Отчет Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по итогам работы за 2017 год
Отчет Управления Федеральной антимонопольной службы
по Республике Башкортостан по итогам работы за 2017 год
Раздел 1. Антимонопольный контроль
1.1.Практика выявления и пресечения нарушений Закона о защите конкуренции
1.1.1. Практика выявления и пресечения нарушений Закона о защите конкуренции в виде злоупотребления хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке (статья 10)
В 2017 году Башкортостанским УФАС России по нарушениям статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции":
возбуждено 9 дел (в 2016 году – 16 дел);
выявлено 89 нарушений (в 2016году – 111);
выдано 8 предписаний (в 2016 году – 10 предписаний).
Распределение возбужденных дел, выявленных нарушений и количества выданных предписаний по признакам нарушений статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" в разрезе видов нарушений:
навязывание невыгодных условий договора – 50 нарушений, дела не возбуждались, предписания не выдавались;
необоснованное сокращение или прекращение производства товара – 4 нарушения, 4 дела и 4 предписания;
необоснованный отказ от заключения договора – 28 нарушений, дела не возбуждались, предписания не выдавались;
создание дискриминационных условий – 2 нарушения, дела не возбуждались, предписания не выдавались;
создание препятствий доступу на рынок, выходу с рынка – 1 нарушение, 1 дело, предписания не выдавались;
нарушение порядка ценообразования – 4 нарушения, 4 дела и 4 предписания.
В 2017 года Башкортостанским УФАС России всего было выдано 87 предупреждений (в 2016 году – 95) о прекращении действий, содержащих признаки нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции":
по пункту 3 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» - 53 предупреждения (в 2016 году – 20);
по пункту 5 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" – 32 предупреждения (в 2016 году – 25);
по пункту 6 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» - не выдавались предупреждения, как и в 2016 году;
по пункту 8 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» - 2 предупреждения (в 2016 году – 50).
По пункту 3 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" выдано 32 предупреждения: 50 предупреждений выполнено, 1 предупреждение находится в стадии выполнения, по 2 предупреждениям возбуждено 2 дела в связи с неисполнением предупреждений.
По пункту 5 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" выдано 32 предупреждения: 28 предупреждений выполнены, 3 предупреждения находятся в стадии выполнения, по 1 предупреждению возбуждено дело в связи с неисполнением предупреждения.
По пункту 8 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" выдано 2 предупреждения: 2 предупреждения выполнены.
В 2017 году предупреждения не обжаловались.
1.1.2. Практика пресечения соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 11 Закона о защите конкуренции)
В 2017 году Башкортостанским УФАС России по нарушениям статьи 11 Федерального закона "О защите конкуренции":
возбуждено 12 дел (в 2016 году – 5 дел);
выявлено 10 нарушений (в 2016 году – 5);
выдано 19 предписаний (в 2016 году – 15 предписаний).
Распределение возбужденных дел, выявленных нарушений и выданных предписаний по статье 11 в разрезе видов нарушений:
повышение, снижение или поддержание цен на торгах – 6 дел, 6 нарушений и 13 предписаний;
создание препятствий доступу на рынок, выходу с рынка – 5 дел, 3 нарушения и 5 предписаний;
координация экономической деятельности хоз.субъектов – 1 дело, 1 нарушение и 1 предписание.
1.1.3. Практика пресечения согласованных действий хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 111 Закона о защите конкуренции)
В 2017 году, как и в 2016 году, не выявлены факты нарушений статьи 11.1 Закона "О защите конкуренции", не поступали заявления и не возбуждались дела по признакам нарушения статьи 11.1 Федерального закона "О защите конкуренции".
1.1.4. Пресечение недобросовестной конкуренции (глава 21 Закона о защите конкуренции)
В 2017 году Башкортостанским УФАС России по фактам недобросовестной конкуренции:
возбуждено 3 дела (в 2016 году – 6 дел);
выявлено 38 нарушений (в 2016 году – 27 нарушений);
выдано 2 предписания (в 2016 году – 2 предписания).
