Решение по делу №А-197/10-11 по признакам нарушения ОАО "Белебеевский Завод "Автонормаль" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"

Сфера деятельности: Электроэнергетика
Номер дела: А-197/10-11
Дата публикации: 25 сентября 2011, 02:00

 

РЕШЕНИЕ по делу №А-197/10-11

 

Резолютивная часть объявлена 25.08.2011г.                            г. Уфа, ул. Пушкина, 95

В полном объеме решение изготовлено 07.09.2011г.

 

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

……….              

рассмотрев дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ОАО "Белебеевский Завод "Автонормаль" (452005, РБ, г.Белебей, ул. Сыртлановой, д.1А) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в прекращении подачи напряжения на Ф№9 – резервное питание ООО "Белебеевский водоканал",

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью "Белебеевсий водоканал"  (далее ООО "Белводоканал") на действия ОАО "Белебеевский Завод "Автонормаль" (далее ОАО «БелЗан»), связанные с отключением электроэнергии.

Из письма Заявителя следует, что в соответствии с договором электроснабжения № 3046 от 01.07.2008 г. между ООО «ЭСКБ-Юг» и ООО «Белводоканал» и положением о взаимоотношениях ООО «Белебеевские городские электрические сети» и потребителем ООО «Белводоканал» электроснабжение станции подъема Усень-2 основного водоисточника города ТП 8/3 осуществляется в 2-х фидеров: Ф№8 - основное, Ф№ 9 - резервное питание. С 30.05.2011 г. по настоящее время на водозаборе отсутствует резервное электроснабжение с Ф№9, по причине исключения в новой редакции «Положения о взаимоотношениях между ООО «Белебеевские городские электрические сети» и ОАО «Белебеевский завод Автонормаль» Ф№9 как резервного источника электроснабжения водозабора. На основании новой редакции персоналом ООО «Белебеевские городские электрические сети» прекращена подача напряжения. В случае выхода из строя основного источника электроснабжения Ф № 8 ТП 8/3 прекратится водоснабжение города Белебея с объемом суточной подачи воды. Со стороны ОАО «Белебеевский завод Автонормаль» предъявляются неправомерные условия об оборудовании приборами учета эл. энергии в соответствии требованиям почасового учета, устройства автоматической передачи данных и т.д., что согласно установленных правил выполняется сетевой организацией.

Согласно информации, представленной ООО «Белебеевские городские электрические сети» (далее – ООО "БГЭС") взаимоотношения по передаче и распределению электроэнергии между двумя смежными сетевыми организациями ОАО «БелЗан» и ООО «Белебеевские горэлектросети» строятся на основании действующего положения о взаимоотношениях оперативного персонала цеха электроводоснабжения (ЦЭВС) ОАО «БелЗАН» с оперативным персоналом ООО «БГЭС» от 07.09.2010 года. ОАО «БелЗан» с 01.01.2011 года перешел на режим почасового планирования потребления электроэнергии и почасовой оплаты и осуществляет покупку электроэнергии на федеральном оптовом рынке электроэнергии. При этом ОАО «БелЗан» не были осуществлены работы по приведению точки учета электрической энергии насосной «Усень 2-2» резерв ф.9 ОАО «БелЗан» в соответствии с требованиями регламента оптового рынка электрической энергии (мощности) и в нарушение действующего Положения и раздела № 3 «Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг» утвержденных Постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004 г. ОАО «БелЗан» в одностороннем порядке исключил точку технологического присоединения насосной «Усень 2-2»( резерв ф.9 ОАО «БелЗан»). Отсутствие данной точки присоединения привело к снижению надежности резервного электроснабжения объекта жизнеобеспечения города.

