20.07.2012 в 11.00 состоялась пресс-конференция Руководителя Башкортостанского УФАС Зульфириры Хабибулловны Акбашевой в информационном агентстве «Башинформ» посвященная итогам работы за первое полугодие 2012 года и актуальным задачам на второе полугодие

20.07.2012 в 11.00 состоялась пресс-конференция Руководителя Башкортостанского УФАС Зульфириры Хабибулловны Акбашевой в информационном агентстве  «Башинформ» посвященная итогам работы за первое полугодие 2012 года  и актуальным задачам на второе полугодие 2012 года

Рассказала о итогах работы за первое полугодие, о возбужденных и рассмотренных делах, об изменениях антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе. З.Х. Акбашева осветила вопросы касающиеся электроэнергетики и газоснабжения.

Пресс-конференция руководителя УФАС по РБ вызвала большой интерес со стороны представителей средств массовой информации, так как актуальность обсуждаемых тем имеет большое значение для граждан и экономики. З.Х. Акбашева ответила на многочисленные вопросы журналистов.

В соответствии с возложенными полномочиями по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, рекламы, в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан в 1 полугодии 2012 года возбуждено и рассмотрено 1388 дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, об электроэнергетике, о рекламе, о торговле, о размещении заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, дел об административных правонарушениях.

При осуществлении контроля экономической концентрации на товарных и финансовых рынках рассмотрено 10 ходатайств и уведомлений. В Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, по состоянию на 01.07.2012, включено 133 хозяйствующих субъекта. Проведен анализ состояния конкурентной среды на 7 товарных рынках, рассмотрено более 160 обращений граждан, управление участвовало в более чем 390 заседаниях судов различных инстанций.

В 1 полугодии 2012 года возбуждено и рассмотрено 84 дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

Злоупотребление доминирующим положением остается одним из распространенных нарушений антимонопольного законодательства – возбуждено и рассмотрено 15 дел. Среди выявленных фактов злоупотребления доминирующим положением наиболее характерное нарушение, как и в 2011 году, - необоснованное сокращение или прекращение производства товара (46% выявленных нарушений по фактам злоупотребления доминирующим положением).

Реформа жилищно-коммунального хозяйства и электроэнергетики, установление новых правовых взаимоотношений между субъектами соответствующих рынков явилось причиной сохранения высокой доли нарушений в электроэнергетике в объеме всех дел по фактам злоупотребления доминирующим положением (доля нарушений в электроэнергетике составила 60% (в 2011 году – 55,6%), в сфере жилищно-коммунального хозяйства – 33% (в 2011 году – 14%).

Одно из изменений, внесенных "третьим антимонопольным пакетом" в Федеральный закон "О защите конкуренции", – предоставление права антимонопольному органу выдавать хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства - злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в навязывании невыгодных условий договора или необоснованном отказе от заключения договора.

В 1 полугодии 2012 года выдано 9 предупреждений, исполнено 3 предупреждения.

Нарушение антимонопольного законодательства со стороны органов исполнительной власти и местного самоуправления остается распространенным видом нарушения – возбуждено и рассмотрено 28 дел. Основной вид нарушения по статье 15 Федерального закона "О защите конкуренции" – незаконное предоставление государственных или муниципальных преференций и необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам.

В 1 полугодии 2012 года рассмотрено 8 заявлений о даче согласия на предоставление государственных и муниципальных преференций на цели развития культуры, производства сельскохозяйственной продукции, социального обеспечения населения. В 75% случаев приняты решения о даче согласия.

Выявление и пресечение ограничивающих конкуренцию соглашений или согласованных действий государственных органов и хозяйствующих субъектов – одно из приоритетных направлений деятельности антимонопольного органа. В 1 полугодии 2012 года возбуждено и рассмотрено 6 дел – по выявленным фактам согласованных действий государственных органов. Основной вид нарушений по выявленным фактам запрещенных соглашений или согласованных действий государственных органов, как и в 2011 году – ограничение доступа на рынок, выхода с рынка.

В рамках осуществления полномочий по контрою за соблюдением антимонопольных требований к торгам в 1 полугодии 2012 года возбуждено и рассмотрено 10 дел. Основной вид нарушения – необоснованное ограничение доступа к участию в торгах (44% выявленных нарушений по фактам несоблюдения антимонопольных требований к торгам). В 2011 году – нарушение порядка определения победителя торгов.

Результаты работы по предупреждению и пресечению недобросовестной конкуренции показывают, что основная форма недобросовестной конкуренции - введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей; распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; а также продажа товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности. В 1 полугодии 2012 года возбуждено и рассмотрено 20 дел по фактам недобросовестной конкуренции.