Распределение возбужденных дел, выявленных нарушений, возбужденных дел и количества выданных предписаний по фактам недобросовестной конкуренции (по видам нарушений):
недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение – 11 нарушений, дела не возбуждались;
недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг – 1 дело, нарушений не выявлено, предписания не выдавались;
недобросовестная конкуренция, связанная с созданием смешения – 2 дела, 2 нарушения и 2 предписания;
иные формы недобросовестной конкуренции – 25 нарушений.
В 2017 году Башкортостанским УФАС России выявлены нарушения, связанные с недобросовестной конкуренцией:
путем дискредитации в отношении качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей;
путем введения в заблуждение, в том числе в отношении:
качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей;
места производства товара, предлагаемого к продаже, изготовителя такого товара, гарантийных обязательств продавца или изготовителя;
путем приобретения и использования исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг;
путем совершения хозяйствующим субъектом действий, способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а именно незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая размещение в доменном имени;
путем совершения иных форм недобросовестной конкуренции, в том числе при участии в запросах котировок, открытых конкурсах, аукционах.
В 2017 году выдано 38 предупреждений по фактам недобросовестной конкуренции о прекращении действий, содержащих признаки нарушения статей 141, 142, 143, 147, 148
по статье 141 – 2 предупреждения, находятся в стадии выполнения;
по статье 142 – 10 предупреждений, выполнено 11 предупреждений: 10 предупреждений, выданных в отчетном периоде, и 1 предупреждение, выданное в предыдущем периоде;
по статье 148 – 26 предупреждений, выполнено 25 предупреждений, 1 предупреждение находится в стадии выполнения.
1.1.5. Выявление и пресечение актов и действий (бездействия)федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 15 Закона о защите конкуренции)
В 2017 году Башкортостанским УФАС России по нарушениям статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции":
возбуждено 7 дел (в 2016 году – 10 дел);
выявлено 158 нарушений (в 2016 году – 100);
выдано 6 предписаний (в 2016 году – 2 предписания).
Распределение возбужденных дел, выявленных нарушений и количества выданных предписаний по признакам нарушений статьи 15 в разрезе видов нарушений:
необоснованное препятствование осуществлению деятельности х/с – 1 дело, 105 нарушений, предписания не выдавались;
незаконное предоставление государственной или муниципальной преференции – 6 дел, 51 нарушение, выдано 6 предписаний;
незаконное установление или взимание платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг – 1 нарушение, дела не возбуждались, предписания не выдавались;
совмещение функций органов власти с функциями х/с - 1 нарушение, дела не возбуждались, предписания не выдавались.
В 2017 году наибольшее количество нарушений антимонопольного законодательства органами власти, органами местного самоуправления зафиксировано на следующих товарных рынках:
предоставление ритуальных услуг (передача полномочий органа местного самоуправления по выделению земельных участков под захоронение);
предоставления земельных участков (предоставление земельного участка путем незаконного изменения вида разрешенного использования);
рынок рекламных услуг (предоставление рекламных мест без осуществления конкурсных процедур, бездействие в расторжении заключенных договоров о размещении и эксплуатации рекламной конструкции);
содержание, благоустройство, ремонт дорог, территории муниципальных районов (понуждение землепользователей, арендаторов зданий (участков) заключения договоров с муниципальными бюджетными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями по благоустройству районов);
рынок дезинфицирующих средств (предоставление непредусмотренных Федеральным законодательством преимуществ конкретным хозяйствующим субъектам, разработка аукционной документации под конкретного субъекта);
рынок оказания услуг в организации детского дошкольного и школьного питания (установление к специализированной организации осуществляющей услуги питания в образовательных учреждениях Республики Башкортостан требований ограничивающих конкуренцию);
рынок сельскохозяйственных и лесных товаров;
рынок пассажирских перевозок;
рынок поставки лекарственных препаратов для обеспечения отдельных групп населения и граждан по категориям заболеваний, имеющих право на меры социальной поддержки;
рынок отвода поверхностных вод.
В 2017 году Башкортостанским УФАС России выдано 187 предупреждений о прекращении действий, содержащих признаки нарушения статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции", выполнено 124 предупреждения, 61 предупреждение – в стадии выполнения, не выполнено в установленный срок 2 предупреждения, после невыполнения предупреждений возбуждено 2 дела, 2 предупреждения обжалованы в суд.