Из письменного пояснения и представленной дополнительной информации ОАО «БелЗан» следует, что технические условия по резервному электроснабжению от сетей завода данной насосной станции отсутствуют. Согласно положения о взаимоотношениях между оперативным персоналом ОАО «БелЗан» и ООО "БГЭС" отпайка от фидера №9 на насосную станцию "Усень – 2 -2" находится в резерве, но данный документ не является юридическим и основополагающим документом, а является документом, определяющим взаимоотношения в части оперативных переключений. На данный момент насосная станция не отключена от отпайки фидера №9, которая является резервной точкой присоединения. В конце 2010г. решался вопрос о переходе на почасовой расчет за потребленную электроэнергию,  ОАО «БелЗан» были направлены приглашения всем лицам, потребители которых подключены к сетям ОАО «БелЗан» для решения вопроса о приведении учета в соответствии с требованиями оптового рынка электрической энергии. Однако руководство ООО "Белводоканал" проигнорировало приглашение, соответственно данная точка учета не модернизирована и не соответствует требованиям. По сообщению ОАО "БелЗан" в начале мая 2011 года директор ООО "Белводоканал" проинформировал специалистов ОАО "БелЗан" о намерении сделать резервную точку подключения (отпайку от фидера №9) основным источником питания насосной станции "Усень - 2-2". При проведении проверки технических характеристик установленного оборудования на станции "Усень – 2 -2" совместно со специалистами ООО "ЭСКБ", ООО "БГЭС", ООО "БелВодоканал" и ОАО "БелЗан", специалисты ОАО "БелЗан" не были допущены. По предварительным данным установленная мощность оборудования на насосной станции по сравнению с 2007 года возросла вдвое. Учитывая большой срок службы вводного трансформатора и его рекомендуемой нагрузки (после кап.ремонта) согласно протокола испытания в 50%, а так же то, что от фидера №9 запитаны потребители БОС (биологические очистные сооружения) и КНС (канализационная насосная станция) являющиеся объектами природоохранного назначения и обслуживающими весь город, подключение насосной станции "Усень – 2-2" не представляется возможным не только в качестве основного источника питания, но в качестве резервного. Подключение насосной станции возможно к электрическим сетям ОАО "БГЭС" по другой линии. Нарушений или несоответствий в учете и оплате за электроэнергию при подключении потребителей  ООО "Белводоканал" к сетям ООО "БГЭС" не будет, так как обе организации расчет за потребленную электроэнергию ведут по одноставочному тарифу. 05.05.2011г. с руководством ООО "Белводоканал" было решено подсоединить данную насосную станцию к фидерам №8 и №12 в качестве резервного и постоянного источников электроснабжения, принадлежащие ООО "БГЭС". Однако, руководство ООО "Белводоканал" в решении данного вопроса отказало. В мае 2011г. Администрация города обратилось с просьбой к руководству завода рассмотреть вопрос об основном источнике электроснабжения данной насосной станции с фидера №9, на что был дан ответ, что учитывая большую загруженность фидера №9 техническая возможность обеспечить основное электроснабжение от фидера №9 отсутствует. Согласно договора об оказании услуг по передаче электрической энергии сторонним потребителям через сети ОАО "БелЗан" и ООО "БашРЭС" данная точка не прописана, соответственно при оказании услуг по передаче электрической энергии по данной точке ОАО "БелЗан" не получит оплату за оказанные услуги.

Изучив все представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

Антимонопольный орган, в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" уполномочен выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения.

Согласно ч.1 ст. 25 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ "Об электроэнергетике" антимонопольное регулирование и контроль на розничном рынке электрической энергии осуществляется антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 25 Федерального закона от 26.03.2003 №35- ФЗ "Об электроэнергетике" на розничном рынке электрической энергии действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействий), которые имеют или могут иметь своим результатом ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии.

В силу части 1 ст.4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. От 08.11.2007) "О естественных монополиях" деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности в условиях естественной монополии (то есть сферой, в которой отсутствует конкуренция).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передачи электрической энергии являются сферой деятельности субъектов естественных монополий. Согласно статье 5 Федерального закона "О защите конкуренции", доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Из понятия естественной монополии, закрепленной в законе "О естественных монополиях" и понятия доминирующего положения, закрепленного законом "О защите конкуренции" следует,  что субъекты естественных монополий по сути своего положения доминируют на товарном рынке.

Во исполнения обязательств Заказчика (ООО "БашРЭС"), принятых им на основании заключенного договора с Гарантирующим поставщиком договора оказания услуг по передачи электрической энергии Потребителям электрической энергии, между ООО "БашРЭС" и ОАО "БелЗан" заключен договор №203/046-09 оказания услуг по передаче электрической энергии от 07.12.2009г., согласно которому Исполнитель (ОАО "БелЗан") обязуется оказывать Заказчику (ООО "БашРЭС") услуги по передачи электрической энергии от точек приема в сеть Исполнителя (ОАО "БелЗан") до точек поставки из сети Исполнителя (ОАО "БелЗан") путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих Исполнителю (ОАО "БелЗан") на праве собственности или на ином законном основании, а Заказчик (ООО "БашРЭС") обязуется оплачивать эти услуги.

Согласно акту балансовой принадлежности электроснабжения насосной станции "Усень-2-2" потребителем электроэнергии является ООО "Белводоканал", владельцем фидера №9 является ОАО "БелЗан". ОАО "БелЗан" транспортирует электрическую энергию (резервное питание) через свои сети и подстанции (фидер №9) до абонента ООО "Белводоканал".

Таким образом, ОАО "БелЗан" является субъектом естественной монополии в сфере услуг по передаче электрической энергии и единственным субъектом, через сети которого ООО "Белводоканал" могут получить электрическую энергию (резервное питание) на насосную станцию "Усень-2-2". Указанное позволяет сделать вывод, что ОАО "БелЗан" имеет доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии по кругу потребителей и соответственно является субъектом правонарушения. 

   В соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства от 27.12.2004 №861, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих правил, предусмотренные для сетевых организаций. Потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, а не по договорам.

В соответствии с п. 113 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 №530, перерыв в передаче электрической энергии, прекращение или ограничение режима передачи электрической энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное федеральным уполномоченным органом по технологическому, энергетическому и атомному надзору неудовлетворительное состояние энергопринимающего устройства потребителя услуг угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности. О перерыве, прекращении или ограничении передачи электрической энергии в указанных случаях сетевая организация обязана уведомить потребителя услуг в течение 3 дней с даты принятия такого решения, но не позднее чем за 24 часа до введения указанных мер.

В статье 546 Гражданского кодекса РФ закреплен исчерпывающий перечень оснований, при которых допустимо ограничение режима подачи энергии в одностороннем порядке (без согласования с абонентом):

- в целях предотвращения или ликвидации аварии;

- в случаях, когда энергетические установки абонента в результате их неудовлетворительного состояния угрожают аварией или создают угрозу жизни и здоровью граждан;

- при нарушении абонентом, являющимся юридическим лицом, обязательства по оплате энергии.

Доводы представителя ОАО "БелЗан" о том, что подключение насосной станции возможно к электрическим сетям ОАО "БГЭС" по другой линии, Управление считает необоснованными, так как  в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. В связи с этим, ООО "Белводоканал" не может получить резервное электроснабжение с другого фидера.

Из письма ОАО "БелЗан" под №0230-41 от 06.05.2011г., адресованное ООО "Белводоканал", следует, что для решения вопроса по резервному электроснабжению насосной станции "Усень-2-2"  ОАО "БелЗан" требует от ООО "Белводоканал" рассмотреть вопрос приведения учета электрической энергии, а именно: оборудовать данную точку соответствующими приборами учета электрической энергии; установить устройство автоматической передачи данных о почасовом ежесуточном потреблении элеткроэнергии; внести дополнения в существующий проект Альфа-Центр; согласовать эти изменения во ВНИИМС и ОАО "АТС". И только после гарантии о выполнении этих условий ОАО "БелЗан" рассмотрит вопрос об электроснабжении насосной станции ООО "Белводоканал".

В ходе рассмотрения заявления и представленных вместе с ним документов в действиях ОАО "БелЗан", доминирующего на рынке услуг по передаче электроэнергии по кругу потребителей, расположенных в границах (зоне) расположения электросетевого хозяйства ООО "Белводоканал" насосной станции "Усень-2-2", комиссия Башкортостанского УФАС России, исследовав нормативные правовые акты в сфере электроэнергетики, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства и доводы лиц, усмотрело нарушение п.4 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части злоупотребление доминирующим положением, которые выразились:

- в угрозе отключения электроэнергии объектов электросетевого хозяйства ООО "Белводоканал" (насосной станции "Усень-2-2");

- в незаконном требовании условий о приведении учета электрической энергии, а именно: оборудовать данную точку соответствующими приборами учета электрической энергии; установить устройство автоматической передачи данных о почасовом ежесуточном потреблении элеткроэнергии; внести дополнения в существующий проект Альфа-Центр; согласовать эти изменения во ВНИИМС и ОАО "АТС", согласно ст.210 ГК РФ, в соответствии с которой следует, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

В соответствии с Постановлением Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 №30 "О некоторых вопросах, возникающих, в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

пункт 4-экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

На комиссии Башкортостанского УФАС России было установлено, что в результате действий ОАО "БелЗан" ущерба ООО "Белводоканал"  нанесено не было.

На основании изложенного, руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, чч. 1 - 4 ст.41, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ОАО "Белебеевский Завод "Автонормаль" (452005, РБ, г.Белебей, ул. Сыртлановой, д.1А) нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ОАО "Белебеевский Завод "Автонормаль" (452005, РБ, г.Белебей, ул. Сыртлановой, д.1А) обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии                                                      

 

Члены Комиссии:                                                                

                       

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

stdClass Object ( [vid] => 7613 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №А-197/10-11 по признакам нарушения ОАО "Белебеевский Завод "Автонормаль" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7613 [type] => solution [language] => ru [created] => 1323681113 [changed] => 1370522184 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370522184 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ по делу №А-197/10-11

 

Резолютивная часть объявлена 25.08.2011г.                            г. Уфа, ул. Пушкина, 95

В полном объеме решение изготовлено 07.09.2011г.

 

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

……….              

рассмотрев дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ОАО "Белебеевский Завод "Автонормаль" (452005, РБ, г.Белебей, ул. Сыртлановой, д.1А) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в прекращении подачи напряжения на Ф№9 – резервное питание ООО "Белебеевский водоканал",

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью "Белебеевсий водоканал"  (далее ООО "Белводоканал") на действия ОАО "Белебеевский Завод "Автонормаль" (далее ОАО «БелЗан»), связанные с отключением электроэнергии.

Из письма Заявителя следует, что в соответствии с договором электроснабжения № 3046 от 01.07.2008 г. между ООО «ЭСКБ-Юг» и ООО «Белводоканал» и положением о взаимоотношениях ООО «Белебеевские городские электрические сети» и потребителем ООО «Белводоканал» электроснабжение станции подъема Усень-2 основного водоисточника города ТП 8/3 осуществляется в 2-х фидеров: Ф№8 - основное, Ф№ 9 - резервное питание. С 30.05.2011 г. по настоящее время на водозаборе отсутствует резервное электроснабжение с Ф№9, по причине исключения в новой редакции «Положения о взаимоотношениях между ООО «Белебеевские городские электрические сети» и ОАО «Белебеевский завод Автонормаль» Ф№9 как резервного источника электроснабжения водозабора. На основании новой редакции персоналом ООО «Белебеевские городские электрические сети» прекращена подача напряжения. В случае выхода из строя основного источника электроснабжения Ф № 8 ТП 8/3 прекратится водоснабжение города Белебея с объемом суточной подачи воды. Со стороны ОАО «Белебеевский завод Автонормаль» предъявляются неправомерные условия об оборудовании приборами учета эл. энергии в соответствии требованиям почасового учета, устройства автоматической передачи данных и т.д., что согласно установленных правил выполняется сетевой организацией.

