18 арбитражный апелляционный суд не согласился с решением Арбитражного суда Республики Башкортостан, признав обоснованным решение Башкортостанского УФАС России по ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции

Сфера деятельности: Контроль органов власти

В ноябре 2011 года Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан был проведен открытый конкурс на оказание услуг поверенного по представлению интересов Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан при заключении и исполнении договоров на эксплуатацию рекламных мест на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, договоров об использовании муниципального имущества городского округа город Уфа Республики Башкортостан, договоров о размещении социальной рекламы.

В соответствии с конкурсной документацией (информационной картой) Конкурса на оказание услуг поверенного, предметом данного конкурса являлось оказание услуг поверенного по представлению интересов Администрации при заключении и исполнении договоров на эксплуатацию рекламных мест на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, договоров об использовании муниципального имущества городского округа город Уфа Республики Башкортостан, договоров о размещении социальной рекламы.

По результатам данного конкурса Администрацией заключен муниципальный контракт на сумму 12 000 000 руб. с единственным участником конкурса - МУП «Управление дизайна и наружной рекламы» городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Согласно данному контракту в обязанности поверенного - МУП «Управление дизайна и наружной рекламы» входит, в том числе, заключение, изменение, дополнение, расторжение договоров на эксплуатацию рекламных мест на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, договоров об использовании муниципального имущества городского округа город Уфа Республики Башкортостан для размещения средств информационного оформления, договоров о размещении социальной рекламы, а также контроль исполнения условий указанных договоров рекламораспространителями, владельцами средств информационного оформления, размещающими средства наружной рекламы и информационного оформления на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, а также взыскание задолженности  по указанным договорам, в том числе в судебном порядке (включая исполнительное производство).

Однако, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа путем заключения, изменения, дополнения, расторжения договоров на эксплуатацию рекламных мест на территории городского округа, договоров об использовании муниципального имущества городского округа для размещения средств информационного оформления, договоров о размещении социальной рекламы, являются вопросами местного значения, осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно и не могут быть переданы хозяйствующему субъекту.

Таким образом, МУП «Управление дизайна и наружной рекламы» городского округа город Уфа Республики Башкортостан, действуя в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта, непосредственно вступает в гражданско-правовые отношения по оказанию данных услуг с лицами, обращающимися в органы местного самоуправления с заявлениями о выдаче разрешения на установку рекламных конструкций с сопутствующими для этой услуги заключением договоров и оказания иных услуг. То есть заявитель (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель), обратившийся за получением муниципальной услуги, поставлен в зависимость от действий именно МУП «Управление дизайна и наружной рекламы» для ее получения.

Башкортостанское УФАС России посчитало, что передача вышеуказанных функций Администрации хозяйствующему субъекту, является нарушением ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции и направлено на ограничение конкуренции, т.к. позволяет данному хозяйствующему субъекту оказывать определенное влияние на соответствующий рынок на территории городского округа город Уфа. При этом, МУП «Управление дизайна и наружной рекламы» помимо того, что является специализированной организацией для организации открытого конкурса на право заключения договора на эксплуатацию рекламного места, является и организацией, уполномоченной подписывать такие договоры.

Частью 3 статьи 15  Закона о защите конкуренции установлен запрет органам местного самоуправления о наделении хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.

Решением Башкортостанского УФАС России от 07.11.2012 Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан  была признана нарушившей в данной части антимонопольное законодательство.

Не согласившись с решением антимонопольного органа, Администрация обратилась с заявлением в суд, который Решением от 15.08.2013 признал незаконным решение УФАС по РБ. Однако суд апелляционной инстанции, встав на защиту Закона, отменил решение Арбитражного суда РБ, признав законными и обоснованными доводы Башкортостанского УФАС России.