1.1.6. Выявление и пресечение соглашений и согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 16 Закона о защите конкуренции)
В 2017 году Башкортостанским УФАС России по нарушениям статьи 16 Федерального закона "О защите конкуренции"
возбуждено 16 дел (в 2016 году – 17 дел);
выявлено 10 нарушений (в 2016 году – 14 нарушений);
выдано 11 предписаний (в 2016 году – 13 предписаний).
Распределение возбужденных дел, выявленных нарушений и выданных предписаний по признакам нарушений статьи 16 в разрезе видов нарушений:
ограничение доступа на рынок, выхода с рынка – 16 дел, 10 нарушений, и 11 предписаний.
1.1.7. Соблюдение антимонопольных требований к торгам, запросу котировок цен на товары (статья 17 Закона о защите конкуренции)
В 2017 году Башкортостанским УФАС России по нарушениям статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции"
возбуждено 41 дело (в 2016 году – 36 дел);
выявлено 40 нарушений (в 2016 году – 34 нарушения);
выдано 8 предписаний (в 2016 году – 24 предписания).
Распределение возбужденных дел, выявленных нарушений и выданных предписаний по признакам нарушений статьи 17 в разрезе видов нарушений:
создание преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок – 6 дел, 6 нарушений и 2 предписания;
нарушение порядка определения победителя торгов, запроса котировок – 4 дела, 4 нарушения и 4 предписания;
необоснованное ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок – 31 дело, 30 нарушений и 2 предписания.
1.1.8. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (статья 171 Закона о защите конкуренции)
В 2017 году Башкортостанским УФАС России по нарушениям статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции"
возбуждено 8 дел (в 2016 году – 7 дел);
выявлено 6 нарушений (в 2016 году – 6 нарушений);
выдано 2 предписания (в 2016 году – 3 предписания).
1.1.9. Особенности заключения договоров с финансовыми организациями (статья 18 Закона о защите конкуренции)
В 2017 году, как и в 2016 году, не выявлены факты нарушений статьи 18 Закона "О защите конкуренции", не поступали заявления и не возбуждались дела по признакам нарушения статьи 18 Закона "О защите конкуренции".
1.1.10. Соблюдение требований законодательства Российской Федерации при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися (Статья 181 Закона о защите конкуренции)
В 2017 году основные виды торгов, обжалуемые в Башкортостанское УФАС России:
51,5% поступивших жалоб в Башкортостанское УФАС России касалось обжалования торгов, проводимых по Федеральному Закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
14,8% поступивших жалоб касалось обжалования торгов по аренде и продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
9,1% поступивших жалоб касалось обжалования аукционов и предварительных отборов, проводимых в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах";
8% поступивших жалоб касалось обжалования торгов по Федеральному закону от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
5,7% поступивших жалоб касалось обжалования торгов по реализации имущества должников в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Федеральным законом от 16.07.1998 № 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)".
Основные виды нарушений, допущенные организаторами торгов, в сфере Закона о закупках:
- необоснованный не допуск к участию в закупке;
- необоснованный допуск к участию в закупке;
- содержание извещения о торгах не соответствует закону.
1.1.11. Предоставление государственных или муниципальных преференций
Башкортостанским УФАС России в 2017 году рассмотрено 16 заявлений о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции, в результате рассмотрения заявлений принято 10 решений о даче согласия.
Поступило на рассмотрение 16 заявлений о даче согласия на предоставлении государственной и муниципальной преференции на цели:
развитие образования и науки – 3 заявления;
защита окружающей среды – 2 заявления;
развитие культуры, искусства и сохранение культурного наследия – 3 заявления;
развитие физической культуры и спорта – 1 заявление;
обеспечение обороноспособности страны и безопасности государства – 1 заявление;
производство сельскохозяйственной продукции – 2 заявления;
социальное обеспечение населения – 2 заявления;
поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства – 2 заявления.
В 2017 году поступило на рассмотрение 16 заявлений о даче согласия на предоставление государственной и муниципальной преференции, из них 7 - от органов исполнительной власти субъекта РФ, 9 – от органов местного самоуправления. Виды преференции: передача имущества (не денежных средств) – 7 заявлений, передача имущества (денежных средств) - 3 заявления, передача иных объектов гражданских прав – 6 заявлений.
