• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Отчет Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по итогам работы за 2010 год

Категория отчета: Статистика и отчеты

Отчет

Управления Федеральной антимонопольной службы

по Республике Башкортостан по итогам работы за 2010 год

 

Раздел I. Антимонопольный контроль

 

1.1. Практика выявления и пресечения нарушений Закона «О защите конкуренции»

1.1.1. Практика выявления и пресечения нарушений Закона «О защите конкуренции» в виде злоупотребления хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке (статья 10 Закона «О защите конкуренции»)

В 2010 году выявлено 40 нарушений статьи 10 Закона "О защите конкуренции" (в 2009 году – 40 нарушений).

Виды нарушений:

установление, поддержание монопольно высокой цены товара – 1 нарушение;

навязывание невыгодных условий договора – 7 нарушений;

необоснованное сокращение или прекращение производства товара – 1 нарушение;

необоснованный отказ от заключения договора – 4 нарушения;

необоснованное установление различных цен (тарифов) на один товар – 2 нарушения;

создание дискриминационных условий – 2 нарушения;

создание препятствий доступу на рынок, выходу с рынка – 19 нарушений;

нарушение порядка ценообразования – 4 нарушения.

Наиболее характерное нарушение - создание препятствий доступу на рынок, выходу с рынка (47,5 % выявленных нарушений статьи 10 Закона "О защите конкуренции"). В 2009, 2008 годах наиболее характерное нарушение - навязывание невыгодных условий договора (27,5 % выявленных нарушений статьи 10 Закона "О защите конкуренции" в 2009 году).

Доля остальных выявленных нарушений статьи 10 Закона "О защите конкуренции" составила:

установление, поддержание монопольно высокой цены товара – 2,5 %;

навязывание невыгодных условий договора – 17,5 %;

необоснованное сокращение или прекращение производства товара – 2,5 %;

необоснованный отказ от заключения договора – 10 %;

необоснованное установление различных цен (тарифов) на один товар – 5%;

создание дискриминационных условий – 5 %;

нарушение порядка ценообразования – 10 %.

В 2010 году возбуждено 41 дело по признакам нарушения статьи 10 Закона "О защите конкуренции" (в 2009 году – 41 дело).

 

1.1.2. Практика пресечения соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 11 Закона «О защите конкуренции»)

В 2010 году выявлено 23 нарушения статьи 11 Закона "О защите конкуренции" и возбуждено 28 дел по признакам нарушения статьи 11 Закона "О защите конкуренции" (в 2009 году - 10 нарушений и 10 дел).

Распределение выявленных нарушений и возбужденных дел по признакам нарушений статьи 11 в разрезе видов нарушений:

установление или поддержание цен (тарифов), скидок – 5 нарушений и 7 дел;

повышение, снижение или поддержание цен на торгах – 2 нарушения и 3 дела;

раздел товарного рынка – 9 нарушений и 9 дел;

навязывание невыгодных условий договора – 1 нарушение и 1 дело;

необоснованное установление различных цен (тарифов) на один товар – 5 нарушений и 7 дел;

иные соглашения или согласованные действия, ограничивающие конкуренцию – 1 нарушение и 1 дело.

 

1.1.3. Пресечение недобросовестной конкуренции (статья 14 Закона «О защите конкуренции»)

В 2010 году возбуждено 31 дело по признакам нарушения статьи 14 Закона "О защите конкуренции" (в 2009 году – 19 дел).

Распределение возбужденных дел по видам нарушений:

распространение ложных сведений – 3 дела;

введение потребителей в заблуждение – 17 дел;

некорректное сравнение – 2 дела;

продажа товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности – 8 дел;

прочие нарушения – 1 дело.

Причины роста количества возбужденных дел по признакам нарушения статьи 14 Закона "О защите конкуренции":

Рост количества возбужденных дел в 2010 году по сравнению с 2009 годом связан с ростом количества поступивших заявлений (в 2010 году по заявлениям возбуждено 29 дел, в 2009 году – 15 дел).

 

1.1.4. Выявление и пресечение актов и действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 15 Закона «О защите конкуренции»)

В 2010 году затронуты антиконкурентными актами и действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации следующие сферы:

операции с недвижимым имуществом, включая землю;

сельское хозяйство;

торговля;

автомобильный транспорт;

железнодорожный транспорт;

здравоохранение.

В 2010 году выявлено 47 нарушений статьи 15 Закона "О защите конкуренции" (в 2009 году – 186 нарушений).

Структура выявленных нарушений статьи 15 Закона "О защите конкуренции" по видам нарушений:

необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами – 9 нарушений;

установление запретов на перемещение, продажу (обмен, покупку) товаров – 2 нарушение;

указания о приоритетной поставке товаров, заключении договоров – 4 нарушения;

установление ограничений в выборе продавцов – 3 нарушения;

предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 – 2 нарушения;

совмещение функций органов власти с функциями хозяйствующих субъектов – 4 нарушения;

наделение хозяйствующих субъектов властными функциями – 1 нарушение;

прочие нарушения – 22 нарушения.

 

1.1.5. Выявление и пресечение соглашений и согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 16 Закона «О защите конкуренции»)

В 2010 году выявлено 293 нарушения статьи 16 Закона "О защите конкуренции" (в 2009 году – 129 нарушений).

Структура выявленных нарушений статьи 16 по видам нарушений:

повышение, снижение или поддержание цен (тарифов) – 12 нарушений;

раздел товарного рынка – 6 нарушений;

ограничение доступа на рынок, выхода с рынка – 275 нарушений.

Практика предупреждения соглашений и согласованных действий с участием федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, или между ними и хозяйствующими субъектами:

выступления перед представителями администраций городов и районов на заседаниях коллегий министерств и ведомств Республики Башкортостан;

выступления в средствах массовой информации;

проведение разъяснительной работы на совещаниях в Аппарате Президента Республики Башкортостан, в Правительстве Республики Башкортостан, коллегиях министерств и ведомств Республики Башкортостан;

проведение разъяснительной работы на конференциях (семинарах, совещаниях), проводимых с участием представителей хозяйствующих субъектов, предпринимательских структур, в том числе представителей малого бизнесе;

присутствие правового Управления Президента и Правительства Республики Башкортостан по приглашению Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан почти на всех экспертных советах, заседаниях комиссий по различным направлениям;

присутствие органов внутренних дел, прокуратуры, следственного комитета на заседаниях комиссий по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, экспертных советах и т.д.;

привлечение средств массовой информации, в т.ч. телевидения на комиссиях по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства;

проведение серий встреч со студентами старших курсов 9 вузов о задачах конкурентного законодательства и антимонопольного ведомства. В результате, появился повышенный спрос на прохождение практики в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан. В 2010 году по просьбе МВД по Республике Башкортостан 20 студентов юридической академии проходили практику в Управлении для дальнейшего распределения их в правоохранительных органах республики.

Для выявления соглашений и согласованных действий, нарушающих антимонопольное законодательство, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан широко используется информация, размещаемая на различных сайтах в сети интернет (сайтах муниципальных образований, государственных и муниципальных унитарных предприятий и т.д.), опубликованная в средствах массовой информации и т.д. Кроме того, в процессе рассмотрения дел, возбужденным по другим статьям о нарушениях антимонопольного законодательства, также выявляются факты, информация и документы, содержащие признаки нарушения антимонопольного законодательства в части осуществления согласованных действий и заключения соглашений. Так, в процессе рассмотрения обращения хозяйствующего субъекта по нарушению со стороны государственного заказчика сроков оплаты за выполненные работы по строительству, из представленных материалов были выявлены признаки нарушения статьи 16 Закона "О защите конкуренции" в части осуществления согласованных действий между Министерством образования Республики Башкортостан, Министерством строительства, архитектуры и транспорта  Республики Башкортостан, Казенным предприятием "Республиканское управление капитального строительства Республики Башкортостан". Дело возбуждено, рассмотрено и выдано предписание, которое находится в процессе исполнении.

Немаловажную роль играет в практике выявления соглашений и согласованных действий и осуществление проверочных мероприятий, как по заявлениям хозяйствующих субъектов, так и по собственной инициативе. Заявление одного из ведущих банков об имеющихся согласованных действиях на рынке банковских услуг послужило проведению масштабной проверки органов местного самоуправления.

При выявлении нарушений в результате проведения проверок в одном из органов местного самоуправления, выявлены нарушения, которые имеются и у других органов местного самоуправления и являются аналогичными. Это связано с тем, что практически органы местного самоуправления не осуществляют работу по анализу принятых актов и совершаемых действий на соответствие действующему антимонопольному законодательству, а используются "шаблонные" проекты, которые затем и распространяются повсеместно. Например, так были выявлены, возбуждены и проведены Управлением дела по статье 16 Закона "О защите конкуренции" в части осуществления согласованных действий при заключении договоров оказания банковских услуг и услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности, без соблюдения требований законодательства, предусматривающих обязательное проведение торгов в соответствии с требованиями законодательства о размещении заказов.

Существенное значение в практике выявления соглашений и согласованных действий имеет и изучение состояние конкуренции на товарных рынках. Так, при изучении товарного рынка продовольствия было выявлено многочисленные нарушения по установлению, поддержанию цены на продовольственные товары, вследствие чего, Управлением возбуждено и рассмотрено 4 дела. Рассмотрение данных дел позволило выявить согласованные действия на рынке хранения зерна. В результате, Управлением проведено и рассмотрено 9 дел по установлению и поддержанию цены, в том числе и по координации действий хозяйствующих субъектов.

По результатам изучения рынков образовательных услуг, услуг управления многоквартирными домами также были выявлены согласованные действия и возбуждены и рассмотрены по 1 делу на каждом товарном рынке.

Осуществление функций уполномоченного органа по контролю за размещением государственного заказа также позволяет выявить согласованные действия на торгах. Так, Управлением возбуждено и рассмотрено 1 дело по осуществлению согласованных действий при размещении заказа между участниками заказа в части осуществления согласованных действий, приводящих к установлению, поддержанию цен на торгах. По всем вышеперечисленным делам выданы предписания об устранении выявленных нарушений. Данные дела имели широкий общественный резонанс

При выявлении соглашений и согласованных действий Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан широко используется так называемый "административный" ресурс. Так, присутствие и выступление руководителя на правительственных мероприятиях, совещаниях, конференциях, круглых столах, в средствах массовой информации дало толчок увеличения обращений хозяйствующих субъектов, малого бизнеса о нарушениях антимонопольного законодательства, в том числе и по осуществлению согласованных действий, в антимонопольный орган. Более трети дел возбуждено по обращению хозяйствующих субъектов.

Присутствие руководителя, заместителей руководителя Управления на коллегии республиканских министерств и ведомств позволяет антимонопольному органу увидеть тенденцию развития рынков по формированию согласованных действий, лоббирование органами исполнительной власти всех уровней отдельных компаний, предоставление преимуществ на рынке и т.д.

Присутствие руководителя Управления на заседании правительства по развитию отдельных товарных рынков дает возможность получать из выступлений глав министерств и ведомств, муниципальных образований информацию в части оказывания преференций отдельным хозяйствующим субъектам, кроме того, осуществляется мониторинг нормативно-правовых актов министерств, ведомств и муниципальных образовании региона.

Для выявления практика соглашений и согласованных действий Башкортостанским УФАС России широко используются Экспертные советы, которые проводятся в общественной приемной Президента Российской Федерации, находящейся в г Уфа, также в информационном агентстве «Башинформ». Данные советы проводятся в открытом режиме с заранее объявленной повесткой дня через средства массовой информации и на официальном сайте антимонопольного органа, на котором большой интерес проявляют  средства массовой информации, деловые круги, профессиональные участники рынка и даже студенты юридических и экономических вузов. Исходя из заданных вопросов, Управление берет на контроль и выявляет нарушения антимонопольного законодательства, в том числе согласованные действия. Результаты о принятых мерах вывешиваются кроме своего сайта еще и на сайте информационного агентства «Башинформ» с указанием места подачи заявления или вопроса. Большую информацию о нарушениях  антимонопольного законодательства, в том числе согласованных действий, при осуществлении приемов в общественной приемной руководителем и заместителями руководителя. Много информации  получаем на выездных кустовых заседаниях, встреч с предпринимателями в муниципальных образованиях, районах и городах республики, а также на круглых столах, конференциях, проводимых совместно с Опорой России на его базе региональных отделений, то есть в муниципальных образованиях.

