Анализ состояния конкуренции на рынке услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с 01.01.2019

Анализ состояния конкуренции на рынке услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами

I. Общие положения

Исследование проведено в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок).

Исследование проводится с целью оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО).

Нормативно-правовая база данного исследования включает в себя следующие документы:

1. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах);

2. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции);

3. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании);

5. Постановление Правительства РФ от 3 октября 2015 г. №1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности»;

6. Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25 августа 2008 г. №641»;

7. Постановление Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. №454-ст «О принятии и введении в действие ОКВЭД» (далее - ОКВЭД);

8. Приказ Росстандарта от 31 января 2014 г. №14-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)»;

9. Приказ ФАС России от 28 апреля 2010 г. №220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке»;

10. Приказ Минприроды России от 30 сентября 2011 г. №792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов»;

11. Приказ Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. №242 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов»;

12. Национальный стандарт РФ «ГОСТ Р 53692-2009. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов» (утвержден и введен в действие приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 №1092-ст) (далее - Стандарт ГОСТ Р 53692-2009).

 

 

II. Определение временного интервала

исследования товарного рынка

 

В соответствии с Порядком, определение временного интервала исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год (п. 2.1 Порядка).

В случае если для целей исследования необходим учет условий, которые в будущем сложатся на рассматриваемом товарном рынке (например, после совершения действий, за которыми осуществляется антимонопольный контроль), то проводится перспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке, в ходе которого выявляется состояние конкуренции, существующее на момент проведения исследования, и анализируется воздействие, которое окажут подконтрольные действия на состояние конкуренции.

На основании территориальной схемы обращения с отходами, в том числе и с ТКО, территория республики поделена на пять зон деятельности региональных операторов в области обращения с ТКО.

По итогам конкурсного отбора, проведенного Министерством природопользовании и экологии Республики Башкортостан, подписаны соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Республики Башкортостан сроком на 10 лет.

С 01 января 2019 года региональные операторы приступили к оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Таким образом, в соответствии с п. 2.2 Порядка проводится перспективный анализ рынка, т.е. после совершения действий, за которыми осуществляется антимонопольный контроль. Временной интервал исследования - с даты начала осуществления деятельности регионального оператора по обращению с ТКО - 01.01.2019.

 

III. Определение продуктовых границ товарного рынка

 

Согласно п. 4 ст. 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Предварительное определение товара (услуги).

В соответствии с Законом об отходах, твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В соответствии со ст. 1 Закона об отходах понятие «обращение с отходами» подразумевает деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.

Накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения;

Транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

Обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.

Утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

Обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

Размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

I класс - чрезвычайно опасные отходы;

II класс - высокоопасные отходы;

III класс - умеренно опасные отходы;

IV класс - малоопасные отходы;

V класс - практически неопасные отходы.

Отходы I - IV классов опасности: отходы чрезвычайно опасные (I), высокотоксичные (II), умеренно опасные (III) и малоопасные (IV), в состав которых входят вещества или компоненты, обладающие одним или несколькими опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, способностью к самовозгоранию, высокой реакционной способностью, канцерогенностью, наличием возбудителей инфекционных заболеваний или другими установленными документально опасными свойствами), и обращение с которыми представляет непосредственную или потенциальную опасность для жизни и здоровья человека и/или окружающей среды.

В Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности услуги по сбору, обработке и удалению отходов, услуги по утилизации отходов объединены в 38 классе. В зависимости от опасности отходов, услуги по сбору отходов объединены в группы: 38.11 - для сбора неопасных отходов и 38.12 - для сбора опасных отходов, далее внутри группы в зависимости от видов отходов и возможности повторного их использования услуги по сбору отходов подразделяются на подгруппы, виды и категории (например, 38.11.1 - услуги по сбору неопасных отходов, пригодных для повторного использования и др.).

В соответствии со статьей 24.6 Закона об отходах сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора (статья 1 Закона об отходах).

Согласно п.3.2 Порядка, определение продуктовых границ товарного рынка основывается на мнении покупателей (как физических, так и юридических лиц) о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу. В случае, когда предполагаемое нарушение антимонопольного законодательства рассматривается применительно к покупателю продукции (монопсония), определяющим в вопросе взаимозаменяемости продукции выступает мнение ее продавца.

В соответствии с пунктом 10 статьи 24.6 Закона об отходах, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров.

Таким образом, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями и операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации (статья 24.6 Закона об отходах).

Таким образом, продуктовые границы определены как услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

При этом в настоящем анализе будут рассматриваться только услуги по обращению с ТКО, предоставляемые операторами, владеющими объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.

Выявление свойств товара, определяющих выбор продавца, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара.

Согласно положениям Стандарта ГОСТ Р 53692-2009:

к отходам потребления относят все образующиеся в результате потребления и/или эксплуатации готовой продукции виды отходов, включая твердые бытовые отходы, медицинские и биологические отходы, упаковочные отходы, а также отходы, образующиеся при функционировании культурно-бытовых, учебных учреждений, организаций и предприятий торговли и общественного питания и других предприятий и организаций общественного назначения; остатки веществ, материалов, предметов, изделий, частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства в результате физического или морального износа в процессах потребления и (или) эксплуатации, а также получившие несовместимые с их дальнейшим использованием повреждения в результате нештатных ситуаций.

Твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (Закона об отходах).

В Федеральном классификационном каталоге отходов (далее - ФККО) коммунальные отходы объединены в группу 7 30000 00 00 0 «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению», куда включены отходы из жилищ, отходы от уборки территории городских и сельских поселений, растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, прочие твердые коммунальные отходы.

В соответствии со Стандартом ГОСТ Р 53692-2009:

технологический цикл отходов (ТЦО) - последовательность технологических процессов ликвидации конкретных отходов;

этапы технологического цикла отходов - последовательность процессов и операций менеджмента в технологическом цикле отходов в период времени от их появления в хозяйственной деятельности, на стадиях жизненного цикла продукции и/или в быту избавления от них путем утилизации и/или захоронение, уничтожение.

Сбор отходов, как правило, проводится на территории владельца отходов или может - на другой санкционированной территории.

Транспортирование отходов должно производиться специальными транспортными средствами.

Сбор и транспортирование отходов I - IV класса опасности осуществляется на основании лицензии, выданной в соответствии с законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности; сбор и транспортирование отходов V класса опасности производится без лицензии.

Сбор и транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО в соответствии с новой моделью обращения с ТКО осуществляются региональным оператором в соответствии с государственной программой в области обращения с отходами.

Отношения по поводу обращения с отходами могут быть предметом различных договорных конструкций.

Для осуществления сбора и транспортирования ТКО региональный оператор вправе заключать договоры на оказание услуг по сбору, транспортированию ТКО с операторами по обращению с ТКО, осуществляющими деятельность по сбору, транспортированию ТКО в зоне деятельности регионального оператора.

Для осуществления обработки, обезвреживания и захоронения ТКО региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обработке, обезвреживанию и захоронению ТКО с операторами по обращению с ТКО, осуществляющими деятельность по обработке, обезвреживанию и захоронению ТКО в зоне деятельности регионального оператора.

Определение взаимозаменяемых товаров

Согласно п. 3.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке определение взаимозаменяемых товаров в соответствии со ст. 4 Закона о защите конкуренции основывается на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

Учитывая характер оказываемых услуг, услуги, способные заменить услуги по обращению с отходами, не выявлены.

 

IV. Определение географических границ товарного рынка

 

 Определение географических границ товарного рынка, в соответствии с п. 4.5 Порядка основывается на установлении фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).

Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатель имеет экономическую и технологическую возможность приобрести, а продавец реализовать рассматриваемый товар.

При определении географических границ рынка необходимо учитывать характер рынка, при котором хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (продавец услуг), может предлагать свои услуги, а покупатель – региональный оператор, в свою очередь, вправе заключать договор на оказание услуги по обращению с ТКО с любым таким хозяйствующим субъектом (продавцом услуги).

В соответствии с пунктам 7,8,9 статьи 24.6 Закона об отходах, зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей. Зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами. Если иное не установлено федеральным законом, зоны деятельности региональных операторов должны охватывать всю территорию субъекта Российской Федерации и не должны пересекаться.

Согласно Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Республике Башкортостан, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан №480 от 03.11.2016 года (далее - Территориальная схема), в регионе формируется новая система обращения с ТКО на всей территории Республики, которая включает в себя 5 зон деятельности.

В зону деятельности №1 входят: городской округ г. Уфа, Архангельский район, Белокатайский район, Благоварский район, Благовещенский район, Дуванский район, Иглинский район, Кармаскалинский район, Кигинский район, Кушнаренковский район, Мечетлинский район, Нуримановский район, Салаватский район, Чишминский район, Уфимский район.

В зону деятельности №2 входят: Аскинский район, Балтачевский район, Бирский район, Бураевский район, Дюртюлинский район, Илишевский район, Караидельский район, Калтасинский район, Краснокамский район, Мишкинский район, Татышлинский район, Янаульский район, ГО г. Агидель, ГО г. Нефтекамск.

