Отчет Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по итогам работы за 2009 год

Категория отчета:

Отчет

Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по итогам работы за 2009 год

 

 

Раздел I. Антимонопольный контроль

1.1. Работа территориального органа по рассмотрению заявлений по статьям Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»)

В 2009 году в Башкортостанское УФАС России поступило 118 заявлений (в 2008 году – 174 заявления) по статьям Закона "О защите конкуренции" всего, из них:

по статье 10 – 48 заявлений (в 2008 году – 42 заявлений);

по статье 11 – 8 заявлений (в 2008 году – 7 заявлений);

по статье 14 – 15 заявлений (в 2008 году – 11 заявлений);

по статье 15 – 35 заявлений (в 2008 году – 31 заявление);

по статье 16 – 2 заявления (в 2008 году – 80 заявлений);

по статье 17 – 3 заявления (в 2008 году – 2 заявления);

по статье 17.1 – заявлений не поступало (в 2008 году – заявлений не поступало);

по статье 18 – заявлений не поступало (в 2008 году – заявлений не поступало);

по статье 19-21 – заявлений не поступало (в 2008 году – заявлений не поступало);

по статье 34 – 1 заявление (в 2008 году – заявлений не поступало);

по статье 35 – 6 заявлений (в 2008 году – 1 заявление).

Причины увеличения количества заявлений по статье 14 Закона "О защите конкуренции": обострение конкурентной борьбы на социально значимых рынках, на которых присутствует большое число хозяйствующих субъектов и развита конкуренция, обращения конкурентов на одном рынке поступают друг на друга;

Причины снижения количества заявлений по статье 16 Закона "О защите конкуренции" - в 2008 году в соответствии с частью 9 статьи 35 Закона "О защите конкуренции" поступило 80 заявлений кредитных организаций по соглашениям с органами власти, в 2009 году дела по статье 16 возбуждены по инициативе Башкортостанского УФАС России.

Количество заявлений по другим статьям Закона "О защите конкуренции" практически осталось на уровне 2008 года.

 

1.2. Практика выявления и пресечения нарушений

Закона «О защите конкуренции»

1.2.1. Практика выявления и пресечения нарушений Закона «О защите конкуренции» в виде злоупотребления хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке (статья 10 Закона «О защите конкуренции»)

В 2009 году выявлено 40 нарушений статьи 10 Закона "О защите конкуренции" (в 2008 году – 34 нарушения).

Распределение выявленных нарушений статьи 10 Закона "О защите конкуренции" по видам рынков:

электро-теплоэнергия – 23 нарушений (в 2008 году – 19 нарушений);

газ – 1 нарушение (в 2008 году – 3 нарушения);

нефть и нефтепродукты – не выявлено нарушений (в 2008 году – 1 нарушение);

железнодорожный транспорт – 2 нарушения (в 2008 году – 2 нарушения);

автомобильный транспорт – 1 нарушение (в 2008 году – 3 нарушения);

воздушный транспорт, деятельность аэропортов – не выявлено нарушений (в 2008 году – 1 нарушение);

жилищно-коммунальное хозяйство – 8 нарушений (в 2008 году - 4 нарушения);

химическая промышленность – 3 нарушения (в 2008 году не выявлено нарушений);

машиностроительный комплекс – не выявлено нарушений (в 2008 году – 1 нарушение);

прочие сферы деятельности на товарных рынках – 2 нарушения (в 2008 году не выявлено нарушений).

Увеличение количества нарушений антимонопольного законодательства в 2009 году по сравнению с 2008 годом в сфере электро-теплоэнергии по сравнению с количеством нарушений в сфере транспортировки газа и газоснабжения обусловлено тем, что в Республике Башкортостан на рынке передачи электрической и тепловой энергии работают более 300 субъектов. И в основном допускают злоупотребление своим доминирующим положением субъекты, оказывающие услуги небольшому количеству потребителей, присоединенных (подключенных) к их сетям.  

Оказывают услуги в сфере транспортировки и поставки природного газа лишь два субъекта. Названные субъекты допускают нарушения антимонопольного законодательства, но их количество несравнимо меньше с количеством нарушений, допускающих субъектами, доминирующими на локальных рынках.  

В отрасли железнодорожного транспорта количество возбужденных и рассмотренных дел не изменилось.

Увеличение количества нарушений в сфере жилищно-коммунального хозяйства произошло в результате проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства. Появление новых хозяйствующих субъектов (управляющих компаний, ТСЖ) привело к установлению новых правовых взаимоотношений между субъектами данного рынка. Ситуация в сфере жилищно-коммунального хозяйства обусловлена как неурегулированностью действующим законодательством вопросов, касающихся порядка заключения договоров ресурсоснабжения, так и сложностями, возникающими у жильцов многоквартирных домов в отношениях с новыми управляющими организациями.

Увеличение дел в сфере химической промышленности обусловлено выявлением Башкортостанским УФАС России нарушений в данной сфере в ходе контрольных мероприятий и по результатам поступившего в адрес Башкортостанского УФАС России обращения хозяйствующего субъекта.

Причины роста количества выявленных нарушений в 2009 году по сравнению с 2008 годом - на динамику выявленных нарушений повлияли 2 фактора: увеличение количества обращений хозяйствующих субъектов и увеличение количества выявленных нарушений по инициативе управления.

Наиболее характерные виды нарушений:

установление, поддержание монопольно высокой цены товара – 1 нарушение;

навязывание невыгодных условий договора – 11 нарушений;

необоснованное сокращение или прекращение производства товара – 7 нарушений;

необоснованный отказ от заключения договора – 5 нарушений;

необоснованное установление различных цен (тарифов) на один товар – 3 нарушения;

создание препятствий доступу на рынок, выходу с рынка – 7 нарушений;

нарушение порядка ценообразования – 6 нарушений.

Наиболее характерное нарушение, как и в 2008 году - навязывание невыгодных условий договора (27,5 % выявленных нарушений статьи 10 Закона "О защите конкуренции").

В 2009 году возбуждено 41 дело по признакам нарушения статьи 10 Закона "О защите конкуренции" (в 2008 году – 33 дела).

 

1.2.2. Практика пресечения соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 11 Закона «О защите конкуренции»)

В 2009 году выявлено 10 нарушений статьи 11 Закона "О защите конкуренции" и возбуждено 10 дел по признакам нарушения статьи 11 Закона "О защите конкуренции"  (в 2008 году 6 нарушений и 6 дел).

Распределение выявленных нарушений и возбужденных дел по признакам нарушений статьи 11 в разрезе видов нарушений:

установление или поддержание цен (тарифов), скидок – 2 нарушения и 2 дела;

раздел товарного рынка – 6 нарушений и 6 дел;

навязывание невыгодных условий договора – 1 нарушение и 1 дело;

создание препятствий доступу на рынок, выходу с рынка – 1 нарушение и 1 дело.

 

1.2.3. Пресечение недобросовестной конкуренции (статья 14 Закона «О защите конкуренции»)

В 2009 году выявлено 17 нарушений статьи 14 Закона "О защите конкуренции" (в 2008 году – 10 нарушений).

Рост количества выявленных нарушений в 2009 году по сравнению с 2008 годом связан с ростом количества поступивших заявлений в 2009 году по заявлениям возбуждено 15 дел, в 2008 году – 8 дел).

На рост количества заявлений повлияли следующие факторы: обострение конкурентной борьбы на социально значимых рынках, на которых присутствует большое число хозяйствующих субъектов и развита конкуренция, обращения конкурентов на одном рынке поступают друг на друга.

В 2009 году возбуждено 19 дел по признакам нарушения статьи 14 Закона "О защите конкуренции" (в 2008 году – 11 дел).

Распределение возбужденных дел по видам нарушений:

распространение ложных сведений – 3 дела;

введение потребителей в заблуждение – 13 дел;

продажа товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности – 2 дела;

прочие нарушения – 1 дело.

Рост количества возбужденных дел в 2009 году по сравнению с 2008 годом связан с ростом количества поступивших заявлений (в 2009 году по заявлениям возбуждено 15 дел, в 2008 году – 8 дел).

 

1.2.4. Выявление и пресечение актов и действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 15 Закона «О защите конкуренции»)

В 2009 году затронуты антиконкурентными актами и действиями органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, следующие сферы:

связь

операции с недвижимым имуществом, включая землю;

торговля, общественное питание, бытовое обслуживание;

жилищно-коммунальное хозяйство.

Затронутые сферы, в основном, аналогичны сферам в 2008 году.

В 2009 году выявлено 186 нарушений статьи 15 Закона "О защите конкуренции" (в 2008 году – 210 нарушений).

Структура выявленных нарушений статьи 15 Закона "О защите конкуренции" по видам нарушений:

необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами – 4 нарушения;

указания о приоритетной поставке товаров, заключении договоров – 2 нарушения;

установление ограничений в выборе продавцов – 126 нарушений;

наделение хозяйствующих субъектов властными функциями – 5 нарушений;

прочие нарушения – 49 нарушений.

В 2009 году возбуждено 198 дел по признакам нарушения статьи 15 Закона "О защите конкуренции" (в 2008 году – 209 дел).

 

1.2.5. Выявление и пресечение соглашений и согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 16 Закона «О защите конкуренции»)

В 2009 году выявлено 129 нарушений и возбуждено 129 дел по признакам нарушения статьи 16 Закона "О защите конкуренции" (в 2008 году – 80 нарушений и 80 дел).

Рост количества выявленных нарушений и возбужденных дел обусловлен тем, что в силу особенностей конкурентной среды на рынке розничной торговли продовольственными товарами (а именно – наличие на данном рынке большого количества торговых сетей, торговых организаций и индивидуальных предпринимателей) администрациями городов и районов республики были заключены соглашения о сотрудничестве в целях обеспечения поддержки республиканских производителей с большим количеством хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по розничной торговле. По каждому из таких соглашений управлением были возбуждены дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Структура выявленных нарушений статьи 16 Закона "О защите конкуренции" по видам нарушений:

раздел товарного рынка – 126 нарушений;

ограничение доступа на рынок, выхода с рынка – 1 нарушение;

прочие нарушения – 2 нарушения.

 

1.2.6. Соблюдение антимонопольных требований к торгам (статья 17 Закона «О защите конкуренции)

В 2009 году выявлено 8 нарушений статьи 17 Закона "О защите конкуренции", в том числе со стороны органов власти – 8 нарушений (в 2008 году – 15 нарушений, в том числе со стороны органов власти – 14 нарушений).

Структура выявленных нарушений статьи 17 Закона "О защите конкуренции" по видам нарушений:

нарушение порядка определения победителя торгов – 1 нарушение в том числе со стороны органов власти – 1 нарушение;

необоснованное ограничение доступа к участию в торгах – 7 нарушений в том числе со стороны органов власти – 7 нарушений.

 

1.2.7. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (статья 17.1 Закона «О защите конкуренции»)

Башкортостанским УФАС России в 2009 году возбуждено 1 дело по признакам нарушения статьи 17.1 Закона "О защите конкуренции".

 

1.2.8. Особенности отбора финансовых организаций (статья 18 Закона «О защите конкуренции»)

В 2009 году выявлено 51 нарушение (в 2008 году – 41 нарушение) и возбуждено 52 дела (в 2008 году – 41 дело) по признакам нарушения статьи 18 Закона "О защите конкуренции", в том числе со стороны органов власти - 36 нарушений (в 2008 году – 36 нарушений) и 39 дел (в 2008 году – 391 дело).

 

1.2.9 Выявление и пресечение нарушений порядка предоставления государственной или муниципальной помощи

Башкортостанским УФАС России в 2009 году выявлено 2 нарушения и возбуждено 2 дела по признакам нарушения ст.ст. 19-21 Федерального закона "О защите конкуренции".

Вид нарушения - нарушения при предоставлении органами местного самоуправления земельных участков в аренду с целью производства сельскохозяйственной продукции.

Башкортостанским УФАС России в 2009 году рассмотрено 170 ходатайств о предоставлении государственной или муниципальной преференции, в результате рассмотрения ходатайств принято решение об удовлетворении 103 ходатайств, 2 – с введение ограничений, отказано в удовлетворении 47 ходатайств, в 18 случаях выдано уведомление заявителю, что согласие не требуется.

 

1.2.10. Повторность нарушения антимонопольного законодательства

В 2009 году количество повторных нарушений по статьям 10, 11 Закона "О конкуренции" незначительно снизилось по сравнению с 2008 годом (с 27,5 % в 2008 году к общему количеству нарушений по указанным статьям до 26 % к общему количеству нарушений по указанным статьям в 2009 году).

В 2009 году выявлены повторные нарушения по статье 14 Закона "О защите конкуренции", 11,7% к общему количеству нарушений по указанной статье. Повтор фактов недобросовестной конкуренции со стороны субъектов рынка связан с тем, что одно общество занимает доминирующее положение в Республике Башкортостан на рынке транспортировки газа и ТО ВДГО. Второе же общество занимает существенное положение на страховом рынке, а на рынке ОСАГО занимает доминирующее положение. Данное обстоятельство позволяет названным субъектам вести агрессивную политику в отношении конкурентов, в отдельных случаях, перерастающую в недобросовестную конкуренцию.

В 2009 году количество повторных нарушений по статьям 15, 16, 17, 18, 19-21 Закона "О конкуренции" увеличилось по сравнению с 2008 годом (с 22,9 % в 2008 году к общему количеству нарушений по указанным статьям до 52,2 % к общему количеству нарушений по указанным статьям в 2009 году). Основная причина увеличения количества повторных нарушений – значительное количество дел, возбужденных в 2009 году по признакам нарушения статьи 16 Закона "О защите конкуренции" (129 дел). Анализ дел, возбужденных Башкортостанским УФАС России по признакам нарушения статьи 16 Закона «О защите конкуренции», показал, что повторность нарушения антимонопольного законодательства связана с тем, что администрации муниципальных образований подписали Соглашения о сотрудничестве с хозяйствующими субъектами, расположенными в пределах административно-территориального образования, о поддержке республиканских товаропроизводителей. Предмет и условия Соглашений о сотрудничестве одинаковы, различие имеется только по хозяйствующим субъектам, т.к. соглашения двусторонние.

 

1.2.11. Практика изъятия незаконно полученного дохода хозяйствующими субъектами в федеральный бюджет

В 2009 году по результатам рассмотрения дел не принимались решения, в которых включены требования изъятия в федеральный бюджет незаконно полученного дохода хозяйствующими субъектами.

 

1.2.12. Анализ судебной практики по вопросу рассмотрения судами решений территориального органа в случае их обжалования

В 2009 году в результате рассмотрения 467 дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства принято 401 решение о наличии нарушений антимонопольного законодательства и выдано 494 предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

В 2009 году всего обжаловано 73 решения, из них признаны судом законными в полном объеме 9 решений, признано судом полностью недействительным 5 обжалованных решений, в стадии судебного обжалования находится 59 обжалованных решений.

 

1.3. Отдельные виды государственного антимонопольного контроля

1.3.1. Характеристика работы антимонопольного органа по государственному контролю экономической концентрации

(статьи 27, 28, 29, 30, 31 Закона «О защите конкуренции»)

В 2009 году рассмотрено 17 ходатайств и 11 уведомлений,  направляемых участниками хозяйственного оборота в соответствии с требованиями ст. 27-30 Закона "О защите конкуренции", тогда как в 2008  году было рассмотрено на товарном рынке 27 ходатайств и 44 уведомления. В отчетном периоде снизилось количество рассмотренных ходатайств и уведомлений и составило 39 %  к уровню 2008 года. Одной из основных причин снижения количества рассматриваемых сделок стали изменения, внесенные в Закон "О защите конкуренции" в июле 2009 года, в части увеличения пороговых значений активов, влияющих на необходимость согласия антимонопольного органа, а также увеличения пороговых значений активов компании, с которыми связывается обязанность уведомлять антимонопольный орган о сделках и иных действиях.

Следует отметить, что в отчетном периоде по сравнению с прошлым годом увеличилось количество ходатайств по получению в собственность, пользование или во владение  хозяйствующим субъектом основных производственных средств и (или) нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта; также увеличилось количество ходатайств и уведомлений по приобретению лицом (группой лиц) долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем одной третью долей в уставном капитале данного общества.

В 2009 году рассмотрено 423 уведомления о соглашениях финансовых организаций, достигнутых в любой форме, направление которых  предусмотрено статьей 35 Закона "О защите конкуренции".

В 2009 году было выдано 5 предписаний об осуществлении действий, направленных на обеспечение конкуренции, из них 4 – по результатам рассмотрений ходатайств и 1 – по результатам рассмотрения уведомления, тогда как в 2008 году количество предписаний составило 7 (3 – по результатам рассмотрения ходатайств и 4 – по результатам рассмотрения уведомлений).

Активность по приобретению крупных пакетов акций в 2009 году наблюдалась, в основном, в следующих отраслях: химия и нефтехимия, строительный комплекс, инвестиционная и консультационная сферы деятельности.

Рост экономической концентрации в Республике Башкортостан происходил  по  нескольким направлениям:

приобретение заинтересованными компаниями крупных пакетов предприятий и установление контроля над предприятием (в основном, через посредничество инвестиционных компаний);

создание  холдинговых компаний, в которых материнская компания становится 100% собственником акций (долей) дочерних компаний.

Экономическая концентрация посредством получения права распоряжаться более 10% основных производственных средств хозяйствующих субъектов в основном связана со следующими причинами:

приобретение производителями производственной базы;

закрепление прав собственности;

изъятие собственности из-под неэффективного управления.

 

Результаты проведенной работы по анализу товарных рынков: всего был проведен анализ 17 товарных рынков, из них:

8 – рынков с целью направления рекомендаций по развитию конкуренции;

9 – рынков в результате рассмотрения ходатайств и уведомлений, представляемых в Башкортостанское УФАС России в соответствии с требованиями статей 27-30 Закона "О защите конкуренции", и в ходе подготовки материалов для рассмотрения дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

 

1.3.2. Государственный контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов (статья 35 Закона «О защите конкуренции»)

В 2009 году хозяйствующими субъектами не подавались заявления в соответствии с частью 1 статьи 35 Закона "О защите конкуренции".

В 2009 году рассмотрено 423 уведомления о соглашениях финансовых организаций, достигнутых в любой форме, направление которых предусмотрено статьей 35 Закона "О защите конкуренции".

В рамках рассмотрения уведомлений, представляемых финансовыми организациями в соответствии с частью 9 статьи 35 Закона "О защите конкуренции" Башкортостанским УФАС России в случаях наличия в данных соглашениях условий, ограничивающих конкуренцию, выставлялись предписания, направленные на устранение нарушения антимонопольного законодательства, всего выдано 41 предписание.

В 2009 году Башкортостанским УФАС России возбуждено 6 дел по признакам нарушения статьи 35 Закона "О защите конкуренции", по всем делам приняты решения о признании нарушений, выданы предписания, которые исполнены.

 

1.3.3. Принудительное разделение или выделение хозяйствующих субъектов (статья 38 Закона «О защите конкуренции»)

Заявления о принудительном разделении или выделении хозяйствующих субъектов в соответствии с названной статьей Закона в 2009 году Башкортостанское УФАС России не рассматривало.

 

1.3.4. Государственный контроль в сферах естественной монополии

(статья 7 Федерального закона «О естественных монополиях»)

Башкортостанским УФАС России в 2009 году не рассматривались ходатайства и уведомления в соответствии с требованиями статьи 7 Федерального закона «О естественных монополиях».

 

1.4. Организация и проведение выездных проверок

В 2009 году было проведено 82 контрольных мероприятия по проверке органов местного самоуправления, из них 18 плановых выездных контрольных мероприятий (14 - в соответствии с планом контрольных мероприятий Управления и 4 плановые проверки на предмет соблюдения требований Федерального закона № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"). Все предусмотренные планом проведения контрольных мероприятий Управления проверки проведены.

В результате проведенных контрольных мероприятий на предмет соблюдения органами власти и хозяйствующими субъектами Закона "О защите конкуренции" было выявлено 22 нарушения антимонопольного законодательства и возбуждено 122 дела, из них: по статье 10 - 2 дела, по статье 11- 3 дела, по статье 15 – 70 дел, статье 16 – 1 дело, по другим статьям - 45 дел; по результатам рассмотрения дел выдано 101 предписание, привлечено к административной ответственности 6 юридических лиц и 2 должностных лица.

По результатам проведенных контрольных мероприятий на предмет контроля за соблюдением Федерального закона № 38-ФЗ "О рекламе" было выявлено 28 нарушений законодательства о рекламе  и возбуждено 28 дел, по результатам рассмотрений дел было выдано 11 предписаний и привлечено к административной ответственности 16 должностных лиц.

По результатам проведенных контрольных мероприятий на предмет соблюдения требований Федерального закона № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ и оказании услуг для государственных и муниципальных нужд" было выявлено 111 нарушений, возбуждено 16 дел. По результатам рассмотрения дел было выдано 10 предписаний и привлечено к административной ответственности 16 должностных лиц.

 

1.5. Применение статьи 178 Уголовного кодекса Российской Федерации

В 2009 году Башкортостанским УФАС России не принимались решения о передаче в правоохранительные органы материалов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в соответствии со статьей 178 Уголовного кодекса Российской Федерации.

 

Раздел 2. Контроль соблюдения законодательства об электроэнергетике

Количество принятых решений и поданных исков в суд о принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, совмещающих виды деятельности в сфере электроэнергетики (в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые  законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике»)

 

Действие

Количество

Количество принятых территориальным органом решений о принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, совмещающих виды деятельности в сфере электроэнергетики

2

Количество исполненных хозяйствующими субъектами решений антимонопольного органа о принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, совмещающих виды деятельности в сфере электроэнергетики

1

Количество исков, поданных антимонопольным органом в суд, в случае неисполнения решений о принудительной реорганизации

 

 

Согласно плану мероприятий по контролю за выполнением требований статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые  законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» (далее – Закон № 36-ФЗ) в 2009 году проведены 49 камеральных  проверок деятельности  хозяйствующих  субъектов,  совмещающих  куплю  - продажу электроэнергии с деятельностью по передаче электрической энергии по своим сетям, на предмет принятия решений об их принудительной реорганизации. В результате проверок было установлено:

38 хозяйствующих субъектов отказались от деятельности по купле-продаже электроэнергии в пользу Гарантирующего поставщика;

 

 

9 хозяйствующих субъектов формально соблюдают запрет на совмещение видов деятельности в электроэнергетике - объемы электрической энергии, ежемесячно передаваемые этими хозяйствующими субъектами (далее - поставщикам) по принадлежащим им электрическим сетям другим лицам, не превышают объемы ежемесячного собственного потребления электрической энергии при этом поставщиками плата за транспортировку электрической энергии не взимается. Таким образом, на эти хозяйствующие субъекты, не распространяются требования статьи 6 Закона №36-Ф3;

в отношении 2 хозяйствующих субъектов возбуждены дела по статье 6 закона №36-Ф3. При этом, одному из них выдано решение о принудительной реорганизации, решение исполнено, так как хозяйствующий субъект передал четырех субабонентов, на прямые расчеты за потребленную электрическую энергию к Гарантирующему поставщику.

В связи с изложенным, в 2009 году иски о принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, совмещающих виды деятельности в электроэнергетике, Башкортостанским УФАС России не подавались.

 

Раздел 3. Контроль рекламной деятельности

Башкортостанским УФАС России всего в 2009 году возбуждено и рассмотрено 246 дел по признакам нарушения законодательства о рекламе. Рассмотрено 99 поступивших заявлений о нарушении законодательства о рекламе, по результатам рассмотрения возбуждено 74 дела. По инициативе Башкортостанского УФАС России возбуждено 172 дела (70 % всех возбужденных и рассмотренных дел).

В результате рассмотрения 246 дел принято 200 решений о наличии нарушений (81% рассмотренных дел), выдано 90 предписаний о прекращении нарушения законодательства о рекламе, исполнено 89 предписаний.

В 2009 году обжаловано в суд 14 принятых решения, в результате рассмотрения все обжалованные решения признаны законными и обоснованными.

Башкортостанским УФАС России в 2009 году возбуждено и рассмотрено 181 дело об административных правонарушениях по статье 14.3 КоАП РФ (нарушение законодательства о рекламе.

По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях выдано 180 постановлений о наложении штрафов.

Обжаловано в суде и вышестоящему должностному лицу 17 постановлений о наложении штрафов. Результаты рассмотрения жалоб: 3 постановления о наложении штрафа отменено полностью; 1 постановление отменено с объявлением устного замечания.

 

Раздел 4. Контроль размещения заказов (Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд)

4.1. Работа территориального органа по рассмотрению жалоб участников размещения заказов

Комиссией по контролю за размещением заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан в 2009 году было рассмотрено 703 жалобы хозяйствующих субъектов и индивидуальных предпринимателей участников размещения заказа, что в 2,33 раза больше, чем в 2008 году.

Структурный состав поданных жалоб как на действия заказчиков, так и на действия конкурсных, аукционных и котировочных комиссий, специализированной организации распределился следующим образом: при размещении заказа для федеральных нужд – 200 поданных жалоб или 28,5,0% от общего количества, при размещении заказа для нужд субъекта Российской Федерации – 206 или 29,3,0 %, для муниципальных нужд - 297 или 42,2%. Следует отметить, что итоги деятельности Башкортостанского УФАС России по контролю за размещением заказа за 2009 год показывают о снижении поступления жалоб от участников размещения заказов для муниципальных нужд на 9,8 процентных пункта. Напротив, жалобы от участников размещения заказов для нужд субъекта Российской Федерации и федеральных нужд выросли соответственно на 2,3 и на 7,5 процентных пункта. По мнению, Башкортостанского УФАС России снижение количества жалоб от участников размещения заказа для муниципальных нужд объясняется не ростом законности на муниципальном уровне при размещении заказов, а  перерождением нарушений в области законодательства о размещении заказов в нарушения антимонопольного и уголовного законодательства: согласованные действия участников размещения заказа и согласованные действия заказчика и хозяйствующего субъекта. В Республике Башкортостан данная тенденция ярко выражена на муниципальном уровне. Кроме того, следует отметить и сложившиеся предпосылки по не допуску членами комиссий

На основании части 1 статьи 59 Закона о размещении заказов ФАС России возвращено 116 жалоб или 16,5% от общего количества поступивших жалоб. Участниками размещения, подавшими жалобы, на основании части 1 статьи 61 Закона о размещении заказов отозвано 64 жалобы или 9% от общего количества поступивших жалоб.

В результате рассмотрения по существу в 2009 году обоснованными признаны 352 или 67,3% жалобы, что на 4,3 % больше, чем в предыдущем году, и необоснованными  171или 32,7% жалоб. Таким образом, данные показатели свидетельствуют о продолжающемся росте правонарушений при размещении заказов.   

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по результатам рассмотрения жалоб по размещению заказов было выдано 287 предписаний об отмене протоколов, составляемых в процессе размещения заказов, а также о внесении изменений в конкурсные, аукционные документации и информационные извещения о размещении заказов. Процент исполнения предписаний, выданных по результатам рассмотрения жалоб, составил 96%, что на 2 процентных пункта выше, чем в 2008 году.

По результатам рассмотрения жалоб в 2009 году выявлено 627 нарушений. Такой вид нарушения, как необоснованный отказ в допуске участника составляет наибольший удельный вес в общей объеме выявленных нарушений – 22%, причем данный показатель снизился на 14 процентных пунктов по сравнению с прошлым годом. В тоже время, значительно выросло такое нарушение, как  необоснованный допуск участника размещения заказа, который составляет 10,7%. Отмечен и рост такого нарушения, как установление требований к участникам либо к заявке, противоречащих действующему законодательству. Данный показатель  в 2009 году вырос на 4 процентных пункта по сравнению с прошлым годом и составил 19%, установление критериев оценки победителя, противоречащих действующему законодательству. Следует отметить увеличение количества нарушений, заключающихся в несвоевременном размещении протоколов на сайте или их не размещение, удельный вес данного вида нарушения составляет 4,5%. Кроме того, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан установлены и иные нарушения законодательства о государственных закупках, такие как, несоответствие информации о размещении заказа в конкурсной, аукционной документации и в извещении о размещении заказа, нарушен порядок регистрации участников размещения заказа, нарушение порядка проведения аукциона, не соблюдение требований Закона о размещении заказов при составлении и оформлении протоколов размещений заказов и т.д.

В 2009 году снизилось количество обращений в Башкортостанское УФАС России о согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком). За отчетный период рассмотрено 25 обращений, что на 26,5%, чем в предыдущем периоде, из них в 5 случаях было принято решение об отказе в согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), что составляет 20 % от поданных на согласование материалов. Основной причиной отказа является не соответствие конкурсной, аукционной документации требованиям Закона о размещении заказов и просьба согласования без размещения заказа.

        

4.2. Работа по осуществлению проверочных мероприятий

В 2009 году Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан проведено 43 проверки соблюдения требований Закона о размещении заказов, что в 1,3 раза больше, чем в 2008 году. Было проведено 6 или  14% плановых проверок, внеплановых – 37 или 86%. Увеличение проведения внеплановых проверок обусловлено увеличением количества совместных проверок с органами МВД, поручений аппарата полномочного представителя Президента в Поволжском округе по Республике Башкортостан и т.д.

При осуществлении проверочных мероприятий проверено 110 размещений заказов, из них для федеральных нужд 46, для нужд субъекта Российской Федерации – 25, для муниципальных нужд – 39. Выявлено заказов с нарушениями 42, что составляет к общему объему проверенных размещений заказов 38%, что на 15,5 процентных пункта больше, чем в предыдущем периоде, количество выявленных нарушений при проведении проверочных мероприятий составило 111.

По результатам проведенных проверок Башкортостанское УФАС России выдано 16 предписаний, возбуждены и рассмотрены административные дела.

Основными нарушениями законодательства о размещении заказов, выявленными в результате контрольной проверочной деятельности в сфере размещения заказов являются: требования у участникам или к заявке, противоречащие Закону о размещении заказов, которые составляют 22,5 % от общего количества выявленных нарушений, необоснованный допуск участников размещения заказа - 8%, необоснованный не допуск участников размещения заказа – 4,5%, сокращение сроков подачи заявок – 2,7% и т.д.

 

4.3. Работа по ведению реестра недобросовестных поставщиков

В 2009 году в адрес Башкортостанского УФАС России поступило 36 обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, что на 10% больше, чем в 2008 году.

В связи с отсутствием  в документах, представленных   заказчиком фактов отказа победителя конкурса, аукциона, победителя в проведении запроса котировок, единственного участникам размещения заказа от заключения контракта  проведено 27 проверок по выявлению  факта уклонения участников размещения заказов от заключения государственных и муниципальных контрактов, что в 3,9 раза больше, чем в 2008 году.

В ходе проведенных проверок Комиссия  Башкортостанского УФАС России в 26 случаях не установила  фактов  уклонения от подписания  муниципальных  и государственных контрактов участников размещения заказа. Наиболее распространенными причинами отказа Башкортостанским УФАС России от включения в Реестр недобросовестных поставщиков нарушение Закона о размещении заказов со стороны заказчиков.

В 2009 году Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан включено в Реестр недобросовестных  поставщиков 7  поставщиков, из них 6 включено на основании приказа руководителя Башкортостанского УФАС России в связи с расторжением контрактов в судебном порядке.

 

4.4. Практика по выявлению административных правонарушений и привлечению к ответственности

В 2009 году Башкортостанским УФАС России возбуждено 168 дел об административном правонарушении, что в 1,2 раза больше чем в предыдущем году. Из них 12 дел  при размещении заказов для федеральных нужд, 37 - при размещении заказов для нужд субъектов Российской Федерации и 119 дел - при размещении заказов для муниципальных нужд.

По итогам рассмотрения дел об административных правонарушениях выдано 122 постановления о наложении административного штрафа на общую сумму 3 074 000 рублей.

Сумма уплаченного штрафа по постановлениям, не обжалованным и не отмененным судом, составляет 972 тыс. руб. или 35 % от суммы штрафов, подлежащих к взысканию.

Удельный вес выявленных в 2009г. административных правонарушений  распределился следующим образом: по ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ 28,5%, по ч. 1 ст.7.30 КоАП РФ – 25%, по ч.6 ст.7.30 КоАП РФ – 17.3%, по ч.8 ст.7.30 КоАП РФ – 7,1%, по ч.1.2 ст.7.32 – 6,5% и т.д.

По результатам рассмотрения жалоб и проведенных проверок наиболее часто встречающимися видами административных правонарушений являются: нарушение членами комиссии порядка отбора участников конкурса, аукциона, запроса котировок на право заключить государственный или муниципальный контракт, опубликование должностными лицами заказчика информации о размещении заказов с нарушениями требований Закона о размещении заказов; сокращение сроков подачи заявок;  нарушение сроков заключения контрактов. Также, выявлены случаи изменения должностным лицом заказчика условий контракта, не размещение информации в соответствии с Законом о размещении заказов.

 

4.5. Анализ судебной практики по вопросу рассмотрения судами ненормативных правовых актов ФАС России в сфере размещения государственного заказ

В 2009 году обжаловано 22 ненормативных правовых актов. Принято 16 окончательных правовых актов, в том числе одно по реестру недобросовестных поставщиков. Из вышеуказанного количества принятых окончательных правовых актов по 13 отказано в удовлетворении иска, в том числе по реестру недобросовестных поставщиков, что составляет 81,2 % от общего количества  принятых судебных решений.

По итогам рассмотрения дел об административных правонарушениях выдано 123 постановления о наложении штрафа. При этом, 38 постановлений о наложении административных штрафов обжаловано в суд. Из рассмотренных судом дел об обжаловании постановлений в 94,7%  или 36 случаях отказано в удовлетворении жалоб на постановление о наложении штрафа. 2 постановления о привлечении лиц к административной ответственности отменены судом, а производство по данным административным делам прекращено по причине истечения срока привлечения к административной ответственности.

В 2009г. Башкортостанским УФАС России по результатам рассмотрения жалоб было подано 2 исковых заявления о признании размещения заказа недействительным и расторжении государственного контракта. По данным искам окончательные судебные акты не приняты.

В 2009 году Башкортостанское УФАС России привлекалось в качестве третьего лица в трех судебных делах. По одному судебному делу решение не вступило в законную силу, по двум иски отозваны.

 

Раздел 5. Практика применения мер административной ответственности в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП)

В 2009 году возбуждено и рассмотрено 446 дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, из них 168 дел – за нарушение законодательства о размещении заказов, 182 дела – за нарушение законодательства о рекламе, 26 дел – за злоупотребление доминирующим положением, 16 дел – за заключение ограничивающих конкуренцию соглашений, 14 дел – за недобросовестную конкуренцию. Вынесено 5 постановлений в отношении должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления за нарушение антимонопольного законодательства. Общая сумма наложенного штрафа составила более 109 млн.рублей. 

 

Раздел 6. Работа по адвокатированию конкуренции в части предупреждения нарушений антимонопольного законодательства, а также законодательства о размещении заказов, законодательства о рекламе, законодательства о естественных монополиях

Башкортостанским УФАС России в 2009 году проводилась значительная работа по адвокатированию конкуренции: проведено 5 пресс-конференций, проведены "круглые столы", семинары по вопросам практики применения антимонопольного законодательства, законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд; более 170 материалов о деятельности управления вышло в печатных СМИ и Интернет, сделано более 60 выступлений на радио и телевидении.

Наиболее интересные мероприятия по адвокатированию конкуренции:

проведение пресс-конференций руководителя Башкортостанского УФАС России. В 2009 году проведены пресс-конференции заместителя руководителя ФАС России А.Ю.Цариковского, начальника Управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов ФАС России Ефимова В.В., заместителя руководителя ФАС России Субботина П.Т., начальника Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Нижегородцева Т.В., заместителя начальника Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Федоренко М.В. На пресс-конференции приглашаются и присутствуют представители органов исполнительной власти республики, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, представители деловых кругов, СМИ);

20.03.2009 проведение совместно с АНО "Региональный центр поддержки образования" консультационно-практического семинара по теме "Нововведения в антимонопольном регулировании" для представителей администраций городов и районов республики, комитетов по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по районам и городам, Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан, Министерства строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан. На семинаре были выступления по вопросам нововведений в антимонопольном регулировании, предоставления государственной и муниципальной помощи, особенностей порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества, антимонопольного контроля на рынке финансовых услуг, государственного регулирования деятельности естественных монополий;

01.04.2009 проведение совместно с АНО "Региональный центр поддержки образования" консультационно-практического семинара по теме "Актуальные вопросы управления в системе жилищно-коммунального хозяйства" для представителей предприятий ЖКХ. Выступления по вопросам развития конкуренции при управлении многоквартирными домами, по вопросам взаимодействия управляющих компаний с субъектами естественных монополий, оказывающих услуги по энергоснабжению;

21.05.2009 проведение совместно с Правительством Республики Башкортостан, ЦА ФАС России, Торгово-промышленной палатой Республики Башкортостан, Башкирским региональным отделением общероссийской общественной организацией малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ" семинар – совещания по вопросу развития конкуренции на рынке ритуальных услуг в Республике Башкортостан;

14.10.2009 проведение ознакомительного семинара для студентов кафедры национальной экономики Башкирского государственного университета о направлениях деятельности, функциях и полномочиях антимонопольного органа;

24 - 25 ноября 2009 года проведение совместно с Правительством Республики Башкортостан, ЦА ФАС России, Торгово-промышленной палатой Республики Башкортостан, Башкирским региональным отделением общероссийской общественной организацией малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ" республиканского научно-практического семинара "Помощь малым предприятиям в освоении современных подходов в сфере оказания социально-значимых бытовых услуг". Повестка дня семинара включает обсуждение следующих основных тем: перспектива создания саморегулируемых организаций в сфере оказания бытовых услуг как способа цивилизованного регулирования рынка; основные направления развития системы госзаказа и контроля за соблюдением законодательства при размещении заказов, по соблюдению антимонопольного законодательства при размещении государственных и муниципальных заказов;

18.12.2009 проведение совместно с Торгово-промышленной палатой Республики Башкортостан консультационного семинара "Актуальные вопросы правоприменения антимонопольными органами требований Федерального закона от 18.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе". В работе семинара участвовали представители рекламодателей и рекламораспространителей (в основном, представители средств массовой информации городов и районов республики). На семинаре состоялось выступление по темам: актуальные вопросы применения законодательства Российской Федерации о рекламе; общие и специальные требования к рекламе, особенности рекламы отдельных видов товаров; ответственность за нарушение законодательства о рекламе, правоприменительная практика; деятельность Экспертного Совета по применению законодательства о рекламе при Башкортостанском УФАС России;

Башкортостанское УФАС России совместно с Торгово-промышленной палатой Республики Башкортостан и Башкирским региональным отделением Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ" провело в декабре 2009 года круглые столы в ряде городов и районов республики с участием представителей органов местного самоуправления, малого и среднего бизнеса указанных и близлежащих районов. Проведен прием по личным вопросам граждан и предпринимателей по вопросам, входящим в компетенцию управления;

работа Экспертных Советов при Башкортостанском УФАС России (Экспертного Совета по применению законодательства о рекламе и Экспертного Совета по естественным монополиям);

работа Общественно-консультационного совета при Башкортостанском УФАС России;

участие в "круглых столах", курсах повышения квалификации для государственных и муниципальных служащих, проводимых в Башкирской Академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан;

проведение в Общественной приемной полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе по Республике Башкортостан и по месту нахождения управления приема граждан руководителем управления (или заместителями руководителя), по вопросам, входящим в компетенцию Башкортостанского УФАС России;

активное участие в различных семинарах, совещаниях, "круглых столах";

выступления руководителя управления на телевидении по актуальным вопросам антимонопольного законодательства, контроля законодательства о размещении заказов, контроля рекламной деятельности, контроля законодательства о естественных монополиях.