1.1.12. Практика изъятия незаконно полученного дохода хозяйствующими субъектами в федеральный бюджет
В 2017 году Башкортостанским УФАС России не принимались решения по делам, в которых включено требование изъятия в федеральный бюджет незаконно полученного дохода хозяйствующими субъектами (в 2016 году – 1 решение).
1.1.13. Практика направления предостережений
В 2017 году Башкортостанским УФАС России выдано 6 предостережений о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства в соответствии со статьей 257 Закона "О защите конкуренции":
по статье 15 – 5 предостережений;
по статье 16 – 1 предостережение.
В 2016 году Башкортостанским УФАС России выдано 1 предостережение по статье 15 Закона "О защите конкуренции".
1.2.Отдельные виды государственного антимонопольного контроля
1.2.1. Характеристика работы антимонопольного органа по государственному контролю экономической концентрации (статьи 27,28,29,31 Закона о защите конкуренции)
В 2017 году Башкортостанским УФАС России рассмотрено 1 ходатайство, направленное участниками хозяйственного оборота в соответствии с требованиями ст.ст. 27-31 Федерального закона "О защите конкуренции".
В Башкортостанское УФАС России в 2017 году не поступали ходатайства и уведомления хозяйствующих субъектов о согласовании сделок с участием иностранных инвесторов.
Башкортостанским УФАС России в 2017 году не возбуждались дела по признакам нарушения статьи 34 Федерального закона "О защите конкуренции".
1.2.2. Государственный контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов (статья 35 Закона о защите конкуренции)
В 2017 году в Башкортостанское УФАС России не поступали проекты соглашений в соответствии со статьей 35 Федерального закона "О защите конкуренции".
1.2.3. Принудительное разделение или выделение хозяйствующих субъектов (статья 38 Закона о защите конкуренции)
В 2017 году не было примеров применения статьи 38 Федерального закона "О защите конкуренции".
1.2.4. Государственный контроль в сферах естественной монополии (статья 7 Закона о естественных монополиях)
В 2017 году рассмотрено 4 ходатайства, поданных в соответствии с Законом «О естественных монополиях».
1.3.Организация и проведение проверок органов власти и некоммерческих организаций
В 2017 году Башкортостанским УФАС России проведено 8 плановых проверок органов власти и некоммерческих организаций:
7 проверок в отношении органов местного самоуправления, по итогам которых выдано 46 предупреждений, 27 из которых исполнены органами местного самоуправления в установленный срок, 19 находятся в стадии исполнения, срок исполнения не истек; по результатам проведенных проверок к административной ответственности в отчетном периоде должностные лица органов местного самоуправления не привлекались, поскольку выданные предупреждения исполняются в срок, в связи с чем, дела о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждались;
1 проверка в отношении некоммерческой организации, по результатам которой возбуждено 20 дел по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции", по которым приняты решения о наличии нарушений.
В 2016 году проведено 9 проверок: 8 плановых проверок и 1 проверка внеплановая, выдано 9 предупреждений.
Таким образом, в 2017 году увеличилось количество выявленных нарушений по отношению к 2016 году.
Значительная часть выявленных нарушений приходится на
рынок ремонтно-строительных услуг – 34,9%;
рынок недвижимого имущества – 28,8%;
рынок полиграфических услуг – 18,2%;
рынок пассажирских перевозок – 10,6%;
рынок сельскохозяйственных и лесных товаров – 4,5%;
иные – 3%.
1.4.Применение статьи 178 Уголовного кодекса Российской Федерации
В 2017 году Башкортостанским УФАС России не передавались сообщения (материалы) в правоохранительные органы.
Раздел 2. Контроль соблюдения Федерального закона от 28.12.2009
№ 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле)
В 2017 году Башкортостанским УФАС России по нарушениям Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»
возбуждено 1 дело (в 2016 году – 4 дела);
выявлено 1 нарушение (в 2016 году – 4 нарушения);
предписания не выдавались (в 2016 году – 4 предписания).
В 2016 году были выявлены 4 нарушения, связанные с нарушением установленного порядка ценообразования на детское питание. В 2017 году норма права, устанавливающая предельно допустимую наценку на детское питание действовать перестала.
Башкортостанским УФАС России по итогам 64 проведенных внеплановых проверок в связи с выявлением нарушений законодательства о торговле, в части несоответствия условий договоров поставки действующему законодательству, были возбуждены 74 административных дела по статье 14.42. КоАП РФ.
Наиболее распространенные нарушения в договорах поставки:
- установление условий отсрочки оплаты продовольственных товаров с нарушением действующего законодательства о торговле;
- превышение 5% совокупного размера вознаграждения;
- наличие таких условий договора как: оплата товара осуществляется в срок при условии исполнения поставщиком обязанности по передаче документов относящихся к поставке таких товаров, что нарушает норму закона, устанавливающую срок оплаты с момента фактического получения товара.
По результатам рассмотрения 74 дел об административных правонарушениях выдано 41 предупреждение и выдано 33 постановления о наложении штрафа.
В рамках изучения рынка розничной торговли продовольственными товарами в Республике Башкортостан за 2016 год установлено, что в административных границах Альшеевского, Архангельского, Благоварского, Буздякского, Зилаирского, Калтасинского районов и ЗАТО Межгорье доля АО "Тандер" (торговой сеть "Магнит") превышает предельно допустимую Законом о торговле - 25%.
Согласно действующему законодательству в границах данных административно-территориальных образований на ритейла распространяется запрет на приобретение или аренду дополнительных торговых площадей.
Соответствующие письма были направлены в торговую сеть «Магнит» и Администрации муниципальных образований.
Раздел 3. Контроль соблюдения законодательства об электроэнергетике
Действие | Количество |
Количество принятых антимонопольного органом решений о принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, совмещающих виды деятельности в сфере электроэнергетики | - |
Количество поданных исков о принудительной продаже имущества, принадлежащего юридическому лицу на праве собственности и непосредственно используемого при осуществлении совмещающего вида деятельности в сфере электроэнергетики | - |
Раздел 4. Контроль рекламной деятельности
В 2017 году Башкортостанским УФАС России возбуждено и рассмотрено 85 дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, выдано 117 предписаний, 113 предписаний исполнены, 4 – находятся в стадии исполнения.
Деятельность антимонопольного органа направлена на защиту от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение. Дела возбуждались по фактам распространения ненадлежащей рекламы медицинских услуг; ненадлежащей рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации, что вводит потребителей рекламы в заблуждение; несоблюдения общих требований к рекламе и общих требований при рекламе финансовых услуг.
Раздел 5. Практика применения мер административной ответственности
в соответствии с требованиями КоАП
В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях антимонопольный орган вправе рассматривать дела об административных правонарушениях. В 2017 году возбуждено и рассмотрено 1036 дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, в том числе:
588 дел – за нарушение законодательства в сфере закупок;
15 дел – за злоупотребление доминирующим положением на товарных рынках;
88 дел – за заключение ограничивающих конкуренцию соглашений;
3 дела – за недобросовестную конкуренцию;
18 дел – за ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления;
116 дел – за нарушение законодательства о рекламе;
2 дела – за нарушение законодательства об энергосбережении;
6 дел – за нарушение правил технологического присоединения к электрическим сетям, правил подключения к системам теплоснабжения либо правил подключения к системам водоснабжения и водоотведения;
93 дела – за нарушение порядка закупок отдельными видами юридических лиц;
74 дела – за нарушение законодательства о торговле;
7 дел – за неисполнение в срок решения, предписания;
8 дел – за непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в антимонопольный орган.
За неуплату штрафа в установленные сроки передано на рассмотрение мировых судей материалы по 18 делам.
Общая сумма уплаченного штрафа – более 20,4 млн.рублей.
Раздел 6. Практика оспаривания в судебном порядке решений антимонопольного органа по делам о нарушении антимонопольного законодательства и обращения антимонопольных органов в суд
с исковыми требованиями.
В 2017 году в результате рассмотрения 96 дел (в 2016 году – 97) по признакам нарушения антимонопольного законодательства принято 84 решения (в 2016 году – 86) о наличии нарушений антимонопольного законодательства и выдано 56 предписаний (в 2016 году – 69) о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
В 2017 году всего обжаловано 52 решения (в 2016 году – 32), из них:
28 решений, принятых в 2017 году (в 2016 году - 11 решений, принятых в 2016 году);
24 решения, принятых в предыдущем периоде (в 2016 году – 21 решение).
Признаны судом законными в полном объеме 26 решений, всего (в 2016 году – 31 решение), из них:
7 решений, принятых в 2017 году (в 2016 году – 2 решения, приятых в 2016 году);
19 решений, принятых в предыдущем периоде (в 2016 году – 29 решений).
Признано судом полностью недействительными 7 решений, принятых в предыдущие периоды (в 2016 году – 3 обжалованных решения, принятых в предыдущем периоде).
Отсутствуют решения, признанные судом частично недействительными (в 2016 году – 2 обжалованных решения, принятых в предыдущие периоды).
В стадии судебного обжалования находятся 23 обжалованных решения (в 2016 году – 12), из них:
21 решение, принятое в 2017 году (в 2016 году – 9 решений, принятых в 2016 году);
2 решения, принятые в предыдущем периоде (в 2016 году – 3 решения).
Раздел 7. Контроль соблюдения законодательства о градостроительной деятельности
В 2017 году в Башкортостанское УФАС России не поступали жалобы в соответствии с пунктами 2 и 3 части 1 статьи 181 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (административное обжалование в строительстве).
Раздел 8. Практика оспаривания в судебном порядке решений антимонопольного органа, принятых в порядке статьи 181 Закона о защите конкуренции и обращения антимонопольных органов в суде исковыми требованиями
В 2017 году было обжаловано 54 решения (предписания), принятых в соответствии со ст. 18.1. Федерального закона «О защите конкуренции» (в 2016 году – 40).
2 решения (предписания) полностью отменены судом (в 2016 году – 3).
Раздел 9. Контроль в сфере закупок (Федеральный закон от № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»)
В соответствии с возложенными полномочиями по осуществлению контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в 2017 году в Башкортостанское УФАС России поступило 1099 жалоба. Структурный состав поданных жалоб как на действия заказчиков, так и на действия конкурсных, аукционных и котировочных комиссий, уполномоченного органа, специализированной организации распределился следующим образом: при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) для федеральных нужд – 226 поданных жалоб или 21% от общего количества, для нужд субъекта Российской Федерации – 586 или 53%, для муниципальных нужд – 287 или 26%.
Участниками закупки, подавшими жалобы на основании части 15 статьи 105 Закона о контрактной системе отозвано 62 жалобы или 6% от общего количества поступивших жалоб.
В результате рассмотрения жалоб по существу в 2017 году обоснованными и частично обоснованными признаны 371 или 52% от общего количества рассмотренных жалоб и необоснованными признано 345 или 48% жалоб. По результатам рассмотрения жалоб выдано 405 предписаний об аннулировании определения поставщика (подрядчика, исполнителя), отмене протоколов, составляемых в процессе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), вскрытия конвертов, продления срока заключения контрактов, а также о внесении изменений в конкурсные, аукционные документации и информационные извещения о закупках.
Наиболее часто встречающимися нарушениями при рассмотрении жалоб являются необъективное описание объекта закупки, установление требований к несуществующему материалу, использование нестандартных показателей при описании закупки, неправомерное отклонение заявок, неправомерный допуск заявок, а также установление требований к участникам закупки не в соответствии с нормами Закона о контрактной системе.
В 2017 году Башкортостанским УФАС России проведено 199 внеплановых проверок соблюдения требований Закона о контрактной системе, были проведены 2 плановые проверки. По результатам проведенных проверок Башкортостанским УФАС России выдано 94 предписания, возбуждены и рассмотрены административные дела.
В 2017 году в адрес Башкортостанского УФАС России поступило 220 обращений о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). По итогам 2017 года Управлением включено в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) 79 поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Наибольший удельный вес, выявленных в 2017 году административных правонарушений, приходится на положения статьи 7.30 КоАП РФ около 89%.
Раздел 10. Работа по адвокатированию конкуренции в части предупреждения нарушений антимонопольного законодательства, а также законодательства о контрактной системе в сфере закупок, законодательства о рекламе, законодательства о естественных монополиях
Башкортостанским УФАС России в 2017 году проводилась значительная работа по адвокатированию конкуренции: проведены пресс-конференция, "круглые столы", рабочие совещания по вопросам практики применения антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; вышли материалы о деятельности управления в печатных СМИ и Интернет, сделаны выступления на радио и телевидении.
