Состоялось заседание Экспертного Совета по развитию конкуренции в сфере розничной торговли

31 марта 2017 года состоялось очередное заседание Экспертного Совета по развитию конкуренции в сфере розничной торговли при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан.

На заседании Экспертного Совета присутствовали участники рынка розничной торговли продовольственными товарами: торговые сети, производители и поставщики продовольственных товаров, общественные организации и органы власти, курирующие торговую деятельность.

В ходе заседания Совета обсуждены вопросы соблюдения участниками рынка новых требований Закона о торговле, фактически введенных действие с 1 января 2017 года Федеральным законом №273-ФЗ; результаты I этапа проверок торговых сетей, проводимых Башкортостанским УФАС России в соответствии с Поручением Правительства Российской Федерации.

Во вступительном слове руководитель Управления З.Х. Акбашева подчеркнула, что принятые изменения в Закон о торговле направлены на соблюдение балансов интересов поставщиков (производителей) и торговых сетей. В декабре 2016 года УФАС по РБ изучены сайты торговых сетей на предмет соблюдения требований Закона о размещении информации об условиях поставки продовольственных товаров. Сегодня в рамках задания Правительства Российской Федерации Управлением проводятся проверки торговых сетей. На первом этапе проверок Управлением проанализированы договоры торговых сетей с поставщиками, какие тенденции происходят на рынке, имеется ли ориентация на местных производителей. В настоящее время устанавливается, какие имеются проблемы, и определить пути их решения вместе с участниками рынка.

Заместителем руководителя Управления были озвучены итоги первого этапа проверок, какие нарушения Закона о торговле на данном этапе были выявлены антимонопольным органом. Так, в настоящее время проводятся 64 проверки в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность посредством организации торговых сетей федерального, регионального (межрегионального), муниципального уровней. Из более чем 1300 проанализированных договоров поставки было выявлено порядка 150 нарушений. К наиболее распространённым нарушениям можно отнести:  установление в договорах поставки условий отсрочки оплаты поставленных продовольственных товаров с нарушением действующего законодательства о торговле; превышение установленного законом 5% совокупного размера вознаграждения; установление дискриминационных условий в виде различных сумм штрафных санкций, премий.

На втором этапе проведения проверок планируется сопоставить данные, полученные по результатам опроса поставщиков, с целью установления реального исполнения договорных условий торговыми сетями.

Представитель «Х5 Ретэйл Групп» отметил, что с 1 января 2017 года Общество перешло к договорной компании с применением так называемой «чистой цены», т.е. цены без дополнительных выплат, что позволило заключить договоры с 900 местными поставщиками по всей России. Переход к «чистой цене» предполагает, что торговая сеть сама занимается продвижением товара. В свою очередь, на поставщиков ложится определенная логистическая нагрузка, включая работу с распределительными центрами. Но как показала договорная компания, чем дальше география поставки товара, расположение распределительного центра от поставщика, тем в менее выгодных условиях находится сам поставщик. В существующем виде изменение торгового законодательства по ограничению маркетинговых, логистических вознаграждений, премий от объемов поставки до 5% ограничивает не столько вознаграждение, получаемое торговой сетью, сколько возможность производителя осуществлять поставки товара вне регионов своего производства. Причинами снижения уровня конкуренции служит отсутствие возможности среднего производителя использовать в полной мере возможности распределительных центров торговых сетей. В таких случаях только логистические услуги могут превышать установленный 5% порог. В подобной ситуации у производителя не остается инструментов для стимулирования торговой сети на выполнение увеличения объемов продаж.

Также было отмечено о прекращении использования торговой сетью практики возврата непроданного хлеба, хлебобулочной продукции.

Представитель Госкомитета по торговле РБ затронул проблемы, с которыми приходится сталкиваться производителям при вхождении в торговые сети, о положениях федерального законодательства, которые влияют как на общее состояние потребительского рынка, так и на каждого игрока в отдельности (внедрение ЕГАИС, он-лайн кассы и т. д).

Председатель Башкирской торговой Ассоциации в своем выступлении особое внимание уделил необходимости «установления эффективного диалога между торговыми сетями и поставщиками. При этом говорить о том «хорошо» это или «плохо» для наших производителей или для представителей ритейла пока рано, возможно по итогам полугодия можно будет сделать какие-либо выводы. Но если сегодня не поддержать республиканских производителей, то завтра будем закупать продукцию за пределами республики».

Председатель Союза пекарей РБ, выступая, указал, что проблема возврата хлебобулочной продукции в полной мере не решена. В это связи хлебопеки несут вынужденные убытки, в том числе из-за высоких логистических услуг.

Было отмечено, что некоторые торговые сети уже после заключения требуют сохранения скидки, если производитель на скидки не соглашается, его продукция на законных основаниях выводится из торговой сети. Это будет проверяться антимонопольным органом, как и беспредельное увеличение штрафных санкций.

Также было отмечено, что идет тенденция со стороны торговли не покупать, как раньше, товары, которые долго продаются, т.е. идет сокращение ассортимента продовольственных товаров, в том числе это связано и сокращением покупательской способности населения.

Участники рынка выразили мнение, что установленный в законе 5% размер вознаграждения является промежуточным и впоследствии законодателем может быть снижен до нуля. 

В заключение руководитель Управления указала на необходимость соблюдения баланса интересов на рынке, сохранение собственного производства, чтобы производитель перестал бояться. Все предложения, а также высказанные проблемы будут зафиксированы и направлены в ФАС России, а Управление будет продолжать работу по этой проблеме.

После заседания Совета состоялся брифинг с представителями СМИ.