Обсуждена тема специализации Башкортостанского УФАС России на Общественно-консультативном совете при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан

24 октября 2014 года в рамках специализации Башкортостанского УФАС России состоялось заседание Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан на тему: «Проблемы на рынке жилого недвижимого имущества».

На заседании Совета приняли участие представители Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республика Башкортостан,  Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Прокуратуры Республики Башкортостан, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан, Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам, Администраций городских округов город Уфа, Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский, члены Башкирского регионального объединения «ОПОРА РОССИИ», Общероссийской общественной организации Башкортостанского регионального отделения «ДЕЛОВАЯ РОССИЯ», Торгово-промышленной палаты Республики Башкортостан, Ассоциации организаций предпринимательства Республики Башкортостан, Общественной палаты Республики Башкортостан, представитель Некоммерческого фонда развития жилищного строительства Республики Башкортостан, представители участников рынка: Группа компаний «Третий трест», Группы компаний «КПД», МУП ИСК г. Уфы, ООО "Капиталцентр", ООО "Инвестстрой" ДО ОАО "Стронег", МБУ УЖХ
г. Уфы и т.д.

Обсуждаемая тема вызвала большой интерес у участников, что проявилось в обсуждениях проблем рынка.

На заседании ОКС было отмечено, что строительный сектор и смежные с ним сферы традиционно являются объектом пристального внимания со стороны органов государственной власти и общественности. Такое внимание во многом обусловлено неизбежным возникновением вопросов, связанных с оборотом земли, а также с архитектурной и функциональной целостностью городской среды и технической безопасностью возводимых объектов.

Рынок реализации первичного жилья представляет особую значимость, в силу чего требует решение существующих проблем с целью устранения барьеров для увеличения объема жилищного строительства и повышения доступности жилья для населения.

Участниками совещания замечено, что нормативная база, регламентирующая строительство, устарела, ни один документ не содержит единого описания технологического процесса строительства, начиная от определения земельного участка под строительство до получения ордера на производство строительных работ. Следствием этого является отсутствие однозначной картины у участников рынка и влечет дополнительные временные и финансовые затраты.

Присутствующие обратили внимание также на «дефицит» сформированных земельных участков, пригодных для строительства, и непрозрачность освещения информации об участках под строительство и отсутствия возможности «наглядного» обозрения. В связи с «дефицитом» сформированных земельных участков, пригодных для строительства, актуальны торги на право получения земельного участка под строительство. Сложности возникают и при расчете затрат на снос, снос занимает значительную долю в себестоимости, связанно это с отсутствием единой информации в уполномоченных органах.

При принятии решения об участии в торгах отсутствует объективная информация о характеристиках выставленного лота.

Основное обсуждение, вокруг которого и развернулась дискуссия, касалось такой проблемы на рынке жилого недвижимого имущества как отсутствие технических условий в информационных сообщениях о проведении торгов по продаже права аренды земельных участков для комплексного освоения, права на заключение договора о развитии застроенной территории.

Было отмечено, что организаторы торгов – органы местного самоуправления при проведении аукционов по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка для жилищного строительства пренебрегают установленной в действующем законодательстве требованием об указании на технические условия подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение).

Вместо «технических условий» выставляют информацию о технической возможности подключения планируемого к строительству объекта, которая не влечет за собой каких-либо обязательств со стороны эксплуатирующих организаций в предоставлении указанных в такой информации мощностей и точек подключения застройщику, который выиграл аукцион.

Участники рынка пришли к выводу, что при выставлении на торги земельного участка под жилищное строительство необходимо контролировать организатора аукциона, в части предоставления именно технических условий, а не информации о технической возможности подключения объекта к инженерным сетям. Механизм такой законодательством установлен, в том числе ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Застройщики также указали на необходимость разработки «дорожной карты», где будут прозрачно обозначены мощности.

Указали участники рынка также на отсутствие в республике единой карты, где можно посмотреть в каких районах какие сети проложены. Зачастую Застройщики вынуждены использовать топографические съемки, которые могут содержат неполную и (или) недостоверную информацию.

Акбашева З.Х. отметила, что вопрос развития розничного рынка электроэнергетики уже рассматривался на Экспертном совете по естественным монополиям, функционирующем при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан, где было отмечено, что необходимо сделать инвентаризацию всех мощностей, а также моносетей и бесхозяйственных сетей. Должна быть единая техническая политика у республики.

Было выражено мнение, что работа в данном направлении может способствовать решению проблемы «отсутствия технических условий».

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан отметила, что необходимо создать равные единые условия для всех участников рынка, должны быть созданы условия, чтобы рынок был доступным, чтобы не допустить искусственные ограничения.