• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

1 февраля 2012 года в информационном агентстве "Башкинформ" состоялась пресс-конференция руководителя Башкортостанского УФАС России Акбашевой З.Х.

1 февраля 2012 года в информационном агентстве "Башкинформ" состоялась  пресс-конференция руководителя Башкортостанского УФАС России Акбашевой З.Х.  Зульфира Хабибулловна Акбашева рассказала  об итогах работы управления за 2011 год , осветила изменения антимонопольного законодательства – «третий антимонопольный пакет законов», рассказала о делах, возбужденных и рассмотренных управлением  и  актуальных задачах на 2012 год. Ответила на многочисленные вопросы журналистов.

В соответствии с возложенными полномочиями по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, рекламы, в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан в 2011 году возбуждено и рассмотрено 2230 дел (в 2010 году - 2243 дела) по признакам нарушения антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, об электроэнергетике, о рекламе, о торговле, о размещении заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, дел об административных правонарушениях.

При осуществлении контроля экономической концентрации на товарных и финансовых рынках рассмотрено 114 ходатайств и уведомлений. В Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, по состоянию на 01.01.2012, включено 142 хозяйствующих субъекта Проведен анализ состояния конкурентной среды на 15 товарных рынках, рассмотрено более 290 обращений граждан, управление участвовало в более чем 850 заседаниях судов различных инстанций.

В 2011 году возбуждено и рассмотрено 332 дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (в 2010 году – 498).

Нарушение антимонопольного законодательства со стороны органов исполнительной власти и местного самоуправления остается распространенным видом нарушения – возбуждено и рассмотрено 136 дел. Основной вид нарушения по статье 15 Федерального закона "О защите конкуренции" – предоставление государственных или муниципальных преференций в нарушение установленного порядка и необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам.

В 2011 году рассмотрено 27 заявлений о даче согласия на предоставление государственных и муниципальных преференций на цели развития культуры, производства сельскохозяйственной продукции, социальной защиты населения. В 44% случаев приняты решения о даче согласия.

Злоупотребление доминирующим положением остается одним из распространенных нарушений антимонопольного законодательства – возбуждено и рассмотрено 72 дела (в 2010 году - 41 дело). Среди выявленных фактов злоупотребления доминирующим положением наиболее характерное нарушение - необоснованное сокращение или прекращение производства товара (30,4% выявленных нарушений по фактам злоупотребления доминирующим положением). В 2010 году наиболее характерными нарушениями были создание препятствий доступу на рынок, выходу с рынка и навязывание невыгодных условий договора.

Реформа жилищно-коммунального хозяйства и электроэнергетики, установление новых правовых взаимоотношений между субъектами соответствующих рынков явилось причиной сохранения высокой доли нарушений в электроэнергетике в объеме всех дел по фактам злоупотребления доминирующим положением (доля нарушений в электроэнергетике составила 55,6% (в 2010 году - 63%), в сфере жилищно-коммунального хозяйства – 14% (в 2010 году – 17%). Увеличение числа дел по фактам злоупотребления доминирующим положением по сравнению с 2010 годом связано с тем, что сетевые компании отказывали в заключении договора о технологическом присоединении.

Выявление и пресечение ограничивающих конкуренцию соглашений или согласованных действий государственных органов и хозяйствующих субъектов – одно из приоритетных направлений деятельности антимонопольного органа. В 2011 году возбуждено и рассмотрено 19 дел по выявленным фактам запрещенных соглашений или согласованных действий хозяйствующих субъектов (в 2010 году – 28 дел) и 12 дел – по выявленным фактам согласованных действий государственных органов (в 2010 году – 297 дел). Основной вид нарушений по выявленным фактам запрещенных соглашений или согласованных действий хозяйствующих субъектов, как и в 2010 году – раздел товарного рынка (47% выявленных нарушений статьи 11 Закона "О защите конкуренции"). Основной вид нарушений по выявленным фактам запрещенных соглашений или согласованных действий государственных органов, как и в 2010 году – ограничение доступа на рынок, выхода с рынка (72,7% выявленных нарушений статьи 16 Закона "О защите конкуренции").

При осуществлении государственного контроля за соблюдением установленных законодательством особенностей отбора финансовых организаций возбуждено 2 дела (в 2010 году – 28), выданы предписания о прекращении нарушения законодательства.

В рамках осуществления полномочий по контрою за соблюдением антимонопольных требований к торгам в 2011 году возбуждено и рассмотрено 23 дел (в 2010 году – 17 дел), Основной вид нарушения, как и в 2010 году – нарушение порядка определения победителя торгов.

Результаты работы по предупреждению и пресечению недобросовестной конкуренции показывают, что основная форма недобросовестной конкуренции - введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей, а также продажа товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности. В 2011 году возбуждено и рассмотрено 46 дел по фактам недобросовестной конкуренции (в 2010 году – 31 дело).

При осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства о рекламе в 2011 году возбуждено и рассмотрено 251 дело по признакам нарушения законодательства о рекламе (в 2010 году – 250 дел), в результате рассмотрения дел принято 189 решений о признании нарушений (в 2010 году – 185). Дела возбуждались по фактам распространения ненадлежащей рекламы пива, алкогольной продукции, табака, медицинских услуг, несоблюдения общих требований к рекламе и общих требований при рекламе финансовых услуг

С 2007 года действует Экспертный Совет по применению законодательства о рекламе при Башкортостанском УФАС России. Состав Экспертного Совета сформирован из представителей государственных органов, научных и учебных организаций, конфессий, специалистов в отдельных областях знаний. В 2011 году состоялось 4 заседания Экспертного совета. На заседаниях Совета обсуждены, в частности, вопросы использования образов полуобнаженных женщин в рекламе различных товаров; рассмотрена реклама с изображением ребенка: "Рынок Свердловкий А фрукты мы проверяем на нитраты"; обсуждена реклама: "Фитнес по победной цене - 1945 рублей", размещенная 09 мая 2011 года в городе Уфе; рассмотрена реклама кредитного потребительского кооператива "Быстрые займы пенсионерам без поручителей" на предмет искажения смысла и введения в заблуждение потребителей рекламы в результате отсутствия части существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования.

В соответствии с возложенными полномочиями по осуществлению контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд Башкортостанским УФАС России в 2011 году проведено 133 проверки (в 2010 году – 86), рассмотрено 778 жалоб на действия (бездействия) заказчика, конкурсной комиссии, специализированной организации (в 2010 году – 521). Поступило 330 материалов на согласование о размещении заказов у единственного поставщика (в 2010 году – 232), 87 обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков (в 2010 году – 28). Рассмотрено 1022 дела по нарушениям Закона о размещении заказов (в 2010 году – 822).

В 2011 году возбуждено и рассмотрено 614 дел (в 2010 году - 666 дел) об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, из них 243 дела – за нарушение законодательства о размещении заказов, 206 дел – за нарушение законодательства о рекламе, 34 дела – за злоупотребление доминирующим положением на товарных рынках, 59 дел – за заключение ограничивающих конкуренцию соглашений, 31 дело – за недобросовестную конкуренцию, 3 дела – за нарушение законодательства об энергосбережении, 1 дело – за нарушение законодательства о торговле, 8 дел – за неуплату штрафа в установленные сроки. Возбуждено 17 дел в отношении должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления за нарушение антимонопольного законодательства. Общая сумма наложенного штрафа составила 38,9 млн. рублей, общая сумма уплаченного штрафа – 30,4 млн. рублей.

С 1 февраля 2010 года вступил в силу Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Закон направлен на создание прозрачного и предсказуемого порядка осуществления торговой деятельности, необусловленного какими-либо произвольными требованиями местных властей, а также устранение излишних административных барьеров в торговле, поддержки малого и среднего бизнеса в сфере торговли и производства продовольственных товаров. Закон о торговле содержит ряд норм, направленных на совершенствование антимонопольного регулирования и развитие конкуренции на рынке услуг розничной торговли. Башкортостанское УФАС России за 2011 год провело больше 15 проверок. Проверки проходили в городах Уфа, Учалы, Туймазы, в Илишевском, Архангельском районах Республики Башкортостан. Возбуждено и рассмотрено 8 дел (в 2010 году - 5 дел) по признакам нарушения части 1 статьи 13 Закона о торговле, выданы предписания.

При Башкортостанском УФАС России в 2011 году создан Экспертный совет по развитию конкуренции в сфере розничной торговли, состоялось 4 заседания совета. На заседаниях совета состоялось конструктивное обсуждение хода реализации Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", ситуации, связанной с наличием гречневой крупы-ядрицы республиканских производителей; рассматривались вопросы, возникающие при заключении договоров поставки, в том числе по возврату торговыми сетями нереализованной продукции, размеру вознаграждения, срокам оплаты за товар.

В связи с проводимыми реформами в сферах деятельности естественных монополий и значительными изменениями законодательства, регулирующих отношения в этих сферах с 2008 года действует Экспертный Совет по естественным монополиям при Башкортостанском УФАС России. Основной целью Совета является обеспечение эффективного взаимодействия антимонопольного органа с иными федеральными органами исполнительной власти, республиканскими органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами по вопросам равного доступа к товарам и услугам, производимым субъектами естественных монополий.

В 2011 году состоялось 4 заседания Совета, на которых обсуждены вопросы антимонопольного контроля за соблюдением условий договора   электроснабжения при взаимодействии гарантирующего поставщика и территориальных сетевых компаний; вопросы обоснованности установления  газораспределительной организацией цены на услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования.

В 2011 году в связи с поступившими жалобами на действия крупной страховой компании был проанализирован рынок обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на территории Республики Башкортостан. Анализ рынка ОСАГО в географических границах Республики Башкортостан показал, что страховая компания доминирует на данном рынке с долей более 65%.

Рассчитанные коэффициенты концентрации позволили сделать вывод, что рынок ОСАГО является высококонцентрированным с недостаточно развитой конкуренцией. Одной из причин, препятствующей развитию конкуренции на рынке ОСАГО, возможно, является наличие барьеров для выхода страховщиков на рынок обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Административные и экономические барьеры входа на рынок, связанные с необходимостью получения лицензии, членства в профессиональном объединении страховщиков  т.д. можно отнести к основным причинам медленного развития конкуренции на рынке ОСАГО.

Не стал 2011 год поворотным в части исключения согласованных действий на рынке финансовых услуг. Субъекты предпринимательства – кредитная организация и страховая компания, преследуя цель получения собственных преимуществ в предпринимательской деятельности, совершали определенные конкурентные действия, противоречащие общим правовым принципам (разумности, добропорядочности и справедливости и др.). В результате это привело к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков).

Содержание кредитного договора и переписки с заемщиком, в котором содержится ссылка на конкретную страховую организацию, позволяет квалифицировать их как соглашение финансовых организаций, в результате реализации которых предоставлены необоснованные преимущества определенной страховой организации, а также исключена возможность участия иных страховщиков.

По результатам рассмотрения дела кредитной организации и страховой компании выдано предписание о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

В 2011 году продолжались нарушения требований законодательства об энергетики.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона "Об особенностях  функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ…", запрещается с 1 апреля 2006 года юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям совмещать деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, а с даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики группам лиц и аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка. В отношении 3 хозяйствующих субъектов, не исполняющих названные запреты, было принято решение о принудительной реорганизации в форме выделения или разделения. Решения подлежат исполнению в течение 6 месяцев.

В 2011 году Управлением была продолжена работа по изучению состояния конкуренции на товарных рынках.

Анализ состояния конкуренции на рынке жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), а также выездные проверки выявил, что не соблюдаются принципы прозрачности выбора подрядных организаций, равноправной конкуренции между подрядными организациями при привлечении подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов с использованием средств, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», и  подготовке договоров подряда на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, заключаемых  с победителями открытых конкурсов по привлечению подрядных организаций. Привлечение подрядных организаций должно осуществляться путем проведения открытых конкурсов. Однако информации о проведении таких конкурсов в открытом доступе не имеется. Так, было рассмотрено дело в отношении крупной управляющей компании города Уфы по нарушению пункта 3 части 1 статьи 17 Закона «О защите конкуренции». Было установлено, что в документации об открытых конкурсах к претендентам на участие в конкурсах выставлены антиконкурентные требование в виде обязательного наличия у претендента квалификационного опыта в области замены лифтового оборудования в объеме не менее 150 единиц в течение прошедшего календарного года. Кроме того, участник, подавший заявку для замены лифтов должен приложить копии документов, подтверждающие квалификационный опыт в области замены лифтового оборудования: договор подряда, акт ввода в эксплуатацию, декларацию о соответствии лифта требованиям технического регламента «О безопасности лифтов».

Комиссия Башкортостанского УФАС России по результатам рассмотрения дела констатировала, что предъявление организатором торгов претенденту на участие в открытом конкурсе требования в виде наличия квалификационного опыта в области замены лифтового оборудования в объеме не менее 150 единиц в течение прошедшего календарного года является необоснованным, создает или может создать условия, препятствующие осуществлению предпринимательской деятельности неопределенному кругу хозяйствующих субъектов. В частности, данное обстоятельство привело или могло привести к нарушению порядка определения победителя или победителей торгов, поскольку хозяйствующие субъекты, желающие и намеревающиеся принять участие в конкурсе и выполнить работы по замене лифтового оборудования в многоквартирных домах, были лишены возможности принять участие в настоящих открытых конкурсах в виду несоответствия установленным организатором конкурсов незаконным требованиям. Таким образом, Решением Комиссии Башкортостанского УФАС России управляющая компания признана нарушившей положения статьи 17 Закона "О защите конкуренции", выдано предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Башкортостанским УФАС России в 2011 году проводилась значительная работа по адвокатированию конкуренции: проведено 6 пресс-конференциий проведены "круглые столы", семинары по вопросам практики применения антимонопольного законодательства, законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд; более 260 материалов о деятельности управления вышло в печатных СМИ и Интернет, сделано более 150 выступлений на радио и телевидении.

При Башкортостанском УФАС России с 2008 года действует Общественно-консультативный совет. В состав Общественно-консультативного совета вошли представители: Башкортостанского УФАС России, Башкирского регионального отделения «ОПОРА РОССИИ», Торгово-промышленной палаты Республики Башкортостан, Союзов предпринимателей Салаватского, Калтасинского, г.Белебея и Белебеевского района Республики Башкортостан, Башкирской Торговой Ассоциации, Союза организаций кредитной кооперации Республики Башкортостан, Совета Башкортостанского регионального отделения «ДЕЛОВАЯ РОССИЯ», Ассоциации предпринимателей г.Стерлитамака Республики Башкортостан, Ассоциации  организаций предпринимательства Республики Башкортостан, Союза работодателей Республики Башкортостан.

В 2011 году состоялось 5 заседаний Общественно-консультативного совета. На заседаниях Общественно-консультативного совета были рассмотрены вопросы, связанные с реализацией Республиканской Программы развития конкуренции на 2010-2012 годы; обсуждались вопросы взаимоотношения малого бизнеса с естественными монополиями, обоснованность и прозрачность тарифов, проблемы существующие при реализации Федерального закона 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", вопросы предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

В 2011 году исполнилось двадцать лет со дня основания территориальных антимонопольных органов России.

Опыт применения антимонопольного законодательства в Российской Федерации, реализация экономических и правовых реформ, активные процессы перелива капитала, обострение конкурентной борьбы на фоне процессов глобализации ставят новые задачи перед антимонопольными органами.

Среди приоритетов работы ФАС России названы:

совершенствование законодательства в области развития конкуренции;

усиление работы по контролю за антиконкурентными соглашениями и действиями, в том числе органов власти;

разработка нового, современного и эффективного закона о естественных монополиях;

активизация расследования картелей совместно с правоохранительными органами.

В 2011 году продолжилось формирование практики применения Федерального закона "О защите конкуренции" – принят "третий антимонопольный пакет" законов, предложенный Федеральной антимонопольной службой.

Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 401-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разработан в целях совершенствования антимонопольного регулирования и развития конкуренции.

Основные изменения, предлагаемые "третьим антимонопольным пакетом" направлены на уточнение требований к антиконкурентным соглашениям и согласованным действиям, уточнение критериев монопольно высокой цены и закреплением права Правительства Российской Федерации определять правила недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры товарных рынков в сферах естественных монополий.

Закон уточняет определение таких понятий как "координация экономической деятельности", "признаки ограничения конкуренции", "вертикальное" соглашение", "государственные или муниципальные преференции".

В частности, к числу государственных и муниципальных преференций отнесено предоставление органами государственной власти или местного самоуправления государственных или муниципальных гарантий.

Закон уточняет критерии определения монопольно высокой цены товара. В частности, для повышения объективности оценки антимонопольным органом цены товара, установленной хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, предусматривается положение, в соответствии с которым цена товара не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась на товарной бирже, торги на которой организованы с учетом антимонопольных правил.

Закон предусматривает, что федеральным законом или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации устанавливаются правила недискриминационного доступа на товарные рынки и (или) к товарам, производимым или реализуемым субъектами естественных монополий. Указанные правила будут способствовать исключению злоупотреблений со стороны хозяйствующих субъектов, владеющих такими объектами инфраструктуры.

Закон уточняет требования к антиконкурентным соглашениям и согласованным действиям.

Закон предусматривает, что запреты "per se" устанавливаются только в отношении соглашений между конкурирующими на товарном рынке хозяйствующими субъектами. При этом сокращается количество таких запретов. В частности, запрет на соглашения, приводящие к навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него, запрет на соглашения, приводящие к необоснованному установлению различных цен на один и тот же товар, запрет на соглашения, приводящие к созданию препятствий доступу на товарный рынок или к установлению условий членства в профессиональных и иных объединениях, действует лишь в случае, если в результате таких соглашений происходит ограничение конкуренции.

Кроме того, новая редакция статьи 11 Закона о защите конкуренции предусматривает, что запреты, на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов не распространяются на соглашения хозяйствующих субъектов, входящих в одну группу лиц, если между такими хозяйствующими субъектами прямо или косвенно установлен контроль, либо такие хозяйствующие субъекты находятся под прямым или косвенным контролем одного лица.

Запреты на согласованные действия законом устанавливаются путем введения новой статьи 111, что подчеркивает различие в осуществлении указанных действий. При этом запрещенные согласованные действия конкурирующих на рынке хозяйствующих субъектов разделяются на две части, в зависимости от того, требуется ли установления факта ограничения конкуренции в результате таких действий или нет.

В целях реализации указанных изменений в статье 11 Закона о защите конкуренции законом вносятся изменения в статью 13 Закона о защите конкуренции, определяющую допустимость действий (бездействия) соглашений, согласованных действий, сделок и иных действий.

Закон ужесточает требования к действиям органов власти путем введения запрета на создание дискриминационных условий хозяйствующим субъектам (статья 15 Закона о защите конкуренции). Кроме того, нарушением законодательства закон признает и установление органами власти и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных (муниципальных) услуг, а также дачу органами власти хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара, за исключением случаев предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Изменения, внесенные в статью 17 Закона о защите конкуренции, устанавливают антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары.

Внесение изменений в статью 171 Закона о защите конкуренции предусматривает, что требование о проведении торгов на право заключение договоров, предусматривающих переход права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества не распространяется на случаи передачи такого имущества для размещения сетей связи, объектов почтовой связи, а также на случаи передачи части (не превышающем двадцати квадратных метров) помещения, если передаваемая часть не превышает десяти процентов площади соответствующего помещения. Кроме того, исключается обязательность проведения торгов при передаче имущества в субаренду или в безвозмездное пользование в случаях, если такое имущество получено на торгах.

