяйствующими субъектами - конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля).

Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 401-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" вносятся изменения в статью 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике".

Так, лицам, осуществляющим деятельность в границах одной ценовой зоны оптового рынка, устанавливается запрет на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.

Уточняется механизм контроля соблюдения запретов на совмещение конкурентных и естественно-монопольных видов деятельности в электроэнергетике, а также вводится возможность принудительной реализации имущества, предназначенного для осуществления конкурентных видов деятельности на основании судебного решения в случае хозяйствующий субъект несоблюдения запретов на совмещение указанных видов деятельности.

Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 401-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" вносятся изменения в Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", которыми уточняется отнесение действий к действиям по манипулированию ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности), а также уточняются условия признания положения хозяйствующего субъекта (группы лиц) доминирующим.

Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 401-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" вносятся изменения в Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" (статьи 4 и 6), в соответствии с которыми водоснабжение и водоотведение с использованием системы (систем) коммунальной инфраструктуры признается сферой деятельности субъектов естественных монополий, государственной регулирование которой осуществляется  в соответствии с Федеральным законом "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".

Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 401-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", согласно которым действие указанного закона не распространяется на отношения связанные с проведением контроля за размещением заказов на поставки товаров, выполнением работ, оказанием услуг для государственных или муниципальных нужд.

В настоящее время на территории Российской Федерации действует ряд федеральных законов, которыми установлены антимонопольные требования в отдельных сферах экономики, в частности требования, предъявляемые к проведению торгов на получение различного рода прав. В этой связи вышеуказанным законом вносятся изменения в Закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах" (статья 7), Земельный кодекс Российской Федерации (статья 8), Градостроительный кодекс Российской Федерации (статья 9), Лесной кодекс Российской Федерации (статья 10), Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 11), Водный кодекс Российской Федерации (статья 12), Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (статья 13), Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (статья 14), Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (статья 15), Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (статья 16), предусматривающие обязанность организаторов торгов публиковать извещение о проведении торгов в сети "Интернет", а также запрещающие заключение договора по результатам торгов ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах торгов. Указанный запрет заключения договора необходим для возможности обжалования процедуры торгов.

Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 404-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" разработан в целях установления административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, а также в целях совершенствования порядка осуществления административного производства.

Статья 14.31 КоАП РФ изложена в новой редакции, которая предусматривает разграничение квалификации действий хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, на те, которые повлекли (могут повлечь) такие негативные последствия как: недопущение, ограничение, устранение конкуренции, и иные действия, признаваемые недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством.

Кодекс РФ об административных правонарушениях дополнен новой статьей 14.31.2 - вводится новый состав правонарушения участниками оптового и (или) розничного рынков электрической энергии (мощности), не занимающими доминирующего положения на соответствующем рынке, путем совершения экономически и (или) технологически необоснованных действий, которые привели к значительному изменению и (или) поддержанию цен на электрическую энергию и (или) мощность.

Кодекс РФ об административных правонарушениях дополнен положениями, которыми устанавливаются обстоятельства, признаваемые КоАП РФ смягчающими и отягчающими административную ответственность, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.31 – 14.33 Кодекса.

Указанные обстоятельства учитываются при назначении административного наказания в виде административного штрафа. Так, при наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Дополнена часть 5 статьи 19.8 КоАП РФ -  устанавливается ответственность за несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации или по требованию антимонопольного органа.

Внесены изменения в часть вторую статьи 23.48 КоАП РФ - руководителям структурных подразделений федерального антимонопольного органа, и их заместителям предоставлено право рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 статьи 23.48 Кодекса, за исключением дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.3, 14.9, 14.31-14.33 Кодекса.

В Кодекс РФ об административных правонарушениях также внесены изменения, направленные на совершенствование порядка осуществления административного производства.

Так, Кодекс дополнен статьей, определяющей, что является надлежащим извещением лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении.

За исключением отдельных положений, федеральные законы "третьего антимонопольного пакета" вступают в силу по истечении 30 дней после дня их официального опубликования.