"Третий антимонопольный пакет" дополнил Федеральный закон "О защите конкуренции новой статьей 18.1, устанавливающей порядок рассмотрения жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества.

Статья 18.1 Закона о защите конкуренции, введенная в силу с 6 января 2012 года, устанавливает административную процедуру рассмотрения жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации. Процедура рассмотрения по срокам практически аналогична процедуре рассмотрения жалоб по закону о размещении госзаказов. 

Обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения. До рассмотрения жалобы по существу торги приостанавливаются.

Много жалоб поступает на действия конкурсных управляющих, на действия специализированных организаций при реализации арестованного имущества. Обжалуются действия организаторов торгов, которые устанавливают сжатые сроки подачи заявок на участие в конкурсе: 10 дней с момента публикации информации до подачи заявки. Данное положение противоречит нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, неоправданно ограничивает возможность потенциальных участников таких конкурсов сформировать необходимый пакет документов для подачи заявки и является барьером для участия в торгах. Обжалуются действия организаторов торгов по необоснованному не допуску к участию в торгах, по сокрытию информации о проводящихся торгах.

В случае признания жалобы обоснованной антимонопольный орган выдает организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

В 1 полугодии 2012 года рассмотрено 19 жалоб в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, признаны обоснованными 11 жалоб, выдано 7 предписаний, из которых исполнено 3 предписания, 4 – находятся в стадии исполнения.

При осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства о рекламе в 1 полугодии 2012 года возбуждено и рассмотрено 114 дел по признакам нарушения законодательства о рекламе. Дела возбуждались по фактам распространения ненадлежащей рекламы пива, алкогольной продукции, табака, медицинских услуг, несоблюдения общих требований к рекламе и общих требований при рекламе финансовых услуг

С 2007 года действует Экспертный Совет по применению законодательства о рекламе при Башкортостанском УФАС России. Состав Экспертного Совета сформирован из представителей государственных органов, научных и учебных организаций, конфессий, специалистов в отдельных областях знаний. В 1 полугодии 2012 года состоялось 2 заседания Экспертного совета. На заседаниях Совета обсуждены, в частности, вопросы использования образов полуобнаженных женщин в рекламе различных товаров; использования образов детей в рекламе товаров и услуг.

В соответствии с возложенными полномочиями по осуществлению контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд Башкортостанским УФАС России в 1 полугодии 2012 года проведено 50 проверок, рассмотрено 390 жалоб на действия (бездействия) заказчика, конкурсной комиссии, специализированной организации. Поступило 163 материала на согласование о размещении заказов у единственного поставщика, 36 обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, всего включено в реестр недобросовестных поставщиков 16 хозяйствующих субъектов. Рассмотрено 739 дел по нарушениям Закона о размещении заказов.

В 2011 году возбуждено и рассмотрено 449 дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, из них 191 дело – за нарушение законодательства о размещении заказов, 129 дел – за нарушение законодательства о рекламе, 31 дело – за злоупотребление доминирующим положением на товарных рынках, 32 дела – за заключение ограничивающих конкуренцию соглашений, 29 дел – за недобросовестную конкуренцию, 10 дел – за неисполнение в срок выданных предписаний, 4 дела – за неуплату штрафа в установленные сроки. Возбуждено 29 дел в отношении должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления за нарушение антимонопольного законодательства. Общая сумма наложенного штрафа составила 10,8 млн. рублей, общая сумма уплаченного штрафа – более 4,6 млн. рублей.

При Башкортостанском УФАС России в 2011 году создан Экспертный совет по развитию конкуренции в сфере розничной торговли, в 1 полугодии 2012 года состоялось 2 заседания совета. На заседаниях совета обсуждались проблемы применения статьи 14 Закона о торговле, устанавливающей запрет на приобретение торговыми сетями дополнительных торговых площадей, если доля торговых сетей в объеме реализации продукции превышает 25% в границах субъекта РФ с 1 февраля 2010 года, то есть с момента вступления в силу Закона о торговле. Также обсуждались проблемы сотрудничества поставщиков сырого молока с производителями готовой продукции - актуальность темы продиктована тем, что молоко питьевое как продукт относится к социально значимой группе товаров, соответственно, очень важно выявление проблем на рынке молока и молочной продукции и поиск их решений.

В связи с проводимыми реформами в сферах деятельности естественных монополий и значительными изменениями законодательства, регулирующих отношения в этих сферах с 2008 года действует Экспертный Совет по естественным монополиям при Башкортостанском УФАС России. Основной целью Совета является обеспечение эффективного взаимодействия антимонопольного органа с иными федеральными органами исполнительной власти, республиканскими органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами по вопросам равного доступа к товарам и услугам, производимым субъектами естественных монополий.

