27 июля 2011 года в 11 часов в информационном агентстве "Башинформ" состоялась пресс-конференция руководителя Башкортостанского УФАС России Акбашевой Зульфиры Хабибулловны

В соответствии с возложенными полномочиями по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, рекламы, в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан в 1 полугодии 2011 года возбуждено и рассмотрено 1145 дел (в 2010 году - 2243 дела) по признакам нарушения антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, об электроэнергетике, о рекламе, о торговле, о размещении заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, дел об административных правонарушениях.
При осуществлении контроля экономической концентрации на товарных и финансовых рынках рассмотрено 58 ходатайств и уведомлений. В Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, по состоянию на 01.07.2011, включено 133 хозяйствующих субъекта Проведен анализ состояния конкурентной среды на 10 товарных рынках, рассмотрено 177 обращений граждан, управление участвовало в более чем 390 (в 2010 году – 540) заседаниях судов различных инстанций.
В 1 полугодии 2011 года возбуждено и рассмотрено 130 дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства (в 2010 году – 498). Более 55% возбуждены в результате рассмотрения поступивших заявлений.
Нарушение антимонопольного законодательства со стороны органов исполнительной власти и местного самоуправления остается распространенным видом нарушения – возбуждено и рассмотрено 58 дел (44,6 % возбужденных дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства).
В 1 полугодии 2011 года рассмотрено 16 заявлений о даче согласия на предоставление государственных и муниципальных преференций на цели развития культуры, производства сельскохозяйственной продукции, социальной защиты населения. В 37% случаях приняты решения о даче согласия.
Злоупотребление доминирующим положением остается одним из распространенных нарушений антимонопольного законодательства – возбуждено и рассмотрено 29 дел (в 2010 году - 41 дело). Среди выявленных фактов злоупотребления доминирующим положением наиболее характерные нарушения аналогичны нарушениям в 2010 году: создание препятствий доступу на рынок, выходу с рынка (38 % возбужденных дел по фактам злоупотребления доминирующим положением), навязывание невыгодных условий договора и нарушение порядка ценообразования – по 17 %.
Реформа жилищно-коммунального хозяйства и электроэнергетики, установление новых правовых взаимоотношений между субъектами соответствующих рынков явилось причиной сохранения высокой доли нарушений в электроэнергетике в объеме всех дел по фактам злоупотребления доминирующим положением (доля нарушений в электроэнергетике составила 52%, в 2010 году - 63%).
Выявление и пресечение ограничивающих конкуренцию соглашений или согласованных действий государственных органов и хозяйствующих субъектов – одно из приоритетных направлений деятельности антимонопольного органа. В 1 полугодии 2011 года возбуждено и рассмотрено 9 дел по выявленным фактам запрещенных соглашений или согласованных действий хозяйствующих субъектов и 1 дело – по выявленным фактам согласованных действий государственных органов, выданы предписания об устранении нарушений.
При осуществлении государственного контроля за соблюдением установленных законодательством особенностей отбора финансовых организаций выявлено 1 нарушение, выданы предписания о прекращении нарушения законодательства.
В рамках осуществления полномочий по контрою за соблюдением антимонопольных требований к торгам в 1 полугодии 2011 года возбуждено и рассмотрено 7 дел (в 2010 году – 17 дел). Основной вид нарушения – нарушение порядка определения победителя торгов, в 2010 году - необоснованное ограничение доступа к участию в торгах.
Результаты работы по предупреждению и пресечению недобросовестной конкуренции показывают, что основная форма недобросовестной конкуренции - введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей, а также продажа товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности. В 1 полугодии 2011 года возбуждено и рассмотрено 19 дел по фактам недобросовестной конкуренции (в 2010 году – 31 дело).
При осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства о рекламе в 1 полугодии 2011 года возбуждено и рассмотрено 147 дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (в 2010 году – 250 дел), в результате рассмотрения дел принято 110 решений о признании нарушений и выдано 43 предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе. Дела возбуждались по фактам распространения ненадлежащей рекламы пива, алкогольной продукции, табака, медицинских услуг, несоблюдения общих требований к рекламе и общих требований к рекламе.
С 2007 года действует Экспертный Совет по применению законодательства о рекламе при Башкортостанском УФАС России. Состав Экспертного Совета сформирован из представителей государственных органов, научных и учебных организаций, конфессий, специалистов в отдельных областях знаний. В 1 полугодии 2011 года состоялось 2 заседания Экспертного совета. На заседаниях Совета обсуждены, в частности, вопросы использования образов полуобнаженных женщин в рекламе различных товаров; реклама медосмотров; реклама с изображением ребенка "Рынок Свердловский А фрукты мы проверяем на нитраты"; рассмотрена реклама кредитного потребительского кооператива "Быстрые займы пенсионерам без поручителей" на предмет искажения смысла и введения в заблуждение потребителей рекламы в результате отсутствия части существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования.
В соответствии с возложенными полномочиями по осуществлению контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд Башкортостанским УФАС России в 1 полугодии 2011 года проведено 46 проверок (в 2010 году – 86), рассмотрена 289 жалоб (в 2010 году - 521 жалоба) на действия (бездействия) заказчика, конкурсной комиссии, специализированной организации. Поступило 178 материалов (в 2010 году - 232 материала) на согласование о размещении заказов у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), 32 обращения (в 2010 году - 28 обращений) о включении в реестр недобросовестных поставщиков. Рассмотрено 517 дел (в 2010 году - 822 дела) по нарушениям Закона о размещении заказов.
В 1 полугодии 2011 года возбуждено и рассмотрено 347 дел (в 2010 году - 666 дел) об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, из них 179 дел – за нарушение законодательства о размещении заказов, 97 дел – за нарушение законодательства о рекламе, 10 дел – за злоупотребление доминирующим положением на товарных рынках, 39 дел – за заключение ограничивающих конкуренцию соглашений, 13 дел – за недобросовестную конкуренцию.
Федеральным законом от 28.12.2010 № 411-ФЗ Кодекс РФ об административных правонарушениях дополнен статьями, устанавливающими ответственность за нарушения Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Возбуждено и рассмотрено дело, сумма наложенного штрафа составила 20 тысяч рублей.
Возбуждено 26 дел в отношении должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления за нарушение антимонопольного законодательства (в 2010 году – 20).
Общая сумма наложенного штрафа составила более 7 млн. рублей.
С 1 февраля 2010 года вступил в силу Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Закон направлен на создание прозрачного и предсказуемого порядка осуществления торговой деятельности, необусловленного какими-либо произвольными требованиями местных властей, а также устранение излишних административных барьеров в торговле, поддержки малого и среднего бизнеса в сфере торговли и производства продовольственных товаров. Закон о торговле содержит ряд норм, направленных на совершенствование антимонопольного регулирования и развитие конкуренции на рынке услуг розничной торговли. Башкортостанское УФАС России за 1 полугодие 2011 года провело больше 10 проверок, проверки проходили в городах Уфа, Стерлитамак, с. Верхнеяркеево. Возбуждено и рассмотрено 2 дела по признакам нарушения части 1 статьи 13 Закона о торговле, выданы предписания. Должностное лицо привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.42 КоАП РФ, применена мера административной ответственности в виде штрафа в размере 20 тысяч рублей
При Башкортостанском УФАС России в 2010 году создан Экспертный совет по развитию конкуренции в сфере розничной торговли, состоялось 2 заседания совета. На заседаниях совета состоялось конструктивное обсуждение хода реализации Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", были высказаны предложения и рассмотрены различные проблемы, вопросам, связанным с соблюдением хозяйствующими субъектами и органов власти антимонопольного законодательства Российской Федерации в сфере розничной торговли.
В связи с проводимыми реформами в сферах деятельности естественных монополий и значительными изменениями законодательства, регулирующих отношения в этих сферах с 2008 года действует Экспертный Совет по естественным монополиям при Башкортостанском УФАС России. Основной целью Совета является обеспечение эффективного взаимодействия антимонопольного органа с иными федеральными органами исполнительной власти, республиканскими органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами по вопросам равного доступа к товарам и услугам, производимым субъектами естественных монополий.
В 1 полугодии 2011 года состоялось 2 заседания Совета, на которых обсуждены вопросы взаимодействия территориальных сетевых компаний и гарантирующего поставщика при формировании полезного отпуска электрической энергии, энергосбережения и повышения энергоэффективности. Вопрос монопольно высокой цены на услуги по обслуживанию внутридомового газового оборудования выносился на рассмотрение Экспертного Совета повторно.
В истекшем периоде было вынесено решение о нарушении антимонопольного законодательства в отношении управляющей организацией многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Мингажева 123/1 ОАО "УЖХ Советского района ГО г. Уфы". Электроснабжение квартир указанного дома осуществляется в соответствии с прямыми договорами, заключенными потребителями - физическими лицами с ООО "ЭСКБ", электроснабжение мест общего пользования дома в соответствии с договором электроснабжения, заключенного управляющей организацией с ОАО "Башкирэнерго". В ВРУ данного дома установлен прибор учета электрической энергии для освещения мест общего пользования (ОДН). Прибор сдан на коммерческий учет.
По данным ООО "ЭСКБ", за период с января по сентябрь 2010 года фактический объем потребленной электроэнергии на ОДН по данному дому составляет 2167 кВт/ч на общую сумму 3770,58 руб. В ходе выборочной проверки лицевых счетов некоторых жильцов данного дома за период с января по сентябрь 2010 года, выявлено, что ЕРКЦ ежемесячно начисляется плата за электроэнергию на ОДН по нормативу 7 кВт/ч на одного человека по утвержденному тарифу в размере 1,74 руб. Разница между суммой, предъявленной к оплате потребителям и суммой предъявленной ОАО «Башкирэнерго» к оплате управляющей организации составляет 15268 руб.
При начислении платы за потребленную электрическую энергию для освещения мест общего пользования (ОДН), ОАО «УЖХ Советского района ГО г.Уфа» применял в качестве расхода электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики дымоудаления, технологических потерь - 7 кВт/ч в месяц на 1 человека, в отношении лифтового оборудования - 7 кВт/ч в месяц на 1 человека, что является незаконным. Между тем, величина - 7 кВт/ч в месяц не является нормативом потребления для определения размера платы за коммунальные услуги для потребителя, а является величиной, исходя из которой определяется расход электрической энергии на работу электрооборудования, используемый для расчета норматива электроснабжения расчетным методом по формулам, установленным приложением к Правилам.
Управляющей компании было выдано предписание - привести оплату за ОДН в соответствие с действующим законодательством
Следует отметить, что в целом на рынке коммунальных услуг произошли большие изменения.
Вступил в силу Федеральный закон от 27.07.2010 №190-ФЗ "О теплоснабжении" и после принятия нормативных документов регламентирующих порядок взаимодействия между поставщиком и потребителем на данном рынке станет меньше нарушений антимонопольного законодательства. В рамках исполнения требований закона об энергосбережении в стране, в том числе и в республике, проводятся мероприятия направленные на установку приборов учета потребляемых энергоресурсов и в целом на снижение их потребления.
Большое внимание уделяется созданию для потребителей прозрачности информации о наличия энергоресурсов, а также возможности оказания услуг по передаче энергии. На антимонопольную службу возложен контроль за исполнением требований по раскрытию информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий. Названные субъекты обязаны размещать в свободном доступе информацию о ценах, тарифах, об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности и т.д. Полный перечень информации, размещение которой обязательно для названных субъектов, указан в стандартах раскрытия информации.
Возбуждено и рассмотрено 3 дела об административных правонарушениях за нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, вынесены постановления о наложении штрафа на должностных лиц общую сумму 60 тыс. руб.
Следует отметить, что в 1 полугодии 2011 года в Арбитражном суде Республики Башкортостан нашло поддержку решение Башкортостанского УФАС Росси "по платежкам". А суть нарушения заключалась в следующем. Гарантирующий поставщик стал направлять гражданам платежки с предложением оплатить потребленную электроэнергию не по показаниям счетчика, а на основании показаний определенных расчетным способом. Обобщив все аргументы жалоб, управление посчитало необходимым вынести рассмотрение вопроса на обсуждение Экспертного совета по естественным монополиям. По мнению членов Экспертного Совета, состоявшегося 20.04.2010, используемая форма счета-квитанции дезориентирует потребителя, и она должна быть изменена. Совет поддержал позицию антимонопольного органа, основанную на нормах законодательства Российской Федерации, в соответствии с которыми потребители-граждане должны оплачивать потребленную электрическую энергию, исходя из утвержденных государством поставщикам тарифов и показаний приборов учета. ОАО «Башкирэнерго» признало, что жалобы граждан обоснованы и что оно работает в этом направлении. Вместе с тем ситуация не была исправлена поэтому управление в рамках антимонопольного законодательства выдало предписание устранить нарушение антимонопольного законодательства.
В 1 полугодии 2011 года Башкортостанским УФАС России принято 2 решения о принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, совмещающих виды деятельности в сфере электроэнергетики, в 2010 году было такое же количество подобных решений.
С января 2011 года на территории Республики Башкортостан сменился гарантирующий поставщик (постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 14.04.2010 №57 "О присвоении статуса гарантирующего поставщика Обществу с ограниченной ответственностью "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана".
Башкортостанским УФАС России в 1 полугодии 2011 года проводилась значительная работа по адвокатированию конкуренции: проведено 2 пресс-конференции, проведены "круглые столы", семинары по вопросам практики применения антимонопольного законодательства, законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд; более 100 материалов о деятельности управления вышло в печатных СМИ и Интернет, сделано более 50 выступлений на радио и телевидении.
При Башкортостанском УФАС России с 2008 года действует Общественно-консультативный совет. В состав Общественно-консультативного совета вошли представители: Башкортостанского УФАС России, Башкирского регионального отделения «ОПОРА РОССИИ», Торгово-промышленной палаты Республики Башкортостан, Союзов предпринимателей Салаватского, Калтасинского, г.Белебея и Белебеевского района Республики Башкортостан, Башкирской Торговой Ассоциации, Союза организаций кредитной кооперации Республики Башкортостан, Совета Башкортостанского регионального отделения «ДЕЛОВАЯ РОССИЯ», Ассоциации предпринимателей г.Стерлитамака Республики Башкортостан, Ассоциации организаций предпринимательства Республики Башкортостан, Союза работодателей Республики Башкортостан.
В 1 полугодии 2011 года состоялось 3 заседания Общественно-консультативного совета. На заседаниях ОКСа обсуждались вопросы взаимоотношения малого бизнеса с субъектами естественных монополий, обоснованность и прозрачность тарифов; проблемы, существующие при реализации Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"; вопросы, связанные с реализацией Республиканской Программы развития конкуренции на 2010-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан № 341 от 07.09.2010; вопросы, предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Башкортостан в соответствии с Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Приоритетные направления работы ФАС России:
совершенствование законодательства в области развития конкуренции;
усиление работы по контролю за антиконкурентными соглашениями и действиями, в том числе органов власти;
разработка нового, современного и эффективного закона о естественных монополиях;
активизация расследования картелей совместно с правоохранительными органами.
Подготовленный проект "третьего антимонопольного пакета" 28 июня 2011 года утвержден Правительством РФ и внесен на рассмотрение в Государственную Думу ФС РФ.
Реализация предлагаемых изменений позволит сформировать систему законодательного регулирования деятельности естественных монополий, обеспечивающую надежное и эффективное обеспечение пользователей (в том числе конечных потребителей) товарами и услугами, повышение прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, а также создание условий для развития конкуренции, повысит качество государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий.