• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Тенденция развития конкуренции на рынке строительства многоквартирных жилых домов

16 марта 2017 года состоялось заседание Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее также Управление). На заседании Участниками совета, приглашенными субъектами рынка, органами власти и местного самоуправления обсуждены вопросы по развитию конкуренции в сфере строительства многоквартирных жилых домов на территории Республики Башкортостан.

На данном заседании Председатель Совета отметила, что на сегодняшний день социально-ориентированным рынкам уделяется большое значение, одним из социально-ориентированных рынков, помимо рынка лекарственных средств, продуктов питания, жилищно-коммунальных услуг и др., является рынок жилищного строительства. Учитывая обращения бизнеса об отсутствии информации о проводимых торгах на земельные участки под многоквартирное строительство можно прийти к выводу о том, что  земельные участки, на которых построены данные дома, предоставлены иным способом, в обход, предусмотренных законодательством конкурсных процедур.

Так согласно практике антимонопольной службы земельные участки часто предоставляются под строительство бизнес-центров, торговых комплексов, спортивных сооружений, под промышленное строительство и уже после заключения договора аренды, вид разрешенного использования меняется на более привлекательный в экономическом плане вид разрешенного использования - строительство многоквартирных домов.

В Республике нередки случаи, когда органом местного самоуправления объявляются торги на заключение договоров аренды земельных участков для строительства многоэтажных жилых домов, но на момент объявления аукциона, на данных участках, неким хозяйствующим субъектом уже осуществляется строительство, и иные субъекты рынка, имеющие возможность застроить участки, отказываются от подачи заявок на участие в аукционах, в связи с тем, что на данные участки уже заявлены права.

Кроме того, практика показывает, что субъекты рынка порой также ведут себя недобросовестно, регистрируют на земельном участке несуществующий объект незавершенного строительства с целью «застолбить» за собой участок и в последующем изменить вид разрешенного использования. При этом некоторые участники рынка стали настаивать, что такой перевод цели использования земельного участка является «нормальным явлением», то есть фактически данные участники стараются узаконить интересы «черного рынка».

Анализ сайтов муниципальных образований, информации, размещаемой на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов (https://torgi.gov.ru), показал, что за период 2014-2016гг.. органами местного самоуправления практически не проводятся аукционы по предоставлению участков под многоквартирное жилищное строительство. А запланированные аукционы, в большинстве случаях признаются несостоявшимися, в результате чего договоры аренды заключаются с  единственным участником, подавшим  заявку.

Нередки случаи, когда торги аннулируются в связи с отсутствием заявок или по решению организатора аукциона в связи с тем, что границы земельного участка, выставленного на торги, подлежат уточнению, или не определены параметры разрешенного строительства на участке и т.п.

Представители муниципалитетов, а также участники рынка пояснили, что одной из причин является то, что зачастую на торги выставляются участки без технических условий для технологического присоединения к коммунальным сетям. Застройщик, видя данные условия в документации, понимает, что строить сети ему придется за свой счет или достигать договоренностей в частном порядке на своем уровне с большими материальными затратами, так как ему, участнику рынку неизвестны ни точки подключения, ни наличия мощностей энергоресурсоснабжающих организаций. Хотя вся эта информация должна находиться в стандартах развития конкуренции муниципальных образований. Обязанностью органов местного самоуправления является обеспечение прозрачности и доступности информации любому участнику рынка строительства жилья, путем ее размещения на официальных сайтах Администраций, в противном случае, данные незапланированные расходы по присоединению, подключению ложатся на стоимость квадратного метра жилья.

В завершение заседания участники Совета отметили, что добросовестная конкуренция на рынке строительства жилья позволит снизить цену квадратного метра, удовлетворит потребности государства в обеспечении населения жильем и пополнит местные бюджеты.

После заседания Общественного консультативного совета состоялся брифинг руководителя Акбашевой З.Х. с представителями СМИ.