Отчет Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по итогам работы за 2012 год

Категория отчета: Статистика и отчеты

 

Раздел I. Антимонопольный контроль

 

1.1. Практика выявления и пресечения нарушений Федерального закона «О защите конкуренции (далее - Закон «О защите конкуренции»)

 

1.1.1. Практика выявления и пресечения нарушений Закона «О защите конкуренции» в виде злоупотребления хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке (статья 10 Закона «О защите конкуренции»)

В 2012 году выявлено 84 нарушения статьи 10 Закона "О защите конкуренции" (в 2011 году – 69 нарушений).

Виды нарушений:

установление, поддержание монопольно высокой цены товара – 1 нарушение;

навязывание невыгодных условий договора – 19 нарушений;

необоснованное сокращение или прекращение производства товара – 14 нарушений;

необоснованный отказ от заключения договора – 15 нарушений;

необоснованное установление различных цен (тарифов) на один товар – 2 нарушения;

создание дискриминационных условий – 7 нарушений;

создание препятствий доступу на рынок, выходу с рынка – 2 нарушения;

нарушение порядка ценообразования – 7 нарушений;

прочие нарушения – 17 нарушений.

Наиболее характерное нарушение – навязывание невыгодных условий договора (22,6 % выявленных нарушений статьи 10 Закона "О защите конкуренции"). В 2011 году - необоснованное сокращение или прекращение производства товара (30,4 % выявленных нарушений статьи 10 Закона "О защите конкуренции"). В 2010 году - создание препятствий доступу на рынок, выходу с рынка (47,5 % выявленных нарушений статьи 10 Закона "О защите конкуренции"). В 2009, 2008 годах наиболее характерное нарушение - навязывание невыгодных условий договора.

Доля остальных выявленных нарушений статьи 10 Закона "О защите конкуренции" составила:

установление, поддержание монопольно высокой цены товара – 1,2%;

необоснованное сокращение или прекращение производства товара – 16,7%;

необоснованный отказ от заключения договора – 17,9%;

необоснованное установление различных цен (тарифов) на один товар – 2,4%;

создание дискриминационных условий – 8,4%;

создание препятствий доступу на рынок, выходу с рынка – 2,4%;

нарушение порядка ценообразования – 8,4%;

прочие нарушения – 20%.

Одно из изменений, внесенных "третьим антимонопольным пакетом" в Федеральный закон "О защите конкуренции", – предоставление права антимонопольному органу выдавать хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства - злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в навязывании невыгодных условий договора или необоснованном отказе от заключения договора.

За 2012 год выдано 41 предупреждение по пунктам 3, 5 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", из них по пункту 3 – 22 предупреждения, по пункту 5 – 19 предупреждений.

Из 22 предупреждений, выданных по пункту 3 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», 17 предупреждений выполнено, 3 предупреждения -  в стадии выполнения и по 2-м невыполненным предупреждениям возбуждены дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Из 19 предупреждений, выданных по пункту 5 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», 13 предупреждений выполнено, 4 предупреждения - в стадии исполнения и по 2-м невыполненным предупреждениям возбуждены дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

1.1.2. Практика пресечения соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 11 Закона «О защите конкуренции»)

В 2012 году выявлено 5 нарушений статьи 11 Закона "О защите конкуренции" и возбуждено 5 дел по признакам нарушения статьи 11 Закона "О защите конкуренции" (в 2011 году - 17 нарушений и 19 дел).

Распределение выявленных нарушений и возбужденных дел по признакам нарушений статьи 11 в разрезе видов нарушений:

установление или поддержание цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок – 1 нарушение и 1 дело;

повышение, снижение или поддержание цен на торгах – 1 нарушение и 1 дело;

раздел товарного рынка – 1 нарушение и 1 дело;

создание препятствий доступу на рынок, выходу с рынка – 2 нарушения и 2 дела.

 

1.1.3. Практика пресечения согласованных действий хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 11.1 Закона «О защите конкуренции»)

В 2012 году не выявлены факты нарушений статьи 11.1 Закона "О защите конкуренции", не поступали заявления и не возбуждались дела по признакам нарушения статьи 11.1 Закона "О защите конкуренции".  

 

1.1.4. Пресечение недобросовестной конкуренции (статья 14 Закона «О защите конкуренции»)

В 2012 году выявлено 30 нарушений статьи 14 Закона "О защите конкуренции" (в 2011 году – 42 нарушения).

Распределение выявленных нарушений по видам нарушений:

распространение ложных сведений – 5 нарушений;

введение потребителей в заблуждение – 14 нарушений;

продажа товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности – 6 нарушений;

приобретение и использование исключительного права на средства индивидуализации – 1 нарушение;

прочие нарушения – 4 нарушения.

 

1.1.5. Выявление и пресечение актов и действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 15 Закона «О защите конкуренции»)

В 2012 году затронуты антиконкурентными актами и действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации следующие сферы:

лесное хозяйство;

жилищное строительство, в том числе при предоставлении земельных участков с целью жилищного строительства;

жилищно-коммунальное хозяйство;

торговля, общественное питание, бытовое обслуживание;

операции с недвижимым имуществом, включая землю.

В 2012 году выявлено 146 нарушений статьи 15 Закона "О защите конкуренции" (в 2011 году – 107 нарушений).

Структура выявленных нарушений статьи 15 Закона "О защите конкуренции" по видам нарушений:

необоснованное препятствование осуществлению деятельности х/с – 69 нарушений;

установление ограничений в выборе продавцов – 2 нарушения;

незаконное предоставление государственной или муниципальной преференции – 37 нарушений;

незаконное установление или взимание платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг – 33 нарушения;

наделение х/с властными функциями – 4 нарушения;

прочие нарушения – 1 нарушение.

В 2012 году Башкортостанским УФАС России возбуждено 161 дело по признакам нарушения статьи 15 Закона "О защите конкуренции" при 136 дел в 2011 году, по сравнению с 2011 годом данный рост составил 18%. Увеличение количества возбужденных дел связано с ростом обращений, поступающих в антимонопольный орган, на действия органов исполнительной власти республики, органов местного самоуправления при предоставлении муниципальных услуг и т.д.

В 2012 году в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства Управлением прекращено 18 дел, что на 62% меньше, чем в 2011 году. т.е. 11% от общего количества возбужденных дел. В 2011 году прекращено 29 дел, соотношение прекращенных и возбужденных дел составляло 21%.

В 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличилось количество принятых решений (дел) об установлении факта нарушения антимонопольного законодательства. Если в 2011 году таких решений было 107, то в 2012 – 143 или на 34% больше, чем в предыдущем году.

По итогам рассмотрения антимонопольных дел выдано 120 предписаний о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и совершение действий, направленных на обеспечение конкуренции (в 2011 году – 95 предписаний), из них исполнено 114 предписаний, 6 предписаний находятся в стадии исполнения, т.к. обжалуются в судебном порядке. Данный показатель также свидетельствует об увеличении на 26% выданных предписаний и повышении качества рассмотрения дел.

Вместе с тем, по сравнению с 2011 годом показатель соотношения количества выданных предписаний на количество дел, в которых установлены нарушения антимонопольного законодательства, снизился с 89% до 84%. Это связано с увеличением числа дел, в процессе рассмотрения которых нарушения антимонопольного законодательства добровольно устранены. Если в 2011 году количество добровольно устраненных нарушений составило 14, то в 2012 году – 25, что на 78,6% больше, чем в предыдущем году. 

В 2012 году выросло количество обращений о признаках нарушения антимонопольного законодательства с 25 в 2011 году до 138. Основные темы поступающих обращений также связаны с предоставлением государственных и муниципальных услуг, взиманием дополнительной платы и документов, непредусмотренных законодательством при предоставлении таких услуг, нарушения при выделении земельных участков и т.д..

В 2012 году снизилось количество дел, возбужденных по инициативе Управления, со 111 дел до 26 дел по сравнению с 2011 годом. Это объясняется прежде всего снижением числа запланированных и проведенных проверок

В 2012 году наблюдается тенденция увеличения числа нарушений при предоставлении государственных и муниципальных услуг, что в, первую очередь, связано со вступлением в силу ряда положений Федерального закона №210-ФЗ, предусматривающих оказание  государственных и муниципальных услуг в соответствии с утвержденными административными регламентами предоставления таких услуг и в соответствии с разработанными Перечнями государственных и (или) муниципальных услуг, изменением юридического статуса отдельных учреждений, то есть тенденция выявленных нарушений антимонопольного законодательства смещается в сторону нарушений при предоставлении государственных и муниципальных услуг, в частности, при взимании платы, не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг.

Остается актуальным соблюдение требований антимонопольного законодательства при предоставлении органами местного самоуправления и исполнительными органами республики земельных участков для целей жилищного строительства. Земельные участки, выделенные для вышеуказанных целей, предоставлялись без проведения торгов. Доля таких нарушений в 2012 году составила более 10% от общего количества таких дел.

Башкортостанским УФАС России в 2012 году проанализировано 11071 нормативный правовой акт органов исполнительной власти Республики Башкортостан и органов местного самоуправления и выявлено 45 актов, нарушающих антимонопольное законодательство, по выявленным актам возбуждаются дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (часть возбужденных дел находится в стадии рассмотрения).

 

1.1.6. Выявление и пресечение соглашений и согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 16 Закона «О защите конкуренции»)

В 2012 году выявлено 9 нарушений статьи 16 Закона "О защите конкуренции" (в 2011 году – 11 нарушений).

Структура выявленных нарушений статьи 16 по видам нарушений:

раздел товарного рынка – 1 нарушение;

ограничение доступа на рынок, выхода с рынка – 8 нарушений.

 

1.1.7. Соблюдение антимонопольных требований к торгам, запросу котировок цен на товары (статья 17 Закона «О защите конкуренции»)

В 2012 году выявлено 15 нарушений статьи 17 Закона "О защите конкуренции", в том числе со стороны органов власти – 4 нарушения (в 2011 году – 16 нарушений, в том числе со стороны органов власти – 7 нарушений).

Структура выявленных нарушений статьи 17 Закона "О защите конкуренции" по видам нарушений:

создание преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок – 2 нарушения, в том числе со стороны органов власти – нет нарушений;

нарушение порядка определения победителя торгов, запроса котировок – 6 нарушений, в том числе со стороны органов власти – нет нарушений;

необоснованное ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок – 6 нарушений в том числе со стороны органов власти – 3 нарушения.

ограничение конкуренции между участниками торгов, запроса котировок – 1 нарушение, в том числе со стороны органов власти – 1 нарушение.

 

1.1.8. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (статья 17.1 Закона «О защите конкуренции»)

В 2012 году возбуждено 13 дел и выявлено 12 нарушений (в 2011 году – 10 дел) по признакам нарушения статьи 17.1 Закона "О защите конкуренции"

 

1.1.9. Особенности заключения договоров с финансовыми организациями (статья 18 Закона «О защите конкуренции»)

В 2012 году не выявлены факты нарушений статьи 18 Закона "О защите конкуренции", не поступали заявления и не возбуждались дела по признакам нарушения статьи 18 Закона "О защите конкуренции". В 2011 году выявлено 1 нарушение и возбуждено 2 дела по признакам нарушения статьи 18 Закона "О защите конкуренции".

 

1.1.10. Предоставление государственных или муниципальных преференций

Башкортостанским УФАС России в 2012 году рассмотрено 26 заявлений о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции, в результате рассмотрения заявлений принято 7 решений о даче согласия, 5 решений о даче согласия с введением ограничений, 13 решений об отказе в даче согласия, по 1 заявлению принято решение, что согласие антимонопольного органа не требуется.

Поступило на рассмотрение 26 заявлений о даче согласия на предоставлении государственной и муниципальной преференции на цели:

развитие образования и науки – 6 заявлений;

развитие культуры, искусства и сохранение культурного наследия – 6 заявлений;

развитие физической культуры и спорта – 3 заявления;

производство сельскохозяйственной продукции – 1 заявление;

социальное обеспечение населения – 2 заявления;

охрана здоровья граждан – 4 заявления;

поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства – 3 заявления;

цели, определяемые другими федеральными законами, нормативными актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации - 1 заявления.

В 2012 году большинство заявлений поступило на цели развития образования и науки (23,1%) и развития культуры, искусства и сохранение культурного наследия (23,1%). В 2011 году большинство заявлений поступило на цели развития культуры, искусства и сохранение культурного наследия (48%). В 2010 году большинство заявлений поступило на цели развития культуры, искусства и сохранение культурного наследия (18,3%) и производство сельскохозяйственной продукции (16,7%). В 2009 году, как и в 2008 году большая доля заявлений поступила на цели развития культуры, искусства и сохранение культурного наследия.

В 2012 году поступило на рассмотрение 26 заявлений о даче согласия на предоставление государственной и муниципальной преференции, из них 7 заявлений от органов исполнительной власти субъекта РФ, 19 – от органов местного самоуправления. Виды преференции: передача имущества (денежных средств) - 6 заявлений, передача имущества (не денежных средств) – 1 заявление, передача иных объектов гражданских прав – 19 заявлений.

 

1.1.11. Практика изъятия незаконно полученного дохода хозяйствующими субъектами в федеральный бюджет

В 2012 году, как и в 2011 году по результатам рассмотрения дел не принимались решения, в которых включены требования изъятия в федеральный бюджет незаконно полученного дохода хозяйствующими субъектами.

 

1.1.12. Практика направления предостережений

За 2012 год выдано 1 предостережение по части 1 статьи 14 Закона «О защите конкуренции».

 

1.2. Отдельные виды государственного антимонопольного контроля

 

1.2.1. Характеристика работы антимонопольного органа по государственному контролю экономической концентрации (статьи 27, 28, 29, 30, 31 Закона «О защите конкуренции»)

В 2012 году рассмотрено 9 ходатайств и  10 уведомлений,  направляемых участниками хозяйственного оборота в соответствии с требованиями ст. 27-30 Федерального закона "О защите конкуренции". Общее количество рассмотренных ходатайств и уведомлений в отчетном периоде по сравнению с предыдущим годом снизилось, в 2011 году было рассмотрено 7 ходатайств и 20 уведомлений. Одной из основных причин данной тенденции  стали изменения, внесенные в Федеральный Закон "О защите конкуренции" в декабре 2011 года, в части увеличения пороговых значений активов, влияющих на необходимость дачи согласия антимонопольного органа.

В отчетном периоде были удовлетворены все ходатайства и уведомления.

Ходатайства и уведомления в сфере естественных монополий отсутствуют.

В 2012 году не выдавались предписания об осуществлении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

В 2012 году не поступали ходатайства и уведомления хозяйствующих субъектов о согласовании сделок с участием иностранных инвесторов.

В 2012 году дела по признакам нарушения статьи 34 Федерального закона "О защите конкуренции" не возбуждались.

 

1.2.2. Государственный контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов (статья 35 Закона «О защите конкуренции»)

За 2012 год Управлением были рассмотрены 3 проекта соглашений на соответствие антимонопольному законодательству в рамках части 1 статьи 35 Федерального закона "О защите конкуренции". Из них двум заявителям были выданы предписания об осуществлении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

1.2.3. Принудительное разделение или выделение хозяйствующих субъектов (статья 38 Закона «О защите конкуренции»)

Заявления о принудительном разделении или выделении хозяйствующих субъектов в соответствии с названной статьей Закона в 2012 году, как и в 2011 году, Башкортостанское УФАС России не рассматривало.

 

1.2.4. Государственный контроль в сферах естественной монополии (статья 7 Федерального закона «О естественных монополиях»)

В 2012 году в Управление не поступали ходатайства и уведомления хозяйствующих субъектов в соответствии с требованиями статьи 7 Федерального закона «О естественных монополиях».

 

1.3. Организация и проведение проверок органов власти и некоммерческих организаций

В 2012 году Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан проведено 22 плановые проверки в отношении органов местного самоуправления. В ходе указанных проверок было выявлено 13 нарушений части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции". По итогам проверок возбуждено 10 дел по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции". При этом в прошлом году выявлено 92 нарушения антимонопольного законодательства в 72 проверках. Снижение количества выявленных нарушений и возбужденных дел в ходе проведения проверок в 2012 году связано, в первую очередь, со снижением числа проводимых проверок, проведением Башкортостанским УФАС России деятельности по адвокатированию антимонопольного законодательства в республике, а также с повышением правовой грамотности органов местного самоуправления.

Если в 2011 году основная масса нарушений приходилось на выделение земельных участков сельхозназначения, земельных участков для жилищного строительства без проведения торгов, то в 2012 году многие нарушения связаны с предоставлением государственных и муниципальных услуг, предоставлением муниципальной преференции в нарушение требований главы 5 Закона "О защите конкуренции".

Значительная часть выявленных нарушений приходится на:

предоставление муниципальных услуг (административные регламенты по предоставлению муниципальных услуг);

предоставление преимуществ при выделении земельных участков для целей жилищного строительства;

услуги по предоставлению земельных участков под строительство (в т.ч. услуги по предоставлению градостроительных планов земельных участков).

 

1.4. Применение статьи 178 Уголовного кодекса Российской Федерации

В 2012 году дел, возбужденных правоохранительными органами по статье 178 Уголовного кодекса Российской Федерации по материалам, переданным антимонопольным органом, не имеется.

 

Радел 2. Контроль соблюдения Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле)

В 2012 году возбуждено и рассмотрено 14 дел по фактам нарушений Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», из них:

по статье 13 вышеуказанного закона – 3 дела;

по статье 15 вышеуказанного закона (нарушение антимонопольных требований органами власти в области регулирования торговой деятельности) – 11 дел.

Признаки нарушения подтвердились по всем 11 делам. Бездействие заключается в следующем:

Частью 5 статьи 10 Закона о торговле установлено, что схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Однако такая схема в нарушение части 5 статьи 10 Закона о торговле не размещена на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Были выданы предписания 4 Администрациям муниципальных районов Республики Башкортостан об устранении выявленных нарушений статьи 15 Закона о торговле.

В отношении 7 администраций муниципальных района Республики Башкортостан принято решение прекратить рассмотрение дела в связи с добровольным устранением нарушения статьи 15 Закона о торговле.

Ни одно из решений и предписаний антимонопольного органа не обжаловано. Все предписания исполнены в установленный законом срок путем размещения схемы нестационарных торговых объектов на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

 

Раздел 3. Контроль соблюдения законодательства об электроэнергетике

 

Количество принятых решений и поданных исков в суд о принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, совмещающих виды деятельности в сфере электроэнергетики (в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые  законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике»)

 

Действие

Количество

Количество принятых антимонопольного органом решений о принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, совмещающих виды деятельности в сфере электроэнергетики

-

Количество исполненных хозяйствующими субъектами решений антимонопольного органа о принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, совмещающих виды деятельности в сфере электроэнергетики

-

Количество исков, поданных антимонопольным органом в суд, в случае неисполнения решений о принудительной реорганизации

-

 

Раздел 4. Контроль рекламной деятельности

Башкортостанским УФАС России всего в 2012 году возбуждено и рассмотрено 221 дело по признакам нарушения законодательства о рекламе. Рассмотрено 172 поступивших заявлений о нарушении законодательства о рекламе, по результатам рассмотрения возбуждено 100 дел. По инициативе Башкортостанского УФАС России возбуждено 120 дел.

В результате рассмотрения 221 дела принято 167 решений о наличии нарушений, выдано 22 предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, исполнено 23 предписания (21 предписание, выданное в отчетном периоде, 2 предписания, выданных в предыдущие периоды). 1 предписание находится в стадии исполнения.

Башкортостанским УФАС России в 2012 году возбуждено и рассмотрено 261 дело об административных правонарушениях по рекламе, из них: 232 дела об административных правонарушениях по статье 14.3 КоАП РФ (нарушение законодательства о рекламе), 24 дела – по статье 14.38 КоАП РФ (размещение рекламы на дорожных знаках и транспортных средствах), 5 дел – по части 6 статьи 19.8 КоАП РФ (непредоставление сведений (информации).

По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях выдано всего 223 постановления о наложении штрафов, сумма уплаченного штрафа составила 2544,92 тыс. рублей.

 

Раздел 5. Контроль размещения заказов (Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд)

5.1. Работа территориального органа по рассмотрению жалоб участников размещения заказов

В 2012 году Комиссией Башкортостанского УФАС России рассмотрено 825 жалоб хозяйствующих субъектов и индивидуальных предпринимателей участников размещения заказа, что на 6 процентов превышает количество рассмотренных жалоб в 2011 году - 788.

Структурный состав поданных жалоб, как на действия заказчиков, так и на действия конкурсных, аукционных и котировочных комиссий, специализированной организации распределился следующим образом: при размещении заказа для федеральных нужд – 150 поданных жалоб или 18% от общего количества, при размещении заказа для нужд субъекта Российской Федерации – 421 или 51%, для муниципальных нужд - 254 или 31%.

На основании части 1 статьи 59 Закона о размещении заказов Башкортостанским УФАС России возвращено 264 жалоб или 31% от общего количества поступивших жалоб. Следует отметить незначительное снижение количества возвращенных жалоб (2%). Участниками размещения, подавшими жалобы, на основании части 1 статьи 61 Закона о размещении заказов отозвано 42 жалобы или 5% от общего количества поступивших жалоб.  Данный показатель по сравнению с 2011, а также по сравнению с 2010 годом остается практически неизменным.

В результате рассмотрения жалоб по существу в 2012 году обоснованными и частично обоснованными признаны 249 или 48% от общего количества рассмотренных жалоб и необоснованными  признано 270 или 52% жалоб. По сравнению с предыдущим годом количество необоснованных жалоб возросло на 5 процентов. Повышение количества необоснованных жалоб связано с тем, что участники размещения заказов вместо того, чтобы обжаловать документацию, подают заявки на участие, а уже после не допуска их до участия или признания заявки несоответствующей – обжалуют действия комиссии. При рассмотрении таких жалоб комиссия Башкортостанского УФАС России признает их необоснованными, вместе с тем при проведении внеплановой проверки, выявляет в действиях Заказчика нарушения при формировании документации. Вышеописанные случаи присутствуют в основном в случаях, когда заказ размещает не Заказчик, а уполномоченный орган (Госкомзаказ РБ), при котором и создана комиссия по рассмотрению заявок.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по результатам рассмотрения жалоб по размещению заказов было выдано 258 предписаний об аннулировании торгов, отмене протоколов, составляемых в процессе размещения заказов, а также о внесении изменений в конкурсные, аукционные документации и информационные извещения о размещении заказов. По результатам проведенных проверочных мероприятий, направленных на контроль за исполнением предписания возбуждено 4 дела об административном производстве, в результате которого 2 должностных лица государственных заказчиков привлечены к административной ответственности и подвергнуты штрафу за не исполнение предписания Башкортостанского УФАС России.

По результатам рассмотрения жалоб в 2012 году выявлено 542 нарушения. Если сравнивать соотношение выявленных нарушений, то наибольший удельный вес составляет нарушения при составлении документации об аукционе, конкурсной документации и извещения о проведении запроса котировок. В сравнении с 2011 годом наблюдается тенденция роста поступающих жалоб на действия заказчиков и уполномоченных органов  при размещении заказов для нужд субъекта на поставку лекарственных средств, растворов для инфузий, дезинфицирующих средств, детского питания и т.п.

 

5.2. Работа по осуществлению проверочных мероприятий

В 2012 году Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан проведено 111 проверок соблюдения требований Закона о размещении заказов. Кроме того, были проведены 2 плановые проверки, и 4 внеплановые совместные проверки  с органами прокуратуры. По результатам проведенных проверок Башкортостанским УФАС России выдано 33 предписания, возбуждены и рассмотрены административные дела. Сравнительный анализ показал, что 2012 году наиболее часто встречаемыми нарушениями законодательства о размещении заказов, выявленными в результате контрольной проверочной деятельности в сфере размещения заказов являются  выбор способа размещения заказа в нарушение требований Закона о размещении заказов, разработка и составление документации об аукционе (конкурсе), извещения о проведении запроса котировок с нарушениями требований законодательства о размещении заказов, размещение информации на официальном сайте с нарушениями требований Закона о размещении заказов, необоснованный допуск участников размещения заказов, в том числе победителя размещения заказа и т.д.

 

5.3. Работа по ведению реестра недобросовестных поставщиков

В 2012 году в адрес Башкортостанского УФАС России поступило 92 обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков.

В связи с отсутствием  в документах, представленных заказчиком фактов отказа победителя конкурса, аукциона, победителя в проведении запроса котировок, единственного участникам  размещения заказа от заключения контракта  проведено 90 проверки по выявлению фактов уклонения победителей размещения заказов от заключения государственных и муниципальных контрактов.

В ходе проведенных проверок Комиссия  Башкортостанского УФАС России в 77 случаях не установила фактов уклонения от подписания  муниципальных и государственных контрактов  победителей размещения заказа. В 2012 году Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан включено в Реестр недобросовестных  поставщиков 15  поставщиков, из них 2 включено на основании приказа руководителя Башкортостанского УФАС России в связи с расторжением контрактов в судебном порядке.