Проведено 3 публичных мероприятия по публичному обсуждению результатов правоприменительной практики Башкортостанского УФАС России в сфере контроля антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и законодательства в сфере закупок (23 мая, 7 сентября и 16 ноября 2017 года).
В публичных мероприятиях приняли участие более ста человек: представители государственных и муниципальных бюджетных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, участники рынка, уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Башкортостан, органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) на уровне субъекта в сфере закупок, общественные организации.
Проведено адвокатирование на колесах «с ветерком», в результате которого сотрудники УФАС провели выездную встречу с гражданами на главных площадях Уфы; экскурсии, "Дни открытых дверей" для студентов различных высших учебных заведений республики и учащихся старших классов МБОУ "Лицей № 6" ГО г. Уфы; "классные часы по рекламе" для учащихся младших классов МБОУ "Лицей № 155" ГО г. Уфы и отряда школьного летнего лагеря, который собран из учеников разных классов - с первого по четвертый - МБОУ "Лицей № 6" ГО г. Уфы, для учеников 2 класса МБОУ СОШ № 44 г. Уфы, в Центре детского чтения Национальной библиотеки им. Ахмет-Заки Валиди; конкурс рисунков на асфальте по теме: "Мое хобби в рекламе" для учащихся школьного летнего лагеря МБОУ Лицея № 6 ГО г.Уфы и конкурс поделок на тему «Реклама с использованием природных материалов в "Год экологии" для учащихся младших классов МБОУ "Лицей № 155" ГО г. Уфы; практические занятия со студентами 2 и 3 курсов Башкирского государственного университета, по направлению подготовки "Реклама и связи с общественностью" в виде "Студенческого экспертного совета", с учащимися старших классов МБОУ «Лицей № 6» ГО г. Уфы в виде "Школьного экспертного совета по рекламе" и деловой игры «Модельный процесс, посвященный рассмотрению дела по нарушению законодательства о рекламе»; мастер-классы для студентов, обучающихся по направлению подготовки "Реклама и связи с общественностью".
В наши дни актуальным вопросом остается разработка антимонопольного комплаенса на предприятиях. Крупные российские компании приходят к необходимости его создания, а также необходимости наличия кадров в штате, владеющих комплексом знаний, в том числе антимонопольного законодательства.
Школа конкурентного права, организованная в ноябре 2014 года совместно с Башкирским государственным университетом (кафедра государственного права Института права БашГУ), уже сегодня готовит таких специалистов.
В 2016 года состоялся первый выпуск Школы конкурентного права.
Школа востребована – в ноябре 2016 года состоялось торжественное открытие II набора Школы конкурентного права. Слушателями являются студенты разных ВУЗов и курсов, в том числе магистранты. В апреле и ноябре 2017 года проведены вторая и третья сессии II набора Школы конкурентного права.
В Башкортостанском УФАС России проводится личный прием граждан руководителем управления, заместители руководителя, начальники отделов управления (по мере обращения) ведут приемы граждан.
Информация о графике приема граждан размещена на сайте Башкортостанское УФАС России в разделе "обратная связь" (обратная связь - контактная информация – график приема граждан).
По поручению Президента Российской Федерации в Приемной Президента Российской Федерации в Республике Башкортостан 21 февраля и 27 сентября 2017 года проведены приемы граждан руководителем управления по вопросам, входящим в компетенцию Башкортостанского УФАС России.
За 2017 год поступило 615 письменных обращений граждан, принято 60 граждан.
Основные вопросы, по которым обращаются граждане: ситуация на продовольственных рынках; нарушения в сфере ЖКХ; нарушения в сфере энергетики (технологическое присоединение); вопросы, связанные с методами реагирования и административной ответственностью за нарушение процедуры торгов; нарушения процедуры предоставления земельных участков в аренду; по вопросам рекламы (обращения по рекламе, размещаемой в средствах массовой информации и по наружной рекламе).
При Башкортостанском УФАС России созданы и действуют:
Общественно-консультативный совет;
Экспертный Совет по применению законодательства о рекламе;
Экспертный Совет по естественным монополиям;
Экспертный Совет по развитию конкуренции в сфере розничной торговли;
Экспертный Совет по применению законодательства в сфере закупок.
При Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан создан Общественно-консультативный совет. 16 марта 2017 года состоялось заседание Общественно-консультативного совета при Башкортостанском УФАС России, на котором обсуждены вопросы по развитию конкуренции в сфере строительства многоквартирных жилых домов на территории Республики Башкортостан.
При Башкортостанском УФАС России созданы и действуют 4 Экспертных Совета, в состав которых входят, в том числе представители органов исполнительной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
При Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан создан Экспертный Совет по применению законодательства о рекламе. В 2017 году состоялось 4 заседания Экспертного совета (22 марта, 14 июня, 06 сентября и 27 ноября 2017 года).
На заседаниях Совета обсуждены, в частности, вопросы использования непристойных и оскорбительных образов в рекламе различных товаров; рассмотрение рекламы различных товаров на предмет введения потребителей в заблуждение относительно объекта рекламирования.
При Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан создан Экспертный Совет по естественным монополиям. В 2017 году состоялось 3 заседания Совета (14 марта, 22 июня и 10 августа 2017 года).
На заседаниях Экспертного Совета обсуждены проблемы взимания платы за химическую очистку воды ресурсоснабжающими организациями; вопросы совершенствования Правил подключения к сетям газораспределения; договорные отношения между гарантирующим поставщиком и ТСО.
При Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан создан Экспертный совет по развитию конкуренции в сфере розничной торговли. В 2017 году состоялось 3 заседания совета (31 марта, 20 июня и 12 декабря 2017 года).
31 марта 2017 года на заседании Экспертного Совета обсуждались принятые в Закон о торговле изменения, промежуточные итоги проверок, проводимых Башкортостанским УФАС России, тенденции на рынке; проблемы, с которыми приходится сталкиваться производителям при вхождении в торговые сети, о положениях федерального законодательства, которые влияют как на общее состояние потребительского рынка, так и на каждого игрока в отдельности; необходимости установления эффективного диалога между торговыми сетями и поставщиками; поддержке республиканских производителей.
20 июня 2017 года на заседании Экспертного Совета обсуждалась тема: "Практика применения Федерального закона от 03.07.2016 № 273-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Затронуты проблемные вопросы в хлебобулочной отрасли, качества присутствующей на полках магазинов молочной продукции, развития собственных торговых точек производителей, проблемы перехода на электронный документооборот, а также возможности ограничения развития ритейла не по товарообороту продовольственных товаров, а по торговым площадям.
12 декабря 2017 года на заседании обсуждалась тема: "Развитие конкуренции в сфере розничной торговли продовольственными товарами в Республике Башкортостан". Главной темой обсуждения был вопрос о долях торговых сетей по реализации продовольственных товаров на территории Республики Башкортостан.
В ходе заседания были затронуты проблемные вопросы малого и среднего бизнеса при растущей конкуренции на рынке, о внесении изменений в Закон о торговле № 381–ФЗ в части уменьшения допустимой доли торговых сетей в регионе, проблемы качества товаров и ценообразования на товары.
Также был поставлен вопрос об изменении процедуры приобретения лицензии на продажу алкогольной продукции, а именно: осуществлять сбор исходя из одного торгового объекта (магазина). Отмечена проблема влияния на торговые сети, вытеснения малого и среднего бизнеса торговыми сетями в муниципальных районах республики.
При Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан создан Экспертный Совет по применению законодательства в сфере закупок. В 2017 году было проведено 2 заседания совета (6 апреля и 29 июня 2017 года).
На заседаниях совета совместно с представителями органов исполнительной власти и местного самоуправления Республики Башкортостан, государственными заказчиками, участниками рынка, общественными организациями, институтами образования обсуждались проблемные вопросы, связанные с разночтением отдельных положений законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Неоднократно обсуждались проблемы в сфере строительства, проблемы, связанные с неразвитостью рынков. Представители общественных организаций неоднократно поднимали проблему объективного подхода к описанию объекта закупки, с которыми сталкиваются заказчики при формировании технической документации и участники закупки на стадии подачи заявок. Члены совета и его участники обобщали и анализировали правоприменительную и судебную практику, сложившуюся в регионе.