Согласно информации, представленной ООО «Белебеевские городские электрические сети» (далее – ООО "БГЭС") взаимоотношения по передаче и распределению электроэнергии между двумя смежными сетевыми организациями ОАО «БелЗан» и ООО «Белебеевские горэлектросети» строятся на основании действующего положения о взаимоотношениях оперативного персонала цеха электроводоснабжения (ЦЭВС) ОАО «БелЗАН» с оперативным персоналом ООО «БГЭС» от 07.09.2010 года. ОАО «БелЗан» с 01.01.2011 года перешел на режим почасового планирования потребления электроэнергии и почасовой оплаты и осуществляет покупку электроэнергии на федеральном оптовом рынке электроэнергии. При этом ОАО «БелЗан» не были осуществлены работы по приведению точки учета электрической энергии насосной «Усень 2-2» резерв ф.9 ОАО «БелЗан» в соответствии с требованиями регламента оптового рынка электрической энергии (мощности) и в нарушение действующего Положения и раздела № 3 «Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг» утвержденных Постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004 г. ОАО «БелЗан» в одностороннем порядке исключил точку технологического присоединения насосной «Усень 2-2»( резерв ф.9 ОАО «БелЗан»). Отсутствие данной точки присоединения привело к снижению надежности резервного электроснабжения объекта жизнеобеспечения города.

Из письменного пояснения и представленной дополнительной информации ОАО «БелЗан» следует, что технические условия по резервному электроснабжению от сетей завода данной насосной станции отсутствуют. Согласно положения о взаимоотношениях между оперативным персоналом ОАО «БелЗан» и ООО "БГЭС" отпайка от фидера №9 на насосную станцию "Усень – 2 -2" находится в резерве, но данный документ не является юридическим и основополагающим документом, а является документом, определяющим взаимоотношения в части оперативных переключений. На данный момент насосная станция не отключена от отпайки фидера №9, которая является резервной точкой присоединения. В конце 2010г. решался вопрос о переходе на почасовой расчет за потребленную электроэнергию,  ОАО «БелЗан» были направлены приглашения всем лицам, потребители которых подключены к сетям ОАО «БелЗан» для решения вопроса о приведении учета в соответствии с требованиями оптового рынка электрической энергии. Однако руководство ООО "Белводоканал" проигнорировало приглашение, соответственно данная точка учета не модернизирована и не соответствует требованиям. По сообщению ОАО "БелЗан" в начале мая 2011 года директор ООО "Белводоканал" проинформировал специалистов ОАО "БелЗан" о намерении сделать резервную точку подключения (отпайку от фидера №9) основным источником питания насосной станции "Усень - 2-2". При проведении проверки технических характеристик установленного оборудования на станции "Усень – 2 -2" совместно со специалистами ООО "ЭСКБ", ООО "БГЭС", ООО "БелВодоканал" и ОАО "БелЗан", специалисты ОАО "БелЗан" не были допущены. По предварительным данным установленная мощность оборудования на насосной станции по сравнению с 2007 года возросла вдвое. Учитывая большой срок службы вводного трансформатора и его рекомендуемой нагрузки (после кап.ремонта) согласно протокола испытания в 50%, а так же то, что от фидера №9 запитаны потребители БОС (биологические очистные сооружения) и КНС (канализационная насосная станция) являющиеся объектами природоохранного назначения и обслуживающими весь город, подключение насосной станции "Усень – 2-2" не представляется возможным не только в качестве основного источника питания, но в качестве резервного. Подключение насосной станции возможно к электрическим сетям ОАО "БГЭС" по другой линии. Нарушений или несоответствий в учете и оплате за электроэнергию при подключении потребителей  ООО "Белводоканал" к сетям ООО "БГЭС" не будет, так как обе организации расчет за потребленную электроэнергию ведут по одноставочному тарифу. 05.05.2011г. с руководством ООО "Белводоканал" было решено подсоединить данную насосную станцию к фидерам №8 и №12 в качестве резервного и постоянного источников электроснабжения, принадлежащие ООО "БГЭС". Однако, руководство ООО "Белводоканал" в решении данного вопроса отказало. В мае 2011г. Администрация города обратилось с просьбой к руководству завода рассмотреть вопрос об основном источнике электроснабжения данной насосной станции с фидера №9, на что был дан ответ, что учитывая большую загруженность фидера №9 техническая возможность обеспечить основное электроснабжение от фидера №9 отсутствует. Согласно договора об оказании услуг по передаче электрической энергии сторонним потребителям через сети ОАО "БелЗан" и ООО "БашРЭС" данная точка не прописана, соответственно при оказании услуг по передаче электрической энергии по данной точке ОАО "БелЗан" не получит оплату за оказанные услуги.