 

5.4. Практика по выявлению административных правонарушений и привлечению к ответственности

В 2012 году Башкортостанским УФАС России возбуждено и рассмотрено 300 дел об административном правонарушении. По сравнению с 2011 годам количество административных дел увеличилось на 68 дел. По итогам рассмотрения дел об административных правонарушениях выдано 197 постановлений о наложении административного штрафа. Общая сумма наложенного штрафа подлежащего взысканию, с учетом отмененных и сниженных штрафов судом, составляет 2 896 056 рублей. Сумма уплаченного штрафа составляет 2 615 056 рублей или 90 % от суммы штрафов, подлежащих к взысканию.

Удельный вес выявленных в 2012 году административных правонарушений  распределился следующим образом: по статье 7.30 КоАП РФ 78%, по статье 7.29 КоАП РФ – 13%, по статье 7.32 КоАП РФ – 2%, по остальным статьям – 7%.

По сравнению с 2011 годом наблюдается тенденция роста дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении должностных лиц заказчиков, выбравших способ размещения заказа с нарушениями требования Закона. Так, по результатам рассмотренных жалоб и проведенных проверок возбужденно порядка 40 дел об административных правонарушениях по статье 7.29 КоАП РФ. Наряду с этим, наиболее часто встречающимися видами административных правонарушений в 2012 году, остаются нарушения членами комиссии порядка отбора участников конкурса, аукциона, запроса котировок на право заключить государственный или муниципальный контракт, составление документации об аукционе с нарушениями требований Закона о размещении заказов.

В соответствии со статьей 20.25 КоАП РФ должностными лицами Башкортостанского УФАС России составлено и передано на рассмотрение суда 8 протоколов об административных правонарушениях, однако суды неохотно применяют норму данной статьи по удвоению штрафа. Из 8 переданных дел только по 1 делу штраф был удвоен.

 

5.5. Анализ судебной практики по вопросу рассмотрения судами ненормативных правовых актов ФАС России в сфере размещения государственного заказа

В 2012 году обжаловано 48 ненормативных правовых актов. Принято 19 окончательных правовых актов. Из вышеуказанного количества принятых окончательных правовых актов по 14 отказано в удовлетворении иска.

Наряду с участием в арбитражных спорах в качестве ответчика, Башкортостанское УФАС России в 2012 году подало заявление о признании государственного контракта недействительным. Однако, отсутствие в Законе о размещении заказов положения, согласно которым признание размещения заказа (как действий заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов) недействительным влечет за собой признание недействительным государственного контракта, затрудняет ведение судебного спора и ослабляет позицию антимонопольного органа.

В 2012 году Башкортостанское УФАС России также привлекалось и в качестве третьего лица в 3 судебных делах.

 

Раздел 6. Практика применения мер административной ответственности в соответствии с требованиями КоАП

В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях антимонопольный орган вправе рассматривать дела об административных правонарушениях. В 2012 году возбуждено 902 дела (в 2011 году – 614 дел) об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, из них:

304 дела – за нарушение законодательства о размещении заказов,

261 дело – за нарушение законодательства о рекламе,

45 дел – за злоупотребление доминирующим положением на товарных рынках,

65 дел – за заключение ограничивающих конкуренцию соглашений,

43 дела – за недобросовестную конкуренцию;

165 дел – за ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления.

1 дело – за нарушение законодательства об энергосбережении;

14 дел – за неисполнение в срок решения, предписания;

2 дела – за нарушение законодательства о торговле.

Общая сумма подлежащего уплате штрафа составила 18,4 млн. рублей, сумма уплаченного штрафа – более 10,1 млн.рублей.

Анализ практики показал основные причины неполной собираемости наложенных штрафов: обжалование постановлений о наложении штрафов (отмена решениями судов штрафов в полном объеме или снижение размеров штрафов до минимальных размеров, предусмотренных соответствующими статьями КоАП РФ); нахождение постановлений в стадии исполнения (по срокам исполнения и в связи с удовлетворением ходатайств об отсрочке или рассрочке исполнения постановления о наложении штрафа).

Башкортостанским УФАС России для обеспечения более полной собираемости наложенных штрафов принимаются следующие меры: постановления о наложении штрафа передаются в Федеральную службу судебных приставов; возбуждаются дела по статье 20.25 КоАП РФ и материалы передаются на рассмотрение в суд.

В 2012 году за несвоевременную уплату штрафа возбуждено 30 дел об административных правонарушения по статье 20.25 КоАП РФ. Протоколы переданы на рассмотрение в суд. В результате рассмотрения дел принято 26 решений об удвоении суммы штрафа, по 4 делам приняты решения о прекращении производства по делу.

 

Раздел 7. Работа по адвокатированию конкуренции в части предупреждения нарушений антимонопольного законодательства, а также законодательства о размещении заказов, законодательства о рекламе, законодательства о естественных монополиях

Башкортостанским УФАС России в 2012 году проводилась значительная работа по адвокатированию конкуренции: проведено 6 пресс-конференций, проведено 45 рабочих встреч, "круглых столов", семинаров по вопросам практики применения антимонопольного законодательства, законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд; более 500 материалов о деятельности управления вышло на радио, телевидении, в печатных СМИ и Интернет.

При Башкортостанском УФАС России созданы:

Общественно-консультативный совет;

Экспертный Совет по применению законодательства о рекламе;

Экспертный Совет по естественным монополиям;

Экспертный Совет по развитию конкуренции в сфере розничной торговли.

При Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан создан Общественно-консультативный совет приказом ФАС России № 535 от 09.12.2008 (в соответствии с пунктом 1.4. Положения об Общественно-консультативном совете при ФАС России, утвержденного приказом ФАС России № 44 от 28.02.2007).

В состав Общественно-консультативного совета вошли представители: Башкортостанского УФАС России, Башкирского регионального отделения  «ОПОРА РОССИИ», Торгово-промышленной палаты Республики Башкортостан, Союзов предпринимателей Салаватского, Калтасинского, г.Белебея и Белебеевского района Республики Башкортостан, Башкирской Торговой Ассоциации, Союза организаций кредитной кооперации Республики Башкортостан, Совета Башкортостанского регионального отделения "Деловая Россия", Ассоциации предпринимателей г.Стерлитамака Республики Башкортостан, Ассоциации организаций предпринимательства Республики Башкортостан, Союза работодателей Республики Башкортостан.

26 марта, 6 июня, 16 октября и 26 октября 2012 года состоялись очередные заседания Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан.

На заседаниях с участием представителей некоммерческих организаций, предпринимательских союзов, общественных объединений предпринимателей обсуждались актуальные вопросы и проблемы малого и среднего бизнеса, а именно.

На заседании ОКСа 26 марта 2012 года обсуждались проблемы малого и среднего бизнеса, связанные с предоставлением земельных участков для строительства и иных целей, а также вопрос административных барьеров при аренде имущества. При рассмотрении вопросов была отмечена актуальность обсуждаемой темы, освещены основные проблемы, с которыми сталкивается малый и средний бизнес, выявленные в ходе работы управления в 2010-2011 годах; обсуждены нововведения в Федеральный закон "О защите конкуренции",  в частности, статью 18.1 (порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров),  которая косвенно затрагивает реализацию прав собственников имущества.

Более двух часов участниками заседания обсуждались проблемные аспекты предпринимательской деятельности, в частности актуальные при аренде имущества и предоставлении земельных участков.  Представителями бизнес-сообществ указывалось на проблемы нестационарной торговли, возникающие в связи сокращением нестационарных торговых объектов и торговых площадей, предоставление преимуществ крупным сетевым магазинам. В ходе заседания отмечено о многочисленных административных барьерах со стороны органов власти, об отсутствии прозрачности и четкого порядка исполнения своих функций органами различных уровней власти, в том числе, при предоставлении имущества и земельных участков в аренду (требования предоставления различных справок и документов, отмечается затягивание принятия решения по предоставлению участков и т.п.).

На заседании ОКСа 6 июня 2012 года с участием представителей некоммерческих организаций, предпринимательских союзов, общественных объединений, Министерства экономического развития Республики Башкортостан обсуждена тема: "Соответствие административных регламентов государственной административной реформе и направленности на защиту конкуренции". На заседании обсуждены встречающиеся проблемы бизнеса при получении государственных и муниципальных услуг; указано, что зачастую административные регламенты по предоставлению государственных и муниципальных услуг содержат положения, которые ведут к отсутствию прозрачности оказания таких услуг, их доступности, и также, что в ряде административных регламентов установлены неразумные сроки предоставления государственных и муниципальных услуг, что может препятствовать осуществлению хозяйственной деятельности предпринимателей. Отмечены нарушения, допускаемые органами государственной власти и органами местного самоуправления при реализации функций по оказанию государственных и муниципальных услуг. Так, в ряде административных регламентов по предоставлению государственных и муниципальных услуг содержатся положения о представлении документов, в нарушение требований Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", органы местного самоуправления передают свои полномочия по предоставлению муниципальных услуг различным МУПам, требуют различного рода согласования, не установленные действующим законодательством, с МУПами, ГУПами и иными организациями, тем самым ставят предпринимателей в зависимость от данных организаций.

16 октября 2012 года состоялось заседание Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан, на котором обсуждены проблемы малого и среднего бизнеса, связанные с предоставлением земельных участков в собственность и в аренду. В данном заседании приняли участие предприниматели и представители органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Башкортостан.

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан Акбашева З. Х. подчеркнула особую актуальность обсуждаемой темы в условиях развития малого и среднего бизнеса.  Заместитель руководителя Башкортостанского УФАС России Шакирьянова А.А. в своем выступлении проинформировала присутствующих об основных нарушениях антимонопольного законодательства, выявленных в ходе работы Башкортостанского УФАС России. Это нарушения при предоставлении земельных участков в аренду для жилищного строительства и для размещения объектов нестационарной торговли, а также при обороте земель сельскохозяйственного назначения. Нередко органами местного самоуправления предоставляются различные преимущества одному из хозяйствующих субъектов по сравнению с другими, претендующими на право аренды земельного участка. Шакирьянова А.А. отметила, что нарушения, допускаемые органами государственной власти и органами местного самоуправления, ограничивают конкуренцию, не позволяют в равной мере предпринимательству развиваться.

26 октября 2012 года проведено заседание Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по теме: «Ключевые направления конкурентной политики в рамках реализации программы развития конкуренции в Республике Башкортостан». В данном заседании приняли участие предприниматели и представители органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Башкортостан.

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан Акбашева З.Х. подчеркнула основные проблемы направлений конкурентной политики в рамках реализации программы развития конкуренции в Республике Башкортостан, вопросов, возникающих при применении судами антимонопольного законодательства, при предоставлении преференций без согласования с антимонопольным органом и отметила об усилении антиконкурентного поведения органов власти всех уровней. Также, указано на необходимость развития конкуренции на товарных рынках, в социально значимых отраслях, устранения факторов, препятствующих развитию конкуренции, внесения изменений в республиканскую программу развития конкуренции с учетом увеличения срока реализации программы и по внесению дополнительных программных мер по реализации программы развития конкуренции.

Присутствующие активно принимали участие в обсуждении проекта стратегии развития антимонопольного регулирования в Российской Федерации, состоящей из 32 направлений деятельности.

 

При Башкортостанском УФАС России созданы и действуют 3 Экспертных Совета, в состав которых входят, в том числе представители органов исполнительной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. 

При Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан создан Экспертный Совет по применению законодательства о рекламе (приказ № 108 о/д от 28.08.2007, утверждено Положение о Совете и состав Совета).

28 марта, 21 июня, 28 сентября и 18 декабря 2012 года состоялись очередные заседания Экспертного Совета.

На заседании Экспертного Совета 28 марта 2012 года рассмотрены краткие итоги деятельности Башкортостанского УФАС России по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о рекламе за 2011 год. Обсуждена, в частности, реклама компании "Сотел" с использованием образов детей; реклама при трансляции радиопрограммы на предмет наличия оскорбительного содержания передаваемой информации.

На заседании Экспертного Совета 21 июня 2012 года обсуждена, в частности, реклама с использованием образа девушки в нижнем белье, размещенной в наружной рекламе в г.Уфе; реклама "ЦЕНТРАЛЬНЫЙ торговый комплекс НАДЕЖДА на ОДЕЖДУ" с изображением полуобнаженных женских и мужских тел, размещенной в наружной рекламе в г.Уфе.

На заседании Экспертного Совета 28 сентября 2012 года обсуждены рекламы с использованием иностранных слов и реклама алкогольной продукции, которые размещены в наружной рекламе в г.Уфа, на восприятие потребителями в условиях городской среды.

На заседании Экспертного Совета 18 декабря 2012 года обсуждена реклама с использованием иностранных слов "Кредит СМАЙЛ" донт ворри, би хэппи! АФ-банк" на предмет искажения смысла информации, указанной в рекламе. Обсуждена реклама: "ЭЛЕКТРОИНСТРУМЕНТ Весь модельный ряд Маkita  ИНТЕРСКОЛ SPARKY HITACHI Низкая цена! Электродрели, Перфораторы, Дисковые и цепные пилы, Сварочные аппараты, Мотокультиваторы" с изображением мальчика в защитной каске и защитных очках, держащего в руках гаечный ключ и аккумуляторный шуруповерт, размещенная в периодическом печатном издании, на предмет использования несовершеннолетнего в опасной ситуации и введения потребителей в заблуждение относительно объекта рекламирования.

Обсужден вопрос, используются ли в рекламе: «Банки вернут вам страховку по кредитам!...», размещенной в бесплатной информационно-рекламной газете «Ва-Банкъ» на стр. 3, №31 (293) от 13.09.2012,  оскорбительные образы и выражения как в отношении потребителя, так банка, а именно: «И вы не ропщете, соглашаетесь на все «налоги», ведь банк вон какой крупный и солидный, а вы всего лишь простой человек, которому позарез нужны деньги, вдруг из-за ваших «капризов» вам откажут в кредите?»,  «И банки вашей зависимостью пользуются, поскольку чувствуют, что превосходство на их стороне».

Обсуждена рекламы геля "Лактомарин", передаваемой по "Радио России – Башкортостан" (Филиал ВГТРК-ТРК Башкортостан).

По результатам рассмотрения рекламы на заседаниях Экспертного Совета возбуждались дела по признакам нарушения законодательства о рекламе.

 

При Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан создан Экспертный Совет по естественным монополиям (приказ № 73 о/д от 23.06.2008, утверждено Положение о Совете и состав Совета).

27 марта, 25 июня 2012 года, 25 сентября и 30 ноября 2012 года состоялись очередные заседания Экспертного Совета по естественным монополиям.

В заседании Экспертного Совета 27 марта 2012 года приняли участие начальник межрегионального отдела Приуральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, председатель Госкомитета РБ по тарифам, председатель БРО «ОПОРА России», начальник отдела по регулированию тарифов администрации Уфы, работники УФАС по РБ, а также приглашенные руководители. Среди них — генеральный директор МУП УЖХ городского округа город Уфа, генеральный директор ОАО «Башкоммунэнерго», заместитель директора ООО «Башкирские распределительные тепловые сети», начальник департамента эксплуатации объектов энергетики ОАО «Башкирэнерго», представители ТСЖ, производственных предприятий.

В рамках заседания были обсуждены актуальные проблемы тепловой энергетики, включая имеющее место сокращение объемов теплофикационной выработки ТЭЦ, проблемы надежности и качества теплоснабжения, выработки тепловой энергии в комбинированном режиме, тарифообразования и функционирования рынка теплоэнергии.

Указанные проблемы рассматривались через призму нарушений антимонопольного законодательства. Главная задача на сегодняшний день - сделать рынок предоставления теплоэнергии прозрачным, тарифы - понятными населению, систему подачи и распределения тепла - надежной, функционирующей без сбоев. Здесь очень важен своевременный ремонт теплосетей, на что, как выяснилось, у теплоснабжающих организаций не всегда хватает денег.

Как сообщил  представитель тарифного органа республики, в 2012 году в республике на ремонт теплосистем выделен 1 млрд рублей. Однако до сих пор не изжито такое негативное явление, как перекрестное субсидирование. А у организаций, вырабатывающих энергию в комбинированном режиме, при выработке тепла появляются проблемы с реализацией электрической энергии.

С 1 июня население ждет повышение тарифов на энергоносители, причем оно не будет единственным: следующее повышение ожидается с 1 сентября. Между тем жильцы многоквартирных домов жалуются на некачественное предоставление услуг. Например, горячая вода зачастую нагревается лишь до 30-40 градусов, тогда как по прежним нормативам она имела температуру до 55-70 градусов. Поэтому люди обеспокоены, не приведет ли увеличение стоимости теплоносителей к дальнейшему снижению качества коммунальных услуг.

По словам представителя «Башкоммунэнерго», все предприятия в составе «Башкоммунэнерго» стали убыточными. Непростые отношения складываются между теплоснабжающими организациями и управляющими компаниями жилых домов. Как выразилась  представитель Администрации г. Уфа, очень трудно найти здесь баланс интересов. Даже при оплате услуг по счетчикам возникают проблемы: жильцов зачастую просят внести дополнительные суммы на общедомовые нужды.

Как подчеркнула  председатель Совета, все эти мелкие и более крупные проблемы призван решать Экспертный совет. Тема теплоснабжения требует тщательной проработки всех ее аспектов, и делать это нужно в интересах потребителей и рынка тепловой энергии в целом.

На рассмотрение Экспертного Совета 25 июня 2012 года были вынесены следующие вопросы:

 практика соблюдения  субъектами естественных монополий   требований  Федерального закона  от 18.07.2011 №223–ФЗ  «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

соблюдение УФПС РБ - филиалом ФГУП «Почта России» требований Федерального закона  «О почтовой связи» в части  своевременной доставки почтовой корреспонденции.

Принятие Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических услуг» способствует обеспечению гласности и прозрачности размещения заказов, расширению возможностей для участия физических и юридических лиц в закупках, проводимых отдельными юридическими лицами, развитию добросовестной конкуренции.

Многие субъекты естественных монополий разместили на официальных сайтах положение о закупках и осуществляют закуп товаров, работ, услуг  в соответствии с законом. Однако, как показал проведенный мониторинг сайтов субъектов естественных монополий, отдельные предприятия по состоянию на 25.06.2012 еще не разработали положение о закупках, проводят закупочную деятельность без осуществления конкурсных процедур. Также в ходе обсуждения был рассмотрен вопрос о том, что хозяйствующие субъекты отдают предпочтение такому способу закупок, как запрос коммерческих предложений. Однако данный вид закупок согласно положениям о закупках организаций  не является процедурой проведения конкурса, и заказчик имеет право отказаться от всех полученных ценовых предложений по любой причине, что, по мнению членов Совета, аннулирует принцип гласности размещения закупок в соответствии с Федеральным Законом № 223-ФЗ.

25 сентября 2012 года состоялось заседание Экспертного Совета по естественным монополиям, на котором членами совета и приглашенными на заседание специалистами обсуждались проблемы на рынке установки приборов учета энергоресурсов, в том числе связанные с установкой приборов учета расходов газа.

Как отметила в своем вступительном слове председатель Экспертного Совета, на рынке установки и эксплуатации приборов учета энергоресурсов идет большое противостояние между участниками данного рынка, они не могут урегулировать разногласия между собой, в результате чего страдает граждане. Таким образом, все эти проблемы должны рассматриваться через антимонопольное регулирование.

Члены Экспертного совета и приглашенные участники заседания отметили, что основными проблемами на рынке установки и эксплуатации приборов учета энергоресурсов являются:

несоблюдение требований законодательства об установке приборов учёта (стадии проектирования, реконструкции, капитального ремонта, строительства);

несоблюдение требований к поставщикам энергоресурсов по предложению установки приборов учёта собственникам жилых домов, дачных, садовых домов и их представителям;

необоснованный отказ или уклонение организации, на которую возложена обязанность по установке, замене, эксплуатации приборов учёта используемых энергетических ресурсов, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения, либо несоблюдение установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, замене, эксплуатации приборов учёта используемых энергетических ресурсов;

разногласия между ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета;

выбор подрядной организации по оснащению и эксплуатации приборов учета без конкурсных процедур;

установка приборов учета без уведомления собственников жилых домов о выборе подрядной организации.

в большинстве многоквартирных домов нет возможности индивидуального учета тепловой энергии в отопительных приборах, что связано с вертикальной разводкой стояков отопления, и учет технологически не осуществим.

Приборы учёта имеют право устанавливать организации-поставщики энергоресурсов и специализированные организации. Данные организации должны иметь профильных специалистов необходимого уровня квалификации, деятельность по установке приборов учёта должна быть прописана в уставных документах организации, организация должна быть членом СРО в строительстве и иметь выданное СРО свидетельство о допуске к данному конкретному виду работ.

На рассмотрение Экспертного Совета 30 ноября 2012 года членами совета и приглашенными на заседание специалистами обсуждались вопросы по реализации Положений Федерального закона “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” от 23.11.2009 № 261-ФЗ.

Членами Экспертного Совета и приглашенными участниками заседания отмечено, что энергосбережение и повышение энергоэффективности – важнейшие инструменты развития российской экономики и повышения ее конкурентоспособности. В целях создания в стране соответствующих эффективных механизмов и необходимых для этого правовых условий принят Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, который регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, и в частности, вводит ограничения на оборот ламп накаливания, устанавливает требования по маркировке товаров с учетом их энергетической эффективности, по обязательному коммерческому учету энергетических ресурсов, по энергетической эффективности новых зданий (строений, сооружений), по сокращению бюджетных расходов на приобретение энергетических ресурсов, а также по содержанию общего имущества многоквартирных домов в отношении показателей энергетической эффективности.

Реализация закона об энергосбережении способствует активному развитию рынка систем и приборов учета ресурсов. При этом не исключены возможные злоупотребления доминирующим положением и как следствие увеличение количества жалоб на нарушения антимонопольного законодательства. Для предупреждения указанных нарушений необходим мониторинг указанного рынка и обеспечение информирования населения о складывающихся предложениях развивающегося рынка, их прозрачности по формированию цены и исполнителям.

 

При Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан создан Экспертный совет по развитию конкуренции в сфере розничной торговли (приказ № 104 от 04.05.2010, утверждено Положение о Совете и состав Совета).

29 марта, 14 июня и 1 октября 2012 года состоялись заседания Экспертного Совета по развитию конкуренции в сфере розничной торговли.

В 2012 году в работе совета приняли участие руководитель управления Министерства промышленности и торговли РФ по РБ, представители Администрации Президента РБ, Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан, Государственного Комитета Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей, территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан, органов местного самоуправления городов Уфа, Агидель, Нефтекамск, Салават, Благовещенск, Давлеканово, представители торговых сетей, производителей продовольственных товаров, ассоциаций, общественных объединений, бизнес-сообществ.

На заседании совета 29 марта 2012 года обсуждались проблемы применения статьи 14 Закона о торговле, устанавливающей запрет на приобретение торговыми сетями дополнительных торговых площадей, если доля торговых сетей в объеме реализации продукции превышает 25% в границах субъекта РФ с 1 февраля 2010 года, то есть с момента вступления в силу закона о торговле. Участники заседания пришли к выводу о необходимости честной, добросовестной конкуренции на рынке продовольствия, соблюдения норм Закона о торговле.

На заседании совета 14 июня 2012 года обсуждались проблемы сотрудничества поставщиков сырого молока с производителями готовой продукции: актуальность темы продиктована тем, что молоко питьевое как продукт относится к социально значимой группе товаров, соответственно, очень важно выявление проблем на рынке молока и молочной продукции и поиск их решений.

На заседании Экспертного совета 1 октября 2012 года обсуждалась ситуация, связанная с изменением цен на муку, на хлеб и хлебобулочные изделия за последние 3 месяца 2012 года, а также о проблемах и перспективах. В рамках Экспертного совета была затронута и ситуация на рынке зерна.

Представители хлебозаводов отметили, что хлебозаводы и хлебопекарни оказались в достаточно сложном финансовом положении: с одновременным ростом цен на зерно и муку, повысились и тарифы на энергоносители, увеличился размер налогов, транспортные расходы предприятий. Все это в совокупности привело к некоторому росту цен. Представитель Минсельхоза РБ заявил о предстоящей зерновой интервенции, что станет некоторым стабилизирующим фактором цены на зерно, соответственно, и на хлеб. Также производителями хлеба было отмечено, что цены на хлеб и хлебобулочные изделия практически не менялись по республике уже несколько лет, например ОАО «Стерлитамакский хлебокомбинат» последний раз повышение цен на социально значимые сорта хлеба было в 2008 году.

По итогам Экспертного совета по развитию конкуренции в сфере розничной торговли участники пришли к единому мнению, что нужно уделить особое внимание объективному формированию цены на хлеб, а антимонопольный орган будет продолжать изучение ситуации на рынке и  поведение участников рынка.