В 1 полугодии 2012 года состоялось 2 заседания Совета, на которых обсуждены актуальные проблемы тепловой энергетики, включая имеющее место сокращение объемов теплофикационной выработки ТЭЦ, проблемы надежности и качества теплоснабжения, выработки тепловой энергии в комбинированном режиме, тарифообразования и функционирования рынка теплоэнергии с учетом антимонопольных требований.

Закон о теплоснабжении, который направлен на регулирование вопросов, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, определяет также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций.

Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2012 года № 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения" определен порядок разработки и утверждения схем теплоснабжения.

Утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения пятьсот тысяч человек и более относятся к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.

Схема теплоснабжения муниципального образования содержит:

анализ работы систем теплоснабжения, расположенных на территории муниципального образования с учётом технического состояния отдельных элементов системы;

расчёт тепловых нагрузок потребителей на существующем уровне и на перспективу с учётом планируемого развития муниципального образования;

рациональное использование источников тепла с технико-экономическим обоснованием необходимости строительства новых, расширения (реконструкции) существующих.

На сегодняшний день на официальных сайтах поселений и городских округов Республики Башкортостан информация о разработке проекта схемы теплоснабжения в сети Интернет отсутствует.

Члены Совета и участвующие в работе приглашенные специалисты пришли к мнению, что главная задача на сегодняшний день - сделать рынок предоставления теплоэнергии прозрачным, тарифы - понятными населению, систему подачи и распределения тепла - надежной, функционирующей без сбоев. Здесь очень важен своевременный ремонт теплосетей, на что, как выяснилось, у теплоснабжающих организаций не всегда достаточно финансовых ресурсов.

Между тем жильцы многоквартирных домов жалуются на некачественное предоставление услуг. Например, горячая вода зачастую нагревается лишь до 30-40 градусов, тогда как по прежним нормативам она имела температуру до 55-70 градусов. Поэтому люди обеспокоены, не приведет ли увеличение стоимости теплоносителей к дальнейшему снижению качества коммунальных услуг.

На обсуждение Экспертного Совета вынесены вопросы соблюдения субъектами естественных монополий требований Федерального закона от 18 июля 2011 года №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также соблюдение УФПС РБ - филиалом ФГУП "Почта России" требований Федерального закона "О почтовой связи" в части  своевременной доставки почтовой корреспонденции.

Принятие Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" способствует обеспечению гласности и прозрачности размещения заказов, расширению возможностей для участия физических и юридических лиц в закупках, проводимых отдельными юридическими лицами, развитию добросовестной конкуренции.

Многие субъекты естественных монополий разместили на официальных сайтах положение о закупках и осуществляют закуп товаров, работ, услуг в соответствии с законом. Однако, как показал проведенный мониторинг сайтов субъектов естественных монополий, отдельные предприятия по состоянию на 25.06.2012 еще не разработали положение о закупках, проводят закупочную деятельность без осуществления конкурсных процедур.

На рыке финансовых услуг со стороны страховой компании, занимающей доминирующее положение на рынке ОСАГО, продолжается практика навязывания клиентам невыгодных условий договора. Башкортостанское УФАС России в настоящее время отстаивает свое решение о признании ООО "Росгосстрах" нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции". Следует отметить, что подобная практика работы на рынке ОСАГО проводится ООО "Росгосстрах" во многих субъектах федерации. При этом Арбитражный суд Республики Башкортостан принял решение по отмене решения и предписания Башкортостанского УФАС России, в Ростовской области Арбитражный суд по аналогичному делу принял решение в пользу антимонопольного органа.

В настоящее время подана апелляционная жалоба на решение Арбитражного суда Республика Башкортостан по названному делу. Управление считает, что ООО "Росгосстрах" должно прекратить нарушение антимонопольного законодательства, а услуги ДОСАГО оказывать на добровольной основе.

Готовится также жалоба в надзорную инстанцию на решение судов по рассмотрению жалобы ОАО "Газ-Сервис" на решение управления. Суть нарушения заключалась в том, что на рынке технического обслуживания внутридомового газового оборудования (ТО ВДГО) доминирующее положение занимает ОАО "Газ-Сервис", при этом общество злоупотребляет своим положением. Комиссией Башкортостанского УФАС России признала предприятие нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" в части навязывания невыгодных условий договора на ТО ВДГО. Стоимость услуги не регулируется государством и предприятие вправе самостоятельно устанавливать стоимость данной услуги, которая рассчитывается с учетом трудоемкости выполнения отдельных работ и уровня квалификации работника, выполняющего эту работу. Предприятие применяет нормы времени на ТО ВДГО, разработанные Саратовским научно-исследовательским и проектным институтом ОАО "ГИПРОНИИГАЗ", при этом выполнение ТО ВДГО в квартире (доме), где установлены газовая плита для приготовления пищи и проточный водонагреватель, должны проводиться в течение 2 часов. Исходя из этой трудоемкости устанавливается стоимость услуги, фактически же работы выполнялись в течение 10-15 минут, об этом свидетельствуют многочисленные обращения в управление граждан, проживающих в г. Уфа, Мелеуз, а оплата за услугу взимается как будто бы она выполнялась в течение 2 часов. Заявители подписывали акты выполненных работ по ТО ВДГО без замечаний, и этот факт явился основание отмены решения управления в судах. Суды не приняли доводы заявителей, которые они заявляли при рассмотрении антимонопольного дела, в суде первой инстанции, когда поясняли суть своего обращения в антимонопольный орган, что работы выполнялись в течение 10-15 минут. Суды, ссылаясь на то, что в актах выполненных работ не были отражены какие либо замечания, посчитали, что работы выполнены, а раз нет замечаний, то и нет навязывания невыгодных условий. Антимонопольный орган считает, что в случае если ОАО "Газ-Сервис" исполнит предписание и буден указывать в Актах выполненных работ время, в течение которого должна быть выполнена услуга, у граждан появится основание заявлять и отражать это в названном Акте, что данное условие работниками предприятия не выполняется либо выполняются в полном объеме.

В 1 полугодии 2012 года осуществлялся контроль за исполнением субъектами рынка электроэнергетики требований статьи 6 Федерального закона "Об особенностях  функционирования электроэнергетики  в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ…", в соответствии с которой запрещается с 1 апреля 2006 года юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям совмещать деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, а с даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики группам лиц и аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка. По одному решению, выданному в 2011 году, поступило уведомление об исполнении решения о разделении видов деятельности, по остальным решениям исполнение находится на контроле.

Башкортостанским УФАС России в 1 полугодии 2012 года проводилась значительная работа по адвокатированию конкуренции: проведено 2 пресс-конференций, проведены "круглые столы", семинары по вопросам практики применения антимонопольного законодательства, законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд; вышло более 200 публикаций (печатные, электронные СМИ) и выступлений в СМИ.

При Башкортостанском УФАС России с 2008 года действует Общественно-консультативный совет. В состав Общественно-консультативного совета вошли представители: Башкортостанского УФАС России, Башкирского регионального отделения "ОПОРА РОССИИ", Торгово-промышленной палаты Республики Башкортостан, Союзов предпринимателей Салаватского, Калтасинского, г.Белебея и Белебеевского района Республики Башкортостан, Башкирской Торговой Ассоциации, Союза организаций кредитной кооперации Республики Башкортостан, Совета Башкортостанского регионального отделения "ДЕЛОВАЯ РОССИЯ", Ассоциации предпринимателей г.Стерлитамака Республики Башкортостан, Ассоциации организаций предпринимательства Республики Башкортостан, Союза работодателей Республики Башкортостан.

В 1 полугодии 2012 года состоялось 2 заседания Общественно-консультативного совета. На заседаниях Общественно-консультативного совета были рассмотрены вопросы, связанные с проблемами малого и среднего бизнеса при предоставлении земельных участков для строительства и иных целей; вопросы административных барьеров при аренде имущества; вопросы соответствия административных регламентов государственной административной реформе и направленности на защиту конкуренции.

Опыт применения антимонопольного законодательства в Российской Федерации, реализация экономических и правовых реформ, активные процессы перелива капитала, обострение конкурентной борьбы на фоне процессов глобализации ставят новые задачи перед антимонопольными органами.

Среди основных задач по реализации конкурентной политики в Российской Федерации, стоящих перед ведомством, Игорь Артемьев выделил:

борьба с картелями совместно с правоохранительными органами;

создание условий для развития конкуренции в сферах деятельности хозяйствующих субъектов, не являющихся субъектами естественных монополий;

предотвращение и пресечение антиконкурентного вмешательства органов государственной власти и местного самоуправления в функционирование рынков и эффективная защита предпринимательства,

обеспечение равного доступа к товарам (работам, услугам), реализуемым субъектами естественных монополий.

Файлы для скачивания

аудио запись с пресс-конференции
Тип файла: rar
Размер файла: 11.71 МБ