Об итогах заседания Экспертного совета по естественным монополиям при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан на рынке установки и эксплуатации приборов учета энергоресурсов

 25  сентября  2012 года состоялось заседание Экспертного Совета по естественным монополиям при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан. Председательствовала на заседании Руководитель Башкортостанского УФАС России Акбашева Зульфира Хабибуловна.

  В  заседании Экспертного Совета по обсуждению проблем на рынке установки и эксплуатации приборов учета энергоресурсов: газа, тепловой энергии, электрической энергии, воды приняли участие заместитель  главы  Администрации  городского округа город Уфа Альбина Юсупова, представители министерств и ведомств республики, а также представители ресурсоснабжающих организаций, руководители территориальных сетевых компаний и представители управляющих компаний иные приглашенные и заинтересованные лица. 

  В своем вступительном слове председатель Экспертного Совета отметила, что на рынке установки и эксплуатации приборов учета энергоресурсов идет большое противостояние между участниками данного рынка, они не могут урегулировать разногласия между собой, в результате чего страдает граждане. Таким образом, все эти проблемы должны рассматриваться через антимонопольное регулирование.  

В соответствии со статьёй 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, обязанностью потребителя энергетических ресурсов является установка приборов учёта потребления этих ресурсов. Требования установки приборов учёта распространяются на учёт электрической, тепловой энергии, газа, воды.

Члены Экспертного совета и приглашенные участники заседания отметили, что основной проблемой на рынке установки и эксплуатации приборов учета энергоресурсов является:

- несоблюдение требований законодательства об установке приборов учёта (стадии проектирования, реконструкции, капитального ремонта, строительства);

- несоблюдение требований к поставщикам энергоресурсов по предложению установки приборов учёта собственникам жилых домов, дачных, садовых домов и их представителям;

- необоснованный отказ или уклонение организации, на которую возложена обязанность по установке, замене, эксплуатации приборов учёта используемых энергетических ресурсов, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения, либо несоблюдение установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, замене, эксплуатации приборов учёта используемых энергетических ресурсов;

- разногласия между ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета;

- выбор подрядной организации по оснащению и эксплуатации приборов учета без конкурсных процедур;

- установка приборов учета без уведомления собственников жилых домов о выборе подрядной организации.

- в большинстве многоквартирных домов нет возможности индивидуального учета тепловой энергии в отопительных приборах, что связано с вертикальной разводкой стояков отопления, и учет технологически не осуществим.

Приборы учёта имеют право устанавливать организации-поставщики энергоресурсов и специализированные организации. Данные организации должны иметь профильных специалистов необходимого уровня квалификации, деятельность по установке приборов учёта должна быть прописана в уставных документах организации, организация должна быть членом СРО в строительстве и иметь выданное СРО свидетельство о допуске к данному конкретному виду работ.

Установку индивидуального прибора учета газа вправе выполнить индивидуальные предприниматели или юридические лица, имеющие свидетельства о допуске к такому виду работ, выданные саморегулируемой организацией.

Вопросы учета тепловой энергии регулируются при взаимоотношениях юридических лиц друг с другом «Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя» и Гражданским кодексом РФ, при взаимоотношениях жителей с юридическими лицами или управляющими компаниями постановлением правительства № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» и Жилищным Кодексом РФ.

Правилами организации учета электрической энергии на розничных рынках (утв. Постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. N 442) предусмотрено, что прибор учета электрической энергии оптимально устанавливать на границе балансовой принадлежности между потребителем и сетевой компанией.

Члены Экспертного совета отметили, что одним из возможных и наиболее  оптимальным местом установки прибора учета с дистанционным снятием показаний израсходованной электрической энергии, является фасад дома потребителя электрической энергии.

Была принята информация представителей МУП «Уфаводоканал» и управляющих компаний о том, что отдельная плата за опломбирование приборов учета   воды не производится.

По итогам заседания члены Экспертного совета пришли к выводу, что вопросы поставленные на совете требуют тщательной проработки всех ее аспектов и делать это нужно в интересах граждан. Мерами, способствующими исключению нарушений антимонопольного законодательства является четкое исполнения субъектами естественных монополий норм действующего законодательства, а именно: Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», иных федеральных законов в сфере теплоснабжения, газоснабжения и электроэнергии; Постановление правительства № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»; Приказ Минрегиона РФ от 26 июня 2009 г. № 239 «Об утверждении порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации»; Постановление Правительства от 21 июля 2008 г. № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан; Постановление Правительства от 4 мая 2012 г. N 442«О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», иных нормативных документов в названных сферах.