Состоялось очередное заседание Общественно-консультативного совета при Башкортостанском УФАС России.
17 сентября 2014 года состоялось очередное заседание Общественно-консультативного совета при Башкортостанском УФАС России.
Состав Общественно-консультативного совета сформирован из представителей органов исполнительной власти республики, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере газа.
Заседание состоялось по адресу: г.Уфа, ул.Цюрупы, д.100 (Приемная Президента Российской Федерации в г.Уфе РБ) практически при полном участии членов Общественно-консультативного совета.
На обсуждение Общественно-консультативного совета были вынесены вопросы связанные с реализацией Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 №1314.
Руководителем Башкортостанского УФАС России было отмечено, что данный Совет проводится по поручению ФАС России. Практика по исполнению Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения показала о значительном увеличении сроков и стоимости работ, усложнения их оформления по сравнению с существовавшим порядком.
Так в частности, по причине отнесения газопроводов к линейным объектам и введённая возникла необходимость в оформлении для предприятий газораспределения в собственность отрезки труб от основного газопровода до границ домовладений, или иных объектов. Для такого оформление в собственность теперь необходимо большое количество времени, составление кадастрового плана, необходимые публикации. В СМИ и прочие длительные процедуры - обременительные и убыточные для предприятий газораспределения, накладные для заказчиков. Конкретно был представлен пример, согласно которому, прокладка 6 метров газопровода в жилой дом его собственнику - гражданину было необходимо оплатить 118 тысяч рублей. Из них только 31 тысяча рублей составляла сама стоимость строительно-монтажных работ. В таком случае такая ситуация выгодна лишь лицам, составляющим кадастровые планы, да СМИ, получающим средства за публикации.
В тоже время членами ОКСа также было отмечно, что в Правилах детально прописано, как получить технические условия, а так же сама процедура технологического присоединения. Также Правилами установлено, что при предоставлении заявителем сведений и документов, указанных настоящими Правилами, исполнитель обязан определить и предоставить заявителю технические условия либо мотивированный отказ в выдаче технических условий. В целях проверки обоснованности отказа в выдаче технических условий, заявитель вправе обратиться в Федеральную антимонопольную службу.
Вместе с этим, Правилами не установлен порядок в соответствии с которым, антимонопольная служба будет проверять обоснованность или необоснованность технологического присоединения, давать заключение об обоснованности (необоснованности) отказа в выдаче технических условий, что является существенной недоработкой Постановления №1314.
Члены ОКСа приняли активное участие в обсуждении вышеуказанных вопросов и так же высказали свои замечания и предложения по данным Правилам.
Представитель ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» сообщил, что в данных Правилах не урегулированы вопросы, связанные с порядком поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. №549.
В частности в Правилах отсутствуют отсылочные нормы, регулирующие участие поставщика в процессе пуска газа, несмотря на то, что пунктом 2 Правил установлено, что "подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения" - совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа. Таким образом, ущемляются права поставщика газа, вплоть до возможности бездоговорного отбора газа заказчиком при выполнении в соответствии с Постановлением №1314 подключения объектов капитального строительства к сетям газораспределения.
Начальник технического отдела ООО «Газпром трансгаз Уфа» в своем докладе выразил озабоченность некоторыми существенными недоработками Постановления №1314.
Так пунктами 56,57 Правил установлено, что заявитель направляет обращение об определении технической возможности подключения (технологического присоединения) в газотранспортную организацию в случае максимального расхода газа свыше 300 м3/час.
Однако потребление газа более 50 м3/час является весьма ощутимым для объектов газотранспортной системы, и в случае значений близких к 300 м3/час может достигать 10 % от проектной производительности многих газораспределительных станций.
Кроме того, такая ситуация порождает возможность юридического разделения крупных хозяйств с расходом газа свыше 300 кубов в час на более мелкие.
В итоге, отсутствие необходимых согласований с газотранспортной организацией приводит к возникновению потенциальных рисков подключения собственников к объектам газораспределительной системы, не имеющим соответствующего резерва пропускной способности, что может привести к срыву поставок газа существующим потребителям. Особенно остро эти обстоятельства могут проявиться в местах, где широко развиты тепличные хозяйства и другие направления среднего бизнеса с большими сезонными объемами газопотребления, снабжающиеся от ГРС с высокой степенью загрузки.
Особое внимание члены ОКСа уделили проблемам на рынке выполнения проектных и строительных работ по газификации.
В соответствии с данными Правилами работы по проектированию и строительству включены в перечень организационно-технических мероприятий по технологическому присоединению к сети газораспределения. Таким образом, оказанием данных услуг будут заниматься только газораспределительные организации.
Так, по мнению членов ОКСа, данные положения устраняют конкуренцию, а также приводят, в случае выбора подрядчиков газораспределительной организацией, к непрозрачным процедурам отбора. Организации с необходимыми допусками СРО, с аттестованными специалистами и сварщиками, с аттестованными проектировщиками, создающий отдельный рынок, больше не имеют права заключать договор с заказчиком и производить работы, к которым у них есть все необходимые допуски.
Члены ОКСа отметили, что вышеуказанные проблемные вопросы существуют и при вынесении решения ОКСа необходима аналитическая и аргументированная проработка вопросов, вынесенных на обсуждение, в связи с чем члены ОКСа приняли решение о направлении в ФАС России замечании и предложении по реализации этих Правил в целях инициации изменении положений Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения.