Отчет Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по итогам работы за 2011 год

Категория отчета: Статистика и отчеты

Отчет

Управления Федеральной антимонопольной службы

по Республике Башкортостан по итогам работы за 2011 год

 

Раздел I. Антимонопольный контроль

 

1.1. Практика выявления и пресечения нарушений Закона «О защите конкуренции»

1.1.1. Практика выявления и пресечения нарушений Закона «О защите конкуренции» в виде злоупотребления хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке (статья 10 Закона «О защите конкуренции»)

В 2011 году выявлено 69 нарушений статьи 10 Закона "О защите конкуренции" и возбуждено 72 дела по признакам нарушения статьи 10 Закона "О защите конкуренции" (в 2010 году – 40 нарушений и 41 дело).

Виды нарушений:

установление, поддержание монопольно высокой цены товара – 1 нарушение;

навязывание невыгодных условий договора – 8 нарушений;

необоснованное сокращение или прекращение производства товара – 21 нарушение;

необоснованный отказ от заключения договора – 15 нарушений;

необоснованное установление различных цен (тарифов) на один товар – 2 нарушения;

создание дискриминационных условий – 2 нарушения;

создание препятствий доступу на рынок, выходу с рынка – 11 нарушений;

нарушение порядка ценообразования – 7 нарушений;

прочие нарушения – 2 нарушения.

Наиболее характерное нарушение – необоснованное сокращение или прекращение производства товара (30,4 % выявленных нарушений статьи 10 Закона "О защите конкуренции"). В 2010 году - создание препятствий доступу на рынок, выходу с рынка (47,5 % выявленных нарушений статьи 10 Закона "О защите конкуренции"). В 2009, 2008 годах наиболее характерное нарушение - навязывание невыгодных условий договора (27,5 % выявленных нарушений статьи 10 Закона "О защите конкуренции" в 2009 году).

Доля остальных выявленных нарушений статьи 10 Закона "О защите конкуренции" составила:

установление, поддержание монопольно высокой цены товара – 1,4 %;

навязывание невыгодных условий договора – 11,6 %;

необоснованный отказ от заключения договора – 21,8 %;

необоснованное установление различных цен (тарифов) на один товар – 2,9%;

создание дискриминационных условий – 2,9 %;

создание препятствий доступу на рынок, выходу с рынка – 16 %;

нарушение порядка ценообразования – 10,1 %;

прочие нарушения – 2,9 %.

 

1.1.2. Практика пресечения соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 11 Закона «О защите конкуренции»)

В 2011 году выявлено 17 нарушений статьи 11 Закона "О защите конкуренции" и возбуждено 19 дел по признакам нарушения статьи 11 Закона "О защите конкуренции" (в 2010 году - 23 нарушения и 28 дел).

Распределение выявленных нарушений и возбужденных дел по признакам нарушений статьи 11 в разрезе видов нарушений:

установление или поддержание цен (тарифов), скидок – 5 нарушений и 5 дел;

повышение, снижение или поддержание цен на торгах – 1 нарушение и 1 дело;

раздел товарного рынка – 8 нарушений и 9 дел;

навязывание невыгодных условий договора – 1 нарушение и 1 дело;

необоснованное установление различных цен (тарифов) на один товар – 1 дело;

создание препятствий доступу на рынок, выходу с рынка – 2 нарушения и 2 дела.

 

1.1.3. Пресечение недобросовестной конкуренции (статья 14 Закона «О защите конкуренции»)

В 2011 году возбуждено 46 дел по признакам нарушения статьи 14 Закона "О защите конкуренции" (в 2010 году – 31 дело).

Распределение возбужденных дел по видам нарушений:

распространение ложных сведений – 3 дела;

введение потребителей в заблуждение – 29 дел;

некорректное сравнение – 2 дела;

продажа товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности – 8 дел;

незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную и охраняемую законом тайну – 1 дело;

прочие нарушения – 3 дела.

 

1.1.4. Выявление и пресечение актов и действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 15 Закона «О защите конкуренции»)

В 2011 году затронуты антиконкурентными актами и действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации следующие сферы:

жилищно-коммунальное хозяйство;

розничный рынок электроэнергетики;

связь;

транспортное обслуживание (пассажирские перевозки);

операции с недвижимым имуществом, включая землю;

сельское и лесное хозяйство;

строительный комплекс.

В 2011 году выявлено 107 нарушений статьи 15 Закона "О защите конкуренции" и возбуждено 136 дел по признакам нарушения статьи 15 Закона "О защите конкуренции" (в 2010 году – 47 нарушений и 48 дел).

Структура выявленных нарушений статьи 15 Закона "О защите конкуренции" по видам нарушений:

ограничение на создание новых х/с, установление запретов на отдельные виды деятельности – 1 нарушение;

необоснованное препятствование осуществлению деятельности х/с – 24 нарушения;

установление запретов на перемещение, продажу (обмен, покупку) товаров – 3 нарушения;

установление ограничений в выборе продавцов – 1 нарушение;

предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 – 73 нарушения;

прочие нарушения – 5 нарушений.

Причины роста значений количества возбужденных дел по статье 15 Закона "О защите конкуренции":

В 2011 году Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан возбуждено 136 дел по признакам нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции, по сравнению с предыдущим годом количество дел возросло в 2,8 раза. Это объясняется следующим.

В 2011 году увеличилось количество плановых проверок – 72, что на 18 проверок больше, чем в 2010 году, в связи с чем, в 4 раза возросло количество дел, возбужденных по собственной инициативе Управления 111 дел вместо 28 в 2010 году. В отчетном году возросло на 25% и количество обращений граждан и юридических лиц, что также повлияло на рост количества возбужденных дел. Доля возбужденных дел по собственной инициативе в 2011 году к общему количеству дел составляет 82%, данный показатель значительно превышает аналогичный в прошлом году (58%).

В 2011 году Управлением в результате рассмотрения дел было выдано 95 предписаний или 88,8% от количества возбужденных дел, при 81,3% в 2010 году.

Наиболее часто встречающими нарушениями в 2011 году являются предоставление государственной и муниципальной преференции в нарушение порядка, установленной главой 5 – 73 нарушения или 68,2%, необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующего субъекта – 24 или 22,4%, прочие нарушения – 5 или 4,7%, установление запретов на перемещение, продажу (обмен, покупку) товаров – 3 или  2,8%, ограничение на создание новых хозяйствующих субъектов, установление запретов на отдельные виды деятельности и установление ограничений в выборе продавца по 1 нарушению или по 0,95%. Для сравнения в 2010 году наибольшую долю по видам нарушения занимала позиция необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующего субъекта – 20,8%.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан при составлении плана проверок органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в целях устранения административных проверок учитывает, прежде всего, инвестиционную привлекательность муниципальных районов, а также количество обращений предпринимательского сообщества.

При Президенте Республики Башкортостан создан Общественный совет по улучшению инвестиционного климата, членом которого является руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан. Результаты анализа выявленных нарушений, проверок тенденций развития бизнеса, состояния конкуренции докладываются на заседаниях данного совета.

В Республике Башкортостан разработан Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе. Данный Стандарт разработан с учетом результатов проверок органов исполнительной власти всех уровней, имеющихся административных барьеров и путей их устранения, тенденций развития бизнеса и т.д.. Тенденции развития бизнеса в республике постоянно обсуждаются на Общественно Консультативных Советах с целью доведения до участников рынка и органов местного самоуправления направлений развития бизнеса и деятельности органов местного самоуправления при инвестиционной привлекательности.

Активно в деятельности Управления используются совместные выездные мероприятия в муниципальные образования с представителями бизнессообществ по обсуждению результатов проверок, а также с целью создания «обратной связи» с предпринимательством. Такой мобильный тип отношений, в свою очередь, позволяют оперативно снимать вопросы, возникающие у среднего и малого бизнеса в процессе деятельности и во взаимоотношениях с органами власти на местах, а также активизировать деятельность данных субъектов по защите своих ущемленных прав. Кроме того, даже анализ по выявленным фактам нарушения по принятым актам 2009 года и носившим разовый характер исполнения, и предписания в результате рассмотрения которых не выдаются, также являются профилактикой для дальнейшего прекращения нарушений.

Большая работа Управлением была проведена в 4 квартале 2011 года по рассмотрению административным регламентам на предоставление муниципальных услуг на соответствие требованиям Закона о защите конкуренции. Имеются признаки нарушения при оказании муниципальных услуг, в частности наделение хозяйствующих субъектов функциями органов местного самоуправления, введение обязательных процедур (действий) для получения таких услуг, установление дополнительной оплаты и т.д. По всем выявленным признакам нарушения будут возбуждены дела в начале  2012 года.

Башкортостанским УФАС России в 2011 году проанализировано 24822 нормативных правовых акта органов исполнительной власти Республики Башкортостан и органов местного самоуправления и выявлено 89 актов, нарушающих антимонопольное законодательство, по выявленным актам возбуждаются дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (часть возбужденных дел находится в стадии рассмотрения).

 

1.1.5. Выявление и пресечение соглашений и согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 16 Закона «О защите конкуренции»)

В 2011 году выявлено 11 нарушений статьи 16 Закона "О защите конкуренции" и возбуждено 12 дел по признакам нарушения статьи 16 Закона "О защите конкуренции" (в 2010 году – 293 нарушения и 297 дел).

Структура выявленных нарушений статьи 16 по видам нарушений:

повышение, снижение или поддержание цен (тарифов) – 1 нарушение;

раздел товарного рынка – 2 нарушения;

ограничение доступа на рынок, выхода с рынка – 8 нарушений.

Практика предупреждения соглашений и согласованных действий с участием федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, или между ними и хозяйствующими субъектами:

выступления перед представителями администраций городов и районов на заседаниях коллегий министерств и комитетов Республики Башкортостан;

выступления в средствах массовой информации;

проведение разъяснительной работы на совещаниях в Аппарате Президента Республики Башкортостан, в Правительстве Республики Башкортостан, Государственном собрании Республики Башкортостан, коллегиях министерств и комитетов Республики Башкортостан;

проведение разъяснительной работы на конференциях (семинарах, совещаниях), проводимых с участием представителей хозяйствующих субъектов, предпринимательских структур, в том числе представителей малого бизнеса;

присутствие представителей контрольно-аналитического и правового управлений Администрации Президента и Правительства Республики Башкортостан по приглашению Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан почти на всех экспертных и общественно-консультативных советах, заседаниях комиссий по различным направлениям;

присутствие представителей органов внутренних дел, прокуратуры, следственного комитета на заседаниях комиссий по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, экспертных советах и т.д.;

привлечение средств массовой информации, в т.ч. телевидения на комиссии по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства.

Для выявления соглашений и согласованных действий, нарушающих антимонопольное законодательство, Управлением широко используется информация, размещаемая на различных сайтах в сети интернет (сайтах муниципальных образований, государственных и муниципальных унитарных предприятий и т.д.), опубликованная в средствах массовой информации и т.д.

Управление проводит активную работу по адвокатированию конкуренции,  регулярно выступает на конференциях, заседаниях, собраниях бизнес - сообщества Республики Башкортостан, на телевидении и радио, рассказывает о работе Управления в целях устранения факторов, которые препятствуют развитию конкуренции, о предусмотренном законодательством административном наказании. В результате чего всё большее количество людей начинает осознавать правовую оценку содеянных действий, в том числе о штрафных санкциях за совершение нарушений антимонопольного законодательства.

Так, в процессе рассмотрения обращения хозяйствующего субъекта по нарушению со стороны государственного заказчика при проведении открытого аукциона, из представленных материалов были выявлены признаки нарушения части 1 статьи 11 Закона «О защите конкуренции» в части совершения согласованных действий, направленных на поддержание цен при проведении аукциона на выполнение работ по строительству инженерных коммуникаций к местам индивидуальной застройки  в муниципальных районах и городских округах Республики Башкортостан. Один из участников торгов добровольно заявил о заключении антиконкурентного соглашения с другими участниками торгов, что лишило других ответчиков возможности отрицания нарушения антимонопольного законодательства.

Немаловажную роль играет в практике выявления соглашений и согласованных действий и осуществление проверочных мероприятий, как по заявлениям хозяйствующих субъектов, так и по собственной инициативе. Заявление одного хозяйствующего субъекта об имеющихся согласованных действиях на товарном рынке может послужить основанием для проведения масштабной проверки органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, или хозяйствующих субъектов.

При выявлении нарушений в результате проведения проверок в органах местного самоуправления, выявлены нарушения, которые имеются и у других органов местного самоуправления и являются аналогичными. Это связано с тем, что практически органы местного самоуправления не осуществляют работу по анализу принятых актов и совершаемых действий на соответствие действующему антимонопольному законодательству, а используются «шаблонные» проекты, которые затем и распространяются повсеместно.

Существенное значение в практике выявления соглашений и согласованных действий имеет и изучение состояние конкуренции на товарных рынках. Так, при изучении товарных рынков выявляются многочисленные нарушения по установлению, поддержанию цены на продовольственные товары. Рассмотрение данных дел позволяет выявить согласованные действия на данных товарных рынках.

При выявлении соглашений и согласованных действий Управлением широко используется так называемый «административный» ресурс. Так, присутствие и выступление руководителя на правительственных мероприятиях, совещаниях, конференциях, круглых столах, в средствах массовой информации дало толчок увеличения обращений хозяйствующих субъектов, малого бизнеса о нарушениях антимонопольного законодательства, в том числе и по осуществлению согласованных действий, в антимонопольный орган. Более трети дел возбуждено по обращению хозяйствующих субъектов.

Присутствие руководителя, заместителей руководителя Управления на коллегии республиканских министерств и комитетов позволяет антимонопольному органу увидеть тенденцию развития рынков по формированию согласованных действий, лоббирование органами исполнительной власти всех уровней отдельных компаний, предоставление преимуществ на рынке и т.д.

Присутствие руководителя Управления на заседании Правительства Республики Башкортостан по развитию отдельных товарных рынков дает возможность получать из выступлений руководителей министерств и комитетов, муниципальных образований информацию в части оказания преференций отдельным хозяйствующим субъектам, кроме того, осуществляется мониторинг нормативно-правовых актов министерств, комитетов и муниципальных образовании региона.

Для выявления практики соглашений и согласованных действий Башкортостанским УФАС России широко используются Экспертные и Общественно-консультативные советы, которые проводятся в общественной приемной Президента Российской Федерации, находящейся в г. Уфа, также в информационном агентстве «Башинформ». Данные советы проводятся в открытом режиме с заранее объявленной повесткой дня через средства массовой информации и на официальном сайте антимонопольного органа, на котором большой интерес проявляют  средства массовой информации, деловые круги, профессиональные участники рынка и даже студенты юридических и экономических вузов. Исходя из заданных вопросов, Управление берет на контроль и выявляет нарушения антимонопольного законодательства, в том числе согласованные действия. Результаты о принятых мерах размещаются кроме своего сайта еще и на сайте информационного агентства «Башинформ» с указанием места подачи заявления или вопроса. Большую информацию о нарушениях антимонопольного законодательства, в том числе согласованных действий, при осуществлении приемов в общественной приемной руководителем и заместителями руководителя. Много информации получаем на выездных кустовых заседаниях, встреч с предпринимателями в муниципальных образованиях, районах и городах республики, а также на круглых столах, конференциях, проводимых совместно с Опорой России на его базе региональных отделений, то есть в муниципальных образованиях.

Присутствие на заседаниях различных ассоциаций предпринимателей, Торгово-промышленной палаты, Деловой России, Опоры России также позволяет получать информацию для работы по всем направлениям антимонопольной деятельности, в том числе и по выявлению соглашений и согласованных действий. Данную информацию можно получить и посредством изучения всех целевых программ Республики Башкортостан, позволяющих определить тенденции согласованных действий между властью и хозяйствующими субъектами. 

 

1.1.6. Соблюдение антимонопольных требований к торгам (статья 17 Закона «О защите конкуренции»)

В 2011 году выявлено 16 нарушений статьи 17 Закона "О защите конкуренции", в том числе со стороны органов власти – 7 нарушений (в 2010 году – 17 нарушений, в том числе со стороны органов власти – 6 нарушений) и возбуждено 23 дела по признакам статьи 17 Закона "О защите конкуренции" (в 2010 году – 17 дел).

Структура выявленных нарушений статьи 17 Закона "О защите конкуренции" по видам нарушений:

создание преимущественных условий участия в торгах – 1 нарушение, в том числе со стороны органов власти – нет нарушений;

нарушение порядка определения победителя торгов – 8 нарушений, в том числе со стороны органов власти – 3 нарушения;

необоснованное ограничение доступа к участию в торгах – 5 нарушений в том числе со стороны органов власти – 3 нарушения.

ограничение конкуренции между участниками торгов – 2 нарушения, в том числе со стороны органов власти – 1 нарушение.

 

1.1.7. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (статья 17.1 Закона «О защите конкуренции»)

В 2011 году выявлено 10 нарушений и возбуждено 10 дел по признакам нарушения статьи 17.1 Закона "О защите конкуренции", решения о прекращении производства по делу в связи с отсутствием факта нарушения не принимались. В 2010 году не возбуждались дела по признакам нарушения статьи 17.1 Закона "О защите конкуренции".

 

1.1.8. Особенности отбора финансовых организаций (статья 18 Закона «О защите конкуренции»)

В 2011 году выявлено 1 нарушение и возбуждено 2 дела по признакам нарушения статьи 18 Закона "О защите конкуренции" (в 2010 году – 28 нарушений и 28 дел), в том числе со стороны органов власти – нет нарушений и дел (в 2010 году – 25 нарушений и 25 дел).

 

1.1.9. Предоставление государственных или муниципальных преференций

Башкортостанским УФАС России в 2011 году рассмотрено 27 заявлений о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции, в результате рассмотрения заявлений принято 13 решений о даче согласия.

Поступило на рассмотрение 27 заявлений о даче согласия на предоставлении государственной и муниципальной преференции на цели:

развитие образования и науки – 2 заявления;

проведение научных исследований – 1 заявление;

защита окружающей среды – 1 заявление;

развитие культуры, искусства и сохранение культурного наследия – 13 заявлений;

обеспечение обороноспособности страны и безопасности государства – 1 заявление;

производство сельскохозяйственной продукции – 2 заявления;

социальная защита населения – 2 заявления;

охрана здоровья граждан – 1 заявление;

поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства – 1 нарушение;

цели, определяемые другими федеральными законами, нормативными актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации -3 заявления.

В 2011 году большинство заявлений поступило на цели развития культуры, искусства и сохранение культурного наследия (48%). В 2010 году большинство заявлений поступило на цели развития культуры, искусства и сохранение культурного наследия (18,3%) и производство сельскохозяйственной продукции (16,7%). В 2009 году, как и в 2008 году большая доля заявлений поступила на цели развития культуры, искусства и сохранение культурного наследия

 

1.1.10. Практика изъятия незаконно полученного дохода хозяйствующими субъектами в федеральный бюджет

В 2011 году, как и в 2010 году по результатам рассмотрения дел не принимались решения, в которых включены требования изъятия в федеральный бюджет незаконно полученного дохода хозяйствующими субъектами.

 

1.2. Отдельные виды государственного антимонопольного контроля

 

1.2.1. Характеристика работы антимонопольного органа по государственному контролю экономической концентрации

(статьи 27, 28, 29, 30, 31 Закона «О защите конкуренции»)

 

В 2011 году рассмотрено 7 ходатайств и  20 уведомлений,  направляемых участниками хозяйственного оборота в соответствии с требованиями ст. 27 -30 Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ "О защите конкуренции", тогда как в 2010 году было рассмотрено 3 ходатайства и 22 уведомления. Общее количество рассмотренных ходатайств и уведомлений по сравнению с предыдущим годом возросло.

В 2011 году было выдано 12 предписаний об осуществлении действий, направленных на обеспечение конкуренции, из них: 6 – по результатам рассмотрения ходатайств, 6 – по результатам рассмотрения уведомлений.

Ходатайства и уведомления в сфере естественных монополий в Башкортостанское УФАС России в 2011 году не поступали.

Сделок с участием иностранных инвесторов в 2011 году в Башкортостанском УФАС не было.

 

1.2.2. Государственный контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов (статья 35 Закона «О защите конкуренции»)

В 2011 году рассмотрено 87 уведомлений о соглашениях финансовых организаций, достигнутых в любой форме, направление которых  предусмотрено статьей 35 Закона "О защите конкуренции".

В 2011 году было возбуждено 11 дел по нарушению статьи 35 Закона «О защите конкуренции». Поводом для возбуждения явилось непредставление банками уведомлений о заключении генеральных соглашений о размещении средств бюджета с Министерством финансов Республики Башкортостан. 2 дела было закрыто в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства. Предписания антимонопольного органа всеми банками были исполнены.

 

Ситуация на рынке банковских услуг.

Анализ состояния банковского сектора за период 2011 года проводился в сравнении первого полугодия 2011 года с первым полугодием 2010 года.

Деятельность банковского сектора Республики Башкортостан в 1полугодии 2011 года характеризовалась сохранением тенденций улучшения основных показателей деятельности: продолжился рост объемов предоставляемых услуг, прежде всего масштабов кредитования, отмечался прирост вкладов населения, расширение банковской сети. Постепенно улучшалось качество кредитного портфеля кредитных организаций, что стало важным фактором существенного роста прибыли и рентабельности банковского сектора.

Общее количество банковских подразделений на территории республики возросло на 36 единиц - до 1322, в результате чего улучшилась обеспеченность республики банковскими услугами. Уровень обеспеченности превышает общероссийский.

Финансовый результат в целом по банковскому сектору республики за 1полугодие 2011 года составил  3,0 млрд.руб прибыли, что более чем в 20 раз больше прибыли, полученной в 1 полугодии 2010 года (148 млн.руб). Позитивный сдвиг обеспечен получением отдельными крупными инорегиональными филиалами положительных финансовых результатов вследствие роста доходных операций, а также сокращением убытков регионального банка, осуществляющего меры по предупреждению банкротства.

 

Ситуация на рынке страховых услуг.

Управлением был проанализирован рынок обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на территории Республики Башкортостан. Анализ рынка ОСАГО в географических границах Республики Башкортостан показал, что хозяйствующий субъект доминирует на данном рынке в 2010 году с долей в 63,9%, в первом полугодии 2011 года с долей в 65,5% .

Рассчитанные коэффициенты концентрации позволили сделать вывод, что рынок ОСАГО является высококонцентрированным с недостаточно развитой конкуренцией. Одной из причин, препятствующей развитию конкуренции на рынке ОСАГО, возможно, является наличие барьеров для выхода страховщиков на рынок обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Административные и экономические барьеры входа на рынок, связанные с необходимостью получения лицензии, членства в профессиональном объединении страховщиков  т.д. можно отнести к основным причинам медленного развития конкуренции на рынке ОСАГО.

 

1.2.3. Принудительное разделение или выделение хозяйствующих субъектов (статья 38 Закона «О защите конкуренции»)

Заявления о принудительном разделении или выделении хозяйствующих субъектов в соответствии с названной статьей Закона в 2011 году, как и в 2010 году, Башкортостанское УФАС России не рассматривало.

 

1.2.4. Государственный контроль в сферах естественной монополии

(статья 7 Федерального закона «О естественных монополиях»)

В 2011 году в Башкортостанское УФАС России не поступали ходатайства и уведомления в соответствии с требованиями статьи 7 Федерального закона «О естественных монополиях».

 

1.3. Организация и проведение проверок органов власти и некоммерческих организаций

В 2011 году Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан было проведено 76 контрольных мероприятий по соблюдению требований Закона о защите конкуренции, из них 72 осуществлялись в соответствии с планом контрольных мероприятии. Все проверки, предусмотренные планом проведения контрольных мероприятий, Управлением проведены в установленные сроки.

По результатам проведенных контрольных мероприятий на предмет соблюдения Закона о защите конкуренции было выявлено 102 признака нарушения антимонопольного законодательства и возбужденно 102 дела, из них: по статье 15 – 99 дел, статье 17 – 1 дело, статье 17.1 – 2 дела. По результатам рассмотрения данных дел выдано 78 предписаний, предписания исполнены. В рамках административного делопроизводства возбуждены и завершены 6 административных дел, по 39 делам составлены протоколы об административном правонарушении и направлены в суд для принятия решения, по 8 административным делам проводятся административные расследования, по 31 делам административные дела не возбуждались по причине отсутствия административного наказания за данные нарушения (нормативно-правовые акты приняты в 2009 году до принятия соответствующих изменений в КоАП Российской Федерации), по 18 делам производство было прекращено в связи с отсутствием  факта нарушения антимонопольного законодательства.

Значительная часть выявленных нарушений приходится на:

предоставление государственных (муниципальных) преференций в части выделения земельных участков;

на предоставление преимущества при выделении земельных участков под строительство;

сферу ЖКХ.

 

1.4. Применение статьи 178 Уголовного кодекса Российской Федерации

По результатам рассмотрения материалов, направленных Министерством внутренних дел по Республике Башкортостан, было возбуждено дело по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Закона «О защите конкуренции» в действиях органа местного самоуправления и хозяйствующего субъекта.

Решением Комиссии Управления указанные лица признаны нарушившими пункт 4 статьи 16 Закона "О защите конкуренции" путем заключения антиконкурентного соглашения, выданы предписания.

Материалы дела направлены в Министерство внутренних дел по Республике Башкортостан на предмет наличия состава правонарушения, предусмотренного ст.178 Уголовного кодекса Российской Федерации.

 

Раздел 2. Контроль соблюдения законодательства об электроэнергетике

 

Количество принятых решений и поданных исков в суд о принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, совмещающих виды деятельности в сфере электроэнергетики (в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые  законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике»)

 

Действие

количество

Количество принятых территориальным органом решений о принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, совмещающих виды деятельности в сфере электроэнергетики

3

Количество исполненных хозяйствующими субъектами решений антимонопольного органа о принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, совмещающих виды деятельности в сфере электроэнергетики

2

Количество исков, поданных антимонопольным органом в суд, в случае неисполнения решений о принудительной реорганизации

иски в суд, в случае неисполнения решений о принудительной реорганизации антимонопольным органом не подавались

 

 

Раздел 3. Контроль рекламной деятельности

Башкортостанским УФАС России всего в 2011 году возбуждено и рассмотрено 251 дело по признакам нарушения законодательства о рекламе. Рассмотрено 179 поступивших заявлений о нарушении законодательства о рекламе, по результатам рассмотрения возбуждено 123 дела. По инициативе Башкортостанского УФАС России возбуждено 128 дел.

В результате рассмотрения 251 дела принято 189 решений о наличии нарушений, выдано 67 предписаний о прекращении нарушения законодательства о рекламе, исполнено 68 предписаний (65 предписаний, выданных в отчетном периоде, 3 предписания, выданных в предыдущие периоды).

Башкортостанским УФАС России в 2011 году возбуждено и рассмотрено 212 дел об административных правонарушениях по рекламе, из них: 204 дела об административных правонарушениях по статье 14.3 КоАП РФ (нарушение законодательства о рекламе), 1 дело – по статье 14.38 КоАП РФ (размещение рекламы на дорожных знаках и транспортных средствах), 6 дел – по части 6 статьи 19.8 КоАП РФ (непредоставление сведений (информации) и 1 дело – по статье 19.31 КоАП РФ (нарушение сроков хранения рекламных материалов).

По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях выдано всего 189 постановлений о наложении штрафов, сумма уплаченного штрафа составила 2212318 рублей.

 

Раздел 4. Контроль размещения заказов (Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд)

 

4.1. Работа территориального органа по рассмотрению жалоб участников размещения заказов

Комиссией по контролю за размещением заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан в 2011 году было рассмотрено 778 жалоб хозяйствующих субъектов и индивидуальных предпринимателей участников размещения заказа, что на 49 процентов превышает количество рассмотренных жалоб в предыдущем году.

Структурный состав поданных жалоб, как на действия заказчиков, так и на действия конкурсных, аукционных и котировочных комиссий, специализированной организации распределился следующим образом: при размещении заказа для федеральных нужд – 83 поданных жалоб или 10% от общего количества, при размещении заказа для нужд субъекта Российской Федерации – 386 или 50%, для муниципальных нужд - 309 или 40%. Следует отметить, что итоги деятельности Башкортостанского УФАС России по контролю за размещением заказов за 2011 год показывают значительный рост  поступления жалоб от участников размещения заказов для нужд субъекта на 23 процентных пункта. По мнению Башкортостанского УФАС России, одной из причин увеличения количества жалоб от участников размещения заказа для нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд объясняется переходом на аукционы в электронной форме и становлением системы электронных торгов, а также изменение структуры органов размещения государственного заказа в субъекте и т.д.

На основании части 1 статьи 59 Закона о размещении заказов Башкортостанским УФАС России возвращено 255 жалоб или 33% от общего количества поступивших жалоб, что на 17 процентных пункта больше, чем в предыдущем году. На увеличение числа возврата жалоб значительно повлияли внесенные в законодательство о размещении заказов изменения, касающиеся сроков обжалования документации об аукционе.  Участниками размещения, подавшими жалобы, на основании части 1 статьи 61 Закона о размещении заказов отозвано 43 жалобы или 5% от общего количества поступивших жалоб.  Данный показатель на протяжении последних лет остается постоянным.

В результате рассмотрения жалоб по существу в 2011 году обоснованными признаны 253 или 53% жалобы и необоснованными  227 или 47% жалоб. По сравнению с предыдущим годом количество необоснованных жалоб возросло на 10 процентов, что также связано с переходом к аукционам в электронной форме, а именно отсутствием достаточных знаний у участников размещения заказа об условиях и требованиях, предъявляемых при проведении аукциона в электронной форме. 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по результатам рассмотрения жалоб по размещению заказов было выдано 284 предписания об аннулировании торгов, отмене протоколов, составляемых в процессе размещения заказов, а также о внесении изменений в конкурсные, аукционные документации и информационные извещения о размещении заказов. Процент исполнения предписаний, выданных по результатам рассмотрения жалоб, составил 97%.

По результатам рассмотрения жалоб в 2011 году выявлено 765 нарушений. Такой вид нарушения, как составление документации об аукционе, конкурсной документации и извещения о проведении запроса котировок с нарушениями требований законодательства составляет наибольший удельный вес в общем объеме выявленных нарушений. В тоже время, значительно выросло такое нарушение, как необоснованный отказ в допуске участника размещения заказа. Отмечен и рост такого нарушения, как установление требований к участникам либо к заявке, противоречащих действующему законодательству.

В 2011 году увеличилось количество обращений в Башкортостанское УФАС России о согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком). За отчетный период рассмотрено 330 обращений, что на 116 обращений  больше, чем в предыдущем периоде. На увеличение числа согласований, повлияло то, что в начале года значительная часть государственных заказов признавалась несостоявшимися, в связи с отсутствием поданных заявок на участие, так как не все участники размещения заказов успели пройти процедуру аккредитации на электронных торговых  площадках. Из общего количества поступивших обращений о согласовании, в 15 случаях было принято решение об отказе в согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), что составляет 5 % от поданных на согласование материалов. Основной причиной отказа является не соответствие конкурсной, аукционной документации требованиям Закона о размещении заказов и просьба согласования размещения заказа, проводившегося для субъектов малого предпринимательства.

4.2. Работа по осуществлению проверочных мероприятий

В 2011 году Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан проведено 133 проверки соблюдения требований Закона о размещении заказов, что на 75% процентов  больше, чем в 2010 году. Было проведено 5 плановые проверки, внеплановых – 128. В силу отсутствия у заявителей достаточных знаний Закона о размещении заказов, отдельные жалобы подлежали возврату. Однако, учитывая, что данные обращения свидетельствовали о явных признаках нарушения Закона о размещении заказов, по информации таких жалоб, были проведены внеплановые проверки. Кроме того, основанием для проведения внеплановых проверок также служила информация из отозванных жалоб.

При осуществлении проверочных мероприятий проверено 206 размещений заказов, из них для федеральных нужд 51, для нужд субъекта Российской Федерации – 59, для муниципальных нужд – 96. Выявлено заказов с нарушениями 110, что составляет к общему объему проверенных размещений заказов 53%, количество выявленных нарушений при проведении проверочных мероприятий составило 232 единицы.

По результатам проведенных проверок Башкортостанским УФАС России выдано 38 предписаний, возбуждены и рассмотрены административные дела.

Основными нарушениями законодательства о размещении заказов, выявленными в результате контрольной проверочной деятельности в сфере размещения заказов являются  разработка и составление документации об аукционе (конкурсе), извещения о проведении запроса котировок с нарушениями требований законодательства; необоснованный допуск участников размещения заказов, в том числе победителя размещения заказа, и необоснованный отказ в допуске участникам размещения заказа.

 

4.3. Работа по ведению реестра недобросовестных поставщиков

В 2011 году в адрес Башкортостанского УФАС России поступило 87 обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков.

В связи с отсутствием  в документах, представленных заказчиком фактов отказа победителя конкурса, аукциона, победителя в проведении запроса котировок, единственного участникам размещения заказа от заключения контракта  проведено 83 проверки по выявлению факта уклонения участников размещения заказов от заключения государственных и муниципальных контрактов.

В ходе проведенных проверок Комиссия Башкортостанского УФАС России в 74 случаях не установила фактов уклонения от подписания  муниципальных  и государственных контрактов участников размещения заказа. Наиболее распространенными причинами отказа Башкортостанским УФАС России от включения в Реестр недобросовестных поставщиков нарушение Закона о размещении заказов со стороны заказчиков.

В 2011 году Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан включено в Реестр недобросовестных  поставщиков 13  поставщиков, из них 4 включено на основании приказа руководителя Башкортостанского УФАС России в связи с расторжением контрактов в судебном порядке.

 

4.4. Практика по выявлению административных правонарушений и привлечению к ответственности

В 2011 году Башкортостанским УФАС России возбуждено 232 дела об административном правонарушении. Снижение количества возбужденных административных дел связано, с ростом обжалования решений Башкортостанское УФАС России в 1,7 раза в сравнении с предыдущим годом,  и принятием судом обеспечительных мер практически по всем обжалуемым решением. По итогам рассмотрения дел об административных правонарушениях выдано 151 постановление о наложении административного штрафа на общую сумму 3 309 000 рублей.

Сумма уплаченного штрафа по постановлениям, не обжалованным и не отмененным судом, составляет 3 038 тыс. руб. или 92 % от суммы штрафов, подлежащих к взысканию.

Удельный вес выявленных в 2011 году административных правонарушений  распределился следующим образом: по части 2 статьи 7.30 КоАП РФ 45%, по статье 7.29 КоАП РФ – 14%, по части 6 статьи 7.30 КоАП РФ – 11%, и т.д.

По результатам рассмотрения жалоб и проведенных проверок наиболее часто встречающимися видами административных правонарушений являются: нарушение членами комиссии порядка отбора участников конкурса, аукциона, запроса котировок на право заключить государственный или муниципальный контракт, выбор способа размещения заказа с нарушениями требований Закона о размещении заказов, составление документации об аукционе с нарушениями требований Закона о размещении заказов.

В соответствии со статьей 20.25 КоАП РФ привлечены к административной ответственности должностные лица на общую сумму 237760 рублей.

Одним из трудных моментов по применению КоАП РФ в области контроля за размещением государственного заказа, является невозможность исполнения должностными лицами, проживающих в муниципальных образованиях, расположенных в сельской местности, постановлений об уплате штрафа. Это связано с низким уровнем дохода, по сравнению с городским населением, большим количеством иждивенцев. В связи с чем, даже перед службой судебных приставов возникает проблема по взысканию данных штрафов.

 

4.5. Анализ судебной практики по вопросу рассмотрения судами ненормативных правовых актов ФАС России в сфере размещения государственного заказ

В 2011 году обжаловано 43 ненормативных правовых актов. Принято 13 окончательных правовых актов. Из вышеуказанного количества принятых окончательных правовых актов по 13 отказано в удовлетворении иска.

По итогам рассмотрения дел об административных правонарушениях выдано 158 постановление. При этом, 103 постановления о наложении административных штрафов обжаловано в суд. По 61 обжалованным постановлениям приняты окончательные судебные акты, из них 60 об отказе в удовлетворении жалоб на постановление о наложении штрафа.

В 2011 году Башкортостанским УФАС России исковые заявления о признании размещения заказа недействительным и расторжении государственного контракта не подавались.

В 2011 году Башкортостанское УФАС России привлекалось в качестве третьего лица в трех судебных делах.

Раздел 5. Практика применения мер административной ответственности в соответствии с требованиями КоАП

В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях антимонопольный орган вправе рассматривать дела об административных правонарушениях. В 2011 году возбуждено 614 дел (в 2010 году – 666 дел) об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, из них:

243 дела – за нарушение законодательства о размещении заказов,

206 дел – за нарушение законодательства о рекламе,

34 дела – за злоупотребление доминирующим положением на товарных рынках,

59 дел – за заключение ограничивающих конкуренцию соглашений,

31 дело – за недобросовестную конкуренцию;

17 дел – за ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления.

3 дела – за нарушение законодательства об энергосбережении;

11 дел – за непредставление ходатайств, уведомлений, заявлений, сведений (информации);

1 дело – за неисполнение в срок решения, предписания;

1 дело – за нарушение законодательства о торговле;

8 дел – за неуплату штрафа в установленные сроки.

Общая сумма наложенного штрафа составила 38,9 млн. рублей, сумма уплаченного штрафа – 30,4 млн.рублей (в 2010 году – более 14 млн.рублей).

Анализ практики показал основные причины неполной собираемости наложенных штрафов: обжалование постановлений о наложении штрафов (отмена решениями судов штрафов в полном объеме или снижение размеров штрафов до минимальных размеров, предусмотренных соответствующими статьями КоАП РФ); нахождение постановлений в стадии исполнения (по срокам исполнения и в связи с удовлетворением ходатайств об отсрочке или рассрочке исполнения постановления о наложении штрафа).

Башкортостанским УФАС России для обеспечения более полной собираемости наложенных штрафов принимаются следующие меры:

постановления о наложении штрафа передаются в Федеральную службу судебных приставов. Низкий уровень дохода лиц, привлеченных к административной ответственности, проживающих в сельской местности, большое количество иждивенцев затрудняют исполнение постановлений судебными приставами. В ряде случаев получены постановления об окончании исполнительного производства в связи с отсутствием имущества у должника;

возбуждаются дела по статье 20.25 КоАП РФ и материалы передаются на рассмотрение в суд.

В 2011 году за несвоевременную уплату штрафа за нарушение законодательства о рекламе возбуждено 8 дел об административных правонарушения по статье 20.25 КоАП РФ. Протоколы переданы на рассмотрение в суд. В результате рассмотрения дел принято 6 решений об удвоении суммы штрафа, по двум делам приняты решения о прекращении производства по делу.

 

Раздел 6. Работа по адвокатированию конкуренции в части предупреждения нарушений антимонопольного законодательства, а также законодательства о размещении заказов, законодательства о рекламе, законодательства о естественных монополиях

Башкортостанским УФАС России в 2011 году проводилась значительная работа по адвокатированию конкуренции: проведено 6 пресс-конференций, проведено 43 рабочих встреч, "круглых столов", семинаров по вопросам практики применения антимонопольного законодательства, законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд; более 260 материалов о деятельности управления вышло в печатных СМИ и Интернет, сделано более 150 выступлений на радио и телевидении.

При Башкортостанском УФАС России созданы:

Общественно-консультативный совет;

Экспертный Совет по применению законодательства о рекламе;

Экспертный Совет по естественным монополиям;

Экспертный Совет по развитию конкуренции в сфере розничной торговли.

За 2011 год проведено всего 17 заседаний, в том числе

Общественно-консультативный совет (24 марта, 31 марта, 30 июня, 25 августа, 29 августа 2011 года);

Экспертный Совет по применению законодательства о рекламе (31 марта, 23 июня, 15 августа и 30 ноября 2011 года);

Экспертный Совет по естественным монополиям (14 февраля, 18 мая, 22 декабря и 27 декабря 2011 года);

Экспертный совет по развитию конкуренции в сфере розничной торговли (14 января, 1 февраля, 18 октября и 11 ноября 2011 года).

 

При Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан создан Общественно-консультативный совет приказом ФАС России № 535 от 09.12.2008 (в соответствии с пунктом 1.4. Положения об Общественно-консультативном совете при ФАС России, утвержденного приказом ФАС России № 44 от 28.02.2007).

В состав Общественно-консультативного совета вошли представители: Башкортостанского УФАС России, Башкирского регионального отделения  «ОПОРА РОССИИ», Торгово-промышленной палаты Республики Башкортостан, Союзов предпринимателей Салаватского, Калтасинского, г.Белебея и Белебеевского района Республики Башкортостан, Башкирской Торговой Ассоциации, Союза организаций кредитной кооперации Республики Башкортостан, Совета Башкортостанского регионального отделения "Деловая Россия", Ассоциации предпринимателей г.Стерлитамака Республики Башкортостан, Ассоциации организаций предпринимательства Республики Башкортостан, Союза работодателей Республики Башкортостан.

24 марта, 31 марта, 30 июня, 25 августа, 29 августа 2011 года состоялись очередные заседания Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан.

24 марта 2011 года в Приемной Президента Российской Федерации в Республике Башкортостан состоялось заседание Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по вопросам, связанным с реализацией Республиканской Программы развития конкуренции на 2010-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 07.09.2010 № 341.

На Совете присутствовали члены Совета, представители органов государственной власти Республики Башкортостан, представители ассоциаций, общественных объединений.

В рамках Общественно-консультативного Совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан, обсуждались проблемы, существующие при реализации Республиканской Программы развития конкуренции на 2010-2012 годы, пути их преодоления.

Всеми присутствующими, принимавшими участие в обсуждении вышеуказанных вопросов, отмечено, что принятая Республиканская Программа развития конкуренции на 2010-2012 годы в не достаточной мере отражает существующие проблемы на товарных рынках Республики Башкортостан и не содержит четких мер по её реализации.

По итогам обсуждения участники Совета пришли к единому мнению, что необходимо продолжить совместную работу органам власти и бизнес-сообщества по внесению изменений в существующую программу и предложению конкретных мер по её реализации.

31 марта 2011 года в Приемной Президента Российской Федерации в Республике Башкортостан состоялось заседание Общественно-консультативного совета в форме круглого стола, организованного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республики Башкортостан и Башкирским Региональным отделением Общероссийской Общественной организации "ОПОРА "РОССИИ". В заседании круглого стола приняли участие руководитель Башкортостанского УФАС России З.Х Акбашева, президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» С.Р. Борисов, начальник Управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД по РБ подполковник милиции Ю.А. Черницев, Председатель Башкирского Регионального отделения "ОПОРА РОССИИ" Д.М. Мусин, председатель Государственного комитета Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму Р.У. Кинзикеев, председатель Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам – Ф.Ф. Салимгареев, председатели местных отделений БРО "ОПОРА РОССИИ", предприниматели.

На заседании обсуждались вопросы взаимоотношения малого бизнеса с естественными монополиями, обоснованность и прозрачность тарифов, и проблемы существующие при реализации Федерального закона 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

30 июня 2011 года в Приемной Президента Российской Федерации в Республике Башкортостан состоялось заседание Общественно-консультативного Совета по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Башкортостан в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

На Совете присутствовали члены Совета, представители органов государственной власти и местного самоуправления Республики Башкортостан, представители ассоциаций, общественных объединений. В рамках Общественно-консультативного Совета обсуждались существующие проблемы при организации предоставления государственных и муниципальных услуг, предложения по решению существующих проблем.

В ходе заседания Совета было отмечено, что нет прозрачности, результаты проверки Прокуратуры РБ, анализ Башкортостанского УФАС России и бизнес-сообщества говорят о том, что некоторые муниципальные образования не приступали к этим реформам.

25 августа 2011 года в г. Учалы состоялось выездное заседание Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по проблемам становления конкурентной среды на рынке жилищно-коммунальных услуг.

На заседании присутствовали члены Общественно-консультативного совета, Общественной палаты Республики Башкортостан, представители Администрации Президента РБ, Министерства жилищного хозяйства РБ, органов местного самоуправления, представители ассоциаций, общественных объединений, средств массовой информации, а также жители г.Учалы.

В рамках Общественно-консультативного Совета были обозначены основные тенденции становления конкурентной среды на рынке жилищно-коммунальных услуг в муниципальных образованиях Республики Башкортостан, а также обсуждались предварительные итоги выездной внеплановой проверки администраций муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан и городского поселения г.Учалы и предприятий – участников рынка ЖКХ, проводимой по обращению граждан г. Учалы сотрудниками Башкортостанского УФАС России.

Во время заседания были даны ответы на все заданные вопросы по различным направлениям деятельности антимонопольного органа.

29 августа 2011 года в Приемной Президента Российской Федерации в Республике Башкортостан состоялось заседание Общественно-консультативного совета при, на котором обсуждался вопрос о результатах реформы системы государственного заказа и предложения по совершенствованию законодательства в данной области, в том числе по реализации целей и задач закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Важность Общественно-консультативного совета подчеркивает присутствие широкого круга общественных организаций, среди которых были «Опора России», «Деловая Россия» и другие. Кроме того, в обсуждении данного вопроса принимали участие представители Администрации Президента Республики Башкортостан и Министерства экономического развития Республики Башкортостан, так как обсуждаемый вопрос непосредственно затрагивает их интересы, в частности, касается государственной поддержки предпринимательства.

В ходе заседания руководителем Башкортостанского УФАС России было отмечено, что новый проект закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» проработан Правительством Российской Федерации и направлен на публичную защиту государственных интересов от недобросовестных чиновников и недобросовестных предпринимателей, а также на дальнейшее совершенствование законодательства.

 

При Башкортостанском УФАС России созданы и действуют 3 Экспертных Совета, в состав которых входят, в том числе представители органов исполнительной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. 

При Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан создан Экспертный Совет по применению законодательства о рекламе (приказ № 108 о/д от 28.08.2007, утверждено Положение о Совете и состав Совета).

31 марта, 23 июня, 15 августа и 30 ноября 2011 года состоялись очередные заседания Экспертного Совета.

На заседании Экспертного Совета 31 марта 2011 года рассмотрены краткие итоги деятельности Башкортостанского УФАС России по осуществлению контроля  за соблюдением законодательства о рекламе за  2010 год. Обсуждены, в частности, реклама препарата "Лактомарин", передаваемой 15.10.2010 по стационарному радио (радиоточка, размещенная в квартире), реклама компьютерного магазина "Максимум" с изображением девушки, держащей на коленях ноут-бук с фразой: "Хочешь меня…", размещенной в газете.

На заседании Экспертного Совета 23 июня 2011 года обсуждены, в частности, вопросы размещения рекламы Поликлиники медосмотров "Центр ПРО" и ООО «Поликлиника «Импульс», рекламы Кредитного Потребительского Кооператива "Ренда ЗСК" "БЫСТРЫЕ ЗАЙМЫ ПЕНСИОНЕРАМ БЕЗ ПОРУЧИТЕЛЕЙ – на срок до 3-х лет – до 40 000рублей – без комиссий – условия членства: вступительный взнос 200 рублей". Рассмотрена реклама с изображением ребенка: "РЫНОК СВЕРДЛОВСКИЙ А фрукты мы проверяем на нитраты", размещенная в городе Уфа. Обсуждена реклама: "Фитнес по победной цене -1945 рублей", размещенная 09 мая 2011 года в городе Уфе.

На заседании Экспертного Совета 15 августа 2011 года рассмотрены краткие итоги деятельности Башкортостанского УФАС России по осуществлению контроля  за соблюдением законодательства о рекламе за  1 полугодие 2011 года. Обсуждены, в частности, реклама "Купальники 2011" с изображением полуобнаженной девушки в купальнике в наружной рекламе в городе Уфе; реклама "Центральный торговый комплекс МАНЕКЕНЫ ОТДЫХАЮТ… летняя распродажа 2011 Цюрупы, 97…" с изображением манекена без одежды, размещаемая в наружной рекламе в городе Уфе. Обсуждена информация, размещенная способом "бегущей строки" на телеканале РЭН-ТВ Уфа с призывами сексуального характера.

На заседании Экспертного Совета 30 ноября 2011 года обсуждена, в частности, реклама: «ЦЕНТРАЛЬНЫЙ торговый комплекс И МЫ ИЗМЕНИЛИСЬ», с изображением полуобнаженного женского тела, размещенной в наружной рекламе в г.Уфа; реклама: «купальники коллекция 2011» с изображением девушки в купальнике; рекламы: «new! белье» с изображением девушки в нижнем белье, а так же реклама: «millena» с изображением девушки в нижнем белье, которые размещены в наружной рекламе в г.Уфа.

По результатам рассмотрения рекламы на заседаниях Экспертного Совета возбуждались дела по признакам нарушения законодательства о рекламе.

 

При Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан создан Экспертный Совет по естественным монополиям (приказ № 73 о/д от 23.06.2008, утверждено Положение о Совете и состав Совета).

14 февраля, 18 мая, 22 декабря и 27 декабря 2011 года состоялись очередные заседания Экспертного Совета по естественным монополиям.

14 февраля 2011 года на заседании Экспертного Совета обсуждался вопрос «Антимонопольный контроль за соблюдением условий договора   электроснабжения при взаимодействии гарантирующего поставщика и территориальных сетевых компаний».

Поводом для обсуждения данной темы послужили многочисленные обращения территориальных сетевых организаций (ТСО) в части обоснованности формирования полезного отпуска гарантирующим поставщиком. Гарантирующий поставщик в силу своего статуса занимает доминирующее положение на розничном рынке купли-продажи электрической энергии, территориальные сетевые организации также занимают доминирующее положение, но уже на рынке передачи электрической энергии. Антимонопольный орган является уполномоченным органом, осуществляющим контроль за исполнением условий договора электроснабжения и транспортировки электрической энергии в пределах полномочий установленных законом о защите конкуренции и законом об электроэнергетике.

Членами Экспертного Совета и приглашенными участниками заседания отмечено, что основной проблемой, связанной с исполнением договоров электроснабжения с потребителями, является учет ненормативных потерь, связанных с ее транспортировкой. Сложность учета ненормативных потерь и их отнесение на различных участников рынка связана с затруднительностью формирования (установления) тарифа для ненормативных потерь в электрических сетях, наличием бесхозных электрических сетей, неразвитостью учета электрической энергии с применением приборов учета соответствующих современным требованиям, препятствиями, создаваемыми потребителями электрической энергии с целью скрыть реальное потребление электрической энергии и т.д. В результате действий обозначенных факторов оплата ненормативных потерь «бьет по карману» отдельных участников рынка, а именно территориальных сетевых организаций.

По итогам заседания члены Экспертного совета пришли к выводу, что мерами, способствующими исключению нарушений антимонопольного законодательства при взаимодействии гарантирующего поставщика и территориальных сетевых организаций, в частности являются: установка общедомовых приборов учета электрической энергии на границе балансовой принадлежности; формирование реестра полезного отпуска электрической энергии сетевой компанией, на основании показаний установленных во время плановых обходов; обоснованная и своевременная оплата общедомовых нужд управляющими компаниями.

18 мая 2011 года состоялось заседание Экспертного Совета по естественным монополиям по теме: «Обоснованность установления  газораспределительной организацией цены на услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования».

Поводом для встречи экспертов послужили поступившие в Управление многочисленные обращения граждан, проживающих на территории Республики Башкортостан, по вопросу необоснованно высоких тарифов на услуги, оказываемые ОАО «Газ-Сервис», по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования (ВДГО). По мнению заявителей, работниками данной организации за профилактический осмотр ВДГО, который по времени составил 10-15 минут, была взята необоснованно высокая сумма по акту выполненных работ без расшифровки.

По итогам проведенного Экспертного Совета принято решение - ОАО «Газ-Сервис» необходимо усилить исполнительскую дисциплину на местах при оказании услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования (газоснабжающая организация должна вести контроль за действиями своих сотрудников, осуществляющих профилактический осмотр газового оборудования).

Экспертный Совет поддержал мнение специалистов Башкортостанского УФАС России о том, что отсутствие системы контроля газораспределительной организации привело к необоснованному взиманию платы за невыполненные услуги.

22 декабря 2011 года при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан состоялось очередное заседание Экспертного Совета по естественным монополиям по связи.

Тема обсуждения была определена как: «проблемы на рынке услуг доступа к сети Интернет и услуг кабельного телевидения в многоквартирных домах».

На заседании Экспертного Совета проходило обсуждение вопросов, связанных с проблемами входа операторов связи на данный рынок услуг, взаимоотношением операторов связи с управляющими компаниями и населением и между операторами связи с соблюдением принципов добросовестной конкуренции.

По итогам заседания члены Экспертного совета пришли к выводу о необходимости развития рынка оказания услуг связи на условиях добросовестной конкуренции между операторами связи без ущемления прав собственников помещений в многоквартирных домах.

27 декабря 2011 года состоялось заседание Экспертного Совета по естественным монополиям при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по вопросам соблюдения требований антимонопольного законодательства при взаимодействии Гарантирующего поставщика и сетевых компаний в части передачи электрической энергии до конечного потребителя.

 

При Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан создан Экспертный совет по развитию конкуренции в сфере розничной торговли (приказ № 104 от 04.05.2010, утверждено Положение о Совете и состав Совета).

14 января, 1 февраля, 18 октября и 11 ноября 2011 года состоялись заседания Экспертного Совета по развитию конкуренции в сфере розничной торговли.

На заседании Экспертного совете по развитию конкуренции в сфере розничной торговли, состоявшемся 14 января 2011 года, рассматривались вопросы, возникающие при заключении договоров поставки, в том числе по возврату торговыми сетями нереализованной продукции, размеру вознаграждения, срокам оплаты за товар. Учитывая, что в настоящее время проводится компания по заключению договоров, особое внимание присутствующих было обращено на то, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьями 14.40-14.42, в соответствии с которыми за нарушение положений Закона о торговле введена административная ответственность в виде штрафа до 5 миллионов рублей.

На заседании Экспертного совета по развитию конкуренции в сфере розничной торговли 1 февраля 2011 года обсуждалась ситуация, связанная с ростом цен на хлеб и хлебобулочные изделия в конце января 2011 года, а также о проблемах и перспективах. Была затронута и ситуация на рынке зерна. Сквозной темой дискуссии стал вопрос, связанный с возвратом магазинами непроданного хлеба. По словам присутствующих производителей, многие магазины неоправданно заказывают хлеб в больших количествах и ассортименте, чтобы заполнить полки (витрины), хотя спроса на такое количество хлеба нет. Непроданная продукция возвращается производителям, что создает дополнительные издержки хлебозаводам. Фактически, по словам присутствующих, хлебозаводам возвращается 4 % продукции, т.е. сутки в месяц хлебозаводы как бы работают бесплатно, только на покрытие издержек по возврату хлеба.

На заседании Экспертного совета по развитию конкуренции в сфере розничной торговли 18 октября 2011 года была изучена ситуация, связанная с наличием гречневой крупы-ядрицы республиканских производителей. Актуальность вопроса выявило Башкортостанское УФАС России в ходе проводимого мониторинга ситуации с гречневой крупой-ядрицей, при изучении товарных потоков, симптомов по сдерживанию поставки на рынок, влияния на рынок изменения схемы хранения, поведения переработчиков и заготовителей. Была затронута и ситуация на рынке сырого молока, проблемы и перспективы. Члены Экспертного Совета подчеркнули недопустимость создания искусственного дефицита и обязательность соблюдения всеми участниками рынка антимонопольного законодательства. По итогам заседания торговые и оптовые организации взяли на себя обязательство рассмотреть возможность об обеспечении республики «башкирской гречкой» и стабильном снабжении населения и об установлении приемлемых надбавок для снижения уровня цен на гречневую крупу. Таким образом, после вмешательства Башкортостанского УФАС России, на рынке появилась гречневая крупа местных производителей, что явилось одним из факторов для стабилизации ситуации на рынке гречневой крупы и снижения цены на данную продукцию.

На заседании Экспертного совета по развитию конкуренции в сфере розничной торговли 11 ноября 2011 года, обсуждалась ситуация, связанная с возросшим количеством обращений в Башкортостанское УФАС России  по поводу активного расширения торговых площадей одной из торговых сетей. В случае, если доля данного хозяйствующего субъекта в обороте продовольственных товаров на рынках отельных муниципальных образований превышает 25%, то это грозит ограничением в открытии новых магазинов в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Участники дискуссии приняли решение внимательно следить за ситуацией расширения торговых площадей торговой сети.

 

Информация о проделанной работе по реализации положений Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

В 2011 году Управление продолжило работу по реализации положений Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

В 2011 году Управлением проведены 8 внеплановых проверок на предмет соблюдения требований Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Проанализировано 245 договоров поставки продовольственных товаров. Возбуждено 8 дел по признакам нарушения части 1 статьи 13 Закона о торговле.

В действиях хозяйствующих субъектов были выявлены признаки нарушения подпункта «к» пункта 2 части 1 статьи 13 Закона о торговле путем навязывания контрагенту условий договора, нарушающих установленные действующим законодательством правила определения срока оплаты отдельных видов продовольственных товаров и ущемляющих права и законные интересы иных хозяйствующих субъектов. Между поставщиками продовольственных товаров и торговой сетью заключены договоры поставки хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молочной продукции, содержащие условия об оплате за поставляемую продукцию в нарушение пункта 1 части 7 статьи 9 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Выданы предписания о прекращении нарушения подпункта «к» пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» путем приведения условий договоров поставки в части установления сроков оплаты товаров в соответствие с правилами, установленными частью 7 статьи 9  Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». По вышеназванным делам предписания о прекращении нарушения подпункта «к» пункта  2 части 1 статьи 13 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» были  исполнены путем приведения условий договоров поставки с правилами, установленными  частью 7 статьи 9 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Управление регулярно проводит мониторинг на агропродовольственных рынках, в ходе мониторинга гречневой крупы-ядрицы Башкортостанского УФАС России  были изучены товарные потоки, симптомы по сдерживанию поставки на рынок, влияние на рынок изменения схемы хранения, поведения переработчиков и заготовителей. Согласно данным мониторинга первой недели октября  было установлено, что в магазинах отсутствует гречневая крупа-ядрица республиканских производителей, несмотря на собранный хороший урожай. В целях незамедлительного урегулирования данной ситуации руководитель Управления в октябре на оперативном совещании в Правительстве Республики Башкортостан выступила с информацией об отсутствии гречневой крупы-ядрицы республиканских производителей, о создании искусственного дефицита с местной гречневой крупой. По инициативе Управления 18.10.2011 проведено оперативное совместное совещание с Государственным комитетом РБ по торговле и защите прав потребителей с приглашением представителей Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан, руководителей крупных сетевых структур, оптовых поставщиков. Был рассмотрен вопрос реализации гречки в республике. И только после вмешательства Башкортостанского УФАС России на рынке реализации гречневой крупы-ядрицы появилась гречневая крупа местных производителей, что явилось одним из факторов для стабилизации ситуации на рынке гречневой крупы и снижения цены на данную продукцию.