В зону деятельности №3 входят: городской округ город Салават, городской округ город Стерлитамак, Аургазинский район, Ишимбайский район, Стерлитамакский район, Мелеузовский район, Куюргазинский район, Кумертау, Гафурийский район, Миякинский район, Стерлибашевский район, Белорецкий район, Учалинский район, Абзелиловский район, Бурзянский район, Зилаирский район, Кугарчинский район, Федоровский район, Зианчуринский район, городской округ город Сибай, Баймакский район, Хайбуллинский район.

В зону деятельности №4 входят: городской округ г. Октябрьский, Альшеевский район, Бакалинский район, Белебеевский район, Бижбулякский район, Буздякский район, Давлекановский район, Ермекеевский район, Туймазинский район, Чекмагушевский район, Шаранский район.

В зону деятельности №4+ входят: Городской округ город Межгорье (закрытое административно-территориальное образование).

Учитывая такую специфику, географические границы рынка услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами следует определять исходя из 5 зон деятельности регионального оператора, определенной Территориальной схемой.

 

V. Определение состава хозяйствующих субъектов,

действующих на товарном рынке

 

Обработка, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами на основании заключенных с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности.

Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора (на срок не более 10 лет) и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства от 05.09.2016 №881).

В 1 полугодии 2018 года Минэкологии РБ провело конкурсы по отбору региональных операторов. По их результатам подписаны соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Республики Башкортостан:

по зоне № 1 - МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» (соглашение от 23.04.2018 года №1/2018),

по зоне № 2 - ООО «Дюртюлимелиоводстрой» (соглашение от 28.04.2018 года №4/2018),

по зоне № 3 - ООО РО «Эко-сити» (соглашение от 23.04.2018 года №2/2018),

по зоне № 4 - ООО «Экология Т» (соглашение от 23.04.2018 года №3/2018),

по зоне № 4+ - ООО «Дюртюлимелиоводстрой» (соглашение от 28.05.2018 года №5/2018).

Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением специализированных компаний.

Таким образом, МУП «Спецавтохозяйство по уборке города», ООО «Дюртюлимелиоводстрой», ООО РО «Эко-сити», ООО «Экология Т», ООО «Дюртюлимелиоводстрой» являются региональными операторами по обращению с ТКО в соответствующей зоне, а также являются покупателями услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Продавцом услуг у регионального оператора являются операторы по обращению с ТКО, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения отходов: полигоны, мусоросортировочные комплексы.

Таким образом, МУП «Спецавтохозяйство по уборке города», ООО «Дюртюлимелиоводстрой», ООО РО «Эко-сити», ООО «Экология Т», ООО «Дюртюлимелиоводстрой» являются региональными операторами в соответствующей зоне деятельности и являются единственными покупателями на рынке по обращению с твердыми коммунальными отходами по отношению к операторам по обращению с ТКО, владеющим объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.

 

VI. Расчет объема товарного рынка и долей

хозяйствующих субъектов на рынке.

 

Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (статья 24.7 Закона об отходах).

Региональный оператор отвечает за все виды работ, проводимых с отходами на конкретной местности и осуществляет свою деятельность в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее – территориальная схема), и региональной программой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее – региональная программа), путем заключения соответствующих договоров с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В связи с тем, что в соответствующей зоне деятельности на территории Республики Башкортостан хозяйствующие субъекты являются единственными покупателями услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО, то:

доля МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» на рынке услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности регионального оператора №1 Республики Башкортостан с 01.01.2019 будет равна 100 %,

доля ООО «Дюртюлимелиоводстрой» на рынке услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности регионального оператора №2 Республики Башкортостан с 01.01.2019 будет равна 100 %,

доля ООО РО «Эко-сити» на рынке услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности регионального оператора №3 Республики Башкортостан с 01.01.2019 будет равна 100 %,

доля ООО «Экология Т» на рынке услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности регионального оператора №4 Республики Башкортостан с 01.01.2019 будет равна 100 %,

доля ООО «Дюртюлимелиоводстрой» на рынке услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности регионального оператора №4+ Республики Башкортостан с 01.01.2019 будет равна 100 %.

 

 VII. Определение уровня концентрации товарного рынка

 

 С целью оценки концентрации использовались коэффициенты СR3 и HHI.

Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

- коэффициент рыночной концентрации (СR) – сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (п) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке;

- индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (НН1) - сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих на данном рынке.

Коэффициент рыночной концентрации CR, определяемый как сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке, равен 100%.

Один участник рынка осуществляет 100% закупку услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО) в своей зоне деятельности регионального оператора (CR1=100%).

Исходя из того, что индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) определяется как сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженная в процентах) всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке, то индекс составил 10000.

 В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:

- высокий - при 70% <= <= 100% или 2000 <= HHI <= 10000;

- умеренный - при 45% <= < 70% или 1000 <= HHI < 2000;

- низкий - при < 45% или HHI < 1000.

Учитывая, что коэффициент рыночной концентрации CR1=100%, а индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) больше 2000 и равен 10000, то рынок услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Башкортостан в соответствующей зоне деятельности можно отнести к рынку с высоким уровнем концентрации, доминирующее положение на котором занимает МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» в зоне деятельности №1, ООО «Дюртюлимелиоводстрой» в зоне деятельности №2, ООО РО «Эко-сити» в зоне деятельности №3, ООО «Экология Т» в зоне деятельности №4, ООО «Дюртюлимелиоводстрой» в зоне деятельности №4+.

 

VIII. Определение барьеров входа на товарный рынок

 

Статус регионального оператора по обращению с ТКО присваивается на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора на срок не более 10 лет.

Основные требования для участия в конкурсе по выбору регионального оператора по обращению с ТКО:

  • государственную регистрация в РФ и лицензия на работу с отходами 1-4 классов опасности;
  • их деятельность не может быть приостановлена в результате административного нарушения, не должны быть признаны банкротами;
  • отсутствие задолженности выше определенного размера по выплате налогов, штрафов и т.п. за прошлый календарный год;
  • руководители и главные бухгалтеры компаний не должны иметь судимостей за экономические преступления.

Данные требования являются одними из основных барьеров входа на рынок услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Башкортостан.

 

IX. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

 

В зоне деятельности №1 на территории Республики Башкортостан с 01.01.2019 МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» является единственным региональным оператором по обращению с отходами – покупателем услуг по обработке, обезвреживании, захоронению ТКО, доля МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» на рынке услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами будет равна 100 %.

В зоне деятельности №2 на территории Республики Башкортостан с 01.01.2019 ООО «Дюртюлимелиоводстрой» является единственным региональным оператором по обращению с отходами – покупателем услуг по обработке, обезвреживании, захоронению ТКО, доля ООО «Дюртюлимелиоводстрой» на рынке услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами будет равна 100 %.

В зоне деятельности №3 на территории Республики Башкортостан с 01.01.2019 ООО РО «Эко-сити» является единственным региональным оператором по обращению с отходами – покупателем услуг по обработке, обезвреживании, захоронению ТКО, доля ООО РО «Эко-сити» на рынке услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами будет равна 100 %.

В зоне деятельности №4 на территории Республики Башкортостан с 01.01.2019 ООО «Экология Т» является единственным региональным оператором по обращению с отходами – покупателем услуг по обработке, обезвреживании, захоронению ТКО, доля ООО «Экология Т» на рынке услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами будет равна 100 %.

В зоне деятельности №4+ на территории Республики Башкортостан с 01.01.2019 ООО «Дюртюлимелиоводстрой» является единственным региональным оператором по обращению с отходами – покупателем услуг по обработке, обезвреживании, захоронению ТКО, доля ООО «Дюртюлимелиоводстрой» на рынке услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами будет равна 100 %.

Таким образом, в результате анализа конкурентной среды на рынке услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Башкортостан выявлены признаки доминирующего положения МУП «Спецавтохозяйство по уборке города, ООО «Дюртюлимелиоводстрой», ООО РО «Эко-сити», ООО «Экология Т».

Данный рынок является высококонцентрированным. В связи с чем, существует необходимость наблюдения за рыночным поведением данного хозяйствующего субъекта на рынке услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Башкортостан.

 

Выводы:

 

По результатам проведенного исследования установлено следующее:

1. Продуктовые границы исследуемого рынка определены как услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

2. Географическими границами является зона деятельности регионального оператора, определенной территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Республике Башкортостан, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан №480 от 03.11.2016 года.

3. На рассматриваемом рынке – в географических границах зоны деятельности №1 с долей 100 % занимает МУП «Спецавтохозяйство по уборке города», в географических границах зоны деятельности №2 с долей 100 % занимает ООО «Дюртюлимелиоводстрой», в географических границах зоны деятельности №3 с долей 100 % занимает ООО РО «Эко-сити», в географических границах зоны деятельности №4 с долей 100 % занимает ООО «Экология Т», в географических границах зоны деятельности №4+ с долей 100 % занимает ООО «Дюртюлимелиоводстрой».

4. Рынок услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является высококонцентрированным с недостаточно развитой конкуренцией.

5. Основным препятствием развития конкурентной среды на исследуемом рынке является наличие административного барьера, связанного с получением статуса регионального оператора по обращению с ТКО.

 

 

Начальник отдела

естественных монополий

и финансовых рынков