Изучив все представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

Антимонопольный орган, в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" уполномочен выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения.

Согласно ч.1 ст. 25 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ "Об электроэнергетике" антимонопольное регулирование и контроль на розничном рынке электрической энергии осуществляется антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 25 Федерального закона от 26.03.2003 №35- ФЗ "Об электроэнергетике" на розничном рынке электрической энергии действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействий), которые имеют или могут иметь своим результатом ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии.

В силу части 1 ст.4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. От 08.11.2007) "О естественных монополиях" деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности в условиях естественной монополии (то есть сферой, в которой отсутствует конкуренция).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передачи электрической энергии являются сферой деятельности субъектов естественных монополий. Согласно статье 5 Федерального закона "О защите конкуренции", доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Из понятия естественной монополии, закрепленной в законе "О естественных монополиях" и понятия доминирующего положения, закрепленного законом "О защите конкуренции" следует,  что субъекты естественных монополий по сути своего положения доминируют на товарном рынке.

Во исполнения обязательств Заказчика (ООО "БашРЭС"), принятых им на основании заключенного договора с Гарантирующим поставщиком договора оказания услуг по передачи электрической энергии Потребителям электрической энергии, между ООО "БашРЭС" и ОАО "БелЗан" заключен договор №203/046-09 оказания услуг по передаче электрической энергии от 07.12.2009г., согласно которому Исполнитель (ОАО "БелЗан") обязуется оказывать Заказчику (ООО "БашРЭС") услуги по передачи электрической энергии от точек приема в сеть Исполнителя (ОАО "БелЗан") до точек поставки из сети Исполнителя (ОАО "БелЗан") путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих Исполнителю (ОАО "БелЗан") на праве собственности или на ином законном основании, а Заказчик (ООО "БашРЭС") обязуется оплачивать эти услуги.

Согласно акту балансовой принадлежности электроснабжения насосной станции "Усень-2-2" потребителем электроэнергии является ООО "Белводоканал", владельцем фидера №9 является ОАО "БелЗан". ОАО "БелЗан" транспортирует электрическую энергию (резервное питание) через свои сети и подстанции (фидер №9) до абонента ООО "Белводоканал".

Таким образом, ОАО "БелЗан" является субъектом естественной монополии в сфере услуг по передаче электрической энергии и единственным субъектом, через сети которого ООО "Белводоканал" могут получить электрическую энергию (резервное питание) на насосную станцию "Усень-2-2". Указанное позволяет сделать вывод, что ОАО "БелЗан" имеет доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии по кругу потребителей и соответственно является субъектом правонарушения. 

   В соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства от 27.12.2004 №861, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих правил, предусмотренные для сетевых организаций. Потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, а не по договорам.

В соответствии с п. 113 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 №530, перерыв в передаче электрической энергии, прекращение или ограничение режима передачи электрической энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное федеральным уполномоченным органом по технологическому, энергетическому и атомному надзору неудовлетворительное состояние энергопринимающего устройства потребителя услуг угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности. О перерыве, прекращении или ограничении передачи электрической энергии в указанных случаях сетевая организация обязана уведомить потребителя услуг в течение 3 дней с даты принятия такого решения, но не позднее чем за 24 часа до введения указанных мер.

В статье 546 Гражданского кодекса РФ закреплен исчерпывающий перечень оснований, при которых допустимо ограничение режима подачи энергии в одностороннем порядке (без согласования с абонентом):

- в целях предотвращения или ликвидации аварии;

- в случаях, когда энергетические установки абонента в результате их неудовлетворительного состояния угрожают аварией или создают угрозу жизни и здоровью граждан;

- при нарушении абонентом, являющимся юридическим лицом, обязательства по оплате энергии.

Доводы представителя ОАО "БелЗан" о том, что подключение насосной станции возможно к электрическим сетям ОАО "БГЭС" по другой линии, Управление считает необоснованными, так как  в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. В связи с этим, ООО "Белводоканал" не может получить резервное электроснабжение с другого фидера.

Из письма ОАО "БелЗан" под №0230-41 от 06.05.2011г., адресованное ООО "Белводоканал", следует, что для решения вопроса по резервному электроснабжению насосной станции "Усень-2-2"  ОАО "БелЗан" требует от ООО "Белводоканал" рассмотреть вопрос приведения учета электрической энергии, а именно: оборудовать данную точку соответствующими приборами учета электрической энергии; установить устройство автоматической передачи данных о почасовом ежесуточном потреблении элеткроэнергии; внести дополнения в существующий проект Альфа-Центр; согласовать эти изменения во ВНИИМС и ОАО "АТС". И только после гарантии о выполнении этих условий ОАО "БелЗан" рассмотрит вопрос об электроснабжении насосной станции ООО "Белводоканал".

В ходе рассмотрения заявления и представленных вместе с ним документов в действиях ОАО "БелЗан", доминирующего на рынке услуг по передаче электроэнергии по кругу потребителей, расположенных в границах (зоне) расположения электросетевого хозяйства ООО "Белводоканал" насосной станции "Усень-2-2", комиссия Башкортостанского УФАС России, исследовав нормативные правовые акты в сфере электроэнергетики, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства и доводы лиц, усмотрело нарушение п.4 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части злоупотребление доминирующим положением, которые выразились:

- в угрозе отключения электроэнергии объектов электросетевого хозяйства ООО "Белводоканал" (насосной станции "Усень-2-2");

- в незаконном требовании условий о приведении учета электрической энергии, а именно: оборудовать данную точку соответствующими приборами учета электрической энергии; установить устройство автоматической передачи данных о почасовом ежесуточном потреблении элеткроэнергии; внести дополнения в существующий проект Альфа-Центр; согласовать эти изменения во ВНИИМС и ОАО "АТС", согласно ст.210 ГК РФ, в соответствии с которой следует, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

В соответствии с Постановлением Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 №30 "О некоторых вопросах, возникающих, в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

пункт 4-экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

На комиссии Башкортостанского УФАС России было установлено, что в результате действий ОАО "БелЗан" ущерба ООО "Белводоканал"  нанесено не было.

На основании изложенного, руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, чч. 1 - 4 ст.41, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ОАО "Белебеевский Завод "Автонормаль" (452005, РБ, г.Белебей, ул. Сыртлановой, д.1А) нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ОАО "Белебеевский Завод "Автонормаль" (452005, РБ, г.Белебей, ул. Сыртлановой, д.1А) обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии                                                      

 

Члены Комиссии:                                                                

                       

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ по делу №А-197/10-11

 

Резолютивная часть объявлена 25.08.2011г.                            г. Уфа, ул. Пушкина, 95

В полном объеме решение изготовлено 07.09.2011г.

 

Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

……….              

рассмотрев дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ОАО "Белебеевский Завод "Автонормаль" (452005, РБ, г.Белебей, ул. Сыртлановой, д.1А) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в прекращении подачи напряжения на Ф№9 – резервное питание ООО "Белебеевский водоканал",

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью "Белебеевсий водоканал"  (далее ООО "Белводоканал") на действия ОАО "Белебеевский Завод "Автонормаль" (далее ОАО «БелЗан»), связанные с отключением электроэнергии.

Из письма Заявителя следует, что в соответствии с договором электроснабжения № 3046 от 01.07.2008 г. между ООО «ЭСКБ-Юг» и ООО «Белводоканал» и положением о взаимоотношениях ООО «Белебеевские городские электрические сети» и потребителем ООО «Белводоканал» электроснабжение станции подъема Усень-2 основного водоисточника города ТП 8/3 осуществляется в 2-х фидеров: Ф№8 - основное, Ф№ 9 - резервное питание. С 30.05.2011 г. по настоящее время на водозаборе отсутствует резервное электроснабжение с Ф№9, по причине исключения в новой редакции «Положения о взаимоотношениях между ООО «Белебеевские городские электрические сети» и ОАО «Белебеевский завод Автонормаль» Ф№9 как резервного источника электроснабжения водозабора. На основании новой редакции персоналом ООО «Белебеевские городские электрические сети» прекращена подача напряжения. В случае выхода из строя основного источника электроснабжения Ф № 8 ТП 8/3 прекратится водоснабжение города Белебея с объемом суточной подачи воды. Со стороны ОАО «Белебеевский завод Автонормаль» предъявляются неправомерные условия об оборудовании приборами учета эл. энергии в соответствии требованиям почасового учета, устройства автоматической передачи данных и т.д., что согласно установленных правил выполняется сетевой организацией.

Согласно информации, представленной ООО «Белебеевские городские электрические сети» (далее – ООО "БГЭС") взаимоотношения по передаче и распределению электроэнергии между двумя смежными сетевыми организациями ОАО «БелЗан» и ООО «Белебеевские горэлектросети» строятся на основании действующего положения о взаимоотношениях оперативного персонала цеха электроводоснабжения (ЦЭВС) ОАО «БелЗАН» с оперативным персоналом ООО «БГЭС» от 07.09.2010 года. ОАО «БелЗан» с 01.01.2011 года перешел на режим почасового планирования потребления электроэнергии и почасовой оплаты и осуществляет покупку электроэнергии на федеральном оптовом рынке электроэнергии. При этом ОАО «БелЗан» не были осуществлены работы по приведению точки учета электрической энергии насосной «Усень 2-2» резерв ф.9 ОАО «БелЗан» в соответствии с требованиями регламента оптового рынка электрической энергии (мощности) и в нарушение действующего Положения и раздела № 3 «Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг» утвержденных Постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004 г. ОАО «БелЗан» в одностороннем порядке исключил точку технологического присоединения насосной «Усень 2-2»( резерв ф.9 ОАО «БелЗан»). Отсутствие данной точки присоединения привело к снижению надежности резервного электроснабжения объекта жизнеобеспечения города.

Из письменного пояснения и представленной дополнительной информации ОАО «БелЗан» следует, что технические условия по резервному электроснабжению от сетей завода данной насосной станции отсутствуют. Согласно положения о взаимоотношениях между оперативным персоналом ОАО «БелЗан» и ООО "БГЭС" отпайка от фидера №9 на насосную станцию "Усень – 2 -2" находится в резерве, но данный документ не является юридическим и основополагающим документом, а является документом, определяющим взаимоотношения в части оперативных переключений. На данный момент насосная станция не отключена от отпайки фидера №9, которая является резервной точкой присоединения. В конце 2010г. решался вопрос о переходе на почасовой расчет за потребленную электроэнергию,  ОАО «БелЗан» были направлены приглашения всем лицам, потребители которых подключены к сетям ОАО «БелЗан» для решения вопроса о приведении учета в соответствии с требованиями оптового рынка электрической энергии. Однако руководство ООО "Белводоканал" проигнорировало приглашение, соответственно данная точка учета не модернизирована и не соответствует требованиям. По сообщению ОАО "БелЗан" в начале мая 2011 года директор ООО "Белводоканал" проинформировал специалистов ОАО "БелЗан" о намерении сделать резервную точку подключения (отпайку от фидера №9) основным источником питания насосной станции "Усень - 2-2". При проведении проверки технических характеристик установленного оборудования на станции "Усень – 2 -2" совместно со специалистами ООО "ЭСКБ", ООО "БГЭС", ООО "БелВодоканал" и ОАО "БелЗан", специалисты ОАО "БелЗан" не были допущены. По предварительным данным установленная мощность оборудования на насосной станции по сравнению с 2007 года возросла вдвое. Учитывая большой срок службы вводного трансформатора и его рекомендуемой нагрузки (после кап.ремонта) согласно протокола испытания в 50%, а так же то, что от фидера №9 запитаны потребители БОС (биологические очистные сооружения) и КНС (канализационная насосная станция) являющиеся объектами природоохранного назначения и обслуживающими весь город, подключение насосной станции "Усень – 2-2" не представляется возможным не только в качестве основного источника питания, но в качестве резервного. Подключение насосной станции возможно к электрическим сетям ОАО "БГЭС" по другой линии. Нарушений или несоответствий в учете и оплате за электроэнергию при подключении потребителей  ООО "Белводоканал" к сетям ООО "БГЭС" не будет, так как обе организации расчет за потребленную электроэнергию ведут по одноставочному тарифу. 05.05.2011г. с руководством ООО "Белводоканал" было решено подсоединить данную насосную станцию к фидерам №8 и №12 в качестве резервного и постоянного источников электроснабжения, принадлежащие ООО "БГЭС". Однако, руководство ООО "Белводоканал" в решении данного вопроса отказало. В мае 2011г. Администрация города обратилось с просьбой к руководству завода рассмотреть вопрос об основном источнике электроснабжения данной насосной станции с фидера №9, на что был дан ответ, что учитывая большую загруженность фидера №9 техническая возможность обеспечить основное электроснабжение от фидера №9 отсутствует. Согласно договора об оказании услуг по передаче электрической энергии сторонним потребителям через сети ОАО "БелЗан" и ООО "БашРЭС" данная точка не прописана, соответственно при оказании услуг по передаче электрической энергии по данной точке ОАО "БелЗан" не получит оплату за оказанные услуги.

Изучив все представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

Антимонопольный орган, в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" уполномочен выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения.

Согласно ч.1 ст. 25 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ "Об электроэнергетике" антимонопольное регулирование и контроль на розничном рынке электрической энергии осуществляется антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 25 Федерального закона от 26.03.2003 №35- ФЗ "Об электроэнергетике" на розничном рынке электрической энергии действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействий), которые имеют или могут иметь своим результатом ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии.

В силу части 1 ст.4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. От 08.11.2007) "О естественных монополиях" деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности в условиях естественной монополии (то есть сферой, в которой отсутствует конкуренция).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передачи электрической энергии являются сферой деятельности субъектов естественных монополий. Согласно статье 5 Федерального закона "О защите конкуренции", доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Из понятия естественной монополии, закрепленной в законе "О естественных монополиях" и понятия доминирующего положения, закрепленного законом "О защите конкуренции" следует,  что субъекты естественных монополий по сути своего положения доминируют на товарном рынке.

Во исполнения обязательств Заказчика (ООО "БашРЭС"), принятых им на основании заключенного договора с Гарантирующим поставщиком договора оказания услуг по передачи электрической энергии Потребителям электрической энергии, между ООО "БашРЭС" и ОАО "БелЗан" заключен договор №203/046-09 оказания услуг по передаче электрической энергии от 07.12.2009г., согласно которому Исполнитель (ОАО "БелЗан") обязуется оказывать Заказчику (ООО "БашРЭС") услуги по передачи электрической энергии от точек приема в сеть Исполнителя (ОАО "БелЗан") до точек поставки из сети Исполнителя (ОАО "БелЗан") путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих Исполнителю (ОАО "БелЗан") на праве собственности или на ином законном основании, а Заказчик (ООО "БашРЭС") обязуется оплачивать эти услуги.

Согласно акту балансовой принадлежности электроснабжения насосной станции "Усень-2-2" потребителем электроэнергии является ООО "Белводоканал", владельцем фидера №9 является ОАО "БелЗан". ОАО "БелЗан" транспортирует электрическую энергию (резервное питание) через свои сети и подстанции (фидер №9) до абонента ООО "Белводоканал".

Таким образом, ОАО "БелЗан" является субъектом естественной монополии в сфере услуг по передаче электрической энергии и единственным субъектом, через сети которого ООО "Белводоканал" могут получить электрическую энергию (резервное питание) на насосную станцию "Усень-2-2". Указанное позволяет сделать вывод, что ОАО "БелЗан" имеет доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии по кругу потребителей и соответственно является субъектом правонарушения. 

   В соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства от 27.12.2004 №861, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих правил, предусмотренные для сетевых организаций. Потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, а не по договорам.

В соответствии с п. 113 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 №530, перерыв в передаче электрической энергии, прекращение или ограничение режима передачи электрической энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное федеральным уполномоченным органом по технологическому, энергетическому и атомному надзору неудовлетворительное состояние энергопринимающего устройства потребителя услуг угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности. О перерыве, прекращении или ограничении передачи электрической энергии в указанных случаях сетевая организация обязана уведомить потребителя услуг в течение 3 дней с даты принятия такого решения, но не позднее чем за 24 часа до введения указанных мер.

В статье 546 Гражданского кодекса РФ закреплен исчерпывающий перечень оснований, при которых допустимо ограничение режима подачи энергии в одностороннем порядке (без согласования с абонентом):

- в целях предотвращения или ликвидации аварии;

- в случаях, когда энергетические установки абонента в результате их неудовлетворительного состояния угрожают аварией или создают угрозу жизни и здоровью граждан;

- при нарушении абонентом, являющимся юридическим лицом, обязательства по оплате энергии.

Доводы представителя ОАО "БелЗан" о том, что подключение насосной станции возможно к электрическим сетям ОАО "БГЭС" по другой линии, Управление считает необоснованными, так как  в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. В связи с этим, ООО "Белводоканал" не может получить резервное электроснабжение с другого фидера.

Из письма ОАО "БелЗан" под №0230-41 от 06.05.2011г., адресованное ООО "Белводоканал", следует, что для решения вопроса по резервному электроснабжению насосной станции "Усень-2-2"  ОАО "БелЗан" требует от ООО "Белводоканал" рассмотреть вопрос приведения учета электрической энергии, а именно: оборудовать данную точку соответствующими приборами учета электрической энергии; установить устройство автоматической передачи данных о почасовом ежесуточном потреблении элеткроэнергии; внести дополнения в существующий проект Альфа-Центр; согласовать эти изменения во ВНИИМС и ОАО "АТС". И только после гарантии о выполнении этих условий ОАО "БелЗан" рассмотрит вопрос об электроснабжении насосной станции ООО "Белводоканал".

В ходе рассмотрения заявления и представленных вместе с ним документов в действиях ОАО "БелЗан", доминирующего на рынке услуг по передаче электроэнергии по кругу потребителей, расположенных в границах (зоне) расположения электросетевого хозяйства ООО "Белводоканал" насосной станции "Усень-2-2", комиссия Башкортостанского УФАС России, исследовав нормативные правовые акты в сфере электроэнергетики, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства и доводы лиц, усмотрело нарушение п.4 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части злоупотребление доминирующим положением, которые выразились:

- в угрозе отключения электроэнергии объектов электросетевого хозяйства ООО "Белводоканал" (насосной станции "Усень-2-2");

- в незаконном требовании условий о приведении учета электрической энергии, а именно: оборудовать данную точку соответствующими приборами учета электрической энергии; установить устройство автоматической передачи данных о почасовом ежесуточном потреблении элеткроэнергии; внести дополнения в существующий проект Альфа-Центр; согласовать эти изменения во ВНИИМС и ОАО "АТС", согласно ст.210 ГК РФ, в соответствии с которой следует, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

В соответствии с Постановлением Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 №30 "О некоторых вопросах, возникающих, в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

пункт 4-экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

На комиссии Башкортостанского УФАС России было установлено, что в результате действий ОАО "БелЗан" ущерба ООО "Белводоканал"  нанесено не было.

На основании изложенного, руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, чч. 1 - 4 ст.41, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Башкортостанского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ОАО "Белебеевский Завод "Автонормаль" (452005, РБ, г.Белебей, ул. Сыртлановой, д.1А) нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ОАО "Белебеевский Завод "Автонормаль" (452005, РБ, г.Белебей, ул. Сыртлановой, д.1А) обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии                                                      

 

Члены Комиссии:                                                                

                       

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => А-197/10-11 [format] => [safe_value] => А-197/10-11 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>
[format] => full_html [safe_value] =>

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 1 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 1 [vid] => 6 [name] => Электроэнергетика [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-09-24 20:00:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-08-24 20:00:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1323681113 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Башкортостанское УФАС России )