25 декабря 2013 года состоялось заседание Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан на тему: «Роль и место государственных и муниципальных унитарных предприятий в конкурентной среде»

Сфера деятельности: Контроль органов власти

25 декабря  2013  года в 11  часов 00  минут по адресу:  Республика Башкортостан,  г.  Уфа,  ул.  Цюрупы,  д.  100, состоялось заседание Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее также Башкортостанское УФАС России, Управление). На данном заседании совместно с представителями органов власти и органов местного самоуправления, представителями бизнес-сообществ, предпринимателями. В присутствии средств массовой информации  обсуждены вопросы, касающиеся роли и места государственных и муниципальных унитарных предприятий в конкурентной среде. А также обсужден план работы Общественно-консультативного совета (далее также ОКС) на 2014 год.

Во вступительном слове сопредседатель Общественно-консультативного совета -  председатель совета Башкирского регионального отделения «ОПОРА РОССИИ» заметил, что на сегодняшний день государственные и муниципальные унитарные предприятия занимают привилегированное положение по сравнению с иными субъектами малого и среднего предпринимательства в сфере оказания муниципальных услуг. Поэтому бизнесу зачастую приходится функционировать там, где прибыль отсутствует. Необходимо создание равных условий для всех участников рынка.

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан, сопредседатель ОКСа Акбашева З.Х.  сказала, что  обсуждаемая тема является актуальной в условиях развития малого и среднего бизнеса. Анализируя вопросы, рассматриваемые Башкортостанским УФАС, можно заметить, что  государственным, муниципальным унитарным предприятиям и автономных некоммерческим организациям, которые созданы органами власти предоставляются преимущества по сравнению с другими участниками рынка. Органы власти, ущемляя интересы рынка, создают условия для  получения унитарными предприятиями бюджетных средств без конкурсных процедур. Изменить сложившуюся практику позволит Закон о контрактной системе №44-ФЗ, вступающий в силу в 2014 году,  которым предусмотрено обеспечение всех государственных и муниципальных нужд путем проведение конкурсных процедур. Ради стабильного состояния экономики России в будущем необходимо создавать условия для благоприятной конкурентной среды. Ликвидация всех ГУПов И МУПов сама по себе не является выходом из сложившейся ситуации. В Российской Федерации законодателем предусмотрено плавное, поэтапное осуществление  приватизации ГУПов и МУПов. Нередко органам власти присуща направленность на полное возмещение затрат ГУПов и МУПов. В виду чего необходимо формирование иного менталитета руководителей органов власти, который позволил бы бизнесу развиваться в полной мере.

Представителями антимонопольного органа также указано на нарушения антимонопольного законодательства, связанные с деятельностью унитарных предприятий.  Начальник отдела контроля органов власти Хажина Л.Н. довела до присутствующих информацию об основных видах нарушения антимонопольного законодательства, допускаемых органами власти. Так, имеет место  передача органами местного самоуправления созданным ими же МУПам части своих функций в сфере организации ритуальных услуг, функций контроля и надзора при предоставлении муниципальных услуг, связанных с осуществлением строительства, которые согласно законодательству о местном самоуправлении относятся к  функциям органа местного самоуправления и не могут быть переданы той или иной коммерческой организации. Наметилась тенденция наделения органами местного самоуправления  своими полномочиями, по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом  хозяйствующих субъектам.  В последующем данные  МУПы, пользуясь своим преимущественным положением, в той или иной мере ущемляют права хозяйствующих субъектов, конкурирующих с ними на одном товарном рынке,  предприниматели, обратившийся за получением услуг, фактически ставятся в зависимость от унитарных предприятий.  Главный специалист-эксперт антимонопольного контроля товарных рынков Вагизова Л.И.  в своем докладе затронула вопросы развития конкуренции на товарных рынках в рамках реализации государственными и муниципальными унитарными предприятиями Федерального закона от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических услуг», который призван стимулировать развитие конкуренции. Согласно 223-ФЗ ГУПы и МУПы при проведении закупок обязаны соблюдать ряд установленных правил, которые позволят субъектам малого и среднего бизнеса получить возможность участия в торгах. Однако, как показывает практика рассмотрения Башкортостанским УФАС России жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров имеют место такие нарушения МУПами положений данного закона, как: заключение контракта по цене, выше установленной при проведении закупки; несоблюдение сроков заключения контракта, размещения информации на сайте в сети Интернет, несоблюдение данными предприятиями своих же Положений о закупках и т.п. В настоящее время разработан проект закона, в котором путем внесения изменений в Кодекс об административных правонарушениях предусмотрено наложение штрафов на заказчиков, нарушающих требования федерального закона  №223-ФЗ. Такие изменения одобрены Государственной Думой в первом чтении.

В обсуждении актуальных вопросов в рамках предложенной темы приняли активное участие предприниматели и представители бизнес-сообществ. Председатель Дюртюлинского местного отделения БРО «Опора Россия» поднял вопрос о нарушении антимонопольного законодательства муниципальными унитарными предприятиями  Дюртюлинского района, рассказав о сложившейся в Дюртюлинском районе практике передачи МУПами района  муниципального имущества  созданным им обществам с ограниченной ответственностью без проведения торгов, что не позволяет предпринимателям  участвовать в приобретении муниципального имущества наравне с такими обществами. Председатель Дюртюлинского местного отделения БРО «Опора Россия» отметил, что невысокий уровень ответственности  чиновников за нарушение антимонопольного законодательства способствует совершению аналогичных нарушений чиновниками повторно, неоднократно. В виду чего, необходимо ужесточить меры воздействия на нарушителей.

Член правления Башкирского регионального отделения «Опора Россия»  отметила, что зачастую размер штрафа значительно выше размера личной выгоды чиновника, допустившего нарушение.  Член правления Башкирского регионального отделения «Опора Россия» рассказала, что в рамках проекта  Народного фронта «За честные закупки» общественностью приостановлены сомнительные закупки на сумму около 5 млрд руб.  В настоящее время «Опора Россия»  принимает участие в проведении анализа конкурентных рынков и формированием предложений по внесению изменений в законодательство. Представителями БРО «ОПОРА РОССИИ» также заявлено о необходимости проведения работы по выявлению системных проблем ограничения конкуренции с участием общественных предпринимательских объединений, профильных ассоциаций с целью выработки предложений по снижению доли выработки снижению доли  компаний с государственным участием в отношении каждой рынка, требующего такого снижения.

Член ассоциации Профессиональные участники рынка недвижимости Республики Башкортостан отметил, что предоставление преимущества государственным и муниципальным предприятиям, прежде всего в виде формирование органами власти имущественной базы таких предприятий для оказания ими услуг, в конечном счете приводит к отсутствию условий в республике для развития частных предпринимательских инициатив и бизнеса в целом.  Нередко с ГУПами и МУПами имеют возможность конкурировать лишь компании из других регионов, а также зарубежные компании, имеющие необходимую материальную базу для становления и развития. 

В обсуждении приняли участие также представители органов государственной власти республики. Так, представители Министерства экономического развития Республики Башкортостан рассказали о некоторых результатах деятельности министерства по итогам рассмотрения проектов актов органов государственной власти республики на предмет оценки регулирующего воздействия таких актов, в том числе, на состояние конкуренции в Республике Башкортостан. Так, в 2013 году при рассмотрении проектов актов органов государственной власти республики, неоднократно выявлялись признаки установления такими органами различных административных барьеров, которые могли привести к ограничению и недопущению конкуренции на том или ином рынке.

Участниками заседания Общественно-консультативного совета на протяжении нескольких часов обсуждены актуальные вопросы, связанные с ролью и местом  МУПов и ГУПов в конкурентной среде. Участниками заседания Общественно-консультативного совета — представителями бизнеса отмечено о необходимости ужесточения ответственности чиновников органов власти за нарушения антимонопольного законодательства.

 Руководитель Башкортостанского УФАС России и сопредседатель совета Акбашева З.Х в процессе своего выступления сказала, что в настоящее время процедура предоставления органами власти хозяйствующим субъектам преференций не является прозрачной. Так, отсутствует публичное информирования органами местного самоуправления, в том числе, на официальных сайтах в сети Интернет,  о передаче в частные руки муниципального имущества, это также ведет к ущемлению прав хозяйствующих субъектов, конкурирующих с унитарными предприятиями на одном товарном рынке. Органы местного самоуправления должны будут обеспечить такое информирование. Акбашева З.Х. на примере практики рассмотрения управлением дел о нарушениях антимонопольного законодательства и сказала, что  органами местного самоуправления в ряде случаев создаются условия для получения МУПами муниципального заказа, которые данные унитарные предприятия  исполнить своевременно и надлежаще, в виду их большого объема, не в силах. При этом данный заказ размещается одним крупным лотом. Данный факт не позволяет субъектам бизнеса участвовать в торгах. Кроме того, при проведении таких торгов имеются случаи оказания самим муниципалитетом поддержки созданному им МУПу. Так, муниципалитет выступает гарантом перед банком  в обеспечении обязательств МУПа перед данным банком. При этом банк выдает такому унитарному предприятию банковскую гарантию на выполнение муниципального контракта, заключаемого с органом местного самоуправления. Кроме того, Акбашева З.Х. отметила, что в ряде случаев  предприниматели, отзывая свои жалобы на органы власти, в качестве причин такого отзыва указывают давления, угрозы со стороны чиновников в их адрес.

Сопредседатель Общественно-консультативного совета -  председатель совета Башкирского регионального отделения «ОПОРА РОССИИ» отметил о необходимости создания всем участникам рынка равных условий для развития наряду с МУПами и ГУПами. В настоящее время имеет место предоставления органами власти таким предприятиями разного рода преимуществ. Аналогичная практика сложилась и в других регионах России. В виду чего такую проблему необходимо решать на федеральном уровне, в том числе путем внесения изменений антимонопольного законодательства и ужесточения наказаний должностных лиц органов власти за нарушения такого законодательства.

В завершении заседания Акбашева З.Х. поблагодарила всех участников общественного консультативного совета особенно бизнес-сообщество за активное участие в обсуждении актуальных вопросов в течение всего 2013 года.

Участниками заседания Общественно-консультативного совета высказаны пожелания об ужесточении ответственности чиновников органов власти за нарушения законодательства, а также о направлении писем в Федеральную антимонопольную службу и Президенту Республики Башкортостан по актуальным вопросам, обсужденным на данном заседании ОКСа.