Кто «набьет» больших «шишек»?

Сфера деятельности: Контроль органов власти

Сегодня Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан проведено рабочее совещание на тему: Предоставление органами власти всех уровней государственных и муниципальных услуг по выделению земельных участков для целей строительства.

Рабочее совещание состоялось при непосредственном участии представителей Администрации Президента Республики Башкортостан, Прокуратуры Республики Башкортостан, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Башкирского регионального отделения «Опора России»,  Башкирского регионального отделения «Деловая Россия».

Вступительное слово сказала руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан Акбашева Зульфира Хабибулловна, которой были озвучены планируемые изменения в статью 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции, Закон). В частности, было отмечено, что правила, установленные статьей 18.1. Закона о защите конкуренции будут применяться к рассмотрению антимонопольным органом жалоб нарушения или действия (бездействие) уполномоченных органов (государственных органов, органов местного самоуправления) в области градостроительной деятельности и земельных отношений, выраженные: в незаконном отказе в приеме документов, заявлений; в предъявлении требований, не предусмотренных законодательством Российской Федерации к заявителю, документам и информации; в нарушении сроков осуществления полномочий; в принятии решения при отсутствии соответствующих оснований, установленных законодательством Российской Федерации для принятия такого решения.

Руководитель Управления подчеркнула, что изменения закона охватывают не только вопросы выделения земельных участков, но и весь процесс строительства до ввода объектов в эксплуатацию.

Также в ходе обсуждения поставленной темы заместителем руководителя Управления были озвучены основные нарушения антимонопольного законодательства в практике Управления за 2013 год, касающиеся предоставления земельных участков в целях строительства и градостроительной деятельности при оказании государственных и муниципальных услуг. Приведены примеры наиболее значимых антимонопольных дел, решения по которым прошли судебные инстанции.

Участники совещания высказали основные проблемные вопросы, касающиеся получения земельных участков в целях строительства. Были приведены ряд примеров, связанные в основном с отсутствием сведений на официальных сайтах государственных органов, органов местного самоуправления, позволяющих составить объективную картину наличия свободных земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности; отсутствием единой базы земельных участков; отсутствием информации о результатах публичных слушаний по вопросам предоставления земельных участков, целесообразности получения конкретных земельных участков, зонах реакции, санитарных, защитных зонах и др.

Был приведен пример, когда инвестор готов был вложить деньги в строительство спортивных площадок на территории г. Уфы, однако все попытки получить земельные участки для этих целей закончились отказом в их предоставлении муниципалитетом по причине того, что свободные на кадастровой карте земельные участки, фактически оказались занятыми.

Когда руководитель Управления задала вопрос о том, где можно на сайте увидеть информацию о проведении публичных слушаний или где можно будет увидеть план развития территории, никто не смог на этот вопрос ответить.

Представителем кадастровой палаты отмечено, что документы территориального планирования должны быть внесены в кадастр, соответственно и будут внесены в публичную карту. Однако сегодняшний день эти документы очень медленно сдаются Администрацией по непонятным причинам.

В то же время представитель Управления по земельным ресурсам Администрации пояснила, что действительно данная проблема есть, однако это связано еще и с тем, что Федеральная регистрационная палата, Федеральная кадастровая палата и муниципалитет работают на разных картах, т.е. нет единого общего поля. При этом в кадастровой палате карта земельных участков не совпадает с данными карты муниципалитета. Так, если по границам земельного участка, по поворотным точкам совпадает, а по виду разрешенного использования, адресному ориентиру не совпадает. То есть кадастровая палата не может подтвердить идентичность земельного участка. Такая проблема присуща именно нашей Республике.

Одна из заместителей руководителя Управления привела пример из практики рассмотрения жалоб в рамках статьи 18.1. закона о защите конкуренции, показывающий наличие указанной проблемы.

Суть жалобы состоит в том, что в 2013 году организатором торгов был выставлен на торги земельный участок, который был уже ранее в 2011 году выставлен на торги на право заключения договора развития застроенной территории Администрацией г. Уфы.

При рассмотрении жалобы установлено, что земельный участок, выставленный на торги в 2013 году, зарегистрирован в государственной собственности Республики Башкортостан. В то же время он предоставлялся Администрацией в 2011 году как находящийся в муниципальной собственности. По решению Комиссии Управления торги были аннулированы. В настоящее время решение Комиссии оспаривается в суде.

О какой прозрачности может идти речь. По обращениям бизнеса видно, что административные регламенты в области градостроительной деятельности и земельных отношений (предоставление земельных участков в целях строительства, выдача разрешений на строительство и др.) не соблюдаются.

Таким образом, не выполняются основные цели и задачи Федерального закона №210-ФЗ «О предоставлении государственных и муниципальных услуг» на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления вышеуказанных государственных и муниципальных услуг.

Участниками были единогласно поддержаны предложения о составлении единой концепции сайта органов местного самоуправления и органов власти РБ, чтобы любое заинтересованное лицо могло получить необходимую информацию о разрешенном использовании земельных участков, зонах рекреации и т.п., о внесении соответствующих изменений в административные регламенты предоставления государственных и муниципальных услуг, направленных на сокращение времени процедуры оформления земельных участков; разрешений на строительство; разрешений на ввод объектов в эксплуатацию и т. д.  

По результатам обсуждения было понятно, что если в республиканском и муниципальном уровне не будут отрегулированы и систематизированы единая карта, содержащая все необходимые сведения касательно наличия земельных участков, нормативная правовая база, включая административные регламенты, касающиеся вопросов земельных отношений и градостроительства, большие шишки набьют антимонопольщики и бизнес. Кроме того, еще будет действовать административный кодекс. Но самый большой минус будет иметь рынок строительства.

По итогам совещания его участники единогласно высказались об актуальности вынесенного вопроса и необходимости дальнейшего изучения и рассмотрения вопросов в области градостроительной деятельности и земельных отношений в данном формате.