Присутствие на заседаниях различных ассоциаций предпринимателей, Торгово-промышленной палаты, Деловой России, Опоры России также позволяет получать информацию для работы по всем направлениям антимонопольной деятельности, в том числе и по выявлению соглашений и согласованных действий. Данную информацию можно получить и посредством изучения всех целевых программ Республики Башкортостан, позволяющих определить тенденции согласованных действий между властью и хозяйствующими субъектами. 

 

1.1.6. Соблюдение антимонопольных требований к торгам (статья 17 Закона «О защите конкуренции»)

В 2010 году выявлено 17 нарушений статьи 17 Закона "О защите конкуренции", в том числе со стороны органов власти – 6 нарушений (в 2009 году – 8 нарушений, в том числе со стороны органов власти – 8 нарушений).

Структура выявленных нарушений статьи 17 Закона "О защите конкуренции" по видам нарушений: 1 нарушение, в том числе со стороны органов власти – нет нарушений;

создание преимущественных условий участия в торгах – 1 нарушение, в том числе со стороны органов власти – 1 нарушение;

нарушение порядка определения победителя торгов – 8 нарушений, в том числе со стороны органов власти – 2 нарушения;

участие организаторов, заказчиков торгов в торгах – 1 нарушение, в том числе со стороны органов власти – 1 нарушение;

необоснованное ограничение доступа к участию в торгах – 5 нарушений в том числе со стороны органов власти – 2 нарушения.

ограничение конкуренции между участниками торгов – 2 нарушения, в том числе со стороны органов власти – нет нарушений.

 

1.1.7. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (статья 17.1 Закона «О защите конкуренции»)

В 2010 году не возбуждались дела по признакам нарушения статьи 17.1 Закона "О защите конкуренции", в 2009 году выявлено 1 нарушение и возбуждено 1 дело по признакам нарушения статьи 17.1 Закона "О защите конкуренции" решения о прекращении производства по делу в связи с отсутствием факта нарушения не принимались.

 

1.1.8. Особенности отбора финансовых организаций (статья 18 Закона «О защите конкуренции»)

В 2010 году выявлено 28 нарушений и возбуждено 28 дел по признакам нарушения статьи 18 Закона "О защите конкуренции" (в 2009 году – 51 нарушение и 52 дела), в том числе со стороны органов власти - 25 нарушений (в 2008 году – 36 нарушений) и 25 дел (в 2008 году – 39 дел).

 

1.1.9. Предоставление государственных или муниципальных преференций

Башкортостанским УФАС России в 2010 году рассмотрено 60 заявлений о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции, в результате рассмотрения заявлений принято 20 решений о даче согласия, 40 решений об отказе в даче согласия.

 

1.1.10. Практика изъятия незаконно полученного дохода хозяйствующими субъектами в федеральный бюджет

В 2010 году по результатам рассмотрения дел не принимались решения, в которых включены требования изъятия в федеральный бюджет незаконно полученного дохода хозяйствующими субъектами.

 

1.1.11. Анализ судебной практики по вопросу рассмотрения судами решений территориального органа в случае их обжалования

В 2010 году в результате рассмотрения 498 дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства принято 481 решение о наличии нарушений антимонопольного законодательства и выдано 595 предписаний о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

В 2010 году всего обжаловано 51 решение, из них признаны судом законными в полном объеме 8 решений, признано судом полностью недействительным 3 обжалованных решения, в стадии судебного обжалования находится 40 обжалованных решений.

 

1.2. Отдельные виды государственного антимонопольного контроля

 

1.2.1. Характеристика работы антимонопольного органа по государственному контролю экономической концентрации

(статьи 27, 28, 29, 30, 31 Закона «О защите конкуренции»)

В 2010 году рассмотрено 3 ходатайства и  22 уведомления,  направляемых участниками хозяйственного оборота в соответствии с требованиями статей 27-30 Закона "О защите конкуренции", тогда как в 2009 году было рассмотрено на товарном рынке 17 ходатайств и 11 уведомлений. В отчетном периоде увеличилось количество рассмотренных уведомлений  и снизилось количество рассмотренных ходатайств. Одной из основных причин снижения количества рассматриваемых ходатайств  стали изменения, внесенные в Закон "О защите конкуренции" в июле 2009 года, в части увеличения пороговых значений активов, влияющих  на  необходимость  согласия антимонопольного органа.

Следует отметить, что в отчетном периоде по сравнению с прошлым годом увеличилось количество уведомлений коммерческих организаций о присоединении к ним одной или нескольких коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций).

В 2010 году рассмотрено 367 уведомлений о соглашениях финансовых организаций, достигнутых в любой форме, направление которых  предусмотрено статьей 35 Закона "О защите конкуренции".

В 2010 году, как и в 2009 году, было выдано 5 предписаний об осуществлении действий, направленных на обеспечение конкуренции, из них 1 – по результатам рассмотрения ходатайства и 4 – по результатам рассмотрения уведомления.

Основные тенденции в перераспределении прав собственности и изменении концентрации товарных рынков и рынка финансовых услуг - активность по приобретению крупных пакетов акций в 2010 году наблюдалась, в основном, в следующих отраслях: химия и нефтехимия, строительный комплекс, инвестиционная и консультационная сферы деятельности.

Рост экономической концентрации в Республике Башкортостан происходил  по  нескольким направлениям:

приобретение заинтересованными компаниями крупных пакетов предприятий и установление контроля над предприятием (в основном, через посредничество инвестиционных компаний);

создание  холдинговых компаний, в которых материнская компания становится 100% собственником акций (долей) дочерних компаний.

Экономическая концентрация посредством получения права распоряжаться более 10% основных производственных средств хозяйствующих субъектов в основном связана со следующими причинами:

приобретение производителями производственной базы;

закрепление прав собственности;

изъятие собственности из-под неэффективного управления.

Ходатайства в соответствии с Федеральным законом от 29.04.2008 № 57-ФЗ “О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства” в 2010 году не рассматривались.

 

1.2.2. Государственный контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов (статья 35 Закона «О защите конкуренции»)

В 2010 году Башкортостанское УФАС России рассмотрело уведомление,  в соответствии со статьей 35 Закона "О защите конкуренции". Банк уведомил антимонопольный орган о заключении договора  банковского депозита с целью  размещения средств бюджета Республики Башкортостан в банковские депозиты в порядке, установленном постановлением Правительства Республики Башкортостан от 12.10.2010 №381 «О размещении средств бюджета Республики Башкортостан в банковские депозиты» (дата заключения 09.11.2010). При этом установлено, что договор заключен без проведения конкурсных процедур.

Башкортостанское УФАС России поставило банк в известность, что данное соглашение заключено с нарушением пункта 1 статьи 18 Закона "О защите конкуренции".

Согласно указанной статье органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для привлечения денежных средств юридических лиц во вклады должны осуществлять отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 2005года №94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Возбуждено дело о нарушении требований статьи 18 Закона "О защите конкуренции".   

 

1.2.3. Принудительное разделение или выделение хозяйствующих субъектов (статья 38 Закона «О защите конкуренции»)

Заявления о принудительном разделении или выделении хозяйствующих субъектов в соответствии с названной статьей Закона в 2010 году Башкортостанское УФАС России не рассматривало.

 

1.2.4. Государственный контроль в сферах естественной монополии

(статья 7 Федерального закона «О естественных монополиях»)

Башкортостанским УФАС России в 2010 году не рассматривались ходатайства и уведомления в соответствии с требованиями статьи 7 Федерального закона «О естественных монополиях».

 

1.3. Организация и проведение проверок органов власти и некоммерческих организаций

В 2010 году было проведено 164 контрольных мероприятия по проверки органов власти, из них 55 плановых выездных контрольных мероприятий (54 в соответствии с планом контрольных мероприятий Управления и 1 плановая проверка на предмет соблюдения требований Федерального закона № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"). Все предусмотренные планом проведения контрольных мероприятий Управления проверки проведены.

По результатам проведенных контрольных мероприятий на предмет соблюдения органами власти Закона "О защите конкуренции" было выявлено  80 нарушений антимонопольного законодательства и возбуждено 80 дел, из них: по статье 15 – 5 дел, статье 16 – 75 дел. По результатам рассмотрения дел выдано 120 предписаний, привлечено к административной ответственности 1 должностное лицо.

В 2010 году не проводились проверки в отношении саморегулируемых организаций.

 

Раздел 2. Контроль соблюдения законодательства об электроэнергетике

 

Действие

количество

Количество принятых территориальным органом решений о принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, совмещающих виды деятельности в сфере электроэнергетики

2

Количество исполненных хозяйствующими субъектами решений антимонопольного органа о принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, совмещающих виды деятельности в сфере электроэнергетики

исполненных решений нет; срок исполнения решений II квартал 2011 года

Количество исков, поданных антимонопольным органом в суд, в случае неисполнения решений о принудительной реорганизации

иски в суд, в случае неисполнения решений о принудительной реорганизации антимонопольным органом не подавались

 

 

Раздел 3. Контроль рекламной деятельности

Башкортостанским УФАС России всего в 2010 году возбуждено и рассмотрено 250 дел по признакам нарушения законодательства о рекламе. Рассмотрено 126 поступивших заявлений о нарушении законодательства о рекламе, по результатам рассмотрения возбуждено 113 дел. По инициативе Башкортостанского УФАС России возбуждено 137 дел.

В результате рассмотрения 250 дел принято 185 решений о наличии нарушений, выдано 94 предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, исполнено 91 предписание.

Башкортостанским УФАС России в 2010 году возбуждено и рассмотрено 158 дел об административных правонарушениях по статье 14.3 КоАП РФ (нарушение законодательства о рекламе) и 4 дела – по статье 14.38 КоАП РФ (размещение рекламы на дорожных знаках и транспортных средствах).

По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях выдано всего 144 постановления о наложении штрафов, из них по статье 14.3 КоАП РФ – 141, по статье 14.38 КоАП РФ – 3).

Обжаловано в суде и вышестоящему должностному лицу 16 постановлений о наложении штрафов. Результаты рассмотрения жалоб: 3 постановления о наложении штрафа отменено полностью; 3 постановления отменены с объявлением устного замечания.

 

Раздел 4. Контроль размещения заказов (Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд)

4.1. Работа территориального органа по рассмотрению жалоб участников размещения заказов

Комиссией по контролю за размещением заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан в 2010 году было рассмотрено 521 жалоба хозяйствующих субъектов и индивидуальных предпринимателей участников размещения заказа.

Структурный состав поданных жалоб как на действия заказчиков, так и на действия конкурсных, аукционных и котировочных комиссий, специализированной организации распределился следующим образом: при размещении заказа для федеральных нужд – 86 поданных жалоб или 17% от общего количества, при размещении заказа для нужд субъекта Российской Федерации – 141 или 27%, для муниципальных нужд - 294 или 56%. Следует отметить, что итоги деятельности Башкортостанского УФАС России по контролю за размещением заказов за 2010 год показывают о снижении поступления жалоб от участников размещения заказов для федеральных нужд на 12 процентных пункта, для нужд субъекта Российской Федерации на 2 процентных пункта. По мнению Башкортостанского УФАС России, снижение количества жалоб от участников размещения заказа для федеральных нужд и нужд субъекта Российской Федерации объясняется не ростом законности на данных уровнях при размещении заказов, а  в связи с переходом на аукционы в электронной форме и низкой активностью потенциальных участников в данных торгах.

На основании части 1 статьи 59 Закона о размещении заказов Башкортостанским УФАС России возвращено 85 жалоб или 16% от общего количества поступивших жалоб. Участниками размещения, подавшими жалобы, на основании части 1 статьи 61 Закона о размещении заказов отозвано 34 жалобы или 7% от общего количества поступивших жалоб.

В результате рассмотрения по существу в 2010 году обоснованными признаны 254 или 63% жалобы и необоснованными  147 или 37% жалоб. Таким образом, данные показатели свидетельствуют о продолжающемся росте правонарушений при размещении заказов.   

Башкортостанское УФАС России по результатам рассмотрения жалоб по размещению заказов было выдано 196 предписаний об аннулировании торгов, отмене протоколов, составляемых в процессе размещения заказов, а также о внесении изменений в конкурсные, аукционные документации и информационные извещения о размещении заказов. Процент исполнения предписаний, выданных по результатам рассмотрения жалоб, составил 103%, с учетом выданных в предыдущем году.

По результатам рассмотрения жалоб в 2010 году выявлено 515 нарушений. Такой вид нарушения, как необоснованный отказ в допуске участника составляет наибольший удельный вес в общей объеме выявленных нарушений. В тоже время, значительно выросло такое нарушение, как  необоснованный допуск участника размещения заказа. Отмечен и рост такого нарушения, как установление требований к участникам либо к заявке, противоречащих действующему законодательству. Башкортостанским УФАС России установлены и иные нарушения законодательства о государственных закупках, такие как, несоответствие информации о размещении заказа в конкурсной, аукционной документации и в извещении о размещении заказа, нарушен порядок регистрации участников размещения заказа, нарушение порядка проведения аукциона, не соблюдение требований Закона о размещении заказов при составлении и оформлении протоколов размещений заказов и т.д.

В 2010 году увеличилось количество обращений в Башкортостанское УФАС России о согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком). За отчетный период рассмотрено 214 обращений, что в 9 раз больше, чем в предыдущем периоде, из них в 18 случаях было принято решение об отказе в согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), что составляет 8 % от поданных на согласование материалов. Основной причиной отказа является не соответствие конкурсной, аукционной документации требованиям Закона о размещении заказов и просьба согласования без размещения заказа.

 

4.2. Работа по осуществлению проверочных мероприятий

В 2010 году Башкортостанским УФАС России проведено 73 проверки соблюдения требований Закона о размещении заказов, что в 1,7 раза больше, чем в 2009 году. Было проведено 1 плановая проверка, внеплановых – 72 или 99%. Увеличение проведения внеплановых проверок обусловлено проведением внеплановых проверок по отозванным и возвратным жалобам,  увеличением количества совместных проверок с органами МВД, Прокуратуры РБ и т.д.

При осуществлении проверочных мероприятий проверено 327 размещений заказов, из них для федеральных нужд 103, для нужд субъекта Российской Федерации – 70, для муниципальных нужд – 154. Выявлено заказов с нарушениями 178, что составляет к общему объему проверенных размещений заказов 54%, количество выявленных нарушений при проведении проверочных мероприятий составило 326.

По результатам проведенных проверок Башкортостанским УФАС России выдано 22 предписания, возбуждены и рассмотрены административные дела.

Основными нарушениями законодательства о размещении заказов, выявленными в результате контрольной проверочной деятельности в сфере размещения заказов являются необоснованный допуск участников размещения заказов, в том числе победителя размещения заказа, и необоснованный отказ в допуске участникам размещения заказа.

 

4.3. Работа по ведению реестра недобросовестных поставщиков

В 2010 году в адрес Башкортостанского УФАС России поступило 28 обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков.

В связи с отсутствием  в документах, представленных заказчиком фактов отказа победителя конкурса, аукциона, победителя в проведении запроса котировок, единственного участникам размещения заказа от заключения контракта  проведено 27 проверок по выявлению факта уклонения участников размещения заказов от заключения государственных и муниципальных контрактов.

В ходе проведенных проверок Комиссия  Башкортостанского УФАС России в 20 случаях не установила  фактов  уклонения от подписания  муниципальных  и государственных контрактов  участников размещения заказа. Наиболее распространенными причинами отказа Башкортостанским УФАС России от включения в Реестр недобросовестных поставщиков нарушение Закона о размещении заказов со стороны заказчиков.

В 2010 году Башкортостанским УФАС России включено в Реестр недобросовестных  поставщиков 8  поставщиков, из них 1 включен на основании приказа руководителя Башкортостанского УФАС России в связи с расторжением контрактов в судебном порядке.

 

4.4. Практика по выявлению административных правонарушений и привлечению к ответственности

В 2010 году Башкортостанским УФАС России возбуждено 363 дела об административном правонарушении, что в 2,2 раза больше чем в предыдущем году.

По итогам рассмотрения дел об административных правонарушениях выдано 231 постановление о наложении административного штрафа на общую сумму 4 297 000 рублей.

Сумма уплаченного штрафа по постановлениям, не обжалованным и не отмененным судом, составляет 2 272 тыс. руб. или 53 % от суммы штрафов, подлежащих к взысканию.

Удельный вес выявленных в 2010г. административных правонарушений  распределился следующим образом: по ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ 39%, по ч.6 ст.7.30 КоАП РФ – 18%, по ч ст.7.29 КоАП РФ – 13% и т.д.

По результатам рассмотрения жалоб и проведенных проверок наиболее часто встречающимися видами административных правонарушений являются: нарушение членами комиссии порядка отбора участников конкурса, аукциона, запроса котировок на право заключить государственный или муниципальный контракт, опубликование должностными лицами заказчика информации о размещении заказов с нарушениями требований Закона о размещении заказов;  нарушение сроков заключения контрактов.

 

4.5. Анализ судебной практики по вопросу рассмотрения судами ненормативных правовых актов ФАС России в сфере размещения государственного заказ

В 2010 году обжаловано 26 ненормативных правовых актов. Принято 11 окончательных правовых актов, в том числе одно по справке по результатам проведения плановой проверки. Из вышеуказанного количества принятых окончательных правовых актов по 11 отказано в удовлетворении иска, в том числе по справке по результатам проведения плановой проверки. Проблемы при рассмотрении судами законности и обоснованности выданных решений и предписаний у Башкортостанского УФАС России не возникали.

По итогам рассмотрения дел об административных правонарушениях выдано 231 постановление о наложении штрафа, что в 2 раза превышает количество выданных постановлений о наложении штрафов в предыдущем году. При этом, 89 постановлений о наложении административных штрафов обжаловано в суд. По 63 обжалованным постановлениям приняты окончательные судебные акты об отказе в удовлетворении жалоб на постановление о наложении штрафа.

В 2010г. Башкортостанским УФАС России по результатам рассмотрения жалоб было подано 2 исковых заявления о признании размещения заказа недействительным и расторжении государственного контракта.

По данным искам окончательные судебные акты не приняты.

В 2010 году Башкортостанское УФАС России привлекалось в качестве третьего лица в трех судебных делах.

В 2010 году сотрудникам Башкортостанского УФАС России было поручено представлять интересы ФАС России в Арбитражном суде Республики Башкортостан при рассмотрении исковых заявлений о признании недействительным размещения заказа.

 

Раздел 5. Практика применения мер административной ответственности в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП)

В 2010 году возбуждено и рассмотрено 666 дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, из них

336 дел – за нарушение законодательства о размещении заказов,

163 дела – за нарушение законодательства о рекламе,

9 дел – за злоупотребление доминирующим положением на товарных рынках,

116 дел – за заключение ограничивающих конкуренцию соглашений,

27 дел – за недобросовестную конкуренцию;

9 дел – за ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления.

2 дела – за нарушение порядка ценообразования;

3 дела – за непредставление ходатайств, уведомлений, заявлений, сведений (информации);

1 дело – за нарушение стандартов раскрытия информации субъектами оптового рынка электрической энергии и мощности, розничных рынков электрической энергии.

В 2010 году возбуждено и рассмотрено 31 дело об административных правонарушениях в отношении должностных лиц органов власти и местного самоуправления по статье 14.9 КоАП РФ (ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления) и по статье 14.32 КоАП РФ (заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности), вынесены постановления о наложении штрафа на общую сумму 365 тысяч рублей, большинство постановлений исполнены, 3 постановления находятся в стадии исполнения.

Общая сумма наложенного штрафа составила более 47 млн. рублей, сумма уплаченного штрафа – более 14 млн.рублей.

 

Раздел 6. Работа по адвокатированию конкуренции в части предупреждения нарушений антимонопольного законодательства, а также законодательства о размещении заказов, законодательства о рекламе, законодательства о естественных монополиях

Башкортостанским УФАС России в 2010 году проводилась значительная работа по адвокатированию конкуренции: проведено 4 пресс-конференции, проведены "круглые столы", семинары по вопросам практики применения антимонопольного законодательства, законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд; более 210 материалов о деятельности управления вышло в печатных СМИ и Интернет, сделано более 120 выступлений на радио и телевидении.

При Башкортостанском УФАС России созданы: Общественно-консультативный совет; Экспертный Совет по применению законодательства о рекламе; Экспертный Совет по естественным монополиям; Экспертный совет по развитию конкуренции в сфере розничной торговли. За 2010 год проведено всего 14 заседаний Общественно-консультативного совета и Экспертных советов.

При Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан создан Общественно-консультативный совет приказом ФАС России № 535 от 09.12.2008 (в соответствии с пунктом 1.4. Положения об Общественно-консультативном совете при ФАС России, утвержденного приказом ФАС России № 44 от 28.02.2007).

В состав Общественно-консультативного совета вошли представители: Башкортостанского УФАС России, Башкирского регионального отделения  «ОПОРА РОССИИ», Торгово-промышленной палаты Республики Башкортостан, Союзов предпринимателей Салаватского, Калтасинского, г.Белебея и Белебеевского района Республики Башкортостан, Башкирской Торговой Ассоциации, Союза организаций кредитной кооперации Республики Башкортостан, Совета Башкортостанского регионального отделения "Деловая Россия", Ассоциации предпринимателей г.Стерлитамака Республики Башкортостан, Ассоциации организаций предпринимательства Республики Башкортостан, Союза работодателей Республики Башкортостан.

11 марта, 12 мая, 28 сентября и 22 декабря 2010 года состоялись заседания Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан

На заседании 11 марта 2010 года рассмотрены вопросы увеличения арендной платы при аренде нежилых помещений различных форм собственности.

На заседании 12 мая 2010 года присутствовали участники различных рынков, представители торговых сетей и организаций, производители, заместители глав администраций муниципальных образований по торговле.

Состоялось конструктивное обсуждение хода реализации Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381–ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", были высказаны предложения и рассмотрены различные проблемы. Были высказаны предложения по малым поставщикам, обсуждены положения малого предприятия в системе розничной торговли. На дату проведения заседания от 30 до 70 % договоров приведены в соответствие с законом.

По вопросу передачи контрольных и надзорных функций по управлению имуществом и оказанию платных услуг муниципальным предприятиям и учреждениям выступил председатель Совета Башкирского регионального отделения "Опора России" Мусин Д.М., он сказал, что постоянно поступают жалобы о том, что государственные и муниципальные учреждения и предприятия, вопреки своему предназначению, подменяют собой деятельность частных коммерческих структур и участвуют в переделе рынка. Особенно остро это сказывается в сфере ЖКХ. Кроме того, эти предприятия и учреждения оказывают государственные и муниципальные услуги на платной основе. По результатам обсуждения, члены ОКС решили, активизировать работу в данном направлении всеми участниками рынка в целях улучшения ситуации по восстановлении законности, оказать содействие по сбору доказательной базы, помочь Башкортостанскому УФАС России собрать информацию по конкретным фактам для принятия конкретных мер.

На заседании 28 сентября 2010 года рассмотрены вопросы и проблемы, связанные с переходом на проведение торгов на электронных аукционах. По результатам обсуждения отмечено, что бизнес, как потенциальный участник торгов, не обладает достаточными знаниями и средствами для регистрации на электронных площадках.

22 декабря 2010 года в г.Стерлитамак в здании Администрация городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан состоялось выездное заседание Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан.

В центре дискуссии было обсуждение вопроса развития конкуренции на рынке пассажирских перевозок в Республике Башкортостан.

Было отмечено, что частные перевозчики долгое время не шли на рынок пассажирских перевозок, рынок не имел инвестиционной привлекательности. Сегодня ситуация радикально изменилась, частный капитал готов прийти на данный рынок, поэтому нужно создать условия для развития конкуренции на рынке пассажирских перевозок, поскольку это имеет жизненно важное значение для формирования рыночной экономики и функционирования государства. Конкуренция стимулирует предприятия повышать производительность, безопасность, вводить инновации и делать капиталовложения и т.д. Поддержка и развитие здоровой конкуренции – одна из основных функций государства, строящего рыночную экономику. В грамотной, успешной реализации этой функции заинтересованы все субъекты экономической деятельности и, в конечном итоге, все общество.

В Управление за период с 2008 года по настоящее время обратились 24 хозяйствующих субъекта, в том числе 16 хозяйствующих субъектов с жалобами на злоупотребление доминирующим положением хозяйствующим субъектом на рынке пассажирских перевозок в республике. Зачастую из-за большого объема перевозок, осуществляемых данным хозяйствующим субъектом доля иных автоперевозчиков минимальная, соответственно, рынок автоперевозок нельзя назвать конкурентным.

Представители хозяйствующего субъекта пояснили, что имеющиеся проблемы в рабочем порядке решаются, с сотрудниками автовокзалов, ненадлежащим образом исполняющих свои функции, разбираются также в рабочем порядке, и выступили с предложением о необходимости предоставления времени для наведения порядка в сложившейся ситуации.

Члены ОКСа приняли решение об удовлетворении ходатайства хозяйствующего субъекта и вернуться к обсуждению настоящего вопроса на следующем заседании ОКСа.

 

При Башкортостанском УФАС России созданы и действуют 3 Экспертных Совета, в состав которых входят, в том числе представители органов исполнительной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. 

При Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан создан Экспертный Совет по применению законодательства о рекламе (приказ № 108 о/д от 28.08.2007, утверждено Положение о Совете и состав Совета).

31 марта, 27 июля, 30 сентября и 9 декабря 2010 года состоялись очередные заседания Экспертного Совета.

На заседании Экспертного Совета 31 марта 2010 года обсуждены краткие итоги деятельности Башкортостанского УФАС России по осуществлению надзора и контроля за соблюдением законодательства о рекламе в 2009 году. Обсуждена реклама: "Центр студенческих инициатив. СТУДЕНТ, я тебя вижу! Иди оформляйся на WORK AND TRAVEL от 15000 руб. Коммунистическая, 49" с изображением Президента США, размещенная на остановке общественного транспорта "Дом актера" в городе Уфе.

27 июля 2010 года на заседании Экспертного Совета рассмотрены краткие итоги деятельности Башкортостанского УФАС России по осуществлению надзора и контроля за соблюдением законодательства о рекламе за I полугодие 2010 года. Обсуждены материалов о банке "УралСиб" и Центре бартерной недвижимости, размещенных в программе "Вести-Башкортостан".

На заседании Экспертного Совета 30 сентября 2010 года рассмотрены вопросы использования образов полуобнаженных девушек при наружной рекламе различных товаров и услуг (одежды, шин, услуг автомойки), размещенной в городах Республики Башкортостан. Обсуждена реклама "Азбука Победы", размещенная в мае 2010 года на телеканале "Вся Уфа" во время трансляции телепрограммы "Уфимский разворот. Эхо Москвы".

9 декабря 2010 года на заседании Экспертного Совета обсуждены рекламы "Пенсионный обвал", "Спорные" реформы", "Работать будем больше", "Пенсия через суд", "Президент против", размещенные в общественно-политической газете "Вечерняя Уфа" в октябре – ноябре 2010 года, рекламодателем ООО "Ипотечная Финансовая Компания" на предмет искажения смысла и введения в заблуждение потребителей рекламы в результате отсутствия части существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования.

Рассмотрены вопросы использования образов полуобнаженных девушек при наружной рекламе меховых изделий, размещенной в городе Октябрьский Республики Башкортостан.

По результатам рассмотрения рекламы на заседаниях Экспертного Совета возбуждались дела по признакам нарушения законодательства о рекламе.

 

При Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан создан Экспертный Совет по естественным монополиям (приказ № 73 о/д от 23.06.2008, утверждено Положение о Совете и состав Совета).

20 апреля, 24 июня, 14 сентября и 30 ноября 2010 года состоялись очередные заседания Экспертного Совета по естественным монополиям.

На рассмотрение Экспертного совета 20 апреля 2010 года был вынесен вопрос о правомерности начислений за потребленную электрическую энергию производимую гарантирующим поставщиком гражданам-потребителям расчетным путем.

По итогам заседания Экспертного Совета Башкортостанское УФАС России приняло предложение ОАО "Башкирэнерго" в ближайшее время проработать вопрос по внесению изменений в счета-извещения (счета-квитанции, выставляемые ОАО "Башкирэнерго" гражданам-потребителям электрической энергии), которые были бы понятны и необременительны для потребителей. ОАО "Башкирэнерго" признало, что жалобы граждан обоснованы и что оно работает в этом направлении. Экспертный Совет поддержал позицию антимонопольного органа, основанную на нормах законодательства Российской Федерации. В соответствии с данными нормами потребители-граждане оплачивают потребленную электрическую энергию, исходя из утвержденных государством поставщикам тарифов и показаний приборов учета.

На заседании Экспертного Совета по естественным монополиям при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан 24 июня 2010 года обсуждались вопросы о ситуации и проблемах присоединения энергоустановок частных застройщиков к электрическим сетям на территории Республики Башкортостан. По результатам обсуждения экспертным советом принято следующее решение.

Экспертный Совет по естественным монополиям при Башкортостанском УФАС России отметил особую необходимость своевременного и комплексного подхода со стороны органов власти и управления, поставщика ресурсов (сетевой организации) в части планирования строительства объектов энергоснабжения и утверждения инвестиционных планов (программ) на этапе подготовки к выделению земельных участков под малоэтажное строительство.

Форма координации деятельности по решению вопросов электроснабжения застраиваемых территорий должна быть ориентирована на своевременный обмен информацией, касающейся определения территорий застройки, определение необходимого объема энергоресурсов, необходимого объема инвестиций и выбора источника финансирования (бюджетные средства, средства сетевых организаций, средства застройщиков).

Принято предложение рассмотреть вопрос о возможной передаче введенных за счет комплексного финансирования сетей электроснабжения в д. Светлая и п. Нагаево на баланс муниципальных образований, либо на баланс сетевой компании. МУП "Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево" и ООО "Уфимский краностроительный завод", являющихся уполномоченными организациями по строительству коммуникаций инженерного обеспечения в указанных населенных пунктах, параллельно рассмотреть вопрос о возможном получении статуса сетевых организаций.

Экспертный Совет по естественным монополиям в процессе обсуждения принял предложение членов экспертного совета о выходе с инициативой в Правительство Республики Башкортостан с вопросом определения координатора планирования, строительства инженерных коммуникаций и утверждения инвестиционных планов (программ) на этапах подготовки к выделению земельных участков под малоэтажное строительство.

На заседании Экспертного Совета по естественным монополиям 14 сентября 2010 года обсуждался вопрос монопольно высокой цены на обслуживание внутридомового газового оборудования.

На заседании Экспертного Совета по естественным монополиям 30 ноября 2010 года обсуждены вопросы энергосбережения и повышения энергоэффективности.

Членами Экспертного Совета и приглашенными участниками заседания отмечено, что энергосбережение и повышение энергоэффективности – важнейшие инструменты развития российской экономики и повышения ее конкурентоспособности. В целях создания в стране соответствующих эффективных механизмов и необходимых для этого правовых условий  принят Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ  “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, который регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности,  и в частности, вводит  ограничения на оборот ламп накаливания, устанавливает  требования по маркировке товаров с учетом их энергетической эффективности, по обязательному коммерческому учету энергетических ресурсов, по энергетической эффективности новых зданий (строений, сооружений), по сокращению бюджетных расходов на приобретение энергетических ресурсов, а также по содержанию общего имущества многоквартирных домов в отношении показателей энергетической эффективности.

В России принята программа энергосбережения и энергоэффективности, реализация  которой создает контуры новой экономики, повышает конкурентоспособность российских товаров и услуг, создает новые предприятия, новые отрасли, вносит вклад в улучшение экологической ситуации и качества жизни. Однако, по мнению главы государства Дмитрия Медведева, существует ряд организационных проблем, с которыми сталкиваются граждане, частные компании и бюджетный сектор. Среди них – отсутствие четких требований к приборам учета энергоресурсов, практика распоряжения средствами, сэкономленными при рациональном использовании электроэнергии, в бюджетных организациях, медленные темпы энергообследований.

Президент России в своих выступлениях по вопросу энергосбережения неоднократно отмечал, что “для людей энергоэффективность… кажется какой-то бюрократической суетой. Люди должны понимать, что меры, принимаемые по энергосбережению, принимаются для того, чтобы они меньше тратили”. В связи с этим, важным направлением в программе энергосбережения и энергоэффективности является работа по информированию населения, а также созданию стимулов для потребителей и ресурсоснабжающих организаций по установке приборов учета и обеспечения исполнения требований законодательства об энергоэффективности и энергосбережения в целом. “Мы  должны объяснить людям,  в чем смысл энергоэффективности”.

Реализация закона об энергосбережении способствует активному развитию рынка систем и приборов учета ресурсов. При  этом не исключены возможные злоупотребления доминирующим положением и как следствие увеличение количества жалоб на нарушения  антимонопольного законодательства. Для предупреждения указанных нарушений необходим мониторинг указанного рынка и обеспечение информирования населения о складывающихся предложениях развивающегося рынка, их прозрачности по формированию цены и исполнителям.

На заседании Экспертного Совета так же отмечена необходимость информационной поддержки касающееся применения энергосервисных договоров (контрактов) и практической их реализации, в том числе энергосервисных договоров (контрактов), заключенных для обеспечения государственных или муниципальных нужд, и об объеме планируемой экономии энергетических ресурсов при реализации энергосервисных договоров (контрактов).

Энергосбережение – это своевременная и необходимая мера для экономики страны и  республики в частности, которая приведет к снижению затрат самих потребителей и повышению энергоэффективности.

 

При Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан создан Экспертный совет по развитию конкуренции в сфере розничной торговли (приказ № 104 от 04.05.2010, утверждено Положение о Совете и состав Совета).

12 мая и 29 декабря 2010 года состоялись заседания Экспертного Совета по развитию конкуренции в сфере розничной торговли.

На заседании Экспертного совета 12 мая 2010 года присутствовали участники различных рынков, представители торговых сетей и организаций, производители, заместители глав администраций муниципальных образований по торговле. Состоялось конструктивное обсуждение хода реализации Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", были высказаны предложения и рассмотрены различные проблемы. Были высказаны предложения по малым поставщикам, обсуждены положения малого предприятия в системе розничной торговли. По результатам обсуждения члены Экспертного совета по развитию конкуренции в сфере розничной торговли решили, что нужно поддержать и продолжить работу Экспертного совета, а также активизировать работу по приведению договоров в соответствии с нормами Закона о торговле.

29 декабря 2010 года в Приемной Президента Российской Федерации в Республике Башкортостан состоялось заседание Экспертного совета по развитию конкуренции в сфере розничной торговли при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по вопросам, связанным с соблюдением хозяйствующими субъектами и органов власти антимонопольного законодательства Российской Федерации в сфере розничной торговли.

На совете присутствовали участники различных рынков, представители торговых сетей и организаций, производители, заместители глав администраций муниципальных образований по торговле.

В рамках заседания Экспертного совета обсуждались результаты проверок, проведенных Башкортостанским УФАС России, по выявлению нарушений хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, требований Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Башкортостанское УФАС России за 9 месяцев 2010 года провело больше 15 проверок. Проверки проходили не только в Уфе, но в таких городах как  Стерлитамак, Салават, Сибай. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан возбуждено 6 дел по признакам нарушения части 1 статьи 13 Закона о торговле. На дату проведения заседания вынесены решения по 5 делам, 1 дело находится в стадии рассмотрения.