Одновременно Закон о защите конкуренции дополнен новой статьей 18.1, устанавливающей порядок рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

Изменения статьи 18 Закона о защите конкуренции сокращают виды финансовых услуг, договора на оказание которых заключаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами с финансовыми организациями независимо от суммы сделки только по результатам открытого конкурса или открытого аукциона.

Закон уточняются полномочия антимонопольного органа. Внесенные изменения в статью 23 Закона о защите конкуренции предусматривают возможность направления предостережения должностным лицам хозяйствующих субъектов, публично заявляющим о планируемом поведении на рынке, если такое поведение может привести к нарушению антимонопольного законодательства. Также предусматривается возможность выдачи обязательных для исполнения предписаний организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, порядка заключения договоров по результатам проведения торгов или в случае, когда торги признаны не состоявшимися, в том числе об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

Также "третий антимонопольный пакет" дает право выдавать хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В целях реализации статьи 178 Уголовного Кодекса Российской Федерации, а также статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в статье 23 Закона о защите конкуренции установлены дополнительные полномочия антимонопольного органа по ведению реестров лиц, привлеченных к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

Кроме того, в целях повышения эффективности контроля соблюдения требований антимонопольного законодательства, законом вводится  документарная форма проверки.

Внесенные изменения в главу 7 Закона о защите конкуренции "Контроль экономической концентрации" имеют целью снизить административную нагрузку на средний бизнес и сосредоточиться на серьезных нарушениях антимонопольного законодательства. Данные изменения направлены на создание более эффективного механизма контроля экономической концентрации. Указанные изменения также уточняют перечень сведений, представляемых в антимонопольный орган вместе с ходатайством (уведомлением).

В целях повышения эффективности рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства вносятся изменения в главу 9 Закона о защите конкуренции. Так, например, законом предусматривается возможность дачи антимонопольным органом разъяснений решений и (или) предписаний, выданных комиссиями по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, а также возможность исправления описок, опечаток и арифметических ошибок. Закон предусматривает возможность пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Внесенные изменениями также уточняются права и обязанности лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства.

Законом (статья 44 Закона о защите конкуренции) уточняется порядок рассмотрения заявления о нарушении антимонопольного законодательства. Устанавливается перечень информации, необходимой для отражения в заявлении, порядок его рассмотрения, а также порядок принятия антимонопольным органом решений по итогам рассмотрения заявлений. Предусматривается необходимость проведения предварительного анализа состояния конкурентной среды на соответствующих товарных рынках, в случае, если поступившее заявление указывает на признаки нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Законом дополнена статья 48 новыми основаниями прекращения дела о нарушении антимонопольного законодательства, а именно: наличие вступившего в силу решения антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства в отношении рассматриваемых комиссией действий (бездействий), а также истечение срока давности, установленного Законом о защите конкуренции.

В целях единообразного применения положений статьи 18 Закона о защите конкуренции дополнена статья 53 Закона о защите конкуренции новой частью 6, в соответствии с которой с 1 января 2011 года не допускается продление срока договоров и заключение на новый срок без проведения открытых конкурсов или открытых аукционов договоров об оказании финансовых услуг, указанных в части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции.

Законом вносятся изменения и в ряд других статей Закона о защите конкуренции, которые носят уточняющий характер. Необходимость внесения таких изменений выявлена при анализе практики применения Закона о защите конкуренции.

Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 401-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации. Из диспозиции части первой статьи 178 Уголовного кодекса РФ исключено совершение ограничивающих конкуренцию согласованных действий, а также предусмотрено, что уголовная ответственность наступает только в случае заключения хозяйствующими субъектами - конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля).

Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 401-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" вносятся изменения в статью 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике".

Так, лицам, осуществляющим деятельность в границах одной ценовой зоны оптового рынка, устанавливается запрет на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.

Уточняется механизм контроля соблюдения запретов на совмещение конкурентных и естественно-монопольных видов деятельности в электроэнергетике, а также вводится возможность принудительной реализации имущества, предназначенного для осуществления конкурентных видов деятельности на основании судебного решения в случае хозяйствующий субъект несоблюдения запретов на совмещение указанных видов деятельности.

Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 401-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" вносятся изменения в Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", которыми уточняется отнесение действий к действиям по манипулированию ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности), а также уточняются условия признания положения хозяйствующего субъекта (группы лиц) доминирующим.

Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 401-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" вносятся изменения в Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" (статьи 4 и 6), в соответствии с которыми водоснабжение и водоотведение с использованием системы (систем) коммунальной инфраструктуры признается сферой деятельности субъектов естественных монополий, государственной регулирование которой осуществляется  в соответствии с Федеральным законом "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".

Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 401-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", согласно которым действие указанного закона не распространяется на отношения связанные с проведением контроля за размещением заказов на поставки товаров, выполнением работ, оказанием услуг для государственных или муниципальных нужд.

В настоящее время на территории Российской Федерации действует ряд федеральных законов, которыми установлены антимонопольные требования в отдельных сферах экономики, в частности требования, предъявляемые к проведению торгов на получение различного рода прав. В этой связи вышеуказанным законом вносятся изменения в Закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах" (статья 7), Земельный кодекс Российской Федерации (статья 8), Градостроительный кодекс Российской Федерации (статья 9), Лесной кодекс Российской Федерации (статья 10), Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 11), Водный кодекс Российской Федерации (статья 12), Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (статья 13), Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (статья 14), Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (статья 15), Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (статья 16), предусматривающие обязанность организаторов торгов публиковать извещение о проведении торгов в сети "Интернет", а также запрещающие заключение договора по результатам торгов ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах торгов. Указанный запрет заключения договора необходим для возможности обжалования процедуры торгов.

Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 404-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" разработан в целях установления административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, а также в целях совершенствования порядка осуществления административного производства.

Статья 14.31 КоАП РФ изложена в новой редакции, которая предусматривает разграничение квалификации действий хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, на те, которые повлекли (могут повлечь) такие негативные последствия как: недопущение, ограничение, устранение конкуренции, и иные действия, признаваемые недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством.

Кодекс РФ об административных правонарушениях дополнен новой статьей 14.31.2 - вводится новый состав правонарушения участниками оптового и (или) розничного рынков электрической энергии (мощности), не занимающими доминирующего положения на соответствующем рынке, путем совершения экономически и (или) технологически необоснованных действий, которые привели к значительному изменению и (или) поддержанию цен на электрическую энергию и (или) мощность.

Кодекс РФ об административных правонарушениях дополнен положениями, которыми устанавливаются обстоятельства, признаваемые КоАП РФ смягчающими и отягчающими административную ответственность, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.31 – 14.33 Кодекса.

Указанные обстоятельства учитываются при назначении административного наказания в виде административного штрафа. Так, при наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Дополнена часть 5 статьи 19.8 КоАП РФ -  устанавливается ответственность за несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации или по требованию антимонопольного органа.

Внесены изменения в часть вторую статьи 23.48 КоАП РФ - руководителям структурных подразделений федерального антимонопольного органа, и их заместителям предоставлено право рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 статьи 23.48 Кодекса, за исключением дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.3, 14.9, 14.31-14.33 Кодекса.

В Кодекс РФ об административных правонарушениях также внесены изменения, направленные на совершенствование порядка осуществления административного производства.

Так, Кодекс дополнен статьей, определяющей, что является надлежащим извещением лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении.

За исключением отдельных положений, федеральные законы "третьего антимонопольного пакета" вступили в силу.

Реализация принятых изменений позволит сформировать систему законодательного регулирования деятельности естественных монополий, обеспечивающую надежное и эффективное обеспечение пользователей (в том числе конечных потребителей) товарами и услугами, повышение прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, а также создание условий для развития конкуренции, повысит качество государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий.