Аналитический отчет по анализу состояния конкурентной среды на розничном рынке дизельного топлива в 2016 году

 

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Настоящий анализ розничных рынков дизельного топлива проводится по заданию Федеральной антимонопольной службы России во исполнение приказа ФАС России от 05.12.2016 № 1718/16 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2017-2018 годы».

Целью проведения анализа конкуренции на розничных рынках автомобильных бензинов является установление доминирующего положения вертикально интегрированных нефтяных компаний (далее – ВИНК) на региональных рынках, а также унификация методов анализа с учетом проведенного обобщения лучших практик территориальных органов ФАС России.

Исследование состояния конкурентной среды на розничных рынках автомобильных бензинов проводится в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее- Порядок).

В соответствии с требованиями Порядка, анализ розничных рынков автомобильных бензинов исследован по следующим позициям:

  1. Временной интервал исследования товарного рынка;
  2. Продуктовые границы товарного рынка;
  3. Географические границы товарного рынка;
  4. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке;
  5. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на товарном рынке;
  6. Определение уровня концентрации товарного рынка;
  7. Определение барьеров входа на товарный рынок;
  8. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке;

При анализе состояния конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации о товарных рынках использованы:

  • общероссийские классификаторы продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности;
  • государственные стандарты, инструкции по эксплуатации оборудования;
  • нормативно правовые документы, действующие в Российской Федерации;
  • данные официальной статистической информации, представленные Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан (Башкортостанстат);
  • сведения, полученные от юридических лиц, осуществляющих деятельность по розничной торговле дизельным топливом на автозаправочных станциях  единичным количеством товара преимущественно для личного использования.

Основным источником информации для расчета объема товарного рынка, долей хозяйствующих субъектов являются данные, представленные хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по розничной торговле автомобильным топливом.

         Анализ и оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке и установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта осуществлены в соответствии с:

  • Федеральным законом от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции);
  • Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок);
  • Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345;
  • Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 029-2001, утвержденный Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по сертификации и метрологии Приказом Ростехрегулирования от 06.11.2001 № 454-ст (далее - ОКВЭД);
  • Решение Комиссии таможенного союза Евразийского экономического сообщества от 18.10. 2011 № 826 «О принятии технического регламента таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту»;
  • Правила технической эксплуатации автозаправочных станций РД 153-39, утвержденный Приказом Минэнерго России от 01.08.2001 № 229.

Методическую основу исследования составили Методические рекомендации ФАС России по подготовке аналитического отчета о состоянии конкурентной среды на розничных рынках дизельного топлива(далее – Методические рекомендации).

 

  1. ВРЕМЕННОЙ ИНТЕРВАЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ

 

В соответствии с Методическими рекомендациями исследование носит ретроспективный характер, временной интервал исследования определен как период 01.01.2016 – 31.12.2016.

 

  1. ПРОДУКТОВЫЕ ГРАНИЦЫ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ

 

Определение продуктовых границ рынка в соответствии с Порядком оценки состояния конкуренции представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров (работ, услуг), обращающихся на одном и том же товарном рынке.

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, принятому Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 №454-ст, розничная торговля дизельным топливом классифицирована в группе 50.50 «Розничная торговля моторным топливом».

Моторное топливо - рабочий материал (горючее) для двигателей внутреннего сгорания (далее - ДВС), установленных в автомобилях. Существует два типа двигателей внутреннего сгорания: дизельный и бензиновый, которые устанавливаются заводом изготовителем в процессе сборки машины.

Дизельное топливо предназначено для ДВС с воспламенением рабочей смеси от сжатия (дизелей). ГОСТы по дизельному топливу определяют область применения дизельного топлива как моторное топливо для дизельных и газотурбинных двигателей (ГОСТ 305-82:«Настоящий стандарт распространяется на топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей…»).

Автомобильные бензины предназначены для поршневых двигателей внутреннего сгорания с принудительным воспламенением (от искры). ГОСТ по автомобильным бензинам определяют область применения автомобильных бензинов как моторное топливо для бензиновых двигателей (ГОСТ Р 51866-2002: «Настоящий стандарт распространяется на неэтилированные бензины, предназначенные для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями...»).

В зависимости от условий применения дизельного топлива ГОСТ 305-82 устанавливает три марки дизельного топлива: Л (летнее) – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха 0°С и выше; З (зимнее) – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 20°С и выше (температура застывания топлива не выше минус 35°С) и минус 30°С и выше (температура застывания топлива не выше минус 45°С); А (арктическое) – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 50°С и выше.

Все перечисленные марки дизельного топлива имеют одно функциональное назначение (топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей), при переходе с марки на марку двигатели не требуют конструктивных изменений. Все указанные марки дизельного топлива имеют одинаковые требования к упаковке, маркировке, хранению и транспортировке (ГОСТ 1510).

Дифференциация марок и незначительные отличия в технических характеристиках обусловлены не различиями в применении потребителем в качестве моторного топлива, а климатическими условиями потребления (температурой окружающей среды, сезонностью), едиными для всех потребителей. Состав продавцов и покупателей при этом также остается неизменным.

Таким образом, дизельное топливо, реализуемое в качестве моторного топлива для автомобильных дизельных двигателей, независимо от единых для всех потребителей и продавцов изменений условий потребления представляет собой один товар.

Брендированное дизельное топливо различных марок (Ultimate, Pulsar, V-Power, G-Drive, Экто и тому подобное) следует рассматривать как одну товарную группу.

Покупатели - перепродавцы автомобильных бензинов осуществляют их розничную реализацию на автозаправочных станциях в соответствии с указанными Правилами путем отпуска в баки автотранспортных средств и тару розничных потребителей.

Согласно пункту 3 статьи 4 Закона о защите конкуренции взаимозаменяемые товары - товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях).

По смыслу пункта 3 статьи 4 Закона о защите конкуренции взаимозаменяемость товаров основывается на фактической замене товаров покупателем или готовности покупателя заменить одни товары другими в процессе потребления (в том числе производственного), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

По результатам исследования вопроса взаимозаменяемости дизельного топлива и автомобильных бензинов установлено, что автомобильные бензины и дизельное топливо сходны по функциональному назначению – моторное топливо, и предназначены для использования в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания. Вместе с тем, бензиновые и дизельные двигатели имеют принципиальные и конструктивные различия, которые исключают использование дизельного топлива в качестве моторного топлива для бензинового двигателя, а использование автомобильного бензина - для дизельного двигателя. Бензины предназначены для поршневых ДВС с принудительным воспламенением (от искры). ГОСТы по автомобильным бензинам определяют область применения автомобильных бензинов как моторное топливо для бензиновых двигателей (ГОСТ Р 51866-2002 гласит: «Настоящий стандарт распространяется на неэтилированные бензины, предназначенные для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями…»). Дизельное топливо предназначено для ДВС с воспламенением рабочей смеси от сжатия (дизелей). ГОСТы по дизельному топливу определяют область применения дизельного топлива как моторное топливо для дизельных и газотурбинных двигателей (ГОСТ 305-82:«Настоящий стандарт распространяется на топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей...»). Согласно Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) на каждой ступени классификации (группа, подгруппа) деление осуществлено по «наиболее значимым экономическим и техническим классификационным признакам». В соответствии с ОКП «дизельное топливо» (код ОКП 025130), «автомобильные бензины» (код ОКП 025110) являются разными подгруппами группы «нефтепродукты светлые» (код ОКП 025100). Состав физико-химических показателей по автомобильным бензинам и дизельному топливу разный, что свидетельствует о различиях в свойствах и предназначении автомобильных бензинов и дизельного топлива.Следовательно, бензины автомобильные и дизельное топливо относятся к рынкам с разными продуктовыми границами, их взаимозаменяемость исключается.

Взаимозаменяемость дизельного и газового топлива исключается в связи с тем, что для работы автомобиля на сжиженном газе необходима специальная газобаллонная установка. К существенным недостаткам газобаллонных автомобилей можно отнести уменьшение грузоподъемности автомобиля и  повышение его пожароопасности. Нельзя не учитывать тот факт, что расположение газовых заправочных станций носит локализованный характер и на отдельных территориях отсутствует возможность заправки данным видом топлива.

Таким образом, дизельное топливо, реализуемое в качестве моторного топлива для автомобильных дизельных двигателей, независимо от единых для всех потребителей и продавцов изменений условий потребления представляет собой один товар.

С учетом вышеизложенного, в целях проведения данного исследования продуктовые границы товарного рынка определены как «дизельное топливо».

 

  1. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ

 

Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатель приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар (услугу) и не имеет такой возможности за ее пределами.

С учетом территориальной фиксированности автозаправочных станций (далее - АЗС):расположение АЗС, расстояние до АЗС, маршрут следования до АЗС и транспортные расходы, связанные с поиском и приобретением автомобильных бензинов, низкая эластичность спроса, в соответствии с Методическими рекомендациями географические границы розничных рынков дизельного топлива определены в административно-территориальных границах субъекта Российской Федерации – Республики Башкортостан.

V. СОСТАВ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ

 

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно производящие и закупающие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.

Продавцами на розничных рынках дизельного топлива являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по розничной торговле дизельным топливом на АЗС единичным количеством товара (дизельного топлива) преимущественно для личного использования.

В рамках анализа данного товарного рынка рассматривается деятельность хозяйствующих субъектов, которые являются организациями, оказывающими деятельность по розничной торговле дизельным топливом на АЗС единичным количеством товара (дизельного топлива) преимущественно для личного использования.

Покупателями на розничных рынках дизельного топлива являются физические и юридические лица, приобретающие дизельное топливо единичного количества преимущественно для личного использования.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, принятому Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 №454-ст, розничная торговля дизельным топливом классифицирована в группе 50.50 «Розничная торговля моторным топливом».

В исследуемый временной интервал в Республике Башкортостан деятельность по розничной торговле дизельным топливомАЗС единичным количеством товара (дизельным топливом) преимущественно для личного использования осуществляли нижеуказанные хозяйствующие субъекты:

 

Географические границы розничного рынка автомобильных бензинов

Наименование хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность по розничной торговле моторных топливом

Принадлежность к группе лиц (независимый)

 
 

Республика Башкортостан

ООО "Башнефть-Розница (450001, г. Уфа, ул.Бессонова, д.2)

НК Роснефть

 

Республика Башкортостан

ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт»                          (450001, г.Уфа, пр. Октября, 1)

ЛУКОЙЛ

 

Республика Башкортостан

ООО "ТАТОЙЛ"                   (452830, Республика Башкортостан, с.Верхние Татышлы, ул. Центральная,37/1)

Независимый

 

Республика Башкортостан

ЗАО "Нефтепереработчик" (453265, Республика Башкортостан, г.Салават, ул. Губкина, 18б)

Независимый

 

Республика Башкортостан

ООО «Строитель»              (Республика Башкортостан, Чекмагушев-ский район, с. Чекмагуш, ул.Ленина 23а)

Независимый

 

Республика Башкортостан

ООО "АЗС-КПД"           (450027 г. Уфа,                  ул.Трамвайная, 9/1)

Независимый

 

Республика Башкортостан

ООО Управляющая Компания "АДВО"                  (Юрид.адрес: 450008, РБ, г.Уфа, ул.Ленина,70, оф. 511)

Независимый

 

Республика Башкортостан

ООО "Башнефтепром" (453830, Республика Башкортостан, г. Сибай, ул. Белова, 23)

Независимый

 

Республика Башкортостан

ООО "Деревообрабатывающий комбинат" (453830, Республика Башкортостан, г. Сибай, Восточное шоссе, 15)

Независимый

 

Республика Башкортостан

ООО "Хайбуллинская топливная компания" (453821, Республика Башкортостан, Хайбуллинский район, с. Бурибай, ул. Шаймуратова, 6, корп. А)

Независимый

 

Республика Башкортостан

ИП Нестеренко Э.И. (450077, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Пархоменко, д. 26. кв. 2)

Независимый

 

Республика Башкортостан

ООО «Октан плюс регион»
(453265, г. Салават, ул. Первомайская,51в)

Независимый

 

Республика Башкортостан

ООО «Октан плюс»
(453265, г. Салават, ул. Первомайская,51в)

Независимый

 

Республика Башкортостан

ООО «Октан салават»
(453265, г. Салават, ул. Первомайская,51в)

Независимый

 

 

VI. РАСЧЕТ ОБЪЕМА ТОВАРНЫХ РЫНКОВ И ДОЛЕЙ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ

 

В соответствии с пунктами 6.1 – 6.6 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, и Методическими указаниями по подготовке аналитического отчета о состоянии конкурентной среды на розничных рынках автомобильных бензинов, доля хозяйствующего субъекта на розничном рынке автомобильных бензинов рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя характеризующего объем товарной массы, реализуемой данным хозяйствующим субъектом на исследуемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

Информация по расчету объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов представлена по форме согласно Приложению № 1 в форматеExcel.

По результатам анализа состояния конкурентной среды на розничном рынке дизельного топлива за период 01.01.2016 – 31.12.2016 гг. в Республике Башкортостан подтверждено доминирующее положение  Филиала ОАО АНК «Башнефть»- ООО «Башнефть–Розница».

 

VII. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ КОНЦЕНТРАЦИИ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ

 

Для определения уровня концентрации товарных рынков использованы следующие показатели:

а) коэффициент рыночной концентрации (CR) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

Расчетные значения коэффициента индекса рыночной концентрации (CRn) и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) при определении уровня концентрации товарного рынка дизельного топлива:

                                                                                          

 

Коэффициент рыночной концентрации (CR)

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI)

 
 
 

 Временной интервал

01.01.2016 – 31.12.2016

01.01.2016 – 31.12.2016

 

Показатели

99,45

5900,83

 

 

На основании приведенных расчетов определен уровень концентрации розничного товарного рынка дизельного топлива за период 01.01.2016 – 31.12.2016год: исследуемый товарный рынок является высококонцентрированным.

 

VIII. БАРЬЕРЫ ВХОДА НА ТОВАРНЫЕ РЫНКИ

 

Определение барьеров входа на товарный рынок представляет собой процедурувыявления обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке  и включает следующие действия:

- выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

- определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

При анализе состояния конкурентной среды на розничном рынке дизельного топлива за период 01.01.2016 – 31.12.2016в Республике Башкортостан с учетом мнения участников рынка к барьерам входа на рынок можно отнести:

1) экономические ограничения, в том числе:

- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений, связанных с получением правоустанавливающих документов для установкиавтозаправочных станцийили приобретением прав на действующие АЗС (прав собственности, аренды и т.д.) при длительных сроках их окупаемости;

- издержки выхода с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности (стоимость строительства объекта АЗС ориентировочно 50 млн. рублей, при выходе с рынка сложно возместить инвестиции, произведенные при строительстве АЗС); 

- наличие экономически оправданного минимального объема производства, обуславливающего для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения такого объема производства (эффект масштаба производства.

2) административные ограничения, в том числе:

- необходимость получения лицензии,

- экологические ограничения,

- трудности в получении земельных участков;

- ограниченное количество земельных участков для строительства АЗС;

- стандарты, предъявляемые к качеству.

3) Наличие среди действующих на розничном рынке дизельного топлива вертикально-интегрированных компаний также приводит к созданию барьеров входа на рынок.

Преодолимость барьеров входа на товарный рынок оценивается на основе сроков и величины затрат на преодоление таких барьеров. Барьеры входа на товарный рынок считаются преодолимыми, если затраты на преодоление барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок экономически оправдываются доходами (преимуществами), которые получит (предполагает получить) хозяйствующий субъект, собирающийся войти на данный товарный рынок.

Анализ существующих экономических и иных барьеров входа на рынок с точки зрения возможности хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, расширить свои производственные мощности, а также возможности потенциального продавца стать полноценным участником рынка, соотношение первоначальных затрат, существующего спроса и сроков окупаемости капитальных вложений позволяет сделать вывод о том, что сроки входа на данный рынок исчисляются, по меньшей мере, несколькими годами и барьеры входа можно охарактеризовать как высокие или труднопреодолимые.

 

IX. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ

 

Проведенный анализ розничного рынка дизельного топлива за период 01.01.2016 – 31.12.2016 в Республике Башкортостан показал, что данный рынок является высококонцентрированным.

В результате исследования рынка подтверждено доминирующее положение  Филиала ОАО АНК «Башнефть» ООО «Башнефть–Розница».

 

X. ВЫВОДЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНАЛИЗА СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ

  

Розничный рынок дизельного топлива Республики Башкортостан за период 01.01.2016 – 31.12.2016 является высоко концентрированным, конкурентная среда не развита.

Основная доля на товарном рынке в исследуемый временной период принадлежит филиалу ОАО АНК «Башнефть» «Башнефть–Розница», ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт», ООО «АЗС-КПД».

В результате исследования рынка подтверждено доминирующее положение  Филиала ОАО АНК «Башнефть» ООО «Башнефть–Розница».

Выявлено наличие барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок (экономические и административные).