ФАС России: за 3 года сформирована система «мягкого» права в сфере защиты конкуренции

При этом все необходимые контрольно-надзорные функции за ведомством были сохранены 

 

Антимонопольное законодательство всегда базировалось на балансе интересов всех сторон процесса. Этот принцип не изменился в существующей экономической ситуации и с учетом внешних факторов. Об этом рассказал заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов на научно-практической конференции Объединения корпоративных юристов. 

В настоящее время определены тенденции смягчения положений антимонопольного законодательства, в том числе с целью поддержки малого и среднего бизнеса.

В период 2020-2022 гг. внесены изменения в законодательное регулирование, например, уведомительный порядок контроля за экономической концентрацией, увеличение порога согласования сделок, введение иммунитетов для малых и средних предприятий. 

Верховный Суд РФ* детально разобрал многие содержательные и процедурные аспекты правоприменения, такие как определение границ товарных рынков, доказывания нарушения антимонопольного законодательства, границы вмешательства регулятора в гражданско-правовые отношения. 

Это позволило существенно повысить стандарты доказывания нарушений антимонопольного законодательства с учетом множества экономических факторов. 

С целью снижения административного давления на бизнес ФАС России стала активнее применять институт предупреждения и предостережения. Применение этих превентивных мер с целью защиты конкуренции на товарных рынках привело к увеличению количества предупреждений и предостережений и снижению количества дел. 

В завершение Андрей Цыганов рассказал о некоторых антимонопольных делах и ситуациях, которые были решены путём «мягкого» права, и подчеркнул важность его дальнейшего развития и применения в сочетании с поощрением социально-ответственного поведения предпринимателей и внедрения процедур антимонопольного комплаенса. 

 

*Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 №2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства"