Состоялось очередное заседание Экспертного Совета по естественным монополиям при УФАС по РБ

 

13 мая 2015 года состоялось заседание Экспертного Совета по естественным монополиям при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан. Члены Экспертного совета совместно с представителями органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, гарантирующего поставщика, территориальных сетевых организаций Республики Башкортостан и общественных организаций в присутствии представителей средств массовой информации обсудили изменения, принятые в рамках распоряжения Правительства Российской Федерации от 3.04. 2013 № 511-р, Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации, а именно вступившее в силу с 12.03.2015 года Постановление Правительства РФ  об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

Во вступительном слове председатель Экспертного совета - руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан Акбашева З.Х. отметила, что консолидация территориальных сетевых организаций должна происходить под воздействием экономических стимулов в связи с внедрением инструментов сравнительного анализа  и усиления требований к качеству  и надежности  при тарифном урегулировании. Нельзя слепо ставить единственную задачу - увеличение тарифов в кратном размере. Необходимо привлекать стратегических инвесторов, прозрачно информируя их относительно  оптимальных форм их участия в развитии в электросетевом хозяйстве. Эффективность работы комплекса должна повышаться за счет привлечения эффективных собственников.

Также З.Х.Акбашева обозначила особую актуальность обсуждаемой темы. В настоящее время государство проводит политику, направленную на ограничение деятельности неквалифицированных территориальных сетевых организаций, посредством консолидации и внедрения  критериев для признания юридического лица электросетевой организацией. В соответствии со Стратегий развития электросетевого хозяйства большое количество ТСО предопределяет  неоптимальное распределение ресурсов в части эксплуатации, поддержании и развитии электрической сети.  Для решения указанной проблемы государством  приняты меры, направленные на уменьшение количества ТСО посредством создания экономических и законодательных условий, при которых ненадежные ТСО будут вынуждены уйти с рынка.

 

 

Заместитель председателя Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам Бурдюк С.Н. в своем выступлении сообщила, что во исполнение Указа Президента РФ от 22 ноября 2012 года № 1567 была разработана Стратегия развития электросетевого комплекса РФ, разработанная на период до 2030 года, которая охватывает основную деятельность электросетевого комплекса. В настоящее время на территории Российской Федерации зарегистрировано более 3000 территориальных сетевых организаций. Большое количество территориальных сетевых организаций усиливает риски в отношении работы электрической сети и предопределяет неоптимальное распределение ресурсов, связанных с ее эксплуатацией, поддержанием и развитием. Малые территориальные сетевые организации не обладают достаточным масштабом для самостоятельного разрешения чрезвычайных ситуаций, поэтому и необходима консолидация территориальных сетевых организаций.

В соответствии с данным Постановлением анализ соответствия юридического лица требуемым критериям будут осуществлять органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов, в рамках проведения экспертизы предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, по итогам которого оформляется соответствующее экспертное заключение. До 01.01.2016 года на всей территории Российской Федерации подлежат пересмотру тарифы на услуги по передаче электрической энергии с учетом критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к ТСО.

 

 

Заместитель  министра  промышленности, инвестиционной и инновационной политики РБ Шахмаев И.З. на заседании Экспертного совета сообщил, что министерство предупреждало территориально сетевые организации  республики о принятии критериев, при этом это только начало процесса консолидации территориальных сетевых организаций, которое приведет к ликвидации не эффективно действующих ТСО. В этой ситуации на рынке сетевых организаций, принципиально важно, чтобы в условиях того, что часть ТСО в Республике не будут проходить данные рамки критериев, мы могли обеспечить устойчивую работу энергетики.  По проделанному анализу Министерством можно выделить лишь 5-7 организаций, каждое из которых подпадает под эти критерии. От ряда предприятий в адрес Министерства уже поступают предложения по поводу объединения, присоединения к той или иной группе предприятий. Важна инициатива всех организаций, а также представителей органов власти, заинтересованных и относящихся в своей компетенции к данной деятельности. Министерство окажем поддержку всем заинтересованным лицам.

Заместитель генерального директора ОАО «БЭСК» Шароватов Д.В. высказал мнение, что данные критерии являются первым шагом по оптимизации энергосетевого комплекса Республики Башкортостан, но они не оптимальны и их необходимо ужесточить на республиканском уровне, в части эффективности деятельности тои или территориально сетевой организации, а это удельные затраты на условную единицу, исполнение инвестиционной программы. Есть ТСО, которые используют ресурсы не по назначению. ТСО должны в первую очередь оказывать качественную бесперебойную услугу по передаче электроэнергии.

Директор ООО «Кармаскалинсельхозэнерго» Мухаметьянов Ф.Г. сообщил, что работа территориально сетевой организации может быть эффективна. На сегодняшний день наше Общество приняло электрические сети Благоварского района Республики Башкортостан обанкротившегося предприятия с долгами более 7 млн.рублей и в течении 5 лет общество погасит долги.

 

 

 З.Х. Акбашева отметила, что для реализации стоящих задач  перед электросетевым комплексом  необходимо сформулировать  единую техническую политику, направленную на развитие комплекса, которая в республике в настоящее время отсутствует. Целями единой технической политики должны быть определение основных технических направлений и унификация технических решений, обеспечивающих повышение надежности и эффективности, доступности функционирования электросетевого комплекса в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Совершенно не изучена ситуация обеспечения консолидации всех объектов, в том числе путем заключения  с иными собственниками  договоров о порядке использования,  приобретения или аренды этих объектов. При этом такую задачу нужно решать поэтапно, не допуская социальной напряженности и резкого роста тарифов. Совершенно не изучено изменение географии спроса: как будет происходить  поддержка недозагруженных электрических сетей, компенсация части сетевых потерь, решение вопросов энергосбережения в изолированных энергорайонах.

Также З.Х. Акбашева  подчеркнула, что мы в прошлом году обсуждали вопрос разработки Дорожной карты «Развитие рынка электроэнергетики и коммерческой инфраструктуры в Республике Башкортостан» в рамках распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 года № 1144-р об утверждении Плана мероприятий («дорожная карта») «Повышение доступности энергетической инфраструктуры».  До сих пор не разработана Дорожная карта «Развитие рынка электроэнергетики и коммерческой инфраструктуры в Республике Башкортостан», несмотря на то, что данный вопрос поднимался неоднократно. Разработка дорожной карты является одной из первоочередных задач для развития энергетической политики, содержание которой сделает республику более привлекательным для инвестиций и обеспечит надежность для ведения бизнеса.

Члены экспертного совета решили направить  материалы заседания в Правительство Республики Башкортостан для решения проблем, затронутых на заседании.

После заседания Экспертного совета состоялся брифинг руководителя Акбашевой З.Х. с представителями СМИ