Экспертный Совет по развитию конкуренции в сфере розничной торговли на основе нового законодательства о торговле

10 ноября 2016 года в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан состоялось заседание Экспертного совета по развитию конкуренции в сфере розничной торговли при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан.

В заседании приняли участие представители Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан, Государственного комитета по торговле и защите прав потребителей, Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан, Союзы разных производителей и торговых сетей.

Участники в один голос говорили, что новые договоры в связи с изменениями Закона о торговле еще не начали работать. По информации производителей торговые сети увеличивают цены за услуги, требуют индивидуальные прайс-листы. Свои потери сети переводят на скидку в цене, т.е. требуют снижение цен от производителя.

Однако нормами Закона о торговле в новой редакции предусмотрено, что совокупный размер вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров, и платы за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг не может превышать 5% процентов от цены приобретенных продовольственных товаров.



 

На Совете основным гвоздем стоял вопрос, что торговые сети ничего письменно не пишут, доказывать невозможно. Все говорят на словах и по телефону и просто не заключают контракты. Это происходит со всеми федеральными сетями. Все производители говорили о том, что торговля, особенно федеральные сети, как бесчинствовали, так и бесчинствуют. Начало договорных отношений на основе нового закона, практически не начинался. Если ранее производители сами свою продукцию рекламировали, то сейчас это должно быть за счет пяти процентов. Но торговые сети эту высвобожденную сумму требуют с производителя  как скидку. Торговые сети проводят жесткую политику. Все что изменилось в законодательстве, на них не отразилось. Если были ограничены сроки оплаты, то это не «выдерживается сетью». Пытаясь возместить потребности в оборотных средствах в связи сокращением сроков оплаты, сети то на эту сумму увеличивают штрафные санкции, то требуют 100% возврата. Как оказалось очень много дыр нашли в законодательстве и все повернули в свою пользу. Очень много в законе неконкретики, которую торговые сети пытаются направить в свою пользу.

З.Х. Акбашева отметила, что по фактам требования торговыми сетями скидок ни одна организация в Управление письменно не обращалась. Без обращений хозяйствующих субъектов провести проверку невозможно. По данным направлениям, как идет процесс становления новых договорных отношений, мы можем работать сообща, обобщать полученную от Вас информацию и практику и направлять в ФАС России. Если вы не обращаетесь и нет совместного обсуждения, мы не увидим дыру в законе. Рынок должен развиваться комплексно, открыто. Становление рынка происходит по конкретным примерам, которые прошли судебную практику. Ко всем вопросам необходимо быть готовыми, в том числе к вопросам качества, и работать в этом направлении. Производство самое уязвимое место. В Закон о торговле внесены изменения, чтобы денежные средства оставались в производстве, происходило изменение технологии. Без реконструкции невозможно ничего делать, производство должно быть эффективным и инвестпривлекательным.

Заседание Экспертного Совета проходило с активным обсуждением всех вопросов, вынесенных на обсуждение. Участники проявляли инициативу и большой интерес при обсуждении вынесенных на заседание вопросов.